Реферат по предмету "Маркетинг"


Предпринимательство 9

--PAGE_BREAK--
Производственный кооператив – добровольное объединение физических лиц на основе членства для совместной производственной и хозяйственной деятельности, основанное на их личном участии. Уставной капитал складывается из взносов (паев). Число лиц не менее 5. Структура управления такая же, как и у ОАО (наблюдательный совет вместо совета директоров). Несут субсидиарную ответственность своим имуществом перед обязательствами кооператива. Преимущества: прибыль распределяется пропорционально трудовому участию, законодательством не ограничивается число членов кооператива, у всех имеются равные права в управлении кооперативом. Недостатки: число лиц не менее 5, субсидиарная ответственность.
УП – юридическое лицо, образованное на основе объектов государственной или муниципальной собственности, которые закрепляются за ними на праве хозяйственного ведения или оперативного управления. УП является неделимым. Собственники – лица с особенным статусом. УП на основании хозяйственного ведения – 1 учредитель, начальный капитал называется уставным фондом, органы управления имеют 2 уровня (учредитель, орган управления — директор), учредитель несет ответственность всем принадлежащим ему имуществом. УП на праве оперативного управления создается по приказу государства. Государство диктует цели, задачи. Государство – учредитель. И РФ несет ответственность по обязательствам деятельности этого предприятия.
Дочернее юридическое лицо – это юридическое лицо, управление которым преобладающе определяется другим юридическим лицом (основным или материнским).

Зависимое общество – если другое общество имеет 20 и более % голосующих акций или уставного капитала.

Представительство – обособленное подразделение юридического лица, расположенного вне места его нахождения. Оно представляет интересы и осуществляет защиту.

Филиал – обособленное подразделение, расположенное вне места его нахождения, и осуществляющие все функции юридического лица или только часть из них.

Ни представительство, ни филиал не являются юридическими лицами.
Лекция 5. 30 сентября 2009 г.

Цели предприятия.

Цель является изначальным элементом системы управления предприятием. Цель представляет собой будущее состояние системы.

Составляющие цели:
миссия; задача; стратегия; политика.
Миссией называют общую цель, показывающую устремление к чему-либо. Примиряем различные интересы участников предприятия. На основе миссии формулируются долгосрочные цели предприятия.

Задача – результат, который надо достигнуть за определенный плановый период.

Стратегия – способ или средство достижения долгосрочных целей. Она отвечает на вопрос, какие есть альтернативные способы достижения целей, какие варианты лучшего использования ресурсов.

Политика – касается категории средств для краткосрочных целей. Отвечает на вопрос, каким образом должны выполняться задачи.
Функции целей:
цели оправдывают существование и законность организации; цели регулируют поведение работников (они являются главным мотиватором); цели уменьшают неопределенность; цели являются стандартом для оценки работы членов организации.
Требования к целям:
они должны быть определены и сформулированы; они должны быть известны работникам и им понятны; цели должны быть приняты ими к исполнению; цели должны быть достижимы и реалистичны; цели должны иметь какое-то количественное выражение; они должны иметь сроки выполнения; они должны быть возможны для проверки и корректировки; они должны быть ценимы, т.е. их необходимо увязывать с системой вознаграждения.
Выдвижение цели отвечает на вопрос, что необходимо сделать, чтобы организация вышла на новый этап своего развития. При этом всегда необходимо увязывать цели и ресурсы предприятия и требования рынка.

Среди целей предприятия могут быть:
обеспечение жизнеспособности и финансового выживания предприятия; расширение или сохранение доли рынка; расширение продаж продукции и услуг; повышение престижа и т.д.
В качестве показателей  при выборе целей могут быть использованы следующие:
прибыль; затраты; сроки выполнения; вероятность успешного решения; прирост прибыли на рубль (вложенный капитал) за ограниченный период времени.


Планирование и реализация маркетинговых исследований.

Маркетинговые исследования всегда решают определенную проблему.

Требования:
достоверность; объективность; точность.
Масштаб исследований зависит от величины фирмы.

Основные виды исследований маркетинга:
исследование рынка; исследование потребительских свойств товара; исследование сбыта; исследование рекламы.
Порядок проведения маркетинговых исследований (5 этапов):
выявление проблем и формулирование целей исследований; отбор источников, сбор и анализ вторичной маркетинговой информации; планирование и организация сбора первичной информации; систематизация и анализ; предоставление результатов исследований в виде отчета.
1 этап.

Один из самых важных этапов, п.ч. правильно сформулированная проблема во многом определяет успех дальнейшего исследования. 2 варианта: когда проблема (цель исследования) четко сформулирована и наоборот. Во втором случае проводится предмаркетинговое исследование.

2 этап.

Источники информации – материалы законодательного и нормативного характера, отчеты различных исследовательских центров; издания академий, институтов, университетов; различные публикации, газеты, телерадиореклама.

3 этап.

