Реферат по предмету "Литература"


Своеобразие жанров интернет-журналистики (на примере газет «Lenta.ru», «Ytro.ru», «Территория» и журнала «Beautytime.ru»)

ФЕДЕРАЛЬНОЕ АГЕНСТВО ПО ОБРАЗОВАНИЮ
Государственное образовательное учреждение
высшего профессионального образования
«Волгоградский государственный университет»
Факультет филологии и журналистики
Кафедра журналистики
Своеобразие жанров интернет-журналистики (на примерегазет «Lenta.ru», «Ytro.ru»,«Территория» и журнала «Beautytime.ru»).
ДИПЛОМНАЯ РАБОТА
ВЫПОЛНИЛ
студент группы Ж-031
Федоров Илья Иванович
НАУЧНЫЙ РУКОВОДИТЕЛЬ
Заведующий кафедрой, к.ф.н.
Млечко Александр Владимирович
 
РЕЦЕНЗЕНТ
Доцент кафедры литературыВГПУ, к.ф.н.
Баранов Сергей Валерьевич
 
ДОПУЩЕН К ЗАЩИТЕ
Заведующий кафедрой, к.ф.н.
Млечко Александр Владимирович
Волгоград 2008
Содержание
Введение…………………………………………………………………………………  3
Глава 1.Жанры в арсенале современнойжурналистики……………………    10
1.1 Понятие жанра и жанрообразующиефакторы……………………  10
1.2 Типология жанров в науке о журналистике………………………      19
Глава 2.Жанровая структура сетевыхпубликаций…………………………  34
2.1 Интернет как новое информационное пространство. Роль компьютерныхсетей в распространении газетно-журнальной периодики…………………………………………………………………………  34
2.1 Специфика сетевых средств массовой информации………………   38
2.3 Характеристика жанровой структуры массовых Веб – изданий
         (напримере он-лайн газет Ytro.ruи Lenta.ru)……………………………… 44
2.4 Особенности функционирования системы жанров в    специализированных Интернет-изданий (напримере молодежной газеты «Территория»  исетевого журнала «Beautytime.ru») Феномен «Живого Журнала»……………………………………………………………    52
Заключение……………………………………………………………………………    58
Использованная литература………………………………………………………       64
Введение
Проблема жанровойструктуры в широком смысле остается одним из самых актуальных направленийнаучной мысли в современной российской журналистике. Теория жанров и сегоднязадается все теми же вопросами: что такое жанр, в чем его функция и насколькотот или иной жанр устойчив. Но если в традиционной, печатной, журналистике,исследователи смогли найти какие-либо общие параметры для характеристики жанра,то электронные СМИ, и в первую очередь интернет-издания,  в этом отношении остаются мене всегоизученными.
         Сразвитием глобальной сети и доступа к ней, Интернет занял особое место средисредств массовой информации. Если еще десятилетие назад всемирную паутинурассматривали и вовсе только, как источник информации, то сегодня мы можетконстатировать факт рождения нового вида СМИ – сетевых медиа, средойраспространения которых стала компьютерная сеть Интернет.
         Скаждым годом, а в последнее время и с каждым месяцем, количество сетевыхизданий увеличивается в сотни раз. Наряду с аналогом печатных газет и журналов,в Интернете то и дело появляются исключительно сетевые публикации. Они имеютсвои типологические признаки и жанровые особенности. Но в тоже время исследовательвсемирной паутины столкнется с проблемой, что в практически каждой веб-публикации можно выявить черты всех знакомыхтрадиционной журналистике жанров. А вот найти оригинальный веб-репортаждостаточно трудно.
         Именносвоеобразие сетевых изданий и особенности жанров интернет–публикаций станут объектом исследования моей работы. Этопопулярные интернет — газеты и журналы, такие как: Ytro.ru, Lenta.ru,молодежная газета «Территория» и женский интернет – журнал «Beautytime.ru».
         Предметом исследования является жанроваяразновидность он-лайн публикаций.        
