Реферат по предмету "Литература и русский язык"


Исследование метафоры в творчестве С. Есенина

ВВЕДЕНИЕ
      Врусском  языке существует множество средств, которые используются дляпостроения образов, для образований новых лексических значений. Способыобразования значений слов различны. Новое значение слова может возникнуть,например, путем переноса названия по сходству предметов или их признаков, врезультате сходства выполняемых функций, появления ассоциаций по смежности.Таким образом, значения являются переносимыми.
   Лексико-семантические варианты многозначного слова по-разному зависят один отдругого и различно связаны между собой. В учебной литературе называется разноеколичество традиционных типов переносных значений слов. В одних случаяхвыделяют только метафору и метонимию, в других — метафору, метонимию, синекдохуи функциональный перенос. Традиционные виды переносных значений слова (метафора, метонимия, синекдоха, функциональный перенос значения ) связаны сдиахронией семантической структуры и относятся к фигурам образной речи ( тропам). Различия в числе переносных значений объясняются тем, что синекдоху считаютразновидностью метонимии, а функциональный перенос — разновидностью метафоры. 
   Метафора используется в бытовой и художественной речи. Поэтическая метафораотличается от примелькавшейся бытовой метафоры  своей свежестью и новизной. Впоэзии и прозе метафора не только средство лексической выразительности, носпособ построения образов.
   Задачаданной работы: изучение метафоры, ее структуры, разновидности, использованиеметафоры в русском языке.
   Цельработы: исследование метафоры в творчестве С. Есенина.
   Метафорой — ( от греч. metaphora — перенос. ) — называется троп илимеханизм речи, состоящий в употреблении слова, обозначающего некоторый класспредметов, явлений и т. д., для характеризации или наименования объекта,входящего в другой класс, либо наименования другого класса объектов,аналогичного данному в каком-либо отношении. В расширительном смысле терминметафора применяется к любым видам употребления слов в непрямом значении.Метафора — наиболее распространенное средство образования новых значении,большая часть наших обыденных понятий по своей сути метафорична. Наша бытоваяречь пестрит метафорой:
идетдождь, он потерял голову, кружится голова, торговая сеть, встает солнце.
  Ассоциируя две различные категории объектов метафора семантически двойственна.Двуплановость, составляющая наиболее существенный признак « живой » метафоры,не позволяет рассматривать ее в изоляции от определяемого. В образовании исоответственно анализе метафоры участвуют четыре компонента: основной ивспомогательный субъекты метафоры, к которым применяются парные термины исоотносимые свойства каждого объекта или класса объектов. Эти компоненты неполностью представлены в структуре метафоры, в частности остаютсянеобозначенными свойствами основного субъекта метафоры, составляющие еесемантику. Вследствие этого метафора допускает разные толкования. Когда говорят«Собакевич был настоящий медведь», то имя «медведь», сохраняяотнесенность к классу медведей, характеризует индивида, входящего в другойестественный род. Сходство Собакевича    с    медведем    охватывает   диффузный    комплекс
признаков( косолапость, крепость, цвет сюртука и т. д. ), создающая образ индивида.Значение метафоры формируется признаками именуемого класса объектов ( или иханалогами ), совместимыми с субъектов метафоры.
   Содержащийся в языковой метафоре образ обычно не приобретает семиотическойфункции, т. е. не может стать означающим некоторого смысла. Это в частностиотличает метафору от символа ( в узком смысле ). В метафоре устойчивоезначение. Оно прямо ассоциируется со словом как своим означающим. В символеустойчив образ, выполняющий функцию означающего. Символ может быть не тольконазван, но и изображен. Значение символа не имеет четких контуров. Метафоруобъединяет с символом и отличает от знаков и сигналов отсутствие регулятивнойфункции, а следовательно и прямой адресации.
   Метафора является не только ресурсом образной ( поэтической ) речи, но иисточником новых значений слов, которые наряду с характеризующей способнывыполнять номинативную, т.е. непосредственно связанную с отражением явленийдействительности функцию, закрепляясь за индивидом в качестве его наименования( прозвище Медведь ), либо языковой номинацией некоторого класса объектов ( «анютиныглазки», «роза ветров» ). В этом случае метафоризация приводит кзамещению одного значения другим.
  Когитивная ( познавательная ) метафора является отражением реальной илиприписываемой общности у соответствующих предметов: 
 
Стена.
1. Вертикальная часть  здания,  помещения…  
2.перен. Всражении, в кулачном бою: тесно сомкнутый ряд людей;          
 Провалиться.
1. Упастьв какое-нибудь отверстие...      
2.перен. Пропасть,исчезнуть ( прост).
   Образной называется метафора, создающая зрительное впечатление об обозначаемоми имеющая  экспрессивно -оценочное значение:
 
