Реферат по предмету "Маркетинг"


Консалтинговый рынок в России

--PAGE_BREAK--                           2.Обзор консалтингового рынка.


Весьма оптимистичные выводы делает Ernst & Young, определяющая сегодняшний объем российского консалтингового рынка в пределах $1 млрд., из которых $300-500 млн. приходится на аудиторские услуги.

На противоположном полюсе оценки компаний KPMG и Deloitte & Touche -$500-600 млн. по всем видам консультаций. Но другие данные говорят, что эти цифры занижены. По сведениям «Эксперт-РА», выручка 100 крупнейших консультационных групп только за первые шесть месяцев 2005 года достигла примерно $360 млн. А наши исследования, проведенные в рамках Клуба консультантов по бизнесу и политике, позволяют определить объем рынка консалтинга в России за 2008 год в $1,3 млрд."

Доля России на мировом инновационном рынке колеблется около 0,5%, в то время как американцы контролируют около 40%.

По уровню конкурентоспособности современная Россия занимает 56-е место (из 60 оцениваемых стран). Россия имеет конкурентные преимущества по площади и богатствам недр (на первом месте, опережая США в четыре раза), научно-техническому потенциалу и трудовым ресурсам. Однако последние два преимущества ежегодно теряются. Наиболее слабыми звеньями российской экономики являются мизерные государственные вложения в развитие образования, науки и здравоохранения, слабое государственное регулирование экономики, неразвитость систем управления (менеджмента) на всех уровнях управленческой иерархии, неустойчивость банковской системы и др. За 10 лет рыночных преобразований не приняты федеральные программы повышения конкурентоспособности страны. Низкое качество подготовки и переподготовки специалистов объясняется ориентацией вузов на переводные учебные пособия по экономике, маркетингу и менеджменту. И как результат — в России эффективность использования ресурсов в 2—3 раза ниже, чем в промышленно развитых странах Запада, удельный вес российской продукции, конкурентоспособной на внешнем рынке, составляет около 0,5%, жизненный уровень населения примерно в 10 раз ниже, чем в западных странах. В решении перечисленных проблем значительная роль принадлежит конкурентоспособности управленческих решений.[8]

Маркетинговое агентство DISCOVERY Research Group провело исследование российского рынка аудиторско-консалтинговых услуг. По оценкам представителей самих аудиторско-консалтинговых фирм, объем рынка данных услуг в России колеблется в пределах от 300 до 500 млн. долл. в год. По мнению экспертов, с учетом рынка сопутствующих услуг (налоговое, юридическое консультирование) эта цифра равна 1 млрд. долл. Доминирующее положение занимают компании «большой четверки» (по разным оценкам от 50 до 70 % в стоимостном выражении): PricewaterhouseCoopers, Ernst & Young, KPMG, Deloitte & Touche. Около четверти приходится на двадцатку крупнейших российских аудиторских фирм, большая часть которых являются членами различных международных сетей. Оставшуюся долю делят между собой многочисленные средние и мелкие компании. При общем росте доходов аудиторов доля сопутствующих услуг растет более быстрыми темпами и уже превышает 50%. Данная тенденция, по мнению аналитиков, сохранится и в будущем.

102,5 миллиона долларов — таков объем рекрутингового рынка г. Москвы в 2005 году сообщает Ассоциация консультантов по подбору персонала (АКПП). Этот показатель превышает уровень 2007 года на 18,6 процента. Наибольший рост объемов демонстрируют компании, оказывающие услуги executive search/headhunting, — их доходы увеличились на 28,6 процента, что позволяет сделать вывод об увеличении доли дорогих заказов. «На рынке сейчас работает около 300 рекрутинговых компаний, тогда как год назад их количество не превышало 240, — говорит исполнительный директор АКПП Валерий Оськин. — Доля компаний, использующих услуги рекрутеров, постоянно увеличивается. Средний показатель превышает 50 процентов, при этом рост по ряду отраслей за последний год — более 20 процентов.

Рынок российского консалтинга «по мнению экспертов, в прошлом году составил около $700 — 800 млн. Или темпы роста, которые, по данным журнала «Эксперт», регулярно оценивающего рынок консалтинговых услуг, достигли в 2008 году 47%.

Консультанты с российскими корнями генерируют соответственно 60-65% от общего объема услуг. С финансовой точки зрения услуги российских консультантов более доступны. Час работы специалиста из небольшой российской консалтинговой компании будет стоить в среднем $40-50. Тогда как типичная иностранная компания возьмет порядка $1 50-210 в час, а представители «большой четверки» — до $500-700 в час.

