Реферат по предмету "Литература"


Морфология сказки В. Я. Проппа

Рефератпо фольклору
Натему «Морфология сказки В. Я. Проппа»







Содержание
Вступление                                                                   стр.3
К истории вопроса                                                      стр.3
Метод и материал                                                        стр. 4
Функции действующих лиц                                         стр. 5
Ассимиляции, случаи двойного
морфологического значения одной функции.            Стр. 6
Некоторые другие элементы сказки                                     стр. 7
Распределение функций по действующимлицам      стр. 7
Способы включения в действие новых лиц                стр. 8
Об атрибутах действующих лиц и ихзначении                  стр. 9
Сказка как целое                                                                   стр.9
Вопрос о классификации                                             стр.13
Заключение                                                                  стр.14

Введение
В ботанике под морфологией понимаетсянаука о составных частях растения, о морфологии сказки же никто не мог иподумать, хотя в области устной народной сказки так же возможна органическаясвязь между элементами. Если этого нельзя сказать обо всех сказках в целом, тоуж о так называемой волшебной сказке, «о сказке в собственном смысле этогослова», можно смело утверждать. Им и посвящена целиком и полностью работа В. Я.Проппа «Морфология волшебной сказки».
В первоначальном виде работа занималаочень большой объем, включала в себя более подробные примеры, описанияатрибутов действующих лиц, она подробно касалась вопросов метаморфозы, т. е.трансформации сказки; были включены большие сравнительные таблицы. Кроме того,предполагалось дать не только морфологическое, но и чуждое сказке логическоеобоснование, подготавливая тем самым историческое ее исследование.

Кистории вопроса
В первой трети 20 века научнаялитература о сказке была мягко говоря не богата, трудов издавалось мала,гораздо больше места занимало издание сборников текстов, а если труды ииздавали, то очень узкой направленности, с «философско-дилетантскимхарактером».
В 20-х годах 19 века Сперанский такохарактеризовал состояние фольклористики: «НЕ останавливаясь на полученныхвыводах, научное народоведение продолжает разыскания, считая собранный материал  все еще недостаточным для общего построения.Таким образом, наука, наука опять обращается к собиранию материла, в интересахбудущих поколений, а каковы будут эти обобщения, и когда мы будем в состоянииих сделать — неизвестно»
Все это время изучение сказки велосьгенетически. Попыток систематического описания не предпринималось. Давайтетогда зададимся вопросом: «А что такое сказка?»
Наиболее частое встречается предложенноеФ. Миллером деление сказок на:
Сказки с чудесным содержанием
Сказки о животных
Сказки бытовые
На первый взгляд такое деление кажетсяверным, но разве сказки о животных не содержат элемента чудесного? Мы видим,что сказка с легкостью приписывает людям, предметам и животным одинаковыесвойства. Наиболее часто это явление встречается в волшебных сказках, но и вцелом оно распространяется на сказки вообще. Ярким тому примером являетсясказка о дележе урожая («Мне, Миша, вершки, тебе — корешки»). С одной стороны,кажется что сказка относится к бытовым, но где это видано, чтобы в быту урожайделили таким образом. Нельзя сказать, что это сказка с чудесным содержанием.Кроме  того, в России, обманутым чащевсего бывает медведь, а на западе — Черт, значит, эта сказка с привлечениемзападного варианта не умещается в рамки сказок о животных.
Каждый исследователь говорит что инклассифицирует сказки по общепринятой схеме, на самом деле, делает это иначе.Поэтому, дальнейшие попытки не приносят облегчения. Стоит отметить попыткуВундта (Wundt 346 fff) классификации сказок:
Мифологические сказки-басни
Чистые волшебные сказки
Биологические сказки и басни
Чистые басни о животных
Сказки «о происхождении»
Шутливые сказки и басни
Моральные басни
Эта классификация, как и все прежниевызывает возражения. Взять хотя бы термин «шутливая». Одна и та же сказка можеттрактоваться как героически так и комически. К тому же, чем отличаются «чистыебасни о животных» от «моральных» басен?
Все эти классификации касаютсяраспределения сказок по разрядам. Также предпринимались и попыткиклассифицировать их по сюжетам, а это уже приносит за собой полный хаос. Начнемс того, что у сказок сюжеты могут переплетаться, части одной сказки могут почтибез изменений переходить в другие сказки. Так, например, Баба-яга можетвстречаться как в сказках «о змееборстве», так и в сказках «о Кощее».
Такое деление сказок по сюжетамвстречается до наших дней. В 1924 году вышла книга Р. М. Волкова, где авторзаявил что фантастическая сказка определяется 15 сюжетами:
О невинно гонимых
2) О герое-дурне
3) Отрех братьях
4) Озмееборцах
5) Одобывании невест
О мудрой деве
О заклятых и зачарованных
Об обладателе талисмана
Об обладателе чудесных предметов
О неверной жене   и т. д.
По этой классификации трудно понять, какопределены эти сюжеты, здесь принцип деления вообще отсутствует. Следовательно,такая классификация не является научной, она есть просто условный указатель.
К вопросу о классификации сюжетов нельзяне упомянуть Антеи Аарне. Он стал одним из основателей финской школы. По Аарнекаждый сюжет назван типом, что позволяет шифровать сказку, каждый типпронумерован. Он разделяет волшебные сказки (подразряд) на такие категории:
Чудесный противник
Чудесный супруг (супруга)
Чудесная задача
Чудесный помощник
Чудесный предмет
Чудесная сила или умение
Прочие чудесные мотивы.
Но, указатель Аарне не есть научнообоснованная классификация, он вызывает те же возражения как и сборник Волкова.Этот указатель полезен, скорее, как практическое пособие, указатель.
Как мы убедились, с классификациейсказки дела обстоят не совсем благополучно. Остается нерешенным основной вопрос- происхождение самой сказки, здесь тоже есть свои законы зарождения иразвития, и они все еще ждут своего разрешения.

