Реферат по предмету "Литература и русский язык"


Лев Николаевич Толстой. Очерк жизни и творчества

Ранчин А. М.
Лев Толстой: Начало пути. Ранняя проза
ЛевНиколаевич Толстой родился 28 августа (9 сентября нового стиля) 1828 г. вусадьбе Ясная Поляна Тульской губернии в одном из самых знатных русскихдворянских семейств. «Графы Толстые — старинный дворянский род, происходивший,по сказаниям родословцев, от мужа честна Индрика, выехавшего “из немец, изЦесарские земли” [из Священной Римской империи, из Австрии. — А. Р.] в Черниговв 1353 году, с двумя сыновьями и с дружиной из трех тысяч человек; онкрестился, получил имя Леонтия и был родоначальником нескольких дворянскихфамилий. Его правнук, Андрей Харитонович, переселившийся из Чернигова в Москвуи получивший от вел. кн. Василия Темного прозвищеТолстого, был родоначальником Толстых (в графской отрасли рода Толстых граф ЛевНиколаевич числится от родоначальника Индриса в 20-м колене)» (Бирюков П. И.Биография Льва Николаевича Толстого. Изд. 3-е, испр. и доп. М.; Пг., 1923. Т.1. С. 3.) По материнской линии Лев Николаевич принадлежал к древнему родукнязей Волконских. Принадлежность к аристократии будет на протяжении всей жизниопределять поведение и мысли Толстого. В юности и в зрелые годы он будет многоразмышлять об особом призвании старого русского дворянства, хранящего идеалыестественности, личной чести, независимости и свободы. («Архаистичность»общественной, а также и литературной позиции Толстого в 1850-х гг. подробнопрослежена Б. М. Эйхенбаумом: Эйхенбаум Б. М. Лев Толстой. Л., 1928. Кн. 1.50-е годы. С. 261—291).
Толстойочень рано, в полуторагодовалом возрасте потерял мать Марию Николаевну, женщинуочень эмоциональную и решительную. Отец, Николай Ильич, отставной полковник,отличался гордостью и независимостью в отношениях с представителями власти. ДляТолстого-ребенка отец был воплощением красоты, силы, страстной, азартной любвик радостям жизни. От него Лев Николаевич унаследовал увлечение псовой охотой.Красоту и азарт охоты много лет спустя Толстой выразит на страницах романа“Война и мир” в описании травли волка гончими старого графа Ростова.
В1844 г. он поступил на философский факультет Казанского университета. Учился оннесистематично, пропускал лекции и в результате не был допущен к переводнымэкзаменам. Не получив допуска к сдаче экзамена по истории, Толстой в 1845 г.переходит на другой факультет — юридический. Но и на этом факультетепреподавали историю, занятия которой ему были скучны и неприятны. Толстой вновьначинает пропускать лекции по истории. Он даже был наказан за пропуски занятий:нерадивого студента поместили в карцер. Зато он предавался со всей страстностьюсветским увеселениям и кутежам. Его кажущаяся леность, нелюбовь к истории — несвидетельство ограниченности. Как-то Толстой-студент заметил в разговоре ссобеседником: “История… — это не что иное, как собрание басен и бесполезныхмелочей, пересыпанных массой ненужных цифр и собственных имен...”. Как будто быэта фраза Толстого — проявление воинственного невежества. Кажется, он стремилсятолько шокировать своего знакомого. Однако на самом деле все намного сложнее. Внауках молодой Толстой искал прежде всего практического смысла. Его неинтересовали знания, которые не могли быть применены в повседневной жизни. И именнотакой, “бесполезной” представляется Толстому история. Подобный взгляд на наукувообще характерен для многих людей новой эпохи, формирующихся в 1840-е гг. Неслучайно, в 1860-е гг. русская молодежь переживет увлечение “нигилизмом”.“Нигилисты” считали практическую пользу главной ценностью современной культурыи презирали отвлеченное знание, прямо не связанное с повседневными нуждамилюдей. Толстой не любил “нигилизм”, прежде всего, он отвергал присущую“нигилистам” идею революции. Но он вырос в той же атмосфере перемен,разочарования в старых культурных ценностях, как и идеологи “нигилизма”.Отрицание традиционной исторической науки Толстым-студентом с новой силойпроявится в 1860-е гг. в романе “Война и мир”.
Вгоды учебы в Казанском университете Толстой внимательно читает сочиненияфранцузских философов, особенно произведения мыслителя и писателя XVIII в.Жан-Жака Руссо. Руссо видел в достижениях цивилизации: в развитии наук,техники, искусств — упадок, разрушение первоначальной простоты, естественностичеловеческой жизни. Идеи Руссо сильно повлияли на молодого Толстого.
Руссодля Толстого — не только тонкий художник-психолог, но и мыслитель, чьи идеи обисконной доброй природе человека и о развращающем влиянии цивилизации,противопоставленной неиспорченности «естественного состояния дикаря илипростолюдина оставались дороги Толстому на протяжении всей его жизни.
Другимлюбимым писателем Толстого был Стендаль. Поэтика батальных сцен в толстовскихпроизведениях — от ранних кавказских рассказов («Набег» и др.) и цикла обобороне Севастополя до «Войны и мира» (взгляд на происходящее с точки зрения«ничего не понимающего героя») — напоминает описание сражение при Ватерлоо вромане Стендаля «Пармская обитель».
Ужев юношеских дневниках и в ранних письмах Толстого ощутимо живое противоречиемежду привязанностью, страстным влечением к «естественной» жизни, упоениемполнотой бытия и радостями плоти, с одной стороны, и моральным ригоризмом,требовательностью, с другой. «Религия плоти» и «религия духа» (выражения Д. С.Мережковского — Мережковский Д. С. Л. Толстой и Достоевский: Жизнь и творчество// Мережковский Д. С. Л. Толстой и Достоевский. Вечные спутники. М., 1995. С.7—350) составят в дальнейшем два полюса толстовского творчества. Путь Толстого— это в значительной мере именно движение от одного полюса к другому. Нополностью от «религии плоти» писатель не отрекся даже в последние годы жизни.
