Реферат по предмету "Литература"


Лицейские годы Пушкина

Колыбелью юной поэзии Пушкина был Лицей. Об этомнеоднократно говорил Пушкин в своих стихах, и это, по-видимому, не поэтическийвымысел, а исторический факт. Именно Лицей в какой-то мере стимулироваллитературные занятия Пушкина.
КогдаПушкину исполнилось 12 лет, родители решили отдать его для продолженияобразования в какое-либо учебное заведение. Как раз в это время в Петербургебыло задумано Александром Iоткрытие Лицеядля подготовки молодых людей из лучших дворянских семей к государственнойслужбе в «высших государственных должностях».
ИдеяЛицея возникла ещё в 1808г. Это было учебное заведение, в котором, по замыслу,должны были воспитываться младшие братья АлександраI– Николай (род. в 1796г.) и Михаил (род. в 1798г.).Возрастом великих князей определялся и возрастной подбор учащихся. Идеясовместного обучения великих князей с принятыми воспитанниками Лицея отпалалишь в конце 1811г., т.е. почти в дни его открытия. Причиной этого быланапряженность международной обстановки, заставлявшей предполагать неизбежностьтяжелой войны с Наполеоном. Мог на подобное решение повлиять и определившийсясостав молодых воспитанников Лицея.   
УставЛицея вырабатывался в результате сотрудничества многих лиц. Последняя редакцияпринадлежала Сперанскому. В организации Лицея ближайшее участие принимал министрнародного просвещения Разумовский.
Впрограмму первых трех лет входило «грамматическое учение языков: российского,латинского, французского, немецкого», довольно обширный курс математики, отарифметики до тригонометрии включительно. Изучались «первоначальные основанияизящных письмян», т.е. разбор образцовых отрывков из произведений лучшихписателей, и правила риторики. Проходилась история и география. Кроме того, впрограмме были  Закон Божий,чистописания, рисование, танцы, фехтование, верховая езда и плавание. Впоследующие годы список  изучаемыхдисциплин включал в себя: логику, нравственную философию, Право естественное,частное и публичное, Российское гражданское и уголовное право, финансы,статистику. Отличительной особенностью Лицея был энциклопедический характерпрограммы преподавания.
Дляустройства Александра в Лицей, далеко не богатым и не знатным Пушкиным пришлосьприбегнуть к протекции влиятельного петербургского знакомого А.И. Тургенева. Виюне 1811 поэт Василий Львович привез своего племянника в Петербург на приемныеэкзамены. Александр сдавал вступительные экзамены 12 августа. При этом онполучил следующие оценки: в грамматическом познании языков: российского – оченьхорошо, французского – хорошо, немецкого – не учился; в арифметики – знает дотройного правила; в познании общих свойств тел – хорошо; в начальных основанияхгеографии и в начальных основаниях история – имеет сведения. Выдержависпытания, Пушкин в числе 30 воспитанников был принят в Лицей.
19октября 1811 года в торжественной обстановке состоялось открытие Лицея. Вприсутствии царя и царской семьи, высшего духовенства, членов Государственногосовета, министров держал речь об обязанностях гражданина питомец Геттингенскогоуниверситета, профессор естественного права Куницын:
Вы помните:когда возник Лицей,
Как царь открылдля нас чертог царицын,
И мы пришли. Ивстретил нас Куницын
Приветствием межцарственных гостей
                                («19 октября1836 г.»)
Впервой сводке отзывов преподавателей о Пушкине, записанной Малиновским,значится: «Ветрен и легкомыслен, искусен в французском языке и рисовании, варифметике ленится и отстает». В сводных сведениях за время с марта по ноябрь1812 года Чириков (учитель рисования) по успехам в рисовании ставит Пушкина начетвертое место после Илличевского, Корфа и Есакова. Они вместе с Пушкинымотнесены к «первому отделению» (по успехам). Об Александре Чириков писал:«Отличных дарований, особенного прилежания, но тороплив и неосмотрителен; апотому и успехи его не столько ощутительны, как у первых троих его товарищей».
Любопытносопоставить первые впечатления преподавателей о Пушкине с мнением его друзей.И. Пущин познакомился с Александром на вступительных экзаменах. Пушкин, в своюочередь, познакомил Пущина м Гурьевым и Ломоносовым. Мальчики вчетвером частособирались до самого дня переселения в Лицей. Пущин рассказывал о первыхвпечатлениях знакомства: «Мы все видели, что Пушкин нас опередил, многоепрочел, о чем мы и не слыхали, все, что читал, помнил; но достоинство егосостояло в том, что он отнюдь не дуиал выказываться и важничать… Все научное онсчитал ни во что и как будто желал доказать, что мастер бегать, прыгать черезстулья, бросать мячик и пр.»
Сэтой характеристикой гармонируют и стихи из восьмой главы «Евгения Онегина»,исключенные Пушкиным из печатного текста:
В те дни, когдав садах Лицея
Я безмятежнорасцветал,
Читал охотноЕлисея,
А Цицеронапроклинал,
В те дни, как япоэме редкой
Не предпочел бымячик меткой.
Считалсхоластику за вздор
И прыгал в садчерез забор…
