Реферат по предмету "Международные отношения"


Сущность плана администрации США "большой Ближний Восток"

Реферат:Сущность плана администрации США «большой Ближний Восток»
 

События,разворачивающиеся в начале XXIв., говорят о том, что многое в международной политике сегодня решается наБлижнем Востоке. Доказательством тому служит возросшая военно-политическаяактивность крупных держав в данном регионе. В начале 2004 г. США выступили синициативой, получившей название «Большой Ближний Восток». Она предполагаетпроведение широких политических, демократических и экономических реформстранами ближневосточного региона, включая Северную Африку, в обмен на масштабнуюфинансовую помощь Запада. США в частности, настаивают на установлениидемократических режимов в странах региона, проведении свободных выборов,строительстве просвещенного общества и широкомасштабных экономических реформах.При этом географически план США помимо арабских стран охватывает еще Пакистан,Афганистан, Иран, Турцию и Израиль. Фактически речь идет о планах коренногопереустройства целого региона по образцу, предлагаемому Вашингтоном.
Вскорепосле обнародования инициативы в турне по странам Ближнего Востока отправилсяэмиссар Вашингтона, заместитель государственного секретаря США по политическимвопросам Марк Гроссман. В начале марте 2004 г. он прибыл в Каир с цельюизложить египетскому руководству американскую инициативу «Большой Ближний Восток».Официально Египет для США – стратегический партнер в регионе, «ключевой партнерпо борьбе с терроризмом и процессу мирного урегулирования на Ближнем Востоке»,а на деле – еще и мост для общения с арабским миром. В связи с этим американцырассчитывали на то, что одобрение египетскими властями плана «Большой БлижнийВосток» значительно упростит диалог с другими арабскими режимами.
Реакцияна этот план с самого начала и в Египте и в других странах региона быланегативной. Местные обозреватели сразу обратили внимание на два неприемлемыхдля большинства арабских стран момента – инициатива США игнорирует конфликт сИзраилем, который арабы считают главной причиной кризисного состояния варабском мире, и навязывает реформы извне. Официальный Каир скептически отнессяк инициативе США. В своем заявлении президент Египта Хосни Мубарак четкоотметил, что реформы должны вызреть в арабских обществах с учетом национальныхособенностей, традиций, влияния религии и собственного политического опыта, анавязанные извне реформы могут привести к власти в арабских странахэкстремистские исламские режимы.
Вдальнейшем позиция египетского руководства неоднократно излагалась западнымпартнерам. На встрече с премьер-министром Тони Блэром президент Египтаповторил, что демократические реформы на Ближнем Востоке должны развиватьсявнутри самого региона, а не навязываться извне, подчеркнув при этом, что «любаямодернизация должна опираться на традиции и культуру региона». Такая же позициябыла высказана министром иностранных дел АРЕ Ахмедом Махером в ходе встреч спредставителями Конгресса США. Глава внешнеполитического ведомства Египта такжеотверг возможность участия западных структур, в частности, НАТО в проведенииреформ на Арабском Востоке. Тем самым Каир дал понять, что арабы не нуждаются в«зонтике безопасности», который предлагают некоторые западные страны во главе сСША в качестве помощи в борьбе против терроризма.
Винтервью западным журналистам во время своего европейского турне в марте 2004г. Мубарак заявил, что рассматривать Ближний Восток, простирающийся от Магрибадо Пакистана, как некое единое образование – означает упустить из виду тотфакт, что на этом географическом пространстве расположены страны «весьма сильноотличающиеся друг от друга по своей культуре, этническому составу, традициям иполитическим режимам».
Препятствиемна пути коренных преобразований является многолетний палестино-израильскийконфликт, который, по мнению Хосни Мубарака, представляет собой «источник всехпроблем региона, и никакая реформа в странах Ближнего Востока не добьетсяуспеха, пока не будет разрешено это противоречие». Уже в который раз звучатобвинения Египта в адрес Израиля в том, что тот не желает мира и незаинтересован в создании палестинского государства. Каир беспокоит тот факт, чтообстановка в результате ударов, которым подвергаются палестинские территории,служит питательной почвой для терроризма и источником угрозы любымдемократическим процессам.
Оцениваябогатый опыт Хосни Мубарака во внешнеполитических делах, а также анализируяреакцию официального Каира на предложения США по реформированию БлижнегоВостока, можно с большой долей уверенности заключить, что в вопросе проведенияреформ глава АРЕ намерен придерживаться своего традиционного стиля вовнутренней и внешней политике, осуществляя постепенные, выверенные шаги и непроявляя излишней поспешности, которая может вызвать брожение в обществе инанести вред самим арабским народам.
Влиятельнаяегипетская газета «Аль-Ахрам», близкая к правительственным кругам АРЕ,анализируя американскую инициативу, пришла к выводу, что арабские страны инароды в своем большинстве не поддерживают предложенную администрацией Дж.Бушапрограмму «Большого Ближнего Востока». Этот план, указывает газета, не содержитчего-то нового или оригинального и фактически лишь констатирует необходимостьпроведения политических, экономических, социальных и демократических реформ встранах «Большого Ближнего Востока». Назревшую необходимость такихпреобразований, собственно, уже давно признают сами руководители многих из этихстран, однако их проведение напрямую связывают с национальными особенностями,уровнем экономического и социального развития и другими важными факторами.
Арабскиелидеры неоднократно указывали американской администрации на то, что, прежде чемзаниматься внедрением демократии в мусульманское общество, США и другимразвитым государствам необходимо, в первую очередь, оказать действенную помощьв решении острейших экономических и социальных проблем. В противном случае,отмечает «Аль-Ахрам», демократические выборы в этих странах могут привести квласти новое руководство, настроенное более враждебно по отношению к США,нежели сегодняшние лидеры.