Когда недостаточно данных для принятия решений. Включает ряд подэтапов:
определение объекта исследования;
объектом могут быть зрители, либо вообще рынок кинопродукции, вторичный рынок
определение структуры выборки; определение объема выборки.
4 основных метода сбора первичной информации:
наблюдение;
метод сбора информации за поведением наблюдаемого объекта без установления прямого контакта;

преимущество: простота; недостаток: нельзя установить внутренние мотивы поведения
эксперимент;
метод сбора информации о поведении объекта и  установление причинно-следственных связей; недостаток: трудно контролировать все факторы маркетинга
имитация;
сбор данных с помощью ЭВМ по заранее разработанной модели
опрос.
сбор информации путем установления контактов с объектами исследований; орудием исследований является анкета; недостаток: большая трата средств, трудовых ресурсов; 3 основных контакта: телефон, личное интервью, анкета; условия проведения: вопрос должен быть понятен и нельзя допускать двусмысленного толкования, вопросы не должны содержать двойного отрицания; вопросы не должны содержать таких слов как мало, редко, часто, очень часто; состав и последовательность должны иметь определенный порядок, нельзя допускать в вопросе праздный характер, необходимо предусмотреть несколько контрольных вопросов

4 этап.

Сбор, анализ всей информации.

5 этап.

Составляется отчет по всей маркетинговой компании в виде отчета с выводами и рекомендацией.
Лекция 6. Среда, 7 октября 2009 г.

Тема: Маркетинг.

В любой момент времени маркетинг можно рассматривать с трех позиций:

1)      Маркетинг как метод;
Систематический, опирающийся на современный инструментарий поиск решений.

2)      Маркетинг как принцип управления предприятием;
Ориентация на нужды потребителей.

3)      Маркетинг как средство.
Должны быть применены усилия по получению преимуществ у потребителей по сравнению с конкурентами.

Для маркетинговой деятельности представляют наибольшее значение четыре группы вопросов:

1)      Вопросы информации и анализ ситуации;

2)      Вопросы использования инструментов маркетинга;
Ценовая политика, распределение (дистрибьюция), коммуникация, реклама, работа с самим продуктом.

3)      Вопросы организации маркетинговой деятельности;
Во-первых, все службы признают главенство маркетинговой службы; во-вторых, высшие руководство – профи в области маркетинга.

4)      Вопросы контроля в области маркетинга.

1.      Предметом анализа является:
А) Рынок, как таковой;
 В его структуре: посредники, потребители, конкуренты, поставщики.
Б) Ситуация в мире;
В) Собственные возможности предприятия.

А. С помощью сегментирования рынка можно получить группы потребителей, которые однородны по каким-либо признакам или нуждам. Для каждой группы потребителей можно разработать свою маркетинговую программу. В качестве критериев сегментирования можно использовать половозрастные характеристики и проч.
Для анализа конкурентов необходимо оценить всех предпринимателей, которых можно отнести к кругу реальных или потенциальных конкурентов. Исследование конкурентов должно быть направлено на те же области, которые являются предметом анализа вашего предприятия (дабы обеспечить сравнимость информации).
Важными аспектами являются – возможные стратегии конкурентов, текущее положение конкурентов, финансовые возможности конкурентов, предпринимательская философия и культура, цели конкурентов. Этот анализ нужен для ответа на вопрос «как поведет себя конкурент», который состоит, по сути, из двух аспектов: целей конкурента и его современных стратегий.
Б. При анализе ситуации в мире важными аспектами являются: темпы инфляции, покупательная способность, доходы населения, национальный доход, совокупный общественный продукт. Действия государства: таможенные тарифы, налоги, регулирование денежной массы, ставка банковского процента по вкладу.
В. Анализ потенциала предприятия предназначен для проверки ресурсов и их соответствия направлениям стратегического плана. В рамках анализа должны быть учтены все сферы деятельности предприятия (сбыт продукции, кадры и т.д.). Источником этой информации является внутренняя документация предприятия.
Конкурентное преимущество.

Устойчивое конкурентное преимущество – это длительная выгода; применение некоторой уникальной, создающей потребительскую ценность стратегии, основанной на уникальной комбинации внутрифирменных ресурсов и способностей, которые не могут быть скопированы конкурентами.

Существует четыре критериев конкурентных преимуществ:

1.      Уникальность;

2.      Невозможность скопировать;

3.      Устойчивость;

4.      Применима в разных ситуациях;
Устойчивое конкурентное преимущество достигается путем непрерывного совершенствования и развития существующих, создания и развития способностей.

КП строится на основании двух способностей: отличительных и воспроизводимых. К отличительным способностям можно отнести: патенты, эксклюзивные лицензии, монопольные позиции, сильные бренды, сильные лидеры, знания и умения, корпоративные культуры, сильные партнеры. Воспроизводимые способности могут быть воспроизведены конкурентами: технические, финансовые, маркетинговые ресурсы, неисключительные лицензии.
Практическое задание, где в порядке убывания нужно расположить источники конкурентных преимуществ (опрос предприятий).

Международные связи, инновации, текучесть кадров, управление затратами, ценовая политика, сильный бренд, этические нормы, квалификация сотрудников, качество товаров.

