Реферат по предмету "Маркетинг"


Качественный анализ рисков предпринимательской деятельности на предприятии розничной торговли

--PAGE_BREAK--
Шкалы и уровни рисков

Наиболее распространенными методами количественной оценки риска являются статистический метод и метод экспертных оценок.

Многообразие показателей, посредством которых осуществляется количественная оценка, порождает и многообразие шкал риска являющихся своего рода рекомендациями приемлемости того или иного уровня риска. На основании обобщения результатов исследований многих авторов по проблеме количественной оценки риска ниже приведена эмпирическая шкала риска, которую рекомендуют применять организациям при использовании ими в качестве количественной оценки риска вероятности наступления рискового события.





Величина риска

Наименование градаций риска

1

0,0-0,1

минимальный

2

0,1-0,3

малый

3

0,3-0,4

средний

4

0,4-0,6

высокий

5

0,6-0,8

максимальный

6

0,8-1,0

критический



Первые три градации вероятности нежелательного исхода соответствуют «нормальному», «разумному» риску, при котором рекомендуется принимать обычные решения. Принятие решений с большим риском возможно, если наступление нежелательного исхода не приведет к банкротству.

Для оценки колеблемости (изменчивости) риска используется коэффициент вариации и приводятся следующие шкалы: до 0,1 — слабая; от 0,1-0,25 — умеренная; свыше 0,25 — высокая.

При оценке приемлемости коэффициента, определяющего риска банкротства существует несколько не противоречащих друг другу точек зрения. Одни авторы считают, что оптимальным является коэффициент риска, составляющий 0,3, а коэффициент риска, ведущий к банкротству — 0,7 и выше. В других источниках приводится шкала риска со следующими градациями указанного выше коэффициента:

до 0,25 — приемлемый;

0,25-0,50— допустимый;

0,50-0,75— критический;

свыше 0,75 — катастрофический риск.[7]

Существуют описательные характеристики шкал риска по величине ожидаемых потерь, которые используются для оценки приемлемости содержащего риск решения. В этих градациях риска в зависимости от уровня возможных потерь осуществляются путем выделения следующих весьма условных зон.

1. Область минимального риска характеризуется уровнем потерь, не превышающим размеры чистой прибыли.

2. Область повышенного риска характеризуется уровнем потерь, не превышающим размеры расчетной прибыли.

3. Область критического риска характеризуется тем, что в границах этой зоны возможны потери, величина которых превышает размеры расчетной прибыли, но не превышает размер ожидаемых доходов.

4. Область недопустимого риска характеризуется тем, что в границах этой зоны ожидаемые потери способны превзойти размер ожидаемых доходов от операции и достичь величины, равной всему имущественному состоянию организации.

Для количественной оценки риска также используются такие методы как оценка чувствительности проекта к изменениям и оценка финансовой устойчивости предприятия, а показателями — коэффициент чувствительности, точка безубыточности, коэффициент ликвидности.

Коэффициент чувствительности бета (β)используется для количественной оценки систематического риска, который связан с общерыночными колебаниями цен и доходности. Точка безубыточности представляет собой точку критического объема производства (реализации), в которой доходы от продажи производственного количества продукции равны затратам на ее изготовление, т.е. в которой прибыль равна нулю.

Основным показателем платежеспособности является коэффициент ликвидности.

Под ликвидностью понимается способность активов предприятия использоваться в качестве непосредственного средства платежа или быстро превращаться в денежную форму с целью своевременного погашения предприятием своих долговых обязательств.

В условиях конкурентной борьбы, связанной с постоянными изменениями на рынке, вопросы управления предприятием испытывают некоторые изменения, которые проходят за такими основными направлениями:

• появляется потребность в наличии большого количества аналитического материала, необходимого для анализа и принятия управленческих и маркетинговых решений;

• мониторинговые исследования рынка, сопоставления существующей маркетинговой стратегии и стратегии менеджмента с потребностями рынка;

• появляется необходимость более широкого использования подходов по сценарию при планировании деятельности предприятия (пессимистических, оптимистичных и других видов прогнозов с проведением анализа возможности наступления события) и максимально возможного учета всех видов неуверенности.

Факторы неуверенности, которые влияют на любой рыночный субъект, также присутствуют и непосредственно в процессе управления им. [10]

Процесс управления фирмой в условиях неуверенности чувствителен к влиянию внутренних и внешних факторов.

Внутренние факторы– это те факторы, которые обусловлены неуверенностью, которая имеет место на предприятии. Внешние факторы, в отличие от внутренних, являются следствием наличия неуверенности за пределами данного предприятия.

