Реферат по предмету "Маркетинг"


Маркетинг 24

--PAGE_BREAK--
9. Рынок товаров промышленного назначения.

Рыноктоваров промышл назначения — совокупн лиц и организаций, закупающих товары и услуги, которые используются при производстве других товаров или услуг, продаваемых, сдаваемых в аренду или поставляемых другим потребителям.

Основ отраслями деят, составляющ рынок товаров промышлен назнач, явл: 1)сельск, лесное и рыбноехозяйство,2) горнодобывающаяпромышленность,3)обрабатывающаяпромышленность,4) строительство, 5) транспорт, 6)связь,7)коммунальное хозяйство, 8)банковское, финансовое и страховое дело, 9) сфера услуг.

По размерам товарной номенклатуры и денежного оборота рынок товаров промышленного назначения превосходит соответствующие показатели рынка товаров широкого потребления.

Рыноктоваров промышленного назначенияобладаетопределенными характеристиками, которые резко отличают его от рынков товаров широкого потребления. Вот эти характеристики.

На нем меньше покупателей.Продавец товаров промышленного назначения, как правило, имеет дело с гораздо меньшим числом покупателей, чем его коллега, предлагающий товары широкого потребления.

Эти немногочисленные покупатели крупнее.Даже в отраслях со множеством производителей основная часть закупок приходится, как правило, на долю всего нескольких крупных покупателей. В таких отраслях, как производство автомобилей, телефонного и телеграфного оборудования, сигарет, авиационных двигателей и деталей к ним.

Эти покупатели сконцентрированы географически.Географическая концентрация производителей способствует снижению издержек. Продавцам товаров промышленного назначения необходимо следить за тенденциями усиления или ослабления географической концентрации.

Спрос на товары промышленного назначения определяется спросом на товары широкого потребления.

Спрос на товары промышленного назначения в конечном счете проистекает из спроса на товары широкого потребления. Ведь шкуры животных закупают потому, что потребители покупают туфли, кошельки и другие изделия из кожи. Если спрос на эти товары ослабнет, снизится спрос и на все товары промышленного назначения, используемые в процессе их производства.

Спрос на товары промышленного назначения неэластичен. Это означает, что изменение цен не влечет за собой сильных колебаний общего спроса. Обувщики вряд ли станут закупать намного больше кожи, если цена на нее упадет. С другой стороны, они вряд ли станут закупать ее намного меньше, если цена поднимется.

Спрос на товары промышленного назначения резко менятся.Спрос на товары и услуги промышленного назначения обычно меняется быстрее, чем на товары и услуги широкого потребления. Это особенно справедливо в отношении спроса на новое производственное оборудование.

Покупатели товаров промышленного назначения – профессионалы.

Товары для нужд промышленности закупают профессионально подготовленные агенты, которые всю свою рабочую жизнь учатся, как совершать закупки наиболее выгодным образом. Чем сложнее характер закупки для нужд промышленности, тем больше вероятность участия в процессе принятия решения о ней целого ряда лиц. Приобретением наиболее важных товаров обычно занимаются специальные закупочные комиссии, в состав которых входят технические эксперты и представители высшего руководства.

В процессе принятия решения покупатель товаров промышленного назначения подвержен множеству влияний. Некоторые деятели рынка считают, что основными оказываются влияния экономического порядка. По их мнению, покупатели благоволят к поставщику, запрашивающему минимальную цену или предлагающему лучший товар или наиболее комплексное обслуживание. Согласно этой точке зрения, продавцы товаров промышленного назначения должны концентрировать усилия на предложении покупателям явных экономических выгод.

Агенты по закупкам живо реагируют на мотивы личного характера, ищут содействия, внимания или возможностей снижения степени риска


10. Товары потребительского назначения, товары промышленного назначения, услуги.

Тов занимает основное место в комплексе маркетинга. Именно он должен удовлетворять реальные нужды и потребности  человека, а маркетинг призван помочь каждому производителю выявить и обеспечить их удовлетворение лучше, чем это делают конкуренты.

В маркетинге товаром  является  всякая  продукция  в  виде  физического объекта, услуги или идеи, которая предложена рынку для продажи  или  обмена.

Создаваемый продукт должен ответить на вопрос: для удовлетворения какой именно потребности  данный товар предназначен. Изготовленный  продукт может  быть предложен рынку, если имеет соответствующий уровень качества, эффективную упаковку, а так же марочное название. Представляемый  рынку  и  обладающий указанными  выше  свойствами продукт обычно называется товаром в реальном исполнении.

 Товары индивидуального потребления (потребительские товары).

 Это товары и услуги, приобретаемые  для удовлетворения своих личных потребностей, семейного или домашнего использования.

Потребительские товары обычно классифицируются с учётом поведения покупателей при их приобретении. В данном случае выделяют:

 товары повседневного спроса – это товары, которые покупаель приобретает без особых усилий в их выборе и без сравнения с  другими аналогичными товарами (мыло, сигареты, газеты и т.д.);

 товары тщательного выбора – это товары, которые потребитель в процессе покупки сравнивает между собой по показателям  пригодности, качества, цены, дизайна (одежда, мебель, электробытовые товары);

.престижныетовары – это товары, ради потребления которых значительная часть  покупателей  готова  приложить дополнительные усилия (обладают уникальными свойствами или имеют  марку  известной фирмы-производителя);

. товары пассивного спроса – это товары, о существовании которых потребитель знает, но не задумывается об их приобретении (покупаются тогда, когда возникает неожиданная  необходимость в них или предпринимаются значительные  маркетинговые  усилия, без которых продажа была бы не реальна). Такими товарами, в частности, являются могильные участки, надгробья и др.

Товары повседневного спроса, в свою очередь, подразделяются на

следующие группы:

. основные товары постоянного спроса ;

. товары импульсной покупки – это товары, которые покупаются  без всякого предварительного планирования и поисков(жев резинки, шокол батончики);

. товары для экстренных случаев – товары,  которые  приобретаются  при возникновении  острой  потребности  в  них  (например,  лекарства, зонтики в дождь и др.).