Каки ожидалось, наиболее негативные отклики американский план получил в техстранах, у которых с Вашингтоном диалог в последнее время не получается.Президент Ирана Мохаммад Хатами выступил с осуждением плана США «БольшойБлижний Восток» и охарактеризовал его как попытку «навязывания исламскому мируамериканского понимания демократии». Министр иностранных дел Ирана КамальХаррази назвал инициативу США частью плана, направленного на усилениепосредством американской поддержки гегемонии Израиля над всем мусульманскиммиром.
Средиарабских стран самая резкая реакция на план Вашингтона прозвучала в Сирии.Официальный Дамаск в довольно жесткой форме заявил, что Сирия рассматриваетэтот проект как вмешательство во внутренние дела арабских стран и желаниеавторов проекта навязать под различными предлогами свою волю и господствоимпериализма региону Ближнего Востока. По мнению сирийцев, политическое иэкономическое развитие арабских стран полностью является делом их народов, в товремя как разработка проекта «Большой Ближний Восток» ведется без учета мненийи желаний главной заинтересованной стороны – самих арабских народов. ОпасениеДамаска вызывает стремление некоторых заинтересованных сил под предлогомпроведения реформ и демократического развития в регионе навязать арабам своюволю и свой образ мышления, чтобы изменить сознание арабов и заставить ихкапитулировать перед тем, что служит интересам сионизма и ведет к уничтожениюарабской нации. Сирия заявила, что отвергает эти проекты и инициативы, подкакими бы лозунгами они не выдвигались, еще раз подчеркнув, что экономическое,политическое и социальное развитие является делом самих арабских народов.
Своенегативное отношение к американскому плану выразили также другие арабскиестраны. Министр иностранных дел Ливана Жан Обейд раскритиковал намерения США, вчастности, сказав, что «демократические модели не могут быть импортированы встраны региона», а его коллега глава внешнеполитического ведомства СаудовскойАравии Сауд аль-Фейсал в резкой форме осудил планы Запада «силой внедритьдемократию в арабском мире».
ЗаверенияСША в том, что «Соединенные Штаты не могут и не хотят навязыватьпреобразования» и что «реформы должны быть инициированы в самом регионе» неубедили правительства арабских стран. Как заявил министр информации Сирии Ахмедаль-Хасан на проходившем в Дамаске международном симпозиуме, посвященномполитике США в регионе, арабские страны должны активно противодействоватьамериканскому плану «Большой Ближний Восток» и другим подобным планам, которыенавязываются арабам извне. Подводя итоги симпозиума, директор Арабского центрастратегических исследований Мунир аль-Хумуш подчеркнул, что его участники былиедины во мнении, что процесс политических реформ на Ближнем Востоке должениметь внутренние корни, а не навязываться его народам из-за границы. Участникисимпозиума отметили необходимость объединения усилий арабских народов дляпротиводействия подобным планам, которые, по их мнению, не имеют какой-либозаконной силы и не соответствуют международному праву. Они отметили также, чтоамериканский план оставляет в стороне решение основных экономических исоциальных проблем, которые стоят перед народами региона, и, прежде всего,главной проблемы – урегулирования ближневосточного конфликта.
Какможно видеть, оценки, прозвучавшие из уст представителей правящей иинтеллектуальной элиты региона, носили в целом негативный характер. В концеконцов, план США не получил поддержки даже в Египте и Иордании – арабскихстранах, считающихся близкими партнерами Вашингтона на Ближнем Востоке. Витоге, в конце марта США были вынуждены отозвать свою инициативу. Тем не менее,Вашингтон не отказался от своей идеи, и, как показали последующие события, лишьзанял выжидательную позицию для того, чтобы выслушать различные мнения в мирепо поводу своего плана и выработать компромиссное решение, способноезавуалировать истинные намерения США в регионе.
План«Большой Ближний Восток», а также проблема необходимости реформ в регионезанимали важное место в повестке дня на крупных международных саммитах ифорумах в 2004 г. Выступая на Всемирном экономическом форуме (ВЭФ), проходившемна берегу Мертвого моря в Иордании 15–17 мая 2004 года, король Иордании АбдаллаII, заявил, что арабы согласны нареформы, но при условии, если они будут исходить от самих стран региона. Приэтом иорданский монарх, второй год подряд являющийся устроителем стольпредставительного международного форума, призвал международное сообществоактивизировать свою деятельность в решении наиболее болезненных проблемрегиона, прежде всего, ближневосточного конфликта.
Резкойкритике инициативу США «Большой Ближний Восток» подверг Генеральный секретарьЛиги арабских государств (ЛАГ) Амр Муса, также принимавший участие в ВЭФ. Муса,в частности, заявил, что США пытаются навязать Ближнему Востоку демократию дляреализации собственных интересов в регионе. «Американские идеи о политической иэкономической реформе абсолютно неприемлемы для арабов, поскольку они исходятиз желания США осуществить свои интересы», – сказал Муса. «Американцы говорятнам, что хотят реформ, поскольку это в наших интересах, но я заявляю, чтоподобная логика неприемлема и наивна. Реформа – хорошее предложение, но вы несможете заставить меня проглотить реформы против моей воли». Кроме того, АмрМуса обвинил также американское руководство в том, что оно разместило в СМИсодержание инициативы «Большой Ближний Восток», не обсудив его с лидерами странрегиона.
Какожидалось, арабский мир должен был сказать свое веское слово относительнопредлагаемых США реформ на саммите ЛАГ в Тунисе, состоявшемся 22–23 мая 2004 г.В принятых по его итогам документах участники подтвердили, что проведениедемократических реформ в арабском мире назрело. В них подтверждаетсянеобходимость проведения демократических преобразований в социальной,экономической, политической, культурной и образовательных сферах жизни арабскихгосударств в качестве стратегического выбора арабской нации. Лидеры арабскихстран отметили потребность всеми возможными способами содействовать развитиюэкономических и торговых связей внутри арабского мира, включая отменутаможенных барьеров. На саммите было принято решение о создании общеарабскойзоны свободной торговли и арабского таможенного союза. В заключительномзаявлении была подчеркнута необходимость превращения Ближнего Востока, включаяИзраиль, в зону свободную от оружия массового поражения.
