Реферат по предмету "Литература"


Взаимоотношения учителя и ученицы в пьесе Б. Шоу "Цезарь и Клеопатра"

Министерствообразования Российской Федерации
Самарскийгосударственный университет
Филологическийфакультет
Кафедра Английскойфилологии
КУРСОВАЯ РАБОТА
Взаимоотношения учителя и ученицы
в пьесе Б. Шоу «Цезарь и Клеопатра»
Выполнил: студентка группы 626
Е. Дадайкина
Научный руководитель:
Доцент кафедры русской и зарубежной литературы
Э.Л.Финк
Зав. кафедрой: С.А.Голубков
Оценка 
Самара 2005
Оглавление
Введение                                                                                                           3  
Глава I. Основныеэтапы жизни и творчества Б. Шоу                                    
1.     Начало творческого пути                                                                 4
2.     «Квинтессенция ибсенизма»                                                             7  
3.     Интеллектуальная драма                                                                  9
4.     «Независимый театр» и три цикла пьес                                         11
5.     Шоу-социалист                                                                                14
Глава II. «Цезарь иКлеопатра»
1.     Полемика с Шекспиром                                                                  16
2.     История и современность                                                               18
3.     Взаимоотношения учителя и ученицы                                               19
4.     Образ Цезаря                                                                                  25
5.     Доброжелательство и доброта                                                            28
6.     Комизм пьесы                                                                                       28                         
Заключение                                                                                                          30
Список литературы                                                                                             31     
Введение
Творчество Бернарда Шоу – выдающегося английскогодраматурга, одного из  основателейреалистической драмы XXв.,талантливого сатирика, юмориста, остроумнейшего парадоксалиста – пользуется унас заслуженной известностью и вызывает всеобщий интерес. В нашемлитературоведении создалась целая наука о творчестве Бернарда Шоу. Ее основыбыли заложены А.В. Луначарским, проявлявшим глубокий и сочувственный интерес кпоискам, противоречиям и творческому своеобразию писателя. Велики заслугиписавших о творчестве Б. Шоу русских исследователей А.А. Аникста, А.С. Ромма,З.Т. Гражданской. Несколько книг посвятила Б. Шоу, его драматургическому методуи его влиянию на английский и европейский театр А.Г. Образцова.
В истории литературы Англии имя Б. Шоу стоит рядом сименем Вильяма Шекспира, хотя и родился Шоу на триста лет позже, чем егопредшественник. Оба они внесли неоценимый вклад в развитие национального театраАнглии, и творчество каждого из них стало известно далеко за пределами ихродины. Пережив свой наивысший расцвет в эпоху Возрождения, английская драмаподнялась на новую высоту лишь с приходом в нее Бернарда Шоу. Он – единственный,достойный соратник Шекспира.
Шоу был создателем глубокоидейной, остросоциальнойдрамы XXвека. Оригинальный и смелый художник, он открыл передевропейским театром новые перспективы художественного развития, проторив свойособый путь, по которому вслед за ним пошли многие представители мировойдраматургии. Продолжив на новой основе традиции ибсеновского театра, Шоу создалдраматурическую систему, неповторимое своеобразие которой явстевнно ощущаетсядаже при самом поверхностном взгляде на его произведения.
Замечательный мастер сатиры, Шоу избирает основныморужием своей борьбы с социальной несправедливостью смех. Это оружие служилоему безотказно. «Мой способ шутить заключается в том, чтобы говорить правду», — эти слова Бернарда Шоу помогают понять своеобразие его обличительного смеха,громко звучащего с подмостков сцены вот уже целое столетие.
Б.Шоу уделяет большое внимание не тому, что происходит с героями, а как онипытаются осознать, как они обсуждают, что с ними происходит. Потому самоеважное в пьесах Шоу – что герои думают о той ситуации, в которой они оказались.А их позиции реализуются через диалог, через дискуссию. Но это не простопьесы-дискуссии ради каких-то споров, обсуждений, обсуждения ради обсуждений.Каждый из участников дискуссии имеет какое-то отношение к какой-то идее,которую хочет донести до читателя.
Один из ярких примеров пьес-дискуссий Б. Шоу – пьеса«Цезарь и Клеопатра». Здесь главная полемика происходит между двумяглавными героями — римским завоевателем и молодой царицей Египта.