Цельмоей работы – охарактеризовать жанровую структуру периодических изданийв сети Интернет и выявить оригинальные жанры сетевой публицистики. Для этогопредлагается решение частных задач:   
1.     Дать теоретическое обоснованиежанрообразующим факторам в современной журналистике.
2.     Обосновать специфику жанровой структурыинтернет-изданий.
3.     Выявить жанровые особенностивеб-публикаций.
4.     Определить специфику подачиинформации в сетевых изданиях различной жанровой направленности.
Соответственнопоставленной цели и обозначенным задачам были выбраны и методы исследования:типологический метод и метод контент – анализа. Поскольку, как известно, любойтекст характеризуется как минимум двумя параметрами: содержанием (контентом) иформой (дизайном), а выражение типологии форм и является жанр.
Исследования жанров всфере газетно-журнальной периодики подготовили теоретическую базу длядальнейшего их изучения. Были рассмотрены работы: А.А. Тертычного «Жанры периодической печати»; Л.Е. Кройчик«Система журналистских жанров»; Л.В. Шибаевой «Жанры в теории и практикежурналистики»; М.Н. Ким «Жанры современной журналистики»;  Горохова В.М. «Основы журналистскогомастерства».
В своем исследовании мыбудем опираться на три базовых способа отображения в медийном пространстве,которые были обоснованны в книге А.А. Тертычного и использованы при анализеинтернет-публикаций Л.В. Кохановой. Именно они и формируют определенные уровнипроникновения познающего субъекта в объект: от первоначального чув­ственногосозерцания к абстрагированию, теоретическому освоению его и далее — к созданиюобогащенного, более полного конкретного образа предмета (в том числе — его художественногообраза).
Фактография фиксируетсобытия и преобразует их в факты, ко­торые отвечают на вопросы: где, что икогда произошло, т.е. отража­ют свойства предметности (где и что) иактуальности (когда) дейст­вительности. Факт — это явление действительности.
Аналитика фиксирует связимежду фактами с целью выявления и представления закономерностей, разного уровняобобщения, а также прогнозирования возможных событий (фактов).
Образотворчество создаетмаксимально емкое обобщенное пред­ставление в форме художественного образацелых классов и катего­рий явлений действительности. Нередко это обобщениедостигает такого уровня, который называется публицистической (или даже ху­дожественной)типизацией, что сближает журналистику с художест­венной литературой.
Изучение способовотображения важно для идентификации жанра – задача, которая постоянно ставитсяв журналистской среде. 
Другое измерениежанрового пространства определяется тем, что жанровая форма предполагаетопределенный способ организации материала с изображением жизненных явлений.Жанр определяется совокупностью структурно-композиционных средств, особенностя­миязыка и стиля. Каждому жанру свойствен свой объем информатив­ности, свойуровень обобщения фактов. Жанр — исторически склады­вающийся вид произведения.В литературоведении — тип художест­венного произведения (в единствеспецифических свойств его формы и содержания), принадлежащий к разнымлитературным родам (эпос, лирика, драма). В жанре обобщаются черты,принадлежащие обширной группе произведений.
Это позволяетрассматривать жанр как типологическое явление, исторически устойчивое,свойственное произведениям разных эпох и направлений.
К жанрообразующимфакторам относят:
•  содержание произведения(тематика, проблематика);
•  способ повествования,описания, воспроизведения событий, явлений, системы образов, героев;
•  отношение автора кизображаемому;
•  способы и приемы изображения,изобразительно-выразительные средства;
•  стилевая манера (сравнимдружеское или любовное послание и оду, эпиграмму и элегию, драму и комедию);
•  пафос произведения;
•  характер конфликтов и ихразвитие в сюжете.
