Реферат по предмету "Литература"


Поэты "серебряного века". Личность и творчество А. А. Ахматовой

Россия, Республика Карелия, г. Медвежьегорск,ср. школа №1.
Поэты«серебряного века».
 
Личность и творчество А. А. Ахматовой.
 
 
 
 
 
 
Ученицы 11«а» класса
Рязановой Алины.
Предмет:литература.
Преподаватель:Вершинина
Людмила Павловна.
2003 год.

Содержание.

1.  Особенностивремени. Творчество поэтов — наиболее яркие их представители..................3

2.  ЛичностьА. А. Ахматовой...............................4

3.  Художественныймир поэта.............................6

4.  «Набираетсилу мотив осиротевшей матери» — стихотворение«Реквием»............................10

5.  «Книгаженской души» Анны Ахматовой на фоне мировойпоэзии.......................................12

6.  Используемаялитература.............................13






















1.Особенности времени. Творчество поэтов — наиболее яркие их представители.

Эпоха «Серебряноговека» в нашей официальной литературной науке долгие десятилетияигнорировалась, как время реакции и декадентства, будто ничего не давшаярусскому искусству. На самом деле 10-ые годы были на редкость богатыми во всехобластях художественного творчества — в литературе, живописи (Репин, Нестеров,Врубель, Серов и др.), театре (Шаляпин, М. Чехов и др.), балете, музыке...
Сам термин возник поаналогии с «золотым веком» Пушкина. Поэты «серебряноговека» следовали пушкинским традициям, каждый в меру своего дара, а ихНОВАТОРСТВО выражалось в «расширении художественной впечатлительности, внекоторых умеренных реформах стиха».
В начале XX векасуществовало множество литературных направлений. Это и символизм, и футуризм, атакже эгофутуризм Игоря Северянина. Все эти направления очень разные, имеютразные идеалы, преследуют разные цели, но сходятся они в одном: работать надритмом, словом, довести игру звуками до совершенства.
Особенно в этом преуспелифутуристы. Футуризм отказался от старых литературных традиций, “старого языка”,“старых слов”, провозгласил новую форму слов, независимую от содержания(изобретение нового языка). Работа над словом, звуками становилась самоцелью,тогда как о смысле стихов совершенно забывалось. Футуризм быстро изжил себя.Яркий представитель этого направления — Борис Пастернак.
Обратимся теперь ксимволистам. Символизм провозглашал не только культ формы стиха, но и культсимволов: отвлеченность и конкретность легко и естественно сливаются в поэтическомсимволе (Константин Бальмонт). Поэты стремились к ТУМАННОСТИ, неопределённостисмысловой стороны поэтики, к созданию новой системы поэтических образов. Самоеважное — МУЗЫКАЛЬНОСТЬ.
В 1910 году явно обозначилсякризис символизма, и начинающие поэты уже не примыкали к этому течению. Однишли в футуризм, другие — в акмеизм. В ноябре 1911 года возникает кружок«Цех  поэтов», во главекоторого становятся Н. Гумилёв, С. Городецкий. Поначалу «Цех»,насчитывавший 26 членов, вбирал в себя представителей разных направлений.Вместе со своими товарищами — Мандельштамом, Зенкевичем, Нарбутом — Ахматовасделалась акмеисткой.
Акмеисты поставили своейцелью реформировать символизм, главной бедой которого, с их точки зрения, былото, что он «направил свои главные силы в область неведомого». Своимиучителями они считали Шекспира, Рабле, Вийона, Готье. Акмеисты мечталисоединить воедино внутренний мир человека (Шекспир), «мудруюфизиологичность» (Рабле), «жизнь, нимало не сомневающуюся в самойсебе (Вийон) и „достойные одежды безупречных форм“ (Готье).
Главное значение в поэзииприобретает, по мысли теоретиков акмеизма, художественное освоениемногообразного и яркого земного мира. Поэт-акмеист не пытался преодолеть»близкое" земное существование во имя «далёких» духовныхобретений.
Высшее место в иерархииакмеистских ценностей занимала культура. С этим связано и особое отношение ккатегории ПАМЯТИ.
В отличие от романтически,мистически настроенных символистов акмеисты декларировали необходимость вернутьпоэзии ощущение реальной жизни. Однако очень часто поэзия акмеистовостанавливалась лишь на разнообразных, умелых, тонких, даже изысканных формахвнешней фиксации явлений. Сам Гумилёв критически относился к своим стихам. Он,как известно, много путешествовал по Африке, Турции, Востоку. Впечатления отпутешествий отразились в его стихах, диких экзотических ритмах. Для негохарактерно презрение к миру денежных интересов, духовной бездеятельности;неприятие буржуазной морали («Сонет»); отточенность форм;изысканность рифм; гармония и благозвучность звуковых повторов.
Поэзия О. Мандельштама, какакмеиста, была проникнута «тоской по мировой культуре».
Самая значительная (вособенности для меня) «женская» поэзия — поэзия Анны Ахматовой.
2.Личность А. А. Ахматовой.

