Реферат по предмету "Литература и русский язык"


Наташа Ростова — самый обаятельный женский образ в романе Л. Н. Толстого "Война и мир"

Наташа Ростова — самый обаятельный женскийобраз в романе Л. Н. Толстого «Война и мир»
… Чтоесть красота
Ипочему ее обожествляют люди?
Сосудона, в котором пустота,
Илиогонь, мерцающий в сосуде?
Н.Заболоцкий ...
Ишепчет счастье нам: «Постой,
Яне за внешней красотой,
Яза душевной чистотой...»
Читая«Войну и мир», мы всегда чувствуем отношение автора к людям исобытиям. Оно раскрывается и в портретах действующих лиц, и в прямыхоценках-характеристиках, и в авторской интонации. В статье о Л. Н. Толстом Н.Г. Чернышевский отмечал характерную черту тогда еще молодого писателя —«чистоту нравственного чувства». Люди, события частной и историческойжизни оцениваются на основе нравственного критерия — критерия добра,бескорыстия, душевной ясности и простоты, духовной связи с людьми, с обществом.
Роман«Война и мир» больше всего поразил меня обилием персонажей. Но, чтоудивительно, при этом все герои Толстого — живые люди. Настолько живые, чтобудто слышишь их голоса, видишь их лица, проникаешь в душу, узнаешь тайныемысли. К ним не относишься равнодушно: их или любишь, или презираешь.
Самымобаятельным женским типом в романе мне показался образ Наташи Ростовой, можетбыть, потому, что многие мысли, настроения, поступки этой девушки близки моим,хотя нас разделяют время и условия жизни. В представлении Толстого высшеепризвание и назначение женщины — это материнство. В его романе-эпопее«Война и мир» идеалом женственности становится Наташа Ростова.Впервые мы видим ее тринадцатилетней девочкой: «Черноглазая, с большимртом, некрасивая, но живая девочка, со своими детскими открытыми плечиками,выскочившими из корсажа от быстрого бега, со своими сбившимися назад чернымикудрями, тоненькими оголенными ручками и маленькими ножками в кружевныхпанталончиках и открытых башмачках, была в том милом возрасте, когда девочкауже не ребенок, а ребенок еще не девушка».
Наташавыросла в нравственно чистой атмосфере семьи Ростовых, где не было лицемерия,ханжества, притворства. Непосредственная, полная жизненных сил, тонкочувствующая красоту, добро и правду, она сразу же привлекает наше внимание. Вдоме, где она росла, царила обстановка непринужденности, раскованности междуродителями и детьми, чувство любви и привязанности друг к другу. С самой первойвстречи нам бросается в глаза ее детская наивность, простота, чрезвычайнаячувствительность — все то, чем Наташа так отличается от окружающих, чтопривлекло к ней Денисова, Болконского, Курагина, Пьера.
Вспомнимэпизод, в котором перед нами, как на ладони, раскрывается душевное богатствоНаташи, поэтичность ее натуры: «Соня! Соня! — послышался опять первыйголос. —… Нет, ты посмотри, что за луна!.. Ах, какая прелесть! Ты поди сюда,душенька, голубушка, поди сюда. Ну, видишь? Так вот бы села на корточки, воттак, подхватила бы себя под коленки… и полетела бы. Вот так!» Всех своихдомашних Наташа окружает добротой и любовью, к каждому у нее имеется «свойключик»: «В обращении со своей матерью Наташа высказывала внешнююгрубость манеры, но так была чутка и ловка, что, как бы она ни обхватила рукамимать, она всегда умела это сделать так, чтобы матери не было ни больно, нинеприятно, ни неловко». Вспомним ее волнение перед своим первым балом, еечистоту и открытость, которая сразу бросалась в глаза всем гостям. На балуНаташа переполнена чувствами: здесь и радость, и восторг, и страх, и отчаяние,— и все эти чувства можно прочитать на ее лице, как в раскрытой книге:«Отчаянное, замирающее лицо Наташи бросилось в глаза князю Андрею… Онпредложил ей тур вальса. То замирающее выражение лица Наташи, готовое наотчаяние и восторг, вдруг осветилось счастливой, благодарной детскойулыбкой». Я думаю, может быть, именно в этот раз зародилось в Наташечувство глубокой благодарности к Пьеру, перешедшее в любовь? Сцена балапрекрасно раскрывает удивительное ощущение счастья, умение жить каждый мигполноценно.
ЗнакомствоРостовой и Болконского сильно повлияло на ее дальнейшую судьбу. Андрей частобывает в семье Наташи и вскоре просит ее руки. Но молодых людей ждалоиспытание: старый Болконский потребовал отложить свадьбу на год. Девушку сильновзволновало это известие. Она была еще так молода и не умела владеть своимичувствами! К тому же князь Андрей уезжает за границу, и долгое ожиданиестановится для Наташи мучительным, даже в какой-то степени невыносимым.«Ах, поскорее бы он приехал. Я так боюсь, что этого не будет. Уже не будеттого, что теперь есть во мне», — как заклинание звучат ее слова.
Да,в отличие от Сони, Наташина душа постоянно развивается, обогащается,переполняется чувствами. Духовная красота Наташи проявляется и в ее отношении кродной природе. Мы ни разу не видим ни Элен, ни Анну Павловну Шерер, ни ЖюлиКарагину на лоне природы. Это не их стихия. Если они и говорят о природе, тоговорят фальшиво и пошло (так, в роскошном альбоме Жюли Борис нарисовал двадерева и подписал: «Сельские деревья, ваши темные сучья стряхивают на менямрак и меланхолию»). Иначе воспринимают природу люди, духовно близкие кнароду. Перед Бородинской битвой князь Андрей вспоминает, как Наташа стремиласьпередать ему «то страстно-поэтическое ощущение», которое онаиспытала, заблудившись в лесу и встретив там старого пчельника. Безыскусственнаякрасота Наташи проявляется в этом сбивчивом, взволнованном рассказе (сравнимего с альбомным красноречием Бориса): «Это такая прелесть был этот старик,и темно так в лесу… и такие добрые у него… нет, я не умею рассказать»,— говорила она, краснея и волнуясь.
Крепкадуховная связь Наташи с народом: она в восторге от песен дядюшки, который«пел так, как поет народ», она с удовольствием пляшет. «Наташасбросила с себя платок, который был накинут на ней, забежала вперед дядюшки и,подперев руки в боки, сделала движение плечами и стала… Где, как, когдавсосала в себя из того русского воздуха, которым она дышала, — эта графинечка,воспитанная эмигранткой-француженкой, — этот дух, откуда взяла она приемы…Она умела понять все то, что было и в Анисье, и в отце Анисьи, и в тетке, и вматери, и во всяком русском человеке». Любовь к народу и родине непозволяет ей равнодушно отнестись к судьбе раненых: она добивается того, чтоподводы отдают им и потом искренне радуется их спасению.
ЛюбитНаташа бескорыстно, всей душой, ничего не требуя взамен. Князь Андрейвзваливает на плечи этой девочки непосильную ношу, заставляет ее ждать целыйгод, он забывает, что она очень молода и неопытна. Поэтому в ее увлеченииКурагиным нельзя винить только одну Наташу, Она мучается, боится сама себя и непонимает своих чувств. Наташа не спала всю ночь, ее мучил неразрешенный вопрос:кого она любила: Анатоля или князя Андрея? Описывая сцену свидания Наташи сумирающим Болконским, Толстой показывает силу ее любви: «Глаза эти,налитые счастливыми слезами, робко, сострадательно и радостно-любовно смотрелина него. Худое и бледное лицо Наташи с распухшими губами было более чемнекрасиво, оно было страшно. Но князь Андрей не видел этого лица, он виделсияющие глаза, которые были прекрасны».
СмертьАндрея Болконского поразила Наташу до глубины души. Мы уже не слышим еевосторженного голоса, не видим смеющуюся, полную радости жизни девушку, неощущаем неиссякаемой энергии. Но, как это ни странно, для любви Наташувозродила гибель брата Пети. Впрочем, любовь и смерть всегда рядом. Заботы оматери, которая тяжело переживает смерть сына, показали Наташе, что сущность еежизни в любви: «Проснулась любовь, и проснулась жизнь». Может быть,этим и трогает нас героиня, не оставляет равнодушными, что вся она создана длялюбви, ее натура излучает любовь, как огонь — тепло.
Вэпилоге романа автор повествует о замужестве Ростовой. Именно в семейной жизнинашла героиня свое счастье: «Она принимала участие в каждой минуте жизнимужа». Она носила, рожала, кормила сама и воспитывала трех дочерей и сына.Идеал девушки превращается в образец жены и матери. Смыслом ее жизни сталалюбовь к мужу и детям. И хотя она «пополнела и поширела, так что труднобыло узнать в этой сильной матери прежнюю тонкую, подвижную Наташу», онапо-прежнему красива, как заботливая мать и любящая жена. Образ Наташи Ростовой— один из самых обаятельных образов в русской литературе. В нем автор показалрусскую душу, чудесный женский характер, натуру, способную на любовь исамопожертвование. В наше время встретить Наташу Ростову очень трудно, а может,даже невозможно. Сейчас становится все больше и больше женщин, которые ставятна первое место карьеру, а не семью, забывая о том, что женщина — это преждевсего мать, жена, хранительница семейного очага.
Список литературы
Дляподготовки данной работы были использованы материалы с сайта ilib.ru/