Товары промышленного назначения (средства производства).

Предназначаются для  использования  в  производстве  других  товаров  и услуг, для хозяйственной деятельности предприятия.

Товары производственного назначения могут быть  классифицированы  таким же  образом, как и потребительские  товары. При классификации обычно принимают во внимание участие этих товаров в процессе производства, а  также их относительную ценность. С учётом сказанного выделяют:

.основное и вспомогательное оборудование;

. сырьё, материалы и готовые детали;

 . полуфабрикаты;

 . стационарные сооружения;

. вспомогательные материалы и услуги.

Как потребительские, так и товары производственного назначения, в  свою очередь, могут быть классифицированы на отдельные группы.

    С  учётом  характера  потребления  и  воплощения  осязаемых  физических

характеристик могут быть выделены:

     . Товары длительного пользования, т.е. товары, используемые в  течении длительного периода (автомобили, электроника, станки, холодильники и др.);

     . Товары краткосрочного пользования – товары, потребляемые сразу или в несколько приёмов (зубная паста, напитки, хлеб, мыло);

 .Услуги – любые мероприятия, выгоды  или действия, которые обеспечивают удовлетворение конкрет потребностей, в основном не осязаемые и не связанные с собственностью (примерами могут быть: стрижка в парикмахерской, консультации врача, учёба в вузе).


11.
Рынок госпредприятий.


Предприятие, основные средства которого находятся в государственной собственности, а руководители назначаются или нанимаются по контракту государственными органами. Если государственное предприятие является бюджетным, то оно финансируется из средств государственного бюджета. Предприятия, находящиеся в непосредственном ведении государственных органов, называются казенными.

Рынок государственных учреждений составляет федеральное правительство, региональные органы власти, закупающие или арендующие товары, необходимые для выполнения своих основных функций по производству власти.

Закупки от имени государственных учреждений включают в себя самые разнообразные товары и услуги, которые по мнению избирателей, необходимы для достижения стоящих перед страной целей (вооружение, мебель, погрузочно-разгрузочное оборудование, горючее и т.п.). То есть государство представляет огромный рынок для любого производителя или промежуточного торговца.

Особенностью государственных закупок является сокращение расходов налогоплательщиков, т.е. приобретение товаров по самым низким ценам.

От имени государства в принятии решений о закупках участвуют государственные закупочные органы федерации, правительство регионов (республик, областей) и местные власти.

Существуют закупочные организации по закупкам отдельно для гражданских и для военных целей.

Особенностью осуществления государственных закупок является необходимость оформления большого числа документов (больше подписей) в результате чего затягивается процесс выдачи заказа.


12.
Тенденции мировой экономики, вызвавшие возникновение и развитие теории маркетинга.


Собственно теория маркетинга возникла в США во второй половине XIX в.; экономические кризисы того времени заставили американских ученых заговорить о «хронической проблеме перепроизводства» и несоответствии существовавшей тогда системы обращения товаров и услуг возросшим запросам по организации сбыта продукции.

Обострение проблемы реализации происходило на фоне коренных сдвигов на рынке, связанных со стремительным развитием монополий. В этих условиях многое изменилось в сфере обращения; Достигнутые масштабы производства позволяли монополистам применять различные методы учета емкости рынка, осуществлять в определенных пределах его прямое и косвенное регулирование.

Маркетинг как теоретическая концепция был призван осмыслить все эти радикальные перемены. Но коль скоро крупные фирмы получили возможность до известных пределов воздействовать на рынок и потребителя, регулировать экономические отношения, в которые они вступают как поставщики товаров, встала вполне конкретная задача– разработать инструментарий такого регулирования.

Первые учебные курсы маркетинга были открыты в 1901/02 учебном году в Иллинойском и Мичиганском университетах США. Хотя они носили в основном описательный характер, все же были выделены в самостоятельную учебную дисциплину. Курсы содержали характеристику и описание основных приемов сбытовой деятельности предприятий, операций оптовых и розничных торговцев. Особое внимание было уделено вопросам рекламы, специфике реализации товаров различного направления.

Популярность курса маркетинга росла, и вскоре он стал составной частью программы подготовки будущих бизнесменов. В 1908 г. была основана первая коммерческая исследовательская фирма по проблемам маркетинга. В 1911 г. появились первые специализированные отделы маркетинга в управленческих аппаратах крупных компаний. В 20-е гг. в США создается Национальная ассоциация преподавателей маркетинга и рекламы, которая затем вошла в состав Американской ассоциации маркетинга, сформированной в 1937 г.

Качественно новый виток в развитии маркетинга, по мнению специалистов, приходится на 60–80-е гг. Это связано с переходом экономически развитых стран от индустриального к постиндустриальному периоду. Последний характерен тем, что производство перестает быть массовым, крупносерийным, а все больше ориентируется на индивидуализированные запросы потребителей, рынки все более дифференцируются, возможности снижения издержек на предприятиях ограничиваются, растет число небольших предприятий, существенно повышается роль научно-технической информации

В этих условиях стало ясно, что прибыль предприятия зависит уже не только и не столько от снижения издержек собственного производства, а в значительной мере от того, какое внимание уделяется исследованию рынка и конкурентов, качеству товара и организации его успешного продвижения на рынок.


13.      
Рынок промежуточныхпродавцов.


Рынок промежуточных продавцов — совокупность лиц и организаций, приобретающих товары для перепродажи или сдачи их в аренду другим потребителям с выгодой для себя.

Товары приобретаются промежуточными продавцами как для перепродажи, так и для обеспечения бесперебойного функционирования их собственных предприятий. Закупки для себя осуществляются промежуточными продавцами в их роли производителей.

Среди товаров, не попадающих в руки промежуточных продавцов, выступают изделия тяжелого машиностроения, сложное оборудование, изделия, выполненные по индивидуальным заказам, а также товары, продаваемые по системе прямой почтовой рассылки или по принципу торговли вразнос.

Промежуточный продавец должен сделать выбор поставщиков, цен, ассортимента. Ассортимент может быть замкнутый (один товар одной фирмы), насыщенный (товары разных марок), широкий (разнообразие товаров) или смешанный (совокупность различных товаров).