Вместес тем арабам не удалось принять решение о механизмах, позволяющих провестистоль важные реформы в ближайшее время. В частности, не была рассмотренаинициатива Египта по развитию системы межарабских отношений и реформированиюЛАГ, выдвинутая Каиром в июле 2003 г. и предусматривавшая создание Арабскогосуда справедливости, Арабского совета безопасности и принятия ряда других мер,направленных на реформирование структурно-институцио-нальной системы арабскогосообщества. Такой «половинчатый» итог саммита подтвердил, что арабский мир не готовк быстрым и решительным шагам для кардинального реформирования своей структуры.На саммите вновь прозвучала критика в адрес плана «Большой Ближний Восток».Наиболее жесткую позицию среди арабов на саммите ЛАГ в Тунисе к инициативамизвне по реформированию региона вновь обозначил президент Сирии Башар Асад,заявивший, что его страна не собирается обсуждать с какой-либо иностраннойстороной вопросы внутренних реформ.
Насаммите «Большой восьмерки», проходившем 8–10 июня 2004 г. на острове Си Айлендв США, вопрос о реформах на Ближнем Востоке обсуждался лидерами крупнейшихмировых держав, что говорило о большой значимости данной темы. Одобрив в целомплодотворность идеи проведения реформ в регионе, участники подчеркнули, что«проведение реформ – дело самих стран региона». Большинство участниковпредостерегли против попыток навязать извне странам Ближнего, Среднего Востокаи Северной Африки широкие и многосторонние преобразования. При этом особенноподчеркивалось, что реформы должны исходить из самих стран региона. Как заявилпрезидент Франции Жак Ширак по итогам обсуждения плана США «Большой БлижнийВосток», страны Ближнего Востока и Северной Африки «не нуждаются в миссионерахдемократии». «Нет формулы демократии, которую можно было бы экспортировать вдругие страны, – подчеркнул Жак Ширак. Если хочешь добиться укоренения в странеидеалов свободы, демократии и прав человека, необходимо прежде уважать свободуинезависимость этой страны».
Всовместной декларации под названием «Партнерство ради прогресса и общегобудущего с регионом Большого Ближнего Востока и Северной Африки» участникисаммита провозгласили «свою поддержку демократическим, социальным иэкономическим реформам, исходящим из данного региона». Согласно заявлению,участники партнерства придерживаются следующих принципов: укрепление мира истабильности в регионе; необходимость урегулирования споров, особенноизраильско-палестинского конфликта; отказ признавать региональные конфликтыпрепятствием для реформ; восстановление мира и стабильности в Ираке; признаниетого, что успешные реформы могут исходить только из самого региона, а переменыне могут навязываться извне; уважение уникальности и своеобразия каждой страны– но опять-таки не в ущерб реформам; партнерство с правительствами, деловымикругами и институтами гражданского общества в регионе; поддержка реформ врегионе в интересах всех граждан.
Средиосновных направлений деятельности по оказанию помощи в проведении реформ,зафиксированных в «Плане «восьмерки» по поддержке реформ», – инициатива поразвитию микрокредитования в регионе, ликвидация безграмотности, подготовкапредпринимателей, поддержка свободных и прозрачных выборов, расширениемежпарламентских связей, содействие становлению независимых судов, поощрениеусилий, направленных на утверждение свободы слова, печати, религиозныхубеждений, борьба с коррупцией, помощь региону в сохранении культурногонаследия. Важная тема во всем плане действий – вовлечение женщин в процессысоциально-экономического и политического развития.
Пытаясьуспокоить власти и жителей стран Ближнего Востока, президент США вновь поспешилзаверить их в том, что план реформ не будет навязываться народам региона и что«свободные общества на Ближнем Востоке будут отражать культуру и традициинародов региона, а не Америки». Но звучавшие комментарии из уст политиков,журналистов и политологов из стран Ближнего Востока содержали тревожные выводы,общий смысл которых сводился к тому, что США, несмотря на заверения в том, чтоне собираются вмешиваться во внутренние дела стран региона, в ближайшем будущемнамерены осуществить широкомасштабную интервенцию в регионе с использованиемвсех ресурсов. В подтверждение опасений приводилось присутствие США и ихсоюзников в Ираке, нападки американцев на некоторые соседние с Ираком страны,наращивание ими своего военного присутствия в регионе, практически полнаяподдержка жестких действий Израиля на оккупированных палестинских территориях ив целом агрессивный стиль внешней политики Вашингтона в последнее время.
Египет,считающий себя флагманом арабского мира, а потому часто выступающий не толькоот своего имени, но и от арабской общественности, направил послание в адресучастников саммита «Большой восьмерки». В нем подчеркивалось, что в странахБлижнего Востока идет непрерывный процесс реформирования и что общество в этихгосударствах само стремится к осуществлению реформ. Прозвучал также призыв кучастникам форума рассмотреть корни существующих проблем, возникших врезультате оккупации арабских земель, отсутствия справедливости и использованиядвойных стандартов.
ОзабоченностьКаира вызывает также то, что необходимость реформ на Ближнем Востоке многими вСША обосновывается желанием изменить регион, откуда исходит угроза Западу состороны ислама, как основного источника терроризма, а это, в свою очередь,свидетельствует о намерении не помочь региону, а, наоборот, подвергнуть егонасильственным реформам. В результате, создается впечатление, что обвинение вугрозе безопасности выдвигается в адрес не только арабских стран, но уже всегомусульманского мира в целом. По мнению Египта, это – весьма опасное стремлениераздвинуть традиционные границы Ближнего Востока под тем предлогом, чтопроблема безопасности сама по себе выходит за рамки региона.