Цель нашего исследования – рассмотреть, как в пьесе Б.Шоу «Цезарь и Клеопатра»  развиваетсятема «взаимотношения учителя и ученицы» на примере главных героев пьесы. Нашейзадачей также является проследить, как в пьесе проявляется  идейная установка Б. Шоу, заявленная в егопредисловии к «пьесам для пуритан».
Глава I. Основные этапыжизни и творчества Б. Шоу
1. Начало творческого пути
Родиной Шоу была Ирландия. Он родился 26 июля 1856 г.в Дублине. На протяжении всего XIXв. «Зеленыйостров», как называли Ирландию, бурлил. Нарастала освободительная борьба. Ирландиястремилась к независимости от Англии. Ее народ жил в нищете, но не желалтерпеть порабощения. В атмосфере горя и гнева, переживаемых его родиной,протекали детство и юность будущего писателя. Родители Шоу происходили из средыобедневшего дворянства. Жизнь семьи была неустроенной и недружной. Лишенныйпрактической жилки, постоянно пьяный отец не преуспел в избранном им деле –хлебной торговле. Мать Шоу – женщина незаурядных музыкальных способностей –вынуждена была сама содержать семью. Она пела в концертах, а позднее зарабатывалана жизнь уроками музыки. На детей в семье обращали мало внимания; средств нато, чтобы дать им образование, не было. Но по своим настроениям и взглядамродители Шоу принадлежали к передовым патриотически-настроенным слоямдублинского общества. Они не придерживались религиозных догм и вырастили своихдетей свободомыслящими атеистами. Основная заслуга в этом принадлежала материШоу, характер которой не был сломлен неудачно сложившейся семейной жизнью.Учился Шоу в дублинской школе, но пребывание в ней не было для него особеннорадостным. Не случайно он в последствии писал: «В школе я не выучил ничего изабыл многое». Однако и школьный курс завершен им не был, так как родители неимели средств, чтобы его содержать. В пятнадцать лет он начал сам зарабатыватьсебе на жизнь. Служил писцомв земельнойконторе. Собирал квартирную плату с обитателей бедных кварталов Дублина. Онхорошо узнал жизнь городских трущоб. К двадцати годам Шоу получил местостаршего кассира. Это было не мало, но к этому времени интересы Шоу ужеопределились. Ничего общего со служебной карьерой чиновника они не имели. Шоуглубоко интересовался искусством – литературой, живописью, музыкой.
В 1876 г. Шоу покинул Ирландию и переехал в Лондон.
Но прежде чем перейти к рассказу о жизни Шоу в Англии,следует сказать о влиянии на него Ирландии.
Как пишет А.А. Аникст[1],Ирландия в древности была независимой страной, которую не смогли покорить дажеримляне. Но в конце 16 в. началось покорение Ирландии Англией. В течениенескольких столетий шла упорная и кровопролитная борьба междузахватчиками-англичанами и ирландскими патриотами, отстаивающими независимостьсвоего «зеленого острова». Ирландцы проиграли эту борьбу. Отсталаяфеодально-патриархальная страна не смогла противостоять сильному буржуазномугосударству, каким была Англия. Но побежденный ирландский народ никогда непримирялся с владычеством англичан. Вся история Ирландии на протяжении 17-20вв. была наполнена героической борьбой ирландского народа за свое национальноеосвобождение.
Бернард Шоу с детства питал ненависть к национальномугнету и враждебное отношение к поработителям родной страны. Сознавая, чтоИрландия была в то время во всех отношениях отсталой страной и что Англиясознательно стремилась воспрепятствовать развитию Ирландии, Бернард Шоу все жетянулся к английской культуре. И хотя это была культура угнетателей его родины,он тем не менее твердо решил овладеть всем тем, что составляло его достижения,и с этой целью поехал в Лондон.
Определенных занятий у него не было, не было и средствк существованию, но круг его интересов и культурных запросов был очень широк.Он увлекался театром, под псевдонимом Корно де Боссето публикует свою первуюмузыкальную рецензию, а затем в течении ряда лет выступает в печати как музыкальныйкритик. Шоу был не только знатоком музыки, но и сам великолепно играл. Его имястановится хорошо известным и в театральных кругах Лондона.
