Реферат по предмету "Маркетинг"


Управление ассортиментной политикой предприятия

Министерство образования РоссийскойФедерации
Государственное образовательноеучреждение высшего профессионального обучения
Дальневосточный ГосударственныйУниверситет Путей Сообщения
кафедра: Воздушные сообщения
Курсоваяработа
на тему:«Управление ассортиментной политикой предприятия»
Хабаровск 2009

ВВЕДЕНИЕ
Курсовая работа посвященауправлению ассортиментной политикой на предприятии. Ассортиментная политикаявляется одним из важнейших инструментов и составляющих маркетинга в борьбекомпании с конкурентами. В своей курсовой работе я приведу методику анализа иуправления ассортиментом компании, постараюсь дать практические рекомендации поее применению на примере ООО «Востокспецсистема». Я считаю, что проблема конкуренциипредприятий в розничной торговле на данный момент актуальна и интересна.
На сегодняшний день нарынке присутствует огромное количество торгово-розничных организаций. Каждая изних занимается торговлей или оказанием, каких-либо видов услуг.
Ассортиментная политика — одно из самых главныхнаправлений деятельности маркетинга каждого предприятия. Особенно этонаправление приобретает значимость в нынешних условиях перехода к рыночнойэкономике, когда к товару со стороны потребителя предъявляются повышенныетребования по качеству и ассортименту, и от эффективности работы предприятия спроизводимым товаром зависят все экономические показатели организации ирыночная доля. Как свидетельствует мировой опыт, лидерство в конкурентнойборьбе получает тот, кто наиболее компетентен в ассортиментной политике,владеет методами её реализации и может максимально эффективно ею управлять.
В современныхусловиях рыночной экономики в России многократно увеличился ассортиментразличных товаров, значительная часть которого представлена продукциейнедостаточно высокого качества и не отвечающая современным мировым требованиям.
Ошибки при выборе товара,незнание его свойств, характеристик, условий хранения, транспортирования,неправильная оценка качества могут обернуться для предпринимателя крупнымипотерями и убытками. Поэтому будущим предпринимателям необходимы основныепредставления о товароведении различных групп товаров.
Формирование и реализацияассортиментной политики необходимы для определения условий безубыточной работыпредприятия, управления объемом прибыли с целью оптимизации налогообложения ипрогнозирования собственных инвестиций в развитие бизнеса.
Рыночный успех отнынеявляется критерием оценки деятельности отечественных предприятий, а их рыночныевозможности предопределяют правильно разработанной и последовательно осуществляемойтоварной политики. Именно на основе изучения рынка и перспектив его развитияпредприятие получает исходную информацию для решения вопросов, связанных сформированием ассортимента, его управлением и совершенствованием.
В ходе курсовой работынеобходимо применить знания, полученные на лекциях и практических занятиях, длясамостоятельного анализа деятельности предприятия; теоретически грамотно илогически последовательно излагать рассматриваемую проблему; самостоятельноформулировать проблему, ставить задачу и разрабатывать обоснование предложенийв сфере коммерческой деятельности.
Цель исследованиязаключается в закреплении навыков исследовательской работы, обобщениирезультатов анализа, разработке рекомендаций по повышению эффективностивнешнеторговой деятельности, экономическом обосновании предлагаемыхмероприятий.
Для достижения основнойцели – анализа ассортиментной политики предприятия «Востокспецсистема-ТД» вработе необходимо решить следующие задачи:
- изучитьтеоретические основы ассортимента, его показатели;
- выявитьособенности ассортиментной политики в розничной торговой организации;
- изучить состояниеассортимента магазина «Востокспецсистема-ТД»;
обосновать предложения пооптимизации ассортимента по критерию прибыли для магазина «Востокспецсистема-ТД».

