Реферат по предмету "Литература и русский язык"


Русская литература 18 века

Билет 1. Общая характеристика ипериодизация.
18век переломный. Происходило изменение по отношению к человеческой личности. Нарубеже 17-18 вв произошла смена культурных ориентиров и источников влияния. Гл.культ. Ориентиром стала западная Европа, но европеизация термин условный.Процесс европеизации начался с середины 17 в, ключевым событием, быликультурные реформы. В 17 в в Москву приехали киевские старцы- первые русскиезападники. Осуществившие реформу книг, благодаря им в России появилось стихотворство и драматургия. В сер. 17 в по польскому приказу в Москве началисьпереводы европейских романов. Европеизация началась с осв. Польск. Фр. Нем.лит-ры.
Процессосв. Зап-евр. культ. М/б назван трансплантацией(Лихачев). Освоение западнойкультуры проходило более болезненно, чем византийской. Русск. культ. забылапер. ученичества. Болшая часть 18 в ушла на ученичество.1 транспл. Происходиларавномерно и целенаправленно. В Петр. Эпоху транспл.- стихийна, поэтому пр-янач. 18 в –хаотичн. Набор евр. Пр-ий. Еврлпеиз. было отказано. Виз. Культ. Нехотела сдавать свои позиции. В 18 в прошёл рассол нац. Лит-ры. Др.рус лит. Неумерла вместе с Русью. Чит др.рус. текстов былы дем. Низы. Произошласекуляризация русской культ. Она выразилась в смене жанровых систем. Пришлистих сатиры, оды, драм жанры, комедии, трагедии, элегии, идиллии. В 18 вгосподствуют, поэт и драм жанры.В 18 в изм представление о самом характере ТВ-ва,об отн автора к лит труду. Индивидуализация авт сознания. Постепенно происходитпрофессионализация писателей, появляется массовая литература.рус литератураускоренно развивается, то, что пережила евр лит-ра за 250 лет, рус лит – за 100лет.18 век наз. Лит русского возрождения.
1этап 90гг 17 в -20 гг 18 в. Петровскя эпоха. Продолжение др рус барокко. Эпохапереводов. Рус пр-ий оч мало.1)вирши-стихи силлабич.
2)школьндрама. Писатели Степан Яворский, дм ростовский, Феофан Прокопович, Андрей иСемен Денисовы.
2этап 30-50гг 18 в. Период становления русс классицизма. Смена жанров.1)стих.Сатира, 2)ода 3) класс ком 4) трагедия. Происходит 
рефрус яз, русс стихослож. Силлабич. Сист     силлабо тонич. (рефТредиаковского-ЛОМОНОСОВА).Кантемир. тредиак, Ломон, Сумарок
 3период 60-90 Екатерининская эпоха. Пер расцвета творч писателей. Ек провелалиб. Реф.Начинается эпоха расцвета публицистики: очерк, путешествие. Ведущимнаправлением являктся классицизм, он приобретат гражданский характер.,появляется сентиментализм 90 гг18 в, предромантизм, в литературу возвращаетсяпроза. Жанр повести и романа. Эту эпоху называют эпохой, просвещения. Фонвизин,Державин, Карамзин, Радищев. Крылов.      
Билет 2. Петровская эпоха в русскойлитературе, творчество Ростовского и Яворского.
Этосамая нелитературная эпоха. Гос-во реформировалось, произошла приостановка лит.П1 был человеком дела, а не эстетического удовольствия, это эпоха народа ивещей. Был создан флот, рег. армия, синод, С-Пб как антипод Москве. Былосоздано 650 книг, П1 требовал, чтобы книга была полезной, это были в осн.учебники, почти все переводы. В 1722 был создан табель о рангах. СтепанЯворский и ДМ ростовский Были приглашены Петром с Украины, чтобыпропагандировать реформы. Стефан- рязанский митрополит, ректор СГЛ академии,глава святейшего синода. Силлабические стихи и полемические произведения.Дмитрий Ростовский был назначен ростовским митрополитом
Обоимне нравилась разгульная жизнь П и они время от времени пытались наставить егона путь истинный. Это заставило П приблизить к себе Ф Прокоповича.
Билет 3. Стиль Барокко в Русскойлитературе, Споры о границах русс барокко.
Бароккоэто общеевропейский стиль, особо проявился в Испании, Италии, Франции,приходится на 16 в, Это трагический стиль, Авторы считают жизнь трагичной, этохождение по лабиринту, человек одинок. Закон маятника. Промежуточное место м/увозрождением и классицизмом. Барокко-жемчужина неправильной формы, всё основанона дисгармонии. Это самое 1лит напр в России, самый ярк. писатель-Симеон полоцкий.Русское барокко имеет сущ отл, это сочетание не сочетаемого.
— христ-во и языч образы
— комическое и трагическое
— натур-зм и фантастика
— стихи и проза
-объединискусств
— 1 предмет изобр ч/з 2
Барокко-искусствоиносказания, адресованное высокообразованным людям. Очень сложное иск-во вязыковом отношении. Осн. жанры силлабические вирши: проповедь(церковная иторжественная) и школьная драма.
Билет 4. Русский театр, школьная драма.
Театрв России появился в 70 гг 17 в это был театр 1 зрителя – царя, придворный театрАлексея Михайловича.
Пьесыписал немецкий пастор на библейские темы, спектакли шли по 8-10 часов. При п1театр развивается, 3 типа театра:
1публичный
2придворный
3школьный
Публичныйтеатр был организован в 1702 г, немецкие актёры, унижение для Москвы, театр накрасной площади, 15 пьес, закрыт в 1707, репертуар был светским, и современные,и эпохи возрождения(Мольер), и античной истории. Театр показал, чточеловеческая жизнь м/б предметом искусства. Придворный театр 1707-1717гг. Былсоздан в Преображенске. Было написано несколько русских пьес:
— пьесы светского содержания, источники — рыцарские романы.