12апреля 1847 г. Толстой, разочарованный в университетском образовании, подалпрошение об исключении из университета. Он отправился в Ясную Поляну, надеясьиспробовать себя на новом поприще — благоустроить быт своих крепостныхкрестьян. Действительность разбила его замыслы. Крестьяне не понимали барина,отказывались от его совета и помощи. Толстой в первый раз остро ощутил огромную,непреодолимую пропасть, разделяющую его — помещика, господина — и простойнарод. Социальные и культурные преграды между образованным сословием и народомстанут одной из постоянных тем художественной прозы и статей Толстого. Свойпервый неудачный опыт хозяйствования он опишет спустя несколько лет в рассказе“Утро помещика” (1856), герой которого Нехлюдов наделен чертами самогоТолстого.
Вернувшисьиз Ясной Поляны, Толстой проводит несколько лет в Петербурге и в Москве. Онподробно анализирует в дневниках свои поступки и переживания, стремитсявыработать программу поведения, достигнуть успехов в различных науках и сферахжизни, в карьере. Из самоанализа в дневниках Толстого вырастает егохудожественная проза. Толстой в дневниках 1847-1852 гг. тщательно фиксируетразличные переживания и мысли в их сложных и противоречивых сцеплениях. Онхолодно анализирует проявление эгоистичных настроений в высоких и чистыхчувствах, прослеживает движение, перетекание одного эмоционального состояния вдругое. Наблюдения над собой чередуются с описаниями внешности, жестов ихарактера знакомых, с размышлениями о том, как создавать литературноепроизведение. Толстой ориентируется на опыт психологического анализа писателейXVIII в. Лоренса Стерна и Руссо, усваивает приемы раскрытия переживаний вромане М. Ю. Лермонтова “Герой нашего времени”. В марте 1851 г. Толстой пишет“Историю вчерашнего дня” — отрывок, в котором детально описывает свои чувства.Это уже не просто дневниковая запись, а художественное произведение.
Вапреле 1851 г. он едет на Кавказ и в январе 1852 г. поступает на военную службув артиллерию. На Кавказе шла война между русскими войсками и чеченцами. Толстойучаствует в сражениях и работает над повестью “Детство”. Недовольный повестью,он четыре раза перерабатывал ее текст. В июле 1852 г. она была послана впетербургский журнал “Современник” ее редактору поэту Н. А. Некрасову. Некрасоввысоко оценил талант автора. “Детство” было напечатано под заглавием “Историямоего детства” (это название принадлежало Некрасову) в 9-ом номере“Современника” за 1852 г. и принесло Толстому большой успех и славу одного изсамых талантливых русских писателей. Спустя два года также в 9-ом номере“Современника” появляется продолжение — повесть “Отрочество”, а в 1-ом номереза 1857 г. была опубликована повесть “Юность”, завершившая рассказ о НиколаеИртеньеве — герое “Детства” и “Отрочества”.
Триповести Толстого — не последовательная история воспитания и взросления главногогероя и рассказчика, Николеньки Иртеньева. Это описание ряда эпизодов егожизни. Б. М. Эйхенбаум обратил внимание на то, что события, описанные вповести, укладываются в два дня, причем между этими днями проходит большойпромежуток времени (Эйхенбаум Б. М. Молодой Толстой // Эйхенбаум Б. М. Олитературе. М., 1987. С. 75—77). То, что окружающим кажется мелким, недостойнымвнимания и то, что для других является действительными событиями жизниНиколеньки, в сознании самого героя-ребенка занимают равное место. Толстойтщательно фиксирует противоречивые, противоположные чувства героя.Непосредственные душевные движения Николеньки Иртеньева сочетаются сотстраненным самоанализом, с наблюдениями над собственными переживаниями. В«Детстве» Толстой открывает многослойность сознания, в котором одновременноуживаются противоположные чувства, стремления и мысли, искренность соседствуетс чертами некоего любования собой, а порой и притворства (Особенноститолстовского психологизма детально прослежены Л. Я. Гинзбург. — Гинзбург Л. Я.О психологической прозе. Изд. 3-е. М., 1999. С. 267—293, 301—334, 372—394).
Изображениечувств героя в “Детстве”, “Отрочестве” и “Юности” напоминает анализ собственныхпереживаний в дневниках Толстого. Намеченные в дневниках и воплощенные в этихтрех повестях принципы изображения внутреннего мира персонажей перейдут вроманы “Война и мир”, “Анна Каренина” и во многие другие более поздниепроизведения Толстого.
Водно время с работой над “Детством”, с мая по декабрь 1852 г. Толстой пишетрассказ “Набег” об одном из мелких эпизодов войны на Кавказе. Позднее по своимвпечатлениям от военных событий на Кавказе Толстой создает еще два рассказа — “Рубка леса” и “Как умирают русские солдаты” (первый вариант этого рассказаназывался “Тревога”). В этих рассказах впервые выражена тема, которая будетотныне неизменной, постоянной для Толстого. Эта тема: простота, естественностькак высшая ценность истинной человеческой жизни. “Всегда смолоду, и чем старше,тем больше, ценю одно качество выше всего — простоту”, — писалТолстой в 1872 г. В “кавказских” рассказах Толстой противопоставлял своеприземленное изображение военных действий, неразберихи сражения и бессмысленныхсмертей романтическому, поэтическому описанию сражения как величественногозрелища. До Толстого в русской литературе господствовало именно такоеромантизированное восприятие войны и военного подвига. Именно так изображалсражения на Кавказе А. А. Бестужев-Марлинский, писатель, чьи произведения в1830- начале 1840-х гг. пользовались огромной славой. Простое, “будничное”изображение войны в рассказах Толстого противоположно романтике сражений иподвига. Оно напоминает описание одного из сражений Кавказской войны встихотворении М. Ю. Лермонтова “Валерик”. Подлинный героизм в изображенииТолстого лишен какой бы то ни было романтической театральности,искусственности. Истинный герой никогда не думает, что совершает подвиг. Емучужда жажда славы. Спокойное приятие собственной смерти для Толстого — чертаистинно мудрого и достойного человека.
