Реферат по предмету "Маркетинг"


Инновационная деятельность 2

--PAGE_BREAK--
    Управлять конкурентоспособностью— значит обеспечивать оп­тимальное соотношение названных составляющих, направлять ос­новные усилия на решение следующих задач: повышение качества продукции, снижение издержек производства, повышение эконо­мичности и уровня обслуживания.

   По существу, основа современной «философии успеха» заключа­ется в подчинении интересов фирмы целям разработки, производст­ва и сбыта конкурентоспособной продукции. На первый план ста­вится ориентация на долговременный успех и на потребителя. Руководители ком­паний рассматривают вопросы прибыльности с позиций качества, потребительских свойств продукции, конкурентоспособности. [2;c.65]

   Для анализа положения изделия на рынке, оценки перспектив его сбыта, выбора стратегии продаж используется концепция «жиз­ненного цикла товара.

   Одновременная рабата с товарами, находящимися на различных стадиях жизненного цикла, под силу лишь крупным компаниям. Не­большие фирмы вынуждены идти по пути специализации, т.е. выби­рают себе одно из следующих „амплуа“:

• фирма-новатор, занимающаяся прежде всего вопросами ново­введений;

• инжиниринговая: фирма, разрабатывающая оригинальные мо­дификации товара и его дизайн;

• узкоспециализированный изготовитель — чаще всего субпос­тавщик относительно  несложных изделий массового выпуска;

• производитель традиционных изделий (услуг) высокого качества.

   Как показывает опыт, небольшие фирмы особенно активно дейст­вуют в производстве товаров, проходящих стадии формирования рынка и ухода с него. Дело в том, что крупная фирма обычно неохотно идет первой на производство принципиально новой продукции. Последствия возможной неудачи для нее намного тяжелее, чем для небольшой вновь образовавшейся фирмы. [17;c.77]

   Обеспечение конкурентоспособности товара требует новатор­ского, предпринимательского подхода, сутью которого являются поиск и реализация инноваций.

   В этой связи интересно отметить, что один из классиков эконо­мической теории А. Маршалл считал именно предпринимательство коренным свойством, главной чертой рыночной экономики.

   Главной предпосылкой инновационной стратегии является мо­ральное старение выпускаемой продукции и технологии. В связи с этим каждые три года на предприятиях следует проводить аттеста­цию выпускаемых изделий, технологий, оборудования и рабочих мест, анализировать рынок и каналы распределения товаров. Иными словами, должна проводиться рентгенограмма бизнеса. [17;c.95]

1.4. Инновационная политика


             Научно-технический прогресс, признанный во всем мире в качестве важнейшего фактора экономического развития, все чаще и в западной, и в отечественной литературе связывается с понятием инновационного процесса. Это, как справедливо отметил американский экономист Джеймс Брайт, единственный в своем роде процесс, объединяющий науку, технику, экономику, предпринимательство и управление. Он состоит в получении новшества и простирается от зарождения идеи до ее коммерческой реализации, охватывая таким образом весь комплекс отношений: производства, обмена, потребления. [6; с. 203]

   Существует множество форм управления инновациями на самых разных уровнях: от подразделений корпораций до государства, в целом призванного в современных условиях осуществлять специальную экономическую политику. Как и практически всякая иная политика, она неодинакова в разных странах, хотя и подчинена одной и той же цели: стимулированию инновационной активности и развитию научно-технического потенциала.

  Место и роль инновационной политики в структуре государственного регулирования экономики определяются особенностями инновационного процесса как объекта управления. Он в большей степени, чем другие элементы НТП, связан с товарно-денежными отношениями, опосредующими все стадии его реализации. Это обстоятельство вполне убедительно проявляется в условиях регулируемой рыночной экономики капиталистических стран. Основная масса инновационных процессов реализуется здесь частными компаниями разного уровня и масштаба, и такие процессы выступают, понятно, не как самостоятельная цель, а как средство лучшего решения производственных и коммерческих задач компании, добивающейся высокой прибыльности.

В этих обстоятельствах инновация изначально нацелена на практический коммерческий результат. Сама идея, дающая ей толчок, имеет меркантильное содержание: это уже не результат „чистой науки“, полученный университетским ученым в свободном, ничем не ограниченном творческом поиске. В практической направленности инновационной идеи и состоит ее притягательная сила для капиталистических компаний.