Какзаявил посол Египта в США Набиль Фахми, вызывает недоумение также попытка«пристегнуть» к Ближнему Востоку обширные территории, не имеющие к немуникакого отношения ни с точки зрения языка и традиций, ни с точки зренияисторического опыта и культуры. При этом особенно указывалось на неуместностьприсутствия в этих планах Израиля, являющегося оккупантом арабских земель иимеющего с большинством арабских стран враждебные отношения.
Какпоказали двусторонние и многосторонние встречи заинтересованных сторон,необходимость проведения коренных политических и экономических преобразованийникем не ставится под сомнения. Острота проблем, с которыми столкнулись странырегиона в начале XXI в., поединогласному мнению требует решительных шагов. Несмотря на наличие природныхресурсов, особенно углеводородных, население стран региона, в основном,по-прежнему бедное, крайне высок уровень неграмотности. В военно-промышленномсекторе отставание от Запада выглядит весьма ощутимым. Более развитый Израильпри поддержке США и используя противоречия между арабскими странами навязываетим свое видение процесса ближневосточного урегулирования. Словом, переченьсфер, которые необходимо подвергнуть реформированию, довольно длинный.
Особеннуюозабоченность на Ближнем Востоке вызывает тот факт, что данная инициативаактивно выдвигается и проталкивается именно США. Негативная реакция арабов наплан США кажется вполне логичной, учитывая неприятие странами регионаближневосточной политики Вашингтона. Для большинства арабо-мусульманских стран,выступающих против американского плана «Большой Ближний Восток», опасностьзаключается не только в военно-политической и экономической экспансии США врегионе, но в ярко выраженном цивилизационном натиске, осуществляемомпосредством насаждения чуждых региону общественно-политических и культурныхценностей.
Рядположений американского плана, принимая во внимание многовековые традициигосударственного строительства на Ближнем Востоке, труднореализуем. Спецификойполитической системы в странах Востока является весомая роль главы государства,который сосредоточивает в своих руках бразды правления как вовнутриполитических делах, так и на международной арене. В странах среспубликанской формой правления при смене власти она зачастую достается либодетям ушедшего главы государства, либо представителю правящего клана. Это даетоснование либерально настроенным кругам на Западе говорить о весьманезначительной роли выборов как демократического института в политической жизнистраны и о неспособности граждан посредством голосования влиять на свою судьбу.При этом на Западе не учитывают политическую традицию Востока, где выборность,многопартийность, свобода прессы и прочие атрибуты демократии никогда не былицелью, а лишь средством, а стало быть, и прибегать к ним стоит лишь по меренеобходимости. Потому характерная (или, по крайней мере, декларируемая) длязападных демократий система ценностей при внедрении в восточные обществавстречает на своем пути множество препятствий.
Характернойзадачей политической элиты Арабского Востока конца XX– начала XXI вв. являетсяукрепление существующей системы власти и передача ее либо по наследству, либопо принципу «управляемой демократии», когда результаты выборов зачастую легкопрогнозируемы, а главное – имеют второстепенное значение, поскольку не приведутк существенному изменению политического курса в стране. В условиях шаткостиполитической системы роль стабилизирующего фактора играют армия и спецслужбы. Вряде стран они служат прочной опорой политической элиты, а в некоторых случаяхсами ее и составляют.
Варабских странах с монархической формой правления процесс передачи властипроходит в целом без потрясений. Так, в 1999 г. на смену «патриархам»ближневосточной политики короля Иордании Хусейна и короля Марокко Хасана IIпришли их сыновья – Абдалла IIи Мухаммед VI.Первые годы правлениямолодых правителей показали, что эти два расположенных в разных уголкахАрабского Востока королевства уже в ближайшем будущем способны достичь весьмавпечатляющих результатов и, прежде всего, в сфере экономики. Во многом заслугав этом принадлежит ушедшему поколению монархов, создавших прочный фундамент дляпоследующего рывка. Консерватизм в системе государственного устройства иметодах управления страной с лихвой компенсируется наглядными успехами вэкономике и ростом благосостояния подданных вкупе с относительнойвнутриполитической стабильностью. В подобной ситуации необходимость внедрениядемократических институтов отходит на второй, а то и на третий план. К тому жеи Марокко, и Иордания традиционно поддерживают с США хорошие отношения, чтоговорит о возможной помощи Вашингтона в случае, если кто-то решит посягнуть навласть правящих элит. В таких странах существенной смены политического курсаожидать не стоит.
Оправдываясвое вмешательство во внутренние дела региона, правящие круги США в качествеосновного аргумента все чаще выдвигают тезис о нехватке демократических свободкак источнике всех проблем. Так, по мнению советника президента США понациональной безопасности Кондолизы Райс, большинство стран Ближнего Востокастрадают от дефицита свободы, и именно в этом кроются причины, порождающиетерроризм. Причем, как правило, речь идет о тех странах, которые не хотят идтив фарватере американской политики.
Междутем, именно политика США является тем катализатором, который приводит вдействие наиболее радикальные силы на Арабском Востоке. Поддержка Вашингтономоткровенно силовых акций Израиля в отношении арабов, военная операция в Ираке,рост числа американских военных баз, насильственное внедрение посредствомэкономических рычагов западных элементов культуры – все это воспринимаетсяжителями арабского региона как попытка реколонизации. Миссионерская роль,которую взяли на себя США и о которой все громче заявляют в период правленияреспубликанской администрации, воспринимается в арабских странах как желание разрушитьмноговековую систему ценностей региона, взросшую на постулатах ислама иверности традициям предков.