Методи материал.
Основными частями сказки являютсяфункции ее действующих лиц. Функция это поступок действующего героя,определенный с точки зрения его значимости в ходе действия. Исследованияпоказывают, что все функции повторяются (напр., Баба-яга и Морозко и кобылячьяголова испытывают и награждают падчерицу). Так же можно установить и то, чтогерои действуют одинаково, меняются только принципы самого осуществленияфункций. Таким образом, мы видим, что функции героев постоянны.
I. Постоянными,устойчивыми элементами сказки служат функции действующих лиц, независимо оттого, кем и как они выполняются. Они образуют основные составные части сказки.
II. Числофункций, известных волшебной сказке — ограничено.
Кроме того,сказка подчиняется своим особым законам, так например, последовательностьэлементов всегда одинакова. Отсюда вытекает следующее утверждение:
III.Последовательность функций всегда одинакова.
Это относитсятолько к устной народной традиции, искусственно созданные сказки не подчиняютсяэтому утверждению.
Путем некоторыхрассуждений получаем:
IV. Всеволшебные сказки однотипны по своему строению
Следует отметитьтакже и то, что изучение сказки нужно вести дедуктивно, здесь дело не вколичестве материала, а в качестве его обработки.

Функциидействующих лиц.

 
Все сказки как правило, начинаются сситуации. Ситуация не является функцией, но, тем не менее, она важна какморфологический элемент. После начальной ситуации идут функции:
Один из членов семьи уезжает, уходит, ит. д. (отлучка, е)
К герою обращаются с запретом (запрет,б)
Запрет нарушается (нарушение, b)
Вредитель, антагонист пытается провестиразведку (выведывание, в)
Вредитель получает информацию о жертве(выдача, w)
 Антагонист пытается обмануть свою жертву,чтобы овладеть ею или ее имуществом (подвох, обозначение г).
Жертва поддается обману и тем невольнопомогает врагу ( пособничество, g).
Антагонист наносит одному из членовсемьи вред или ущерб (вредительство,  А).
8-a. Одному изчленов семьи чего-либо не хватает, ему хочется иметь что-либо (недостача,   a).
Бедаили недостача сообщается, к герою обращаются с просьбой или приказанием,отсылают или отпускают его (посредничество, соединительный момент,   В).
Искательсоглашается или решается на противодействие (начинающееся противодействие,   С).
Геройпокидает дом (отправка, ­ )
Геройиспытывается, выспрашивается, подвергается нападению и пр., чем подготовляетсяполучение им волшебного средства или помощника (первая функция дарителя, Д).
Геройреагирует на действия будущего дарителя (реакция героя,   Г).
Враспоряжение героя попадает волшебное средство (снабжение, получение волшебногосредства,   Z).
Геройпереносится, доставляется или приводится к месту нахождения предмета поисков(пространственное перемещение между двумя царствами, путеводительство;   R).
Геройи антагонист вступают в непосредственную борьбу (борьба,   Б).
Герояметят (клеймение, отметка, 41  К).
Антагонистпобеждается (победа,   П).
Начальнаябеда или недостача ликвидируется (ликвидация беды или недостачи,   Л).
Геройвозвращается (возвращение,   ¯ ).
Геройподвергается преследованию (преследование, погоня,   Пр.).
Геройспасается от преследования (спасение,  Сп.).
Геройнеузнанным прибывает домой или в другую страну (неузнанное прибытие,   X)
Ложныйгерой предъявляет необоснованные притязания (необоснованные притязания,   Ф).
Героюпредлагается трудная задача (трудная задача,  3).
Задачарешается (решение,   Р).
Герояузнают (узнавание,   У).
Ложныйгерой или антагонист изобличается (обличение,  О).
Героюдается новый облик (трансфигурация,   Т).
Врагнаказывается (наказание,   Н).
Геройвступает в брак и воцаряется (свадьба,  C)
Как мы ужевидим, количество функций невелико и в пределах этих 31-й функции развиваетсядействие всех без исключения сказок. Кроме того, можно видеть как одна функциянепринужденно вытекает из другой. Немаловажно и то, что большинство функцийрасположено попарно (запрет — нарушение).

Ассимиляции.Случаи двойного морфологического значения одной функции.

Очень сильновлияют друг на друга способы выполнения функций, одинаковые формы могутприменяться к различным функциям. Так одна форма может переноситься в другоеместо и при этом принимать новое значение или одновременно сохраняя старое. Этозатрудняет анализ и требует особого внимания.
Рассмотрим такойпример (160):
Иван просит коняу Бабы-Яги, она предлагает выбрать лучшего из стада жеребят. Иван делает верныйвыбор и забирает коня себе.
Но в другомпримере (219):
Герой хочетжениться на дочери Водяного и тот предлагает выбрать одну из 12 одинаковыхдевиц. Герой верно угадывает и получает девицу в жены.
МЫ видим что в обоих случаях элементвыполняется один и тот же, но во втором примере ясно,  что это не испытание дарителем героя, асватовство и трудная задача. Таким образом видно, что произошла ассимиляция. Втаких случаях становится трудно определить первичность того или иного значения.В этих случаях всегда можно руководствоваться принципом определения функции поее последствиям. Если за решением задачи следует получение волшебного средства,то мы имеем испытание дарителя (Д). Если следует добыча невесты и брак, мыимеем трудную задачу (З).
Другое явление, сходное с ассимиляциями,представляет собой двойное морфологическое значение одной функции. Простейшийпример дает сказка No 265 («Белая уточка'). Князь уезжая, запрещает женеуходить из дому. Приходит к ней „женщинка, казалось — такая простая,сердечная! “Что, — говорит, — ты скучаешь? Хоть бы на божий светпоглядела! Хоть бы по саду прошлась!»" и т. д. Княгиня выходит в сад.Этим она соглашается на уговоры вредителя, одновременно нарушая запрет. Такимобразом, выход княгини из дома имеет двойное морфологическое значение. Другой,более сложный пример, имеем в сказке No 179 и др. Здесь трудная задача(поцеловать с разлета на коне царевну) перенесена к началу сказки. Она вызываетотправку героя, т. е. подходит под определение соединительного момента.Характерно, что эта задача дана в форме клича, подобно тому кличу, которыйобъявляет отец похищенных царевен. (Ср. «Кто мою дочь Милолику царевну сразмаха на коне поцелует» и пр. «Кто разыщет моих дочерей» ипр.). Клич в обоих случаях — элемент одинаковый, но кроме того клич в сказке No179 является одновременно трудной задачей. Здесь, как и в некоторых подобныхслучаях, трудная задача перенесена в завязку, использована, как В, оставаясьодновременно 3.