Неуверенность внешнего происхождения является функцией от достоверности внешней информации и, как следствие этого, функцией от достоверности прогнозов, которые складываются. Чем выше степень неуверенности, тем сложнее принимать управленческое решение.

Некоторые ученые предлагают характеризовать внешнюю среду с точки зрения нестабильности по таким признакам:

• степень будничности действия (события). По этому признаку события делятся на: обычные, то есть такие, которые случаются достаточно часто; неожиданные, но такие, которые имели место в прошлом; абсолютно неожиданные и новые, то есть такие, что практически не имели аналогов в прошлые периоды;

• темп изменения действия. Под этой характеристикой понимается зависимость между скоростью протекания события и реакцией предприятия (фирмы) на это действие. По этому признаку события классифицируются на: такие, которые протекают медленнее, чем предприятие реагирует на них; такие, скорость протекания которых совпадает со скоростью реакции предприятия; такие, скорость протекания которых превышает скорость реакции на них со стороны предприятия. [10]

Наличие источников внутреннего происхождения неуверенности обусловлено тем, что предприятие, будучи сложной, динамической и открытой системой, имеет в своем составе неоднородные элементы с разнохарактерными связками и особенностями в иерархической структуре. Динамическая экономической системы является следствием того, что она беспрестанно развивается как самостоятельно, так и в результате развития внешнего окружения.

Открытость экономической системы является следствием того, что она существует лишь как один из элементов более сложной системы (экономики региона, отрасли, страны в целом). Влияние субъекта управления на управляемый им объект может происходить только при условии обмена информацией между ними.

Таким образом, неуверенность в управлении предприятием, с точки зрения качества информации, может возникнуть на этапе:

• сбору информации;

• анализу информации;

•принятие управленческого решения на основании собранной и проанализированной информации. [19]

Важной функцией управления является планирование. Планирование, как и весь процесс управления, имеет также вероятностный характер. На практике это значит, что неуверенность, которая существует при составлении тактических планов, еще более усиливается (растет) при составлении стратегических. Тактическое планирование, направленное на определение средств для достижения поставленных в стратегическом плане целей, будет иметь тем меньшую неуверенность, чем меньший плановый период оно охватывает и, соответственно, тем большую неуверенность, чем более длинная плановая перспектива. Таким образом, существует прямо пропорциональная зависимость между сроком, на который разрабатывается план, и степенью его неуверенности. Стремление фирмы охватить своими планами как можно более длительный временный период вступает в явное противоречие, с точки зрения теории рисков, со степенью достоверности планов и возможностью их реализации. Данное противоречие может быть уменьшено путем умной минимизации плановой перспективы и использованием вероятностных подходов к оценке конкретных экономических показателей. Никакой план не является окончательным; он может быть пересмотрен при сформированных условиях. Другими словами, реализованная неуверенность может и должна вызывать в нем адекватные изменения.


1.3. Методы минимизации рисков

Общими в хозяйственной практике являются три основных принципа снижения риска:

а) не рисковать больше, чем позволяет собственный капитал;

в) не забывать о последствиях риска;

с) не рисковать многим ради малого. [3]

Приобретение надежной и достаточной в конкретных условиях информации играет главную роль, поскольку оно помогает принять правильное решение по действиям в условиях риска. Очень важны сведения о вероятности того или иного страхового события, о величине спроса на товары, на капитал, о финансовой устойчивости и платежеспособности своих конкурентов, клиентов. Многие виды информации составляют предмет коммерческой тайны и могут быть одним из видов интеллектуальной собственности, а значит вноситься в качестве вклада в уставной капитал акционерного общества или товарищества. Наличие у финансового менеджера достаточной и надежной деловой информации позволяет ему быстро принять финансовые и коммерческие решения, оказывает существенное влияние на правильность этих решений. Это ведет к снижению потерь и увеличению прибыли.

Прежде чем принять решение о рисковом вложении капитала, необходимо определить максимальный объем убытка по данному риску, сопоставить его с объемом вкладываемого капитала, сравнить его со всеми собственными финансовыми ресурсами и определить, не приведет ли потеря этого капитала к банкротству инвестора. Объем убытка от вложения капитала может быть равен объему данного капитала, быть меньше его или больше.

В случаях, когда риск рассчитать невозможно, принятие рисковых решений происходит с помощью эвристики, которая представляет собой совокупность логических приемов и методических правил теоретического исследования и отыскания истины.

При разработке стратегии из возможных вариантов рисковых вложений капитала выбирается вариант, дающий наибольшую эффективность результата при минимальном или приемлемом для инвестора риске, при котором вероятности выигрыша и проигрыша для одного и того же рискового вложения капитала имеют наименьший разрыв. Оцениваются ожидаемые величины выигрыша и риска, и принимается решение вложить капитал в то мероприятие, которое позволяет получить ожидаемый выигрыш и одновременно избежать большого риска. Существует несколько способов выбора варианта решения, при условии, что:

·вероятности возможных хозяйственных ситуаций известны. Определяется среднее ожидаемое значение нормы прибыли на вложенный капитал по каждому варианту и выбирается вариант с наибольшей нормой прибыли.