СШАоткрыто демонстрируют, что они против создания на Ближнем Востоке альянса,возникшего в результате союзнических устремлений стран региона, а не поинициативе и под контролем Вашингтона. Так, возвращение Ирака в начале XXIв. к тесному сотрудничеству с арабскими странами было болезненно встреченопротивниками межарабской интеграции. С постепенным восстановлениеммеждународного положения Ирака в 2000–2002 гг. обозначилась реальнаяперспектива создания сильной региональной оси Дамаск-Тегеран-Багдад, что,безусловно, не могло не вызвать болезненной реакции в Вашингтоне, который желалбы видеть в этих столицах более лояльные ему власти, а не центры арабо-мусульманскоговозрождения и единства.
Какпоказали последующие события, именно на эти три государства, которые вполнемогли бы стать объединительным ядром на Ближнем и Среднем Востоке, обрушилисвой удар Соединенные Штаты. Маятник американской угрозы раскачивается врегионе с угрожающей силой. Оккупировав Ирак, США начали нападки на соседние сИраком Сирию и Иран, стремясь создать очаг напряженности и тем самым оказыватьпрямое давление на их официальные власти.
Всвоих выступлениях представители американских властей стараются обвинить этистраны, используя любой предлог. Реальная же причина – их отказ отамериканского видения «нового Ближнего Востока». Речь идет, прежде всего, оСирии, которая, как считают в Вашингтоне, представляет угрозу для ближайшего союзникаСША – Израиля.
Влице Сирии США, мечтающие переделать геополитическую карту Ближнего Востока посвоему усмотрению, встретили сильный отпор. Дамаск на сегодня является,пожалуй, последним бастионом панарабизма. Так, в конституции Сирии написано, что«любая опасность, которой подвергается какое-либо арабское государство состороны колониализма и сионизма, является в то же время и опасностью,угрожающей всей арабской нации». Стремление Сирии к созданию региональныхсоюзов, причем не только с участием арабских стран, встречает отпор США,которые не хотят возникновения на Ближнем и Среднем Востоке нового «центрасилы». Независимый курс Дамаска идет вразрез с откровенно экспансионистскимиустремлениями Вашингтона на Ближнем Востоке, что во многом предопределяетхарактер сирийско-американских отношений, которые к началу XXIв. продолжают оставаться сложными.
Дамаскдемонстративно проводит независимый, курс, открыто противодействуя американскойгегемонии в арабском регионе. Кроме того, власти Сирии проявляют твердость ввопросе о возращении Израилем оккупированных в 1967 г. Голанских высот иподдерживают палестинскую интифаду. Поэтому почти ни у кого не вызвало особогоудивления, когда в ноябре 2003 г. Сенат США проголосовал за введение широкихсанкций против Дамаска, что и было сделано в мае 2004 г.
Вашингтонпонимает, что у него крайне мало шансов дестабилизировать ситуацию в Сирииизнутри. Ставка делается на давление на Дамаск извне. Однако и здесь запоследние годы Сирия добилась значительных успехов. Развиваются отношений состранами Европы, крепнут отношения с Турцией, по-прежнему наиболее близкимстратегическим партнером является соседний Ливан. Быстрыми темпами идетуглубление отношений в различных сферах с давним союзником САР в регионе –Исламской Республикой Иран. Кроме того, традиционно тесны связи между Дамаскоми Москвой: Сирия на сегодня является одним из немногих реально действующихфорпостов российского влияния на Ближнем и Среднем Востоке. В сложившейсяситуации главным козырем для США в деле ослабления влияния Сирии в регионеостается Израиль. Вашингтон не раз давал понять, что не будет препятствоватьвоенным акциям Израиля против Сирии, даже если подобные действия будутпротиворечить нормам международного права.
Наступательноедвижение США в деле закрепления своего влияния любыми средствами проявилось входе очередной войны в Персидском заливе, начатой Вашингтоном весной 2003 г.Арабские страны до сих пор весьма болезненно переживают военный исход кризисавокруг Ирака. Он свидетельствовал о слабости арабского сообщества, о расколе вего рядах и неспособности повлиять на нежелательный для большинства арабскихстран ход развития событий в регионе. Так или иначе, то, что случилось в Иракеи нынешняя напряженная ситуация на Ближнем Востоке, вызванная продолжениемарабо-израильского конфликта, а также давлением США и Израиля на рядарабо-мусульманских государств, вызывают серьезные опасения у тех, кторассчитывал на скорое оформление прочного межарабского союза.
Очевидно,что США и Израиль не заинтересованы в создании арабской коалиции, способнойпроводить единую, независимую политику в регионе. Тесный союз Сирии и Ливанаони стремятся представить как навязанное Дамаском военное и политическоеприсутствие на территории соседнего арабского государства. В последние годыусилились нападки на Иран, налаживающий с ведущими арабскими странами тесныеотношения. Объектом нападок стала ядерная программа Тегерана, которая, помнению Вашингтона, «угрожает всему миру». Ну а тот факт, что у Израиля имеется,по меньшей мере, 200 ядерных боеголовок, представляющих потенциальную угрозувсему арабо-мусульманскому миру, Соединенными Штатами, разумеется, в расчет непринимается.
Подобноеразвитие событий может дестабилизировать обстановку на Арабском Востоке,поскольку способно породить сильный социальный протест в широкий слояхнаселения. Поэтому у тех, кто внимательно следит за развитием событий в мире,не вызывает большого удивления стремительный рост антиамериканских настроений,достигших в последние годы впечатляющих масштабов. Эти настроения еще большеусилились после войны в Ираке, начатой США и их союзниками весной 2003 г.Работа США по урегулированию арабо-израильского конфликта также пока непринесла каких-либо положительных результатов. Так, в частности, поддерживаемыйВашингтоном план «Дорожная карта» встречает сопротивление со стороны частинаселения Израиля и его правительства, продолжающего проводить военные операциина палестинских территориях, строить еврейские поселения и «разделительнуюстену», уничтожать лидеров палестинского сопротивления. Как итог – ответныеакции палестинских радикалов и перманентная война под лозунгом «кровь закровь». При этом у большинства наблюдателей складывается мнение, что СШАнарочно не используют свои дипломатические возможности для того, чтобыпродемонстрировать хотя бы видимость своего деятельного участия в процессеближневосточного урегулирования.