Темапростоты и естественности как высшей ценности жизни и спор с “парадным”,красивым изображением войны Толстой продолжил в очерках “Севастополь в декабре”(1855), “Севастополь в мае” (1855) и “Севастополь в августе 1855 года” (1856).В очерках описаны эпизоды героической обороны Севастополя от англо-французских войскв 1855 г. Толстой сам участвовал в обороне Севастополя и много дней и ночейпровел в самом опасном месте — на четвертом бастионе, который нещаднообстреливала вражеская артиллерия. Севастопольские рассказы Толстого — это непанорамное описание всей многомесячной гигантской битвы за город, а зарисовкинескольких дней из жизни его защитников. Именно в деталях: в изображении буднейсолдат, матросов, сестер милосердия, офицеров, горожан — Толстой ищет подлиннуюправду войны.
Ключевоймотив севастопольских рассказов — противоестественность и безумие войны.Толстой показывает войну сторонним, «остраненным» взглядом. В очерке“Севастополь в декабре” Толстой описывает не красивую правильность боя, астрашные сцены страданий раненых в госпитале. Писатель использует приемконтраста, резко сталкивая мир живых и прекрасную природу с миром мертвых-жертввойны. Он описывает ребенка, собирающего полевые цветы между разлагающимисятрупами и трогающего ногой вытянутую руку безголового мертвеца. Толстойвыступает в роли обличителя людей, нарушающих заветы Бога, в самоослеплении и висступлении проливающих кровь друг друга. Севастопольские рассказы Толстого — зерно будущего романа “Война и мира”.
Сосени 1859 г. Толстой открывает в Ясной Поляне школу для крестьянских детей. Онзанимался с детьми историей, давал им темы для сочинений. В 1862 г. школа былазакрыта после полицейского обыска. Причиной для обыска были подозрения властей,что студенты, преподававшие в яснополянской школе, занималисьантиправительственной деятельностью. Выводы из своей деятельности вяснополянской школе писатель сформулировал в статье со “скандальным” названием:“Кому у кого учиться писать, крестьянским ребятам у нас или нам у крестьянскихребят?” По мысли Толстого, народное искусство и культура не ниже, а скорее вышекультуры и искусства, признанных в образованном обществе. Крестьянские детихранят душевную чистоту и естественность, утерянную в образованных сословиях.Их обучение ценностям “высокой” культуры, полагает Толстой, едва ли необходимо.Напротив, сам писатель, занимаясь с ними, оказался в роли не учителя, ноучащегося.
24сентября (старого стиля) 1862 г. Толстой вступает в брак с дочерью московскоговрача Софьей Андреевной Берс. 25 сентября Толстой записывает в дневнике:“Неимоверное счастье”. Взаимное непонимание, тяжелые ссоры, отчужденность другот друга — всё это пока в далеком будущем.
В1863 г. Толстой печатает повесть “Казаки”, работать над которой он начал еще всередине 1850-х гг. Повесть, как и многие другие произведения Толстого, автобиографична.В ее основе лежат кавказские воспоминания писателя, прежде всего — история егонеразделенной любви к казачке, жившей в Старогладковской станице. Толстойизбирает традиционный для романтической литературы сюжет: любовь охлажденного,разочарованного жизнью героя-беглеца из опостылевшего мира цивилизации к“естественной” и страстной героине. На этот сюжет были написаны поэмы А. С.Пушкина “Кавказский пленник” и “Цыганы”. “Цыган” Толстой перечитывал, работаянад “Казаками”. Но Толстой придает этому сюжету совершенно новый смысл. Молодойдворянин Дмитрий Оленин лишь внешне напоминает романтического героя: егоусталость от жизни неглубока. Он тянется к естественной простоте, стихийнойжизни казаков, но остается им чужд. Интересы, воспитание, социальное положениеОленина отдаляют его от жителей казачьей станицы. Оленин жадно впитываетнехитрые и мудрые мысли старого казака, охотника и бывшего вора дяди Ерошки:счастье, смысл жизни — в упоении всеми ее радостями, в плотских наслаждениях.Но он никогда не сможет стать таким простым, беззаботным, добрым и злым, чистыми циничным одновременно, как дядя Ерошка.
Лев Толстой: 60-е и 70-е годы. «Война и мир» и «АннаКаренина»
Роман«Война и мир» писался и перерабатывался Толстым на протяжении 1863-1869 гг. Смыслзаглавия “Война и мир” означал прежде всего не “война и отсутствие войны”, но“война и общество”. В наборной рукописи для издания в журнале «Русский вестник»Толстой писал это заглавие “Война и мiр” (через “i” десятеричное). Слово “мiр”,в отличие от слова “мир”, означало не “отсутствие войны”, а “общество”,“община” (произносились оба слова одинаково).
Произведениемало похоже на классический роман. В нем нет традиционного любовноготреугольника, любовного или социального конфликта как основы сюжета. Традиционноключевыми элементами романа — кульминацией или развязкой — были дуэль, женитьбаили смерть персонажей. Между тем, первая женитьба одного из главных героев,Пьера Безухова на пустой и безнравственной светской красавице Элен Курагинойпрямо мало влияет на последующие события его жизни. Дуэль Пьера с любовникомЭлен Долоховым не является пружиной действия. Умирает другой любимыйтолстовский герой, князь Андрей Болконский, а повествование продолжается. Пьерженится на Наташе Ростовой. Но роман заканчивается не описанием их свадьбы, а,казалось бы, случайной сценой — изображением сна Николеньки, сына князя Андрея.В этом сне соединились в одно лицо два главных героя — князь Андрей и ПьерБезухов, и сон предвещает бедствия Пьера — будущего декабриста. Этот странный,необычный роман имеет открытый финал — будущее семьи Пьера и Наташи неизвестнои лишь смутно угадывается. Не внешние перемены в судьбах героев, а их духовнаяэволюция, их нравственные поиски составляют подлинное содержание “Войны имира”.