Мой вариант:

Инновации, сильный бренд/международные связи, ценовая политика, качество товаров, управление затратами, квалификация сотрудников, текучесть кадров, этические нормы.

Правильный вариант:

Качество товаров, квалификация сотрудников, этические нормы, сильный бренд, ценовая политика, управление затратами, текучесть кадров, инновации, международные связи.
Деловая привлекательность продукта оценивается через три фактора: издержки, продажи и прибыли.
Установление цен на товары.


Различают четыре типа рынка:

1)      Рынок чистой конкуренции (множество продавцов и покупателей).
Характеризуется тем, что цена не меняется практически.

2)      Рынок монопольной конкуренции (множество продавцов и покупателей).
Характеризуется тем, что товар продается в широком диапазоне цен, так как товар отличается свойствами.

3)      Олигополистический рынок (малое количество продавцов, которые очень внимательно следят друг за другом с точки зрения ценовой политики).
Характеризуется тем, что новым покупателям сложно проникнуть на этот рынок.

4)      Рынок чистой монополии.
Характеризуется наличием одного продавца или совсем небольшого количества продавцов. Как правило, это государство или частное не- регулируемая монополия. Регулируемая монополия получает разрешение от государства продавать продукцию с учетом справедливой «нормы прибыли». В случае нерегулируемой монополии разрешается устанавливать любые цены, что таит в себе скрытую угрозу конкуренции и прямого регулирования государства.
Максимальная цена определяется спросом, а минимальная цена – издержками. Самый простой способ ценообразования заключается в начислении определенной наценки на себестоимость товара (средние издержки + прибыль). Второй способ основан на обеспечении целевой прибыли: («Цена» — «Себестоимость»)*«Количество проданного товара» = «Целевая прибыль» ((P-C)*Q= Пц). Третий способ основан на ощущаемой ценности товара. В этом случае основным фактором ценообразования является покупательское восприятие ценности товара, а не его издержки. Четвертый метод заключается в установлении цены на уровне текущих цен конкурентов. При этом используются такие неценовые факторы как бренд, психология (9999 руб.).
Лекция 14 октября 2009 г.

Эластичность спроса.

Схема 4.

Менеджмент на предприятии.

Применительно к предприятиям применяют такие понятия как контролинг, мониторинг (непрерывное наблюдение) и менеджмент. Существует 3 группы методов управления: экономические, организационно-административные и социально-психологические. Экономические – ведущие методы в управлении. К ним относится экономическое стимулирование, экономический анализ, хозрасчет, планирование (прогнозирование, моделирование). Хозрасчет – соизмерение доходов и расходов. Экономический анализ входит в число квалификационных требований к руководителю. Организационно-административные проявляются в виде организационного воздействия (реализуется в виде организационной структуры фирмы и в виде различных нормативов) и распорядительного воздействия (реализуется в виде приказа, распоряжения или устного указания). Социально-психологические методы управления осуществляются под действием не только объективных, но и субъективных факторов (воздействие на психику работника руководителя предприятия).

3 правила организатора:
организатор должен уметь добиваться того, чтобы работник творчески исполнял свою работу и самостоятельно ее совершенствовал организатор должен четко определить должностную компетенцию (задачи, обязанности, права каждого работника), указания давать конкретно и создавать условия, необходимые для их выполнения организатор должен уметь разумным образом использовать свое рабочее время, распределяя его с теми задачами, которые он должен решить
Мотивация деятельности.
Лекция 8. Среда, 21 октября 2009 г.

Тема: Лидерство и власть

Лидерство и власть подразделяется на два «столбика» личностная основа и организационная основа. К личностной основе относится: экспертная власть, власть примера, право на власть, власть информации, потребность во власти. К организационной основе относят: принятие решений, вознаграждение, принуждение, власть над ресурсами, власть связей.

Под экспертной властью понимают способность руководителя влиять на подчиненных в силу своей подготовки, уровня образования, опыт­­а и проч. Власть примера – способность руководителя влиять на подчиненных в силу своей харизмы, привлекательности. Право на власть – личный источник власти, связанный с занимаемой должностью. Власть информации исходит из возможности доступа к нужной и важной информации, и способности таким образом использовать ее, влияя на подчиненных. Потребность во власти может проявляться в потребности давать советы (настойчиво и назойливо).

Принятие решений проявляется во влиянии на процесс принятия решений (иначе называется лоббированием). Власть вознаграждения – влияние на поведение подчиненного через положительную компенсацию его усилий (премия, благодарность, повышение, отпуск и т.д.).  Принуждение – влияние на подчиненного через отрицательную компенсацию его усилий (выговор, взыскание, штраф). Власть над ресурсами представляет собой способность руководителя ограничить доступ к получению требуемых/дополнительных/необходимых ресурсов. Власть связей строится на способностях человека воздействовать на других людей через ассоциацию себя с какими-то влиятельными людьми.