Не сдавайте скачаную работу преподавателю!
Данный реферат Вы можете использовать для подготовки курсовых проектов.

Поделись с друзьями, за репост + 100 мильонов к студенческой карме :

Пишем реферат самостоятельно:
! Как писать рефераты
Практические рекомендации по написанию студенческих рефератов.
! План реферата Краткий список разделов, отражающий структура и порядок работы над будующим рефератом.
! Введение реферата Вводная часть работы, в которой отражается цель и обозначается список задач.
! Заключение реферата В заключении подводятся итоги, описывается была ли достигнута поставленная цель, каковы результаты.
! Оформление рефератов Методические рекомендации по грамотному оформлению работы по ГОСТ.

Читайте также:
Виды рефератов Какими бывают рефераты по своему назначению и структуре.

Сейчас смотрят :

Реферат Коммерческие письма 3
Реферат Военная деятельность Антуана Сен-Жюста
Реферат Расчёт кормовой базы молочного стада сельхозпредприятия и зоотехническая оценка кормов
Реферат Общественная и научная мысль России XIX - начала ХХ вв. О социальной сущности проституции
Реферат От "Педагогической поэмы" к "педагогической идиллии"
Реферат Сетевые принтеры
Реферат Происхождение компьютера
Реферат Производственные фонды радиотехнического производства
Реферат 2 Этнокультурная ситуация в Туле
Реферат Philosophy At Its Best Essay Research Paper
Реферат Проектирование селективного усилительного устройства
Реферат Преступления, связанные с причинением вреда здоровью
Реферат Развитие освобожденных районов, КПК и завершение японско-китайской войны
Реферат Император Александр I
Реферат Новые системы оплаты труда работников государственных и муниципальных учреждений