Что касается услуг узких специалистов, то можно привести такие ориентиры: квалифицированная консультация по налогам и праву в ведущих российских компаниях стоит от $100 в час. Свыше $150 в час обойдутся услуги партнеров компании, занимающейся управленческим консультированием. А стоимость консультации у партнера из отечественной компании, входящей в первую двадцатку, и еще выше — более $250 в час.

Средняя стоимость консалтингового проекта (по постановке бухгалтерского учета, комплексного маркетинга, диагностике или стратегическому планированию бизнеса, построению системы управления бизнес-процессами и т. д.) в Москве колеблется сегодня между $5000 и $30 тыс. Сумма варьируется в зависимости от сложности поставленных перед консультантами задач, количества привлекаемых специалистов, ценовой политики подрядчика. Торг при этом уместен: российские компании могут значительно уменьшить первоначально заявленную стоимость услуг.

Деловая репутация консультанта всецело связана с его клиентской историей. В силу этого самые крупные игроки в России — иностранные консалтинговые компании, известные во всем мире и работающие уже не одно десятилетие. В целом на долю иностранцев приходится 35-40% рынка аудиторских и консалтинговых услуг. А внутри этой большой группы можно выделить две подгруппы.

«Большаячетверка»: Pricewater-houseCoopers, Deloitte & Touche, Ernst & Young, KPMG. Это международные универсальные аудитор-ско-консалтинговые компании, занимающие около 10-15% российского рынка. Эти консультанты обслуживают преимущественно компании-экспортеры и так называемые «голубые фишки», нанимающие их для аудита отчётности. Стиль работы таких гигантов сориентирован на потребности крупных корпораций, действующих на стабильных рынках. Поэтому для молодых быстро развивающихся компаний, постоянно испытываемых на прочность нестабильной бизнес-средой, их услуги не только чрезвычайно дороги, но и малоэффективны.

Специализированные и универсальные международные консалтинговые компании. Направления консалтинга, которыми они занимаются, различны. Так, Ward Howel International специализируется на подборе управленческого персонала, McKinsey — на разработке стратегий, Accenture действует в области менеджмента и внедрения информационных технологий (ERP, CRM, SCM и др.). В российских офисах этих компаний работает от полусотни до ста консультантов, и они активно борются за клиентов, являясь лидерами в своих сегментах.

Сферой преимущественных интересов иностранных консультантов в России стала постановка международной отчетности, аудита и консультирование компаний, планирующих IPO (публичное размещение акций на бирже). Эти услуги очень часто предоставляются в одном пакете. Стоимость только юридической подготовки IPO на российском фондовом рынке колеблется, по различным оценкам, от $500 тыс. до $1,5 млн.

Помимо этого, иностранцы охотно выступают в качестве помощников в масштабных сделках по слияниям и поглощениям.

В целом сектор консалтинговых услуг развивается опережающими по сравнению с другими сферами профессиональной деятельности общества темпами. Согласно исследованию, проведенному в конце 90-х гг. прошлого столетия Федерацией управленческих компаний, Токио — Япония, ежегодный прирост объема продаж консалтинговых услуг на протяжении последних одинадцати лет (1997—2008) стабильно находится на уровне 15%. Консалтинг — еще довольно молодое направление сферы услуг в России, начавшее свое интенсивное развитие лишь в конце 80-х годов прошлого столетия. Данные исследования, проведенного на рубеже XX—XXI веков, свидетельствуют, что объем внутреннего спроса на консалтинговые услуги в России (76,3 млн. долл.) находится на уровне чуть ниже, чем в Греции (90,2 млн. долл.), население которой в 10 раз меньше. В то же время он в 170 раз ниже, чем спрос в сопоставляемых с нею по количеству населения Франции (1760,0 млн. долл.) и Германии (9199,3 млн. долл.). И с точки зрения рыночной экономики отечественный консалтинг находится только на начальном этапе своего развития.