         Вжурналистике жанр сочетает все перечисленные факторы и выступает в качествеэлемента метаязыка интегрированных социальных коммуникаций, это своего родасовременный код, с помощью которого шифруется массовая информация СМИ идешифруется аудиторией. В интернет – изданиях этот код играет особую роль.Качества, которые отличает он-лайн журналистику от традиционной — этоинтерактивность и постоянное обновление. Интернет позволяет оставаться актуальным, оперативно реагируя насобытия. Новость может быть вставлена в быстро подготовленный аналитиче­скийобзор, который посредством гипертекстовых ссылок связывает­ся с другимиматериалами. Новость, таким образом, автоматически порождает смысловой контексти становится центром кристаллиза­ции новой темы. Это стирает какие-либожанровые границы в сетевых изданиях и является важной особенностьюинтернет-журналистики.
         Нодаже в общепринятой науке о журналистике единого мнения относитель­но понятия«жанр» в настоящее время не сложилось. Одни выделяют новостную журналистику,интервью, оперативное комментирование, репортерское расследование, а такжеаналитическую, художествен­ную (эссе, очерк) и сатирическую (фельетон, памфлет,пародия, са­тирическая реплика, сатирический комментарий) публицистику.
Другие включают винформационные жанры заметку, отчет, ин­тервью, информационную корреспонденцию,блиц-опрос, вопрос-от­вет, репортаж, некролог; к аналитическим относятаналитические отчет, корреспонденцию, интервью, беседу, комментарий, социологическоерезюме, анкету, мониторинг, рейтинг, рецензию, статью, журналист­скоерасследование, обозрение, обзор СМИ, прогноз, версию, экспери­мент, письмо,исповедь, рекомендацию (совет), аналитический пресс-релиз; а кхудожественно-публицистическим — очерк, фельетон, пам­флет, пародию,сатирический комментарий, житейскую историю, ле­генду, эпиграф, эпитафию,анекдот, шутку, игру.
Подобнаянесогласованность говорит о том, что в теории жанров пока не найдено общихсистемных оснований для описания многообразия жанров, и, кроме того, этосвидетельствует в пользу жанра, как практического инструмента журналиста. Асетевые издания, как новый вид средств массовой информации, до сих пор остаютсяподробно не исследованными. Причина тому не только то, что в России существуетнебольшое количество интернет-изданий, но и тот факт, что изучение Интернетатребует специальных профессиональных навыков работы в виртуальном пространстве. До сих пор не существует определенногометода для описания сетевых публикаций, тем более типологии жанровинтернет-изданий. Этим  и определяется актуальность исследования.
Степень изученность проблемыопределяется лишь попытками датьописания зарождающимся жанрам интернет-журналистики, предпринятый А.А.Калмыковой и Л.А. Кохановой в учебном пособии «Интернет–журналистика». Но дажев ней авторы отмечают, что «первое, с чем сталкивается исследователь Интернета,взявшийся выявить жанровую типологию публикаций в сети, это присутст­вие всегово всем, и в каждом, и везде. Черты традиционных журналистских жанров —репортажа, очерка, фельетона, корреспонденции и других — можно найти, еслипоискать, в любой сетевой публикации. А вот типичный веб-репортаж или ти­пичныйвеб-фельетон, оказывается, отыскать весьма проблематично. Подобные чистыежанровые формы можно встретить только в изда­ниях-клонах, но, как мы ужедоговорились, к веб-изданиям копии несе­тевых публикаций имеют такое жеотношение, как показ по телевизору фотографии газетной полосы к телевизионнойновостной передаче»[1].
Немалый вклад в типологизациисетевых изданий принадлежит профессору тольяттинского университета А.И.Акопову. Этой проблеме у него посвящено множество работ и статей,опубликованных в различных бумажных и сетевых газетах и журналах. Еще в 1997году в «Журналисте» вышла его статья «Электронная курилка, компьютерное казиноили новый вид СМИ» Обмен новостями и мнениями в сети». В ней автор попыталсявыявить суть зарождающейся тогда сетевой прессы, проанализировать проблемы иперспективы развития нового сектора СМИ. А в 1998 году он в «Филологическомвестнике РГУ» была опубликованная его статья «Электронные сети, как новый видСМИ». Эта работа была посвящена электронным сетям вообще, поэтому наряду сИнтернетом, описывается и сеть Фидо-нет. Много говорилось о появлении новогоинформационного пространства и нового сектора СМИ. В заключении автор говорит:«Новому поколению исследователей журналистики предстоит разобраться в типологииэлектронных СМИ, определить их содержательные и функциональные признаки,детально проанализировать их место и роль в общественном развитии, структуру,жанры, язык и другие составляющие электронной журналистики».