Согласноитогам проведенного Центром стратегических исследований Иорданскогоуниверситета опроса, подавляющее большинство жителей Ближнего Востока полагает,что США недостаточно активно работают над реализацией плана «Дорожная карта»,который, по мнению большинства опрошенных, может стать основой для решенияарабо-израильского конфликта и привести к его справедливому урегулированию. Крометого, общественность региона выражает уверенность в том, что американскоеприсутствие в Ираке приведет лишь к разграблению богатств этой страны иукреплению безопасности Израиля.
СШАрассматривают Ближний Восток как зону своих жизненно важных интересов, ноименно в этом регионе на сегодня наиболее сильны антиамериканские настроения.Доктрина «силовой демократии» Вашингтона, которая, по мнению ее авторов, должнаопираться на альянс прозападных арабских правителей, встречает протест большейчасти населения в арабском мире. За годы арабо-израильского противостояния ипостепенного укрепления позиций Соединенных Штатов в регионе среди населенияарабских стран накопился большой потенциал неприязни к США, который вряд лиуменьшится в обозримом будущем. Вызов, брошенный в адрес ряда арабских стран,общественное мнение в регионе воспринимает как вызов арабо-мусульманскойцивилизации, самой исламской концепции, ее системе ценностей. Именно поэтомузаигрывание той или иной арабской страны с США получает весьма отрицательнуюоценку среди ее же населения, поскольку данная политика Вашингтонарасценивается как враждебная и губительная для арабо-мусульманского мира.
Негативноеотношение жителей Ближнего Востока к США красноречиво проявилось в реакциях натеракты 11 сентября 2001 г. Общественное мнение разделилось в оценкахслучившегося в США. Официальные власти большинства государств осудилимассированную террористическую атаку на Америку. Совсем иначе отреагировала наслучившееся общественность. В такой ключевой стране региона, как Египетграждане не скрывали своего удовлетворения. Некоторые простые египтяне дажесравнивали события 11 сентября с октябрьской войной 1973 г., когда египетскаяармия, успешно форсировав Суэцкий канал и прорвав укрепленную «линию Бар-Лева»,нанесла неожиданный удар по израильтянам, оккупировавшим за шесть лет до этогоСинайский полуостров.
Причинстоль негативного отношения к США немало. Для большинства простых граждан,живущих в регионе, США – основной виновник происходящих бед на Ближнем Востоке,в частности, затянувшегося палестино-израильского конфликта, в котором, помнению подавляющего большинства жителей региона, Вашингтон давно и твердозанимает сторону еврейского государства. Кроме того, в намерениях США провестиреформы на Ближнем Востоке люди видят попытку нарушить вековые устои исамобытность стран и народов в этом регионе. Египетская «Аль-Ахрам»,комментируя события 11 сентября в США, задалась вопросом: «Возможно ли, что этоозначает начало войны с глобализацией?». И сама же постаралась дать на негоответ: «Настоящей причиной терроризма является углубление пропасти между Югом иСевером и безумная гонка потребления, охватившая мир».
Стоитотметить, что устойчивый рост антиамериканских настроений происходит на фонезаявлений ряда высокопоставленных деятелей Белого дома и Пентагона о том, чтоАмерике нужен умеренный, модернизированный ислам, за которыми опять-такиугадываются намерения США подвергнуть Ближний Восток реформам не только вполитико-экономическом плане, но и в цивилизационном. Очевидно, что в условияхнеприязни большинства жителей к политике США любые инициативы Вашингтона врегионе воспринимаются с недоверием как очередные попытки поработить народыБлижнего Востока.
План«Большой Ближний Восток» следует рассматривать как политический курс Вашингтонав рамках так называемой доктрины Буша, а также в контексте всей внешнейполитики США по окончании «холодной войны». После распада в 1991 г. СССР ибиполярной системы международных отношений странам ближневосточного регионастала навязываться американская модель видения мироустройства, в котором СШАиграют «первую скрипку». Зачастую такие идеологические акции осуществляютсяпосредством агрессивной экономической экспансии, насаждения американскихсоциокультурных ценностей, наращивания военного присутствия в зонахискусственно нагнетаемого кризиса.
Критикаполитики США все четче слышна в истеблишменте страны. По мнению бывшегосоветника президента США Джимми Картера по национальной безопасности,известного политолога и идеолога американской гегемонии Збигнева Бжезинского,администрация Джорджа Буша-младшего «проводит экстремистскую, примитивнуюполитику, которая упрощенно разделяет всех на «плохих» и «хороших». Нынешняяпозиция США – «кто не с нами, тот против нас», по мнению Бжезинского, ведетстрану к изоляции на международной арене. Он также критически оценил действияВашингтона, связанные с войной в Ираке, заметив, что США из освободителейпревратились в оккупантов, и добавил при этом, что «война обходиться намслишком дорого». В связи с этим, по мнению политолога, в будущем у США можетвозникнуть немало проблем с развитием экстремистских движений в странахБлижнего и Среднего Востока, в том числе и в Египте.