На сегодняшний день в России сложился рынок кадровых услуг. Его особенности:

— кадровые агентства открываются в городах с численностью 400 тыс. жителей и менее;

— появляется много новых агентств, но и ежегодно закрывается 10-30% существующих;

— новые агентства возникают в одном-двух сегментах кадрового рынка;

— у многих кадровых агентств, проработавших более 7 лет, появляются стратегии развития, позиционирования, маркетинга и качества услуг;

— становится очевидной нереальность открытия стабильного кадрового агентства без солидного инвестирования и обучения его руководителей основам кадрового бизнеса;

— растет потребность кадрового агентства в собственном качественном персонале;

— происходит «легализация» Executive Search, проникновение этой технологии в регионы. [9]

Российские руководители средних и малых компаний поняли, что Executive Search — не воровство кадров, а серьезнейший рычаг развития их бизнеса;

— наблюдается резкое отличие рынка подбора персонала в Москве от рынков в других городах. Можно сказать, что только в Москве существует весь спектр агентств и услуг.

На сегодняшний день в России сложился рынок кадровых услуг. Его особенности:

кадровые агентства (далее КА) открываются в городах с численностью 400 тыс. жителей и менее;

появляется много новых агентств, но и ежегодно закрывается 10-30% существующих;

новые агентства возникают в одном-двух сегментах кадрового рынка;

у многих КА, проработавших более 7 лет, появляются стратегии развития, позиционирования, маркетинга и качества услуг;

становится очевидной нереальность открытия стабильного КА без солидного инвестирования и обучения его руководителей основам кадрового бизнеса;

растет потребность КА в собственном качественном персонале;

происходит «легализация» Executive Search, проникновение этой технологии в регионы. Российские руководители средних и малых компаний поняли, что ES — не воровство кадров, а серьезнейший рычаг развития их бизнеса;

наблюдается резкое отличие рынка подбора персонала в Москве от рынков в других городах. Можно сказать, что только в Москве существует весь спектр агентств и услуг.

Объем выручки от общего аудита, составляющего 90% всего рынка аудиторских услуг, вырос в 2007 году на 1,08 млрд. руб., то есть повторил свое достижение 2006 года. Среди консультационных услуг завидную стабильность роста демонстрирует консалтинг в сфере общего управления и администрирования. По нашим данным, объем рынка таких услуг в 2008 году преодолел показатель 2 млрд руб., прирост при этом составил 476 млн. руб. Третий год подряд продолжается бурный рост IТ-консалтинга. В 2008 году общая сумма выручки компаний, вошедших в «Топ-100» журнала «Деньги», в этом секторе составила 5,48 млрд руб., а ее годовой прирост — 2,08 млрд. руб. (или 56%). При этом темп роста снизился по сравнению с тем же 2007 годом, когда IТ-консалтинг вырос почти вдвое. Это замедление, по мнению самих консультантов, вызвано перенасыщенностью рынка. Он входит в стадию зрелости, наблюдается рост конкуренции и снижение цен — в том числе в связи с появлением более дешевых отечественных продуктов».

Сегодня годовой объем российского рынка рекрутмента составляет около 136,4 млн. долларов США. Из них 63%, или более 86 млн. долларов США, приходится на Москву. Доля регионов и Санкт-Петер­бурга составляет 26% и 11%, или более 35 и 15 млн. долларов США соответственно.

Проникновение рекрутмента на рынок (доля компаний, использующих услуги профессиональных рекрутеров) в некоторых отраслях достигает 45% и в среднем расширяется на 2-5% в год.

В России работает около 760 агентств. При этом практически равные доли приходятся на Москву — 31%, что составляет 240 агентств, города-миллионники — 26%, или 200 агентств, и другие регионы России -32%, или 240 компаний. В Санкт-Петербурге работают 80 агентств, или 11% от общего числа. Что касается количества агентств, работающих в той или иной отрасли, то в некоторых оно в течение последних лет растет, в некоторых — падает, а где-то остается неизменным. Любопытно, что уровень удовлетворенности качеством услуг кадровых агентств во многих отраслях обратно пропорционален количеству работающих в ней рекрутинговых компаний.

Для любой индустрии очень важным показателем является количество нанятого персонала. В России в кадровой индустрии работают около 7700 человек. При этом практически половина из них — 47%, или 3600 человек, — в Москве.

Характерно, что среднемировой уровень почасовых ставок профессионального вознаграждения консультантов по управлению сохраняется практически неизменным — в пределах 100-500 долл. (в зависимости от квалификации и опыта консультанта) — уже на протяжении трех десятков лет. И хотя средняя ставка по двадцати ведущим российским консультационным фирмам составила по итогам 2007 г. всего 32 долл. в час, наиболее крупные из них (такие, как IBS, ЮНИКОН/МС, “Аксион Консалтинг”) вплотную приблизились к нижней границе среднемирового уровня. Что касается отделений международных консалтинговых фирм, то они с самого начала ориентировались на свои среднемировые ставки, чем в немалой степени способствовали формированию нормальных ценовых пропорций на российском рынке”.