Черталюбимых героев Толстого — способность к движению и к духовному росту. И Пьер, икнязь Андрей освобождаются от ложных идей благодаря общению с простыми русскимилюдьми. Для князя Андрея это капитан Тушин и подчиненные емусолдаты-артиллеристы, с которыми Андрей познакомился в сражении с Наполеономпри Шенграбене. Пьеру высшую ценность простоты открывают солдаты, которых онвидит на Бородинском поле. Солдат Платон Каратаев помогает понять Пьеру, чтосмысл жизни — в ней самой, в ее простых и естественных радостях, в интуитивномдоверии к жизни, в смиренном приятии выпадающих ему бед.
Естественностьв романе Толстого противопоставлена ложной, поверхностной жизни. Проста иестественна Наташа Ростова — юная “графинечка”, самозабвенно исполняющаярусский народный танец. Просты, чужды актерства и фальши русские солдаты,совершающие подвиги по-будничному, без единой мысли о славе. Прост русскийполководец Кутузов, олицетворяющий, как и Платон Каратаев, полноту обретенногосмысла жизни. К этой простоте, к освобождению от мелких и эгоистических чувствдвижутся и Андрей, и Пьер. Андрей, смертельно раненный при Бородине, обретаетбесконечную любовь ко всем людям, а затем, накануне кончины, — полнуюотрешенность от всех земных забот и волнений, высшую умиротворенность. Пьернаходит покой и счастье в тихой семейной жизни с Наташей.
Этимперсонажам противопоставлен великий позер Наполеон, увлеченно играющий роль“великого человека”. Его напоминают многочисленные “наполеоны” и “наполеончики”- русский император Александр I, сановник Сперанский, фрейлина Анна Шерер,семейство Курагиных, разыгрывающие любовь карьерист Борис Друбецкой ирасчетливая Жюли Карагина и многие другие. Эти персонажи наделеныпреувеличенным представлением о собственном значении, они внутренне пусты и бесчувственны.Они испытывают жажду славу, чисто плотскую страсть, заботятся о карьере, любяткрасиво и много говорить. И они не знают любви к ближнему, не чувствуют высшегосмысла жизни.
Вромане Толстого уравнены в своем значении исторические сцены и сцены частной,семейной жизни. Толстой одинаково подробно описывает Аустерлицкое сражение,битву при Бородине, военный совет штаба русской армии в Филях и первый балНаташи Ростовой, охоту старого графа Ростова и разговоры Пьера и Наташи оздоровье детей. “Исторические” главы в “Войне и мире” чередуются с “семейными”.В представлении Толстого частная, семейная жизнь обыкновенных людей — такое жеисторическое событие, достойное внимания историка и писателя, не меньше, чемпереговоры царей и дипломатов или военные победы. В 1871 г. Толстой напишетслова, проясняющие его понимание истории и принципы ее описания в “Войне имире”: “История-искусство, как и всякое искусство, идет не вширь, а вглубь, ипредмет ее может быть описание жизни всей Европы и описание месяца жизни одногомужика в XVI веке”. Толстой в “Войне и мире” постигает прошлое именно с помощью“истории-искусства”.
Висторико-философских главах “Войны и мира” писатель раскрывает свое пониманиесмысла и законов истории. По его мнению, исторические события определяютсясовпадением множества причин, и потому люди не могут понять закономерностейистории. Толстой ожесточенно и язвительно полемизирует с мнением о решающейроли великих людей — царей, полководцев, дипломатов — в истории. Толстойотвергал историческую науку, считая ее шарлатанством. Он допускал, что движениеистории определяется не волей людей, а Провидением, Судьбой.
Толстовскаяфилософия история не была абсолютно оригинальной и новой. Как показал Б. М.Эйхенбаум, на автора «Войны и мира» повлияли идеи нескольких очень разныхавторов — французского анархиста Ж. Прудона (одна из книг которого, знакомаяТолстому, так и называется «Война и мир»), французского консервативногомыслителя Ж. де Местра, английского историка Г. Т. Бокля, русского историка М.П. Погодина, близкого к славянофилам историка-дилетанта и математика князя С.С. Урусова. — Эйхенбаум Б. М. Лев Толстой. Л.; М., 1931. Кн. 2. С. 281—384.
Впрочем,сходство историософии Толстого с идеями Бокля, Погодина или Урусова,по-видимому, не стоит преувеличивать: во многом это совпадение в частностях илив языке описания. (См. об этом: Лурье Я. С. Исторический «атомизм» в «Войне имире» // Лурье Я. С. После Льва Толстого: Исторические воззрения Толстого ипроблемы ХХ века. СПб., 1993. Я. С. Лурье показывает и отличие толстовскогопонимания роли народа в войне 1812 г. от славянофильского представления онароде: по Толстому, не мистическое начало, не религиозный подъем, аобыкновенные простые человеческие стремления, сложившись воедино, привели кизгнанию армии Наполеона из России).
В1877 г. Толстой завершил свой второй роман — “Анну Каренину”. Заканчивая работунад романом, писатель говорил жене Софье Андреевне: «Мне теперь так ясна моямысль . Так, в “Анне Карениной” я любил мысль семейную, в “Войне имире” любил мысль народную, вследствие войны 12-го года » (Толстая С.А. Дневники: В 2 т. М., 1978. Т. 1. С. 502.).
«АннаКаренина» — попытка преодоления мучительнейшего духовного кризиса, испытанногоТолстым во второй половине 1860-х — в 1870-х гг. В 1869 г. Толстой отправилсясмотреть имение в Пензенской губернии, которое рассчитывал чрезвычайно выгоднокупить. По дороге он заночевал в арзамасской гостинице. Он заснул, но вдруг вужасе пробудился: ему представилось, что он сейчас умрет. Свои чувства Толстойописал в незаконченной повести “Записки сумасшедшего”, над которой работал в1885-1886 гг. “Заснуть, я чувствовал, не было никакой возможности. Зачем я сюдазаехал. Куда я везу себя. От чего, куда я убегаю? — Я убегаю от чего-тострашного и не могу убежать. Я всегда с собою, и я-то и мучителен себе… Явышел в коридор, думая уйти от того, что мучило меня. Но оно вышло за мной иомрачало все. Мне так же, еще более страшно было. “Да что это за глупость, — сказал я себе. — Чего я тоскую, чего боюсь. — Меня, — неслышно отвечал голоссмерти. — Я тут. Мороз подрал меня по коже”. Страх смерти, ощущение пустоты ибессмыслицы жизни преследовали Толстого на протяжении нескольких лет.