·вероятности возможных хозяйственных ситуаций неизвестны, но имеются оценки их относительных значений. Путем экспертной оценки устанавливается значение вероятности условий хозяйственных ситуаций и проводится расчет среднего ожидаемого значения нормы прибыли на вложенный капитал.

·вероятности возможных хозяйственных ситуаций неизвестны, но известны основные направления оценки результатов вложения капитала. Три направления оценки результатов вложения капитала: выбор максимального результата из минимальной величины риска; выбор минимальной величины риска из максимальных рисков; выбор средней величины результата. [4]

Управляющий организации в процессе своих действий на рынке обязан выбрать стратегию, которая бы позволила ему уменьшить степень риска. Математический аппарат для выбора стратегии в конфликтных ситуациях дает теория игр, которая позволяет менеджеру лучше понимать конкурентную обстановку и свести к минимуму степень риска. Анализ с помощью приемов теории игр побуждает управляющего рассматривать все возможные альтернативы как своих действий, так и стратегии партнеров, конкурентов. Теория игр помогает решать многие экономические проблемы, связанные с выбором, определением наилучшего положения, подчиненного только некоторым ограничениям, вытекающим из условий самой проблемы. Следовательно, риск имеет математически выраженную вероятность наступления потери, которая опирается на статистические данные и может быть рассчитана с достаточно высокой степенью точности.

Чтобы оценить вероятность тех или иных потерь, обусловленных развитием событий по непредвиденному варианту, следует прежде всего знать все виды потерь и уметь заранее исчислить их или измерить как вероятные прогнозные величины. Оценить каждый из видов потерь в количественном измерении и свести их воедино далеко не всегда удается сделать. Случайное развитие событий, оказывающее влияние на ход и результаты хозяйственной деятельности, способно приводить не только к потерям в виде повышенных затрат ресурсов и снижения конечного результата. Оно может вызвать увеличение затрат одного вида ресурсов и снижение затрат другого вида, наряду с повышенными затратами одних ресурсов может наблюдаться экономия других. При определении суммарных возможных потерь следует вычитать из расчетных потерь сопровождающий их выигрыш.

В хозяйственной деятельности выделяют потери материальные, трудовые, финансовые, потери времени, специальные виды потерь.

Материальные виды потерь проявляются в непредусмотренных проектом дополнительных затратах или прямых потерях оборудования, имущества, продукции, сырья и т.д. Материальные потери измеряются в тех же единицах, в которых измеряется количество данного вида материальных ресурсов (в физических единицах веса, объема, площади и т.д.).

Потери в физическом измерении часто переводятся в стоимостное измерение путем умножения на цену единицы соответствующего материального ресурса. Имея оценку вероятных потерь по каждому из отдельных видов материальных ресурсов в стоимостном выражении, можно свести их воедино, что невозможно в физическом измерении (нельзя складывать метры и килограммы и т.д.).

Трудовые потери– потери рабочего времени, вызванные непредвиденными обстоятельствами. Трудовые потери выражаются в человеко-часах, человеко-днях или просто часах рабочего времени. Перевод трудовых потерь в стоимостное, денежное выражение осуществляется путем умножения трудочасов на стоимость одного часа.

Финансовые потери– прямой денежный ущерб, связанный с непредусмотренными платежами, выплатой штрафов, уплатой дополнительных налогов, потерей денежных средств и ценных бумаг. Кроме того, финансовые потери могут быть при недополучении или неполучении денег из предусмотренных источников, при невозврате долгов, неоплате покупателем поставленной ему продукции, уменьшении выручки вследствие снижения цен на реализуемые продукцию и услуги, росте инфляции. Существуют временные финансовые потери, обусловленные замораживанием счетов, несвоевременной выдачей средств, отсрочкой выплаты долгов.

Потери временисуществуют, когда процесс хозяйственной деятельности идет медленнее, чем было намечено. Оценка таких потерь осуществляется в часах, днях, неделях, месяцах запаздывания в получении намеченного результата. Чтобы перевести оценку потерь времени в стоимостное измерение, необходимо установить, к каким потерям дохода, прибыли способны приводить случайные потери времени.

Специальные виды потерьимеют место в виде нанесения ущерба здоровью и жизни людей, окружающей среде, престижу, а также вследствие других неблагоприятных социальных и морально-психологических последствий. Специальные виды потерь трудно определить в количественном и стоимостном выражении. [11]

Полностью избежать риска практически невозможно, но, зная источник потерь, можно снизить их угрозу, уменьшить действие неблагоприятных факторов.