/>1. ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ АСПЕКТЫ АССОРТИМЕНТНОЙПОЛИТИКИ ПРЕДПРИЯТИЯ
 
1.1 Ассортиментнаяполитика
Ассортиментная политика — определение набора товарных групп, наиболее предпочтительного для успешнойработы на рынке и обеспечивающего экономическую эффективность деятельностипредприятия в целом.
Ассортиментнаяполитика определяет оптимальное соотношение набора изделий, разных по стадиямжизненного цикла, но одновременно находящихся на рынке. Оптимизацияноменклатуры изделий, одновременно находящихся на рынке, но различающихся постепени новизны, позволяет гарантировать предприятию отрасли относительностабильные общие условия обеспечения объемов реализации, покрытия расходов идостижения прибыли. [19]
Задачиассортиментной политики:
1. удовлетворениезапросов потребителей — один из основных принципов маркетинга, которыйсоответствует задаче глубокой сегментации и дифференциации рынка и обеспечиваеттесную связь с потребителями;
2. оптимальноеиспользование технологических знаний и опыта предприятия;
3. оптимизацияфинансовых результатов предприятия — Формирование ассортимента основывается наожидаемой рентабельности и величине прибыли, что чаще встречается в практикеработы предприятий, однако может быть оправдано при тяжелом финансовомположении, отсутствии альтернатив и др.;
4. завоевание новыхпокупателей путем расширения сферы применения существующей производственнойпрограммы. Этот подход достаточно консервативен, так как рассчитан накраткосрочные результаты и предполагает удлинение жизненного цикла устаревающихизданий за счет нахождения новых рынков сбыта;
5. соблюдениепринципов гибкости за счет диверсификации сфер деятельности предприятия отраслипечати и включения в них нетрадиционных отраслей;
6. соблюдениепринципа синергизма, предполагающего расширение областей производства и услугпредприятия, связанных между собой определенной технологией, единойквалификацией кадров и другой логической зависимостью.[5]
На построениеассортиментной политики в розничных торговых предприятиях влияет рядэкономических, социальных, демографических, специфических и др. факторов.
К экономическим факторамотносят денежные доходы населения и распределение их между отдельными группаминаселения, уровень розничных цен и их соотношение между отдельными видами игруппами товаров; степень обеспеченности населения предметами длительногопользования.
Социальные факторы к нимотносятся социальная и профессиональная структура обслуживаемого населения;уровень образования и культурного развития людей, праздники, мода и др.
К демографическимфакторам изменение численности населения и его состава по полу, возрасту, меступроживания; размеру состава семьи.
Природно-естественныефакторы – это климатические условия, продолжительность времён года,физиологические особенности человеческого организма в зависимости от пола,возраста и т. д.
Специфические факторыоказывают разное значение на ассортиментную политику в каждом конкретноммагазине, зависящих от типа и размера магазина, его специализации, техническойоснащённости, условий товароснабжения (наличия стабильности источников,отдалённости, вида, поставщика), численности и состава обслуживаемогонаселения, транспортных условий, наличие др. розничных магазинов в зонедеятельности данного магазина. [6]
При формировании врознично торговой сети ассортимента не продовольственных товаров необходимоучитывать и фактор их взаимозаменяемости.
В случае отсутствия впродаже нужного товара или неудовлетворительного качества предположительноготовара покупатель, как правило, не откладывает, а ищет ему замену саналогичными удовлетворяющими потребностями. На спрос многих товаров оказываетвлияние сезонности и производства со сменой времени года существенно меняютсяпотребности людей в предметах одежды, обуви, спортивных товарах. Ассортиментнаяполитика в розничной торговой сети важная часть коммерческой стратегии врозничной торговле. [11]
Проведениеассортиментной политики требует принятия решений не только о включении новыхтоваров, но и снятия товаров с продажи. Изыматься могут товары, моральноустаревшие и экономически, неэффективные, хотя и, возможно, пользующиесянекоторым спросом. Принятию решения об изъятии или оставлении товара впрограмме предприятия предшествует оценка качества показателей каждого товарана рынке. При этом необходимо учитывать объединенную информацию со всех рынков,где они реализуются, чтобы установить реальный объем продаж и уровеньрентабельности (прибыльности) в динамике, которые обеспечивает изготовителюкаждый из его товаров.[5]
Главныйвывод из сказанного относительно своевременного изъятия то­вара из программы(ассортимента) состоит в том, что изготовитель должен организоватьсистематический контроль за поведением товара на рынке, за его жизненнымциклом. Только при таком условии будет получена полная и достовернаяинформация, позволяющая принимать верные решения. Для облегчения решенияпроблемы следует иметь методику оценки положения товара на различных рынках,где предприятие работает. Методика должна быть относительно простой.[13]
Ассортиментнаястратегия может строиться по следующим направлениям:
- Товарнаядифференциация связана с выделением предприятием своих изданий в качествеособых, отличных от изданий конкурентов, и обеспечением по ним отдельных «ниш»спроса;
- Узкая товарнаяспециализация определяется работой предприятия на довольно узком сегменте рынкаи связана с ограничением сферы сбыта продукции в силу ряда причин. Иногда узкаяспециализация как вариант товарной политики воспринимается в качествевынужденной меры, поскольку предприятие не располагает достаточными ресурсамидля проведения успешной работы по широкому кругу товарной номенклатуры или всилу специфики самого товара, а также особенностей технологического процесса. Причинойможет служить и глубокая сегментация рынка данного издания. В ряде случаевполитика узкой товарной специализации оптимальна для эффективной деятельностинебольшого предприятия или когда предприятие периодически меняет узкуюспециализацию, используя ее для освоения новых рынков или адаптируясь кменяющемуся характеру спроса;
- желание ипредпочтение покупателей приобретать большое число наименований продукцииодного предприятия;
- оптимальностьпродаж сбытовой сети нескольких видов продукции одновременно;
- развитие торговлипо специальным заказам отдельных потребителей, предусматривающим индивидуальноеизготовление продукции заданных свойств и характеристик;
- стремлениеизбежать наличия неиспользованных или незагруженных мощностей за счетпроизводства других, дополнительных видов продукции;
- желаниеиспользовать побочные продукты для производства новых видов продукции иповысить общую эффективность деятельности предприятия.[9]
Большоезначение имеет выбор ассортимента выпускаемой продукции, который позволил быпредприятию отрасли печати увеличить выручку от реализации и соответственноприбыль.
Рациональнуюструктуру выпускаемой продукции можно определить с помощью показателя «точкабезубыточности», отражающего минимальный уровень сбыта, при котором отсутствуетубыток, но нет прибыли. Когда предприятие производит и реализует одно издание,«точка безубыточности» определяется по формуле:
Rb= C / (1-k)
где Rb –объем реализации продукции, при котором предприятие не имеет убытков, а также иприбыли;
С –постоянные расходы предприятия, не зависящие от объема производства;
k –коэффициент, выражающий состояние между переменными расходами предприятия,зависящими от объема производства V, и выручкой от реализации R:
k= V / R
Сущностьпланирования ассортимента продукции определяется как планирование всех видовдеятельности, направленных на отбор изделий для будущего производства и наприведение технических, функциональных и эстетических свойств этих изделий внаиболее полное соответствие с требованиями потенциальных потребителей.[8]
Ассортиментная политикамагазина предполагает знание жизненных циклов производства и реализациитоваров, без которого нельзя правильно управлять торговым ассортиментом. Надообратить внимание на стадии жизненного цикла товара:
- На первой стадиивнедрения производят самые ходовые и базовые модели, которые пользуются спросомпокупателей;
- К стадии зрелостивыходит всевозможный ассортимент;
- В стадии спадаостаётся самый лучший и ходовой товар
Ассортиментная политикавыделяет набор изделий, находящихся одновременно на рынке, в разных жизненныхциклах. Номенклатура товара находящегося в спаде жизненного цикла, но постепени новизны, гарантирует фирме относительно стабильные объёмы реализации,покрытие расходов и уровня прибыли.
Следует выделить товарныегруппы:
- Основная –товары, приносящие предприятию основную прибыль и находящиеся в стадии роста.
- Поддерживающая –товары, стабилизирующие выручку от продаж и находящиеся в стадии зрелости.
- Стратегическая –товары, призванные обеспечивать будущую прибыль предприятия.
- Тактическая –товары призванные стимулировать продажи основных товарных групп и находящихся,как правило, в стадии роста и зрелости.[3]
При определенииассортиментной политики выделяют два принципа:
1. Принцип синергизматовары и услуги внутренне увязаны и дополняют друг друга. Масштаб деятельностифирмы определяет широкую экономию.