— Жития святых, они назывались либо действиями, либо комедиями. Школьный театрсуществовал при учебных заведениях. Пьесы писались учителями риторики ипиитики. Актёрами были дети. Шк театр выполнял воспитательные функции. Сюжетыбрались исторические. Театр пытался развить интонацию, дикцию. Самым первымшкольным театром был театр СГЛ академии в 1702г. Театры в провинциипросуществовали до 19 в, пьесы школьного театра делятся на 3 группы:
-Пьесырелигиозного содержания – МОРАЛИТЕ, сюжетом служили библия и жития святых.
— Историко-панегирического содержания. Сюжеты из исторических событий.
— Диалоги и декламации.
Поэтикашкольного театра — чисто барочная. Речь идёт о переломе судьбы героя: Отсчастья к несчастью и наоборот.
Билет 5. Рукописные повести 1/3 18 в.
В18 в обособленно развивались 2 ветви литературы:
1Высокая литература
2Демократическая литература.
Надем. оказывала влияние зап-евр. беллетристика.
«Историяо российском матросе Василии Кориотском», «история о храбром кавалереАлександре». Автор этих произведений неизвестен, скорее всего они были созданыв демократической среде. Исследователи сопоставляют эти повести с ПЛДР. Общеем/у ними:
— анонимность
— рукописность
— Развлекательно-прикладной характер.
— гл герой мол чел, готовый пожертвовать всем ради друзей. Ещё больше историиимеют с евр романами, это 1 попытка создания русского авантюрного романа. С еврроманами роднят:
— приключения,
— сражения за даму сердца
— путешествие по морю
— плен.
«…о Василии…»
Причудливоесплетение новизны и старины, пр0е написано на др рус языке и имеет ученическийхарактер.
«….О кавалере Александре..»
Повестьпримечательна в 2 аспектах:1) это 1 энциклопедия о любви, т.к. Др Рус литотвергала любовь.
2)повесть испытала на себе барочные явления.
-скитаниегл героя
-строениеи композиция повести.
-вставныеновеллы
-смешениестиха и прозы
-смешениецерковных слов и варваризмов, эффект комизма.
Билет 6. Старообрядческая литература 1/318 в.
Старообрядческаялит-ра возникла в сер 17 в в связи с прошедшим расколом. В 17 в лидером ст/обрдвижения был протопоп Аввакум.1658-1682г существовал пустозерский центр. В 1682г ст/обр были сожжены, так закончился 1 этап ст/обр.
1этап – Выголексинский  монастырь, он был основан в 1694г на реке Выг.Основатели: Даниил Викулин, Андрей Денисов-будущий настоятель монастыря. Мпросуществовал до 1856 г. В 18 в ВЛ монастырь был центром ст/обр культуры.Расцвет пришёл на 1/3 18 в.
Певческаяшкола, литейное дело, иконописание.
ВЛст/обр пошли на спор с властями, П издал указ о том, чтобы они платали двойнойподушный оклад, и должны работать на пром. предприятиях, также они должныносить жёлтые воротнички. Знаменитые писатели: Андрей и Семён Денисовы, ИванДенисов-историк. Сочинения делятся на 2 группы: — делового характера (уставы).
- Литературные произведения       
Выговцыотказались от культурного противостояния, в высокой литературе были те жежанры, что и в барокко, кроме драмы. «Повесть об осаде Соловецкого монастыря»Семёна Денисова 20е гг 18 в, печаталась и в ст/обр типографиях. Пр0е м/бназвано историческим, т.к. описываются события 17 в .
 Повестьнаписана в 2х жанрах: агиографии и ист повести. Мартирий-житийное пр-е освидетелях – мучениках, кот принимают насильственную смерть от рук иноверцев,исповедуя Христа. Автор вносит много реалистических сцен.ю чего не было раньше.О барочности повести свидетельствует целый ряд сквозных метафор, образсада-винограда-1 из устойчивых эмблем лит-ры барокко. Автор использует темуметаморфозы: сад гибнет, всё превращается в обратное. Образ Трои-сквознаяметафора. Её гибель упоминается в самьм начале повести. Денисов пытаетсясоревноваться с Гомером в поэтическом мастерстве.Др черты барокко: сочетаниестиха и прозы. Автор вводит новые слова, обыгрывает контраст прошлого инастоящего.
Билет 7. Творчество Феофана Прокоповича.
Приехалс Украины в 1715г, учился в Киево-Могилевской академии, также учился в Польше.Стал придворным писателем П1, в Лиле Прокоповича русс лит нашла новый типписателя-служащего. После смерти Петра ему было поручено написать слово напогребение. Слово-произведение авторского искусства, автор используетриторические вопросы, восклицания и обращения, композиционно слово состоит из3х частей:
1плач по Петру
2прославление Петра
3похвала Е1 вдове. Сочетание похвалы и плача — особенность барокко, во 2 части Фисп поэтику отражения, наз П-Иафетом  и Моисеем (библейские персонажи),Соломоном. Обыгрывает контраст прошлого и настоящего, приводит пртёмэтимологизации имени. Пётр-камень. Язык очень высокий, изобилует церковнымисловами, риторическими фигурами.(хиазм)
Другиепр-я автора:
«Духовныйрегламент»20 гг.
«Новыйустав о монахах».
Нескист пр-ий.
«Словона погребение Петра».
