Реферат по предмету "Литература и русский язык"


К описанию поэтики стихотворения Марины Цветаевой "Пела рана в груди у князя"

К описанию поэтики стихотворения Марины Цветаевой«Пела рана в груди у князя»
Игорь Лощилов
Как «Слово о полку», струна моя туга
Осип Мандельштам, Стансы, 1935
Пела рана в груди у князя.
Или в ране его стрела
Пела? — к милому не поспеть мол,
Пела, милого не отпеть -
Пела. Та, что летела степью
Сизою. — Или просто степь
Пела, белое омывая
Тело… «Лебедь мой дикий гусь»,
Пела… Та, что с синя-Дуная
К Дону тянется…
Или Русь
Пела?
30 декабря 1924
(Цветаева 1997, с. 252)
Какизвестно, обращение к логаэду — употреблению разнородных стоп в постояннойпоследовательности — «прозаизирует» стих: «логаэд»по-гречески означает «прозо-песня» (Гаспаров 1993, с. 119). Создавая«логаэдический вариант анапесто-ямбического трехстопника» (Илюшин1988, с. 60), Цветаева, напротив, добивается эффекта «форсированногоритма», «стягивая» интервал в третьей стопе до одногобезударного: «и в ямбической, и в анапестической стопе сильным является заключительный слог, и в этом родственность ямба и анапеста»(Илюшин 1988, с. 54). Эффект «набирающего ускорение» к клаузуле стихаощущается и в примере, приводимом А. А. Илюшиным (1988, с. 60), хоть он инесколько ослаблен сплошными дактилическими окончаниями:
/>
Встихотворении, развивающем ряд мотивов «Слова о полку Игореве»,эффект, напротив, усилен: мужские и женские клаузулы чередуются, а первая стопавсякий раз (исключая центральный, шестой из одиннадцати, стих) имеет дополнительноеударение на первом слоге (амфимакр). Таким образом, логаэд здесьпоследовательно складывается из стопы амфимакра, стопы анапеста, стопы ямбы, атакже нулевой в четных и односложной в нечетных стихах клаузулы.
/>
Восходящаяк поэтике «Слова» потенциальная риторичность первых двух стихов, неуспев развернуться, преодолевается форсированной ритмикой и эффектнойзвукописью, воспроизводящей полет и звуковую вибрацию летящей и вонзающейсястрелы. Основная — концентрированно «цветаевская» — частьстихотворения целиком заключается между двумя открывающими стих вопрошаниями(" // Пела?") — после графического пробела (стих 3) и«разорванного» десятого. Присутствие односложного интервала в началестиха, предопределенное последовательным (в девяти из десяти«полноценных» строк) употреблением амфимакра, сообщает каждому изстихов симметричность, ибо этот интервал отражается, как в зеркале, вямбическом «стяжении». Таблица позволяет воочию увидеть этусимметрию, ось которой приходится на двусложный интервал (4-5 слоги каждогостиха), сообщая иконическую соотнесенность горизонтального измерения (стих) собразом лука. Для этого требуется пренебречь условным делением на стопы(разумеется, временно) и ощутить каждый из стихов как нечленимую целостнуюединицу, напряженную зеркальной симметрией и «растянутую» на сильныхакцентах в области анакрусы и клаузулы (слоги 1 и 8), и несколько более слабых(и менее стабильных) в 3-м и 6-м. Такие отношения с разной степеньюотчетливости эксплицированы в стихах 3, 4, 6 и 7.