Выступаяпротив плана США, арабо-мусульманские страны не отказываются от необходимостипроведения коренных политико-экономических преобразований, направленных напреодоление отсталости и совершение качественного рывка. По мнению президентаИсламской Республики Иран, доктрину «Большой Ближний Восток» можно осуществитьи на основе исламских ценностей и интересов мусульманских стран региона, иодним из условий ее формирования должно быть установление народной власти идемократических правительств, а также уважение прав и свобод народов региона.«Хотя авторы доктрины «Большой Ближний Восток» преследуют свои цели, претендуютна господство над этим важным регионом и намерены превратить сионистский режимИзраиля в общественно-политическую модель для стран региона, эту доктрину можнореализовать и с использованием наших ценностей и интересов», – заявил МохаммадХатами. Подчеркнув, что условиями реализации такого проекта должно бытьустановление народной власти и демократического правительства, он отметил:«Ислам, по канонам которого мы живем, призывает нас устанавливать именнонародную власть».
Несмотряна присущую Востоку консервативность и верность устоявшимся принципамгосударственного строительства и правления, в некоторых странах АрабскогоВостока результаты реформ по модернизации политической системы налицо.Конкретные примеры показывают, что реформы в ряде арабских странах проходятвполне успешно, особенно там, где уровень доверия власти со стороны населениявысок. Наиболее яркий пример успешных реформ можно наблюдать в СирийскойАрабской Республике. Став во главе Сирии в 2000 г. молодой президент БашарАсад, пользующийся популярностью у своего народа, взял курс на постепеннуюлиберализацию общественной и политической жизни САР. В 2003 г. правящая в СирииПартия арабского социалистического возрождения (ПАСВ, или Баас) приняла решение«ослабить вмешательство» в политическую и экономическую жизнь. Как былозаявлено со страниц партийной газеты в резолюции по итогам состоявшегося вДамаске летом 2003 г. заседания руководства ПАСВ, баасистам «не следуетподменять исполнительную власть», «члены партии и партийные органы должнытолько направлять и следить за работой госструктур». Как отметили сирийскиесредства массовой информации, это решение руководства ПАСВ было «воспринято своодушевлением сирийской общественностью». Ослабление партийного контроляпризвано наладить «оптимальное взаимодействие всех членов общества внезависимости от политических взглядов». Кроме того, успешно, хотя и небыстрымитемпами, развивается экономика. Возможность высказывать свои идеи получилиразличные общественные организации, СМИ, а борьба с коррупцией объявлена однимиз приоритетных направлений в деятельности государства.
Запоследние несколько лет коренные преобразования можно наблюдать в двухнебольших монархиях Персидского залива – Бахрейне и Катаре. 14 февраля 2001 г.в ходе референдума была одобрена Национальная хартия, определившая основныенаправления политических и социально-экономических преобразований в Бахрейне.Согласно ей, предусмотрено учреждение двухпалатного парламента и независимойсудебной власти, предоставление гражданских прав подданным и их равенство передзаконом вне зависимости от пола, социального происхождения и религиознойпринадлежности. Ровно год спустя, 14 февраля 2002 г. Хамад бен Иса Аль Халифана основании Хартии внес изменения в Конституцию 1973 г. и объявил себя королем(до этого глава государства именовался эмиром). В 2002 г. король Бахрейна издалновый закон о печати, который многие назвали «самым либеральным в арабскоммире».
Всоседнем с Бахрейном Катаре в апреле 2003 г. подавляющее большинство жителейпроголосовало за первую Конституцию после получения страной независимости в1971 г. В поддержку документа проголосовали 96% участников референдума.Согласно принятой катарцами Конституции, в стране создается Консультативныйсовет (парламент) в составе 45 членов, две трети из которых избираются навыборах, а одна треть – назначается эмиром. В Конституции зафиксированоразделение полномочий между исполнительной, законодательной и судебнойвластями.
Примеромстраны, где успешно осуществляется политическая и экономическая модернизация,можно назвать также и Тунис. За годы реформ это небольшое государство на севереАфрики добилось больших результатов. Властям страны во главе с президентом Зиналь-Абидином Бен Али удалось подавить фундаменталистов, выйти на один из лучшихв арабском мире показателей по доходу на душу населения. Выбранный властямикурс на либерализацию экономики и отмену ограничений начастнопредпринимательскую деятельность встречает поддержку у подавляющегобольшинства населения. В стране действует самое либеральное на Арабском Востокезаконодательство в отношении женщин. Достижения Туниса оценила даже скупая накомплименты по отношению к арабскому миру Европа. В 1998 г. был подписандокумент об ассоциированном членстве Туниса в ЕС.
Впрочем,есть и те, кто считают, что тесное партнерство Туниса с ЕС, его политикаоткрытости «неизбежно приведут страну к большей зависимости от Запада,превратят ее в рынок сбыта европейских товаров». А в политическом и военномсмысле – «в стратегический плацдарм, территорию для военных баз НАТО и США».
Процесспостепенной политической модернизации в арабских странах нередко наталкиваетсяна серьезные преграды внутриполитического характера. В последние годы властиарабских стран столкнулись со сложной задачей сохранения национальныхбезопасности. Волна терактов, прокатившаяся по арабским странам в 2002–2004 гг.(взрывы в Тунисе, Марокко, Саудовской Аравии), и вызванное этим осложнениеобщей ситуации в регионе вынуждают правящие круги арабских стран «закрутитьгайки», ставя под государственный контроль деятельность некоторых СМИ иобщественных организаций.
Ещеодин аспект проблемы – насколько процесс реформ изменит геополитический обликрегиона. Очевидно, что при проведении реформ необходимо учитывать не толькоинтересы всего Ближнего Востока в целом, но и отдельно взятой страны. Этовызвано необходимостью соблюдать амбиции стран региона, а также поддерживатьбаланс сил, сложившийся за долгие годы. Так, Египет – государство, обладающеебольшим политическим весом в арабском мире, стремится к закреплению в немсвоего лидерства, хотя и не обладает столь колоссальными запасамиуглеводородного сырья, как страны Персидского залива. Египет является ключевымзвеном в системе безопасности как в Северной Африке, так и в регионе АрабскогоМашрика. Вряд ли захочет менять свой статус одного из лидероварабо-мусульманского мира и Саудовская Аравия. То же самое можно сказать и оСирии, закрепившей за собой звание страны – последнего бастиона панарабизма.