Некоторыедругие элементы сказки.

А. Вспомогательные элементы для связифункций между собой.
Функции представляют собой основныеэлементы сказки, которые образуют собой ход действия. Наряду с ними в сказкесуществует еще и целый ряд составных частей, которые также важны. Как мы видим,функции не всегда следуют одна за другой, если же две следуют одна за другой ивыполняются при этом различными героями, второй персонаж как-то должен узнать отом, что произошло. Тогда сказка выработала целый ряд уведомлений.
Например:
У Кощея отнимают похищенную царевну и онбросается в погоню. Кощей мог бы сразу кинуться в погоню, но сказка вставляетслова Кощеева коня: «Иван-царевич приходил, Марью-Моревну с собой взял».
Существует еще одни способ уведомления — обратный, когда герою нужно узнать, есть за ним погоня, или нет. Например, дляэтого Иван-Царевич прикладывает ухо к земле.
Б. Вспомогательные элементы приустроениях.
подобные связки мы видим и приустроениях. Таковыми являются повторения, заметим между прочим, чтоустраиваться могут как отдельные персонажи, так и целые группы героев. Примеромтакого элемента могут быть три головы змея, три дубины (когда только третьяоказывается пригодной).
В. Мотивировки.
Подмотивировками понимаются как цели так и причины поступков персонажей.  Придавая сказке особую окраску, они, в то жевремя, являются самым неустойчивым элементом. Стоит заметить, что совершенноодинаковые поступки мотивируются зачастую по-разному. Одновременно с этимдействия вредителей (напр. Змея) зачастую не мотивируются вообще. Хотя ипонятно, что змей похищает царевну чтобы насильно на ней жениться или сожрать,но сказка об этом прямо не говорит.
Распределениефункций по действующим лицам.
теперь следуетрассмотреть вопрос, как распределяются функции по действующим лицам.
Прежде всегоотметим то, что круг действий героев логически ограничивается.
1) Круг действий антагониста(вредителя). Охватывает:
вредительство, бой или иные формы борьбыс героем, преследование.
2) Круг действий дарителя (снабдителя).Охватывает: подготовку передачи волшебного средства, снабжение героя волшебнымсредством.
3) Круг действий помощника. Охватывает:пространственное перемещение героя, ликвидацию беды или недостачи, спасение отпреследования, разрешение трудных задач, трансфигурацию героя.
4) Круг действий царевны (искомогоперсонажа) и ее отца. Охватывает: задавание трудных задач, клеймение,обличение, узнавание, наказание второго вредителя, свадьбу. Царевна и ее отецне могут быть разграничены по функциям вполне точно. Отцу чаще всегоприписывается задавание трудных задач как действие, вытекающее из враждебногоотношения к жениху. Он же нередко наказывает или велит наказать ложного героя.
5) Круг действий отправителя. Охватываеттолько отсылку.
6) Круг действий героя. Охватывает:отправку в поиски, реакцию на требования дарителя, свадьбу. Первая функцияхарактерна для героя-искателя, герой-жертва выполняет лишь остальные.
7) Круг действий ложного героя охватываеттакже отправку в поиски, реакцию на требования дарителя — всегда отрицательнуюи, в качестве специфической функции — обманные притязания.
Таким образом, сказка знает семьдействующих лиц. По этим же персонажам распределяются и функции подготовительнойчасти, но распределение здесь неравномерно, и по этим функциям определятьперсонажи нельзя. Кроме того, есть специальные персонажи для связок (жалобщики,доносчики, клеветники), а также специальные предатели для функции w (выдачасведений: зеркальце, долото, веник указывают, где искомая жертва). Сюда жеотносятся такие персонажи, как Одноглазка, Двуглазка и Трехглазка.
Как распределяются означенные круги поотдельным сказочным персонажам? Здесь возможны три случая.
1) Круг действий в точности соответствуетперсонажу. Яга, которая испытывает и награждает героя, животные, просящие опощаде и передающие Ивану дар, — чистые дарители. Конь, который доставляетИвана к царевне, помогает ее похитить, решает трудную задачу, спасает от погонии т. д., — чистый помощник.
