Реферат по предмету "Литература"


Особенности авторской лексики в произведениях волгоградских поэтов

Министерство образованияи науки Российской Федерации
Федеральное агентство пообразованию
Государственноеучреждение высшего профессионального образования
«Волгоградскийгосударственный педагогический университет»
Филологический факультет
Кафедра русского языка
Особенности авторской лексики
в произведениях волгоградских поэтов
Курсовая работа
Выполнила:
Маглеванная Е. И.,
IIкурс ОЗО, гр. Б
Научныйруководитель:
Котова А. Г.
Волгоград
2005

Содержание
Введение…………………………………………………………………….
3
Леонид Шевченко………………………………………………………….
4
Артур Корнеев……………………………………………………………...
9
Александр Максаев………………………………………………………..
13
Татьяна Брыксина………………………………………………………...
16
Маргарита Агашина………………………………………………………
18
Валентин Леднев…………………………………………………………...
21
Владимир Мавродиев……………………………………………………..
24
Заключение…………………………………………………………………
30
Библиография………………………………………………………………
31

Введение
Актуальностьпроблемы. Исследования лексики поэтовВолгограда, живущих в наши дни, до настоящего времени практически непроводились. В то же время тема эта является весьма интересной, а материал дляанализа – богатым. Сейчас в нашем городе живут и работают литераторы самыхразличных направлений, ни один из них не похож на другого ни по тематикепроизведений, ни по образной системе, используемой в стихах.
Проблемаисследования связана с необходимостью обобщить и систематизировать словарныйзапас и многообразие лексических приемов в поэзии современныхволгоградских поэтов.
Цель:определить, какую функцию выполняют в поэтической речи архаизмы, неологизмы идиалектизмы, и в какой мере их употребление вызвано особенностямииндивидуального творческого стиля того или иного поэта и его мировоззрения.
Объектомисследования явилось творчество современных волгоградских поэтов.
Предметисследования:особенности авторской лексики в произведениях современныхволгоградских поэтов.
Гипотезойисследования являлось предположение о том, чтопоэты пользуются разнообразными лексическимисредствами, чтобы наиболее ярко выразить свою мысль и сделать ее понятной читателю.
Задачи:
1.  Выявить характерные черты стиля иавторской лексики различных поэтов Волгограда.
2.  Найти в их произведениях архаизмы,неологизмы, диалектизмы и т. п. и объяснить, какую функцию они выполняют.
3.  Объяснить, как связаны особенностиавторской лексики с мировоззрением поэта, с тематикой его произведений.
4.  Сделать вывод о роли лексическихприемов в литературном творчестве.