Втех же воспоминаниях Пущина, которым имеем полное право доверять, хотя они иписаны в 1858г., дана характеристика Пушкина в первые годы его пребывания вЛицее: «Пушкин с самого начала, был раздражительнее многих и потому не возбуждалобщей симпатии. Не то чтобы он разыгрывал какую-нибудь роль между нами илипоражал какими-нибудь особыми странностями, как это было в иных; но иногда неуместнымишутками, неловкими колкостями сам ставил себя в затруднительное положение, не умеяпотом из него выйти. Это вело его к новым промахам, которые никогда неускользают в школьных отношениях… В нем была смесь излишней смелости сзастенчивостью, и то и другое невпопад, что тем самым ему вредило… Характернойчертой Пушкина было неумение в официальной обстановке обнаружить свои знания, ион проявлял себя менее подготовленным, чем был на самом деле. Все это вместебыло причиной, что вообще не сразу отозвались воспитанники ему на привязанностьк лицейскому кружку, которая с первой поры зародилась в нем».
По-видимому,и литературная репутация Александра у лицеистов установилась не сразу; но, сдругой стороны, может быть, именно литературной репутации Пушкин обязан тойдружбе, которую он нашел в части своих лицейских товарищей.
Уже в конце 1813 г. его поэтическое дарование было замечено. Чириков введомости о «Свойствах воспитанников» о Пушкине пишет: «Легкомыслен, ветрен, неопрятен,нерадив; впрочем, добродушен, усерден, учтив, имеет особенную страсть кпоэзии». Через год Чириков характеризовал Пушкина так: «Легкомыслен, ветрен,иногда вспыльчив; впрочем, весьма обходителен, остроумен и бережлив. К стихотворствуимеет особенную склонность. Подает надежду к исправлению».
Недошедшие до нас произведения Пушкина, написанные в лицейские годы, далеконе ограничиваются простыми опытами. Есть ряд свидетельств, называющие крупныепроизведения, нам не известные. Так, в дневнике Пушкина под датой 10 декабря1815 г. дан перечень его поэтических замыслов: «Вчера написал я третью главу Фатама или разума человеческого: Правоестественное. Начал я комедию – не знаю, кончу ли ее. Третьего дни хотел яначать ироническую поэму: Игорь и Ольга, а написал эпиграмму на Шаховского,Шихматова и Шишкова. Летом я напишу Картину Царского Села». В «Материалах длябиографии А.С. Пушкина» Анненков пишет: «Некоторые из его товарищей еще помнятсодержание романа «Фатама», написананного по образцу сказок Вольтера».
Итак, среди недошедших до нас лицейских произведений Пушкина были дваромана, две комедии, поэму эпическую и поэму описательную. Все это свидетельствует,что Пушкин уже в юные годы ставил себе задачей создание крупного, значительногопо замыслу и содержанию произведению.
К числу крупных произведений лицейского периода, дошедших до нас, принадлежитнеоконченная поэма «Монах». Она была обнаружена в архиве Горчакова в 1928 г.Следующей за «Монахом» попыткой такого рода является «Бова». Поэма этаотносится к 1814 г. Время создания определяется содержанием: в «Бове»упоминается Наполеон в качестве «императора Эльбы». По собственномусвидетельству Пушкина, еще в Лицее начал он писать «Руслана и Людмилу».Очевидно, это и был следующий за «Бовой» эпический замысел Пушкина, на этот раздоведенный до конца. Но вся поэма в целом уже принадлежит Петербургскомупериоду. И те части, которые были написаны в Лицее, по-видимому, подверглисьрешительной переработке. 
 К числу фрагментов большихзамыслов можно было бы отнести и большое стихотворение 1816 г. «Сон», т.к. оноимеет подзаголовок «Отрывок». Отрывок этот может быть отнесен к шутливойразновидности дидактических поэм.
Основную часть дошедшего до нашего времени лицейского творчества Пушкинасоставляют мелкие стихотворения. Характер их довольно пестрый, особенновначале, когда еще не определились собственные наклонности и вкусы мальчика-поэта.Среди них выделяются: «К  Батюшкову»,«Гроб Анакриона», «К лире», «К Галичу».
В 1914 г. в журнале «Вестник Европы» было напечатано первоестихотворение Пушкина «К другу стихотворцу». Но подлинный триумф ждал Пушкинана пороге второго трехлетия его обучения в Лицеи. К дню публичного экзамена порусской словесности он получил задание написать оду «Воспоминание в ЦарскомСеле». На экзаменах присутствовал патриарх русской литературы, признанныймастер одоичного жанра Г.Р. Державин. Пушкин вспоминал: «Это было в 1815 г., напубличном экзамене в Лицее. Как узнали мы, что Державин будет к нам, все мывзволновались…Державин был очень стар. Экзамен наш очень его утомил. Он дремалдо тех пор, пока не начался экзамен в русской словесности. Тут он оживился, глазазаблистали; он преобразился весь. Разумеется, читаны были его стихи,разбирались его стихи, поминутно хвалили его стихи. Он слушал с живостьюнеобыкновенной. Наконец вызвали меня. Я прочел мои «Воспоминания в ЦарскомСеле», стоя в двух шагах от Державина. Я не в силах описать состояние душимоей: когда дошел я до стиха, где упоминаю имя Державина, голос мой отроческийзазвенел, а сердце забилось с упоительным восторгом… Не помню, как я кончилсвое чтение, не помню, куда убежал. Державин был в восхищении; он менятребовал, хотел меня обнять… Меня  искали,но не нашли…»
С легкостью подхватил Пушкин тяжеловесный одический стиль 18 века, предаваяему оттенок поэтической игры, литературной импровизации. О славе героев историческогопрошлого он говорит свойственным той эпохе литературным языком:
 