Наиболеезримым средством усиления магически-заклинательной энергии поэтическоговысказывания является здесь анжамбман, упорно (в 7-и из 11-и случаев)«отбрасывающий» в начало следующего стиха слово «пела».Вкупе с созвучным «тело» из 8-го стиха, слово «пела»образует вертикаль, подобную «натянутой тетиве тугого лука». Заисключением первого стиха она отмечена еще и (наряду со словоразделом,разумеется) присутствием пунктуационных знаков, которые делают синтаксиспредельно ощутимым и могли бы стать предметом отдельного рассмотрения.Последовательность приема (внутренняя — на 3-м слоге — тавтологическая рифма)вызывает обманчивое ощущение сквозной рифмованности стиха, в то время как насамом деле в стихах 1-6 в клаузулах лишь иногда слышны отдаленные и весьмапричудливые в своей неточности созвучия (князя — поспеть мол — степью в женскихи стрела — отпеть — степь). Зато в стихах 7-10 воцаряется и точная клаузульнаярифмовка (омывая — Дуная и гусь — Русь). Внутренняя рифма значимо нарушенасловом «сизою» в шестом, центральном из 11-и стихов. Именно здесьлокализована «точка приложения силы», деформирующая весь стих:амфимакр перемещается в позицию второй стопы, а первая обретает«противонаправленную» ябмо-анапестической дактилическую инерцию — назад, к началу (стопы, стиха). «Тетива» натягивается, но«статичная часть» лука — расположенные ближе к клаузуле акценты на6-м и 8-м слогах — остается неизменной.
Нарядус вертикальной симметрией из аналогии с иконическим образом лука следуютфонетические параллели, намекающие на семантические соотнесенности (вплоть домифологических отождествлений) внутри «треугольника», образуемогословами «СиЗою» (в центре) и сопротивостоящими ему в горизонтальном ивертикальном измерениях «княЗя» и «РуСь».«Дактиличность» слова «сизою» в «верхней»половине стихотворения находит соответствие в «глубинах» стихов 3 и 4(вертикально соотнесенные «милому» и «милого»), во второй — в «тянется» из десятого. Резкой деформации стиха в срединной строчкепредшествует точечное (но очень сильное) «напряжение», акцентирующееамфимакр (равно склоняющийся как в сторону ямба — к клаузуле, так и в сторонухорея — к анакрусе) и возникающее в стихе 5: «Пела. Та, ».Оно отзывается в 9-м, фактически предпоследнем: «Пела… Та,» Следует отметить, что началу «пения» стрелы всвободном полете соответствуют не имеющие аналогов трибрахии в стихах 3-4,«освобождающие» вторую стопу от анапестического акцента,«заданного» в первых двух стихах. Эта форма возвращается в«йотировенном» варианте (бел[ъjь] и омыв[аjъ]) в седьмом, первомпосле «серединного натяжения», стихе.
Общаякомпозиция стихотворения, в сущности, тяготеет к форме «квадрата» (10полных стихов, каждый из которых содержит 8-9 слогов), со стабильными«углами» и сильным «возмущением» поэтической материи вокругточки пересечения диагоналей, откуда (разумеется, метафорически) и настигаетчитателя — словно из недр истрического прошлого — цветаевское Слово (рана истрела в одно и то же время). Пересекая — вместе со словом «пела?» — линию графического пробела, читатель словно бы попадает в пространствозвучащего магического квадрата, где действуют особые законы организациипространства и времени. Эта «квадратичность» — соотнесенностьвертикальных и горизонтальных параметров словесного, ритмического и фонического«полотен», подчиняющихся единым закономерностям, — вызывает острое ощущенияграницы — предела, к которому стремится эта речь, неумолимо направленная кточке пересечения диагонали с правой («клаузульной») строной«квадрата» (его вертикальное измерение детерминировано уже«состоявшейся» длиной 8-9-сложного стиха в качестве горизонтали), икоторый все-таки пересекает противостоящее всем предшествующим инерциям слово«пела» в 11-м стихе, одиноко «повисающее» без продолжения,«чистым» хореем. Оно — на качественно новом уровне — возвращает кпотенциальному риторизму стиха 2. Кроме того, стих 11 ставит цветаевскоестихотворение контекст определенной жанровой и эстетической традиции:" холостые строки иногда использовались также в романтическомфрагменте для обозначения разрыва, инсценируемой автором «порчи»текста. Как правило, это были первые или последние строки; нередко отсутствиерифмы в них сопровождалось одновременным усечением строки, то есть устранениемсамой позиции, в которой могла располагаться рифма" (Орлицкий 2000, с.139). Инсценируя «обрыв» и «укорачивая» 8 (-9)-сложный стихдо одной стопы хорея, Цветаева и воспроизводит прием, характерный дляромантического фрагмента с его «принципиальной незавершенностью,разомкнутостью текстового единства» (Орлицкий 2000, с. 139), иодновременно эффектно «завершает» (почти что «герметизирует»)его, делая в конце стихотворения максимально ощутимой «начальнуюрифму» (Гаспаров 1993, с. 51-52), которая последовательно«поглощает» клаузульную. Укороченный, в соответствии с эстетикойромантического фрагмента, стих, в котором, казалось бы, устранена «позиция,в которой могла располагаться рифма», не становится при этом«холостым».