2. Принципстратегической гибкости преодолевает недостаток, построение стратегических зонхозяйствования и товарной номенклатуры, которые зависят от различныхтехнологий, требуют разнородных экономических, культурных и политическихусловий, уравновешивают рисковые и устойчивые товарные группы, что сказываетсяна деятельности фирмы. Такой принцип требует финансовых затрат и под силу крупнымфирмам.[17]
Особенностьюассортиментной политики является и ценообразование, которое воспринимается неэкономическим, а порой психологическим восприятием цены покупателя. При этомустанавливаются:
- Ценовые линии –где совокупность цен на одинаковый товар, будет розниться с качеством.
- Цена «вышеноминала» — характеризуется низкой ценой на основной товар и приложения к немудополнительного товара;
- Цена «сприманкой» — доступность цен массовому покупателю основного товара и повышенныецены на широкий круг дополнительных товаров к нему;
- Цены насопутствующие товары;
- Цена на комплект(стоимость набора товара);
- Цены на побочныепродукты;
- Психологическиецены (например: цены которые заканчиваются на 9 или 99 рублей).[15]
/>1.2 Формированиеи управление ассортиментом
Товар – сложное, многоаспектное понятие, включающеесовокупность многих свойств, главными среди которых являются потребительскиесвойства, т.е. способность товара удовлетворять потребности того, кто имвладеет.
Общепринятое определение товара – «продукт труда,произведенный для продажи» – остается, несомненно, справедливым и в маркетинге.Однако все руководства по маркетингу подчеркивают не столько роль товара в егообмене на деньги, сколько возможность его использовать, потреблять: «товар – этосредство, с помощью которого можно удовлетворить определенную потребность» или«товар – это комплекс полезных свойств вещи. Поэтому он автоматически включаетвсе составные элементы, необходимые для материального удовлетворения нуждпотребителя».
Другое важное положение, связанное с товаром, с позициймаркетинга — это необходимость проектировать его с четкой ориентацией назаранее вы­явленную целевую группу потребителей. Главное, о чем нужно помнитьпредприятию-изготовителю, продумывая свой набор услуг, — проектировать егоисходя из потребностей не «среднестатистического» покупателя, а определеннойоднородной группы. [14]
Сущностьпланирования, формирования и управления ассортиментом заключается в том, чтобытоваропроизводитель своевременно предлагал определенную совокупность товаров,которые бы, соответствуя в целом профилю его производственной деятельности,наиболее полно удовлетворяли требованиям определенных категорий покупателей.Набор товаров, предлагаемых предприятием-изготовителем на рынке, называютассортиментом.
Номенклатура,или товарный ассортимент, — это вся совокупность изделий, выпускаемыхпредприятием. Она включает различные виды товаров. Вид товара (сигнализация,камеры слежения) делится на ассортиментные группы (типы) в соответствии сфункциональными особенностями, качеством, ценой. Каждая группа состоит изассортиментных позиций (разновидностей или марок), которые образуют низшуюступень классификации. Например, предприятие производит камеры слежения и сигнализации.Камеры слежения представлены скрытые, открытые. Последние имеют несколько марок,отличаются местом расположения и различными функциями. [12]
Товарныйассортимент характеризуется широтой (количеством ассортиментных групп), глубиной(количеством позиций в каждой ассортиментной группе) и сопоставимостью(соотношением между предлагаемыми ассортиментными группами с точки зренияобщности потребителей, конечного использования, каналов распределения и цен). [1]
Формированиюассортимента предшествует разработка предприятием ассортиментной концепции. Онапредставляет собой направленное построение оптимальной ассортиментнойструктуры, товарного предложения, при этом за основу принимаются, с однойстороны, потребительские требования определенных групп (сегментов рынка), а сдругой, — необходимость обеспечить наиболее эффективное использованиепредприятием сырьевых, технологических, финансовых и иных ресурсов с тем, чтобыпроизводить изделия с низкими издержками.
Достижение соответствия междуструктурно-ассортиментным предложением товаров предприятием и спросом на нихсвязано с определением и прогнозированием структуры ассортимента. Прогнозструктуры ассортимента на долгосрочный период, в котором были бы учтены такиеважные для потребителя признаки товара, как эстетические характеристики, точныеразмеры, конкретная цена, маловероятен. Дело не в детализации ассортимента попотребительским свойствам (например, по цветовой гамме, размерам изделий,соотношению цен), а, кпримеру, в оптимальном разнообразии ассортиментапо определенным признакам (типы телевизоров, наборы предметов кухонногообихода, целесообразные градации цен и т.д.) с расчетом на конкретные группы(сегменты) потребителей. Прогнозируется лишь тенденция развития ассортимента (аболее точно – ассортиментная структура спроса и товарного предложения). [9]
Итак,суть проблемы формирования ассортимента состоит в планировании фактически всехвидов деятельности, направленных на отбор продуктов для будущего производства иреализации на рынке и на приведение характеристик этих продуктов в соответствиес требованиями потребителей. Формирование на основе планирования ассортиментапродукции – непрерывный процесс, продолжающийся в течение всего жизненногоцикла продукта, начиная с момента зарождения замысла о его создании и кончаяизъятием из товарной программы.
Системаформирования ассортимента включает следующие основные моменты:
1.Определение текущих и перспективных потребностей покупателей, анализ способовиспользования данной продукции и особенностей покупательского поведения насоответствующих рынках.
2.Оценка существующих аналогов конкурентов по тем же направлениям.
3.Критическая оценка выпускаемых предприятием изделий в том же ассортименте, чтои в п. п. 1 и 2, но уже с позиции покупателя.
4.Решение вопросов, какие продукты следует добавить в ассортимент, а какиеисключить из него из-за изменений в уровне конкурентоспособности; следует лидиверсифицировать продукцию за счет других направлений производствапредприятия, выходящих за рамки его сложившегося профиля.
5.Рассмотрение предложений о создании новых продуктов, усовершенствованиесуществующих, а также о новых способах и областях применения товаров.
6. Разработкаспецификаций новых или улучшенных продуктов в соответствии с требованиямипокупателей.
7.Изучение возможностей производства новых или усовершенствованных продуктов,включая вопросы цен, себестоимости и рентабельности.
8.Проведение испытаний (тестирование) продуктов с учетом потенциальныхпотребителей в целях выяснения их приемлемости по основным показателям.
9.Разработка специальных рекомендаций для производственных подразделенийпредприятия относительно качества, фасона, цены, наименования, упаковки,сервиса и т.д. в соответствии с результатами проведенных испытаний, подтверждающихприемлемость характеристик изделия или предопределивших необходимость ихизменения.
10.Оценка и пересмотр всего ассортимента. [12]
Планированиеи управление ассортиментом – неотъемлемая часть маркетинга. Даже хорошопродуманные планы сбыта и рекламы не смогут нейтрализовать последствия ошибок,допущенных ранее при планировании ассортимента.
Управлениеассортиментом предполагает координацию взаимосвязанных видов деятельности –научно-технической и проектной, комплексного исследования рынка, организациисбыта, сервиса, рекламы, стимулирования спроса. Трудность решения данной задачисостоит в сложности объединения всех этих элементов для достижения конечнойцели оптимизации ассортимента с учетом поставленных стратегических рыночныхцелей предприятием. Если этого достигнуть не удается, то может получиться, чтов ассортимент начнут включаться изделия, разработанные скорее для удобствапроизводственных подразделений предприятия, нежели для потребителя. [2]
С точкизрения концепции маркетинга – это прямо противоречит тому, что необходимодействительно делать. Задачи планирования и формирования ассортимента состоят,прежде всего, в том, чтобы подготовить «потребительскую» спецификацию наизделие, передать ее проектному (конструкторскому) отделу, а затем проследить,чтобы опытный образец был испытан, при необходимости модифицирован и доведен доуровня требований потребителей. Иначе говоря, в формировании ассортиментарешающее слово должно принадлежать руководителям службы маркетинга предприятия,которые должны решать вопрос о том, когда более целесообразно вложить средствав модификацию изделия, а не нести дополнительные возрастающие расходы порекламе и реализации устаревающего товара или снижать цену на него. Именноруководитель службы маркетинга предприятия должен решать, настало ли время,ввести в ассортимент новые продукты взамен существующим или в дополнение к ним.
Формированиеассортимента, как свидетельствует практика, может осуществляться различнымиметодами, в зависимости от масштабов сбыта, специфики производимой продукции,целей и задач, стоящих перед изготовителем. Вместе с тем их объединяет то, чтоуправление ассортиментом обычно подчинено руководителю службы маркетинга. [17]