Кроме того, в 1998 годуАкопов становится главным редактором и издателем Ростовской электронной газеты(www.relga.ru), одной из целей которой являетсяизучение сетевой пресса. На страницах этого веб-издания в 2004 году АлександрИванович публикует статью «Текст как сущность и форма сетевой публикации», гдепредпринял попытку кратко охарактеризовать и сформулировать вопросы и проблемы,связанные с функционированием русской речи в сети. «Конечно, не только в Сети,но и в реальной действительности существует все разнообразие устной иписьменной речи, текстов различных жанров и форм, но только в Сетимногочисленные аспекты языкового функционирования объединены в причудливыйконгломерат переплетенных и перемешенных тем, проблем и вопросов»[2].
Но все эти исследованияпроводились для изучения сетевой прессы, как единого целого, акцентировалосьвнимание лишь на видах интернет-изданий, изучались публикации на соответствиеаудиторным потребностям, а также в поле зрения ученых был язык написанияматериалов.
Я же в своем исследованиипопытаюсь обозначить жанровую структуру веб-публикаций, охарактеризовать жанры,которые используются в сетевых изданиях, будь то веб-репортаж, или веб-фельетон,а также проанализировать, как особенности всемирной паутины влияют наформирование жанра публикаций.
 
ГЛАВА 1
Жанры в арсенале современной журналистики
1.1 Понятие жанра и жанрообразующиефакторы
         Понятиежанр происходит от французского слово «genre», что означает в дословном переводе– род, вид. Жанр – эта форма, в которой читателю (зрителю, слушателю)представляется подготовленный материал. Впрочем, исходное значение термина намвовсе не помогает прояснить, что такое жанр. Проблема заключается в том, что несуществует единого определения понятия жанр, как и единой системы жанрового деления. Причин этому несколько:жанр, вид и род являются смежными понятиями, в результате чего их путают (то,что в одном источнике называют жанром, в другом относят к видам, и наоборот);жанры менялись, исчезали и появлялись в процессе исторического развитияискусства, литературы и журналистики, поэтому границы между ними порой весьмарасплывчаты; некоторые ученые выделяют несколько плоскостей жанровойдифференциации, каждая из которых отвечает какой-либо грани сложного строения ифункционирования художественного произведения.
«Жанр – особая формаорганизации жизненного материала, представляющая собой специфическуюсовокупность структурно-композиционных признаков. При этом в жанре мы имеемдело не со случайной совокупностью черт, а с системой элементов формы»[3].
Вискусстве и литературе  жанр – общностьхудожественных произведений, складывающаяся в процессе исторического развитияна основе их самоопределения по предметному смыслу – в  результате взаимодействия гносеологической(познавательной) и аксиологической (оценочной) функций художественной деятельности.Другая, онтологическая сторона творчества (обуславливающая существованиепроизведений искусства в их материальной форме) составляет основу разделенияискусства по видам; аксиологическая в единстве с синергетической, преобразующейчеловека, — по творческому методу и стилю. Жанр – подразделение каждого видаискусства, обусловленное многообразием конкретных возможностей художественногоосвоения действительности. Жанр отражает свойство избирательности искусства,его прагматическую, утилитарную сторону приспособления к обстоятельствам жиз­ни.Художник, как правило, вынужден для реализации своих идей выбирать из множествапутей, решений, способов какой-то один, наиболее реальный, дос­тижимый; вбольшинстве случаев имен­но тот, который требуют заказчики или за который можнополучить вознаграж­дение. Поэтому жанровая определенность — в значительнойстепени функция мастер­ства, нежели таланта.