Принятие решений в предпринимательстве

Этапы принятия решений:

1.  Осознание необходимости принятия решений;
Осознание проблемы, формулирование проблемы, определение критериев.

2.  Выработка решения;
Разработка альтернатив, оценка альтернатив, выбор альтернативы.

3.  Выполнение решения.
Организация выполнения решения, анализ и контроль, обратная связь и корректировка.
Типы задачи, которые руководитель должен решать:

1.  Цель ясна, необходимо решить с минимальными затратами ресурсов;

2.  Существует определенный объем ресурсов и нужно наилучшим образом их использовать;

3.  Нет определенной цели, нет ограничения по ресурсам.
Задачи и их решения получили название «линейное программирование».

W = f(xi, yj)

Xi – регулируемая величина, под которой понимаются пути, методы достижения цели.

Yj – нерегулируемая величина, под которой понимается объективные условия, которые могут произойти на протяжении планируемого периода и может оказать влияние на ожидаемый результат.

Существует три модели принятия решений:

1.      Модель в условиях полной определенности;
Применяется с одной нерегулируемой величиной и одним ее состоянием. Такая модель применятся для краткосрочных ситуаций (процессов), которые возникают каждый день. Решение такого рода задач занимает у руководителя большую часть времени.

2.      Модель принятия решений в условиях риска;
Применяется для ситуации, в которой несколько регулируемых и нерегулируемых величин. При этом имеется возможность установить вероятность наступления каждой нерегулируемой величины.



Регулирование величины xi

Нерегулируемые величины yj

Y1

Y2

Y3



Yn

P1

P2

P3



Pn

X1

X1y1p1

X1y2p2

X1y3p3



X1ynpn

X2

X2y1p1

X2y2p2

X2y3p3



X2ynpn

X3

X3y1p1

X3y2p2

X3y3p3



X3ynpn













xn

Xny1p1

Xny2p2

Xny3p3



Xnynpn



3.      Модель принятия решений в условиях неопределенности.
Элементы теории игр.



Регулирование величины xi

Нерегулируемые величины yj

Y1

Y2

Y3



Yn

X1

U11

U12

U13



U1n

X2

U21

U22

U23



U2n

X3

U31

U32

U33



U3n













xn

Un1

Un2

Un3



Unn



Критерии принятия решения в таких ситуациях:

a.      Максиминный критерий (критерий Вальда);
По этому критерию в каждой строке находят минимальное из чисел, а затем из этих минимумов выбирают максимум. Применяется в условиях, когда необходимо принять решения.





Д                С

ДР

Нет ДР

Купил цветы

10

8

Не купил цветы

2

5


b.     Критерий минимаксного сожаления (критерий Сэвиджа);
При использовании этого критерия элементом матрицы является не оценка использования критерия Uij, а показатель сожаления, который представляет собой разность между максимальным значением оценки, имеющимся в j-том столбце и величиной Uijдля рассматриваемого варианта действия.
z = maxUij– Uij





Д                С

ДР

Нет ДР

Купил цветы





Не купил цветы

8

5

c.      Метод макси-макса;
Предписывает выбор варианта, который имеет в каких-либо условиях самую высокую оценку. Для этого в каждой строке находят максимальное из чисел, а затем из этих максимумов выбирают наибольшее значение.

d.     Критерий Гурвица;
Учитывает как самый большой, так и самый маленький выигрыш. Показателем оптимизма лица, принимающего решения, является коэффициент, назначаемый между нулем и единицей. Для каждого варианта действий, которому соответствует строка матрицы, вычисляют взвешенное с помощью коэффициента альфа значение оценки.
Uαi=αmi+(1-α)Mi
Пример с цветами:
Показатель оптимизма = 0,4
8*0,4+0,6*10=9,2
2*0,4+0,6*5=3,8
Предпочтительным является вариант покупки цветов в любом случае.

e.     Критерий Лапласса;
В основе расчета этого критерия лежит предположение, что поскольку о вариантах условий обстановки ничего неизвестно, то можно ожидать их равновероятными. То есть для каждого варианта действий оценка рассчитывается как среднеарифметическое в i-той строке.
Uicp=Ui1+Ui2+Ui3+…+Uin/n
Пример с цветами:
10+2/2=9
2+5/2=3,5
Предпочтительным является вариант покупки цветов в любом случае.    продолжение
--PAGE_BREAK--
Лекция 28 октября 2009 г.

Финансовое обеспечение деятельности предприятия.

Источники денежных средств предприятия:
собственные: уставный капитал; прочие взносы; прибыль: фонд накопления, резервные фонды, распределяемая прибыль; заемные:
·         кредиты: банковские кредиты, кредиты иных юридических лиц;

·         выпуск облигаций.

Прибыль – основной источник денежных средств нормального предприятия.

Прибыль – это превышение доходов над расходами.

Кредит – основной источник заемных средств.

Облигации – особые долговые обязательства.

Определяя потребность в деньгах, предприниматель определяет, с какой целью и на какой срок эти деньги берутся, когда и какой объем средств необходимо будет вернуть, какой  объем денежных средств и когда он должен быть в наличии, существуют ли иные способы привлечения денежных средств.