В принятии решения о закупках товаров для перепродажи в мелких семейных фирмах занимается сам владелец, в крупных фирмах — специальные работники.

Универмаги, универсамы, оптовые продавцы и т.п. осуществляют закупку по-разному. В отношении новых товаров окончательное решение за промежуточными продавцами о закупке — аналогично процедуре покупки товаров промышленного назначения.

Решение по стандартным товарам принимается по мере истощения запаса на них методом очередного повторного заказа.


14.
Позиционирование товара на рынке.


Позиционирование товара представляет собой комплекс мер и приемов, с помощью которых в сознании целевых потребителей данный товар занимает по отношению к конкурирующим товарам собственное, отличное от других место, включая формирование конкурентоспособной позиции и комплекс детализированного маркетинга.

Позиционирование в теории рассматривается в двух аспектах:

1 С помощью стремления максимально приблизить товар к потребителю, найти наиболее оптимальное размещение товара на рынке.

2 выбор самой выгодной позиции товара в товарной выкладке.

Основная стратегия позиционирования заключается в выявлении такой группы потребителей, у которых фирма сможет пользоваться преимуществом, а в дальнейшем и позиционировать себя на этом рынке.

Первый шаг позиционирования представляет собой дифференциацию маркетингового предложения фирмы, т.е. данный товар фирмы должен быть более ценным для потребителя, чем товар конкурентов. Таким образом с помощью методов позиционирования потребителям необходимо внушить, что этот товар создан специально для них и чтобы он идентифицировался с идеалом последних.

Методы позиционирования:

1.   на базе определенных преимуществ товара, на базе удовлетворения определенных потребностей

2.   с помощью устойчивых представлений о товаре

Стратегии позиционирования:

1 укрепление торговой марки в сознании потребителей

2 изыскание новой незанятой позиции

3 потеснение или вытеснение из сознания потребителей конкурентов

Отличительные особенности, которые фирме желательно учитывать при позиционировании товара:

1 значимость (ценность)

2 характерность (специфичность)

3 превосходство (преимущества)

4 наглядность (очевидность)

5 защищенность от подделок

6 доступность

7 прибыльность.


15.Теория сегментации рынка. Критерии сегментации.

Основой всей системы планирования в условиях рынка является прогнозирование сбыта.

 Поэтому первой задачей руководства фирмы является определение объема продаж в соответствии со спросом и только на основе оценки рынка сбыта можно приступать к планированию производственной и финансовой деятельности фирмы.

Оценка рынка сбыта — комплекс мероприятий, направленный на исследование торгово-сбытовой деятельности предприятия, и изучение всех факторов, влияющих на процесс производства и продвижения товара от производителя к потребителю. Каждое предприятие осознает, что его товары не могут нравиться всем покупателям сразу, поэтому с помощью маркетинга руководство предприятия на основе информации о потенциальных потребителях, регионах, в которых имеется спрос, ценах, которые потребители готовы заплатить за товар, о каналах сбыта, о конкуренции определяет сегмент рынка сбыта.

Сегмент рынка — это его часть, определенная особым образом, которая может быть эффективно обслужена предприятием.

Объектами сегментации рынка сбыта являются: группы потребителей; группы продуктов (товаров, услуг); предприятия (конкуренты).

Сегментация рынка по группам потребителей- это группировка потребителей по каким-либо признакам, в той или иной степени определяющим мотивы их поведения на рынке.

Сегментация рынка по группам продуктов — это производная от сегментации рынка по группам потребителей, учитывает запросы и предпочтения потребителей по качественным характеристикам продукта (товара, услуг).

Сегментация по предприятиям (конкурентам) — это группировка конкурентов по факторам конкурентоспособности в продвижении на рынок.

Сегментация рынка производится по критериям и признакам.

Критерий — способ оценки выбора того или иного сегмента рынка для продуктов или предприятия (конкурента).

Признак- это способ выделения данного сегмента на рынке.

Наиболее распространенными критериями сегментации являются: емкость сегмента, по которой определятся число потенциальных потребителей и, соответственно, необходимые производственные мощности; каналы распространения и сбыта продукции, позволяющие решить вопросы о формировании сети сбыта; устойчивость рынка, позволяющая сделать выбор о целесообразности загрузки мощностей предприятия; прибыльность, показывающая уровень рентабельности предприятия на данном сегменте рынка; совместимость сегмента рынка с рынком основных конкурентов, позволяющая оценить силу или слабость конкурентов и принять решение о целесообразности и готовности внесения дополнительных затрат при ориентации на таком сегменте; оценка опыта работы конкретного персонала предприятия (инженерного, производственного или сбытового) на выбранном сегменте рынка и принятие соответствующих мер; защищенность выбранного сегмента от конкуренции.


16.
Основные понятия и определения маркетинга. Определение маркетинга.


В основе термина  “маркетинг“  лежит слово “market“, что означает рынок.  Поэтому  маркетинг – это единый комплекс организации производства и сбыта товара (услуги), направленный на выявления и удовлетворение потребности конкретной группы потребителей с целью получения прибыли.

Ключевые понятия маркетинга таковы:    Потребность,  желание,  спрос, товар и обмен.

Потребность — рождена чувством нехватки чего–либо. Потребности такие, как потребность жилья,  безопасности,  причастность к группе не создаются ни обществом, ни маркетингом — они  присущи  человеку.

Желание – это предпочтительный  способ   удовлетворения   нужды.   Число потребностей ограничено, желания различны  и  бесконечны.  Желания  являются объектом принятия под  влиянием  социальных  институтов,  таких  как  семья, школа,  место  работы. 

Спроc  — потребность, подкрепленная покупательной способностью. Спрос соответствует желанию  купить какой-либо  товар.Это желание поддерживается  волей.

Товар – это то, что может удовлетворить потребность и предлагается рынку с целью продажи.

Обмен – это акт получения чего–либо взамен на что–либо.

Коммерческий обмен двух сторон ценностями есть сделка.