Так же имеют место потери, связанные с повышенными материальными затратами, связанные с перерасходом материалов, сырья, топлива, энергии. Высокие транспортные расходы, торговые издержки, перерасход намеченной величины фонда оплаты труда (вследствие превышения расчетной численности или выплаты более высокой заработной платы работникам), изменение налогов в неблагоприятную для предпринимателя сторону также оказывают негативное влияние на функционирование фирмы.

Очень важен финансовый риск. Чем выше отношение заемных средств к собственным, тем больше предприятие зависит от кредиторов, тем серьезнее и финансовый риск, поскольку ограничение или прекращение кредитования, ужесточение условий кредита влечет обычно трудности и даже остановку производства из-за отсутствия сырья, материалов и т.п.

Готовность менеджера идти на риск обычно формируется под воздействием результатов практической реализации прошлых аналогичных решений, принятых в условиях неопределенности. Понесенные потери диктуют выбор осторожной политики, успех же побуждает к риску. Большинство людей предпочитает малорискованные варианты действий. Отношение к риску во многом зависит от величины капитала, которым располагает организация.

В ходе оценки альтернативных вариантов решений менеджеру приходится прогнозировать возможные результаты. При этом решение принимается в условиях, когда руководитель достаточно точно может оценить результаты каждого из альтернативных вариантов решения. Примером могут служить инвестиции в депозитные сертификаты и в государственные облигации, когда имеется государственная гарантия и точно известно, что на вложенные средства будет получен оговоренный в условиях процент.

Если требующие анализа и учета факторы весьма сложны, а достоверной или достаточной информации о них нет, то вероятность того или иного результата невозможно предсказать более или менее точно. Неопределенность характерна для многих решений, принимаемых в быстро меняющихся обстоятельствах. В этом случае менеджер попытается получить дополнительную информацию, еще раз проанализировать проблему и, следовательно, учесть ее новизну и сложность, сочетая информацию и результаты анализа с накопленным опытом. Иногда полезно привлечь к этой работе специалистов для составления экспертных оценок. Возможно также действовать в соответствии с прошлым опытом и интуицией, особенно если нет времени на сбор дополнительной информации, или если затраты на нее очень велики.

Основные приемы снижения степени риска:[3,4]


1) Диверсификация – процесс распределения инвестируемых средств между различными объектами вложения капитала, непосредственно не связанных между собой, с целью снижения степени риска и потерь доходов. Диверсификация позволяет избежать части риска при распределении капитала между разнообразными видами деятельности. Предприятие, неся убытки по одному виду деятельности, может получить прибыль за счет другой сферы деятельности. Распределение риска предполагает разделение риска между участниками проекта. Рост размеров и продолжительности инвестирования, внедрение новых технологий, высокая динамичность внешней среды увеличивает риск проекта. Способом разделения риска являются операции факторинга. В практике зарубежных банков развитие факторинговых операций связано главным образом с потребностью отдельных поставщиков в ускоренном получении платежей, которые представляются сомнительными. Как правило, в этих ситуациях имеет место риск неуплаты претензий плательщиком вообще.

2) Приобретение дополнительной информации о выборе и результатах. Более полная информация позволяет сделать точный прогноз и снизить риск, что делает ее очень ценной. Стоимость полной информации рассчитывается как разность между ожидаемой стоимостью какого-нибудь мероприятия (проекта приобретения), когда имеется полная информация, и ожидаемой стоимостью, когда информация неполная.

3) Лимитирование — установление предельных сумм расходов, продажи, кредита, сумм вложения капитала. Применяется банками для снижения степени риска при выдаче ссуд, хозяйствующими субъектами для продажи товаров в кредит, предоставления займов, определения сумм вложения капитала и т.п.

4)Резервирование — установление соотношения между потенциальными рисками и размерами расходов, необходимых для преодоления последствий этих рисков. Такой способ снижения рисков обычно используют при выполнении различных проектов. В общем случае резерв используется для финансирования дополнительных работ, компенсации непредвиденных изменений материальных и трудовых затрат, накладных расходов и других затрат, возникающих в процессе осуществления проекта.

5) Операции своп (соглашение об обмене активов и пассивов на аналогичные активы или пассивы с целью продления или сокращения сроков погашения или с целью повышения или снижения процентной ставки с тем, чтобы максимально увеличить доходы или минимизировать издержки финансирования).

6) Самострахование. Создание натуральных и денежных страховых фондов непосредственно в хозяйствующих субъектах, особенно в тех, чья деятельность подвержена риску. Основная задача самострахования заключается в оперативном преодолении временных затруднений финансово-коммерческой деятельности.