«Владимир».Пьесабыла поставлена в Киево-Монилевской академии.Принадлежит к панегирическимпьесам.Ф во многом переосмыслил ист события, он предложил новую концепциюхр-ва, это просвещение. Ветхий завет-педагог. Кот приводит в школу. Новый завет– истинный учитель христианства.
Билет 8. Классицизм. Сумароков,Ломоносов. 
ПреемникиПетра были мало заинтересованы в продолжении реформ. С 1725-1762-эпоха застоя
Этовремя дворцовых переворотов, трон сменили Е2, П3, Анна Иоанновна, ИоаннАнтонович, Елизавета, Петр Фёдорович.
ПриЕлизавете в 1755 г был основан МГУ, в !?%: г в Петербурге создан професс. Театр, директором его был Сумароков. В 1757 г академия художеств в С-пб, 30-50 гутверждается новое лит направление-классицизм в литературе. Вместе с этим жанромпришли комедия, трагедия, ода, сатира, жанры хар-ные для лит 30-40 гг.
Классицизм- общеевропейское направление зародилось во Франции в 1 1/2 17 в.Родоначальником был Малерб одописец. Смена жанров произошла благодаря сменекультурных ориентиров, суть петровских реформ закл в секуляризации, чтопринесло свои сдвиги. Господствующей темой стали отношения человека сгосударством и обществом.
Классицизм-этолит прославления государства и государственности. Дилемма человек и гос-ворешается в пользу гос-ва, чел должен подчиняться законам гос-ва и бытьпатриотом.
1)рациональная природа-разум
2)пассионарнаяприрода-стихия человеческих чувств и страстей.
Эти2 природы противоположны по своей сути. Гл идея-подчинить стихию страстиразуму. Образом для литературы классицизма служила античность. Принципы антиск-ва: 1) простота
2)симметрия
3)гармония
4)ясность
Попредставлению классицистов красота есть нечто неизменное. Она основывается наопр принципах, кот постигаются рациональным путём. Писатель-учёный, постигающийкрасоту.
/>Поэт и учёный
Поэти ремесленник
Поэтикузнец
СопоставлениеТВ-ва поэта с другими работами.
Важнаяособенность класс-тв личности не придавалось первоначального значения.
Напримерв споре м/у Тредиаковским и Ломоносовым главнее не личность поэта, астихотворный размер.
ЖАНРОВАЯСИСТЕМА КЛАССИЦИЗМА.
СтЛомоносова о пользе книг церковных в русском языке. Установил 4 уровня
ПЛАНФОРМЫ:
лексическийуровень-речение
Стиль-сочетаниеречений
ПЛАНСОДЕРЖАНИЯ:
3) жанр-ода, комелия и др.
4)предмет-материя (то, о чём речь).
РАЗДЕЛЯЕТСЛОВА НА ГРУППЫ
Словац/сл яз, кот вошли в еж обиход, бог, рука
Словац/сл яяз, воспр как архаизмы, но так же всем изв, насаждённый, господень.
Словарус яз, кот нет в богослужебных книгах, пока, лишь
Ломоносоввыделяет 3 штиня: — высокий
— посредственный
— низкий
Высокийобр путём речений 1 и2 гр, средниё-1,2,3 гр
Низкий-путёмсочетания 1 и 3гр Каждой группе соответствует своя система жанров. К высокому-героическое, торжественное, похвальное, философское, Жанры:
— героическая поэма
— ода, — проповедь.
Ксредним отн: нежность, осуждение, осмеяние, история и учение.
— стихотворная сатира
— элегия и эклога
— учебники, — ист соч.
Книзким отн комическое, увеселительное, повседневное, Жанры:
— комедия
— увеселит эпиграмма
— песня, — друж. письма.
Трагедиязанимает промежуточное положение м/у выс и ср стилями, там есть и героическое,но есть и нежность. Любое произведение должно обладать моралической ценностью,жанр д.б. чистым, не должен допускать проникновения др жанров, т.е. ихсмешений.
Билет 9. Сатиры Кантемира.
Творческоенаследие Кантемира невелико, в основном он занимался переводами сатир фрписателя Буало. Также он создал русс/фр словарь, указатели к псалтырю,незаконченную «Петриаду», в общ сложности он написал 9 сатир.
5сатир он написал в Лондоне, а 4 в России, они были изданы на русском языке в1762 г при Е 2 .
Издалих Иван Барков. В литературу Евр класс сатиры пришли из ант традиции. Ювенал,Гораций, в Евр-Буало.
— сатира на конкр. лицо-памфлет
— сатира на пороки пишется на конкр порок, осуждая глупость и скупость, чащевсего персонажи наделялись греческими именами.
— сатира пишется на опред. типаж с множеством намёков. Предметом иск-ваклассицизма явл. не иждив., сатира должна излечивать общество. Позже сатирыписались преимущественно на общий порок. Стихотворная сатира строилась изцепочки монологов отр. героев. Автор оценивает героев прямо в тексте, иногдасатира строится как диалог м/у пол и отр. героем. Наибольший интереспредставляют собой 1, 2 и 9 сатиры. 8 не сохр. в рукописях. Выбор стих сатирыдиктовался теми обст. в которых жил писатель Реформы П хотели пересмотреть,Кантемир пытался защитить преобразования Петра. 1 2 9 посвящены фактам русскойдействительности. 1 написана в 1729 г. Кантемир использует приём саморазоблачения героя, не собственно прямая речь, в которую вставляются словаавтора., также Кантемир вводит приём опредмечивания героя.
Настоящаяслава пришла к Кантемиру после смерти,   
 Кантемир1 писатель, завершивший силлабическую традицию.
Билет 10. ТворчествоТредиаковского.1703-1769гг.