Леонид Шевченко
Стиль Леонида Шевченко зачастую нарочито прозаичен,саркастичен, заземлен или, наоборот, романтизирован. Но при чтении егопроизведений возникает убеждение в стойкой авторской самобытности, неоднократнои сознательно испытываемой так называемой книжностью. Примечателен его словарь:от виолончели до окурков, от Лютера до Фрэнка Синатры, от помойки до глобуса.Поэтому бабочка у него похожа на дракона, кремлевский солдат на посту плачет, аПсихея в рваной куртке трескает самогон.
Вместе с тем его лирический герой внутреннечрезвычайно застенчив, нежен и робок. Иначе бы в стихах то и дело не прорываласьта грустная чудинка, без которой редко обходится русская поэзия.
Стучат монеты, кости, спички,
НаЛобном месте ночь и турки.
Полупустые электрички
Катают в тамбурах окурки.
Тыобернулась и сказала,
про долгий-долгий путь сказала –
от Ярославского вокзала
доЯрославского вокзала...
Шевченко лучше других поэтически описал жизнь своего«потерянного» поколения. Он обладал весьма своеобразной поэтической манерой.Понятия лирического героя и автора в его стихах не только непротивопоставляются, но становятся почти тождественны и неотделимы друг отдруга даже в том случае, когда разделены временными и пространственнымирамками. И не потерянность поколения, а потерянность человечества, в генахкоторого, как утверждают ученые, изначально заложен код самоуничтожения, остроощущал Леонид Шевченко. Отсюда и строгая убежденность в том, что «единождыпроизошедшее во времени непрестанно повторяется в вечности» и что, не зная доскональнопричинно-следственных связей, невозможно понять ни себя, сегодняшнего, ни тем болеезавтрашнего. Отсюда же трагичность всего им написанного и необычайнаятребовательность к тексту. Смерть, появляющаяся чуть ли не в каждомстихотворении Леонида Шевченко, является всего лишь своего рода лакмусовойбумажкой, проверяющей человека «на вшивость» и заставляющей его чувствоватьответственность за свое рождение. Причем если в ранних стихотворениях темасмерти носит преимущественно характер социальный, характер «квартирной тьмы»,то в произведениях поздних она окрашена мистическим «загробным светом». Онаприобретает характер метафизический, характер мистерии, главным смыслом которойвсегда была мольба о новой жизни, о сверхжизни.
Примечательно, что одно из самых пронзительныхстихотворений Леонида Шевченко «Ты и я» написано в форме заклинания, котороеявляется одним из почти обязательных элементов мистерии древней:
И что бы с тобой ни случилось, моймилый,
Я буду с тобою меж тьмой и могилой,
Меж тьмою квартирной и светом загробным
Останешься, мальчик, больным исвободным.
Холодную эту не вынешь занозу,
Вручают тебе декадентскую розу
Кондуктор, электрик, усатый папаша,
Старик безголовый, буфетчица Маша.
Я буду с тобою, растерянный крошка,
Как бледный бульдог, как соседскаякошка.
Я буду с тобою женою сутулой
В заснеженном поле под городом Тулой.
«Меж тьмою квартирной и светом загробным» – в этомстрого очерченном пространстве, вместившем все горести и радости потерянногочеловечества, находится вся жизнь и вся поэзия Леонида Шевченко.
Стихотворением «Родина» является своеобразным поэтическимзавещанием Леонида Шевченко:
И только возвращением не мучь…
Какой-то пасмурный невыразимый луч
Воспоминания: двоящийся пустырь,
Пятиэтажка, бабочка, снегирь.
Вот малолетка наполняет шприц
Во мраке общежитий и больниц,
На лодочке катается дурак,
На маленькой Голгофе свищет рак.
Я жил в стране, которая была
Прекрасней всех и потому светла
Наполовину, вот такой расклад:
Летит снегирь, а бабочки горят.

Словарь архаизмов,неологизмов, окказионализмов, жаргонизмов
и просторечных выражений,встречающихся в стихах Л. Шевченко

Неологизмы
Архаизмы
Окказионализмы
Жаргонизмы
Просторечные
выражения
перфомэнс
крыла
магазин
план (в значении «наркотик»)
расхерачил
хиппи
музыка
поляцких
крутой (банкет)
ужастик
брейк-данс
гипербореи
рок-н-ролльный
лажать
лопухнулись
фэнтази
свищет

напряг
мура
фенечки
демиург

бабки (в знач. «деньги»)
рупь
«секонд-хэнд»
блудница

забойный
маячить
модерновый
петь лазаря

кореша
сортир
дубленка
падать ниц

обдолбанный
пацаны
пепси
Ойкумена

«мусор» (милиционер)
немчура
микшер


барыга
сожрал
римейк


минетчица
попса
шансон


«пушка»
дурак
сейшн



пустышка
фанатка



алкашки
гранжеры



ероплан
культовый



дура
пацифик



лакают (портвейн)
тинейджеры



болтают
хипповать



зараза
водолазка



польта
хиппанка



шавка
рэп



«совок»
дива



малолетка
неформалы



пятиэтажка
вуз



говно
рэкетиры



фига
баксы



раздолбанный
бизнес



«жигуленок»
битлы



наяривать
масскульт



ништяк
фирмач



махались




мордовороты




перекур




психованные




чтиво




герла




очочки




тупица




попсовый




алкаши




бычок (в знач. «окурок»)




долбали




подземка




торгаш




жлобы




киношка




сдохли




придурок




задрипанный




очкарик

Артур Корнеев

Всех поэтов можно разделить на художников ирассказчиков. А. Корнеев относится ко вторым. Большинство его стиховотличается разговорным характером: изобилие обращений, диалогов,восклицательных, вопросительных, неполных предложений. Поэт беседует считателем по душам о власти, напоминая, что правительство всегда то, которогодостоин народ.