/>2. Анализсостояния ассортимента в магазине «Востокспецсистем-ТД»
/>/>ассортиментныйполитика товар спрос
2.1 Краткаяхарактеристика предприятия ООО «Востокспецсистема»ООО «Востокспецсистема» (магазин «Востокспецсистема-ТД»)
Общество несётответственность по своим обязательствам только в пределах своего имущества.
Компания была создана вгороде Хабаровске в 1995 году и на сегодняшний день является крупнейшимпоставщиком охранно-пожарного оборудования в Хабаровском крае, имеет филиалы вгородах Комсомольск-на-Амуре и Владивостоке, партнеров в городах: Благовещенск,Свободный, Биробиджан, Николаевск-на-Амуре, Оха, Советская Гавань, Чегдомын,Облучье, Южно-Сахалинск, Петропавловск-Камчатский, Дальнегорск, Находка,Арсеньев, Спасск Дальний, Артем, Уссурийск, Находка и многих других городахДальнего Востока.
Осуществляет полный спектруслуг, начиная от обследования, проектирования и монтажа, до наладки исервисного обслуживания.
Главной целью компанииявляется спокойствие клиентов, которые доверили ей свою безопасность.
На сегодняшний день являетсясертифицированными дилерами многих производителей:
А так же торговые марки: «Ademko-Group», «Bolid»,«BXB», «CAME», «ESMI»,«JEDIA», «Computar», «CBC», «KT&C», «GS Lab», «DSC»,«System Sensor», «EA», «InterM», «VideoNet», «Krone», «Mintron»,«Notifier», «Parsec», «Rubezh»,«Hsintek», «Pelco», «Аргус Спектр», «Элина», Ассоциация «ЭлектронныеСистемы», «Энергон», «Пауэр Сиб», «Риэлта», «Сигма-Ис», «Сибирский Арсенал».
Лицензии Министерства РФГУиЧС ГУ ГПС № 2/06077, МРФ ГУиЧС ГУ ГПС № 2/03452.
Лицензии Гос. Комитета РФпо строительству и жилищно-коммунальному комплексу Г 914893, Г914894.
Сейчас практическиневозможно найти ту сферу бизнеса, которая не нуждалось бы в современныхсистемах безопасности. При покупке соответствующего оборудования клиент должензнать – его деньги потрачены не зря, и все будет работать с точностьюшвейцарских часов. У дальневосточного потребителя есть возможность статьобладателем самых надежных систем безопасности от ООО «Востокспецсистема».Причем, речь идет еще и о целом комплексе профильных услуг на высоком уровне,включая абсолютно новые профессиональные разработки
Итак, компания«Востокспецсистема» была образована в 1995 году. И за 13 лет эта организацияпрошла серьезный путь развития, превратившись из небольшой фирмы в мощнуюпроизводственную структуру. Причем, практически с момента основания предприятияего руководители сделали ставку на четыре фактора успеха. Во-первых, наинтеллектуальный потенциал своих сотрудников. Благодаря внедрению взвешеннойкадровой политики, управленцы компании сумели создать высокопрофессиональныйколлектив, где каждый сотрудник является не только грамотным, но и инициативнымспециалистом. Во-вторых, менеджеры ООО «Востокспецсистема» изначально сталисотрудничать лишь с самыми надежными поставщиками в сфере безопасности. И насегодняшний день здесь представлено оборудование таких известных торговыхмарок, как ТД «Теко» (г. Казань), «Арсенал безопасности» (г. Иркутск),«Аргус-Спектр», «Рубеж», «Болид», «Росси-СП», «Бастион», «Сибирский арсенал»,«ЭтраСпецАвтоматика». Это далеко не полный перечень. Плюс ко всему, ООО«Востокспецсистема» может предложить своим клиентам оборудование от мировыхлидеров в производстве соответствующих охранных систем. Речь идет о Panasonic иCOMPUTAR (Япония), PELCO (США), Jedia (Ю. Корея), CAME (Италия), Mintron и LTV(Тайвань). Компания в состоянии предоставить заказчикам, в общей сложности, 5тысяч наименований приборов и комплектующих от 40 производителей. Третий факторуспеха ООО «Востокспецсистема» можно обозначить двумя словами — комплексныйподход. Здесь очень ценят время и деньги своих клиентов. Поэтому опытныеконсультанты помогут заказчику выбрать необходимое оборудование с оптимальнымсоотношением цены и технических характеристик. Затем высококвалифицированныеинженеры разработают проект любого уровня сложности. После чегопрофессиональные монтажники выедут в любой населенный пункт Дальнего Востока исмонтируют оборудование на объекте. И в результате ООО «Востокспецсистема»возьмет комплексы безопасности на гарантийное и, по желанию клиента,послегарантийное обслуживание. Более того, представители этой организацииобучат персонал компании-заказчика пользоваться установленным оборудованием.Наконец, четвертая составляющая успешной работы компании заключается виндивидуальном подходе к каждому клиенту. Можно с полным правом сказать, что вкомпании, в хорошем смысле, зациклены на своих клиентах. И дорожат своейрепутацией. Для удобства заказчиков были созданы филиалы ООО«Востокспецсистема» во Владивостоке, Южно-Сахалинске и Комсомольске-на-Амуре. Итеперь получить соответствующую консультацию и оформить покупку можно в любомиз этих населенных пунктов.
ООО «Востокспецсистема»предлагает заказчикам современное специализированное оборудование. А именно:
- Охранно-пожарнаясигнализация. Комплекс оборудования (приборов и датчиков), позволяющий нетолько обнаружить возгорание (огонь-дым), но и использовать автоматическиесистемы пожаротушения.
- Видеонаблюдение.Комплекс оборудования, позволяющий проводить непрерывный мониторинг итехнологических процессов, и общей ситуации на том или ином объекте.Разумеется, в этом случае можно обнаружить любое проникновение посторонних ивести запись видеоизображений.
- Контроль доступа.Комплекс механических (заграждения), электромеханических (турникеты,автоматические ворота, шлагбаумы) и аппаратных (видеодомофоны, электронныеключи, считыватели, контролеры, программное обеспечение) средств позволяетупорядочить доступ автотранспорта, сотрудников и посетителей на объекты иконтролировать перемещение персонала по территории.
- Охрана периметра.Специализированный комплекс оборудования для охраны территории. Это позволяетобеспечивать безопасность на больших площадях, а при необходимости, и в тяжелыхклиматических условиях.
- Звуковоеоповещение. Комплекс оборудования (пульт и акустические системы),предназначенный для звукового оповещения о пожаре или ином ЧП. В дежурномрежиме может быть использован для передачи объявлений или музыкальногосопровождения.
- Заградительныебарьеры. Стационарный электромеханический пост остановки колесного автотранспорта«ПОКАТ» препятствует несанкционированному проезду легковых и грузовых машин натерриторию объекта. Речь идет о механическом препятствии. Автомобильныепортативные заграждения «КАКТУС» и «ЛИАНА» легко транспортируются и оперативноустанавливаются на любом дорожном покрытии.
- Специализированноеоборудование (ручные и стационарные металлодетекторы) предназначены дляобнаружения оружия, запрещенных к провозу металлических предметов и взрывчатыхвеществ в местах массового скопления людей: в аэропортах, на вокзалах, настадионах и т.д.
- Защитаинформации. Вот об этом направлении стоит рассказать подробнее.
В наше время защитакорпоративной информации является одной из основных задач топ-менеджеровкомпаний. Ведь тот, кто владеет информацией – владеет всем. И ООО«Востокспецсистема» учитывает реалии отечественного бизнеса. Поэтому здесь ибыл создан отдел защиты информации, который является самостоятельной структуройи подчиняется непосредственно генеральному директору компании. Кстати, этадеятельность требует соответствующего оформления. В Хабаровске всего четырепредприятия обладают лицензиями на право вести работы, связанные с защитойинформации, в том числе и ООО «Востокспецсистема». Стоит отметить – в этомподразделении трудятся исключительно высококвалифицированные сотрудники,имеющие большой опыт работы именно в области защиты информации. Всеспециалисты, по роду деятельности, постоянно взаимодействуют не только снаучными и производственными структурами, но и с территориальными органами ФСБРФ и Федеральной службы по техническому и экспортному контролю (ФСТЭК РФ). Азначит, сотрудникам отдела защиты информации доверяют на государственномуровне. В своей деятельности подразделение руководствуется совершенноконкретными законодательными актами России. К примеру, ФЗ «Об информации,информационных технологиях и защите информации» и Указом президента РФ «Оконцепции национальной безопасности Российской Федерации». Что же касаетсяосновных функций отдела, то они довольно обширны.
Перечислить все услуги довольнопроблематично. Но совершенно понятно, что в специализированном подразделениикомпании могут эффективно защитить любую информацию от посторонних. И этосовершенно бесспорно.
Магазин ООО «Востокспецсистема-ТД»расположен по адресу: г. Хабаровск, ул. Краснореченская, 131а.
Магазин«Востокспецсистема-ТД» представляет собой современный торгово-выставочный центр(ТВЦ), с удобными подъездными путями и парковкой, где на больших площадяхрасположены стенды с образцами оборудования компании и офисы для переговоров.Этот комплекс не имеет аналогов ни на Дальнем Востоке, ни в Сибири. Здесьзаказчики могут выбрать для себя самый подходящий вариант, получитьиндивидуальную консультацию и оформить как покупку, так и сопутствующие работы:и проектные, и монтажные. Все это, безусловно, удобно для клиентов. ООО«Востокспецсистема» делает все для комфорта своих деловых партнеров. ООО«Востокспецсистема» имеет офис на Гамарника, 9, где можно заключить договоры наприобретение продукции и также посмотреть некоторые образцы товаров. [18]
Торговая площадь магазина«Востокспецсистема-ТД» составляет 757,3 м2. Имеется два складскихпомещения кладовая, туалеты, кухня общей площадью 101,8 м2, площадьзанимаемая администрацией составляет 35,1 м2. Площадь торгового заласоставляет 620,4 м2. [21]
Магазин «Востокспецсистема-ТД»занимает первый этаж трехэтажного зала.
Использование торговогооборудования связано с общей площадью, планировкой основных помещений,особенностью товаров, формой продажи. В торговом зале используют стеновые панели,решётки, прилавки, кронштейны, стеклянные витрины, манекены.
В подсобных помещенияхиспользуют следующее оборудование подтоварники для хранения товара вупакованном виде, стеллажи, кронштейны, вешала. Всё торговое оборудование,используемое в магазине соответствует экономическим, эргономическим,эстетическим требованиям. Сейчас выбор торгового оборудования всевозможный, нок сожалению не каждый руководитель организации позволит иметь в магазинесовременное оборудование. Магазин «Востокспецсистема-ТД» старается обновляться,чтобы потребители оставались довольные внешним видом магазина.
Предприятие производитразгрузку, транспортировку товаров, приёмку их по количеству и качеству,хранение, подготовку к продаже, продажу.
Основная деятельностьпредприятия, связана с продажей товаров и обслуживанием покупателей, отбором,расчётом за товары и т. д. [18]
По состоянию на 01.01.08г.оборот розничной торговли составил 5777290 рублей. Среднемесячный оборотмагазина составляет 481440 рублей. За тринадцатилетний срок существования вмагазине 10540 человек сделали покупки, это в среднем 2900 человек в месяц.
90 % товара приобретаетсяза наличный расчёт. Остальная часть товара принимается на реализациюпоставщиков.
В ООО «Востокспецсистема-ТД»работает 16 человек. Из них:
2 человека – продавцов,
2 человека – бухгалтера,
1 человек – экономист,
1 человек – юрисконсультант,
1человек – водитель-экспедитор,
1 человек – уборщица,
1человек – начальникотдела продаж,
1 человек – менеджер,
1 человек – специалистматериального отдела
2 человека – электрики,
3 человека – разнорабочие. [21]
В магазине «Востокспецсистема-ТД»практикуется система управления качества труда работников. Для этого работникипроходят курсы повышения квалификации и еженедельно занятия по продажам. Учёткачества труда торговых работников ведётся ежедневно и осуществляетсязаведующими отделов. Оценку качества труда заведующих даёт директор и егозаместитель. Применение этой системы позволяет объективно оценить труд каждогоработника и обеспечивать правильное материальное стимулирование, что выражаетсяв денежной премии – 15% от оклада работников.
При снижении уровнякачества труда, как правило, это не выполнение работниками своих функций,нарушении трудовой дисциплины, плохое обслуживание покупателей и другиеупущения в работе, к работникам применяются дисциплинарные наказания в виделишения премии, а в крайнем случае, увольнения. Структура аппарата управлениеторгового предприятия представляется линейной системой. Она предполагаетнепосредственное подчинение всех категорий работников директору организации. [18]
Уровень рентабельноститоргового предприятия ООО «Востокспецсистема-ТД» определяет отношение прибыли ктоварообороту. Рентабельность показывает сколько процентов составляет прибыль втоварообороте. Этот уровень рентабельности следует исчислять не по всей(балансовой) прибыли, а только по прибыли от реализации товаров, т.к.внереализационные доходы, расходы и потери не находятся в прямой зависимости отизменения объёма товарооборота. Рентабельность продаж находится в прямойзависимости от уровня валового дохода, находящейся в расположении торговогопредприятия и обратной от изменения уровня издержек обращения. По торговомупредприятию составил 88,8 % к обороту и возрос по сравнению с планом практическивдвое к обороту и против прошлого года на 12,2 % к обороту.
Уровень рентабельностипродаж по отдельным товарам и товарным группам неодинаков.
Сумма прибыли в своюочередь зависит от ряда факторов (изменения объёма товарооборота, уровнейвалового дохода и издержек обращения, сумм прибыли и убытков от реализациипрочих активов, внереализационных доходов, расходов и потерь).
Перевыполнения планатоварооборота привело к росту прибыли в 2520000 рублей. Следовательно,перевыполнения плана товарооборота привело к повышению уровня рентабельностифункционирующего капитала на 0,50 %. [21]
Показатели рентабельностирассчитывают по прибыли от реализации товаров, балансовой и чистой прибыли, чтопозволяет изучить влияние составных частей прибыли и её использование на рентабельностьработы ООО «Востокспецсистема-ТД».
Торговое предприятие ООО«Востокспецсистема» достигла высоких темпов роста рентабельности, как посравнению с планом, так и в динамике. Это свидетельствует об укреплении еёфинансовой устойчивости. Однако следует указать на высокий уровеньрентабельности продаж, который составляет 88,8 %. Предприятие стабильно,развивается, платёжеспособно, своевременно рассчитывается по платежам.Задолженности перед бюджетом и своими поставщиками не имеет.[8]
/> 
2.2 Анализ состоянияассортимента в магазине «Востокспецсистема-ТД»
Формирование торговогоассортимента – одна из основных функций организации розничной торговли,определяющая его конкурентоспособность.
Рассмотрим структуруассортимента в магазине «Востокспецсистема-ТД». Исследование показало, чтоосновную часть ассортимента составляет охранно-пожарные сигнализации,видеонаблюдение, звуковое оповещение, специализированное оборудование. Целеваякатегория покупателей – организации и предприятия с средней и высокойпокупательской способностью.[7]
Товарооборот магазина«Востокспецсистема-ТД» имеет постоянный рост. В 2008 году (с 01.06 по 01.08)его общий объём составил 5777290 рублей, что на 252000 рублей больше, чем в2007 году (с 01.06 по 01.08). Темп прироста в этом случае составил 4%. За счётроста цен товарооборот магазина «Востокспецсистема-ТД» в 2008 году увеличилсяна ¼ часть, данные указаны в таблице 2.1(данные представлены на основеопроса покупателей).[21]