«Жанры с трудом поддаютсясистематизации и классификации (в отличие от родов литературы), упорносопротивляются им. Прежде всего потому, что их очень много: в каждойхудожественной культуре жанры специфичны (хокку, танка, газель в литературахстран Востока). К тому же жанры имеют разный исторический объем. Одни бытуют напротяжении всей истории словесного искусства (какова, например, вечно живая отЭзопа до С.В. Михалкова басня); другие же соотнесены с определенными эпохами(такова, к примеру, литургическая драма в составе европейского средневековья).Говоря иначе, жанры являются либо универсальными, либо исторически локальными»[4].
         Вотличие от других близких понятий, жанр точнее всего отражает актуальностьискусства, от­клик творческих усилий художников на запросы времени,исторической об­становки. Сначала появляется потреб­ность в некоторых идеях,затем форми­руется функция, а потом подыскивается нужный предмет. Поэтому жанрявля­ется предметно-функциональным поня­тием.
Самтермин «жанр» возник в эстетике французского Классицизма середины XVIIв., хотя жанровое самоопределение суще­ствовало многораньше. В XVIв. теорети­киакадемического искусства раздели­ли его на «высокий» и «низкий» жанр взависимости от предмета изоб­ражения, темы, сюжета. Это деление укрепилось впрактике европейских ху­дожественных академий XVII-XIXвв. Вживописи «высоким» считались исторический (ге­роический) и мифологическийжанры, «низким» — портрет (за исключением парадного, церемониального, статуар­ного),пейзаж, натюрморт. В литературе существовало противопоставление трагедии икомедии Церковь со своей стороны канонизировала иконо­графию иконописи,алтарной живопис­ной и скульптурной композиции, карти­ны на библейские сюжеты.В протестан­тской Голландии XVIIв.,напротив, «низкие» жанры — пейзаж, портрет, на­тюрморт, бытовые сценки —оказались ведущими, именно они обеспечивали художнику успех. Разделение на«высо­кие» и «низкие» жанры существовало уже в античном искусстве. По сообще­ниямПлиния Старшего, наряду с худож­никами, выполнявшими ответственные«официальные» заказы, существовали рипарографы (греч. «грязнописцы»; Пли­нийназывает их жанр «minorispicturae» — лат.«малая живопись») и «гриллы» (греч. grylos— свинья,поросенок), представители комического жанра. Преобладание какого-либо жанра вопределённую эпоху вызвано прежде всего тем, что общественные, социальныеинтересы сосредоточены на тех сторонах действительности, которые могут бытьнаилучшим образом  отражены посредствомэтого жанра. Таковы причины расцвета эпической песни и трагедии в античности,романа и лирики в русской и западноевропейской литературе XIXвека, портрета в эпоху Возрождения и в русскомискусстве XVIII — XIXвеков, оперы и симфонии в русской музыке 19 века.Эстетика современного искусства утверждает необходимость использования всехсложившихся в прошлом и новых, возникающих жанровых структур. Без какого-либоиерархического соотнесения, поскольку оно ориентировано на художественноевоссоздание всей полноты человеческой жизни, современной, прошлой и будущей,-  природы, мира вещей, практическихдеяний человека и его внутренней духовной жизни.
Если считать жанрусловной категорией внутривидовой дифференциацией искусства, то жанрыжурналистики являются жанрами искусства, а значит, всё вышеизложенное можноотнести и к журналистике. В журналистике, в отличие от других видов искусства,нежелательно смешение жанров. И если, например, в изобразительном искусстве взаимопроникновениежанров исторически обусловлено и неизбежно, то в журналистике «чистота» жанраявляется качественной характеристикой. И размытые жанровые границы характерны лишь для «бульварных» изданий инизкопробных теле- и радиопередач.
«Жанр определяет способдеятельности журналиста только в самых общих чертах – речь идет о направлениимысли, о «порядке осмотра мира», но отнюдь не о конкретных приемах и поступках.Больше того, предполагается, что журналист, зная общий путь к цели, непременнопостарается изобрести свой собственный ход, придерживаясь только основныхориентиров»[5].