Ты погляди, какой разброд
Идет во всем народе!
А вся причина — что народ
Живет теперь в разводе.
С ним развелась роднаявласть,
Дала ему свободу.
Живет он, черта не боясь!
Да черту и в угоду.

Говорит о том, что с утратой единства,государственной целостности мы теряем и свое лицо:

Когда ж поймем, что дом унас крадут
И в нем не жить отцовскойнашей вере?
Он сквозняками знобкимипродут,
Заплеваны обшарпанныедвери.
И кто-то в нем паскудноночевал,
А мы сидим и спорим напороге
И делим меж собою по чинам
Нам кем-то оставляемыекрохи.
(О русском единстве)
Автор здесь не собеседник, а, скорее, глашатай,который может повести за собой. Его строки легко запоминаются, порой ониподобны инструкции, призыву ко всем, кто собрался в светлое завтра:

О добром мысля, человечном,
Товарищ, в истину гляди
И в ту, что в дедовском,извечном,
И в ту, что вечно
Впереди!

Возможно, с позиции дня нынешнего они выглядятнаивно, иногда слишком назидательно. Но для А. Корнеева, с его искреннейверой в идеал, эти строки значительны и важны.
Корнеевские стихи пестрят местоимением «я». Внебольшом стихотворении «Русло» это местоимение и его формы встречаются десятьраз. Но это не яканье, а обдуманное отстаивание своей нравственной позиции.
Тональность стихов Корнеева меняется от лозунговойдо задушевно домашней, и тогда поэт дает, например, по-народному простой рецептсчастья:

Нужно для счастья
Быть парнем хорошим,
Нужно для счастья
Людей полюбить.

Тютчевская философская тема «понимания России» водном из корнеев-ских стихотворений разрастается, сдабривается иронией:

Стоят ухваты в русскойхате,
А рядом с ними –
Пылесос.
Вам чувства юмора нехватит,
Чтобы осмыслить то
Всерьез.
Сам русский нрав –
Мороз и солнце!..

И, по мысли автора, у такого народа, в такой стороне«все на свете есть» и все на свете будет.
В этом же стихотворении определенно бросается вглаза тематическая реминисценция. Есенинская хрестоматийная метафора: летящийпо рельсам паровоз и не поспевающий за ним жеребенок.
У А. Корнеева этот образ переосмысливается:его шустрая кобылка обгоняет две машины «и даже прыткий «Беларусь», а главное –автор свято верит, «хоть убей»:

Чем дальше в будущеевъедем,
Тем больше будет
Лошадей!

Поэт виртуозно владеет техникой письма, умеет найтиодно-единственное слово, которое «делает» стихотворение. Как, например, слово«некстати» в стихотворении «Восьмое марта»:

Плачет мать.
И, что горше всего,
Плачет – так,
Ни с того ни с сего.
Ни с того ни с сего
И некстати.

Это «некстати» глубже всего забирается в душу — иуже не герой, «дюжий, накрахмаленный, наутюженный», укоряет себя, а читательсам мрачнеет: ну почему же не хватает, не находится времени на самого дорогогочеловека на земле?
Выстраданное поэтом часто как напоминание: «Будьчеловеком!»:

Кабы зло лишь дьяволытворили,
Кажется, и не было б его!

Или:

Мерь характер масштабомтяжелым,
Что в лихие испытан года:
С кем в разведку ты вряд липошел бы –
С тем не надо ходить
Никуда.


Не сдавайте скачаную работу преподавателю!
Данный реферат Вы можете использовать для подготовки курсовых проектов.

Поделись с друзьями, за репост + 100 мильонов к студенческой карме :

Пишем реферат самостоятельно:
! Как писать рефераты
Практические рекомендации по написанию студенческих рефератов.
! План реферата Краткий список разделов, отражающий структура и порядок работы над будующим рефератом.
! Введение реферата Вводная часть работы, в которой отражается цель и обозначается список задач.
! Заключение реферата В заключении подводятся итоги, описывается была ли достигнута поставленная цель, каковы результаты.
! Оформление рефератов Методические рекомендации по грамотному оформлению работы по ГОСТ.

Читайте также:
Виды рефератов Какими бывают рефераты по своему назначению и структуре.