Таблица 2.1 — Оценкапоказателей конкурентно способности магазина «Востокспецсистема-ТД»Показатель Магазин «Востокспецсистема-ТД», оценка в балах (5) Ассортимент товаров 4 Цены на товар 4 Качество товара 5 Культура обслуживания 5 Место расположения магазина 3 Интерьер магазина 4
Показатели,представленные в таблице, позволяют отметить, что магазин имеет высокуюкультуру обслуживания и качество товаров. Однако, изучаемое предприятиепроигрывает таким показателям, как место расположения магазина.
Опрос руководствамагазина показал, что формирование ассортимента проводится товароведом наоснове заявок продавцов, т.е. данный процесс подвержен влиянию человеческогофактора. Ассортимент – значимый фактор для формирования лояльности клиента.Принимая это во внимание, был проведён анализ ассортимента с использованиемметодик АВС.[10]
Сущность АВС – анализастроится на основании принципа Парето: «за большинство возможных результатовотвечает относительно небольшое число причин», в настоящий момент болееизвестного как «правило 80:20». Благодаря своей универсальности эффективностиданный метод анализа получил большое распространение. Результатом АВС анализаявляется группировка объектов по степени влияния на общий результат. Считается,что 20% товарного ассортимента дают 80% общего объёма продаж.[4]
Данные по магазину «Востокспецсистема-ТД»представлены в таблице 2.2.