Схема 5.

1 – денежные средства, вложенные в предприятие.

2 – прибыль, полученная в результате деятельности предприятия.

3 – денежные средства, реинвестируемые в предприятие.

4 – денежные средства, полученные на финансовом рынке.

5 – денежные средства на финансовое инвестирование.

6 – возврат кредитов.

7 – налоги в бюджет.
Планирование прибыли предприятия.

Прибыль – конечный финансовый результат деятельности.

Для всех предприятий существует единый принцип расчета прибыли: Пб = Поп + Пдп + Пвр.

Поп – прибыль от реализации основной продукции.

Пдп – прибыль от реализации дополнительной продукции.

Пвр – прибыль от внереализационных мероприятий (стоимость аренды, доходы по акциям, облигациям).

Затраты на производство продукции.

Входят:
все затраты, связанные с производством и сбытом, а именно затраты  на сырье, материалы, полуфабрикаты, топливо, энергию; затраты на оплату труда; затраты на поддержание оборудования в рабочем состоянии, амортизационные отчисления; затраты на социальные нужды; затраты на управление предприятием; затраты на оплату процентов по кредитам.
Совокупность всех затрат на производство продукции называется себестоимостью.

Калькуляция – это расчет себестоимости единицы продукции.

Состав и структура затрат и порядок их включения в себестоимость регулируются нормативными актами.

Бывают прямые и косвенные расходы. Часть затрат напрямую связана с производством продукции, например, затраты на материалы, ЗП. Они непосредственно напрямую формируют и включаются в себестоимость.

Косвенные (накладные) расходы – управленческие расходы. Их обычно распределяют пропорционально фонду заработной платы.

Есть также разделение на постоянные и переменные расходы. К постоянным расходам относятся расходы, которые не меняются в зависимости от изменения объемов производства (например, арендная плата). Переменные расходы наоборот – изменяются (ЗП, материальные расходы, энергия, топливо).

Точка безубыточность (порог рентабельности).

Схема 6.
Лекция 11 ноября 2009 г.

Финансирование без кредитования.

1. Лизинг – это операции по размещению движимого и недвижимого имущества, которые специально покупаются лизинговой компанией (лизингодатель), остаются в ее собственности, но отдаются в аренду лизингополучателю.

Схема 7.

Определение размера лизинговых платежей:
в зависимости от вида лизинга в зависимости от формы и способа выплат в зависимости от условий развития экономики
В условиях стабильной экономики лизинговые платежи Лп = А + Пк + Пком + Пу +НДС, где Пк – плата за кредитные ресурсы, Пком – комиссионные вознаграждения, А – амортизация, Пу – прочие услуги. Выручка от лизинговой сделки – сумма кроме НДС.

А = С*На*Тл/100.

На – норма амортизации.

С – стоимость объекта лизинга.

Тл – время действия лизингового договора.

Пк = Вк*Пс/100.

Вк – величина кредитных ресурсов, привлекаемых в лизинг.

Пс – кредитная ставка в процентах.

Вк = сумма (Сн + Ск)/2.

Сн и Ск – стоимость объекта лизинга на начало и конец года.

Пком = Вк*Пв/100.

Пв – ставка комиссионных вознаграждений.

НДС = В* 20/100.

Лв = Лп/Тл.

Лп – лизинговые платежи.

Лв – лизинговые выплаты.

Пример.

Условия договора: стоимость имущества – 72 млн. руб., срок – 2 года, На – 10 %, процентная ставка по кредиту, использованному лизингодателем на приобретение имущества – 50 %, величина использованных кредитных ресурсов – 72 млн. руб., процент комиссионного вознаграждения лизингодателю – 12 %, дополнительные услуги лизингодателя – 4 млн. руб. (консалтинг, обучение персонала, командировки), НДС – 20 %. Лизинговые взносы осуществляются ежеквартально, равными долями, 1ого числа 1ого месяца каждого квартала.

Расчет среднегодовой стоимости имущества.



Стоимость имущества на начало года

Сумма амортизационных отчислений

Стоимость имущества на конец года

Средняя стоимость имущества

 1 год

72

7,2

64,8

68,4

2 год

64,8

7,2

57,6

61,2

1 год:

А = 7,2

Пк = 68,4*50/100 = 34,2

Пком = 68,4*12/100 = 8,208

Пу = 4/2 = 2

В = 7,2 + 34,2 + 8,208 + 2 = 51, 608

НДС = 51,608*20/100 = 10,3216

Лп1 = 51,608 + 10,3216 = 61, 9296

2 год:

А = 7,2

Пк = 30,6

Пком = 7,344

Пу = 2

В = 47,144

НДС = 9, 4248

Лп2 = 56, 6328

Лп = Лп1 + Лп2 = 118, 5624

Лв =  118,5624/(2*4) = 14,82

2. Факторинг.

Если есть какие-то долговые обязательства от покупателя товара, то можно либо ждать поступления платежей, либо продать эти долговые обязательства и получить деньги немедленно. Занимаются этим факторинговые фирмы.