7) Страхование — защита имущественных интересов хозяйствующих субъектов и граждан при наступлении определенных событий (страховых случаев) за счет денежных фондов, формируемых из уплачиваемых ими страховых взносов, то есть передача определенных рисков страховой компании. Страхование представляет собой экономическую категорию, сущность которой заключается в распределении ущерба между всеми участниками страхования. Это своего рода кооперация по борьбе с последствиями стихийных бедствий и противоречиями внутри общества, возникающими по причине хозяйственных отношений между членами общества.

Страхование выполняет четыре функции:

1. Рисковая функция. Выражается в возмещении риска. В рамках действия этой функции происходит перераспределение денежной формы стоимости между участниками страхования в связи с последствиями случайных страховых событий. Рисковая функция страхования является главной, т.к. страховой риск непосредственно связан с основным назначением страхования по возмещению материального ущерба пострадавшим.

2. Предупредительная функция – финансирование за счет средств страхового фонда мероприятий по уменьшению страхового риска.

3. Сберегательная функция – при помощи страхования сберегаются средства на дожитие. Это сбережение вызвано потребностью в страховой защите достигнутого семейного достатка.

4. Контрольная функция – контроль за строго целевым формированием и использованием средств страхового фонда.

Страхование может осуществляться в обязательной и добровольной формах. Обязательное страхование осуществляется в силу закона. Виды, условия и порядок проведения обязательного страхования определяются соответствующими законодательными актами РФ. Расходы по обязательному страхованию относятся на себестоимость продукции. Для снижения степени риска используются имущественное страхование и страхование от несчастных случаев.

Имущественное страхование может иметь следующие формы: страхование риска подрядного строительства, страхование оборудования, страхование грузов и др.

Страхование от несчастных случаев включает: страхование общей гражданской ответственности и страхование профессиональной ответственности. Широко используется и такой вид страхования, как хеджирование — страхование цены товара от риска либо нежелательного для производителя падения, либо невыгодного для потребителя увеличения.

По целям и технике проведения операции хеджирование делится на хеджирование продажей (заключение производителем или товаровладельцем фьючерсного контракта с целью страхования от снижения цены при продаже в будущем товара либо уже имеющегося в наличии, либо еще не произведенного, но предусмотренного к обязательной поставке в определенный срок), хеджирование покупкой (заключение потребителем или продавцом фьючерсного контракта с целью страхования от увеличения цены при покупке в будущем необходимого товара).

Фьючерсы (фьючерсные контракты) предполагают покупку или продажу какого-либо актива в будущем по цене, зафиксированной в момент заключения фьючерсной сделки. В качестве основного может выступать какая-нибудь ценная бумага, иностранная валюта, нефть, металл, зерно и другие товары, торговля которыми осуществляется на различных биржах. Покупая фьючерс, предприятие может застраховаться от резкого изменения цен на базисный товар в будущем.

Также используются опционы (право купли-продажи ценных бумаг). В отличие от фьючерса исполнение опциона не обязательно. Все зависит от того, насколько это выгодно держателю. Например, страхуясь от риска падения курса валюты, в которой оно получает выручку, предприятие-экспортер может одновременно с подписанием договора на поставку продукции купить опцион на продажу валюты, в которой поставка будет оплачена. Если к моменту оплаты договора курс валюты упадет, то предприятие сможет продать ее по курсу, зафиксированному в опционе. Если этого не произойдет, оно просто не исполнит опцион.

1.4. Организация и система управления рисками

Риском можно управлять, то есть использовать различные меры, позволяющие в определенной степени прогнозировать наступление рискового события и принимать меры к снижению степени риска.

Главная цель менеджмента, особенно для условий сегодняшней России, добиться, чтобы при самом худшем раскладе речь могла идти только о некотором уменьшении прибыли, но ни в коем случае не стоял вопрос о банкротстве, необходимо постоянно корректировать систему действий с позиций максимума прибыли. Поэтому особое внимание уделяется постоянному совершенствованию управления риском — риск-менеджменту.