Анна Андреевна Горенкородилась 11 (23) июня 1889 года на даче Саракини в пригороде Одессы (БольшойФонтан). Годовалым ребёнком была перевезена на Север — в Царское Село. Тампрожила до шестнадцати лет.
Каждое лето проводила подСевастополем, на берегу Стрелецкой бухты, там подружилась с морем. Самоесильное впечатление этих лет — древний Херсонес. Читать научилась по азбукеЛьва Толстого. В пять лет умела говорить по-французски. Первое стихотворениенаписала в одиннадцать лет. Стихи начались для неё не с Пушкина и Лермонтова, ас Державина и Некрасова.
Училась в Царскосельскойженской гимназии.
Наиболее близка детям была мать — натура  впечатлительная, знавшая литературу, любившаястихи. Впоследствии Анна в одной из «Северных элегий» посвятит ейпроникновенные строки:
… женщинас прозрачными глазами
(Такойглубокой синевы, что море
Нельзяне вспомнить, поглядевши в них),
Средчайшим именем и белой ручкой,
Идобротой, которую в наследство
Яот нее как будто получила,
Ненужныйдар моей жестокой жизни…
Псевдоним, ставший именем великого поэта, — Ахматова, — достался юной Ане Горенко «в наследство» от прабабушки,татарской княжны. Когда отец узнал, что дочь пишет стихи, он выразилнеудовольствие, назвав ее «декадентской поэтессой». По сохранившимсяв памяти отца представлениям, заниматься дворянской дочери стихами, а уж темболее их печатать — совершенно недозволительно. «Я была овца без пастуха,- вспоминала Ахматова, — и только семнадцатилетняя шальная девчонка моглавыбрать татарскую фамилию для русской поэтессы… Мне потому пришло на ум взятьсебе псевдоним, что папа, узнав о моих стихах, сказал: „Не срами имямое“. — И не надо мне твоего имени! — сказала я...»
24 декабря 1903 года вЦарском Селе состоялось знакомство с Николаем Гумилевым.
В 1905 году родителирасстались, мама с детьми уехала на юг. Целый год прожили в Евпатории. Отзвукиреволюции Пятого года глухо доходили до «отрезанного клочка земли». В1907 году закончила Фундуклеевскую гимназию. Поступила на юридический факультетВысших женских курсов в Киеве: изучала историю и латынь.
25 апреля 1910 года вышлазамуж за Н. Гумилёва, свадебное путешествие в Париж.Там же произошлознакомство с Амадео Модильяни, тогда еще совершенно безвестным молодым художником.
Переехав в Петербург,училась на Высших историко-литературных курсах Киева.
Весну 1911 года провела вПариже, где была свидетельницей первых триумфов русского балета. В 1912 годупроехала по Северной Италии (Генуя — Пиза — Флоренция — Болонья — Падуя — Венеция). Впечатление от итальянской живописи и архитектуры было огромно.
В 1912 году вышел первыйсборник стихов «Вечер». Критика отнеслась к нему благосклонно.
1 октября 1912 года родилсяединственный сын Лев.
В марте 1914 года вышлавторая книга — «Чётки».
Каждое лето проводила вбывшей Тверской губернии, в пятнадцати верстах от Бежецка.
5 августа 1918 годасостоялся развод с Н. Гумилевым. Ахматова настояла на разводе: она собираласьзамуж за В. Шулейко.
После Октябрьской революцииработала в библиотеке Агрономического института. В 1921 году вышел сборникстихов «Подорожник», а в 1922 — книга "AnnoDomini". С середины 20-х годов начала усерднои с большим интересом заниматься архитектурой старого Петербурга и изучениемжизни и творчества Пушкина.
Отечественная война 1941года застала Ахматову в Ленинграде. В конце сентября, уже во время блокады,вылетела на самолёте в Москву.
До мая 1944 года жила вТашкенте, жадно ловила вести о Ленинграде, о фронте. Часто выступала вгоспиталях, читала стихи раненым бойцам. Вскоре вернулась в Москву, в июне 1944- в Ленинград.
В 1964 году побывала в Римеи на Силиции. Весной 1965 года поехала на родину Шекспира, увидела британскоенебо и Атлантику, ещё раз посетила Париж.
В Италии ей вручилимеждународную премию «Этна — Таормина» — «за 50-летиепоэтической деятельности и в связи с недавним изданием в Италии сборникастихов», в Англии же присудили степень почётного доктора Оксфордскогоуниверситета.
3.Художественный мир поэта.