Звезда.
1. Небесноетело, видимое простым глазом, в форме светящейся точки на небе.
2.перен. Одеятеле искусства, науки, о спортсмене: знаменитость;
 
Крест.
1. Фигураиз двух пересекающихся под углом линий.
2. перен.Страдания, испытания (устар. )
Изобразительностьметафорических именований основывается на применении сформированного образаодних предметов к другим: образ змеи — к человеку, цвет зеленый — к молодости,образ игры в бирюльки — к жизни. ( заниматься пустяками ).
   Частным случаем образной метафоры  является эмоциональная метафора. Для еевозникновения достаточно лишь   субъективно  -  эмоционального    сходства  явлений:
 
Мычать.
1.Издавать звуки, кричать ( о корове, быке ).
2. перен. Невнятно говорить,
   издавать нечленораздельные звуки (разг.);
 
История.
1. Действительностьв ее развитии, движении.
2. перен. Происшествие,преимущественно неприятное,  скандал. 
   Существует также стертая метафора, которая утратила семантическиемотивированные связи значений:
 
Пачка.
1. Несколько однородныхпредметов, сложенных, упакованных    
вместе.Пачка папирос.
2. Частькостюма балерины — несколько коротких юбок из      
 тонкойматерии, нашитых одна на другую ( спец. ).
 
    В метафоренаблюдается сложность отношений прообраза и образа. Метафорические связи весьмаприхотливы и чаще всего являются имплицитными ( скрытными ). На семном уровнеэто выглядит как переход гипосемы ( часто коннотативной ) из производящегозначения в гипосему или гиперсему производного. В слове лиса ‘хищноемлекопитающее из семейства собачьихc длиннымпушистым хвостом ‘ имеется скрытая коннотативнаясема ‘ хитрость ‘, понародной традиции приписываемая этому животному. Второе значение этого слова — ‘хитрый,льстивый человек ‘возникло на основе коннотативного созначения и включает его как гипосистему вновое значение слова.
    Вопрос первичной функции метафоры решается по-разному. В риторике илексикологии метафора рассматривалась прежде всего как средство номинации.Однако есть основания считать исходной для метафоры функцию характеризации,связывающая ее с позицией предиката. Семантическая двуплановость метафорызатемняет ее предметную отнесенность. Референция (отнесенность актуализованных, включенных в речь, имен, именных выражений, именных групп или ихэквивалентов к объектам действительности ) метафоры осуществляется обычно черезустановление ее анафорической связи с прямой номинацией предмета.
   Метафора может быть простой, состоящей из одного выражения, употребленного впереносном значении ( вместо улей — « келья восковая »), и развернутой.Примером развернутой метафоры является следующий отрывок из вступления к поэмеВ.Маяковского « Во весь голос », в котором поэт уподобляет свою позициюгрозному оружию:
 
          Парадом развернув моих страниц войска,
          Я прохожу по строчечному фронту...
Метафорахарактеризуя тот или иной предмет, явление, понятие делится на несколько типов:индивидуально — авторская, антропоморфная, генитивная, зооморфная, синестезия(кинестезия).
1. Индивидуально — авторскаяметафора — ассоциативная     семиляция по субъективным семам:
          Твое солнце когтистыми лапами
          Прокогтялось в душу как нож...;
 
          Словно я весенней гулкой ранью
          Проскакал на розовом коне...
 
2. Антропоморфная метафора — приписываются свойства человека либо животным, либо неодушевленным предметам.
  
          Море смеялось.
          Монах помойного ведра.
 
3. Генитивная метафора — однаиз компонентов употребляется в форме Р.п.
  
           Тростинки мачт.
 
4. Зооморфная метафора — приписываются свойства животного человеку, либо неодушевленному предмету.
           Совесть — когтистый зверь.
           Собакевич был настоящий медведь.
 
5. Синестезия ( кинестезия ) — языковая метафора, но происходит семиляция чувственных признаков, сенсорных.
           Горькие мысли, сладкие мечты, холодное сердце, горячая
           любовь.
 