«АннаКаренина» — отнюдь не просто «любовный» роман; это и роман общественный ифилософский. В «Войне и мире» Толстой стремился ответить на вопрос: «Что такоеистория?». В «Анне Карениной», изображая искания Левина, его споры со знакомыми— учеными и общественными деятелями, писатель дает ответ на вопросы: «Что такоесовременная русская общественная жизнь?», «в чем смысл бытия?»
Ответна первый из двух вопросов — консервативный, охранительный. Толстой указываетна изъяны реформ 1860-х гг. (в частности, на негативные и для помещичьего, идля крестьянского хозяйства последствия отмены крепостного права), утверждает,что Россия не должна подражать социальной жизни Запада. Ответ на второй вопрос— смысл бытия человека в исполнении воли Божией, в вере. Толстой периода «АнныКарениной», в общем и целом, ортодоксальный православный христианин.
Анна- натура тонкая и совестливая, ее связывает с любовником графом Вронскимнастоящее, сильное чувство. Муж же Анны, высокопоставленный чиновник Каренин,на первый взгляд, — бездушен и черств, хотя в отдельные моменты и способен квысоким, истинно христианским, добрым чувствам. Толстой создает обстоятельства,казалось бы, оправдывающие Анну. Писатель рассказывает в романе о связях другойсветской дамы, Бетси Тверской. Эти связи она не афиширует, не выставляетнапоказ и пользуется в обществе высокой репутацией и уважением. Анна же открытаи честна, она не скрывает своих отношений с Вронским и стремится добитьсяразвода у мужа. И, тем не менее, Толстой судит Анну от лица самого Бога.
ПозднееТолстой писал о библейском речении из Книги Второзаконие — эпиграфе к «АннеКарениной»: «Много худого люди делают сами себе и друг другу только оттого, чтослабые, грешные люди взяли на себя право наказывать других людей. “Мнеотмщение, и Аз воздам”. Наказывает только Бог и то только через самогочеловека». По замечанию А. А. Фета, «Толстой указывает на “Аз воздам” не как нарозгу брюзгливого наставника, а как на карательную силу вещей »(Литературное наследство. М., 1939. Т. 37/38. Т. 37—38. С. 234). «Эпиграфромана, столь категорический в своем прямом, исходном значении, открываетсячитателю еще иным возможным смыслом: “Мнé отмщение, и Аз воздам”. ТолькоБог имеет право наказывать, а люди судить не имеют право. Это не только инойсмысл, но и противоположный первоначальному. В романе все сильнее выявляетсяпафос нерешенности. Глубины, правды — и потому нерешенности.
В “Анне Карениной” нет одной исключительной и безусловной правды — в ней многиеправды сосуществуют и одновременно сталкиваются между собой», — такистолковывает эпиграф Е. А. Маймин (Маймин Е. А. Лев Толстой Путь писателя. М.,1978. С. 122). Анна кончает жизнь самоубийством, но не оно являетсябожественным возмездием — смысл божественного наказания Анны не раскрываетсяТолстым. (Кроме того, согласно Толстому, высшего суда заслуживает не только Анна,но и другие совершившие грех персонажи — прежде всего Вронский.) Вина Анны дляТолстого — в уклонении от предназначения жены и матери. Связь с Вронским нетолько нарушение супружеского долга. Она приводит к разрушению семьи Карениных:их сын Сережа теперь растет без матери, и Анна и ее муж борются друг с другомза сына. Любовь Анны к Вронскому — это не высокое чувство, в котором надфизическим влечением преобладает духовное начало, а слепая и губительнаястрасть. Ее символ — яростная метель, во время которой происходит объяснениеАнна и Вронского. Анна сознательно идет против божественного закона,охраняющего семью. В этом для автора ее вина. В романе Толстого соединены трисюжетные линии — истории трех семей. Эти три истории одновременно и похожи, иразличны. Анна выбирает любовь, губя семью. Долли, жена ее брата СтивыОблонского, ради счастья и благополучия детей, примиряется с изменившим еймужем. Константин Лёвин, женясь на юной и очаровательной сестре Долли, КитиЩербацкой, стремится создать истинно духовный и чистый брак, в котором муж ижена становятся одним, сходно чувствующим и думающим существом. На этом путиего подстерегают искушения и трудности. Лёвин теряет понимание жены: Кити чуждоего желание к опрощению, сближению с народом. История женитьбы Лёвина на Кити,их брака и духовных исканий Лёвина автобиографична. Она во многом воспроизводитэпизоды женитьбы и семейной жизни Льва Николаевича и Софьи Андреевны.
Отличительнаяхудожественная особенность романа — повторы ситуаций и образов, выполняющиероль предсказаний и предвестий. Анна и Вронский знакомятся на железнодорожномвокзале. В момент первой встречи, когда Анна приняла первый знак внимания состороны нового знакомого, сцепщика поездов раздавило составом. Нажелезнодорожной станции происходит и объяснение Вронского и Анны. ОхлаждениеВронского к Анне приводит ее к самоубийству: Анна бросается под поезд. Образжелезной дороги соотносится в романе с мотивами страсти, смертельной угрозы, схолодом и бездушным металлом. Смерть Анны и вина Вронского предугаданы в сценеконских скачек, когда Вронский из-за своей неловкости ломает хребет прекраснойкобыле Фру-Фру. Гибель лошади как бы предвещает судьбу Анны. Символичны сныАнны, в которых она видит мужика, работающего с железом. Его образ перекликаетсяс образами железнодорожных служащих и овеян угрозой и смертью.