После смерти Блока музеАхматовой пришлось вдоветь, ибо в её литературной судьбе Блок сыгралколоссальную роль. С ним связан почти весь мир ранней, а во многом и позднейлирики Ахматовой. Именно от образов Блока во многом идёт герой ахматовскойлирики.
И если я умру, то кто же
Мои стихи напишет вам,
Кто стать звенящими поможет
Ещё не сказанным словам.
(!)Лирическая героиня — сложнаи многолика, не окружена бытом и сиюминутными тревогами, НО — бытийная, вечнаяженщина. Она не совпадает с личностью автора, она — лишь своеобразная МАСКА,представляющая собой ту или иную грань женской судьбы. По выражению А.Колонтай, Ахматова дала «целую книгу женской души».
(!)Ахматова — революционныйпоэт. При всём том внешне она почти всегда оставалась поэтом традиционным,поставившим себя под знак русской классики, прежде всего ПУШКИНА.
Освоение пушкинского мирапродолжалось всю жизнь. Желание досконального знания и проникновения требовалолитературоведческих занятий и биографических разысканий. Пушкинские ТЕМЫпостоянны у Ахматовой-поэта: Бахчисарай, море, Петербург и, конечно же, ЦарскоеСело. (!!!)Муза — смуглорукая и смуглоногая сестра, наверное, потому, что он отнего, царскосельского «смуглого отрока». Передался универсализмПушкина, та ВСЕМИРНАЯ его ОТЗЫВЧИВОСТЬ.
Любая цитата у Ахматовойприобретает иной и новый смысл. Скажем, стих «из мглы магическихзеркал», конечно же, немедленно вызывает онегинское — «я сквозьмагический кристалл». НО в ряду образов ахматовской поэзии зеркалообретает особое значение, связанное уже с идущими от Достоевского двойниками. Ахматовасмело цитирует Тютчева, НО явно подчёркивает свой образ — образ женщины.
(!)Как и образ героя, образженщины-героини ахматовской лирики не всегда можно свести к одному лицу. Принеобычайной конкретности переживаний это не только человек конкретной судьбы ибиографии, вернее, это носитель бесконечного множества биографий и судеб.Например, стихотворение «Многим»: «Я голос ваш, жар вашегодыханья, // Я отраженье вашего лица».
Герой Ахматовой несёт нечтоглавное, исконно женское. ТРАГИЗМ  — мотив непонимания, неприятия лирическим адресатом — мужчиной женщины-поэта:
Он говорил о лете и о том,
Что быть поэтом женщине — нелепость.
Как я запомнила высокийцарский дом
И Петропавловскую крепость!
Мы сталкиваемся здесь спостоянным приёмом Ахматовой-художника: (!)глубина психологизма достигается с помощью единичныхбытовых деталей, извлечённых из памяти — они становятся знаком глубокогообострения чувств.
«ВЕЛИКАЯ ЗЕМНАЯЛЮБОВЬ» — вот движущее начало всей её лирики. Именно она заставила по-иному,реалистически увидеть мир. В одном из своих стихотворений Ахматова назвалалюбовь «пятым временем года». Из этого необычного, пятого, времениувидены ею остальные четыре, обычные. Мир открывается в дополнительнойреальности: «Ведь звёзды были крупнее, Ведь пахли иначе травы».Поэтому (!)стихАхматовой так предметен: он возвращает вещам первозданный смысл, оностанавливает внимание на том, мимо чего мы в обычном состоянии способны пройтиравнодушно, не оценить, не почувствовать. Любовь в самой себе несёт возможностьсаморазвития, обогащения и расширения беспредельного, глобального, чуть ли некосмического. Говорящая деталь.
(!!!)Стихи Ахматовой — НЕфрагментарные зарисовки, Не разрозненные психологические этюды: острота взглядаСОПРОВОЖДАЕТСЯ остротой мысли. Велика их обобщающая сила.