   Будучи многоаспектным явлением, метафора составляет предмет изучения рядаотраслей знаний и разделов лингвистики. Как определенный вид тропов метафораизучается в поэтике (стилистике, риторике, эстетике), как источник новыхзначений слов — в лексикологии, как особый вид речевого употребления — впрагматике, как ассоциативный механизм и объект интерпретации и восприятия речи- в психолингвистике и психологии, как способ мышления и познаниядействительности — в логике, философии (гносеологии) и когитивной психологии.
   Наиболее полно метафора изучена в лексикологии.
   Оба основных типа полнозначных слов — имена предметов и обозначения признаков — способны к метафоризации, значения. Чем более многопризнаковым, информативнобогатым и нерасчлененным является значение слова, тем легче онометафоризируется. Среди имен это прежде всего конкретные существительные — имена естественных родов, реалий и их частей, создающие метафорическиеперифразы ( баловень судьбы, питомец брани ). Среди признаковых слов — это прилагательные, обозначающие физические качества ( колючий ответ ),описательные глаголы ( совесть грызет, мысли текут ) и др. Иногдавыделяемая сентенциональная метафора порождена аналогией между целымиситуациями ( не бросай слов на ветер ).
   По способу воздействия на адресата метафора делится на эпифоры и диафоры. Дляпервых основой является экспрессивная функция ( апелляция к воображению ), длявторых — суггестивная (апелляция к интуиции). По когнитивной функции метафорыделятся на второстепенные ( побочные ) и базисные ( ключевые ). Первыеопределяют представление о конкретном объекте или частной категории объектов, (совесть — когтистый зверь ), вторые ( это  всегда  диафоры ) определяют  способ  мышления  о  мире ( картину  мира ) или о егофундаментальной части ( весь мир театр, и мы его актеры ).
   Метафоризация значения может происходить в пределах одной функциональнойкатегории слов либо сопровождаться синтаксическим сдвигом. Метафора, невыходящая за пределы конкретной лексики, используется для целей номинации.Вторичная для метафоры функция служит техническим приемом образования именпредметов ( белок глаза, ножка стола ). Номинативная метафора частопорождает амонимию. Метафоризация значения признаковых слов заключается ввыделении в объекте ( соответствующем классе объектов ) признаков, уподобляемомпризнаком, присущим другому классу предметов (тупой нож и тупая боль, тупоешило и турой ученик). Метафора этого типа имеет эвристическую,познавательную ценность и служит источником полисемии слова. Закономерности расширения сочетаемости признаковых слов сводятся к движению от конкретных кабстрактным и к действию принципов антропо и зооморфизма. Метафоризациязначения может сопровождаться переходом существительного из именной порции впредикатную.
Метафораэтого типа имеет своей целью индивидуализацию объекта. Образная метафора вводитв язык синонимы ( пугливый и заяц ). Обратный описанному процессперехода признакового значения в категорию конкретной лексики не типичен дляметафоры.
   Для выяснения природы метафоры важно определить ее синтаксические свойства.Предложение с метафорическим сказуемым синтаксически сходно с утверждениемтождества по следующим чертам:
1) оно выражает фактуальноесуждение ( метафора, как и тождество, констатируется);
2) указывает нанеградуированный ( статичный ) признак ;
3) дает константнуюхарактеристику предмета;
4) не допускает синтаксическогораспространения признаковыми словами, указывающими на меру сходства.
   Оно отличается от предложений тождества по следующим признакам:
1) истинность метафорическивыраженного суждения не всегда может быть логически установлена;
2) предикатная ( образная )метафора не может быть кореферентна своему субъекту;
3) метафорическое предложениеасимметрично, т.е. не допускает инверсии своих членов.
Этисвойства сближают метафорические предложения с утверждениями сходства, подобия.Синтезируя конценты тождества и подобия, предложения с субстантивнымметафорическим предикатом наиболее близки к предложениям классифицирующего типа( Вы роза и Этот цветок роза ). Метафорических предикат принимаетотрицание только в контексте прямого выражения.
   Естественное место метафора находит в поэтической, художественной речи, вкоторой она служит эстетической ( а не собственно информативной ) функцииязыка. Это проявляется в том, что к метафоре нет стандартного вопроса. Впоэзии, не придерживающейся принципа эксплицитности, метафора употребляется попреимуществу во вторичной для нее номинативной функции, внося в именные позицииатрибутивные и оценочные значения. Для поэтической речи характерна бинарнаяметафора ( метафора — сравнение ), объединяющая в генитивное сочетания именасопоставляемых предметов — объектов (брильянты росы, тростинки мачт).Благодаря образу метафора связывает язык с мифом и искусством исоответствующими им способами мышления — мифологическим, художественным,синтетическим. Метафора играет большую роль в формировании концептуальныхсистем.  
   В поэзии и прозе метафора не только средство лексической выразительности, носпособ построения образов.
   Всякая метафора рассчитана на не буквальное восприятие и требует от читателяумения понять и почувствовать создаваемый его образно — эмоциональный эффект.Умение видеть второй план метафоры, содержащееся в ней скрытое сравнение,необходимо для освоения образных богатств литературы.
   Многие черты метафоры совпадают с общими свойствами сравнения. Но естьнекоторые особенности, присущие именно метафоре. Задумаемся, с какой цельюмастера стиха и прозы прибегают к этому приему, называя только то, с чемсравнивается изображаемый предмет или понятие, и утаивая его прямоенаименование? Делается это для того, чтобы заставить работать мысль ивоображение читателя. Метафора требует  от нас духовного усилия, которое само посебе благотворно. Стихотворение А.С.Пушкина « Пророк » являет собойвыразительный пример того, как развернутая метафора практически реализует тусамую задачу, которая сформирована в заключительном стихе:
               « Глаголом жги сердца людей ».
   Проникая разумом и чувством в смысл каждого из звеньев развернутой метафоры, мынеизбежно подвергаемся мощному воздействию поэзии: метафора — своеобразныйрычаг, приводящий в движение ум и душу читателя.
   Можно выделить два основных типа метафор. В первом из них неназванный, ноподразумеваемый предмет может быть выявлен с достаточной отчетливостью. Так,читая у Пушкина:
              Улыбкой ясною природа
           сквозь сон встречает утро года,
мыпонимаем, что « утро года » — это весна и как — то иначе толковать этуметафору невозможно. Или возьмем такие строки у А.А. Фета:
           Какая грусть! Конец аллеи
           Опять с утра исчез в пыли,
           Опять серебряные змеи
           Через сугробы поползли.
 