Характерная особенность Шоу заключалась в том, чтозанятия искусством он никогда не отделял от присущего ему интереса к общественно-политическойжизни своего времени.
Как отмечает А.А. Аникст[2], ещеживя в Ирландии, Шоу познакомился с рабским и нищенским положением крестьян,испытывавших двойной гнет – ирландских помещиков и английских чиновников. Этовызвало интерес Шоу к аграрной проблеме, как проблеме социальной. В Англии Шоуимел возможность увидеть близко жизнь промышленных рабочих, и этим объясняетсяего внимание к проблеме труда и капитала.
70-е годы XIXстолетия для Англии были эпохой бурного брожения умов. Ее духовный центр –Лондон превратился в гигантское ристалище многочисленных и разнообразных идей итеорий. Британская империя, стоявшая, как и другие страны капиталистическогомира, на грани новой, империалистической эры, переживала состояние глубокогодуховного кризиса. Утрата Англией ведущей роли в мировой промышленной жизнидолжна была привести к коренной перестроке традиционных форм ее общественногобыта. Предстояли великие мировые перемены, и их предчувствием была пронизанався атмосфера жизни страны. Эра войн и пролетарских революций возвещала о своемприближении. Ее «гонцы» — колониальные конфликты, безработица, забастовки,стачки – властно вторгались в жизнь английского общеста, волнуя и будоража егомысль. Под неистовым напором истории шатались и рушились устои «викторианской»Британии. «Викторианство» — полувековой уклад английского буржуазного мира, сего тщательно разработанным этическим кодексом, с его четкой шкалойэстетических и моральных ценностей, — уходило в прошлое.
Перед лицом таинственного и грозного будущегоанглийская интеллигенция подвергала переоценке «заветные верования»предшествующих поколений. Пришли новые властители дум британской молодежи –Генри Джордж, Вагнер, Моррис и Карл Маркс. Для Шоу эти имена звучали как боевойпризыв. Шоу не смущало ни отсутствие постоянной работы, ни хроническоебезденежье. Голодный, но вдохновленный, он проводил все дни в библиотекеБританского музея «с партитурой Вагнера в одной руке и «Капиталом» Маркса вдругой». Он жаждал прийти к системе научного объяснения жизни, и егопомощниками в достижении этой цели были ученые, философы, социологи,композиторы и поэты. Шоу становится усердным посетителем лекций и дискуссий,принимает участие в деятельности литературно-философских кружков и объединений.
Все в той же библиотеке Британского музея Шоупознакомился с шотландским театральным критиком У. Арчером (1856- 1924), однимиз первых переводчиков пьес Ибсена на английский язык. Благодаря Арчеру Шоустал писать литературные обзоры в «Пэлл мэлл газетт», а затем занял место художественногокритика в журнале «Уорлд». Кроме того, Арчер познакомил Шоу с произведениямиИбсена и предложил своему новому другу совместно написать пьесу. Хотявпоследствии Арчер отказался от сотрудничества с Шоу, тот довел этот замысел доконца, сочинив свое первое драматическое произведение — пьесу «Дома вдовца».
По словам З.Т. Гражданской[3],интерес Шоу к актуальных проблемам современности сказался в самых ранних егопроизведениях. В период с 1879 по 1883 г. Шоу написал пять романов:«Незрелость», «Неразумный брак», «Любовь артистов», «Профессия Кэшиля Байрона»,и «Социалист-одиночка». В те годы романы Шоу не получили признания. Начинающемуписателю пришлось выдержать длительное и неравное единоборство смногочисленными издателями. Он получал только отказы, но не сдавался. Новаторпо своей природе, Шоу и в роман стремился внести нечто новое.
Романы Шоу свидетельствовали о присущем ему мастерстведраматурга, которое еще ждало случая для своего выявления. В романах оносказалось в отчетливо выраженной склонности к диалогизированной форме, вблестяще построенных диалогах, которым во всех без исключения произведениях Шоупринадлежит основное место.