2) Один персонаж охватывает несколькокругов действий. Железный мужичок, который просит о выпуске из башни, затемдарует Ивану силу и дает ему скатерть самовертку, а впоследствии помогает убитьзмея, является одновременно и дарителем, и помощником. Особого рассмотрениятребуют благодарные животные. Они начинают как дарители (просят о помощи илипощаде), затем они предоставляют себя в распоряжение героя и становятся егопомощниками. Иногда случается, что животное, освобожденное или пощаженное героем,просто исчезает, не сообщив даже формулы вызова его, но в критический моментоно является в качестве помощника. Оно награждает действием непосредственно.Оно может, например, помочь герою перебраться в иное царство, или оно достаетему предмет его поисков и др.
Способы включения в ход действия новыхдействующих лиц.
Каждая категория персонажей имеет свойспособ появления.
Вредитель появляется два раза: сначалавнезапно а потом отыскивается в результате путеводительства. Дарительвстречается случайно, а волшебный помощник включается в нужный момент.Отправитель, ложный герой и царевна включаются в начальную ситуацию, причем,царевна появляется два раза: в начале сказки и в конце в результате поисков.
Это можно считать сказочной нормой, носуществуют и отступления, если нет дарителя, то его функции могут переходить напомощника. Еще одно отступление может состоять в том, что не все героивключаются в начальную ситуацию, хотя, это распространяется только на героев(царевна, Иван-Царевич).Если в сказке нет дарителя, то формы его появленияпереходят на следующий персонаж — именно на помощника. Так, разные искусникислучайно встречены героем, как это обычно происходит с дарителем. Если персонажпокрывает два круга функций, он вводится в тех формах, в каких он начинаетдействовать. Мудрая жена, которая сперва является дарителем, затем помощником ицаревной, вводится как даритель, не как помощник или царевна.
Другое отступление состоит в том, чтовсе персонажи могут вводиться через начальную ситуацию. Специфична эта форма,как уже указано, только для героев, для отправителя и для царевны. Можнонаблюдать две основные формы начальных ситуаций: ситуацию, включающую искателяс его семьей (отец и три сына), и ситуацию, включающую жертву вредителя и егосемью (три дочери царя). Некоторые сказки дают обе ситуации. Если сказканачинается с недостачи, то нужна ситуация с искателем (иногда и отправителем).Эти ситуации могут и слиться. Но так как начальная ситуация всегда требуетчленов одной семьи, то искатель и искомый из Ивана и царевны превращается вбрата и сестру, сыновней и мать и т. д. Такая ситуация включает и искателя, ижертву вредителя Можно наблюдать, что в таких сказках царевна вводится заднимчислом. Иван направляется искать свою мать, похищенную Кощеем, находит царскуюдочь, тоже когда-то похищенную им.
Об атрибутах действующих лиц и ихзначении.
 Под атрибутами понимаются совокупность всехвнешних качеств персонажей (пол, возраст и т. д.). При изучении атрибутов можноиспользовать табуляцию, но это создает лишь три основных рубрики: возраст,жилище и особенности появления. На самом деле, изучение атрибутов чрезвычайно,но составление таблиц приводит к тому, что классификация выглядит как каталог,что  приемлемо для более общей точкизрения. Весь материал одной рубрики может рассматриваться совершенносамостоятельно сквозь весь сказочный материал. Хотя эти величины и представляютсобой элементы переменные, но и здесь наблюдается большая повторность. Наиболеечасто повторяющиеся, наиболее яркие формы представляют собой известныйсказочный канон. Этот канон может быть выделен, для чего, впрочем, преждевообще следует определить, как отличать основные формы от производных игетерономных. Есть канон интернациональный, есть формы национальные, специальноиндийские, арабские, русские, немецкие, и есть формы провинциальные: северные,новгородские, пермские, сибирские и т. д. Наконец, есть формы, распределяющиесяпо известным социальным категориям: солдатские, батрацкие, полугородские. Далееможно наблюдать, что элемент, который обычно встречается в одной рубрике, вдругвстречается в совершенно другой:
перед нами перестановка форм.

Сказка как целое.