Таблица 2.2 — Суммареализованной продукции за 2008 год (с 01.06 по 01.08) по группам товараНаименование товара Реализация товара в единицах в рублях Охранно-пожарная сигнализация 893 262080 Видеонаблюдение 719 491040 Контроль доступа 236 2237160 Охрана периметра 89 1732190 Звуковое оповещение 355 156980 Заградительные барьеры 148 334390 Специализированное оборудование 373 401990 Защита информации 41 161460 ИТОГО: 2854 5777290
Далее проводимранжирование ассортимента убыванию вклада в товарооборот каждой позиции(таблица 2.3).
Таблица2.3 — Ранжирование ассортимента по убыванию вклада в товарооборот каждойпозицииНаименование Сумма реализации в рублях Ранжирование Контроль доступа 2237160 2237160 Охрана периметра 1732190 3969350 Видеонаблюдение 491040 4460390 Специализированное оборудование 401990 4862380 Заградительные барьеры 334390 5196770 Охранно-пожарная сигнализация 262080 5458850 Защита информации 161460 5620310 Звуковое оповещение 156980 5777290 итого 5777290 37582500

Данный метод позволятопределить оптимальное соотношение групп и видов в розничной торговойорганизации с учётом основных требований для достижения поставленной цели.Метод предусматривает деление всего торгового ассортимента по нескольким критериямна три категории по каждому критерию. К категории «А» относятся товары,составляющие около 70% по реализации товара (в рублях). К категории «В»относятся товары, составляющие около 25% по реализации товара (в рублях), а ккатегории «С» — около5%. Причём в первую категорию рекомендуется включатьпримерно 15% наименований товаров от общего количества, во вторую группу 35%, ав третью 50%. На рисунке 2.1 представлена кривая АВС-анализа по магазину«Востокспецсистема-ТД».[4]
/>
Рисунок2.1 – Графическое представление распределения товаров на области А, В, С
На основе вышепостроенных таблиц и графика можно составить рейтинг товаров (таблица 2.4).
Таблица 2.4 — Рейтинггруппы товаров магазина «Востокспецсистема-ТД» по методике «АВС» в 2008 году (с01.06 по 01.08) итого Группа товаров рублей % Группа товаров С 2237160 6 Контроль доступа 2237160 6 Группа товаров В 8429740 22,5 Охрана периметра 3969350 10,6 Видеонаблюдение 4460390 11,9 Группа товаров А 26915600 71,6 Специализированное оборудование 4862380 12,9 Заградительные барьеры 5196770 13,8 Охранно-пожарная сигнализация 5458850 14,5 Защита информации 5620310 15 Звуковое оповещение 5777290 15,4
АВС – анализ широкоприменяется в различных торговых организациях. Выделение групп проводится наоснове использования одного из следующих параметров;
- товарооборота
- количествопроданных единиц
- валовой прибыли
основные характеристики,выводящиеся в отчёте:
1. описание товара
2. складскиеостатки;
3. сумма продаж;
4. количествопроданных единиц;
5. валовая прибыль;
6. процент товара отсумм продаж (количества проданных единиц, валовой прибыли группы);
7. кумулятивныйпроцент;
8. группировкаобъектов на основе АВС – анализа.[4]/>