3. Франчайзинг – это предоставление предприятием (франчайзерам)  физическому или юридическому лицу (франчайзи) права на производство или продажу товаров или услуг под его фирменной маркой или под его технологией.

3 основных вида: товарный (это такой способ ведения бизнеса, при котором франчайзи покупает у ведущей компании право на продажу ее товаров с ее торговой маркой), производственный (передача технологии партнеру для производства продукции), деловой (фирма-франчайзер продает лицензию частным лицам на право открытия магазинов для продажи покупателям набора различных товаров и услуг).

Предмет договора – передача прав на использование торговой марки, лицензии или технологии.

В нем должно быть отражено:
полное описание бизнеса территория, на которой распространяется этот договор срок действия договора и условия распространения или продления условия и формы оплаты обязательства, которые берет на себя франчайзи (плата за использование лицензии)
+ франчайзинга:
сокращение расходов на исследование рынка сокращение расходов на разработку или приобретение сокращение расходов на документацию
Лекция от 18 ноября 2009 г.

Рентабельность продукции и предприятия

Оценка хозяйственной деятельности предприятия может производиться с помощью качественных и количественных показателей. Качественными показателями могут являться: широта охвата рынка, конкурентоспособность продукции, репутация предприятия и другие такого же типа. Количественные показатели могут состоять в оценке достижения заданных показателей, темпов их роста, уровня эффективности использования ресурсов предприятия.

10 показателей рентабельности:

1.      Чистая прибыль = Балансовая прибыль – Платежи в бюджет;

2.      Рентабельность продаж = Прибыль от реализации/Выручка от реализации;

3.      Рентабельность продукции = Прибыль от реализации/Затраты на производство продукции;

4.      Рентабельность собственного капитала = Чистая прибыль/Средняя величина собственного капитала;

5.      Рентабельность предприятия = Балансовая прибыль/Средняя стоимость имущества;

6.      Срок окупаемости инвестиций = Размер инвестиций/Чистая прибыль;

7.      Экономический эффект = Затраты на производство в базовом варианте – Затраты на производство в расчетном варианте;

8.      Экономическая эффективность = Прибыль/Производственные затраты;

9.      Производительность труда = Выручка от реализации/Среднесписочная численность работающих (руб./чел.);

10.   Фондоотдача = Выручка от реализации/Средняя стоимость основных фондов (руб./руб.);

11.   Оборачиваемость собственного капитала = Выручка от реализации/Средняя величина собственного капитала.

Бизнес-план

Бизнес-план помогает определить направление деятельности фирмы, сформулировать цели фирмы, выбрать товар или услугу, которая будет предлагаться фирмой; оценить материальные и финансовые возможности фирмы; получить кредит или привлечь инвестиции; оценить рыночное положение фирмы. Бизнес-план нужен для руководства фирмы, высшего управленческого персонала фирмы, акционерам, кредиторам и инвесторам.

Различают несколько видов бизнес-плана: бизнес план коммерческой идеи или предприятия (для инвестора или потенциального партнера), бизнес-план компании или фирмы (изложение перспектив развития; такой БП нужен для совета директоров, собрания акционеров), БП-заявка на кредит (для кредитных организаций), БП-заявка на грант (для различных фондов). БП должен писать руководитель предприятия, акцентируя внимание на тех или иных аспектах деятельности фирмы.

Строгой структуры БП не существует: если это крупный проект, то содержание одно; если проект мелкий, то БП будет попроще и т.д. Но тем не менее, в основном БП содержат следующие части:

1.      Резюме;
Находится вначале, но составляется последним разделом БП. Задача резюме заинтересовать потенциального инвестора на прочтение следующих частей БП. В этом разделе следует использовать: минимум специальных терминов, лаконичность, простоту и максимум информации о том, чем вы собираетесь поразить будущего покупателя. В этом разделе приводятся приблизительные финансовые показатели, расчет продаж и окупаемости.

2.      Продукт или услуга;
В этом разделе идет описание продукта. Фактически – какие потребности призван удовлетворить ваш, и чем он отличается от конкурентов. Необходимо отразить отличительные способности вашего продукта (дизайна, упаковки). Здесь вторично приводится примерные уровень цены и уровня затрат на производство.

3.      Оценка рынка сбыта;
По причине неадекватной оценки рынка сбыта проваливаются многие проекта, основанные на ошибочных БП. Оценка емкости рынка – первое с чего надо начать. Необходимо четко представлять кто, когда и зачем купит Ваш продукт.

4.      Конкуренция;
Вся информация о конкурентах: кто крупнейший производитель, уровень их цен и прочее. Лакировка действительности. Пробелы конкурентов – через их реализацию только и можно выйти на рынок.

5.      Стратегия маркетинга;
Содержание основных разделов плана маркетинга. Сюда входит: план дистрибьюции товара, ценообразование, реклама, методы стимулирования продаж (товар с подкреплением (обслуживание, софт и прочее)), формирование общественного мнения о фирме.