Риск-менеджмент– система оценки риска, управления риском и финансовыми отношениями, возникающими в процессе бизнеса. При рыночной экономике производители, продавцы и покупатели действуют в условиях конкуренции самостоятельно. Их финансовое будущее непредсказуемо и мало прогнозируемо. Риском можно управлять, используя разнообразные меры, позволяющие в определенной степени прогнозировать наступление рискового события и вовремя принимать меры к снижению степени риска. [1]

На степень и величину риска реально воздействовать через финансовый механизм, что осуществляется с помощью приемов стратегии и финансового менеджмента. Этот своеобразный механизм управления риском и есть риск-менеджмент. В основе риск-менеджмента лежат целенаправленный поиск и организация работы по снижению степени риска, искусство получения и увеличения дохода (выигрыша, прибыли) в неопределенной хозяйственной ситуации. Конечная роль риск-менеджмента полностью соответствует целевой функции предпринимательства. Она заключается в получении наибольшей прибыли при оптимальном соотношении прибыли и риска. Риск-менеджмент представляет систему управления риском и экономическими (точнее финансовыми) отношениями, возникающими в процессе этого управления, и включает стратегию и тактику управленческих действий.

Под стратегией управления понимают направления и способы использования средств для достижения поставленной цели. Для каждого способа определен набор правил и ограничений для принятия лучшего решения. Стратегия помогает сконцентрировать усилия на различных вариантах решения, не противоречащих генеральной линии стратегии и отбросить все остальные варианты. После достижения поставленной цели стратегия прекращает свое существование, поскольку новые цели выдвигают задачу разработки новой стратегии.

Тактика определяет практические методы и приемы менеджмента для достижения установленной цели в конкретных условиях. Задачей тактики управления является выбор наиболее оптимального решения и самых конструктивных в данной хозяйственной ситуации методов и приемов управления.

Риск-менеджмент как система управления состоит из двух подсистем: управляемой подсистемы (объекта управления) и управляющей подсистемы (субъекта управления).

Объектом управления выступают рисковые вложения капитала и экономические отношения между хозяйствующими субъектами в процессе реализации риска – связи между страхователем и страховщиком, заемщиком и кредитором, между предпринимателями, конкурентами.

Субъект управления – группа руководителей, которая осуществляет целенаправленное функционирование объекта управления. Данный процесс осуществляется при постоянном циркулировании необходимой информации между субъектом и объектом управления. [5,6]


2. Анализ рисков предпринимательской деятельности на предприятии розничной торговли ООО «Северный берег»

2.1. Характеристика предприятия

Общество с ограниченной ответственностью «Северный берег» создано решением Участника 07.07.2005 г. и зарегистрировано Постановлением главы администрации г. Череповца  07.07.2005 г.

Является юридическим лицом, имеет в собственности обособленное имущество, числящее на его самостоятельном балансе, может от своего имени  нести обязанности, быть истцом и ответчиком в суде.

Общество несет ответственность по своим обязательствам всем принадлежащим ему имуществом, могут создавать филиалы, отчитывать представительства.

Основная цель создания ООО «Северный берег» — торгово-закупочная деятельность.

Основными направлениями деятельности предприятия являются:

ü    Производство, заготовка, хранение, переработка и реализация продовольственных товаров;

ü    Торгово-закупочная деятельность;

ü    Выездная торговля;

ü    Открытие  магазинов, павильонов, палаток, лотков по продаже товаров народного потребления;

ü    Открытие кафе-закусочных.

 

Общая площадь предприятия ООО «Северный берег» составляет порядка 280 м2. Даная площадь арендуется за плату 20 тыс. руб. в месяц у ООО «Вселенная», владельца всего здания.

Ведение учета на предприятии основано на таких первичных документах как: товарно-транспортная накладная, счет-фактура. На основании данных документов ведется бухгалтерский учет, и учет издержек обращения, влияющих на размер получаемой прибыли ООО «Северный берег».

Уставной капитал общества состоит из номинальной стоимости доли его участника и определяет минимальный размер его имущества, гарантирующего интересы его кредиторов. Минимальный его размер = 8400 руб. Главная цель предприятия — удовлетворение потребностей населения в продовольственных товарах. На рисунке 1 представлена организационная схема управления предприятием ООО «Северный берег».

      продолжение
--PAGE_BREAK--




Рис.1 Схема организационной структуры управления торговым предприятием ООО «Северный берег»

Рассмотрим организационную структуру управления ООО «Северный берег» более подробно. Единоличным исполнительным органом ООО  «Северный берег» является директор, который является учредителем ООО  «Северный берег». Непосредственно в подчинении директора находятся: главный бухгалтер, заведующий кафе, заведующий магазином и заведующий складом.

Директоросуществляет координацию и общий контроль, и несет ответственность за деятельность персонала ООО  «Северный берег». Также в его функции входит прием на работу и увольнение работников.