О, громкий век военныхспоров,
Свидетель славы россиян!
Ты видел, как Орлов,Румянцев и Суворов,
Потомки грозные славян,
Перуном Зевсовым победупохищали;
Их смелым подвигам страшасьдивился мир;
Державин и Петров героямпеснь бряцали
Струнами громозвучных лир.
 
Обратимся к отдельным профессорам Лицея, с которыми так или иначесвязана жизнь Пушкина  или еготворчество, в частности, к тем из них, которые могли бы оказать некотороевлияние на его поэтические занятия.
Постояннымпрофессором российской словесности был Н.Ф. Кошанский. Правда, частые ипродолжительные болезни вызывали длительные перерывы в его преподавании, когдаего заменяли сперва Галич, а позднее Георгиевский. Тем не менее основной тон впреподавании «российской и латинской словесности» задан был Кошанским.
РиторикуПушкин изучал в Лицеи у трех преподавателей: Кошанский читал русскую илатинскую риторику, Будри – французскую и Гауеншильд – немецкую. Будри, младшийбрат Марата, охарактеризован Пушкиным в «table-talk»: «Будри, профессор французской словесности,  несмотря на свое родство, демократическиемысли, замасленный жилет, вообще наружность, напоминавшую якобинца, был на своикоротеньких ножках очень ловкий придворный.»
Гауеншильд,преподававший немецкую литературу, был предметом ненависти лицеистов. Онфигурируют в сатирических лицейских куплетах в самом черном свете. В этомкарьеристе австрийского происхождения подозревали, и не без основания,осведомителя Меттерниха.
Гораздозначительнее было влияние на учеников Куницына, преподавшего нравственность,логику и юридические предметы. Куницыну Пушкин посвятил несколько значительныхстрок в стихотворениях, посвященных Лицею:
Куницыну дарсердца и вина!
Он создал нас,он воспитал наш пламень,
Поставлен им краеугольныйкамень,
Им чистаялампада возжена.
  («19 октября 1825 года»)
Из других преподавателей можно упомянуть Кайданова, о котором, впрочем,весьма единодушно отзываются как о посредственности. Он читал историю, географиюи статистику.
Другиепреподаватели представляют мало интереса. Их в общем нелестные характеристикисохранили нам так называемые «национальные песни» лицеистов первого выпуска.Одна из этих песен записана Пушкиным в его лицейский дневник. В ней имеетсякуплет на профессора математики, физики и астрономии Карцева:
А что читает Пушкин?
Подайте-ка сюды!
Ступай из классас Богом,
Назад неприходи.
Кромепрофессоров, определенную роль в Лицее играли воспитатели и другие служащие.Любопытно, что среди них было большое число лиц, так или иначе причастных клитературе. Так, секретарем хозяйственного управления Лицея был Е.П. Люценко,еще с 1792 г. занимавшимся стихотворством. Среди литераторов Лицея был гувернерИконников, хотя и ушедший из Лицея в 1812 г., но сохранявший отношения  с воспитанниками до окончания ими Лицея. Онписал стихи и поощрял лицеистов к поэзии. К числу поэтов принадлежал гувернер иучитель рисования Чириков, автор рукописной трагедии «Герой севера», недошедшей до нас. Молодые воспитанники были окружены литературной атмосферой.
Средиближайших друзей Пушкина, конечно, следует вспомнить И.И. Пущина, соседа по«келье» в течение первых трех лет, будущего декабриста. С именем Пущина связанонесколько стихотворений Пушкина, лицейских и позднейших. Приезду его вМихайловское в 1825 г. Пушкин посвятил строфу в стихотворении «19 октября 1825года»:
…Поэта домопальный,
О  Пущин мой, ты первый посетил;
Ты усладилизгнанья день печальный,
Ты в день егоЛицея превратил.
Неменее близок был Пушкину и Дельвиг, с которым его связывали не только теснаядружба, но и позднейшие литературные отношения. Имя Дельвига как поэта гремелов стенах лицея наравне с другими первостепенными лицейскими поэтами.