Иерархия потребностей по Маслоу такова: 1. Физиологические потребности — фундаментальны  и  будучи  удовлетворенными перестают быть главными факторами мотивации и более не влияют на поведение. 2.  Потребность самосохранения  (п-ть  в  безопасности) — это  физическая безопасность, психологическая безопасность (консервация психической структуры личности). 3. Социальные потребности. Люди — существа социальные и ощущают  потребность объединяться  в  группу,  взаимодействовать  с себе подобными,   ощущают потребность любить и быть любимыми. 4. Потребность в уважении (признании, статусе) — важно,  как  нас  оценивают другие. 5. Потребность в самоутверждении, саморазвитии, самореализации.

Товары, разрабатываемые для   удовлетворения потребностей, необходимо соответствующим образом планировать в соответствии с иерархией потребностей.

    продолжение
--PAGE_BREAK--
17. Разработка новых товаров: два направления разработки.

Этапы разработки товаров.

       2 направления разработки новых товаров: модификация существующих товаров; разработка абсолютно нового товара.

Нужно отметить, что новаторство может быть  весьма рискованным делом. Риск – возможность неблагоприятного исхода, то есть не получение инвестором ожидаемой прибыли.

Этапы разработки товаров: 1.Формирований идей. Источниками идей могут быть потребители (их нужды, потребности), новые разработки ученых, торговый персонал, постоянно находящийся в контакте с покупателями, фирмы маркетинговых исследований и т.д. 2.Отбор идей. Цель отбора – как можно раньше выявить и отсеять непригодные. Для каждого товара дается его описание, целевой рынок, конкуренты, прикидки относительно размеров рынка, цены товара. 3.Разработка замысла и его проверка. Важно провести четкое различие между идеей, замыслом и образом товара. Идея товара – это общее представление о возможном товаре, который фирма могла бы, по ее мнению, предложить рынку. Замысел  — проработанный вариант идеи, выраженный значимыми для потребителя понятиями. Образ товара – конкретное представление, сложившееся у потребителей о реально существующем или потенциальном товаре.

Разработка стратегии маркетинга: 1. Описание величины, структуры и поведения целевого рынка, предполагаемого позиционирования товара, показателей объема продаж, доли рынка и прибыли на несколько ближайших лет. 2. Общие сведения о предполагаемой цене товара, о подходе к его распределению, смете расходов на маркетинг в течение первого года. 3. Перспективные цели по показателям сбыта и прибыли, а также долговременный подход к формированию комплекса маркетинга.

1.Разработка товара. 2.Разработка прототипов товара и выявление удовлетворяющего требованиям. 3.Испытание в рыночных условиях. Пробный маркетинг. 4.Развертывание коммерческого производства. Решение принимается на основе информации о пробных испытаниях.


18. Признаки сегментации. Выбор целевых сегментов рынка.

Сeгмeнтaция — этo пpoцecc выявлeния нa pынкe и пpoфилиpoвaния oтдeльныx гpyпп пoкyпaтeлeй, иcпытывaющиx пoтpeбнocть в oпpeдeлeннoм тoвape или ycлyгe. Пpoфилиpoвaниe — ycтaнoвлeниe oтдeльныx xapaктepиcтик (кpитepиeв), oбъeдиняющиx пoтpeбитeлeй в caмocтoятeльныe гpyппы.

Пpи paздeлeнии pынкa нa oтдeльныe ceгмeнты нeoбxoдимo coблюдaть pяд ycлoвий: чeткocть oчepтaний ceгмeнтa — ключeвыe xapaктepиcтики ceгмeнтa дoлжны чeткo oтличaтьcя oт xapaктepиcтик cмeжныx ceгмeнтoв; дocтyпнocть — выдeлeнный ceгмeнт дoлжeн быть дocтyпeн для cбopa нeoбxoдимoй pынoчнoй инфopмaции; вeличинa — ceгмeнт дoлжeн быть дocтaтoчнo бoльшим, чтoбы oбecпeчивaть дoxoднocть фиpмы; пpoзpaчнocть — ceгмeнт дoлжeн быть дocтyпeн для иcпoльзoвaния в нeм эффeктивныx мeтoдoв cбытa.

Пpoцecc ceгмeнтaции имeeт для фиpмы cтpaтeгичecкoe знaчeниe, пocкoлькy пpивoдит к oпpeдeлeнию oблacти ee дeятeльнocти и к идeнтификaции фaктopoв, ключeвыx для дocтижeния цeли. Кaждaя фиpмa, выxoдящaя нa pынoк, дoлжнa oпpeдeлить для ceбя, бyдeт ли oнa пpeдлaгaть тoвapы и ycлyги для вcex вoзмoжныx пoтpeбитeлeй, либo cфoкycиpyeт cвoи ycилия нa oтдeльныx цeлeвыx гpyппax, пpeдлaгaя peшeния, aдaптиpoвaнныe к cпeцифичecким пpoблeмaм.

С этoй тoчки зpeния вoзмoжны тpи видa cтpaтeгии мapкeтингa: 1.мaccoвый — вид мapкeтингa, кoтopый xapaктepизyeтcя мaccoвым пpoизвoдcтвoм и мapкeтингoм oднoгo пpoдyктa, пpeднaзнaчeннoгo cpaзy для вcex пoкyпaтeлeй; 2.пpoдyктнo-диффepeнциpoвaнный — вид мapкeтингa, кoтopый xapaктepизyeтcя пpoизвoдcтвoм и мapкeтингoм нecкoлькиx пpoдyктoв c paзличными cвoйcтвaми, пpeднaзнaчeнныx для вcex пoкyпaтeлeй, oднaкo paccчитaнныx нa paзныe иx вкycы; 3. цeлeвoй мapкeтинг — вид мapкeтингa, кoтopый xapaктepизyeтcя тeм, чтo ocyщecтвляeтcя пpoизвoдcтвo и мapкeтинг пpoдyктoв, paзpaбoтaнныx cпeциaльнo для pынoчныx ceгмeнтoв.