Ещеотчетливей виден квадрат со стороной, определяемой восьмью единицами (8 стиховх 8 силлаб; женские окончания создают еще один уровень «вибрации»стиха), если мысленно локализовать его пределы в «полётой» части(стихи 3-10), не учитываю «экспозиционно-риторическую» (1-2).
/>
Диагональеще одного гипотетического «квадрата» (9 х 9) намечена треми«или» — в первой стопе второго стиха, второй — шестого и в третьейдесятого; в каждом из случаев акцент тяготеет к смещению вправо или влево — взависимости от положения слова в стихе.
Значительноменее заметны для невооруженного глаза вмонтированные в стих палиндромическиеэффекты. Они также подчиняются принципам, уже знакомым нам благодаря анализуритма: жесткая центрированность и два слоя симметрических соответствий:«не посПЕТЬ» — «не отПЕТЬ» — «ЛЕТЕЛа сТЕПЬю» — «сТЕПЬ». Грамматический женский род ключевых глаголов (многократноповторяемое «пела» и «ЛЕТЕЛа») едва нарушает точностьсимметрии, создавая эффект «некоторого равновесия с небольшойпогрешностью». Тем не менее, из образа полета палиндромически«выворачивается» еще одно (и важнейшее) ядерное слово стихотворения — «тело», которое втягивается в цепочку слов, содержащих корневойзвукокомплекс, состоящий из согласного, гласного (преимущественно ['э]) — иопять согласного звуков, «закрытый» чрезвычайно частотным встихотворении (19 употреблений) звуком [л] / [л']. «Концентрат» егосодержится в началах стихов 7-8: «ПЕЛа, БЕЛое , / ТЕЛо». Ощутима и менее «плотная» периферия комплекса:ПЕЛа — [СТРЕЛа] — ПЕЛа — к МИЛому — МОЛ — ПЕЛа — МИЛого — ПЕЛа — [леТЕЛа] — ПЕЛа — БЕЛое — ТЕЛо — ПЕЛа — ПЕЛа. Укажем, что в «стартовых» стихах1-2 при помощи [р] /[р'] построен «квадрат»: «Пела Рана в гРудиу князя. / Или в Ране его стРела», отзываюийся лишь в слове«Русь» из стиха 10 и в «пРосто» из центрального, 6-го.Начиная со стиха 3 звуковая ткань стихотворения последовательно инструментованана сонорном [л] / [л'] и (метафорически, разумеется) «центрирована»вокруг «опорного» взрывного ([т] / [т']). Приблизительная схемафонической композиции, таким образом, могла бы выглядеть так: р — л — т — л — р/>{ТРРлл...}. Общая«нанизанность» на «пела» подкрепляется цепочкой более илименее точных фонических и семантических соответствий в парах смежных стихов — 1-2: рана / ране; 3-4: к милому не поспеть / милого не отпеть; 5-6: степью /степь; 7-8: белое / лебедь («палиндромичность» в корнях); 9-10: Дуная/ к Дону (тождество консонантного состава со «смещением» в сторонуанакрусы). Становятся слышимы и более отдаленные переклички: инверсия акцентовпри фонетическом сходстве в стихах 3 и 8 («не поспеть мол» и«лебедь мой» в составе стопы бакхия -бедь мой ди-), обратимость«сИНЯ-Дуная» / «тЯНЕтся» в 9-10.