80-е годы XIXв.были отмечены в Англии подъемом рабочего движения. Возникает несколькосоциалистических организаций, но далеко не все они были последовательнореволюционными. Организация, к которой в 1884 г. примкнул Шоу, называласьФабианским обществом. Шоу стал активным участником этой организации, выступаяна митингах, написал большое количество статей и брошюр посоциально-экономическим и политическим вопросам и выдвинулся в числоруководителей Фабианского общества.  Этобыла социал-реформистская организация, стремившаяся к руководству рабочимдвижением. Своей задачей члены Фабианского общества считали изучение основсоциализма и путей перехода к нему. Принимая участие в пропагандистских кампанияхфабианцев и учавствуя в работе муниципалитета одного из лондонских пригородов,Шоу начинал свою литературную деятельность как автор трактатов, разъясняющихосновные установки движения, взявшего имя римского полководца Фабия, которыйпрославился медлительностью и осторожностью, а также романами с откровеннойидеологической подоплекой. Фабианцы считали, что рабочие ни в коем случае недолжны прибегать к революционным методам борьбы. Вместо этого они предлагалимедленное, постепенное внедрение отдельных элементов социализма посредствоммелких и частных реформ. По своему складу Шоу был педагогом и проповедником, иего мог увлечь «педагогический» пафос фабианской программы. Идея воспитаниячеловечества имела для него огромную притягательную силу, и именно она лежала воснове всей его деятельности художника и социального реформатора.
К прозе Шоу время от времени возвращался впоследствии,публикуя новеллы и романы, чаще всего представлявшие собой беллетризированныйфилософский очерк или обозрение понятий и нравов, облеченное в форму занимательногоповествования с нетривиальной фабулой. Однако его истинным призванием оказалсятеатр.
2. «Квинтессенция ибсенизма»
С 1888 Шоу постоянно выступал как театральный критикгазеты «Стар», где сначала писал о музыкальном театре, а затем и о драме.Рецензии Шоу собраны в трехтомном издании «Наш театр девяностых». Основноевнимание Шоу-критик уделял новым веяниям на подмостках, сопрягавшимся для него,прежде всего, с именем Ибсена. Большая статья «Квинтэссенция ибсенизма» (1891)приобрела характер творческого манифеста самого Шоу, возвестившего о своемнеприятии господствовавшей театральной эстетики (мелодрама, «хорошо сделаннаяпьеса» с любовным сюжетом и т. п.) и о приверженности драме, затрагивающейактуальные общественные конфликты.
А.П. Сергеев отмечает[4], чтоБ. Шоу, увидевший в Ибсене «великого критика идеализма», а в его пьесах — прообраз своих собственных пьес — дискуссий, в статьях «Квинтэссенцияибсенизма», «Драматург — реалист — своим критикам» (1894), а также вмногочисленных рецензиях, письмах и предисловиях к пьесам дал глубокий анализидейно-художественного новаторства норвежского драматурга, сформулировав на егооснове свое представление о творческих задачах, стоявших перед «новойдрамой». Главная особенность «новой драмы», по мнению Шоу, заключается втом, что она решительно повернулась к современной жизни и стала обсуждать«проблемы, характеры и поступки, имеющие непосредственное значение для самойзрительской аудитории». Ибсен положил начало «новой драме», и, в глазах Шоу,для современного зрителя он куда важнее, чем великий Шекспир. «Шекспир выводилна сцене нас самих, но в чуждых нам ситуациях… Ибсен удовлетворяетпотребность, не утоленную Шекспиром. Он представляет нас самих, но нас в нашихсобственных ситуациях. То, что случается с его героями, случается и с нами».Шоу полагает, что современный драматург должен идти тем же путем, что и Ибсен.При этом, говоря о своем собственном творчестве, Шоу признается, что «вынужденбрать весь материал для драмы либо прямо из действительности, либо издостоверных источников». «Я ничего не создал, ничего не выдумал, ничего неизвратил, я всего лишь раскрыл драматические возможности, таящиеся в реальнойдействительности».
Смелость и оригинальность творческих идей норвежскогодраматурга Шоу связывает с тем, что Ибсен был свободен от предрассудков своеговремени и сумел разоблачить ложные идеалы общества, предустановленные им нормыморали. Драматургу наших дней, считает Шоу, следует, подобно Ибсену, трезвовзглянуть на действительность и отбросить всякие устарелые истины, ибо онилишены реального содержания.