Приступая к разработке и осуществлению этой идеи, компании, разумеется, должны начать с авансирования денежного капитала. Существеннейшая специфика такого рода вложений состоит в том, что она связана с резко повышенной угрозой их потери: инновации носят рисковый характер. Вероятность успеха воплощения новой идеи в новом продукте достигает только 8,7%; из каждых 12 оригинальных идей только одна доходит до последней стадии массового производства и массовых продаж. Американский специалист в области инноваций Твисс отмечает, что коммерческий успех достигается лишь в 10% начатых проектов, следовательно, уровень неудачи можно оценить в 90%. Иными словами, отдача от вложения капитала в инновационный процесс имеет крайне мало общего с гарантированными выплатами ссудного процента на капитал в банке или дивиденда на акции. И потому, что такая отдача может при удачной реализации инновационного процесса оказаться сказочно большой, и потому, что может при неудаче отсутствовать вовсе, более того, погибнет и вложенный капитал. [5; с.98]

Государственная инновационная политика в промышленно развитых странах направлена на создание благоприятного экономического климата для осуществления инновационных процессов и является, очевидно, связующим звеном между сферой „чистой“ (академической) науки и задачами производства. В целом роль государства в области поддержки инноваций можно свести, никак не претендуя на полноту перечисления, к следующим моментам: государство способствует развитию науки, в том числе прикладной, и подготовке научных и инженерных кадров (основной источник инновационных идей); в рамках большинства правительственных ведомств существуют разнообразные программы, направленные на повышение инновационной активности бизнеса; государственные заказы, преимущественно в форме контрактов, на проведение НИОКР обеспечивают начальный спрос на многие новшества, которые затем находят широкое применение в экономике страны; фискальные и прочие элементы государственного регулирования формируют стимулирующее воздействие внешней среды, которые обусловливают эффективность и необходимость инновационных решений отдельных фирм; государство выступает в роли посредника в деле организации эффективного взаимодействия академической и прикладной науки, стимулирует кооперацию в области НИОКР промышленных корпораций и университетов.[6; с.302].

 

Меры воздействия государства в области инноваций можно подразделить на прямые и косвенные. Соотношение их определяется экономической ситуацией в стране и избранной в связи с этим концепцией государственного регулирования — с упором на рынок или на централизованное воздействие. Как правило, в период экономического спада характерно преобладание „кейнсианского“ подхода к государственной экономической политике, предполагающего чрезвычайно активное вмешательство государства в экономическую жизнь общества; в период подъема экономики берет верх философия консерватизма, отдающего предпочтение игре рыночных сил. [ 1; с. 407]

В настоящее время экономисты по степени активности вмешательства государства в экономику выделяют три группы стран:

— в первой возобладала концепция необходимости активного вмешательства государства в управление экономикой (Япония и Франция);

— вторая характеризуется преобладающим упором на рыночные отношения (США, Великобритания);

— третья придерживается „промежуточного“ варианта в экономической, в том числе и инновационной, политике: государственное регулирование сочетается с низкой степенью централизации государственного аппарата, используются косвенные методы воздействия при развитой системе согласования интересов правительства и бизнеса. [1; с. 459]
II
.Анализ организации инновационной деятельности на «Донпрессмаш»
2.1 Особенности развития предприятий  машиностроения
На основе балансов оценок показателей рассчитываются композитные индикаторы деловой активности. Наиболее распространенным в международной практике композитным индикатором является индекс предпринимательской уверенности. Балансы оценок основных показателей деятельности  предприятий отраслей машиностроения  (по портфелю заказов, численности занятых, обеспеченности собственными финансовыми средствами, экономической ситуации) в III—IV кварталах 2008 г. и в I—II кварталах 2008 г. были отрицательными.

Факторами, ограничивающими рост производства предприятий машиностроения, были отсутствие и изношенность имеющегося оборудования; недостаточный спрос на внутреннем и внешнем рынке на продукцию и услуги, общая экономическая и политическая нестабильность, высокая конкуренция со стороны отечественных и зарубежных предприятий.

                           Таблица 2.1

Факторы, ограничивающие рост производства предприятий    машиностроительной промышленности  (в % от числа опрошенных предприятий)

№ п/п

Наименование

факторов

2008 г.

2009 г.

IIIкв.

IVкв.

Iкв.

IIкв.

1.

