Реферат по предмету "Литература и русский язык"


Кто нужен России: Обломов или Штольц

«Перементребуют наши сердца,
 Перементребуют наши глаза,
 Внашем смехе и в наших слезах, и в пульсации вен:
 »Перемен!"- мы ждем перемен!"
ВикторЦой, группа «Кино».
«Обломов»– вторая часть трилогии Иван Александрович Гончарова о российском обществесередины XIX века. «Русское обществопрочитало роман с наслаждением» – писал Александр Васильевич Дружинин.Книга написана о повседневной жизни, хорошо знакомой читателю, понятным языкоми большинство читателей нашли в образах героев многие черты своих характеров. Вэтом произведении автор показывает свое отношение к образу жизни дворян,описывая жизнь главных героев: Обломова и Штольца. Они — люди одного класса,общества, времени. Казалось бы, что, живя в одной среде, их характеры,мировоззрение должны быть похожи. Но, читая роман, мы  находим в Обломове иШтольце большие различия. Проследим за развитием их личностей с самого детстваи постараемся дать ответ на вопрос, который является темой сочинения: «Ктонужен России: Обломов или Штольц?»
АндрейИванович Штольц воспитывался в небогатой семье. Отец его был обрусевший немец.Мать — русская дворянка. Все дни семьи проходили в работе. Когда Штольц подрос,отец стал брать его в поле, на базар, заставлял выполнять необходимую работу. Вто же время он обучал его наукам, учил немецкому языку. Дальше Штольца сталиотправлять в город с поручениями, «и никогда не случалось, чтобы он забылчто-нибудь, переиначил, недоглядел, дал промах». Мать учила его литературеи сумела дать прекрасное духовное воспитание сыну. Штольц сформировалсясильным, умным, активным человеком. «Он  весь составлен из костей, мускулови нервов, как кровная английская лошадь. Он худощав, щек у него почти нет, тоесть есть кость да мускул, но ни признака жирной окружности; цвет лица ровный,смугловатый и никакого румянца; глаза хотя немного зеленоватые, новыразительные. … Как в организме нет ничего лишнего, так и в нравственныхотправлениях своей жизни он искал равновесия, практических сторон с тонкимипотребностями духа. Две стороны шли параллельно, перекрещиваясь и перевиваясьна пути, но никогда не запутываясь в тяжелые, неразрешимые узлы,» – этоавторское описание Штольца. Гончаров показывает Штольца, как настоящего«немца», «железного» человека, то есть идеальногофизически, но чёрствого душевно.
ИльяИльич Обломов родился в дворянской семье. Жизнь в селе Обломовке проходила посвоим особым законам. Самое главное в жизни Обломовых была еда. Ей посвящалимного времени. Они всей семьёй решали, какие блюда будут на обед или ужин.После обеда следовал продолжительный сон. Весь дом засыпал. Так проходили вседни: сон и еда. Когда Обломов подрос, его отдали учиться в гимназию. Родителейне интересовали знания Илюши. Они мечтали получить справку, доказывающую то,что «Илья прошёл все науки и искусства». Что касается физическоговоспитания, то его даже не выпускали на улицу, боялись, как бы он не убился, незаболел. Обломов превратился в доброго, ленивого барина, которого больше всегозаботил собственный покой. «Обломов любил уходить в себя и жить всозданном им мире. Ему доступны были наслаждения высоких помыслов; он не чуждбыл всеобщих скорбей. Он горько в глубине души плакал в иную пору надбедствиями человечества, испытывал безвестные, безыменные страдания и тоску,»– так характеризовал уже взрослого Обломова автор. Но знал кто-нибудь об этомвнутреннем мире Ильи Ильича? Обратимся к тексту: «Никто не знал и не видалэтой внутренней жизни Ильи Ильича: все думали, что Обломов так себе, лежит дакушает на здоровье, и больше от него нечего ждать; что едва ли у него вяжутся имысли в голове. … О способностях его, об этой внутренней вулканической работе пылкойголовы, гуманного сердца знал подробно и мог свидетельствовать Штольц».Обломов стал лежебокой, человеком добрых мыслей, но абсолютно не готовым к ихвоплощению в жизнь.
Повседневнойтруд для Штольца был частью его жизни, удовольствием. Он не гнушался даже самойчёрной работы. Для Обломова любая деятельность — это бремя. Ему было даже леньвстать с дивана, выйти из комнаты, чтобы там убрались слуги. О характере героевговорит и их образ жизни. Обломов проводит свою жизнь в существовании надиване. Он ничего не делает, ничем не интересуется, он до сих пор не можетзаставить себя дочитать книгу «Путешествие в Африке», даже страницыэтой книги пожелтели. Штольц ведёт деятельную, активную жизнь. Благодаря своемутруду, силе воли, терпению, предприимчивости, он стал богатым и известнымчеловеком. Счастье для Обломова – это полное спокойствие и хорошая еда. И ондостиг этого: спокойно спал на диване и хорошо ел. Но, несмотря на всеимеющиеся между ними различия, они с Обломовым друзья, друзья с детства. Их сближаютсамые хорошие черты характеров: честность, доброта, порядочность. Можно ещёупомянуть о любви Обломова к Ольге Ильинской, если это, конечно, можно назватьлюбовью. Для достижения её любви он стал больше читать, ездить по музеям,гулять, но это изменение только внешнее. Внутри Илья Ильич остаётся прежнимОбломовым. Одна из главных мыслей романа в том, что бездействие может погубитьвсе лучшие качества человека, разрушить его личность, а труд на благо людей свыгодой для себя может принести счастье в жизни.
В настоящее время Россиинеобходимо преодолеть кризис и развиваться, не стоять на месте. Из романавидно, что Штольц, по своим убеждениям – либерал, он понимает необходимостьперемен, без которых любое развитие невозможно. Обломов консервативен, онсчитает, что перемены не нужны вообще, так как они, по его мнению, принесутсмуту и нарушат покой, значит, можно оставить всё как есть. А оставлять всё какесть нельзя, потому что в моей стране накопилось множество нерешенных проблем,поэтому я считаю, что России нужен современник, больше похожий на Штольца,развитый физически, обладающий созидательным умом, творческой энергией идушевной добротой Обломова.


Не сдавайте скачаную работу преподавателю!
Данный реферат Вы можете использовать для подготовки курсовых проектов.

Поделись с друзьями, за репост + 100 мильонов к студенческой карме :

Пишем реферат самостоятельно:
! Как писать рефераты
Практические рекомендации по написанию студенческих рефератов.
! План реферата Краткий список разделов, отражающий структура и порядок работы над будующим рефератом.
! Введение реферата Вводная часть работы, в которой отражается цель и обозначается список задач.
! Заключение реферата В заключении подводятся итоги, описывается была ли достигнута поставленная цель, каковы результаты.
! Оформление рефератов Методические рекомендации по грамотному оформлению работы по ГОСТ.

Читайте также:
Виды рефератов Какими бывают рефераты по своему назначению и структуре.