Шоу убежден, что драматизм современной пьесы долженосновываться не на внешней интриге, а на острых идейных конфликтах самойдействительности. «В новых пьесах драматический конфликт строится не вокругвульгарных склонностей человека, его жадности или щедрости, обиды иличестолюбия, недоразумений и случайностей и всего прочего, что само по себе непорождает моральных проблем, а вокруг столкновения различных идеалов».
Шоу заключает, что школа Ибсена создала новую формудрамы, действие которой «тесно связано с обсуждаемой ситуацией». Ибсен «ввелдискуссию и расширил ее права настолько, что, распространившись и вторгшись вдействие, она окончательно с ним ассимилировалась. Пьеса и дискуссия сталипрактически синонимами». Риторика, ирония, спор, парадокс и другие элементы«драмы идей» призваны служить тому, чтобы пробудить зрителя от «эмоциональногосна», заставить его сопереживать, превратить в «участника» возникшей дискуссии- словом, не дать ему «спасения в чувствительности, сентиментальности», а«научить думать».
Как и Ибсен, Шоу использовал сцену для пропагандысвоих социальных и моральных взглядов, наполняя пьесы острыми, напряженнымидискуссиями. Однако он не только, как Ибсен, ставил вопросы, но и пытался наних ответить, и ответить как писатель, исполненный исторического оптимизма. Пословам Б. Брехта, в пьесах Шоу «вера в бесконечные возможности человечества напути к совершенствованию играет решающую роль».
Ибсен изображал жизнь преимущественно в мрачных,трагических тонах. Шоу насмешлив даже там, где речь идет о вполне серьезном. Онотрицательно относится к трагедии и выступает против учения о катарсисе. Помнению Шоу, человек не должен мириться со страданием, лишающим его «способностиоткрывать сущность жизни, пробуждать мысли, воспитывать чувства». Шоу высокоценит комедию, называя ее «самым утонченным видом искусства». В творчествеИбсена, по словам Шоу, она трансформируется в трагикомедию, «в еще болеевысокий, чем комедия, жанр». Все герои Ибсена «принадлежат комедии, они небезнадежны, ибо, показывая их, он критикует ложные построения интеллекта, авсе, что касается интеллекта, можно излечить, если человек научится лучшемыслить». Комедия, по убеждению Шоу, отрицая страдание, воспитывает в зрителеразумное и трезвое отношение к окружающему миру.
Однако, предпочитая комедию трагедии, Шоу в своейхудожественной практике редко удерживается в границах одного комедийного жанра.Комическое в его пьесах легко уживается с трагическим, смешное — с серьезнымиразмышлениями о жизни.
По мнению Шоу[5],лучшие ибсеновские пьесы построены на столкновении «реалистов» с«идеалистами», в конечном итоге ведущем к оздоровлению общественнойнравственности. С точки зрения Шоу, «идеалы» — это маски, которыечеловек надевает на нелицеприятные и отталкивающие обстоятельства реальнойжизни, чтобы не сталкиваться с ними лицом к лицу. Напротив,«реалистом» Шоу считает того, кто не боится заглянуть в глазареальности, кто отрицает нормы общественной морали, если они не отвечаютпотребностям его натуры и несут зло окружающим. Главную заслугу Ибсена Шоувидел именно в том, что норвежский драматург, по его мнению, не боялся быть«аморальным», не боялся восставать против ходячих положенийобщественной нравственности ради утверждения нравственности новой, покоящейсяна здравом смысле, — естественнонаучных открытиях и потребностях человеческойприроды. Таким образом, Шоу воспринял пьесы Ибсена исключительно каксоциально-критические. Конфликт свободы и детерминизма, жизни и творчества,столь важный для Ибсена, его мало интересует.