А. Способы сочетания рассказов.
Морфологически волшебной сказкой можетбыть названо любое действие от недосдачи до свадьбы, или других любых видовзавязки и развязки. Промежуток между завязкой и развязкой называется ходомдействия. Каждая сказка может иметь несколько йодов и при ее анализе необходимоотмечать, из скольки ходов она состоит. Один ход может следовать за другим, нонони могут и переплетаться. Поэтому стоит рассмотреть существующие варианты.
1). Один ход следует за другим.

2). Первый ход прерывается вторым,действие второго хода начинается раньше, чем кончится первый.




3). Эпизод может быть снова прерван, вэтом случае могут получиться довольно сложные схемы

4). Сказка начинается с двух нанесенийвреда сразу, причем сначала может ликвидироваться одно, а потом второе.

6). иногда в сказке имеются дваискателя. В таком случае, они расстаются в середине действия.




Здесь следует добавить, что могутвозникать трудности, одна сказка у нас или нет. Тогда следует указать несколькоболее ясных случаев:
Одну сказку мы имеем в следующихслучаях:
1) Если вся сказка состоит из одногохода.
2) Если сказка состоит из двух ходов, изкоторых один кончается положительно, а другой отрицательно. Образец: ход I — мачеха изгоняет падчерицу. Отец ее увозит. Она возвращается с подарками. Ход II-- мачеха посылает дочерей, отец их увозит, они возвращаются наказанными.
3) При утроении целых ходов. Змейпохищает девушку. Ходы I и II — старшие братья по очереди отправляются ееискать, застревают. Ход III — младший отправляется, выручает девушку ибратьев.
4) Если в первом ходе добываетсяволшебное средство, которое только во втором применяется. Образец: ход I — братья отправляются из дому добывать себе коней. Они их добывают, возвращаются.Ход II — змей угрожает царевне. Братья отправляются.
71
При помощи коней достигают цели. — Здесь, по-видимому, произошло следующее: добыча волшебного средства, обычнопомещаемая в середине сказки, в этом случае выдвинута вперед, за главнуюзавязку (угроза змея). Добыче волшебного средства предшествует осознаниенедостачи, ничем не мотивированное (братьям вдруг хочется иметь коней), новызывающее поиски, т. е. ход.
5) Одну сказку мы имеем также, если доокончательной ликвидации беды вдруг ощущается какая-либо нехватка илинедостача, что вызывает новые поиски, т. е. новый ход, но не новую сказку. Вэтих случаях нужен новый конь, яйцо — смерть Кощея и пр., что и дает началоновому развитию, а начатое развитие временно приостанавливается.
6) Одну сказку мы имеем также в томслучае, когда в завязке дается сразу два вредительства (изгнание и околдованиепадчерицы и пр.).
7) Одну сказку мы имеем также в текстах,где первый ход включает бой со змеем, а второй начинается с похищения добычибратьями, сбрасывания героя в пропасть и т. д., а затем следуют притязанияложного героя (Ф) и трудные задачи. Это то развитие, которое выяснилось переднами при перечислении всех функций сказки. Это наиболее полная и совершеннаяформа сказок.