Любовь в стихах отнюдь нетолько любовь-счастье, тем более благополучие. Слишком часто это — любовь-страдание, жалость, своеобразная антилюбовь и пытка, мучительный, вплотьдо распада излом души, болезненный, «декадентский». Ещё в 1923 годуБ. М. Эйхенбаум, анализируя поэтику Ахматовой, отметил, что уже в«Чётках» «начинает складываться парадоксальный своейдвойственностью (вернее, оксюморонностью) образ героини — не то»блудницы" с бурными страстями, не то нищей монахини, которая можетвымолить у Бога прощенье".
Ахматовская поэма даже безгероев: это образ и движение времени и переживание его, а не сюжеты и характерыв привычном понимании. Это ВМЕСТИЛИЩЕ событий и цвет, как говорила Ахматова,«разных временных слоёв». (!)Чтение её подобно восприятию музыки: оно зиждется навосприятии ритмов, на постоянно рождающихся ассоциациях.
Любовь почти никогда непредстаёт в спокойном пребывании. Чувство само по себе острое и необычайное,получает дополнительную остроту и необычность, проявляясь в предельномкризисном выражении — взлёта или падения, первой пробуждающей встречи илисовершившегося разрыва, смертельной опасности или смертной тоски. ПотомуАхматова так ТЯГОТЕЕТ к лирической новелле.
Всё время стремится занятьпозицию, которая бы позволяла предельно раскрыть чувства, найти последнююправду. Большую роль играет в её поэзии (!)мотив смерти (похороны, могила, склепы, раны,самоубийства, смерть сероглазого короля, умирание природы, погребение всейэпохи). Смерть трактуется в христианских и пушкинских традициях — это ощущениеединства с творцами прошлого о современности, с Россией, с её историей исудьбой народа. Поэтому в стихотворении «Поздний ответ», посвященномМарине Цветаевой, зазвучит:
Мы с тобою сегодня, Марина,
По столице полночной идём
А за нами таких миллионы,
И безмолвнее шествия нет,
А вокруг погребальные звоны
Да московские дикие стоны
Вьюги, наш заметающей след.
(!)От самых первых стихов вошлав поэзию Ахматовой ещё одна любовь — к родной земле, к Родине, к России.
Мне голос был. Он звалутешно,
Он говорил: «Иди сюда,
Оставь свой край глухой игрешный,
Оставь Россию навсегда.
Я кровь от рук твоих отмою,
Из сердца выну чёрный стыд,
Я новым именем покрою
Боль поражений и обид».
Но равнодушно и спокойно
Руками я замкнула слух,
Чтоб этой речью недостойной
Не осквернился скорбный дух.
И отвергается мысль нетолько о внешнем, скажем, отъезде из России, но и вероятность какой бы то нибыло внутренней эмиграции по отношению к ней, любая возможность иного,«нового имени». Такого типа стихи не были эмоциональнымиэпизодическими всплесками. Это заявлялась жизненная позиция.
В «военных» стихах(!)поражает удивительнаяорганичность, отсутствие тени рефлексии, неуверенности, сомнения. Картины войныдаются через скупые зарисовки пожарищ. Муки окровавленной земли сопоставимытолько с мучениями христианских святых.
В лирике властно набираетсилу (!!!)мотив осиротевшей матери, который достигнет вершины в«Реквиеме» как мотив вечной материнской участи — из эпохи в эпохуотдавать сыновей в жертву миру, а вечноженственное начало ахматовскойлирической героини найдёт высшее воплощение в образе Марии.
4. «Набирает силу мотив осиротевшей матери» — стихотворение «Реквием».