Метафора« серебряные змеи » звучит чрезвычайно таинственно, пробуждает сложныеэмоции, по предметный план ее вполне конкретен, это вьюга, поземка.
    Метафоры второго типа допускают разные понимания, соединяют несколькопредметных значений. Так, возможны варианты в толковании выражения «угль,пылающий огнем », в «Пророке». Не подыскать единственногоконкретного значения для есенинского « розового коня ».
    На основе метафор первого типа могут строиться аллегории. Метафора второго типапорой приближается к символу.
     Поэтическаяметафора отличается от примелькавшейся бытовой метафоры своей свежестью иновизной.
    Есенин оставил нам чудесное поэтическое наследство. Его талант раскрылсяособенно ярко и самобытно в лирике. Лирическая поэзия удивительно богата имногогранна по своему душевному выражению, искренности чувств и драматизму, посвоей сердечной взволнованности и человечности, лаконичности и живописностиобразов.
    Есенин обладал неповторимым даром глубокого поэтического самораскрытия:
               Несказанное, синее, нежное...
               Тих мой край после бурь, после гроз,
               И душа моя — поле безбрежное -
               Дышит запахом меда и роз.
               ..............................................................
               Синий май. Заревая теплынь.
               Не прозвякнет кольцо у калитки.
               Липким запахом веет полынь.
               Спит черемуха в белой накидке.
               ..............................................................
                Мелколесье.Степь и дали,
              Свет луны во все концы.
              Вот опять вдруг зарыдали
              Разливные бубенцы.
   
   Подобно шишкинскому лесу или левитанской осени нам бесконечно дороги и близки и« зеленокосая » есенинская березка — самый любимый образ поэта; и егостарый клен « на одной ноге », стерегущий « голубую Русь »; ицветы, низко склонившие в весенний вечер к поэту свои головки.
   Все богатство словесной живописи у Есенина подчинено единственной цели — датьчитателю почувствовать красоту и животворную силу природы:
               Сыплет черемуха снегом,
               Зелень в цвету и росе.
               В поле, склоняясь к побегам,
               Ходят грачи в полосе.
 
               Никнут шелковые травы,
               Пахнет смолистой сосной.
               Ой вы, луга и дубравы, —
               Я одурманен весной.
   В стихах Есенина природа живет богатой поэтической жизнью. Она вся в вечномдвижении, в бесконечном развитии и изменении. Подобно человеку она рождается,растет и умирает, поет и шепчет, грустит и радуется. В изображении природыЕсенин использует богатый опыт народной поэзии.
   Он часто прибегает к приему олицетворения. Черемуха у него «спит в белойнакидке», вербы плачут, тополи шепчут, «туча кружево в роще связала»,«пригорюнились девушки — ели», «улыбнулась солнцу сонная земля»,«словно белою косынкой подвязалася сосна», «заря окликаетдругую», «плачет метель, как цыганская скрипка», и «березыв белом плачут по лесам», «кленочек маленький матке зеленое вымя сосет»,«тихо — в чаще можжевеля по обрыву, осень — рыжая кобыла — чешетгриву», «вечер, свесившись над речкой полощет водою белой пальцы синихног», сосна «покачнулась как старушка», «чистит месяц рога».Заря, дороги, реки, небо, кусты, болота, месяц, поля, травы — все в стихахЕсенина движется, живет вместе с человеком. Болото «курит облаком», ивы«вызванивают в четки».
   Природа у Есенина играет и переливается всеми цветами радуги:
                Синий туман. Снеговое раздолье,
                Тонкий лимонный лунный свет...
                 .........................................................
                Золотою лягушкой луна
                Распласталась на тихой воде.
                ..........................................................
                Я в твоих глазах увидел море,
                Полыхающее голубым огнем.
                .........................................................
                О всех ушедших грезит конопляник
                С широким месяцем над голубым прудом.
                .........................................................
                Гаснут красные крылья заката,
                Тихо дремлют в тумане плетни.
 