8) Сказки, где герои расстаются уподорожного столба, также могут считаться цельными сказками. Надо, однако,заметить, что судьба каждого брата может дать совершенно отдельную сказку, ивозможно, что этот случай придется исключить из разряда цельных сказок.
Во всех других случаях мы имеем двесказки и больше.
9). Пример анализа.
Жили старичок со старушкою; у них была дочка да сынок маленький1.
1. Начальная ситуация (i).
«Дочка, дочка, — говорила мать, — мы пойдем на работу, принесем тебе булочку, сошьем платьице, купим платочек: будь умна, береги братца, не ходи со двора»2.
2. Запрет, усиленный обещаниями (б1).
Старшие ушли3, а дочка забыла,
3. Отлучка старших (е1).
что ей приказывали4, посадила братца на травку под окошко, а
4. Нарушение запрета мотивируется (Мот).
сама" побежала на улицу, заигралась, загулялась5.
5. Нарушение запрета (b1).
Налетели гуси-лебеди, подхватили мальчика, унесли на крылышках6.
б. Вредительство (А1).
Пришла девочка, глядь — братца нету7.
7. Рудимент сообщения беды (В4).
Ахнула, кинулась туда-сюда — нету. Кликала, заливалась слезами, причитывала, что худо будет от отца и от матери, — братец не откликнулся8.
8. Детализация; рудимент утроения.
Выбежала в чистое поле9;
9. Выход из дома в поиски (C{).
метнулись вдалеке гуси-лебеди и пропали за темным лесом. Гуси-лебеди давно себе дурную славу
10. Так как в сказке нет отправителя, который сообщил бы о беде, эта роль, с некоторым опозда
нажили, много шкодили и маленьких детей крадывали. Девушка угадала, что они унесли ее братца, бросилась их догонять10.
нием, переносится на похитителя, который тем, что он показывается на секунду, дает сведения о характере беды (связка --§).
Бежала, бежала, стоит печка11.
11. Появление испытателя (каноничная форма появления его — встречен случайно) [71, 73]*.
«Печка, печка, скажи, куда гуси полетели?» — «Съешь моего ржаного пирожка — скажу»12. --
12. Диалог с испытателем (очень сокращенный) и испытание Д1 [76, 78b].
«О, у моего батюшки пшеничные не едятся»13.
13. Заносчивый ответ=отрицательная реакция героя, (невыдержанное испытание Г1neg).
(Следует встреча с яблоней и с речкой. Сходные предложения и сходные заносчивые ответы)14.
14. Утроение. Мотивы Д1--Г1neg повторяются еще два раза. Награждения все три раза не происходит (Z1neg).
И долго бы ей бегать по полям, да бродить по лесу, да к счастью попался еж15;
15. Появление благодарного помощника.
хотела она его толкнуть16,
16. Беспомощное состояние помощника без просьбы о пощаде (д7).
побоялась наколоться17 и спрашивает:
17. Пощада (Г7).
«Ежик, ежик, не видал ли, куда гуси полетели?»18 --
18. Диалог (связующий элемент -§).
«Вон, туда-то», — указал19.
19. Благодарный еж указывает путь (Z9=R4).
Побежала — стоит избушка на курьих ножках, стоит — поворачивается20.
20. Жилище антагониста-вредителя [92b].
В избушке сидит Баба-яга, морда жилиная, нога глиняная21.
21. Облик антагониста [94].
Сидит и братец на лавочке22,
22. Появление искомого персонажа [98].
играет золотыми яблочками23.
23. Золото — одна из постоянных деталей искомого персонажа. Атрибут [99].
Увидела его сестра, подкралась, схватила и унесла24, 25