Врусской литературе 18 в одна из самых ярких личностей, его часто называютрусским самородком, судьба его необычайна, он поднялся из самых низов, родилсяв семье священника в Астрахани, проявлял интерес к др. культурам. Учился вМоскве в СГЛ академии. Потом уч. в Голландии, откуда дошёл пешком до Парижа.Уч. в Сорбоннском ун-те. Т был полиглотом., в Москву вернулся в 1730 г. «Езда востров любви – 1 любовный роман, кот. произвёл впечатление на русс. общественность.Мнения разделились: осуждали, хвалили. Анна Иоанновна приблизила Т к себе в 30е гг 18 в Т был знаменитым поэтом при дворе. В 1740 г писал и читал стихи длясвадьбы в ледяном доме. После смерти Т знаменитость его уменьшилась, умер он внищете и безвестности. Т был оч. инт. чел, тайным оппозиционером ивольнодумцем. Его считали атеистом.» ода торжественная о сдаче городаГданьска»- 1 его пр-е на русском языке. Т был теоретиком и реформатором,пытался реформировать стихосложение. Поздние его пр-я-шаги назад, т.к. он испст/сл-змы. Был плодовитым писателем. Переводы: езда на остров любви,телемахида, и мн др. РЕФОРМА СТИХОСЛОЖЕНИЯ:
Впоэзии надлежит примечать 2 вещи: материю и дело, кот. побудило поэта писать.
Долготаи кр. слогов в русс. яз. отл. от греч, там-тоническая. Тероический росс стихсост из 13 слогов и 6 стоп.1 стопа-спиндей--, пиррихий~~, хорей-~, ямб~-,2 3после кот слогу пересечение надлежит быть., 456… Однако лучше всего стих котсостоит из 1 хорея, или большинства его, плохой, кот состоит из ямбов, средний,кот сост из одних пиррихиев и спондеев.Новый стих составлялся только издвусложных стоп. Стих героический д.б.разделён на 2 полустишия 1-7, 2-6 слогов.Героический стих не должен незаконченную мысль переносить в др часть. –Гекзаметр не может иметь ни больше, ни меньше 13 слогов.
— свойсво наших стихов- они всегда требует ударения рифмы.
Ковсему этому Тр довела поэзия нашего народа.
Почтивсе названия французские.
Билет 11. Творчество Ломоносова.
РольЛомоносова в ист лит связана с реформированием русского языка. Теория 3 штилей.Ломоносовским языком писали до реформы Карамзина. Ломоносов-Пётр Великий влитературе (Белинский). Истиных гениев 3: Ломоносов, Пушкин, отчасти Гоголь.(Достоевский).
Пушкинтоже оч тепло отзывался о Ломоносове. В 20 лет ушёл пешком в Москву., Домаполучил хорошее по тем меркам образование., сущ предположение, что Л в детствечитал рукописи ст/поморских книг. Вратами учёности Л называл 3 книги:Арифметику Магницкого, Грамматику Смотрицкого, Псалтырь С Полоцкого. Л поступилв СГЛ академию. В 1731г был отправлен в Германию, г Мальбург. В 1740г вернулсяв Россию. Лит Ломоносова-русское возрождение., писал в разных класс жанрах. Вчастности продолжил тр сатир Кантемира.
«гимнбороде» 1750г, обличается русское невежество. Героическая поэма о П1, драма«Тамира и селим». Основной жанр ТВ-ва-надписи., Л был придворным поэтом придворе Е2 и д.б. писать надписи к дворцовым празднествам.
Л– крупнейший одописец в России, 1 ода 1739 была написана в Германии, последняяв 1763г, посвящалась Анне И.
Ода-жанрантичной лит. Гораций, Пиндар-писал преимущественно торжественные оды., вЕвропе Малерб, Гюнтер.
Европейскийклассицизм сузил жанровые рамки оды. 2 разн: 
— Торжественная, похвалсная-чисто светский жанр, где прославляется лицо, илисобытие.
— Философвкая (духовная)-пр-е христианской лирики. Прославляются лица священнойбиблейской истории.
Ломоносовнаписал 20 похвальных од, 11 духовных.
Похвалиные6на день восшествия, на взятие Хотина.
СтильПАРЕМИЯ. 2  традиции:
— древнерусское красноречие(слоао)-обращения
-истретроспекция
-широкиепространства
-сопоставлениечеловека со вселенной.
— традиция европейского и русского барокко. Споры по поводу принадлежности Л ккакому либо стилю. Присутствует поэтический беспорядок, не свойственныйклассицисту.
-ассоциативныесвязи м/у отдельными образами=барочная традиция. Для Ломоносова было важносоединить несоединимое.
Лсделал науку поэтическим предметом.
8од
переложениепсалмов.
Билет 12. Жанр трагедии в русскомклассицизме.
Трагедиякак жанр сформировалась в литературе др. Греции. По определению Аристотелятрагедийный герой это человек с противоречивым характером, в котором общеенравственное достоинство соединено с трагической ошибкой, или виной. Онвызывает сочувствие у зрителя, а его вина послужит причиной его трагическойгибели в конце. Как правило он архаист, связан с идеей прошлого, это тоже ведётего к гибели, т.к. прошлое обречено не уход. Источник противоречия, формирующийконфликт трагедии, находится в характере героя, в его ошибке, заставляющейпреступать законы. Второй стороной конфликта в трагедии явл судьба,нравственный закон. таким образом в трагедии сталкиваются м/у собой индивидуальная правда личности и правда над личностной силы, которые не могутсуществовать одновременно в противном случае трагедии не вызывала бысострадания. Всего Сумароков написал 9 трагедий. Признаки классицизма: 5 актов,единство времени, места и действия. Создание новой жанровой модели -типология сюжетосложения 7 написаны на тему русской истории. Но русский сюжет это тольковнешний признак национального своеобразия жанровой модели Сум трагедии. Большевсего оно выразилось в особенностях поэтики и структуры жанра, чёткоориентированных на русс лит традицию. Все трагедии С стихотворные и написанывысоким метром — александрийским стихом(6-ст ямб с парной рифмой).этоследование фр класс схеме.