6.      План производства;
На каком предприятии будет производство: действующем/вновь создаваемом. Какое для этого потребуется оборудование, где его можно достать и на каких условиях. Какие ограничения возможны. Возможные издержки производства.

7.      Организационный план;
Какова будет организационная структура управления проектом, кто будет руководить определенными направлениями, откуда будут привлечены специалисты.

8.      Юридический план;
Указывается организационно-правовая форма реализации проекта.

9.      Оценка риска и страхования;
Возможен различный уровень анализа: для крупных и мелких проектов. Каковы предпосылки, сила воздействия на конечный результат.

10.   Финансовый план;
Этот план обобщает все предыдущие разделы БП в денежном выражении (стоимостном). Здесь приводится прогноз объемов реализации, баланс денежных расходов и поступлений, сводный баланс активов и пассивов предприятия, график достижения безубыточности.

11.   Стратегия финансирования;
План получения средств: сколько средств, кто, в какой форме может дать и когда будет возможность их вернуть. В том числе, когда инвестор получит назад свои деньги.

В каком случае БП отвергается по факту рассмотрения: низкая вероятность реализации бизнес-проекта; большие коммерческие риски; большой срок окупаемости; низкое соотношение выгоды/затраты.


Лекция 25 ноября 2009 г.

Управление рисками на предприятии.

Под риском будем понимать возможный размер убытков, то есть уменьшение стоимостного объекта собственности. В Гражданском Кодексе под убытками лица, права которого были нарушены, понимаются расходы, которые оно произвело или должно будет произвести для восстановления своих нарушенных прав; или же обесценивание объекта собственности вследствие его уничтожения, изменения характеристик (реальный ущерб); а также неполученные доходы, которые это лицо могло бы получить при обычных условиях.

Ждать нарушения прав можно от внешней среды, от отдельных субъектов и различных материальных вещей. Специальная область управления, которая занимается рисками, называется risk
management. Любое предприятия сталкивается с рисками в ходе своей работы. Такого рода риски носят названиепредпринимательских илихозяйственных. Задачей предпринимателя не является искать дело без риска, но минимизировать возможный риск. Две области, которые напрямую связаны с рисками – страховой и игорный бизнес.

Возможные источники рисков – непредвиденность конъюнктуры рынка, возможное изменение спроса, возможное изменение цен, поведение конкурентов, потребителей.

Схема классификации рисков:






— Природно-естественные

  — Экологические

— Политические                                   

— Транспортные

— Коммерческие

     (Имущественные, производственные, торговые)

Спекулятивные риски обусловлены тем, что рискуя можно что-то приобрести. Чистые риски связаны с потерями.

Имущественные риски связаны с частичной или полной потерей имущества (кража, халатное отношение). Финансовые риски обусловлены возможностью потерь финансовых ресурсов.

Субъективные факторы (регулируемые) называют те, которые имеют непосредственное отношение к данному предприятию, зависят от него.

К объективным (нерегулируемым) относят факторы независящие непосредственно от данного предприятия. К ним можно отнести инфляционные процессы, политические кризисы и прочее.

От предпринимателя требуется знать влияние на конечный результат различных рисков: в какой момент времени могут возникнуть, как могут повлиять на конечный результат и т.д.

Анализировать риски можно качественно и количественно. Цель качественного анализа: определить главные факторы риски и обозначить возможные области риска. Цель количественного анализа: численное определение размеров отдельного риска.  Для определения возможного уровня потерь чаще всего используют области риска и коэффициент риска. Область риска —  некоторая зона потерь, в границах которой эти потери не превышают некоторого установленного уровня. Обычно выделяют пять зон: безрисковая, минимального риска, повышенного риска, критического риска, недопустимого риска. Коэффициент риска  можно рассчитать как отношение максимально возможного убытка к общему объему финансовых ресурсов предприятия.

R = Imax/Ф, где Ф – финансовые ресурсы предприятия; Imax – максимально возможный убыток.

Виды финансово-экономических рисков:

1.      Риск неверного прогнозирования рынка;
Причины: отсутствие на фирме системы непрерывного прогнозирования рыночной среды.
Факторы: отсутствие на фирме специалистов по маркетингу и низкий уровень менеджмента предприятия.
Методы компенсации: привлечение специалистов по маркетингу, совершенствование управления предприятием, системы сбора и анализа экономической информации.

2.       Риск нереализации на рынке вашего товара или услуги;
Причины: изменение структуры и сокращение потребности в данном виде продукта, замещение данной продукции другим видом, моральное устаревание продукции, снижение доходов потребителей;
Факторы: появление новых технологий, технического прогресса; экономический спад; зависимость принимаемых потребителями решений от «личных условий договора».
Методы компенсации: диверсификация производства, диверсификация структуры сбыта, создание базы данных о возможных потребителях продукции, использование различных форм маркетинга, обмен акциями с традиционным потреблением продукции; информирование потенциальных потребителей о ваших производственных планах.