3. Интеллектуальная драма
Итак, по словам А.Г. Образцовой[6], Шоуутвердил в английском театре новый тип драмы – интеллектуальную драму, вкоторой основное место принадлежит не интриге, не захватывающему сюжету, а темнапряженным спорам, остроумным словесным поединкам, которые ведут его герои.Шоу называл свои пьесы «пьесами-дискуссиями». Они захватывали глубиной проблем,необычайной формой их разрешения; они будоражили сознания зрителя, заставлялиего напряженно размышлять над происходящим и весело смеяться вместе сдраматургом над нелепостью существующих законов, порядков, нравов. Шоуутверждал, что современная драматургия должна была вызывать прямой отзвук уаудитории, узнающей в ней ситуации из собственного жизненного опыта, ипровоцировать дискуссию, которая выходила бы далеко за пределы частного случая,показанного со сцены. Коллизии этой драматургии, в отличие от шекспировских,которые Шоу считал устаревшими, должны носить интеллектуальный илисоциально-обличительный характер, отличаясь подчеркнутой злободневностью, аперсонажи важны не столько своей психологической сложностью, сколько чертамитипа, проявленными полно и наглядно.
Как справедливо отмечает А.С. Ромм[7], впьесах Шоу мало внешнего действия. Но они обладают огромным внутреннимдраматизмом. Не пользуясь никакими сложными сюжетными приемами, Шоу с помощьюодного сченического диалога умеет держать зрителя в состоянии сильнейшегонапряжения. Однако с точки зрения своей драматургической структуры драмы Шоуотнюдь не так просты, как это может показаться на первый взгляд. В нихпроисходит сложный и мучительный процесс рождения истины, и именно этим определяетсяих внутреннее развитие.
Драматургическая форма пьес Шоу возникла из егопредставления о природе современного общества как «царства лжи», в которомгосподствуют всевозможные «фикции», а истина существует в мистифицированном изашифрованном виде. С этим связана некоторая условность его драматическихсюжетов. Драма Шоу парадоксальна и фантастична, как парадоксальна и фантастичнасама жизнь того мира, в котором ложь существует на правах истины, а истиназагоняется в подполье, где бродит в виде смутных подводных течений.
Обнаженная, неприкрашенная «правда» в начале пьесытеснится главным образом на периферии сюжета, в области ремарок и предисловий.Поэтому весь этот технический аппарат разрастается до необыкновенных размеров(ремарки иногда занимают около трети всей пьесы, а предисловия приобретаютформу публицистических и философских трактатов). Эпические элементы драмы Шоуиграют в ней особую роль. Уточняя социальную и философскую проблематику пьесы,они в то же время увеличивают ее емкость. Из предисловий тянутся нити,связывающие события драмы с событиями мировой общественной жизни. В ремаркахвмещается не только быт героев, но и их подлинное «я» — те неведомые им чувстваи стремления, которые тайно управляют их жизненным поведением.
Эпическое обрамление драм Шоу есть не что иное, каксвоеобразная расшифровка особого драматургического приема. У его пьес всегдаимеется огромный, сложный подтекст. Его присутствие в пьесе может в полной мереощущаться лишь тогда, когда пьеса со страниц книги переходит на сценическиеподмостки. При этом переходе подтекст теряет свою логическую ясность. Но затосила его давления на текст бесконечно увеличивается. Дыхание большого мирареальных человеческих дел и чувств несет в себе и игра актеров.
Все революционные потрясения Шоу производит не столькос помощью сюжета, сколько с помощью сценического диалога. В его драмах царитатмосфера тончайшей интеллектуальной игры. Играя словами и понятиями, Шоуразрушает привычные представления людей и помогает им увидеть примелькавшиесяявления по-новому. Для этого он мастерски использует семантические и звуковыевозможности слова.
Чтобы сместить привычные пропорции, ему иногдадостаточно изменить ритм сценической речи или перевести ее в иную лексическуюили музыкальную тональность. Так, доводя до виртуозного совершенства техникудраматического диалога, Шоу разрушает «ложь» и помогает постепенному освобождению«правды». В ходе сценической дикуссии люди и вещи приобретают свой настоящийоблик. «Правда» в пьесах Шоу – это истинная сущность жизни в целом и отдельной человеческой индивидуальности,которая раскрывается в ходе драмы. По мере развития драматического действиязастывшая маска идеи сдвигается в сторону, и под него сначала смутно, а потомвсе яснее и яснее различаются человеческие черты. Подлинные чувства людей,доселе говорившие беззвучным языком ремарок, обретают голос и берут слово,чтобы рассказать о самих себе. Истинная подоплека человеческих характеровстановится ясной в процессе поединка идей. В финале драмы «маски» спадают окончательно,«правда» наконец выходит из подтекста, и при ее появлении вся вавилонская башнялжи, скрывавшая от глаз зрителя живую жизнь, — рушиться с оглушительнымтреском. В действие, которое обычно развивается как спор двух антагонистов,нередко вмешивается треться сила, сама жизнь; она и решает исход поединка идей.