Еслииз слов, обслуживающих семантическое поле 'стрельба из лука', в лексиконестихотворения представлены лишь «стрела» и «рана», то вструктуре поэтической ткани и ее деформациях воспроизведены другие,«недостающие»: лук, тетива, колчан, как и более «общие» — натяжение, вибрация, оборачивание, силовой импульс, центробежная ицентростремительная силы. Филигранность стихотворения позволяет говорить обосознанной установке на иконизм («отражение структуры реальности вструктуре высказывания» [Ланглебен 2002, с. 182]) всего ансамблявостребованных здесь поэтических средств.
/>
Какизвестно, в битве при реке Каяле в 1185 году князь Игорь Новгород-Северский(1151-1202) был ранен в руку. В стихотворении, написанном Цветаевой в один изпредновогодних дней 1924 года, рана несравненно более опасна для жизни: князьранен в грудь. Современный читатель будет склонен вспомнить в первую очередьплач Ярославны: «утру князю кровавыя его раны на жестоцем его теле».Между тем, лексема 'рана' встречается в тексте «Слова о полку» ещепять раз и обретает метафорическое значение: по мнению В. И. Стеллецкого,словосочетание раны Игоревы представляет собой образное название военного иполитического поражения Игоря (Слово 1965, с. 171). Согласно комментарию Д. С.Лихачева «здесь имеются в виду и раны Игоря , и егопоражение» (Слово 1975, с. 208). Троекратно упоминаются «раны» взолотом слове Святослава, где выстроен важный ряд: «за обиду сего времени,за землю Рускую, за раны Игоревы, буего Святославлича! » Думается,что творческому сознанию поэта образ Святослава, который, обращаясь князьям,«изрони злато слово, с слезами смешено, и рече »,предстоял не в меньшей степени, нежели образ утреннего плача во Путивле назабороле — образ Золотого Слова, насквозь пронизываемого энергиямиформообразования: «всякое формообразование в поэзии предполагает ряды,периоды или циклы формозвучаний совершенно также, как и отдельно произносимаясмысловая единица» (Мандельштам 1996, с. 334).
Трагическаясущность проекции древнерусского памятника на личный опыт участника и свидетелясобытий русской истории XX века 1, сохраняя «сущность раны, подверженнойне преобразованию, а всего лишь повторению с маниакальной настойчивостью»(Барт 1997, с. 77), подвергается преображению в словесной ткани, котораяизощреннейшим образом воспроизводит форму совершенного артефакта. В одной излекций о Марселе Прусте Мераб Мамардашвили говорил о теле Сен-Лу, «котороепрозрачно в том смысле, что вполне держит задуманное и выполняемое движение, — движение выполняется целиком. Тело прозрачно. Слово 'прозрачно' здесь следуетпонимать не в рассудочном смысле прозрачного для ума, для наблюдения. Прозрачно- значит не содержит в себе ничего инородного тому, что делается. Или можносказать так — тело Сен-Лу — это совершенный артефакт. Артефакт, но совершенный,то есть открывающий такой горизонт и поле действия, в котором оно действительновыполняется. Например, свойством таких совершенных артефактовобладает форма купольного свода. Однажды изобретенная, она воспроизводитсябесконечно, поскольку содержит в себе бесконечное число возможностей, незакрываемых конечной формой самого артефакта. Ведь купол замкнут, и он — один. И такой же совершенной формой является лук. Ведь аристократическаяформа тела Сен-Лу, этот совершенный артефакт, создавался в течение столетиймногими поколениями. » (Мамардашвили 1995: 271-272; курсив мой — И. Л.).
Список литературы
Барт1997 — Барт, Р. Camera lucida. М., 1997.
Гаспаров1993 — Гаспаров, М. Л. Русские стихи 1890-х — 1925-го годов в комментариях. М.,1993.
Илюшин1988 — Илюшин, А. А. Русское стихосложение. М., 1988.