3.      Риск неполучения или несвоевременного получения оплаты за реализованную без предоплаты продукцию;

Причины: потребитель решает тратить деньги на другие цели; нет денег.
Факторы риска: кризисное состояние взаимных платежей, неожиданное повышение цен отдельными предприятиями, низкая правовая культура руководителей.
Методы компенсации: предоплата продукции, страхование у третьих лиц, различные залоги, метод перекрестного владения акциями.

4.      Риск отказа покупателя от оплаченной продукции и ее возврата;
Причины: несоответствие продукции к требованиям качества, невозможность использования потребителем данного вида продукции, решение потребителя переключиться на другой вид продукции.
Факторы риска: излишняя концентрированность предприятий на малом числе потребителей.
Методы компенсации: создание барьеров на пути переключения потребителей на другие виды продукции, в том числе могут быть применены меры горизонтальной интеграции; договор с конкурентами о разделе сфер влияния (необходимо иметь БД о потребителях (их запросы, бюджеты, процессы рынка)).

5.      Риск срыва собственных производственных планов/инновационных проектов;
Причины: недостаток финансовых средств, неблагоприятные «погодные» условия, несоблюдение технологии, технические аварии, забастовки.
Факторы риска: недостаточные затраты на развитие новых технологий, нестабильность цен, социальное неравенство (диапазон социального неравенства).
Методы компенсации: развитие технологической базы, развитие стратегии технологического развития и технологической безопасности, стратегия социального развития предприятия, и увязка этой стратегии с возможностями предприятия, создание стратегии технико-экономического резервирования ресурсов.

6.       Риск неполучения внешних кредитов или инвестиций.
Причины: неблагоприятное впечатление инвестор, кредиторов и проч. относительно перспектив и возможностей вашего предприятия; неожиданная утечка негативной информации, публикация порочащих предприятие сведений, выступление потребителей с критикой предприятия.
Факторы риска: утрата контроля за имиджем предприятия, активные действия недобросовестных конкурентов, низкие затраты на маркетинг.
Методы компенсаций: организация целенаправленного маркетинга, информирование потребителей и инвесторов о продукции предприятия, индивидуальная работа с акционерами.
Методы управления рисками (с целью его снижения)

1.      Уклонение;

a.      Отказ от ненадежных партнеров;

b.     Отказ от рисков проектов;

c.      Страхование рисков;

d.     Поиск гарантов.

2.      Локализация;

a.      Создание венчурных предприятий;

b.     Создание специальных структурных подразделений для выполнения рискованных проектов.

3.      Рассеивание;

a.      Распределение ответственности между участниками производства;

b.     Распределение риска во времени;

c.      Диверсификация инвестиций;

d.     Диверсификация видов деятельности.

4.      Компенсация;

a.      Стратегическое планирование деятельности;

b.     Прогнозирование внешней обстановки;

c.      Мониторинг социально-экономической и нормативно-правовой информации;

d.     Создание системы резервов;

e.     Активный целенаправленный маркетинг.

Принцип выбора метода управления рисками

1.      Нельзя рисковать большим, чем тебе может позволить капитал;

2.      Необходимо помнить о последствиях риска;

3.      Нельзя рисковать многим ради малого;

4.      Нельзя думать, что существует только одно решение.
    продолжение
--PAGE_BREAK--


Не сдавайте скачаную работу преподавателю!
Данный реферат Вы можете использовать для подготовки курсовых проектов.

Поделись с друзьями, за репост + 100 мильонов к студенческой карме :

Пишем реферат самостоятельно:
! Как писать рефераты
Практические рекомендации по написанию студенческих рефератов.
! План реферата Краткий список разделов, отражающий структура и порядок работы над будующим рефератом.
! Введение реферата Вводная часть работы, в которой отражается цель и обозначается список задач.
! Заключение реферата В заключении подводятся итоги, описывается была ли достигнута поставленная цель, каковы результаты.
! Оформление рефератов Методические рекомендации по грамотному оформлению работы по ГОСТ.

Читайте также:
Виды рефератов Какими бывают рефераты по своему назначению и структуре.

Сейчас смотрят :

Реферат О Конт как основатель позитивной социологии
Реферат Революция в Англии. Первая гражданская война
Реферат Разработка автоматизированной системы Отдел кадров средствами MS Access
Реферат The Paparazzi Essay Research Paper The PaparazziJoe
Реферат Работа с базами данных 2
Реферат Sam Adams Essay Research Paper Every so
Реферат Педагогічний малюнок на класній дошці в роботі вчителя початкових класів
Реферат Оценка инженерной защиты рабочих и служащих ОЭ
Реферат The Street Lawyer Essay Research Paper Plot
Реферат Гармонизация российских и международных стандартов аудиторской деятельности
Реферат Государство и общество Древней Руси
Реферат Основні риси перехідної економіки України
Реферат Монтаж двухтрубной системы отопления
Реферат Инновационная интерпретация физической культуры и спорта: от проблем к решению
Реферат Учет кредитных ресурсов и операционная деятельность банков сфере кредитования