Реферат по предмету "Литература и русский язык"


Леонид Андреев. Тема греха и покаяния в повести "Иуда Искариот"

Леонид Андреев. Тема греха и покаяния вповести «Иуда Искариот»
КЕвангелию, черпая в нем вдохновения и пытаясь осмыслить то, что в немсодержится, обращались в своем творчестве многие русские писатели. Русскаялитература всегда была религиозной, но в ее религиозности присутствовало нечтоеретическое. Каких бы сторон Священного Писания ни касались русские писатели,кажется, ни один из них не подвергал сомнению вопрос о причинах предательстваИисуса Христа Иудой из Кариота.
Напротив,имя Иуды стало нарицательным для обозначения человека, совершившего гнусноепреступление. Даже при отсутствии имени легко «узнаешь по портрету»«предателя ученика», «всемирного врага», которому
…сатана,пристав, с веселием на лике
Лобзаниемсвоим насквозь прожег уста,
Впредательскую ночь лобзавшие Христа.
Однимиз первых, кто затронул отношение Христа и Иуды, был Леонид Андреев, написавшийв 1907 году повесть «Иуда Искариот».
Хотясам автор охарактеризовал свое произведение как «нечто по психологии,этике и практике предательства», это не исчерпывает его содержания.Андреев предлагает усомниться в привычной трактовке поступка Иуды, которуюбольшинство принимает не задумываясь, исходя из однозначности мотивации поступков.
Ниодин человек, каким бы подлым он ни был, не может хладнокровно послать другогона смерть. Такой поступок должен быть оправдан некой благородной идеей. Нотогда почему Иуда уходит из жизни, повесившись на суку одинокого дерева? На мойвзгляд, причина в поведение Христа, в его непротивлении злу насилием. Онпокорно и мужественно принимает мученическую смерть, лишая всякого оправданияпоступок Иуды. Обнажается ложность мотивации, пропадает героичность, возникаетнеудовлетворенность, тоска, которые толкают на самоубийство. А может быть, этопопытка осуществится, состояться в смерти, если не удалась жизнь.
Существуетиное мнение, в соответствие с которым самопожертвование Христа во искуплениегрехов человечества было предопределенно, поэтому кто-то должен был сыгратьроковую роль предателя. Перст судьбы указал на Иуду, обрекая его нести печатьпредательства в веках.
Читателю,которому близка эта точка зрения, андреевский Иуда не покажется неожиданным,как, впрочем, и тем, кто знаком с некоторыми еретическими учениямихристианства, рассматривающими Иуду как самого посвященного из учеников,принявшего на себя бремя заклания — предательство.
Всерассказанное может показаться слишком обширным вступлением, но приводимыесоображения находятся в прямой связи с повестью Леонида Андреева: либо вызваныею, либо подводят к ней.
Таккаков андреевский Иуда? Совершенно очевидно, что он сложен и неоднозначен.Дурная слава о нем распространилась по всей Иудее. Его порицали и добрые, излые, говоря, что Иуда корыстолюбив, коварен, наклонен к притворству и лжи.Всем он приносит одни неприятности и ссоры.
КогдаИуда появился в кругу учеников Иисуса, то поначалу вызвал жгучую неприязнь ксебе не только безобразной внешностью, но и злыми, насмешливыми речами. Однакопостепенно к нему привыкают, он завоевывает авторитет, становится казначеем,ему поручаются все хозяйственные заботы.
Иудадерзок, умен, хитер. Виртуозно использует он эти свои качества, чтобыоткровенно и цинично интриговать и насмехаться над учениками Христа. Но привнимательном рассмотрении понимаешь, что с полным основанием этогосамовлюбленного интригана можно назвать гордым, смелым борцом с«неизбывной человеческой глупостью»: такими недалекими оказываютсяближайшие ученики Христа.
Неоднократноподчеркивается двойственность не только лица Иуды, но и его суждений,внутренних переживаний. Его речь афористична. В сжатой и доходчивой форме емуудается сформулировать свою точку зрения и убедить оппонентов. Не разпротестовал он против однозначности толкования поступков. Пожалуй, наиболееярко это проявилось в эпизоде с утаиванием трех динариев из казны, когда егообвинили в воровстве. Очень ненавязчиво, перебирая монеты, он отметил, что людижертвуют и фальшивые деньги, неожиданно признался, что утаил деньги, чтобыотдать совершенно несчастной, голодной и истощенной женщине.
Навсе идет Иуда, чтобы привлечь внимание и завоевать любовь Учителя. Удивительноширок диапазон эмоциональных оттенков в поведение Иуды: от самоуничтожения догневного обличения. Пробовал вести себя вызывающе, но не нашел одобрения. Сталмягким и покладистым — и это не помогло приблизиться к Иисусу. Не один раз,«одержимый безумным страхом за Иисуса», он спасал его отпреследований толпы и возможной смерти. Неоднократно демонстрировал своиорганизаторские и хозяйственные способности, блистал умом, однако встать рядомс Христом на земле ему не удалось. Так возникло желание быть возле Иисуса вцарствии небесном.