Ланглебен2002 — Ланглебен, М. Иконизм синтаксиса в «Путешествии в Арзрум»Пушкина // Тыняновский сборник. Вып. 11: Девятые Тыняновские чтения.Исследования. Материалы. М., ОГИ, 2002, 181-198.
Мамардашвили1995 — Мамардашвили, М. К. Лекции о Прусте. М., 1995.
Мандельштам1999 — Мандельштам, О. Э. Шум времени: Воспоминания. Статьи Очерки. СПб, 1999.
Орлицкий2000 — Орлицкий, Ю. Б. Нерифмованные (холостые) строки в стихотворном тексте(функции и дисфункции) // Актуальные проблемы филологии в вузе и школе. Тверь,2000, 139-140.
Слово1965 — Слово о полку Игореве. Вступит. ст., ред. текстов, пер., примеч. кдревнерусск. тексту и словарь В. И. Стеллецкого. М., 1965.
Слово1975 — Слово о полку Игореве. Вступит. ст., ред. текста, досл. и объяснит. пер.с древнерусск., примеч. Д. С. Лихачева. — М., 1975.
Цветаева1997 — Цветаева, М. И. Собрание сочинений: В 7-и томах. Т. 2: Стихотворения.Переводы. М., 1997.
Примечания
 1 Несравненно более отчетливо (и, как нам представляется, более«плоско») эта проекция эксплицирована в стихотворении «ПлачЯрославны», датированном 5 января 1921 года:
Белоетело его — ворон склевал.
Белоедело его — ветер сказал.
Вопльстародавний,
ПлачЯрославны -
Слышите?
Вопльее ярый,
Плачее, плач -
Плавный:
— Кто мне заздравную чашу
Изрук — выбил?
Старойне быть мне,
Подкамешком гнить,
Игорь!
Дёрном-глинойзаткните рот
Алыймой — нонче ж.
Кончен
Белыйпоход.
(Цветаева1997, с. 7-8.)
Дляподготовки данной работы были использованы материалы с сайта www.litera.ru


Не сдавайте скачаную работу преподавателю!
Данный реферат Вы можете использовать для подготовки курсовых проектов.

Поделись с друзьями, за репост + 100 мильонов к студенческой карме :

Пишем реферат самостоятельно:
! Как писать рефераты
Практические рекомендации по написанию студенческих рефератов.
! План реферата Краткий список разделов, отражающий структура и порядок работы над будующим рефератом.
! Введение реферата Вводная часть работы, в которой отражается цель и обозначается список задач.
! Заключение реферата В заключении подводятся итоги, описывается была ли достигнута поставленная цель, каковы результаты.
! Оформление рефератов Методические рекомендации по грамотному оформлению работы по ГОСТ.

Читайте также:
Виды рефератов Какими бывают рефераты по своему назначению и структуре.

Сейчас смотрят :

Реферат Adversary Welcomes Prosperity Essay Research Paper Can
Реферат Big Time Essay Research Paper The OverSpecification
Реферат Genetically Altered Food Essay Research Paper Genetic
Реферат Why Macbeth Is An Aristotelian Tragedy Essay
Реферат Материальные затраты: учёт и анализ
Реферат Enduring Love Essay Research Paper A dictionary
Реферат Техніко-економічне обгрунтування, проектування машино-приладобудівного цеху по виготовленню деревообробних верстатів
Реферат недействительность сделок и последствия их недействительности
Реферат Symbolism Of Macbeth Essay Research Paper The
Реферат 1 Маргачёва Валентина Ивановна
Реферат Влияние кредитных историй на работу компаний
Реферат Хипстеры: нарочитая легкость бытия
Реферат «Об усилении мер по борьбе и профилактике малярии в Кыргызской Республике» разработан при участии: дгсэн исаков Т. Б., Нурматов З. Ш., Усубалиева Ж. М
Реферат Клод Французская
Реферат Тепловой расчет и эксергетический анализ котельного агрегата