Трагедия«Хорев». 1747г.Конфликтная ситуация обн тенденцию к раздвоению уровнейконфликта. Хорев — чувство долга и любовь вступают в противоречие. Оснельдатоже: любить, или слушаться отца. Кий-делать добро подданным, илиправить(заговом Оталверх).Все 3 персонажа находятся на пороге выбора, но длякаждого выбор мнимый.Борьба страстей снимается автором как ист разв действиятраг. Она сост лишь пов, вид слой. В результате гл становится идеол конфликт.При общем трагическом звучании финала действие явно тяготеет к  комедийнойсхеме развития. Вместо 1 сложн героя есть нравственный антогонизм. Понятиевласти становится гл трагич героем.
Втрагедии Дм самозванец1770 признаки жанра ранней русс трагедии обрели своёпредельное воплощение.Тиран нужен Сум, чтобы превратить трагедию видеологический диспут о природе власти.Противоположнаы сторона конфликтаПармен, Шуйский, Ксения не смиряются с тиранией, след-но с обоих сторон упраздняютсястрасть и ч долга.Герои протагонисты открыто противопоставляютсы антагонистуДм.Вместо человека у Сум власть, кот анализирует себя.Трагедия унаследовала уторж оды свою проблематикуверх власти.В конфликте – присутствие 3стороны.Народ-надличностная сила.
Билет 13.  Эпоха просвещения в русс лит.
1760-1790ггВ 60-90 гг произошёл лит взрыв, т.к. увеличилось число писателей. Родилась демлит, кот созд мещанами, солдатами идр разночинцами, это теперь не зазорно.Пишет даже Е2. Начинает развиваться журналистика, появляются сатирическиежурналы. Чтение становится общедоступным занятием. Лит 60-90 гг пестра по своимнаправлениям заканчивает формироваться классицизм, драматургия, остр граждклассицизм, Утверждается новое лит течение-сентиментализм… В это время развкниготорговля, книжные лавки, магазины. Причиной лит подъёма была деят самойЕ2, она была 2 реф после П1, продолжателем его деят-ти.Зн-е её реформ тожевелико, но они не так известны. Ключевский: П произвёл рев нравов, а Е – ревумов. Е интересовалась ист, В 1767г вместе с началом реформ, родился русскийлиберализм. Она собрала комиссию по сост нового уложения и хотела, чтобы народсам придумал себе законы.-1 опыт русс парламентаризма. Е2 написала«наказ»-принципы по разработке законов. Е призывала к сокращению самодержавия,к созд органов для контроля за деят императора. Е2 считала, что народу надолишь указать путь, но она ошибалась.
Е2вела переписку с Фр просветителями Вольтером и Руссо, Главным ист «наказа» былМонтескье
Одуховных законах. Она говорила о вреде самовластия, о необходимости свободыслова, принцип веротерпимости, запретила просветителям именоваться рабами,хотела отменить крепостное право, но окружение было против.
Последствияоказались двоякими:
— огромное воодушевление нек дворян, в России стало складываться общ мнение,появляется свобода слова, реформы способствовали разв лит-ры.
— реф  привели к массовым волнениям, эпицентром стала крестьянская война.
1762-указо вольности дворянства.
Вдворянской среде родилось русское Волитерианство, оно выражалось ватеизме-отказе от всего национального.
Галломания-преклонениеперед всем иностранным.
Е2испугалась крестьянской войны, а более всего фр революции и к концу правленияеё политика стала жёстче.
Билет. 13 Жанр комедии в русс класс.
Комедиякак жанр сформ в др гр, как и трагикомедия имеет общий набор структурныхпризнаков. Является антонимом трагедии. В комедии герой итмеет противоречивыйхарактер, распадающийся на простые составляющие. В центре сюжета как правило 2героя: протагонист-воплощение добродетели и антогонист. — порок и зло. Комгерой-протагонист, новатор, он связ с будущим и опережает своё время. Это обст.мотивировка победы, т.к. будущее непременно наступит. Источник  конфликта — противостояние характеров. он проистекает из нравств и соц усл чел сущ., ноносит более приземлённый характер. В решении конфл большую роль игр случай и  обретение. Комедия не имела большого успеха у Сумарокова. Исследователи выд 2вода класс ком:-лёгкая, — высокая(соц).
Сумароковписал лёгкие ком, на скорую руку. Предназначение — издёвкой править нрав. Комне развлечение, она д.б. поучительна. насмешка над страстями. Персонажи имеютгов имена. Псих изъяны свойств людям во все времена, ком. внеисторична. Особ — памфлетность. С явно указ на совр(Тред). Сумароков написал 12 комедий, он писалкомедии на протяжении 30 лет, от 50-70гг жанровая модель комедии претерпевалаизм: 50-тяготеют к памфлетности, 60 — разрабатывается категория интриги и хар-ра. 70 гг-комедии обр жанровые признаки ком нравов. По отн к трагедии егокомедия возникла как младший отр жанр. сумароков созд свои 1 комедии не длятого, чтобы создать образец нов жанра, а чтобы осмеять противника.
«Тристосинус»-лёгкаякомедия по образцу Мольеровых.Не отображает русскую действ-ть.
Билет 16. Сатирические журналы Новикова.