Замыселсюжета романа связан с сюжетом пушкинского «Евгения Онегина»: «Очевидно, что“Анна Каренина” начинается тем, чем “Евгений Онегин” заканчивается. Толстойполагал, что вообще рассказ нужно начинать с того, что герой женился илигероиня вышла замуж . В гармоническом мире Пушкина равновесие бракасохраняется. В смятенном мире толстовского романа — рушится. Все же и в “АннеКарениной” эпос побеждает трагедию. Поиски смысла жизни, не дающие покояЛевину, лежат, однако, не только за пределами любви, но даже и семьи, хотя ЛевТолстой вдохновлялся в этом романе “мыслью семейной”» (Громова-Опульская Л. Д.А. С. Пушкин у истоков «Анны Карениной»: Текстология и поэтика. — Славянскиелитературы. Культура и фольклор славянских народов. XII международный съездславистов (Краков, 1998). Доклады российской делегации. М., 1998. С. 170—171).Ранее ту же мысль высказывал Э. Г. Бабаев (Бабаев Э. Г. Роман и время. Тула,1975. С. 228).
Лев Толстой. 1880-е — 1900-е годы
Нарубеже 1870-1880-х гг. Толстой приходит к признанию внеразумной, интуитивнойнародной религиозности единственным ответом на вопрос о смысле жизни. Вопрощении, в уподоблении себя людям из народа, крестьянам Толстой увиделпредназначение и долг дворян, интеллигентов — всех, кто входит впривилегированные сословия. Но при этом Толстой не принял и не понимал«народной» веры в чудесное и потустороннее. Новая вера, которой учил Толстой всвоих религиозно-философских сочинениях 1880-х гг. и более позднего времени,была прежде всего нравственным учением (с ортодоксальной христианской точкизрения — ересью). Бог для Толстого в этот период — это высшее, чистое начало вдуше человека, это воплощение нравственного принципа. Существующие христианскиерелигии, в частности, православие, Толстой считал извращающими дух и сущностьзаповедей, вероучения Христа. Толстой не мог принять внерационального,сверхразумного в богословии (церковных догматах) и упрекал церковь в примирениис насилием или даже в оправдании насилия. По мысли Толстого, никакое насилиенедопустимо в человеческом обществе. Преодоление зла, победа над ним иосуществление христианского идеала всеобщего братства возможны только благодарянравственному совершенствованию каждого человека. О преодолении духовногокризиса и о своей новой вере Толстой рассказал в “Исповеди” (написана в1879-1882 гг., опубликована в 1884 г.). Обоснованию новой веры и критикецерковного вероучения посвящены написанные в конце 1870-х — 1890-е гг.сочинения Толстого: “Исследование догматического богословия”(1879-1884),“Соединение и перевод четырех Евангелий”(1880-1881), “Краткое изложениеЕвангелия”(1881-1883), “В чем моя вера?”(1882-1884), “Царство Божие внутринас”(1890-1893), “Христианское учение”(1894-1896).
Толстойпереосмыслил всю свою прожитую жизнь и решил, что она — ложная. И прежде онсчитал, что люди из простого народа во многом лучше, естественнее людей извысших сословий. Теперь он приходит к мысли, что только жизнь простого народаблизка к нравственным истинам. В статье “Что такое искусство?”(1898) онотвергает всё в мировой культуре, созданное людьми из господствующих сословий иклассов. По мысли Толстого, единственная истинная функция искусства — дать“знание различия между добром и злом”, и эту функцию в полной мере исполняеттолько искусство, созданное простым народом. Бедность и страдания простогонарода мучительно переживались Толстым. Он был одним из организаторовобщественной помощи голодающим крестьянам в 1891 г. Личный труд, прежде всегофизический, отказ от богатства, от собственности, нажитой благодаря работедругих, Толстой считает необходимыми для состоятельных людей. Об этом оннаписал в публицистическом произведении “Так что же нам делать?”, над которымработал в 1882-1886 гг. Толстой пришел к мысли о том, что частная собственностьна землю противоестественна, что государство, прибегающее к насилию, к жестокимнаказаниям, не должно существовать. Он высказал свои социальные идеи впублицистических произведениях “О переписи в Москве”(1882), “О голоде”(1891),“Страшный вопрос”(1891), О средствах помощи населению”(1891), “Стыдно”(1895),“Рабство нашего времени”(1899-1900), “Патриотизм и правительство”(1900). В 1908г. Толстой узнал о казни через повешение в городе Херсоне двенадцати крестьян,которые участвовали в действиях против помещиков. Толстой откликнулся на казнистатьей “Не могу молчать”.
Идеипозднего Толстого напоминают социалистическое учение. Но, в отличие отсоциалистов, Толстой был убежденным противником революции. Кроме того, путь кчеловеческому счастью он видел прежде всего не в социальных и экономическихпеременах, а в нравственном самосовершенствовании каждого человека. Умеренностьжеланий, скромная жизнь, чуждая роскоши, освобождение от страстей, ограничениеили подавление полового влечения — таковы, согласно Толстому, должны бытьнравственные ориентиры.
Позицияпозднего Толстого — это позиция, претендующая на роль пророка, обличителяобщественной и государственной неправды, провозглашающего вероучениевсечеловеческой братской любви и труда. Толстой-публицист и учитель жизниприобрел огромную известность не только в России, но и во всем мире. ЯснаяПоляна становится местом своеобразного «паломничества»: к Толстому за советомприходят люди из разных сословий, из многих стран. 22 февраля (старого стиля)1901 г. Святейший Синод — высший церковный орган в России того времени — вынесопределение об отлучении Толстого от церкви, указав на антиправославный духтолстовского учения. (В рассказе А. И. Куприна «Анафема» упоминается опровозглашении Толстому анафемы в церквах, но этот эпизод не имеет ничегообщего с действительностью.) Отлучение не поколебало влияния Толстого нарусское общество. На юге России его последователи — толстовцы создалисельскохозяйственные коммуны, жили, совместно обрабатывая землю.