   Цветовая гамма способствует передаче тончайших настроений, придаетромантическую одухотворенность, свежесть образам Есенина.
   Любимые цвета поэта — синий, голубой и золотой. Эти цветовые тона усиливаютощущение необъятности просторов России («только синь сосет глаза», «солнцаструганные дранки загораживают синь» и т.п.), создают атмосферусветлой радости бытия («вечером лунным, вечером синим», «предрассветное,синее, раннее», «в летний вечер голубой»), выражают чувствонежности, любви («голубая кофта, синие глаза», «парень синеглазый»,«заметался пожар голубой» и т.п.). Золотой блеск переливается в егостихах: «Сердце — глыба золотая», «Эх, ты, молодость, буйная молодость, золотаясорви — голова».
   Отсюда неожиданность, смелость многих красочных эпитетов у Есенина. Поэт говорит:«О Русь, малиновое поле», или «розовый конь», или «синее счастье». Этаромантическая струя, если так ее можно назвать, занимает значительную долю весенинской стилистике. Стилистические средства цветовой характеристики Есенинумеет использовать исключительно тонко для создания поэтического настроения:
                      Синий туман. Снеговое раздолье,
                      Тонкий лимонный лунный свет.
                      Сердцу приятно с тихою болью
                      Что — нибудь вспомнить из ранних лет.
   В поэзии Есенина нас покоряет и захватывает в «песенный плен»удивительная гармония чувства и слова, мысли и образа, единство внешнегорисунка стиха с внутренней эмоциональностью, душевностью.           
   Тяготение не к отвлеченностям, намекам, туманным символам многозначности, а квещности и конкретности отличает поэтику Есенина. Поэт создает свои эпитеты,метафоры, сравнения и образы. Но он создает их по фольклорному принципу: онберет для образа материал из того же деревенского мира и из мира природы истремиться охарактеризовать одно существительное другим. Вот, например, образлуны. Поэт говорит: «Золотою лягушкой луна распласталась на тихойводе !» или «Хорошо бы, на стог улыбаясь, мордой месяца сеножевать». Или «Луна, как желтый медведь, в мокрой траве ворочается».Лягушка, морда, медведь — все очень конкретно и сразу переносит в туобстановку, которую в данном стихотворении описывает поэт.
   У Есенина вечер золотой метелкой «расчищает путь», «синий сумракбредет», как стадо овец.
   Эпитеты, сравнения, метафоры в лирике Есенина существуют не сами по себе, радикрасивой формы, а для того, чтобы полнее и глубже выразить себя.
   Отсюда стремление ко всеобщей гармонии, к единству всего сущего на земле.Поэтому один из основных законов мира Есенина — это всеобщий метафоризм ( чтопозже приведет поэта к имажинистам ). Люди, животные, растения, стихии ипредметы — все это, по Есенину, дети одной матери — природы.
   Примером полного взаимопроникновения природы и человека может служитьстихотворение «Зеленая прическа». Оно развивается в двух планах: березка- девушка.
 
                     Что шепчет тебе ветер ?
                     О чем звенит песок ?
                     Иль хочешь в косы — ветви
                     Ты лунный гребешок ?
   Читатель так и не узнает, о ком это стихотворение — о березке или о девушке.Потому что человек здесь уподоблен дереву — красавице русского леса, а оначеловеку. Березка в русской поэзии — символ красоты, стройности, юности; она светлаи целомудренна.
   Рядом с поэтическими деталями земного мира («белых яблонь дым», «странаберезового ситца», «весенней гулкой ранью»)-образ мифологический,символический — образ розового коня. Розовый конь — символ восхода,весны, радости жизни. Но и реальный крестьянский конь на заре становитсярозовым в лучах восходящего солнца. Суть этого стихотворения — благодарственнаяпесня, благословение всего живого.
   Строй сравнений, образов, метафор, всех словесных средств взят из крестьянскойжизни, родной и понятной.
 
                      Тянусь к теплу, вдыхаю мягкость хлеба
                      И с хруптом мысленно кусая огурцы,
                      За ровной гладью вздрогнувшее небо
                      Выводит облако из стойла под уздцы.
 
                      Здесь даже мельница — бревенчатая птица
                      С крылом единственным — стоит, глаза смежив.
   Солнце сравнивается с сохой, месяц — с ягненком или с пастушьим рожком. Такиеметафоры и сравнения насыщают почти каждое стихотворение.
   В «Небесном барабанщике» почти отсутствуют образы, навеянные старойхристианской поэтикой. («Сердце — свечка за обедней», — этот, да еще два- три подобных образа только, пожалуй, и встретишь во всем стихотворении. Привсей планетарности, космической устремленности образов «Небесногобарабанщика» основа их жизненно реальна. Это относится и к развернутомуобразу — метафоре «солнце — барабан», играющему важную идейно — композиционную роль в стихотворении, и образу «белого стада горилл», и другим.
 