Главный бухгалтер, имеет право подписи финансовых документов и выполняет следующие функции:

·       Осуществление анализа основных показателей деятельности предприятия;

·       Ведение бухгалтерского учета, контроль всех хозяйственных операций;

·       Подготовка и сдача в установленные сроки бухгалтерской отчетности в налоговую инспекцию;

Заведующий магазиномвыполняет функции по закупочной деятельности, а также проводит сбытовую работу. В его основные обязанности входят:

·       Снабжение полуфабрикатами и продовольственными товарами торговых точек и кафетериев;

·       Контроль качества и количества поступающих товаров (приемка по количеству и качеству);

·       Разработка ассортиментных планов;

·       Реализация ассортиментных планов — осуществление закупки продовольственных товаров;

·       Изучение работы магазинов-конкурентов ООО «Северный берег».

В организационной структуре предприятия, а также в штатном расписании ООО «Северный берег» нет должности товароведа. Поэтому его функции выполняет заведующий магазина.

Заведующему складом подчиняются кладовщики и рабочие-грузчики. Основные функции заведующего складом:

·       организация бесперебойной работы склада;

·       организация приемки-сдачи товаров на склад, контроль за своевременной подачей товаров в торговую секцию, проверка качества, сроков годности товаров проверка наличия маркировки и ценников на товарах;

·       обеспечение контроля по сохранности товаров, торгового оборудования и прочих материальных ценностей, своевременного проведения инвентаризации товаров.

Кладовщик подчиняется непосредственно заведующему складом.

В условиях рыночных отношений повышается роль и значение анализа финансового состояния предприятия. Это связано с тем, что предприятия приобретают самостоятельность и несут полную экономическую ответственность за результаты своей коммерческой деятельности перед акционерами, работниками, банками и кредиторами.

Главная цель финансовой деятельности сводится к одной стратегической задаче — увеличению активов предприятия. Для этого оно должно постоянно поддерживать платежеспособность и рентабельность, а также оптимальную структуру актива и пассива баланса. Поэтому анализ финансового состояния начинается с изучения состава и структуры имущества предприятия по данным актива баланса. Для анализа состава и структуры имущества ООО «Северный берег» используется аналитическая таблица 2.1 «Оценка динамики наличия, состава и структуры имущества предприятия ООО „Северный берег“ и ее влияние на финансовое состояние».

Как видно из таблицы, общая стоимость имущества ООО «Северный берег», включая деньги и средства в расчетах, увеличилась за 2008 год на 10684 тыс. руб. или на 210,1%, а за 2009 год снизилась на 15590 тыс. руб. или на 98,8%. В его составе на начало 2009 года внеоборотные средства составляли 40 тысяч рублей.

За 2008 год внеоборотные активы снизились на 13 тыс. руб., или на 32,5%, а за 2009 год на 4 тыс. руб., или на 14,8%. В их состав входили основные средства и незавершенное строительство.

Оборотные (мобильные) средства на ООО «Северный берег» в 2008 году увеличились на 10697 тыс. руб., или 212,1%, а за 2009 год снизились на 15586 тыс. руб., или 99%. Это обусловлено возросшими темпами прироста оборотных активов в 2008 году и их снижением в 2009 году. Наиболее существенно снизилась их наименее мобильная часть — запасы (в 2008 г. они возросли на 199 тыс. руб., или на 8%, а за 2009 год уменьшились на 2660 тыс. руб., или 99%). На конец 2009 года их удельный вес равнялся 14,68%.

Денежные средства увеличились в 2008 году на 3432 тыс. руб., а в 2009 году уменьшились на 5680 тыс. руб. Их удельный вес в 2008 году снизился на 8,55%, а в 2009 году — на 20,93%.

Дебиторская задолженность возросла за 2008 год на 7072 тыс. руб., а в 2009 году резко снизилась на 7247 тыс. руб. По структуре на конец 2009 года она составляла 56,5%.

Анализ показателей структуры динамики выявил наличие благоприятной тенденции: основной прирост всего имущества был обеспечен за счет прироста оборотных активов. Таким образом, вновь привлеченные финансовые ресурсы были вложены в основном в наиболее ликвидные активы, что улучшает финансовую стабильность ООО «Северный берег».

Таблица 2.1

Оценка динамики наличия, состава и структуры имущества предприятия ООО «Северный берег» и ее влияние на финансовое состояние



Таблица 2.2

Оценка динамики наличия, состава и структуры источников собственного и заемного капитала на предприятии ООО «Северный берег»



Финансовое состояние предприятия, его устойчивость во многом зависит от оптимальности структуры источников капитала (соотношения собственных и заемных средств) и от оптимальности структуры активов предприятия, и, в первую очередь, от соотношения основного и оборотного капитала.

Оценка динамики состава и структуры источников собственного и заемного капитала производится по данным формы № 1 «Бухгалтерский баланс» в таблице 2.2

Определим обеспеченность коммерческой фирмы трудовыми ресурсами.