Втворчестве позднего Толстого ярко проявились стремление к простоте стиля ипрямая назидательность. Писатель создал многочисленные произведения, написанныев подражание народным легендам и сказкам. В них он выразил свое пониманиеучения Христа, представления о достойной и праведной жизни и об идеальномобществе. Он составлял назидательные книги для издательства “Посредник” (этоиздательство, созданное при участии самого Толстого, печатало недорогие книгидля народного чтения). В повести “Отец Сергий” (Толстой работал над ней в1890-х гг., опубликована после смерти писателя, в 1911) изображается историяжизни князя Степана Касатского, становящегося монахом Сергием, человека крайнесамолюбивого, приходящего через искушение славой к простой смиренной жизнинищего странника. В повести “Крейцерова соната” (1887-1889) Толстой представилполовую любовь, любовь между мужчиной и женщиной низменным, недостойнымчеловека чувством.
Извращенность,неправильность жизни людей, устройства общества — основная тема творчествапозднего Толстого. В пьесе “Живой труп” (1900, опубликована посмертно, в 1911г.) писатель показывает ненормальность законов и власти, принуждающихразлюбивших и готовых расстаться друг с другом супругов к продолжениюсовместной жизни. Главный герой пьесы, Федя Протасов, ощущает пустотуокружающего общества и находит выход в хмельном разгуле. Стремление развязатьзапутанный узел отношений с оставленной женой Лизой и с любящим ее честным, ноограниченным и не понимающим Протасова Виктором Карениным приводит главногогероя к самоубийству.
Врассказе “Холстомер” (1885, первый вариант — 1864-1865 гг.) уродство царящихсреди людей отношений обнажено благодаря особому приему: всё происходящееизображается в восприятии лошади — мерина Холстомера. Рассказ строится наконтрасте: трагическая история жизни мудрого Холстомера — историябессмысленного существования его прежнего хозяина, развратного и эгоистичногокнязя Серпуховского.
Прозрениегероя, нравственное, духовное преображение на пороге смерти — таков сюжетповести “Смерть Ивана Ильича” (1881-1882, 1884-1886, опубликована в 1886 г.) иповести “Хозяин и работник” (1894-1895). Смертельно больной крупный чиновникИван Ильич убеждается, сколь пуста его жизнь, в которой он следовал тем жеправилам и привычкам, что и другие люди его круга. Повесть строится наконтрасте новых представлений Ивана Ильича о жизни и мнений, свойственных егосемье и сослуживцам. Герой второй повести, хозяин постоялого двора алчный ичуждый укорам совести Брехунов неожиданно для самого себя спасает ценой жизнисвоего работника Никиту.
Вобеих повестях изображается слом, катастрофа, нарушающая привычный ход жизнигероев, — ожидание смерти. Со сторонней точки зрения, смерть Ивана Ильича,сопровождаемая бессмысленной агонией, — это мучительный конец. Жутко выглядитфизически смерть Брехунова, от которого здесь остается только замороженная тушас раскоряченными ногами. Но внутренне для героев путь умирания — это путь кистине и вечной жизни. В «Смерти Ивана Ильича» кончина героя как бы удвоена,дана дважды: первый раз в восприятии знакомцев-сослуживцев, для которых онаважна, на самом деле, лишь потому, что делает вакантным хорошее служебноеместо. В этих пустых, хотя внешне печальных речах сквозит страшное отчуждениеот покойника, безразличие к нему. Во второй раз Иван Ильич умирает в концеповести. Но композиционное кольцо — иллюзорно. Иван Ильич воспринимает смертьизнутри, и для него оказывается не страшна, это не падение в бездну мрака, ашаг к свету. Смерть учит жить. Умирание князя Андрея было отрешением от жизни,умирание заурядного Ивана Ильича — привыкание к жизни. Только сейчас онначинает ощущать свое неповторимое я, чувствовать привязанность к жене исыну-гимназисту. (Замечательный анализ словесного стиля и предметного мира повестипринадлежит Владимиру Набокову. — Набоков В. Лекции по русской литературе. Пер.с англ. М., 1996. С. 307—318).
Передхолодным и всепроницающим взглядом смерти обнажается и мерзость ценностейкарьеры и успеха, исповедуемых Иваном Ильичом и исповедовавшихся им самим, иотвратительность отношения к смерти как к досадному «неприличию», стесняющемублизких и знакомых. Рассыпается в прах богатство, которым кичился Брехунов.Откровения, дарованные Ивану Ильичу и Брехунову, имеют не нравоучительный(«делай, как они…»), а экзистенциальный смысл: Они абсолютно личностны инепередаваемы другим. Не случайно, обе повести подробно анализировал русскийфилософ-экзистенциалист Лев Шестов. Шестов замечал, что в других сочиненияхТолстого «герои еще поучают людей, борются, что-то делают . Но и уИвана Ильича и у Брехунова нет ни возможности, ни надобности ни поучать людей,ни вообще что бы то ни было делать». Они оставлены наедине с сами собой.« Oкружающие не могут ни идти за Иваном Ильичом, ни даже постичь того,что с ним происходит. У них нет для этого ни сил, ни вдохновения, как не было усамого Ивана Ильича до болезни. Нормальный человек может жить только тогда,когда он идет вслед за всеми и со всеми, когда его поддерживают и космический,и общественный порядок. Одинокие, самочинные дерзания вызывают негодование влюдях и кажутся величайшим преступлением против людей и против Бога. В обоих рассказах Толстой представляет нам человека сперва в обычных, всемзнакомых и всеми принятых условиях существования, и затем, почти внезапно — в“Хозяине и работнике” приготовлений еще меньше, чем в “Смерти Ивана Ильича”, —переносит его в то одиночество, полнее которого нет ни на дне морском, ни подземлею» (На весах Иова. Часть первая. Откровения смерти // Шестов Л. Сочинения:В 2 т. М., 1993. Т. 2. С. 128—129, 130—131, 138).