СамаЕ2 была инициатором создания. сатир журналов. 1769г она стала издавать журнал«Всякая всячина». Новиков-1 из самых громких имён Ек эпохи. 69-74 он издавал 4журнала: «Трутень» «Живописец» «Кошелёк» «Пустомеля».
«Трутень» 69-70г Еженедельный журнал тир 1000 экз. «Живописец»72-73
 В«Трутне» публиковались пр-я в жанре писем, присланных читателями. Пороки дворобщ-ва. У исследователей появилась проблема авторства. Все печатались подпсевдонимами. Нравоописательные очерки, письма своих читателей, путешествия,сатарич лексикон. Нравоописательные очерки: аллегоричн персонажи явл носителямик/л порока. Традиции Кантемировской сатир..
Отрывокпутешествия в *** опубл в  «Живописце»72г возм писал Радищев. Яркоеантикрепостническое  пр-е, соч от лица дворянина. «Письма к Фалатею»4письма,кот м/б прин перу Фонвизина. 1 из перс-мать Фалатея оч напоминает гПростакову.В письмах отчётливо проступает двор злонравие.
Мыузнаём как проводили время провинц дворяне.
ПОЛЕМИКА:Е2 и Н отстаивали свои мнения в журналах. Предмет: что есть и какой должна бытьсатира.
«ПисьмоАфиногена Перочина». Большинство чел недостатков-слабости, а не пороки.Снисходительность и гуманизм. Нужно не обличать слабость, а противопоставлятьим добродетель… Позиция Е2.
ПозицияНовикова в ж Трутень «Письмо правдолюбцев». Нельзя разграничивать слабости ипороки. Сатира д.б.резкой и обличительной. Конфликт. Е2 явно проигрывала Н. Оназакр свой журнал и все ост тоже. В конце 70 х гг в мировоззр н. произошлисдвиги: он разочаровался в сатире. Не разоблачение, а лечение пороков. Но как?
Нначинает увлекаться масонством, он стал 1 из 1 лидеров моск масонов, работал вмоск ун-те и был директором типографии, издаёт массу духовной литературы,занимается активной просветительской работой.
Билет 19. Комическая опера. 70-80-гг.Драматург Лукин вводит в лит понятие «Склонения на русс нравы».
Онсчитал, что лучше фр комедию никто не напишет, значит надо подражать, ноподражая, склонять всё на русс нравы. Он упрекал Сум,
Чтоу того в комедиях нет ни 1 русс имени. Жанр комич оперы прин к низким жанрам. Вкомп оп действие обычно происходит на лоне природы, в деревне и все действлица-крестьяне. Прозаические монологи соч с ариями героев. Например Аблесимов«Мельник-колдун…».Стиль низкий, оч много просторечий. В опере Княжнина средикрест есть ещё и помещики – супруги Фирюлины, презирающие русские нравы итоскующие по Парижу и всему французскому.
Билет 20. Политическая трагедия.
1786гЕ2 написала драму «Из жизни Рюрика». Она обратилась к летописному сюжету, описвосст Вадима против Рюрика. Все симпатии она отдала Рюрику.
Княжнинпереосмыслил этот сюжет и вступил в полемику с Е2, сместил акценты.
Княжнинподнимает острые политические вопросы. Рюрик не показан здесь тираном, авторразмышляет, какая система правления подходит русскому народу, соглашается с Е2,что это самодержавие, народ несвободен, он избирает мир, но становится рабом.
Княжнинне отдал предпочтения ни Р, ни В, это=величины. В конце симпатии на стороне В,т.к. он погиб.
Пьесабыла запрещена в 1789г, автор арестован и умер в заточении при невыясненныхобстоятельствах.
Впьесе нашли отражение тираноборческие мотивы. Действующими лицами явл реальныеи вым лица. Княжнин в полемике с Е2 видит спасительную роль самодержавия в лицеРюрика.
Всвоей трагедии Княжнин развивает образ последовательного борца противсамодержавия, сторонника республиканского правления. В трагедии Княжнинотказывается от предложенного Рюриком примирения и предпочитает сам расстатьсяс жизнью, нежели жить его рабом.Переосмысление образа Вадима, название трагедииименем борца с самодержавием, постановка вопроса о тиранической сущностимонархической власти-всё это имело значительное влияние на формированиепрогрессивного мировоззрения в России конца 18 века.
Билет 21. Демократическая проза.
Судьбабеллетристики в 18 веке незавидна, она нах на периферии лит. Литература д.б.полезной, а романы кроме разжигания страстей и повреждения нравств ничего неприносят. Во 2 ½ 18 в положение меняется, это эпоха прозы. Эта лит состкнижн рынок. Складывается кн рынок, появл типографии и предприн.Хар-ный инт кнац ист. Беллетр обр к проз жанр изв по др/рус лит.Писатели: Чулков, Левшин,Попов, Новиков, Курганов, Эммин. Эстетическое насл дост сюжет и стиль. Сюжетд/б занимательным и закруч., он много сюж линий., сочн колор язык, народныевыр-я. Ист — бродячие сюжеты, др рус повесть, фолькл сказка и былины, арабскфольк, Среднев проза.
4жанра: — Лит анекдот, — Плутовской роман, — Волшебно — богатырск повесть, соц-бытовая пов(сатир повесть).
Билет 22. Социальная комедия в литературе.
Политическаяборьба с самодерж проявилась также в комедии. На нач 1780х гг приходится рядпроизв этого жанра, резко критикующих  отд стороны Ек режима, а иногда и весьрежим вцелом. По поводу Недоросля много критики: Яркий образ порока признаётсяболее худ полноценным, чем бледная добродетель. Из этого следуют сомнения вумении Ф строить драм действие. В этом подходе писателя – фундаментальнаяоснова поэтики великой комедии, она уже не совп с чистой  теорией драмы.(лишниеперсонажи, сцены, прерывистое лишённое единства действие). Солвл имеет 2функции: — описание мира физич плоти. — ораторство.