Отсутствие и изношенность оборудования

31

30

31

29

2

Недостаточный спрос на внутреннем рынке

35

36

37

37

3

Общая экономическая и политическая нестабильность

29

28

28

25

4

Недостаточный спрос на внешнем рынке

5

5

5

5

5

Высокая конкуренция со стороны отечественных предприятий

38

38

38

39

6

Высокая конкуренция со стороны зарубежных предприятий

6

6

6

7

7

Ограничений нет

5

5

10

10



С развитием науки и техники меняются наши представления, появляются новые знания о способах и средствах осуществления производственных процессов. Все это в свою очередь оказывает значительное влияние на масштабы и степень распространения новых машин, оборудования, технологических процессов, форм организации производства и т. п. С появлением новых орудий труда и технологических процессов производства материальных благ вносятся существенные изменения в объемы общественных потребностей в производственных ресурсах, в основных фондах и капитальных вложениях, сырье и материалах, в трудовых ресурсах. В свою очередь увеличение объемов производства и поставок народному хозяйству более совершенных машин, оборудования, приборов расширяет границы, создает дополнительные возможности для положительного решения экономических, технических и социальных проблем.[8;c.117].

Исторический опыт свидетельствует о том, что создание машиностроения и применение машин в массовых масштабах сопровождалось невиданными ранее возможностями повышения производительности труда и эффективности производственной деятельности. Увеличение объема и поставок народному хозяйству более совершенных и производительных орудий труда приводит к коренным качественным и количественным изменениям в условиях производства. Применительно к взаимодействию основных объективных факторов производства: орудий и предметов труда, с одной стороны, и целесообразной деятельности человека, с другой, эти изменения находят отражение в снижении затрат общественного труда (живого и овеществленного) на единицу продукции или в увеличении объема производства в единицу времени.

Появление новых, более совершенных орудий труда и технологии производства оказывает влияние на снижение общественно-необходимых затрат на единицу общественного продукта (национального дохода) и высвобождение дополнительных материальных, трудовых и финансовых ресурсов для более полного удовлетворения общественных потребностей. Кроме того, этот процесс опосредованно оказывает влияние также на совершенствование структуры экономики, повышение производительности общественного труда, улучшение условий труда, сокращение продолжительности рабочего времени. Вполне очевидно, что все это способствует созданию объективных предпосылок для развития науки, техники, культуры и всестороннего гармоничного развития личности.

Еще раз заметим, что по размерам предприятия подразделяются на малые, средние и крупные. При этом обычно используют следующие признаки:

·численность работающих на предприятии;

·объем выпускаемой продукции в стоимостном выражении;

·стоимость основных производственных фондов.

В соответствии с Федеральным законом «О государственной поддержке малого предпринимательства в Российской Федерации» малые предприятия — это коммерческие организации с числен­ностью до 100 человек в промышленности, строительстве и на транспорте, до 60 человек в сельском хозяйстве и научно-техни­ческой сфере, до 30 человек в розничной торговле и бытовом обслуживании населения, до 50 человек в прочих отраслях. Не­смотря на многие факторы, препятствующие развитию предпринимательства (сложность привлечения инвестиций и кре­дитных ресурсов, часто изменяющаяся система налогообложения, недостаточная правовая защищенность и др.), количество предприятий, в том числе в машиностроении, неуклонно растет. Существенным преимуществом таких предприятий является их гибкость, т.е. возможность быстрого перехода на новые виды про­дукции. Следует отметить, что в машиностроении малые предприятия часто являются поставщиками крупных компаний, выпускающими отдельные детали и узлы машин.

К средним относят предприятия с численностью работающих от 100 до 500 человек. Средние предприятия занимают промежу­точное положение между малыми и крупными. Как правило, сред­ние предприятия отличаются узкой специализацией и ограничен­ным ассортиментом выпускаемой продукции, что позволяет сни­зить затраты на производство.

В конкретных российских условиях конца XX— начала XXIвв. малые предприятия машиностроения создавались двумя путями:

1) выделение струк­турных подразделений из крупных и средних предприятий, при ко­тором небольшие их цехи, филиалы, отдельные участки получали право юридического лица и полную самостоятельность;

2) образо­вание малых предприятий на основе личной инициативы предпри­нимателей — частных или юридических лиц.

При создании нового машиностроительного предприятия с нулевого цикла, прежде все­го, возникает вопрос о его форме, учредителях, видах деятельности.

Может быть создано индивидуальное частное предприятие или товарищество, общество с ограниченной или дополнительной ответствен­ностью. В первом случае учредителем становится частное лицо — один человек, во втором — коллектив учредителей. Дальнейшее оформле­ние соответствует указанному выше порядку по регистрации субъек­тов предпринимательства.

На данном промежутке времени происходит динамичное развитие машиностроительного малого бизнеса.[2;c.44].