3. Планирование ассортимента товара
 
3.1 Расчет устойчивого спроса, ширины и глубины товара в магазине«Востокспецсистема-ТД»
 
Обеспечение необходимогоуровня обслуживания покупателя и рост основных экономических показателейдеятельности торгового предприятия зависят от правильного формированияассортимента товаров в магазине.
Ассортимент оборудованияв магазине «Востокспецсистема-ТД» весьма разнообразен. Одним из важныхпоказателей характеризующий ассортимент товара в торговой организации являетсякоэффициент устойчивости. Рассчитывается он по формуле;
Ку= У / Шб× 100%
где У – количество видовтоваров пользующих спросом;
Шб –наименования товаров однородной группы;
Ку –коэффициент устойчивости.[20]
Из данного перечня товарапредставленного в таблице 3.1, выбирается в порядке убывания те группы товара,которые пользуется спросом покупателей.
Таблица3.1 — Ассортимент товара магазина «Востокспецсистема-ТД», пользующийся устойчивымспросом у покупателей№ группы Наименование Реализация, в штуках 1 приборы 618 датчики 703 2 камеры 1527 3 заграждения 152 турникеты 213 шлагбаумы 53 автоматические ворота 28 видеодомофоны 94 считыватели 807 ключи 3527 программное обеспечение 271 4 пульт 302 акустические системы 452
Коэффициент по первойгруппе товаров;
/>
Коэффициент по второйгруппе товаров;
/>
Коэффициент по третьейгруппе товаров;
/>
Коэффициент по четвертойгруппе товаров;
/>
Показатели по ширине иглубине ассортимента в магазине «Востокспецсистема-ТД» имеют высокое значениекоэффициента, что позволяет оптимально расширить ассортимент по четвертойгруппе товаров (таблица 3.2). Коэффициент широты рассчитывается по формуле
Кш= Шд/ Шб × 100%
где Кш –коэффициент широты;
Шб – широтабазовая;
Шд – широтадействительная.[19]
Широта и глубинаассортимента магазина «Востокспецсистема-ТД» представлена в таблице 3.2.

Таблица 3.2 — Широта иглубина ассортимента магазина «Востокспецсистема-ТД»№ группы Широта и полнота действительная, в штуках Широта и полнота базовая, в штуках Коэффициент широты и глубины, в процентах 1 1547 1893 0,82 2 1854 2157 0,86 3 5214 5521 0,94 4 853 1254 0,68 итого 9468 10825 3,3
На основе полученных вышеданных предлагаю расширить ассортиментную группу плащей до 16 различных моделейпо цвету, размеру, фасону, с целью получения прибыли, а главное приобрестипостоянных клиентов на эту группу товара. Эта группа товара пользуется спросомпокупателей. Увеличив широту и глубину товара, возрастёт и коэффициентустойчивости.
Предлагается расширитьассортимент группы видеонаблюдение и охранно-пожарного оборудования, т.к. этитовары пользуются наибольшим спросом.
Кэ= Sm/ So
где Кэ –коэффициент экспозиционной площади;
Sm – торговая площадь;
So – общая площадь.[16]
Составление рекомендуемыхи фактически достигнутых значений коэффициент установочной и демонстрационнойплощади позволяет оценить эффективность технологической планировки торговогозала магазина.
Для наилучшего размещениятовара и расширение торговой площади торгового зала целесообразно применятьстеновое оборудование решётки, панели и витрины.
Чтобы не снижать уровеньассортиментной группы контроль доступа предлагаю заключить договора с новымипоставщиками фурнитуры и техники «Альтоника» – российская компания, заменивдорогих поставщиков. Сотрудничество с поставщиком фурнитуры и техники «Вэрс»приводит к снижению спроса у покупателей, из-за дороговизны моделей, чтонежелательно, потому что этот товар находится в стадии зрелости и приноситорганизации хорошую прибыль.
 
3.2 Расчетобновляемости товара в магазине «Востокспецсистема-ТД»
Обновляемостьассортимента в магазине «Востокспецсистема-ТД» бывает каждые два месяца. Сетисвязи, кабельные системы, пожарная автоматика, технические средства охранынаходятся в стадии зрелости поэтому новинки появляются ежемесячно.
Коэффициент обновляемости(новизны) за год можно рассчитать по формуле;
Кн= Н / Шд×100%
где Кн –коэффициент новизны;
Н – новизна;
Шд – широтадействительная.[20]
Расчет можно произвестипо группам товара представленных в таблице 3.3.

Таблица 3.3 — Обновляемостьассортимента магазина «Востокспецсистема-ТД»Группа Новизна ассортимента за год, в штуках Широта действительная, в штуках Коэффициент новизны 1 328 1547 0,21 2 1259 1854 0,68 3 287 5214 0,06 4 547 853 0,64
В период сезонноститовара той или иной группы предлагается не ходовой товар убирать на хранение,тем самым освобождать площади для сезонного товара. Ассортимент, которыйустаревает – продавать со скидками в 30%, что может ускорить реализацию товара.