Билет23. Этот жанр был представлен в творчестве 3х писателей: Чулков сб«пересмешник» в 4т 1766-68 Собрание повестей «повесть о Силославе». Попов сб«Славенские древности» 3ч кон 70х гг. «Старинные диковинки»., -Левшин «Русскиесказки».10 ч 80 е  гг. Этот жанр создав под влиянием 2х тр.-сказачно — былинной(фольклорной.)- евр роман.
Этопопытка объед русской былины и евр рыц романа. Богатырям придавались чертыЕвроп рыцарей. Именно эти авторы были первыми русс фольклористами. Чулковсобирал слав мифы: «АБВГа» русских суеверий. Собирали они и нар песни, рождфолк-а. Гл действ лица — русские богатыри. События происходят в сражениях счудовищами, освобождении красавицы. русские былины были прежде всего строитмат. Добрыня изобр благородным, храбрым и неженатым человеком, чтопротиворечило русс былинам. Эти волш-бог повести — новаторское отн к руссистории. Былины — историч пр-я, объед истории с баснословием. Эти повестипретерпели влияние вост сказок.
Билет 22. Плутовской роман.
Этожанр Европ лит 17 в особ ярко был представлен в Испании. это роман опохождениях плута, и/или его слуги ПИКАРО. Такой роман позволял затрагивать соцпроблемы.
Обрплута обаятельный, чит д. ему симпатизировать. П.Р.-это жанр гум а нистическойлитературы. Авт пытается  оправдать его, но он не волен своей судьбе. Первымопытом плут романа посл «Повесть о Фроле Скобееве». Чулков «Похождения развратнойженщины», Комаров «Похождения Ваньки Каина».Интерес к плутовскому роману неслучаен. Открытие частного человека, сама эпоха 18 века способств этомуинтересу. «Пох повар». Этот роман интересен обр гл героини, он изобр привлекгрешницу, делает её без вины виноватой. Ч смог показать судьбу героя, обуслвнешн обст – вами. «Похождения Ваньки Каина».1775г., 1779 опубл и издан, романвошёл даже в рукописную традицию. Так наз уголовный роман. В.К.- реальное истлицо.Жил во времена Елиз Петровны. Был арестован и сослан на каторгу. наст имяИван Осипов, он написал автобиогр повесть. Матвей Комаров решил еёстилистически отред, он был лично знак с Осиповым, тот служил в сыскном приходеи учавствовал в допросах. Композиционно роман распадается на 3 части: — О разб похождениях.– Перемена в судьбе, он становится сыщиком.   – Лирические песни (либо о самомКаине, либо вход в репертуар шайки Каина). Сам обр Каина нап фолькл, ловкийвор, для К. воровство прежде всего искусство. Его интерес сам дух приключений.Роман представляет собой целый калейдоскоп маленьких новелл. Автор изменилформу повествования, пишет о К. в 3 лице, в этом чувствуется симпатия автора.
 Билет 24. Соц бытовая, или сат повесть.
Значеё оч велико в рус лит. Они близки к реалистическим шедевра рус классиков.Действ героями явл прост люли. Эти повести явл сатирическими и обличительными:- Взяточничество
— Казнокрадство, — Раболепие.
Такиеповести напоминают журн сатиру Новикова. Это остросюж развл произведения, ониблизки к плутовскому роману, но здесь плут-лицо явно осуждаемое. Эти повестиписали те же самые авторы. 3 гл произведения: Чулков «Пересмешник» — Драгоценная щука
— Пряничная монета, — Горькая участь.
Левшин1: «Досадное пробуждение»
.Вэтих повестях исп-ся бродячие сюжеты.
ЗНАЧЕНИЕ:Беллетристика 60 х г способствует преодолению классицист направления. Русскаябеллетристика свидетельствует о демократизации рус лит-ры, кот выр в сильномфольклорном влиянии. Произведения написаны простым доступным языком, этогуманистическая лит-ра, изобр маленького челавека.
Билет 27. Шутливая поэма.                  
Еёхарактеризует: заним сюжет, — острая интрига, — демократизм ( герои — ямщик,или солдат)., — фольклоризм. Ирон-комическая поэма. — основная разновидностьшутливой поэмы. здесь 2 традиции.: — высокая (героическая)., низкая. При ихсоединении и рождается комический эффект. Приём при кот выс сюжет излагаетсянизким языком наз бурлеск. Жанр ирон-комической поэмы-жанр класс лит. В рус лит18 в этот жанр в 2х разновидностях был узаконен Скмароковым.
ИванБарков — издатель сатир Кантемира, сочинял эротические поэмы, ему многиеподражали. Майков: «Елисей, или раздражённый вакх». 1771г, Богданович«Душенька». 1783г. Образцом дя Майкова тоже послужила «Энеида» (поэма, нап в 17в, на кот многие писали пародии.).Майков-предок писателей сер 19 в
Онобъед ант мотивы и русс быт напоминают у него плут роман. В этой поэме 2 плана:ант боги и русс быт. Фоликл мотивы: публ дом как монастырь. Авт явилсябытописателем русского дна Оч ярк явл обр ворожеи, М. пародирует Ридону, намекаяна Е2 развратную немку.
Билет 28. Творчество Богдановича«Душенька».
1778г-1вар Это была сказка в стихах «Душенькины похождения», Д=др повесть в вольныхстихах., исп стар сюжет о любви Амура и Психеи по новому «Метаморфозы Апулея»Ла Фонтена, «Любовь Психеи и Купидона»-русский вариант. Русификация др сюжета а«Д».Это произв имеющее кон рез своего возд эстетич насл.