Таблица 2.2

Динамика индексов объема машиностроительного производства малого бизнеса



2001

2002

2003

2004

2005

2006

2007

2008

100

115,5

116,2

115,4

111,3

105,5

108,9

122,6

100

101,1

117,4

135,5

150,8

159,1

173,3

212,5


Гистограмма 1.2

Динамика индексов объема машиностроительного производства малого бизнеса



Довольно динамичным в развитии машиностроения малого  бизнеса стал период с 2002 по 2007 гг., когда общий объем производства увеличивался в среднем за год 14,6 %. В период с 2005 по 2008 гг. среднегодовой рост составил 22,6 %.

Основными факторами роста являются следующие: благоприятные условия для экспортеров в связи с ростом  производства не только в России, но и странах ближнего зарубежья; процессы импортозамещения в стране; расширение внутреннего спроса; увеличение доходов и расходов населения.

Кроме отмеченных факторов развитию машиностроительной промышленности в 2001 – 2008 гг. способствовали и другие макроэкономические усло­вия. Так, неуклонно снижались темпы инфляции. Если в 2005 г. инфляция составила 46,1%, 2003 г. — 34,8, 2004 г. — 25,4, то в 2008 г. сократилась до 14,4%.[2;45].

Прослеживаются изменения отраслевой структуры машиностроительного производства малого бизнеса.Структура сектора сложилась во времена Советского Союза, когда машиност­роение  являлось составной частью общесоюзного технологическо­го комплекса и было ориентировано на рынки сырья и общего  сбыта. В рамках единого народнохозяйственного комплекса  специализировалась на производстве тракторов, кузнечно-прессового и литейного оборудования, металлорежущих станков, мотоциклов и велосипедов, грузовых автомобилей, радиоэлектронных товаров и приборов.[15;c.11].

Ассортимент выпускаемой продукции малых предприятий несколько отличается. Он, в силу технологии производства  малого предприятия, не призван быть столь масштабным. Так, малые предприятия не производят готовые автомобили,  их функции заключаются в обеспечении  автомобильных холдингов и концернов необходимыми  составляющими автомобилей и т.д. так, из продукции малых предприятий исключается автомобильная промышленность  в целом, тракторное машиностроение, станкостроение, строительно – дорожное машиностроение и т.д. Целесообразным  остается выпуск радиотехнических деталей, электроники, оптико – механической промышленности и т.д.

Таким образом, сектор машиностроения является  в настоящее время одним из ведущих комплексов промышленности России, занимая не последнее место по доле валовой продукции, производственных фондов, экспорту и занятости населения. Однако, несмотря на высокие темпы экономического роста, в данном секторе имеется ряд проблем, которые требуют своевременного решения.

Реализация мер, направленных на выявление проблем, позволит  повысить эффективность хозяйственной деятельности  предприятий малого бизнеса и существенно улучшить экономические показатели комплекса в целом.    продолжение
--PAGE_BREAK--


Не сдавайте скачаную работу преподавателю!
Данный реферат Вы можете использовать для подготовки курсовых проектов.

Поделись с друзьями, за репост + 100 мильонов к студенческой карме :

Пишем реферат самостоятельно:
! Как писать рефераты
Практические рекомендации по написанию студенческих рефератов.
! План реферата Краткий список разделов, отражающий структура и порядок работы над будующим рефератом.
! Введение реферата Вводная часть работы, в которой отражается цель и обозначается список задач.
! Заключение реферата В заключении подводятся итоги, описывается была ли достигнута поставленная цель, каковы результаты.
! Оформление рефератов Методические рекомендации по грамотному оформлению работы по ГОСТ.

Читайте также:
Виды рефератов Какими бывают рефераты по своему назначению и структуре.

Сейчас смотрят :

Реферат Актуальные проблемы применения оружия сотрудниками правоохранительных органов
Реферат Восстание в Тургае в 1916 г
Реферат Бизнес-план расширения производства продукции на ОАО "Лакокраска"
Реферат Стратегия ассортимента продукции сотрудничества и владения
Реферат Приоритет гносеологии. Проблемы достоверности знания: рационализм Р.Декарта.
Реферат Выполнение операций алгебраического сложения и сдвига в ЭВМ
Реферат Банки и их роль в рыночной экономике 6
Реферат Фирма и условия её функционирования’
Реферат Лукомль Витебская область
Реферат Poverty During The 6080s Essay Research Paper
Реферат Злокачественный нейролептический синдром
Реферат Рынок ценных бумаг: тенденции и перспективы
Реферат Русско-китайская конвенция 1898
Реферат Источники формирования собственных оборотных средств предприятия
Реферат Образ, бережно хранимый... А.С. Пушкин