Парадоксальность драматических финалов Шоу особенноощущается потому, что в заключительных сценах пьеса как будто бы возвращается ксвоей исходной ситуации. Внешне все остается по-старому. Но зато произошли большиевнутренние перемены — в сознании людей, характере их отношений.
4. «Независимый театр» и 3 цикла пьес
Начало драматургической деятельности Шоу было связанос «Независимым театром», открывшемся в 1891 г. в Лондоне. Его основателем былизвестный английский режиссер Джекоб Грейн. Основная задача, которую ставилперед собою Грейн, заключалась в ознакомлении английского зрителя с современнойдраматургией. «Независимый театр» противопоставлял потоку развлекательных пьес,заполнявших репертуар большинства английских театров тех лет, драматургиюбольших идей. На его сцене были поставлены многие пьесы Ибсена, Чехова,Толстого, Горького. Для «Независимого театра» начал писать и Бернард Шоу.«Независимый театр» существовал на правах полузакрытого клуба и поэтому былотносительно свободен от давления цензуры, препятствовавшей постановкам пьес,которые отличались смелостью изображения прежде табуированных сторон жизни инетрафаретным художественным решением.
Путь Шоу как драматурга начинается с цикла пьес,объеденных под общим названием «Неприятныепьесы». Сюда вошли: «Дома Вдовца», работать над которой Шоу начал в 1885г., «Профессия миссис Уоррен» и «Волокита». В своем предисловии к «Неприятнымпьесам» Шоу писал: «… сила драматического искусства в этих пьесах должназаставить зрителя стать лицом к лицу с неприятными фактами. Несомненно, каждыйавтор, искренно желающий благ человечеству, совсем не считается с чудовищныммнением, будто бы задачей литературы является лесть. Но в этих драмах мы сталкиваемсяне только с комедией и трагедией индивидуального характера и судьбой отдельногочеловека, но и с ужасными и отвратительными сторонами общественного устройства.Ужас этих отношений заключается в том, что обыкновенной средней руки англичанин,человек, может быть, даже мечтающий о тысячелетнем царстве благодати, — в своихобщественных проявлениях оказывается преступным гражданином, закрывающим глазана самые подлые на самые ужасные злоупотребления, если их устранение грозит емупотерять хотя бы один грош из своих доходов».
По мнению А.Ю. Образцовой[8], в«Неприятных пьесах» перед нами внешне вполне порядочные респектабельныеанглийские буржуа, располагающие значительными капиталами и ведущие спокойнуюустроенную жизнь. Но это спокойствие обманчиво. Оно таит за собой такиеявления, как эксплуатация, как грязное, бесчестное обогащение буржуа за счетнищеты и несчастий простого народа. Перед глазами читателей и зрителей пьес Шоупроходят картины несправедливости, жестокости и подлости буржуазного мира.Характерно, что пьесы Шоу начинаются с традиционных картин будничной жизнибуржуазной семьи. Но вот, как это обычно бывает в драмах Ибсена, наступаетмомент, когда на первый план выступает социальный аспект глубоко волнующегописателя вопроса: где источники богатства героев? на какие средства они живут?какими путями удалось добиться им того благополучия, в котором они пребывают?Смелая постановка этих вопросов и не менее ответы на них и составляют основутой обличительной силы пьес Шоу, которая возмущала одних и не могла неимпонировать и не восхищать других.
В этом цикле Шоу затрагивает темы, никогда прежде невозникавшие в английской драматургии: бесчестные махинации, на которыхнаживаются респектабельные домовладельцы; любовь, не считающаяся с мещанскиминормами и запретами; проституция, показанная как болезненная социальная язвавикторианской Англии.
А.С. Ромм[9]пишет, что в «Неприятных пьесах» Шоу реализовал ту эстетическую программу,которую он декларировал в своих критических статьях. Он выступил в роли художника– «срывателя масок», чье призвание заключается в том, чтобы говорить«неприятные истины» своим зрителям и читателям.