Наши исследования выявили, что далеко не все виды консалтинга пропорционально представлены в субъектах РФ, однако общий баланс возможностей для любых заказов существует. Более трети услуг осуществляется московскими бизнес-консультантами. Свыше 10 % компаний действуют в Санкт-Петербурге, Сибирском и Приволжском федеральных округах. Примерно одинаковое количество (5-6 %) в Центральном (без Москвы), Уральском, Дальневосточном округах. Менее всего бизнес-консультантов работает в Южном (3,2 %) и Северо-Западном (без Санкт-Петербурга) (2,7 %) федеральных округах. Анализ динамики рынка услуг бизнес-консультантов показал рост их количества в одних субъектах РФ и снижение в других. Например, еще четыре года назад москвичи владели львиной долей рынка, а сейчас многие заказы просто перестали выходить за пределы субъектов федерации.[10]

По данным рейтинга 100 крупнейших консалтинговых компаний России по итогам 2006 г., проведенного журналом “Деньги”, вырисовывается следующая картина:

Совокупная выручка 100 крупнейших консалтинговых компаний от оказания консалтинговых услуг в 2006 г. составила 7 313 268 тыс. руб. (230 млн. долл.).

По сравнению с 2005 г. выручка компаний увеличилась в среднем на 109%.

Наибольшим спросом в 2008 году пользовались консалтинговые услуги по автоматизации.(Рисунок 1)

    

                                              Рисунок 1.

                      Динамика роста консалтинговых услуг.
С учетом того, что ориентировочно % рынка консалтинговых услуг в России занимает “большая четверка”, можно сделать вывод, что в общей совокупности рынок консалтинговых услуг в России по итогам 2006 г. составил 690 млн. долл., демонстрируя двузначные цифры роста оборотов за год.

Средняя численность сотрудников консалтинговой компании составляет 79 человек.

Среднестатистическое время работы компании на рынке консалтинговых услуг 7-8 лет.

Анализ структуры доходов консалтинговых компаний из рейтинга 100 ведущих консалтинговых компаний России за 2006 г. показал, что фактический спрос на услуги распределился следующим образом:

реструктуризация предприятия — 2,9%;

общее управление и администрирование — 6,3%;

финансовое управление — 14,4%;

управление персоналом — 2,9%;

маркетинг — 2,4%;

производство — 1,3%;

информационные технологии — 13,6%;

налоговый консалтинг — 21,6%;

юридический консалтинг — 8,8%;

оценочная деятельность — 16,2%;

прочие — 9,5%.

Анализируя структуру доходов ведущих российских консалтинговых компаний, получаем очень интересные данные. Российские компании специализируются в основном на налоговом консалтинге — 23%, оценочной деятельности — 16%, финансовом управлении — 14% и в информационных технологиях — 14%”.

Существуют лидеры в предоставлении традиционных консалтинговых услуг (Таблица 1)
                                                                                         Таблица 1.



Есть небольшая страна, чей ВВП мало отличается от нашего. В Швейцарии ничего нет. Там нет нефти, газа, золота, алмазов.  По сравнению с нами у них даже территории нет. И народу мало — всего 7 миллионов. ВВП России — 240 миллиардов долларов, ВВП Швейцарии — 231 миллиард. По населению они в 20 раз меньше, а производят столько же. Работают много. Но живут дольше и умирают реже и позже.[11]

    продолжение
--PAGE_BREAK--


Не сдавайте скачаную работу преподавателю!
Данный реферат Вы можете использовать для подготовки курсовых проектов.

Поделись с друзьями, за репост + 100 мильонов к студенческой карме :

Пишем реферат самостоятельно:
! Как писать рефераты
Практические рекомендации по написанию студенческих рефератов.
! План реферата Краткий список разделов, отражающий структура и порядок работы над будующим рефератом.
! Введение реферата Вводная часть работы, в которой отражается цель и обозначается список задач.
! Заключение реферата В заключении подводятся итоги, описывается была ли достигнута поставленная цель, каковы результаты.
! Оформление рефератов Методические рекомендации по грамотному оформлению работы по ГОСТ.

Читайте также:
Виды рефератов Какими бывают рефераты по своему назначению и структуре.