Под журналистскимижанрами А.А. Тертычный подразумевает устойчивые типы публикаций, объединенныхсходными содержательно-формальными признаками. «Подобного рода признаки на­зываютсяжанрообразующими факторами. Знание этих факторов помогает более чет­копредставить себе истоки и особенности возникновения тех или иных жанров перио­дическойпечати. В современной теории журналистики выделяются в качестве основ­ных, какправило, следующие жанрообразующие факторы: предмет отображения, це­леваяустановка (функция) отображения, метод отображения»[6].
В качестве предметовотображения в журналистике может выступать любой факт действительности, изобласти политики, экономики, права, религии, общества, морали и так далее. Но втоже время предметом не может быть единичное явление, предметом журналистики вцелом признается современность в совокупность множества составляющих еёсоциальных ситуаций. Однако данное определение не следует понимать так, чтожурналистика занимается только ситуациями, если в понятие «ситуация» вкладыватьболее узкий, более конк­ретный смысл. В частности, например, что касаетсяаналитической журналистики как определенного типа массовой информации, то еепредметом могут быть и отдельное событие, и процесс, содержа­щий в себе рядсобытий, и ситуация, включающая как различные события, так и объединяющие ихпроцессы во всем многообразии их взаимодействий.
         Крометого, еще одним предметом отображения служит событие. Без сообщений о текущихделах, свершениях, происшествиях, нет информационной журналистики. Конечно, этоне значит, что события не отображаются в материалах аналитических ихудожественно-публицистических жанров. В пуб­ликациях этого плана они выступаюткак объект углубленного ис­следования или художественного осмысления.
         «Событиеможно определить как точно фиксированный в пространстве и во времени (т.е. сясным началом и концом) шаг в общественном процессе. Событиями называются иприродные яв­ления, катаклизмы. В отличие от таких естественных событий дляжурналистики значимы, прежде всего события, представляющие собой действия людейс определенными целями и результатами, влияющие на тот или иной общественныйпроцесс и включенные в него. События, как известно, порождаются определеннымиоб­щественно-политическими ситуациями, экономическим, нрав­ственным и инымисостояниями общества. Уже в ходе выбора из множества событий одного, котороеста­нет предметом разговора в публикации, журналист начинает его в какой-томере исследовать»[7].
Последовательность взаи­мосвязанныхдействий и событий – это процесс, причем результат предыдущих действий, событийвыступает предпосылкой, основой, причиной для осуществления последующихдействий, событий. Процесс можно определить и как динамичное следованиеразличных состояний, на­ходящихся в причинно-следственной связи «если… то»(«если на­ступит это, то должно наступить то-то...»). Если перевести это об­щеепредставление о сути процесса на язык обычного журналист­ского понимания«движения вещей», то можно сказать, что речь идет о динамичном порядкеследования результатов действий, кото­рые выражают различные степень исостояние выполнения задач. Анализ событий является исходным моментом в анализепро­цессов. Это происходит прежде всего тогда, когда начинают ин­тенсивноразворачивать вопросы: как? почему? Имея в виду изло­женное выше толкованиепроцесса, журналист должен прежде всего определить исходное звено цепочкивзаимосвязанных событий.
Ситуация, как и процесс,является одним из наиболее важных предметов отображения прежде всего ваналитической журналис­тике. Ситуацией можно назвать определенное,повторяющееся на протяжении достаточно большого отрезка времени состояние отно­шений,сложившихся между членами какого-либо коллектива, меж­ду коллективами, междусоциальными группами, слоями, между стра­нами и т.п., соотношение сил, взаимныхтребований и ожиданий. Но аудиторию интересует не только то, что происходит вокружа­ющем мире (события, происшествия, процессы, ситуации), но и люди какосновные действующие лица происходящего, прежде всего со стороны их личностныхособенностей. Что такое личность? Социальная психология определяет личность как«человеческий ин­дивид, как субъект отношений и сознательной деятельности».