Тесныеузы связывали Пушкина и после окончания Лицея с В. Кюхельбекером, который,подобно Пушкину и Дельвигу, уже в стенах Лицея заявил себя поэтом. СвязьПушкина с Кюхельбекером не прекратилась и после ссылки Вильгельма в Сибирь.
Весной1817 г. лицеисты стали готовиться к выпуску. Шестилетний курс обучения подходитк концу. Стали думать о своей дальнейшей судьбе. Оканчивающие Лицейнаправлялись либо на военную, либо на гражданскую службу. Пушкин, друживший  с царско-сельскими гусарами, давно мечтал овоенной службе. Однако родные не поощряли этих намерений молодого Александра.
Вмае 1817 г. состоялись выпускные экзамены. В результате испытаний Пушкинполучил свидетельство, где его успехи достаточно охарактеризованы. В этомсвидетельстве сказано: «…оказал успехи: в Законе божьем и Священной истории, вЛогике и Нравственной Философии, в Праве естественном, частном и публичном, вРоссийском гражданском и уголовном праве хорошие; в Латинской словесности, вГосударственной экономии и Финансах весьма хорошие; в Российской и Французскойсловесности, также в Фехтовании превосходные; сверх того занимался Историей,Географией, Статистикой, Математикой и Немецким языком».
Выпускиз Лицея состоялся 9 июня 1817 г. Лицеисты прощались друг с другом при пении гимна, написанного Дельвигом:
Простимся,братья! Руку в руку!
Обнимемся впоследний раз!
Судьба на вечнуюразлуку,
Быть может,здесь сроднила нас!Друг на друге остановите
Вы взор спрощальною слезой!
Храните, одрузья, храните
 Ту ж дружбу, с тою же душой,
То ж к славесильное стремленье,
То ж  правде – да, неправде – нет,
В несчастье –гордое терпенье,
А в счастье –всем равно привет!
Списокиспользуемой литературы:
1.       Б. Томашевский«Пушкин».  М.: Худож. лит., 1990. – 367с.
2.       Ю.В. Лебедев«Русская литература XIXвека». М.: Просвещение,2000, с. 101-102, 104-105.
3.       «Живые страницы».М.: «Дет. лит.», 1972, с. 7-8.
4.       К.Я. Грот«Пушкинский лицей». М.: Худож. лит., 1968. – с.50.


Не сдавайте скачаную работу преподавателю!
Данный реферат Вы можете использовать для подготовки курсовых проектов.

Поделись с друзьями, за репост + 100 мильонов к студенческой карме :

Пишем реферат самостоятельно:
! Как писать рефераты
Практические рекомендации по написанию студенческих рефератов.
! План реферата Краткий список разделов, отражающий структура и порядок работы над будующим рефератом.
! Введение реферата Вводная часть работы, в которой отражается цель и обозначается список задач.
! Заключение реферата В заключении подводятся итоги, описывается была ли достигнута поставленная цель, каковы результаты.
! Оформление рефератов Методические рекомендации по грамотному оформлению работы по ГОСТ.

Читайте также:
Виды рефератов Какими бывают рефераты по своему назначению и структуре.

Сейчас смотрят :

Реферат История болезни - Хронический остеомиелит, секвестральная форма
Реферат Местные налоги 3
Реферат 1 Классификация и основные параметры оу
Реферат Профілактика акушерських ускладнень у жінок які страждають на захворювання серцево судинної системи
Реферат Активная безопасность автомобиля
Реферат Простые ODBC классы без использования MFC
Реферат Управління оперативним фінансовим лізингом на підприємстві житлово-комунального господарства
Реферат Сравнительная оценка качества мыла отечественных производителей
Реферат Организация работы столовой
Реферат Стрессоустойчивость у руководителей
Реферат Пирамида Хеопса
Реферат А. Яшин. Вологодская свадьба
Реферат Модель методического обеспечения профессионального роста педагогов сельской школы
Реферат Курсовой проект по несущим конструкциям и механизмам
Реферат Формирование новой системы межгосударственных отношений в Европе