Впоследние дни жизни Иуды окружил Иисуса «тихой любовью, нежным вниманием,ласкою», «он угадывал малейшие невысказанные желания Иисуса, проникаяв сокровенную глубину его ощущений, мимолетных вспышек грусти, тяжелыхмгновений усталости». Но роковой час близился неотвратимо. Иуда предалсына человеческого целованием. " Целованием любви предаем мы тебя на поругание,на истязания, на смерть!" Он так долго и тщетно ждал поцелуя от Иисуса,который тот дарил своим любимым ученикам и никогда — ему, что перед лицомсмерти осмелел и поцеловал сам, «вытянувшись в сотню громко звенящих,рыдающих струн». До последней минуты Иуда надеялся, что Иисуса удастсяспасти. Он был рядом, когда его били солдаты, он был ближе всех к нему, когдаего судили и вели на казнь, с болью следил за ним, когда его распинали накресте. И все время ждал, что вот сейчас встанут на защиту верующие и ученики.Но — молчание. Кто отрекся, кто струсил, а кто кричал «распни!» также громко, как еще недавно «осанна». Никто не ответил на призыв Иудыидти против вооруженных солдат и служителей храма. А разве это непредательство? И Иуда обвиняет в предательстве учеников Христа: " Учительне велел вам убивать, но разве он запретил вам и умирать?".«Осуществился ужас и мечты». Иуда победил. Наступил миг еготоржества, его величества и могущества. Даже земля стала маленькой, и время подчинилосьему. Но зачем ему земля, на которой распяли Иисуса, лучшего из людей? Иудаплюет на нее. Он «во время своих одиноких прогулок наметил то место, гдеон убьет себя после смерти Иисуса». Он идет к нему и просит встретить еголасково, он очень устал. Иуда обращается к Иисусу: «Потом мы вместе стобой, обнявшись, как братья, вернемся на землю. Хорошо?» Однако он неуверен, боится, что Иисус будет сердиться на Иуду из Кариота, не поверит ему,пошлет в ад. И тут же от боязни переходит к угрозам: «И на огне твоего адая буду ковать железо и разрушу твое небо. Тогда пойдешь со мною назад наземлю?»
Какуюже цель преследует Иуда, а вместе с ним и автор? Помимо мотивов, указанныхранее, надо вспомнить еще и о следующем: пожалуй, ничто так не привлекает людейв вере, как ореол мученичества. Именно на это и рассчитывал Иуда, разыгрываястоль страшную трагедию. Вряд ли большую роль в его поступке сыграла судьба,потому что от начала и до конца Иуда Леонида Андреева действует осмысленно.Своим поступком он подверг учеников Христа своеобразной «проверке напрочность», поставил их в такое положение, когда они должны были точноопределить свое отношение к Христу. Таким образом, получается, что Иуда намноголучше других учеников понимал Христа, и его действия были просто необходимы дляутверждения учения Иисуса. Так кто же такой Иуда: предатель или верный ученик?А почему «или»? Может быть, он то и другое одновременно? Это остаетсязагадкой для читателя. Очевидно одно: Андреев дает возможность поразмышлять надтем, что, казалось бы, не может быть подвергнуто переоценке. Подход Андреева ктеме Иуды философский, а не социальный или политический, как полагали некоторыеего толкователи. Другие критики считали, что концепция Андреева искажает, еслине отвергает Евангелие как свидетельство о Христе и Иуде. Так ли это в самомделе? Безусловно, этот вопрос должен стать предметом серьезного историческогоисследования, я позволю себе лишь несколько соображений, которые даютвозможность утверждать, что это не совсем так…
Никтоне знает, был ли евангельский Иуда «рыжим и безобразным иудеем», каку Андреева (придавая герою тот или иной облик, автор решает свои художественныезадачи), но Иуда в повести Андреева «имел при себе денежный ящик и носил,что туда опускали», то есть был казначеем. Этот факт упоминается и вЕвангелия от Иоанна, как и то, что Иуда был вор. Мысль положить в основу сюжетаборьбу учеников за место возле Христа, возможно, возникла у Андреева именно причтении Евангелия, но на этот раз от Луки: «Был же спор между ними, кто изних должен почитаться большим». Обратимся к  Евангелие от Матфея.Интересно, что сначала Иисус в обращении к ученикам сообщает о том, что "…Сын Человеческий предан будет на распятие", и лишь потом впервыеупоминается Иуда. Это наблюдение является первым шагом к пониманию того, чтоистоки реабилитации Иуды можно отыскать на страницах Евангелия.
«Горетому человеку, которым Сын Человеческий предается…» — это уже цитата изЕвангелия от Марка. Впрочем, подобные слова можно найти и в трех других. Горе…Почему кара должна обязательно прийти извне, может быть, совершающего этотпоступок ожидают муки душевные, как это происходит с героем Андреева.
Темаевангельских мотивов в русской литературе выглядит как своеобразное знамениевремени. Меня побудило обратиться к ней стремление понять, в какой степениобщечеловеческая проблема добра и зла, греха и раскаяния, поднимаемая русскимиписателями, связана с христианством не столько как с религией, но как сфилософией.  Меня не отталкивает, а скорее привлекает свободное обращение Андреевас текстом Евангелия. Иудин грех — предательство, совершенное ради корысти — настраницах повести Андреева выглядит почти как самопожертвование. Отыскать вкаждом, даже самом дурном или скверном человеке хорошее, светлое — не в этом лизаключается смысл христианства? Во всяком случае, я думаю именно так.
Список литературы
Дляподготовки данной работы были использованы материалы с сайта www.bobych.spb.ru/