Значительнымижанрообразующими свойствами обладают це­левые установки журналистскоготворчества. Создание наглядной модели исследуемого явления — цель, котораянаиболее часто встает перед журналистом. Такая модель называется описаниемпредмета отображения — проблемы, како­го-то события, явления, процесса,заинтересовавших журналиста. Иногда понятие «описание» употребляется в качествесинонима понятия «наблюдение». Это неправомерное отождествление, по­сколькунаблюдение представляет собой метод эмпирического изу­чения действительности,метод добывания фактов. Описание же есть содержательно-структурный элемент восмыслении журна­листом явления, его истолкования.
Третьим, по мнению А.А.Тертычного, жанрообразующим фактором является метод преобразования объективнойдействительности в её информационный аналог. Здесь выделяют две больших группыметодов: рационально-познавательных и художественных. Но чтобы понять, к чемуведет их применение, следует вспомнить, что все методы включают два уровняпознания – эмпирический  итеоретический.  Результат эмпирическогоисследования предстает в журналис­тике как поток информационных публикаций.Применение теоре­тического уровня познания приводит к созданию текстов, состав­ляющихосновной поток аналитических публикаций. Такие публи­кации отличаются, преждевсего,  глубокой, детальной проработкойпричинно-следственных связей, оценочных отношений предмета, основательностьюаргументации и т.д. Применение художественных методов в журналистике обычноидет параллельно с применением рационально-познавательных, что приводит ксозданию не собственно художественных, а худо­жественно-публицистическихпроизведений.
Однако, другой теоретикжурналистики Л.Е. Кройчик, вместо жанрообразующих факторов говорит о природуэтого понятия, выделяя несколько его категорий. «Во-первых, жанр — этокатегория исторически конкретная претерпевающая изменения.  Жанр – особая форма организации жизненногоматериала, представляющая собой специфическую совокупностьструктурно-композиционных признаков. При этом в нем мы имеем дело не со случайнойсовокупностью черт, а с системой элементов формы. Структура заметки подчиненаодной задаче – оперативному сообщению о новости, структура интервью – ведениюдиалога, поддерживающего интерес аудитории к собеседнику журналиста. Структураотчета подчинена описанию события, воспроизводимого в существенных своихэлементах, но не исключающего произвольного изложения происходящего (внефактической пространственно-временной последовательности). Структура репортажаслужит воспроизведению процесса в его реальных пространственно-временныхграницах: иллюзия наглядности возникает благодаря последовательному описаниюпроисходящего в деталях и подробностях. Жанр – категория типологическая, тоесть обладающая рядом устойчивых, повторяющихся признаков. Именно это помогаетпонять смысл известной метафоры М.М. Бахтина: «Жанр – представитель творческойпамяти в процессе литературного развития». Способ отражения действительности вкаждом жанре свой и предопределяется прежде всего познавательными задачами,решаемыми публицистом. Жанр – категория гносеологическая. Появление на газетнойполосе (в эфире радио и ТВ) того или иного жанра всегда определяется темизадачами, которые решает публицист, – что познается, на каком уровне, с какойцелью и какими средствами. Жанр – категория морфологическая. Публицистическийтекст – это особая форма бытия произведения. Объем познаваемого материала взаметке, интервью, репортаже, отчете, корреспонденции, статье различен, чтопредопределяет структуру повествования – максимально сжатую в заметке,развернутую в статье. Таким образом, морфология жанра – это: а) особенностиструктуры повествования; б) место факта в повествовании; в) образный стройповествования; г) специфика разработки проблемы (конфликта). Жанр – категорияаксиологическая, то есть содержащая определенную оценку действительностипублицистом: любой текст либо утверждает, либо отрицает что-то. Системаценностной ориентации автора напрямую зависит от его мировоззрения,мироощущения, мировосприятия. Жанр – категория творчески-созидательная.Трактовка фактов, ситуаций, проблем публицистом создает текст как определеннуюмодель мира. Поскольку трактовка эта у разных авторов различна,публицистический текст каждый раз создает новое представление одействительности в виде понятийно-образной модели ее. Чем полнее и убедительнееэта модель, созданная публицистом, тем активнее воспринимается она аудиторией»[8].