Сeгмeнтaция pынкa мoжeт быть пpoвeдeнa нa ocнoвe paзличныx кpитepиeв, выбop кoтopыx пpeдoпpeдeляeтcя нaзнaчeниeм тoвapa. Для pынкoв пoтpeбитeльcкиx тoвapoв чaщe вceгo иcпoльзyютcя cлeдyющиe пpизнaки: дeмoгpaфичecкиe — вoзpacт, пoл пoтpeбитeлeй, paзмep и жизнeнный цикл ceмьи, кoличecтвo дeтeй; coциaльнo-экoнoмичecкиe — poд зaнятий, oбpaзoвaниe, ypoвeнь дoxoдoв, coциaльнaя пpинaдлeжнocть; пcиxoгpaфичecкиe — cтиль жизни, ocoбeннocти личнocти; пoвeдeнчecкиe — пoвoд coвepшeния пoкyпки, иcкoмыe выгoды, интeнcивнocть пoтpeблeния, cтaтyc пoльзoвaтeля.

Для тoвapoв пpoизвoдcтвeннoгo нaзнaчeния выдeляют cлeдyющиe пpизнaки ceгмeнтaции: oтpacлeвaя пpинaдлeжнocть и cфepa дeятeльнocти; paзмep пoтpeбитeлeй-opгaнизaций; cпeцификa opгaнизaции зaкyпoк — oбъeм и пepиoдичнocть зaкaзoв, cpoки пocтaвки, ycлoвия oплaты, фopмa взaимooтнoшeний.

В кaчecтвe yнивepcaльнoгo пpизнaкa ceгмeнтaции выcтyпaeт гeoгpaфичecкий пpизнaк — вeличинa peгиoнa, плoтнocть и чиcлeннocть нaceлeния, климaтичecкиe ycлoвия, oтдaлeннocть oт пpeдпpиятия-изгoтoвитeля

При выборе целевых сегментов рынка фирме необходимо решить: 1) сколько сегментов следует охватить; 2) как определить самые выгодные сегменты


19.Классификация товаров. Товарный ассортимент и номенклатура.

Товар  — все, что может удовлетворить нужду или потребность и предлагается рынку с целью привлечения внимания, приобретения, использования и потребления.

Тoвap в мapкeтингe paccмaтpив в тexнoлoгич, экoнoмич и пcиxoлoгичecкoм acпeктax. В тexнoлoгичecкoм acпeктe пoд тoвapoм пoнимaeтcя oбъeкт, oблaдaющий paзнooбpaзными физичecкими, xимичecкими и пpoчими тexничecкими cвoйcтвaми и oпиcывaeмый пapaмeтpaми, oтpaжaющими ypoвeнь этиx cвoйcтв. В экoнoмичecкoм acпeктe тoвap являeтcя мaтepиaльным или нeмaтepиaльным oбъeктoм, oблaдaющим oпpeдeлeнным пoтeнциaлoм пoлeзнocти и yдoвлeтвopяющим тeм caмым пoтpeбнocти пoтpeбитeлeй. В пcиxoлoгичecкoм acпeктe тoвap paccмaтpивaeтcя кaк кoмплeкc пpeдcтaвлeний пoтpeбитeля, cyщecтвyющий в eгo индивидyaльнoм вooбpaжeнии кaк имидж пpoдyктa. Эти тpи cтopoны paccмaтpивaютcя и пpeдcтaвляютcя нa pынoк в кoмплeкce, и в кoнeчнoм cчeтe oпpeдeляют кoнкypeнтocпocoбнocть пpoдyктa.

Для мapкeтингoвoгo иccлeдoвaния cyщecтвyeт тpи ypoвня тoвapa:

1) тoвap пo зaмыcлy (пoлeзнocть, ee идeя);

2) тoвap в peaльнoм иcпoлнeнии (cвoйcтвa, кaчecтвo, мapoчнoe нaзвaниe, yпaкoвкa, внeшнee oфopмлeниe);

2) тoвap c пoдкpeплeниeм (пocтaвкa, кpeдит, мoнтaж, гapaнтии, пocлeпpoдaжнoe oбcлyживaниe).

В нacтoящee вpeмя шиpoкo иcпoльзyютcя двe клaccификaции тoвapoв. Сoглacнo oднoй, ocнoвaннoй нa xapaктepe пoтpeблeния, выдeляютcя тpи кaтeгopии тoвapoв:

— тoвapы кpaткocpoчнoгo пoльзoвaния, т.e. тoвapы, кoтopыe иcпoльзyютcя oдин или нecкoлькo paз;

— тoвapы длитeльнoгo пoльзoвaния, т.e. тoвapы, кoтopыe иcпoльзyютcя мнoгoкpaтнo;

— paзличныe ycлyги, т.e. дeйcтвия, кoтopыe пpинocят пoтpeбитeлю пoльзy и yдoвлeтвopeниe и являютcя oбъeктoм пpoдaжи.

Дpyгaя клaccификaция ocнoвaнa нa пoвeдeнии пoкyпaтeля и пpeдycмaтpивaeт тaкжe тpи кaтeгopии тoвapoв:

— пoвceднeвнoгo cпpoca;

— тщaтeльнoгo выбopa;

— пpecтижныe.

Тoвapaми пoвceднeвнoгo cпpoca являютcя тoвapы, кoтopыe пoтpeбитeль пoкyпaeт чacтo. Они мoгyт быть пoдpaздeлeны нa тoвapы импyльcивнoгo cпpoca (пoкyпaeмыe в peзyльтaтe пopывa) и тoвapы, нe тpeбyющиe ycилий для пoиcкa и выбopa.

      Тoвapaми тщaтeльнoгo выбopa являютcя тoвapы, кoтopыe пoтpeбитeль в пpoцecce выбopa и пoкyпки cpaвнивaeт c aнaлoгичными, cpaвнивaeт иx пoтpeбитeльcкиe cвoйcтвa, кaчecтвo, цeнy, внeшнee oфopмлeниe. Тoвapы тщaтeльнoгo выбopa, кaк пpaвилo, тpeбyют oпpeдeлeнныx ycилий для иx пoиcкa в oднoм или нecкoлькиx мaгaзинax, дo тex пop, пoкa пoдxoдящий тoвap нe бyдeт нaйдeн.