Принаписании речь шла не о знакомстве чит с нов сюжетом, а скорее о творческомсоревновании в интерпретации сюжета. «Д» не явл пародией героич эпоса. Первымзнаком отказа от бурлескной традиции стал оригинальный метр, не принадлежащийни к какому жанру. Бурлескностьв поэме Богдановича предсказывается тем именем,кот он дал своей героине. У Апулея и Лафонтена она наз Психея, 1 рус переводчикЛаф слегка русифицировал это имя – ПСИША, богд же назв свою Гер Душенькой, онобозначил т.о. частичную русификацию сюжета. И только в этом соед заклбурлескная неувязка планов повествования. Б почувствовал фолькл природу мифсюжета и на ант сюжет попытался воспроизвести  в жанре русской сказки.
Билет 25. Творчество Державина.
Державинписал в разн поэтич жанрах                          
Элегии,идиллии, люб лирика, комедии, оды. В русск лит вощёл под именем одописца. Онбыл писателем-новатором, сделал быт предметом поэтическим, причём он егоопоэтизировал, представил в лучших традициях, много внимания уделил боярскомубыту. У Держ многие приносят философский хар-р. Тема бренности земн сущ-я.Уделял внимание гастрономическим суетам, великолепно описал русское застолье. Дне прин ни к какому напр, заним промеж положение. По своим взглядам Д не былникогда оппозиционером, считал, что не должно быть конфл м/у поэтом и гос-вом.Очень отр отн к  Вольтерьянству. Он был просто русс барином и любил хор жизнь.1779г произошёл перелом в его сознании, до этого он пыт подр Ломоносову, нопотом понял, что это не его. С тех высот он попытался спуститься на землю. К жанру оды он обр дост рано, расширил её жанр гр-цы, возвратился к ант пониманиюэтого жанра. Объед высокое и низкое, ввёл комическое в оду. Сам Д обогатил одузабавным русским слогом. Разрушил границу м/у торж и дух одой. Нередко соедторж и дух оду. Торж оды: «Фелица» 1782, «Благодарность Фелице» 1783, «ВедениеМурзы» 1784, «Изображение Фелицы» 1789.
СатиричЭл-т- Мурза- соб герой. Держ  сумел передать суть ист эпохи.
Духоды: «На смерть кн Мещерского».1779, «Властителям и судиям». 1795, «Бог»«Водопад» 1794.  Дух оды это переложение псалтыри(метафразисы). От этой традиции Держ отказывается. «Властителям и судиям» это действительно дух одапереложение псалма, но в ней Д отошёл от дух смысла, это пр-е гражд,обличительное. Анекдотич случай с Вяземским.
Билет 30. Сентиментализм.
Литнаправление зародился на рубеже 50-60гг 18в. Расцвет приходится на 90е гг, а закат1 10-и летие 19в.1812г0верхняя граница сентиментализма. В Ек эпохусосуществовали 2 направления. В это время классицизм переживал эпоху своегозаката, а сент-зарождение.
Многиеписатели Ек эпохи начинали как классицисты, а заканчивали как сент. Есть некобщ черты м/у этими направлениями: они оба исходят из решения 1 проблемы-вз-ечеловека и гос-ва, чел и цивилизации. Решают они эту проблему прямопротивоположными способами. С точки зрения класс, чел имеет рац и пассионарнначало, страсти разрушительны, чел д. научиться подчинять страсти собственномурассудку путём приобщения к культуре и науке.(оды Ломоносова).  С точки зрениясентименталистов естественная природа человека-это всё благое в нём, челдобрый, красивый. Цивилизация губит в человеке всё его природное начало.Принцип возвращения к природе. Западов: сентиментализм-классицизм наизнанку.Пол герой сент-чел добрый и чувствительный, умеющиё сострадать и совеселитьсядругим. Это простые по своему положению люди. Писатели: Херасков, Эмин,Карамзин, Дмитриев.
Причинызарождения сентиментализма:- сильное влияние оказ евр сентиментализм. 20-30г18в.
Еврсент писателей начали активно переводить и подражать.Гёте, Ричардсон, Юнг,Стерн, Руссо.
— нац почва в России была    подготовлена реф  Е2, сформировался частный человек,эта мысль вдохновляла не только сентименталистов, но и дем прозаиков. Держизобр Е как частного человека. Большую роль сыграло разочарование рус инт видеалах, кот вдохновляли Ломоносова. Теперь идеалы эпикурейства. Или оппозицияСентиментализм стал активно формироваться под влиянием масонских идеалов(построй церковь внутри себя). –Ода, только теперь это лирическое стих-еразного, камерного содержания. –драматические жанры(комическаяопера).-Эпистолярный роман, — жанр путешествия, повесть.
Список литературы
Дляподготовки данной работы были использованы материалы с сайта www.shpora-zon.narod.ru/


Не сдавайте скачаную работу преподавателю!
Данный реферат Вы можете использовать для подготовки курсовых проектов.

Поделись с друзьями, за репост + 100 мильонов к студенческой карме :

Пишем реферат самостоятельно:
! Как писать рефераты
Практические рекомендации по написанию студенческих рефератов.
! План реферата Краткий список разделов, отражающий структура и порядок работы над будующим рефератом.
! Введение реферата Вводная часть работы, в которой отражается цель и обозначается список задач.
! Заключение реферата В заключении подводятся итоги, описывается была ли достигнута поставленная цель, каковы результаты.
! Оформление рефератов Методические рекомендации по грамотному оформлению работы по ГОСТ.

Читайте также:
Виды рефератов Какими бывают рефераты по своему назначению и структуре.