Жанр всегда остается оптимальнойформой решения творческой задачи. Поэтому он всегда жестко детерминирован:цель, лежащая в основе решения любой творческой задачи, определяет выбор жанра.Детерминизм (обусловленность) жанра связан: а) с объективными свойствамианализируемого или описываемого факта; б) с конкретными задачами, решаемымиданным изданием и данным автором; в) с мировоззренческими ииндивидуально-психологическими особенностями личности журналиста. Разрабатываятему, анализируя попавшие в поле его зрения факты, корреспондент еще напредварительной стадии своей работы осуществляет определенный выбор жанра,останавливаясь, в конечном счете, на том, который представляется ему наиболееподходящим. Бытующее среди журналистов-практиков убеждение, будто о жанрепредстоящего текста он не думает и тот складывается сам собой, интуитивно,противоречит существу творческого процесса. Интуиция как составная частьтворчества способствует рождению целостного текста: текст вбирает в себянеобходимые жанровые элементы, подчиняясь логике развития мысли автора.
1.2.  Типология жанров в науке о журналистике
Еще во введении мыобозначили три базовых способа отображения действительности в журналистскомпроизведении: 1) фактографический, 2) аналитический, 3) образный. Ониопосредуют определенные уровни проникновения познающего субъекта в объект: отпервоначального чув­ственного созерцания к абстрагированию, теоретическомуосвоению его и далее — к созданию обогащенного, более полного конкретногообраза предмета (в том числе — его художественного образа).
На основе этих способовотражения также можно выделить три главных жанровых группы. В своейклассификации мы будем опираться на исследования профессора А. А. Тертычного,выделивший категории жанров, которые позже только уточнялись и дополнялись.
1.     Информационные жанры.
Для текстов составляющихосновную массу этой группы характерен интерес к единичному факту, в нихпроисходит по преимуществу констатация свершившегося. Публикации такого родаотвечают на три классических вопроса журналистики: что? где? когда? 
Ядро этих текстов –новость, то есть сообщение, содержащее информацию, ранее неизвестную аудитории.Сущность любой новости образует факт – нечто, имевшее место во времени ипространстве. Факт инвариантен, а изложение, интерп


Не сдавайте скачаную работу преподавателю!
Данный реферат Вы можете использовать для подготовки курсовых проектов.

Поделись с друзьями, за репост + 100 мильонов к студенческой карме :

Пишем реферат самостоятельно:
! Как писать рефераты
Практические рекомендации по написанию студенческих рефератов.
! План реферата Краткий список разделов, отражающий структура и порядок работы над будующим рефератом.
! Введение реферата Вводная часть работы, в которой отражается цель и обозначается список задач.
! Заключение реферата В заключении подводятся итоги, описывается была ли достигнута поставленная цель, каковы результаты.
! Оформление рефератов Методические рекомендации по грамотному оформлению работы по ГОСТ.

Читайте также:
Виды рефератов Какими бывают рефераты по своему назначению и структуре.

Сейчас смотрят :

Реферат Страдания юного Вертера. Гете Иоганн Вольфганг
Реферат Сырье для производства виноградных вин Химический состав виноградных вин
Реферат Учения Джон Лока о государственном праве
Реферат Особенности учета автосервиса
Реферат Leda Atomica Essay Research Paper Leda Atomica
Реферат Модель грошового обороту Грошові потоки та механізм їх балансування
Реферат Расчет основных технологических параметров работы специализированных свиноводческих хозяйств с законченным оборотом стада
Реферат Комментарий к статье 27 ГК РФ «Эмансипация»
Реферат A Versatile FilmMaker Essay Research Paper Who
Реферат Бухгалтерский учет и аудит товарооборота в ООО ТД Мегаполис-Псков
Реферат Инвестиционная деятельность предприятия на примере ООО Север
Реферат Діагностика і профілактика ранньої та пізньої антенатальної патології
Реферат Информационная система
Реферат Разработка маркетинговой стратегии предприятия Полипринт
Реферат Сокращение лесного фонда