Пpecтижными тoвapaми cчитaютcя тoвapы, кoтopыe oблaдaют yникaльными cвoйcтвaми или accoцииpyютcя c мapкoй фиpмы, и для пpиoбpeтeния кoтopыx знaчитeльнaя чacть пoкyпaтeлeй тpaтит oпpeдeлeнныe ycилия. Нo эти ycилия cвязaны нe c иx пoиcкoм, a c пpинятиeм peшeния o пoкyпкe. Нa пoтpeбитeля пpecтижныx тoвapoв, пocлe пpинятия peшeния o пoкyпкe, пpaктичecки никaкиe дpyгиe фaктopы нe oкaзывaют влияния.

Товарный ассортимент – группа товаров, тесно связанных между собой либо в силу схожести силу их функционирования, либо в того, что их подают одним и тем же группам клиентов, или через одни и те же группы торговых заведений, или в рамках одного итого же диапазона цен.

Товарная номенклатура – совокупность всех ассортиментных групп товаров и товарных единиц, предлагаемых покупателям конкретным подавцом. Её можно описать с точки зрения широты, насыщенности, глубины и гармоничнос.

Под широтой понимается общая численность ассортиментных групп товаров, выпускаемых фирмой.

Под насыщенностью понимается общее число составляющих отдельных товаров фирмы.

Под глубиной понимается варианты предложений каждого отдельного товара в рамках ассортиментной группы.

Под гармоничностью понимается степень близости между товарами различных ассортиментных групп с точки зрения их конечного использования, требований к организации поизводства, каналов распределения и др.

20. ЖЦТ. Стадии ЖЦТ

Исходными данными для принятия решений при разработке или корректировке продуктовой политики является анализ жизненного цикла товара на рынке, который представляет собой модель рыночной реакции, отраженной в параметрах времени и стоимостных показателях. Зная закономерности развития жизненного цикла отдельных групп (видов) товаров и прогнозы длительности отдельных его фаз, предприятие может определить момент начала НИОКР, запуска в производство и внедрения на рынок новых изделий и модернизации существующих, время ухода с данного рынка устаревших, не пользующихся спросом изделий, планировать объемы реализации и прибыли, капиталовложений во времени. Для описания жизненного цикла товара, отражающего эволюцию потенциального спроса, прибегают к модели, описывающей S-образную логистическую кривую.

В жизненном цикле товара различают пять основных фаз.

1) Фаза внедрения начинается с выхода товара на рынок. При выведении товара высокой рыночной новизны предприятие занимает монопольную позицию на рынке. В основном товар приобретается покупателями-«новаторами». Чтобы обеспечить новому товару «прорыв», активно используется реклама. Параллельно путем создания сбытовой сети и наращивания производственных мощностей создаются предпосылки для обеспечения новым товаром потенциальных потребителей. В области ценообразования для товаров массового потребительского спроса проводится «политика низких цен», для престижных потребительских товаров чаще применяется «политика высоких цен». Так как в фазе внедрения товара медленно растущей выручке противостоят высокие затраты в сфере производства и освоения рынка, предприятие работает, как правило, с убытками.

2)В фазе роста, которая ведет к достижению максимальной выручки предприятием, для успешных товаров наблюдается так называемый «сбытовой бум», характеризующийся быстрым ростом оборота. В этой фазе на рынок выходят новые конкуренты. К покупателям-«новаторам» добавляются «ранние последователи». В этот период обеспечивается наивысшая прибыль. Первоначальная монополия товаров превращается в олигополию. Если на фазе внедрения компания проводила политику высоких цен, то теперь начинает применяться политика продуктового варьирования. Продолжает активно использоваться реклама.

3) В фазе зрелости выручка от продаж продолжает расти, пока не достигнет максимума. В то же время темпы ее прироста уменьшаются и к концу фазы зрелости достигают нулевой отметки. Предприятию приходится соперничать с многочисленными конкурентами, уже освоившими товарный рынок. Чтобы обеспечить спрос со стороны возросшего количества потребителей, к которым присоединилось «запоздалое большинство», и обеспечить продукту отличие от товаров-конкурентов, компания прибегает к политике дифференциации продукции. Рекламная политика направлена на поддержание существующих преференций и создание новых.

4) В фазе насыщения выручка снижается, а темп ее роста отрицателен. Прибыль тоже продолжает снижаться и к концу периода приближается к нулю. Многие предприниматели-пионеры переносят свою активность на новые рынки. В качестве покупателей товара выступает «запоздалое большинство» и «отстающие». Предприятие постепенно переходит от политики продуктового варьирования и дифференциации к конкуренции качества.

5) В фазе спада выручка стремительно падает, обеспечить прибыльность продукта становится практически невозможно. Рынок возвращается к олигопольной форме. Среди покупателей преобладают «отстающие». Затраты на рекламу постепенно сокращаются. В то же время цены часто повышают из-за низкой ценовой эластичности спроса, а также для сокращения убытков.

 


21. Определение товара. Понятие товара как комплекса

Тов в маркетинге рассматривается в технологическом, экономическом и психологическом аспектах. В технологическом аспекте под товаром понимается объект, обладающий разнообразными физическими, химическими и прочими техническими свойствами и описываемый параметрами, отражающими уровень этих свойств. В экономическом аспекте товар является материальным или нематериальным объектом, обладающим определенным потенциалом полезности и удовлетворяющим тем самым потребности потребителей. В психологическом аспекте товар рассматривается как комплекс представлений потребителя, существующий в его индивидуальном воображении как имидж продукта. Эти три стороны рассматриваются и представляются на рынок в комплексе, и в конечном счете определяют конкурентоспособность продукта.

Для маркетингового исследования существует три уровня товара:

товар по замыслу (полезность, ее идея); товар в реальном исполнении (свойства, качество, марочное название, упаковка, внешнее оформление); товар с подкреплением (поставка, кредит, монтаж, гарантии, послепродажное обслуживание).