Не сдавайте скачаную работу преподавателю!
Данный реферат Вы можете использовать для подготовки курсовых проектов.

Поделись с друзьями, за репост + 100 мильонов к студенческой карме :

Пишем реферат самостоятельно:
! Как писать рефераты
Практические рекомендации по написанию студенческих рефератов.
! План реферата Краткий список разделов, отражающий структура и порядок работы над будующим рефератом.
! Введение реферата Вводная часть работы, в которой отражается цель и обозначается список задач.
! Заключение реферата В заключении подводятся итоги, описывается была ли достигнута поставленная цель, каковы результаты.
! Оформление рефератов Методические рекомендации по грамотному оформлению работы по ГОСТ.

Читайте также:
Виды рефератов Какими бывают рефераты по своему назначению и структуре.

Сейчас смотрят :

Реферат Использование музыки в рекламе
Реферат Процессуальный статус свидетеля как участника уголовного судопроизводства
Реферат WAR And PEACE And How It Effected
Реферат Облік валових витрат і валових доходів
Реферат Лицейские друзья АС Пушкина
Реферат Дуэль и смерть А.С.Пушкина
Реферат Основы программирования в среде Delphi
Реферат Основы технологического производства и ремонта машин
Реферат 03. 95г и перерегистрировано постановлением мэра города Поронайска и Поронайского района №397 от 25 июля 1996года
Реферат МСФО 16 Основные средства
Реферат Как построить систему телефонных продаж с нуля: простой пошаговый план
Реферат Реформирование бухгалтерской финансовой отчетности в соответствии с международными стандартами
Реферат Новая Франция - французская колония в Северной Америке
Реферат Обеспечение безопасности жизнедеятельности в чрезвычайных ситуациях 2
Реферат Аннотация рабочей программы учебной дисциплины экономическая география и регионалистика (название дисциплины)