Не сдавайте скачаную работу преподавателю!
Данный реферат Вы можете использовать для подготовки курсовых проектов.

Поделись с друзьями, за репост + 100 мильонов к студенческой карме :

Пишем реферат самостоятельно:
! Как писать рефераты
Практические рекомендации по написанию студенческих рефератов.
! План реферата Краткий список разделов, отражающий структура и порядок работы над будующим рефератом.
! Введение реферата Вводная часть работы, в которой отражается цель и обозначается список задач.
! Заключение реферата В заключении подводятся итоги, описывается была ли достигнута поставленная цель, каковы результаты.
! Оформление рефератов Методические рекомендации по грамотному оформлению работы по ГОСТ.

Читайте также:
Виды рефератов Какими бывают рефераты по своему назначению и структуре.

Сейчас смотрят :

Реферат Строение и топография эпифиза
Реферат "Общие требования к управлению охраной труда в организации"
Реферат Основи техніки спортивного бігу
Реферат Автомобильный регион Уэльс
Реферат Общетеоретические основы экономического развития и макроэкономика
Реферат Колонцифры, основные варианты их набора и вёрстки
Реферат "Захисник навколишнього середовища"
Реферат Автомобильный транспорт
Реферат Лютеранская реформация в Германии
Реферат Проблемы отношений полов
Реферат Языковая норма определения, основные положения теории нормы
Реферат Алтгту управление качеством образования, продукции и окружающей среды Материалы 2-й Всероссийской научно-практической конференции 5 6 июля 2007 года Бийск 2007
Реферат Роль эпизода «совещание в Филях»
Реферат Рознімні та нерознімні зєднання
Реферат Авторы: Дементьева Светлана Владимировна