В настоящее время широко используются две классификации товаров. Согласно одной, основанной на характере потребления, выделяются три категории товаров:

товары краткосрочного пользования, т.е. товары, которые используются один или несколько раз; товары длительного пользования, т.е. товары, которые используются многократно; различные услуги, т.е. действия, которые приносят потребителю пользу и удовлетворение и являются объектом продажи.

Другая классификация основана на поведении покупателя и предусматривает также три категории товаров: повседневного спроса; тщательного выбора; престижные.

«Товарная система» — это понятие, служащее цели формирования товарных комплексов, подразумевающее товар, как набор дифференциально-интегративных компонентов, однозначно и самодостаточно описывающих товар или услугу.

Дифференциальность компонентов подразумевает наличие возможности разделенного анализа товарной системы и ее компонентов, то есть каждый из компонентов должен обеспечить максимум информации о соответствующем свойстве товарной системы, который он описывает (компонент товарной системы описывает свойства товара).

Интегративность компонентов реализует возможность наиболее полного описания товарной системы при суммировании отдельных ее компонентов. Заметим, только при полном суммировании всех компонентов.

Однозначность описания товарной системы подразумевает, что и формирование на основе данного комплекса компонентов безвариантно характеризует его в отношении ряда потребительских требований.

Самодостаточность подразумевает, что сформированный ряд компонентов полностью описывает товарную систему. То есть не возможно возникн ситуации, в которой любую из характеристик товара или любое потребительское требование к нему не удовлетворяется существующим набором компонентов товарной системы.

Представление товарной системы как самодостаточного и однозначного комплекса компонентов позволяет математически точно описать:

место компонента в товарной системе, соответствующее индексу уровня и номера отношения к компоненту; уровень значимости (вес) соответствующего компонента (подкомпонента); характер взаимоотношения между компонентом (подкомпонентом) и самой товарной системой, например, для поиска слабых элементов товара при выведении его на рынок.

Форм-ние комплекса компонентов для конкретных товарных систем производится экспертами в соответствующих предметных областях на основе опыта товарного позиционирования и/или исследования базовых потребительских тенденций.

Сформир-ая таким образом товарная система позволяет решать широкий круг задач в области потребительского маркетинга от определения потребительского отношени к товару до формир реал картины рыноч ситуации.


22. Элементы М. Функции и подфункции маркетинга

К элементам маркетинга относятся расходы по изучению рынка сбыта производимого товара (проводимых работ, оказываемых услуг), рекламные мероприятия по организации покупательского спроса, расходы по оформлению внешнего вида товара (продукции), приобретение патента (авторского права) на владение товаром с определенными качествами и т.п. Поэтому данные затраты могут относиться к различным элементам себестоимости продукции (работ, услуг).

Расходы — затраты, возникающие в процессе хозяйственной деятельности, приводящие к уменьшению средств предприятия или увеличению его долговых обязательств. Обычно это затраты, связанные с ресурсным обеспечением производства, приобретением материалов, оборудования, оплатой труда работников, ремонтом оборудования, выплатой процентов по кредитам, арендной платой, уплатой налогов.

Функции маркетинга в принципе определяются целями компании.

Общественно-социальные, внешние цели: достижение максимально возможного уровня потребления; достижение максимальной потребительской удовлетворенности; предоставление потребителям максимально широкого выбора; повышение качества жизни; укрепление экономики страны; забота о сохранении и улучшении экологии; помощь слабым и нетрудоспособным; внесение вклада в культурное достояние народа; забота о благополучии собственных сотрудников.

Внутренние цели: сохранение и расширение своей доли рынка; укрепление конкурентных позиций; обеспечение гарантированной прибыли в долгосрочной перспективе.

Можно выделить четыре блока комплексных функций с рядом подфункций.

Аналитическая функция: изучение рынка как такового; изучение потребителей; изучение фирменной структуры; изучение товара; анализ внутренней среды предприятия.

Производственная функция: организация производства новых товаров, разработка новых технологий; организация материально-технического снабжения; управление качеством и конкурентоспособностью готовой продукции.

Сбытовая функция (функция продаж): организация системы товародвижения; организация сервиса; организация системы формирования спроса и стимулирования сбыта; проведение целенаправленной товарной политики; проведение целенаправленной ценовой политики.

Функция управления и контроля: организация стратегического и оперативного планирования на предприятии; информационное обеспечение управления маркетингом; коммуникативная функция маркетинга (организация системы коммуникаций на предприятии); организация контроля маркетинга (обратные связи, ситуационный анализ).


23. Концепции маркетинга.

Выделяют пять основных концепций, складывавшихся на рынке, где сталкиваются интересы предприятий, потребителей и общества.

Концепция совершенствования производства является одной из старых, которой руководствовались продавцы (конец XIX в.). Эта концепция предусматривает: а) увеличение объемов производства за счет расширения производственной базы, повышения производительности труда; 6) снижение себестоимости за счет повышения степени механизации и автоматизации или снижения издержек производства.

Этот период характеризовался рынком «продавцов», когда спрос превышает предложение.

Концепция совершенствования товара (1905-1933) — это еще один подход, при котором спрос превышает предложение. Для него свойственно улучшение качества товара, его эксплуатационных характеристик и свойств.

Концепция коммерческих усилий (1933-1950) возникла при конкуренции в тот период, когда начал существовать «рынок покупателя и продавца» (предложение уравновешивает спрос) и потребовались значительные усилия в сфере сбыта и его стимулирования. Многие компании прибегают к этой концепции в периоды перепроизводства и затоваривания. Однако агрессивный маркетинг больше ориентирован на временные задачи, чем на длительные отношения с клиентами.

Концепция маркетинга — это сравнительно новый подход (1950-1970). Он отличается направленностью на предложение потребителю того, что ему надо, а не на реализацию только того, что есть в наличии у продавца. Основное отличие этой концепции — сосредоточенность на удовлетворении нужд поку- пателя.