«Я показал, — пишет он в предисловии к циклу, — какимобразом почтенный средний класс и щеголяющая благородством своих чувств аристократическаямолодежь, как мухи на навозе, откармливаются и жиреют за счет нищеты ютящейся втрущобах голытьбы».
В первом драматическом цикле Шоу полностью раскрылсяего огромный талант сатирика и публициста.
Вторым циклом пьес Бернарда Шоу были «Приятные пьесы». Сюда вошли: «Война ичеловек», «Кандида», «Избранник судьбы», «Никогда вы не можете сказать». В«Приятных пьесах» Шоу меняет приемы сатирического обличения. Если в «Неприятныхпьесах» он обращался к «ужасным и отвратительным сторонам общественного устройства»,гневно обрушивался на социальные порядки, то в «Приятных пьесах» он уделяетосновное внимание той лицемерной морали, которая призвана скрыть истиннуюсущность буржуазных отношений.
В этих пьесах Шоу ставит своей целью сбросить теромантические покровы, которые скрывают жестокую правду действительности. Онпризывает людей трезво и смело взглянуть на жизнь и освободиться от липкойпаутины предрассудков, отживших традиций, заблуждений и пустых иллюзий. И еслив «Неприятных пьесах», создавая образы Сарториуса, Крофтса и стремясьподчеркнуть жестокость, бесчеловечность этих людей, Шоу охотно обращался кприему гротеска, то герои его «Приятных пьес» гораздо более «человечные люди» ив их изображении нет нарочитой резкости и заострения. Но вместе с тем убожестводуховного мира буржуа, закоренелая предвзятость его суждений, извращенныепредставления, скрывающиеся под респектабельной внешностью, черствость и эгоизм– все это показано с большой силой проникновения в самую сущность буржуазнойидеологии. В самом названии – «Приятные пьесы» – звучит вполне откровеннаяирония.
Целью Шоу и в этих пьесах было «превратить сцену втрибуну пропаганды и арену дискуссий», однако он теперь охотно использовалприемы развлекательного театра, чтобы говорить с публикой на привычном ейязыке, не отказываясь ни от значительной и острой проблематики, ни от иронии ипристрастия к парадоксу, во многом определяющим его стилистику.
В «Приятных пьесах» также впервые отчетливо проступаетантимилитаристская тенденция Шоу, стремление разо


Не сдавайте скачаную работу преподавателю!
Данный реферат Вы можете использовать для подготовки курсовых проектов.

Поделись с друзьями, за репост + 100 мильонов к студенческой карме :

Пишем реферат самостоятельно:
! Как писать рефераты
Практические рекомендации по написанию студенческих рефератов.
! План реферата Краткий список разделов, отражающий структура и порядок работы над будующим рефератом.
! Введение реферата Вводная часть работы, в которой отражается цель и обозначается список задач.
! Заключение реферата В заключении подводятся итоги, описывается была ли достигнута поставленная цель, каковы результаты.
! Оформление рефератов Методические рекомендации по грамотному оформлению работы по ГОСТ.

Читайте также:
Виды рефератов Какими бывают рефераты по своему назначению и структуре.

Сейчас смотрят :

Реферат Финансовый анализ деятельности предприятия на примере ОАО Ленэнерго
Реферат Foul Play Essay Research Paper Foul PlayDear
Реферат 5 Иностранный язык (английский)
Реферат Hydroelectric Energy Essay Research Paper Hydroelectric energy
Реферат American Dream 2 Essay Research Paper The
Реферат Синтез солі трибутил – н –гексиламоній йодид
Реферат Особенности формирования общественных мотивов в условиях совместной деятельности педагога и детей
Реферат Труд
Реферат The Scarlet Letter Essay Research Paper But
Реферат Global Warming Essay Research Paper There are
Реферат Issuing Laptops Essay Research Paper Anyone can
Реферат Основные финансово-политические идеи в работах А.Смита
Реферат Экологическое обследование 5 квартала микрорайона Капотня
Реферат Анализ финансово-хозяйственной деятельности ЗАО "Курская подшипниковая компания"
Реферат Із 19 по 27 березня 2011 р у Московській академії економіки І права (Росія) в рамках співпраці між Академією та Кіровоградским інститутом розвитку людини "Україна" відбувся "Тиждень права та економіки України"