/>Заключение
Таким образом, данноеисследование подтвердило значимость разработки качественно сформированнойассортиментной политики за счет постоянного обновления ассортиментного рядапродукции, модификации оборудования, поиска новых целевых сегментов, грамотногопозиционирования и квалифицированного персонала, обученного искусству общения склиентом и искусству продаж. />Коммерческий успехкомпании зависит также от того, какой продукт она предлагает, какие услугиоказывает и насколько качественно все это делается. Оптимальный ассортименткомпании должен содержать товары, находящиеся на разных стадиях жизненногоцикла.
Насыщенность рынкаразнообразными установочными услугами, острая конкурентная борьба фирм запредпочтения потребителей, возможность предпринимателей самостоятельноопределять цели, стратегии, управленческие структуры обусловили необходимость ивозможность использования маркетинга в сфере пожарно-охранных систем. Маркетингкак активный процесс решает ряд задач, необходимых для четкого функционированиякомпании в условиях рыночной экономики. Это то, что более известно под понятиеманализ рынка, постановка целей и задач, разработка стратегий, планированиедеятельности и контроль.
Ассортиментнаяполитика предполагает определенные целенаправленные действиятоваропроизводителя или наличие у него заранее обдуманных принципов поведения.Она призвана обеспечить преемственность решений и мер по формированиюассортимента и его управления; поддержанию конкурентоспособности товаров натребуемом уровне; нахождению для товаров оптимальных товарных ниш (сегментов);разработке и осуществлению стратегии упаковки, маркировки, обслуживаниютоваров. Хорошо продуманная ассортиментная политика не только позволяетоптимизировать процесс обновления товарного ассортимента, но и служит дляруководства предприятия своего рода указателем общей направленности действий,способных скорректировать текущие ситуации.

Список использованных источников илитературы
 
1. Николаева М.А. Товароведениепотребительских товаров [Текст]: теоретические основы; Учебник / М.А.Николаева. – М.: Изд. «Норма», 2002.
2. Ноздрева Р.Б.Маркетинг [Текст]: Учебное пособие / Р.Б. Ноздрева, В.Ю. Гречков. – М.: Изд.«Юристь», 2000.
3. Котлер Ф. Основымаркетинга [Текст] / Ф. Котлер. – М.: «Прогресс», 1990.
4. Михалёва Е.П. Маркетинг[Текст]: Пособие для сдачи экзамена / Е.П. Михалева. – М.: Изд. «Юрайт». 2004.
5. Хубулава Н.М.Организация и управление малым бизнесом (теория и практика) [Текст]: М.:Издательский комплекс, 2002.
6. Савицкая П.В.Анализ хозяйственной деятельности предприятия [Текст] / П.В. Савицкая. – 4-еизд. перераб. и доп. – М.: ООО «Новое знание», 2003.
7. Ковалёв В.В.Анализ хозяйственной деятельности предприятия [Текст] / В.В. Ковалев, О.Н.Волкова. – М.: ПБОЮЛ, 2005.
8. Любушин Н.П.Анализ финансово-экономической деятельности предприятия [Текст] / Н.П. Любушин,В.Б. Лещева, В.Г. Дьякова. – М.: ЮНИТИ – ДАНА, 2001.
9. Тренев Н.Н. Стратегическоеуправление [Текст]: Учебное пособие для вузов / Н.Н. Тренев. – М.:«Издательство ПРИОР», 2002.
10.  Азоев Г.Л. Конкуренция: анализ,стратегия и практика [Текст] / Г.Л. Азоев. – М.: ЦЭИМ, 1996. – 207 с.
11.  Киселев В. Формирование ассортиментав сфере торговли [Текст]: Маркетинг / В. Киселев. – 2003.
12.  Бланк И.А. Управление торговымпредприятием [Текст] / И.А. Бланк. – К.: Украинско-Финский институт менеджментаи бизнеса, 1999.
13.  Виханский О.С. Стратегическоеуправление [Текст]: Учебник / О. С. Виханский. – М.: Гардарики, 1999.
14.  Дтоунз Г.П. Торговый бизнес: какорганизовать и управлять [Текст] / Г.П. Дтоунз. – М.: Международные отношения,1998.
15.  Показатели ассортимента товаров[Тескт] / Маркетинг. – 2000. – №10.
16.  Якубова Э.В. Розничная торговля.Состояние и перспективы [Текст] / Э.В. Якубова. – Ставрополь, 2001.
17.  Казакова А.А. Ассортиментнаяполитика, как направление маркетинговой деятельности [Текст]: учебно-метод.пособие / А.А. Казакова. – СПт: Каф. «социально-культурных технологий», 2004.
18.  ООО «Востокспецсистема» [Электронныйресурс]: Режим доступа: www.vssdv.ru.
19.  Ассортиментная политика предприятия[Электронный ресурс]: Режим доступа: www..
20.  Управление ассортиментной политикой[Электронный ресурс]: режим доступа: www.bestref.ru.
21.  1С Предприятие [Электронный ресурс]


Не сдавайте скачаную работу преподавателю!
Данный реферат Вы можете использовать для подготовки курсовых проектов.

Поделись с друзьями, за репост + 100 мильонов к студенческой карме :

Пишем реферат самостоятельно:
! Как писать рефераты
Практические рекомендации по написанию студенческих рефератов.
! План реферата Краткий список разделов, отражающий структура и порядок работы над будующим рефератом.
! Введение реферата Вводная часть работы, в которой отражается цель и обозначается список задач.
! Заключение реферата В заключении подводятся итоги, описывается была ли достигнута поставленная цель, каковы результаты.
! Оформление рефератов Методические рекомендации по грамотному оформлению работы по ГОСТ.

Читайте также:
Виды рефератов Какими бывают рефераты по своему назначению и структуре.

Сейчас смотрят :

Реферат Тракторозаводский филиал АКБ Челиндбанк
Реферат Особенности функционирования советского государственного аппарата в 1940-е гг.
Реферат Оптимальный наукометрический ресурс: анализ и выбор
Реферат Представления о судьбе, как о жизненном пути в зарубежной психологии
Реферат Закономерности между особенностями личности и продуктами изобразительной деятельности детей 6-ти летнего возраста
Реферат Структуризация и систематизация сюжетных задач по сложности их решения
Реферат Статистические методы выявления взаимосвязей общественных явлений
Реферат Формирование исторических морфотипов застройки в истории культурного ландшафта города (на примере Ярославля)
Реферат Morality Essay Research Paper MoralityMoral philosophy is
Реферат «Русская Правда». Ее влияние на идеи государства и права
Реферат Проект организации АТП по техническому обслуживанию и ремонту автомобилей
Реферат Лекарственные вещества, угнетающие центральную нервную систему
Реферат Організація дослідження рівня пам‘яті учнів початкових класів
Реферат WWII Why Did The US Get Involved
Реферат Системные папки