                       Верьте, победа за нами!
                       Новый берег недалек.
                       Волны белыми когтями
                       Золотой скребут песок.
                      Нам ли страшны полководцы
                      Белого стада горилл?
                      Взвихренной конницей рвется
                      К новому берегу мир.
 
                      Мы идем, а там, за чащей,
                      Сквозь белесость и туман
                      Наш небесный барабанщик
                      Лупит в солнце — барабан.
   Там, где, казалось, пейзаж обычен, где свет и тени не захватывают внезапновоображение, где на первый взгляд в природе нет броских, запоминающихся картини многое давно уже примелькалось, поэт вдруг неожиданно и смело открывает новыекраски:
 
                      Поет зима — аукает,
                      Мохнатый лес баюкает...
                      А по двору метелица
                      Ковром шелковым стелится.
 
                      Улыбнулись сонные березки,
                      Растрепали шелковые косы.
 
                      Дремлет лес под сказку сна...
   Метафоричность образов — это черты художественного стиля поэта.
   О способности поэта раскрывать на основе сходства явлений внешне предметной ипсихической жизни, пользоваться различными приемами метафоризации, выпуклогоконкретно — вещественного выражения переживаний, идущими чаще всего от народнойзагадки и песни, много писалось в критике и в исследовательской литературе,обосновывался вывод о том, что с годами есениская конкретно — предметнаяобразность видоизменялась, качественно обогащалась и совершенствовалась,пополнялась новыми приемами и формами.
   Поэт улавливает запах вишен и моха от поднимающейся как бы из глубины лесалуны, он даже слышит, как
 
                          … Нежно охает ячменная солома,
                             Свисая с губ кивающих коров.
 
                             Хвойной позолотой взвенивает лес
 
                             Меж кустов ворковала река.
 
   Эту неповторимую и тленную красоту поэт пытается продлить, хотя быметафорически, в бытие природы. Отсюда слияние женского образа с пейзажем:
 
                             С алым соком ягод на коже,
                             Нежная, красивая, была
                             На закат ты розовый похожа
                             И как снег лучиста и светла.
 
                           Ивы — кроткие монашки.
   Обращение к сравнительной поэтике раскрывает глубинную, пожалуй, генетическуюсвязь образов, символов, поэтических реалий, окружающих есенинского героя. Этои образ страдания — сердца, преображенный Есениным в разветвленную метафору,вовлекшую в свое поле образы глаз, лица, волос и т.д. Это и образ коня — судьбыс трагическим финалом, судьбы звезды, осенней темной ночи, пути — дороги,времени:
                Что когда — то было ясно соколу пора — времечко,
                Что летал — то млад — ясен сокол по поднебесью...
   Совершенным символическим аналогом человека в поэтическом мироощущенииславянских народов является дерево.
                          Как дерево роняет тихо листья,
                          Так я роняю грустные слова.
   Своеобразно дополняется мотив природы у Есенина образами животных. Поэт писал олюбви к животным, осуждал жестокое обращение с ними.
   Эти образы используются в поэзии С. Есенина и как традиционные литературно — фольклорная символика. В стихотворении «Русь» вороны — вестникинесчастья:
 
                           Понакаркали черные вороны:
                           Грозным бедам широкий простор.
   Красногривый жеребенок символизирует старую патриархальную деревню, еще неосознавшую переход к новой жизни.
 
                           Неужели он не знает, что живых коней
                           Победила стальная конница.
   Чаще всего наименование животных приводятся в сравнениях, в которых с животнымисопоставляются предметы и явления, часто не связанные с ними вдействительности, но объединенные по какому — либо ассоциативному признаку,служащему основой для его выделения.
 
                          Как скелеты тощих журавлей,
                          Стоят ощипанные вербы...
 
                          Синий сумрак, как стадо овец;
 
поцветовому сходству:
 
                          По пруду лебедем красным
                          Плавает тихий закат;
поблизости и сходству функций:
 
                          Как птицы, свищут версты
                          Из — под копыт коня...
 