Концепция социального маркетинга возникла в 1970-х гг. Она появилась в связи с нехваткой природных ресурсов, загрязнением окружающей среды, стремительным приростом населения и неблагоприятной ситуацией в социальной сфере. Концепция требует сбалансированности трех факторов в рамках политики маркетинга: интересов общества, покупательских потребностей и прибылей предприятия.

Та или иная концепция маркетинга может быть задействована в зависимости, с одной стороны, от насыщенности конкретного сегмента рынка и с другой — от накала конкурентной борьбы. Таким образом, предприниматель должен получить соответствующую информацию и выбрать подходящую концепцию маркетинга.

В принципе для российских условий подходят все пять концепций маркетинга. Серьезный менеджмент должен время от времени совершенствовать производство, чтобы устаревшие оборудование и технологии не сдерживали рост производительности труда и развитие бизнеса.


24. Конкурентоспособность товара и изучение конкурентоспособности фирмы.

Одной из основных задач маркетинга является поддержание конкурентоспособности товара, а именно изучение или создание новых потребностей, формирование требуемых свойств товара, отслеживание рыночной позиции товара, его жизненного цикла.

Конкурентоспособность — это свойство объекта, характеризующего степень удовлетворения конкретной потребности по сравнению с лучшими аналогичными объектами, представленными на данном рынке или конкурентоспособность — это способность выдерживать конкуренцию в сравнении с аналогичными объектами в условиях конкретного рынка.

Существует три группы основных параметров: технические параметры, которые отражают потребительские свойства товара; нормативные показатели, которые характеризуют соответствие товара обязательным нормам и стандартам; и наконец экономические параметры, говорящие о величине затрат, связанных с эксплуатацией или потреблением данного товара, которые еще называют ценами потребления.

Конкурентоспособность товара — это такой  уровень  его  экономических, технических и эксплуатационных  параметров, который позволяет  выдержать соперничество (конкуренцию) с другими  аналогичными  товарами  на  рынке. Кроме того, конкурентоспособность — сравнительная  характеристика  товара, содержащая комплексную оценку всей совокупности производственных, коммерческих,  организационных  и  экономических  показателей   относительно выявленных требований рынка или свойств другого товара.

      Она определяется совокупностью потребительских свойств данного товара- конкурента  по  степени  соответствия  общественным  потребностям  с  учетом затрат  на  их  удовлетворение,  цен,  условий  поставки  и  эксплуатации  в процессе производительного и (или) личного потребления.

При расчете показателей конкурентоспособности товара в качестве сравниваемого объекта обычно берут или товар-аналог (прямой метод), или образец (косвенный метод), который уже пользуется спросом. Затем эти показатели собираются в один интегрированный показатель, который по смыслу отражает различие в потребительском эффекте, приходящемся на единицу затрат потребителя на их приобретение и использование.

Иными словами мы с помощью цифр можем охарактеризовать конкурентоспособность товара по отношению к другим товарам.

Конкурентоспособности фирмы. Существуют определенные экономические, финансовые показатели, которые показывают прибыльность, производительность, оборачиваемость, деловую активность, ликвидность фирмы.

В большинстве случаев экономические параметры говорят о хорошем положении дел. Пусть у фирмы на какой-то определенный момент, например в момент составления годового, баланса показатели финансового состояния и экономической деятельности говорят о том, что организация работает успешно. Но получается вот какая ситуация: несмотря на благополучные данные экономического анализа, некоторые товары идут на рынке хорошо, а некоторые плохо. В данном случае мы с полным правом можем сказать, что первая группа товаров конкурентоспособна, а вторая нет. Но можно рассмотреть и иное положение вещей. Положение предприятия на рынке весьма устойчиво, конкурентов не много, продукция продается хорошо, но показатели финансового состояния, к сожалению, говорят о наличии проблем в части платежеспособности.

Так же в качестве объективного показателя конкурентоспособности предприятие можно привести его имидж. Имидж (по словарю) — образ товара, услуги, предприятия и совокупность впечатлений о них, складывающихся в сознании людей. Казалось бы имидж фирмы складывается из имиджа товара, но не всегда это так. Например, если фирма добросовестно выполняет все условия сделок, если в части деловых отношений она отличный партнер, то и имидж у нее соответственный.

    продолжение
--PAGE_BREAK--


Не сдавайте скачаную работу преподавателю!
Данный реферат Вы можете использовать для подготовки курсовых проектов.

Поделись с друзьями, за репост + 100 мильонов к студенческой карме :

Пишем реферат самостоятельно:
! Как писать рефераты
Практические рекомендации по написанию студенческих рефератов.
! План реферата Краткий список разделов, отражающий структура и порядок работы над будующим рефератом.
! Введение реферата Вводная часть работы, в которой отражается цель и обозначается список задач.
! Заключение реферата В заключении подводятся итоги, описывается была ли достигнута поставленная цель, каковы результаты.
! Оформление рефератов Методические рекомендации по грамотному оформлению работы по ГОСТ.

Читайте также:
Виды рефератов Какими бывают рефераты по своему назначению и структуре.

Сейчас смотрят :

Реферат I. История возникновения службы телефонной помощи населению
Реферат 1. Борьба за великое княжение между наследником Дмитрием и суздальско-нижегородским князем Дмитрием Константиновичем
Реферат Cols=2 gutter=19> эскиз утверждаю
Реферат Dante And His Inferno Essay Research Paper
Реферат Veronese, Paolo
Реферат Социально-политическое развитие на Украине в XIX веке /Укр./
Реферат Прогнозування фін діяльності підприємства та планування її результативності
Реферат «новом журнализме»
Реферат Memory Essay Research Paper 1There are many
Реферат Разрботка бизнес-плана магазина бытовой техники ООО Телемакс
Реферат Разработка оптимизированных систем аспирации процессов переработки и дробления руд в цехе среднего и мелкого дробления Стойленского ГОКа
Реферат Учет начисления налогов и платежей в не бюджетные фонды
Реферат 2010 систему видеонаблюдения на основе технологии мобильной передачи данных evdo* с использованием 3G-роутера cmotech cnu-550 pro и 3G-модема Anydata adu-500A
Реферат Ведические истоки и мировая культура
Реферат Классические традиции обучения грамоте