Нет, и не под чужимнебосводом,
И не под защитой чужих крыл,-
Я была тогда с моим народом,
Там, где мой народ, кнесчастью был.
А. Ахматова, 1961 год.
Зима. Пасмурное небоЛенинграда. Завывает ветер, кружа стаи осиротевших снежинок по мостовым. Аоколо тюремной ограды стоят люди. И чего-то ждут, ждут… Измученные, бледныеженщины сжимают окоченевшие пальцы под старенькими, изношенными пальто.Остекленевшие взгляды скользят по предметам, не видя их; они устремлены какбудто в пустоту. Волосы, так рано поседевшие, разбросало в разные стороны.Зябко, сыро, но они не уходят. Ведь там, за этим забором, их семьи: отцы,мужья, сыновья… Так дни ожидания складываются в месяцы, а месяцы — в годы.Целая жизнь. Целая жизнь у тюремной ограды. Это слишком много.
Становится жутко, когдачитаешь чужие воспоминания, посвященные годам войны, революции и репрессиям. Вних столько боли и отчаянья, что иной раз задаешься вопросом: как человекспособен все это пережить, пронести, пропустить через себя? И, не найдя ответа,остается только низко поклониться в ноги очевидцам сего.
Анна Ахматова входит в этот бесконечный список ожидающих чуда, в эту живуюочередь у заборов с колючей проволокой. И ей хватило мужества описать все это.
В 1930-х годах поэтессой былсоздан цикл «Реквием». Поэма, отпевающая всех тех, кому не хватило сил, инесущая горькое утешение всем тем, кому они еще пригодятся. Но произведениюбыло суждено увидеть свет только спустя десятилетия после своего рождения.Стихи были сохранены в памяти одиннадцати человек, чьи имена А. Ахматова неразглашала, потому как она и ее близкие боялись, боялись потерять ту тонкуюнить, которая еще связывала их с миром. Боялись оказаться там, в одной из камерс решётчатыми окнами, с ярлыком «врага народа» на груди.
Страшнее всегонеизвестность, неуверенность в завтрашнем дне и постоянное напряжение, боязньполучить удар в спину. Но порой знание несет в себе куда больше. И Ахматовазнала, что такое «тюремные затворы», «постылый скрежетключей», «тяжелые шаги солдат». И кажется, что от этого можносойти с ума, если бы не надежда, которая «все поет вдали».
Я бы хотела рассмотретьначало «Реквиема» – «Посвящение» и концовку –«Эпилог». Между ними жизнь длиною в полтора года. Она начинается сгоря, перед которым гнуться горы, со смертельной тоски. И в то же время АннаАхматова осознает всю реальность происходящего:


Для кого-то веет ветерсвежий,
Для кого-то нежится закат –
Мы не знаем, мы повсюду теже,
Слышим лишь ключей постылыйскрежет
Да шаги тяжелые солдат.
Она допускает мысль, чтогде-то люди живут по-иному, а у них забрали свободу, истинно принадлежавшую им.Им оставили только безликое существование. Как жить теперь, уверившись в том,что они никогда не вновь не обретут её?! Автор переносит нас в тюремный двор,за каменные стены.
Приговор… И сразу слезыхлынут,
Ото всех уже отделена,
Словно с болью жизнь изсердца вынут,
Словно грубо навзничьопрокинут,
Но идёт… Шатается… Одна…
«Приговор» — этимсказано всё. И полились слезы, и пришла боль. Но если вы еще не потерялиспособность плакать и чувствовать, значит, вы живы и можете идти. И строчкитоже идут своим чередом. Они как будто отстукивают ритм шагов приговорённого кказни. В этом своеобразие стиха, его рифма.
В первой части«Эпилога» мы опять оказываемся в толпе людей, у которых «из-подвек выглядывает страх». Их, этих женщин, так много:


Хотелось бы всех поименноназвать,
Да отняли список, и негдеузнать.
Ахматовой суждено вспоминатьих «Всегда и везде». А, может быть, они будут думать о ней в«канун ее погребального дня». Потому что все женщины отныне скованыодной цепью; они как одна семья, которая собирается у этих вот ворот. Здесь-  стих «спотыкается»: онначинается и тут же заканчивается, рифмуясь на второй строке. Кажется, чтоходишь по кругу, возвращаясь к началу. А вслед тебе летит вой старухи – раненогозверя и громыхание черных марусь…
Прошли годы. Многихарестованных расстреляли, некоторые попали под амнистию. События 30-х годовзабудутся. Но такие произведения, как «Реквием» А. Ахматовой,напомнят нам, что история пишется кровавыми буквами…
Лишь голубь все так же гулитвдали, корабли идут по Неве, да ветер кружит стаи осиротевших снежинок помостовым. Прислушайтесь… и, может быть, в его вое вы услышите отчуждённыйчеловеческий стон...
5.«Книга женской души» Анны Ахматовой на фоне мировой поэзии.

Веками копившаяся духовнаяэнергия женской души получила выход в революционную эпоху в России, в поэзииженщины, родившейся в 1889 году под скромным именем Анны Горенко и под именемАнны Ахматовой приобретшей за пятьдесят лет поэтического труда всеобщеепризнание, переведённой ныне на все основные языки мира.
ВПЕРВЫЕ женщина обрелапоэтический голос такой силы. Женская эмансипация заявила себя и поэтическимравноправием. «Я научила женщин говорить», — заметила Ахматова водной эпиграмме.
Анна Ахматова прожила долгуюи счастливую жизнь. Как счастливую? Не кощунственно ли сказать так о женщине,муж которой был расстрелян и чей сын переходил из тюрьмы в ссылку и обратно,которую гнали и травили и на чью голову обрушивались несчастья и беды, котораяпочти всегда жила в бедности и в бедности умерла, познав, может быть, вселишения, кроме лишения Родины — изгнания.
И всё же — счастливую. Онабыла — поэт: «Я не переставала писать стихи. Для меня в них — связьмоя со временем, с новой жизнью моего народа. Когда я писала их, я жила темиритмами, которые звучали в героической истории моей страны. Я счастлива, чтожила в эти годы и видела события, которым не было равных».
Для меня нет равныхтворчеству Ахматовой. Её стихотворения, в которых, по сути, я нашла себя,которые помогли мне научиться видеть прекрасное, распознавать истинную любовь,которые дали мне частичку ЕЁ величия и неповторимости!
6.Используемая литература.

1. А.Найман  «Рассказы об Анне Ахматовой»
М., «Художественная литература»1989 г.

2. Анна Ахматова. «Узнают голосмой»
М., 1989 г.

3. Анна Ахматова. Сочинения в двух томах.
М.,«Правда» 1990г.


Не сдавайте скачаную работу преподавателю!
Данный реферат Вы можете использовать для подготовки курсовых проектов.

Поделись с друзьями, за репост + 100 мильонов к студенческой карме :

Пишем реферат самостоятельно:
! Как писать рефераты
Практические рекомендации по написанию студенческих рефератов.
! План реферата Краткий список разделов, отражающий структура и порядок работы над будующим рефератом.
! Введение реферата Вводная часть работы, в которой отражается цель и обозначается список задач.
! Заключение реферата В заключении подводятся итоги, описывается была ли достигнута поставленная цель, каковы результаты.
! Оформление рефератов Методические рекомендации по грамотному оформлению работы по ГОСТ.

Читайте также:
Виды рефератов Какими бывают рефераты по своему назначению и структуре.

Сейчас смотрят :

Реферат Длинные циклы конъюнктуры НД Кондратьева
Реферат Характеристики операционных систем
Реферат The Stone Boy Essay Research Paper Psychiatric
Реферат Использование игр и упражнений в коррекционной работе по формированию культурно-гигиенических навыков и навыков самообслуживания у дошкольников с нарушениями интеллекта
Реферат Организация финансовой службы на крупных и средних предприятиях
Реферат Основы технологии производства шоколадной колбасы
Реферат Основы предпринимательской деятельности.
Реферат Владимирские князья Андрей Боголюбский и Всеволод Большое гнездо
Реферат Фельетон
Реферат Язвенная болезнь
Реферат Методика составления тестовых заданий по курсу "Механика"
Реферат Безопасность жизнедеятельности, ее показатели и нормы
Реферат Early Health And Medicine Essay Research Paper
Реферат The Crucible Essay Research Paper Elizabeth ProctorA
Реферат Счастливый случай