                        Как желна, над нею мгла носилась;
покакому — либо ассоциативному, иногда субъективно выделенному признаку:
 
                       Я был, как лошадь загнанная в мыле,
                       Пришпоренная смелым седоком...
   Иногда поэт использует и характерную для русской народной поэзии — песни формупараллелизма:
 
                Не кукушки загрустили — плачет Танина родня.
   В произведениях Есенина анималистическое ( изображение животных ) сравнение илизооморфная метафора часто перерастает в развернутый образ:
 
                        Тихо в чаще можжевеля по обрыву.
                        Осень — рыжая кобыла — чешет гриву.
   Желтый цвет осенних листьев вызывает ассоциацию с рыжей кобылой. Но осень нетолько «рыжая кобыла» (сходство по цвету), она «чешет гриву»:образ раскрывается через сравнение с животным зримо, в красках, звуках,движениях.
   Вот почему возникает сопоставления явлений природы с животными: месяц — «ягненочеккудрявый», «жеребенок», «золотая лягушка», весна — «белка»,тучи — «волки». К животным и птицам приравниваются предметы, например,мельница — «бревенчатая птица», печь — «верблюд кирпичный».
   На основе сложных ассоциативных сопоставлений у явлений природы появляютсясвойственные животным и птицам органы: лапы, морды, рыла, когти, клювы:
 
                           Волны белыми когтями
                           Золотой скребут песок;
 
                           Клен и липы в окна комнат,
                           Ветки лапами забросив,
                           Ищут тех, которых помнят;
 
                           Чистит месяц в соломенной крыше
                           Обоймленные синью рога.
   Метафорическое использование анималистической лексики в оригинальных сравненияхсоздает своеобразие стиля С. Есенина, синкретизм образов.
   Использование в произведениях названия животных обычно сопровождаютсяприлагательными — эпитетами, чаще всего со значением цвета: желтый ворон,медведь, заяц, бабочка; черный лебедь, конь, птицы, галки, жаба; красныйлебедь, конь, красногривый жеребенок, красношерстная верблюдица,; рыжая кобыла,рыжее стадо, рыжие щенята. Больше всего цветовых определений имеет слово конь:белый, буланый, красный, розовый черный. Эпитеты конкретизируют образы животныхи служат средством их поэтизации, авторской оценки.
   Поэт наделяет их человеческими качествами:
                         И журавли, печально пролетая,
                         Уж не жалеют больше не о ком.
                         На бору со звонами плачут глухари.
                         Плачет где — то иволга.
   Образы животных используют и как символы, традиционно установившиеся в русскойлитературе и фольклоре, например лебеди — символ красоты.
   Чисто символическое значение приобретают и цвета животных: красный конь — символ революции, розовый конь — образ молодости, черный конь — предвестниксмерти.
   Для положительной обрисовки образов животных используются и эмоциональнаялексика, и словообразовательные средства, и метафорические эпитеты, и особыеинтонации.
   Как и в реальной действительности, поэтическом мире Есенина время ипространство связаны  с движением ( восход поливает красной водой капустныегрядки, болото курит облаком, ветер пляшет, мрак синим лебедем выплыл из рощи). 
   Есенинская метафора бывает и именной и глагольной, каждая из которых в своюочередь подразделяется на не олицетворяющуюся и олицетворяющуюся. Именная неолицетворяющая: «снег черемухи» — цветы и олицетворяющая: «желтый лик» — дискмесяца, глагольная не олицетворяющая: «сокроюсь могилой» — умру иолицетворяющая: «колокола заплакали» — зазвонили.
   Таким образом, существительное является основой есенинской метафоры, аолицетворения и сравнения «держатся» на глаголе. Есенинское олицетворениенаряду с общими для метафоры и сравнения формами ( глагольная: «прибрелавесна»; именная: «подол вечера»; эпитетная; «сонная тишина» ) имеет и своиспецифические. Например, эпитет иногда выступает в форме наречия («Плыветзадумчиво луна») или краткого прилагательного («Осенний день пуглив и дик»).
    Есенинская метафоричность становится более «скрытой». Самые, казалось бы,простые слова ( снег, цветение, голубой, песни и т.д. ) метафоризуются и дажесимволизуются, неся в себе дополнительный художественный смысл, полученный вконтексте есенинского творчества.
   В стихотворении «Поет зима — аукает...» умело и со вкусом использованыантропоморфные метафоры и сравнения. Зима «аукает» и «поет», «баюкает» мохнатыйлес, «метелица ковром шелковым стелится», а вьюга ревет и злится.
                              Дремлет лес под сказку сна.
                     
                              Поет зима — аукает,
                              Мохнатый лес баюкает...
                              А по двору метелица
                              Ковром шелковым стелится.
                              Улыбнулись сонные березки,
                              Растрепали шелковые косы.
                              