Названиярассказов многозначны: «Смерть Ивана Ильича» — не только история смерти «отжизни», но и смерти «для мира», перехода в «жизнь вечную». «Хозяин и работник»— это не только Брехунов и его работник Никита, но и Господь (этимологическислово сходное по значению с «господином» и «хозяином») и его «работник»Брехунов, верно исполнивший должную работу, Божий «урок». В Новом Заветеметафора истинно уверовавших — работники в винограднике Господнем.
С1889 по 1899 гг. Толстой работал над своим последним романом “Воскресение”. Вэтом романе Толстой отказывается от любви героя и героини как основы сюжета. В“Воскресении” изображается нравственное возрождение богатого дворянина ДмитрияИвановича Нехлюдова и проститутки Катюши Масловой, которую Нехлюдов когда-тособлазнил, когда она была служанкой в его доме. В “Воскресении”, как и в другихпоздних сочинениях, Толстой отказывается от своего любимого приема изображенияпереживаний героев — “диалектики души” (Эйхенбаум Б. М. Лев Толстой.Семидесятые годы. Л., 1960. С. 250). Описание сложного движения противоречивыхпереживаний заменяется прямыми суждениями-оценками Нехлюдовым себя и окружающихлюдей. Толстой описывает парадоксальную, “перевернутую” ситуацию: Нехлюдов,виновный в нравственном падении Катюши Масловой, оказывается ее юридическимсудьей. Толстой изображает целую галерею персонажей из разных сословий. Авторромана выступает в роли безжалостного судьи современного общественного игосударственного устройства.
В1896-1904 гг. Толстой написал повесть “Хаджи-Мурат” (впервые опубликованапосмертно, в 1912 г.), Ее сюжет — история перехода на сторону царя Николая Iчеченца Хаджи-Мурата, жаждущего отомстить имаму Шамилю, сражавшемуся с русскимивойсками. В отличие от других поздних произведений Толстого, в “Хаджи-Мурате”отсутствует очевидная авторская мораль. Поэтому не случайно Толстой не хотелиздавать эту повесть. Хаджи-Мурат — тип “естественного героя”, привлекавшийвнимание еще молодого Толстого. Жажда свободы — его основная черта.Хаджи-Мурату не чужды отрицательные качества. Но он, при всей своей хитрости,простодушен и в этом отношению противопоставлен двум властителям-врагам — лицемерным Николаю I и Шамилю. Толстой прибегает к приему изобличения ненормальности,ложной жизни и нравов русского света и двора, изображая их через восприятиеХаджи-Мурата, подмечающего все странное, противоестественное. Повесть Толстогопостроена на приеме смысловой переклички событий. Похожи нравы при двореНиколая I и Шамиля. История Хаджи-Мурата, жертвы обмана русского царя и егоокружения, соотнесена с судьбой несчастного русского солдата Авдеева.
Сначала 1880-х гг. в отношениях между Толстым и его женой и сыновьями нарастаетвзаимное отчуждение. Толстой испытывал мучения и стыд из-за богатства, которымон обладал. Разлад между учением, призывающим к отказу от богатства, исобственным поведением был для него нестерпимо тяжек. 22 июля (старого стиля)1910 г. Толстой составил завещание, в котором предоставлял всем издателям правона издание своих произведений — как написанных после 1881 г., так и болееранних. Новое завещание обострило отношения с женой. Ощущая невозможностьсохранения мира в семье и желая в полной мере последовать идеалу опрощения итрудовой жизни, Толстой в пять часов утра 28 октября (старого стиля) 1910 г.вместе со своим доктором Д. П. Маковицким покинул Ясную Поляну. Через несколькодней к ним присоединилась дочь Льва Николаевича Александра Львовна. Толстойнамеревался ехать на юг, потом, скорее всего, за границу. Думал начатькрестьянствовать.
Вшесть часов тридцать пять минут вечера 31 октября (старого стиля) поезд,следовавший в Ростов-на-Дону, прибып на станцию Астапово. Толстой, у которогоподнялась температура, был вынужден остановиться в домике начальника станции.Врачи определили воспаление легких. В шесть часов пять минут 7 ноября старогостиля (20 ноября нового стиля) 1910 г. Толстой умер.
Список литературы
Дляподготовки данной работы были использованы материалы с сайта www.portal-slovo.ru/


Не сдавайте скачаную работу преподавателю!
Данный реферат Вы можете использовать для подготовки курсовых проектов.

Поделись с друзьями, за репост + 100 мильонов к студенческой карме :

Пишем реферат самостоятельно:
! Как писать рефераты
Практические рекомендации по написанию студенческих рефератов.
! План реферата Краткий список разделов, отражающий структура и порядок работы над будующим рефератом.
! Введение реферата Вводная часть работы, в которой отражается цель и обозначается список задач.
! Заключение реферата В заключении подводятся итоги, описывается была ли достигнута поставленная цель, каковы результаты.
! Оформление рефератов Методические рекомендации по грамотному оформлению работы по ГОСТ.

Читайте также:
Виды рефератов Какими бывают рефераты по своему назначению и структуре.

Сейчас смотрят :

Реферат Распределительная логистика и маркетинг
Реферат О содержании понятия "мёртвые языки"
Реферат Практические проблемы создания в России ООО иностранной компанией, состоящей из одного лица
Реферат Rubys Essay Research Paper Ruby has been
Реферат Government Regulation Essay Research Paper Government RegulationThroughout
Реферат Акционерное Общество «уралгражданпроект»
Реферат Синтез 22-диэтоксииндандиона
Реферат Характеристики озброєння армій країн
Реферат Создание информационно-справочной системы "Методический кабинет"
Реферат Gregor Mendel Essay Research Paper subject
Реферат 1. Тематика курсовых и выпускных квалификационных работ по Уголовное право (часть Общая)
Реферат Акинфиев Сергей Николаевич автореферат диссертации
Реферат Неживой зверь
Реферат 1 інтелектуальна власність як право на результати творчої діяльності людини
Реферат Характеристика производства полимерных труб и его технико-экономический уровень