Проведем анализ качественного состава трудовых ресурсов (табл.2.3)

Таблица 2.3

Качественный состав трудовых ресурсов предприятия



Таким образом, наибольшее количество работающих в организации — люди 30 — 40 лет со средним специальным образованием и со стажем работы от 10 до 15 лет. Данная категория работников является наиболее многочисленной в связи с тем, что они обладают уже достаточным опытом для того, чтобы дать консультацию покупателю, грамотно и культурно обслужить его.

Поскольку изменения качественного состава персонала происходят в результате его движения, то этому вопросу при анализе уделяется большое внимание (таблица 2.4).

Таблица 2.4

Данные о движении персонала



Далее рассчитаем коэффициент рентабельности персонала:

Rп баз=

Rп отч=

Таким образом, коэффициент рентабельности персонала значительно снизился за анализируемый период, что во многом было обусловлено значительным снижением выручки от продажи товаров, а также чистой прибыли от реализации продукции.

Рассчитаем абсолютное отклонение (ΔФЗПАБС) фонда заработной платы:

ΔФЗПАБС = 11900 — 9830 = 2070 тыс. руб.

Далее рассчитаем относительное отклонение фонда заработной платы по формуле (8):

ΔФЗПотн = ФЗП1 — ФЗПск = ФЗП1 — (ФЗПпер0 Iвп + ФЗПпост0) = 11900 — (7530 0,1023 + 2300) = 8829,7 тыс. руб.

Таким образом, относительное отклонение фонда заработной платы составило 8829,7 тыс. руб., что было связано со значительным снижением выручки от продажи товаров, то есть снижения объемов продаж. По результатам данных расчетов можно сделать вывод о том, что производительность труда работников организации значительно снизилась, то есть снизилась эффективность использования фонда заработной платы.

Следующим этапом при проведении анализа коммерческой деятельности торгового предприятия является изучение и анализ его закупочной деятельности.

Периодичность завоза товаров определяется следующим образом:

И = 2 (Зс — Зн) = 2 × (15 — 7) = 16 дней.

Проанализируем затраты на производство продукции:


Таблица 2.5

Затраты на производство продукции



Как видно из таблицы 2.5, в структуре затрат ООО «Северный берег» произошли изменения. Наиболее важным представляется факт, что постоянные расходы в структуре затрат стали занимать большую долю, чем в предыдущем году.

Прежде всего этот факт свидетельствует о том, что теперь реализация различных мероприятий, позволяющих экономить ресурсы, окажет свое воздействие на меньшую долю затрат, чем это было возможно раньше.

Если анализировать затраты предприятия в натуральном выражении, то нужно отметить, что произошел рост затрат по всем статьям без исключения, что повлекло за собой значительный рост себестоимости продукции. В структуре затрат снизилась доля затрат на оплату труда и социальное страхование, материалы и прочие затраты. Возросла доля затрат на электроэнергию, топливо и амортизацию основных фондов. Это говорит о том, что продукция стала более энерго- и фондоемкой, однако снизилась ее материалоемкость и трудоемкость. Так как предприятие является не производственным, а торговым, то говорить об усложнении и совершенствовании технологий производства не приходится, следовательно, можно говорить о неэффективности использования основных средств, топливных и электроэнергетических ресурсов.


2.2. Выявление рисков предприятия и методы управления ими

Важным аспектом поддержки и восстановления финансовой стабильности и улучшения финансового состояния является выявление и управления рисками деятельности предприятия.

За последние 3 года ООО «Северный берег» разрабатывало собственную систему управления рисками.

Необходимость подобного шага была обусловлена следующими факторами:

·       Растущие объемы сделок и увеличивающееся разнообразие продуктов;

·       Обеспечение распределения капитала на основе соотношения риск / доходность.

·       Необходимость создания системы ценообразования и мотивации, основанной на капитале под риском.

Прежде всего, 4 базовых риска были определены с позиций предприятия и по каждому из них были сформулированы основные методы управления.

Так     продолжение
--PAGE_BREAK--


Не сдавайте скачаную работу преподавателю!
Данный реферат Вы можете использовать для подготовки курсовых проектов.

Поделись с друзьями, за репост + 100 мильонов к студенческой карме :

Пишем реферат самостоятельно:
! Как писать рефераты
Практические рекомендации по написанию студенческих рефератов.
! План реферата Краткий список разделов, отражающий структура и порядок работы над будующим рефератом.
! Введение реферата Вводная часть работы, в которой отражается цель и обозначается список задач.
! Заключение реферата В заключении подводятся итоги, описывается была ли достигнута поставленная цель, каковы результаты.
! Оформление рефератов Методические рекомендации по грамотному оформлению работы по ГОСТ.

Читайте также:
Виды рефератов Какими бывают рефераты по своему назначению и структуре.