   В ранних стихах Есенина есть немало привычных слуху метафор, созвучий и другихэлементов поэтического орнамента, а вместе с тем порой удачно найденные слова,аллитерации придают простому сопоставлению, образу какую — то первозданность.Например:
                          
                         Сонный сторож стучит
                         Мертвой колотушкой.
   В сочетании эти эпитеты усиливают и создают эффект деревенской умиротвореннойтишины.
   В стихотворении «Микола» интонация «сказочно — волшебная». Создавая свойсказочный мир, поэт находит новые метафоры и эпитеты.
                            Кружевом лес украшен,
                            Ели словно купина,
                            По лощинам черных пашен -
                            Пряжа выснежного льна.
                            Злые скорби, злое горе
                            Даль холодная впила;
                            Загораются, как зори,
                            В синем небе купола.
                            Под березкою — невестой,
                            За сухим посошняком,
                            Утирается берестой,
                            Словно мягким рушником.
   Былинную тональность «Песни о Евпатии Коловрате» усиливают метафоры, длякоторых материалом служит не только земная природа, но и тела «небесные»:звезды — ласточки загадывают «думу — полымя», называя месяц «желтым ягнищем»,советуют ему не «бодаться» с тучами. А сам месяц находится на «привязи» и наземлю «кровью кашляет», видя, как татары льют реки крови.
                            Как взглянули звезды — ласточки,
                            Загадали думу — полымя:
                           Чтой — то Русь захолынулася,
                           Аль не слышит лязгу бранного?
                           Щебетнули звезды месяцу:
                           «Ой ты, желтое ягнятище!
                           Ты не лени траву небесную,
                           Перестань бодаться с тучами».
   
                           Как взглянул тут меся с привязи,
                           А ин жвачка зубы вытерпла,
                           Поперхнулся с перепужины
                           И на землю кровью кашлянул.
   Для поэта природа — это чудесный и необъятный храм, в котором все прекрасно.Любовь к земле, к лугам и травам, лесам и озерам проникнуты строки стихов. Вних звучат задушевные мелодии, как бы передающие дыхание самой природы: порывыветра, шепот листьев, пение птиц. Уже в самых ранних стихотворениях природа дляЕсенина не застывший пейзажный фон: она вся в движении, в обновлении, вгармоническом единении с человеком.
   Образное воплощение, четкая метафора, чуткое восприятие фольклора лежат воснове художественных изысканий Есенина. 
ЛИТЕРАТУРА
1. Толковый словарь русскогоязыка. в 4-х томах. Под редакциейпрофессора  Д.Н. Ушакова. Издательство «Терра», М., — 1996 г.
2. Лингвистическийэнциклопедический словарь. Подредакцией профессора В.Н. Ярцева. «Советская энциклопедия», М.,- 1990 г.
3. Словарь русской литературы. Подредакцией М.Т. Уртминцева. Издательство «Три богатыря», Нижний Новгород, — 1997г.
4. Краткий словарьлитературоведческих терминов.
Л.Тимофеев, Н. Венгров. Издательство « Учпедиз », М., — 1963 г.
5. Литература и искусство: Универсальнаяэнциклопедия школьника. Составил А.А. Воротников. Минск,«Валев» — 1995 г.
6. Литература. Справочникшкольника. Под редакцией В.Я. Липкова,Н.Г. Быковой. Филологическое общество «Слово», М.,-1995 г.
7. Современный русский язык.Теория. Анализ языковых единиц. В3-х частях, часть 1. Под редакцией Е.И. Дибровой. Издательство «Феникс» г.Ростов — на — Дону, 1997 г.
8. Современный русский язык. СоставилиН.С. Волгина, Д.Э. Розенталь. Издательство «Высшая школа», М., — 1971 г.
9. История русской советскойлитературы. В 4-х томах. Под редакциейА.Т. Дементьева. Том 1. Издательство «Наука», М., — 1967 г.
10. Художественные исканияЕсенина. А.А. Волков. «Советскийписатель»., М., — 1976 г.
11. Сергей Есенин: Образ. Стихи.Эпоха. Прокушев Ю.Л.  Издательство «Молодая гвардия», М., — 1989 г.
12. Сергей Есенин. Проблемытворчества. Сборник статей.Составил П.Ф. Юшин. Издательство «Современник», М., — 1978 г.
13. Сергей Есенин. Собраниесочинений в 3-х томах. Под редакцией Е.А. Есениной,С.А. Васильева. Издательство «Правда», М., — 1970 г.
14. Сергей Есенин. Избранное.Под редакцией Ж.Т. Новосельской, С. Крившенко. Издательство «Дальневосточное»,Владивосток, 1972 г.


Не сдавайте скачаную работу преподавателю!
Данный реферат Вы можете использовать для подготовки курсовых проектов.

Поделись с друзьями, за репост + 100 мильонов к студенческой карме :

Пишем реферат самостоятельно:
! Как писать рефераты
Практические рекомендации по написанию студенческих рефератов.
! План реферата Краткий список разделов, отражающий структура и порядок работы над будующим рефератом.
! Введение реферата Вводная часть работы, в которой отражается цель и обозначается список задач.
! Заключение реферата В заключении подводятся итоги, описывается была ли достигнута поставленная цель, каковы результаты.
! Оформление рефератов Методические рекомендации по грамотному оформлению работы по ГОСТ.

Читайте также:
Виды рефератов Какими бывают рефераты по своему назначению и структуре.