Важнымусловием для осуществления модернизации на Ближнем Востоке должно стать нетолько урегулирование наиболее острых вооруженных конфликтов в регионе, но иобеспечение должной экономической базы. Приоритетной задачей для арабских странявляется создание собственного экономического сообщества. В арабских странахпонимают, что, лишь создав свой общий рынок, можно противостоять вызовамглобализации. Процессы глобализации и интеграции, сопровождаемые снятиемвсевозможных ограничений и повсеместным взаимопроникновением экономическихсубъектов, арабским странам сулят больше проблем, нежели выгод. Неразвитостьпромышленного сектора, недифференцированная структура экспорта, привязанность кнефтяной и газовой «игле» делают экономики арабских стран менее устойчивыми именее гибкими перед лицом транснациональных корпораций. Существует реальнаяопасность установления однополюсного мирового экономического порядка, которыйприведет к маргинализации Ближнего Востока в случае, если арабы не сплотятсяэкономически. На современном этапе развитию интеграционных процессовпрепятствует ряд факторов. Среди основных стоит выделить различный уровеньэкономического развития в арабских странах, наличие горячих точек в регионе,дезинтеграционные факторы внутри- и внешнеполитического характера. Об этом всечаще говорят арабские лидеры с трибун саммитов и конференций. Кроме того, естьярко выраженный внешний фактор – давление со стороны США, которые не хотятсоздания на Арабском Востоке сильного регионального блока, способного вестинезависимую политику.
Всвязи с этим весьма важным с точки зрения перспектив экономическихпреобразований в регионе решением, принятым в дни работы Всемирногоэкономического форума в Иордании в мае 2004 г., стало наделение Арабскогоделового совета (АДС) мандатом на осуществление экономических реформ в арабскоммире. По словам представителей АДС, одной из главных его целей является«создание конкурентоспособного и прогрессивного арабского мира». Среди задачАДС – проведение либеральных экономических реформ, создание межарабскойсвободной экономической зоны, развитие человеческих ресурсов, снятиеограничений на иностранные инвестиции, ликвидация правительственных монополий вэкономике, создание системы эффективного арбитража для решения спорныхвопросов, защита интеллектуальных прав и собственности, развитие экспорта.
Какможно видеть, определенные политические и экономические преобразования в рядестран Ближнего Востока уже происходят. Вместе с тем, весьма актуальным наповестке дня остается реформирование всей системы межгосударственных отношений,прежде всего, межарабских, а также их структурно-институциональных учреждений,в первую очередь, – ЛАГ. Важным условием для успешного проведения этих реформявляется урегулирование региональных конфликтов, а также отсутствие давления СШАи Израиля.
Очевидно,странам Ближнего Востока не обойтись без» определенного содействия странЗапада, которое должно быть выражено, прежде всего, в желании развивать равные,партнерские отношения. Пример Европы, не поддержавшей санкции США против Сириии выступающей за развитие связей с Ираном, показывает, что сотрудничество странБлижнего Востока с Западом будет продолжено и впредь, поскольку серьезныеэкономические интересы Европы, а, скорее всего и США, в этом регионе всегдабудут пересиливать недовольство по поводу несоответствия внутриполитическихреалий стран Востока пресловутым западным стандартам.
БлижнийВосток имеет достаточный экономический и людской потенциал для того, чтобыуспешно провести политические и социально-экономические реформы и стать полюсомсилы на карте международных отношений. Вопрос лишь в том – насколько быстространы региона смогут договориться между собой и сплотить свои ряды, чтобыпротивостоять навязываемому США миропорядку. Если официальные власти странрегиона, формулируя свое отношение к плану «Большой Ближний Восток»,дипломатично отмечают его несовместимость с историей, традициями, реалиямисегодняшнего дня, то для простых людей представляется совершенно очевидным, чтоконечной целью проекта Вашингтона является приход к власти в странах регионамарионеточных проамериканских режимов. Реалии современности таковы, что страныарабо-мусульманского мира стоят перед историческим выбором – либо они,объединив усилия, совершат рывок и смогут преодолеть отсталость и зависимость отЗапада, либо Запад навяжет им свое мировидение и заставит жить народы регионатак, как этого хочется Западу.
Взавершении приведем слова министра иностранных дел Катара Хамада бен Джасимаат-Тани, заявившего на проходившей в Кувейте в мае 2004 г. конференции «Региони будущее», что «лучше провести реформы самим, чем ждать, когда нас заставятэто сделать извне».

Список литературы
политический реформа ближний восток
1.  План«Большой Ближний Восток», предложенный США // Al-Si-yassaal-Dawliya,Cairo, April2004, Issue № 156.– С. 297–301.
2.  ЕжегодникСИПРИ 2002. Вооружения, разоружение и международная безопасность. – М.: Наука,2003. – С. 560.
3.  ЗеленинД. Бахрейнскийопыт «революции сверху» // КОМПАС, 19.11.2002.


Не сдавайте скачаную работу преподавателю!
Данный реферат Вы можете использовать для подготовки курсовых проектов.

Поделись с друзьями, за репост + 100 мильонов к студенческой карме :

Пишем реферат самостоятельно:
! Как писать рефераты
Практические рекомендации по написанию студенческих рефератов.
! План реферата Краткий список разделов, отражающий структура и порядок работы над будующим рефератом.
! Введение реферата Вводная часть работы, в которой отражается цель и обозначается список задач.
! Заключение реферата В заключении подводятся итоги, описывается была ли достигнута поставленная цель, каковы результаты.
! Оформление рефератов Методические рекомендации по грамотному оформлению работы по ГОСТ.

Читайте также:
Виды рефератов Какими бывают рефераты по своему назначению и структуре.