Реферат по предмету "Литература и русский язык"


Денис Иванович Фонвизин. Сатирическая направленность комедии "Недоросль"

Денис Иванович Фонвизин. Сатирическаянаправленность комедии «Недоросль»
КомедияФонвизина «Недоросль» — первая в истории русской драматургиисоциально-политическая комедия. Автор изобличает в ней пороки современного емуобщества. Героями комедии являются представители разных социальных слоев:государственные мужи, дворяне, слуги, самозваные учителя.
Центральныйперсонаж пьесы — госпожа Простакова. Она управляет хозяйством, колотит мужа,держит в ужасе дворовых, воспитывает сына Митрофана. «То бранюсь, тодерусь, тем и дом держится». Никто не смеет противиться ее власти:«Разве я не властна в своих людях?».
Речеваяхарактеристика является основным способом создания характера Простаковой. Языкгероини меняется в зависимости от того, к кому она обращается. Слуг госпожаПростакова называет «воры», «канальи», «бестия»,«собачья дочь». К Митрофану обращается: «друг мойсердешный», «душенька». Гостей встречает уважительно:«рекомендую вам дорогого гостя», «милости просим».
Естьв образе Простаковой и трагические элементы. Эта невежественная икорыстолюбивая «презрелая фурия» очень любит и искренне заботится освоем сыне. В конце пьесы, отвергнутая Митрофаном, она становится униженной ижалкой:
—Один ты остался у меня.
—Да отвяжись…
—Нет у меня сына…
Собразом Митрофана в пьесе связана очень важная для просветительской литературыидея воспитания. Митрофан — невежа, бездельник, любимец матери. От родительницыон унаследовал спесивость и грубость. К свято преданной ему Еремеевне онобращается: «старая хрычовка».
Воспитаниеи обучение Митрофана соответствует «моде» того времени и пониманиюродителей. Французскому языку его учит немец Вральман, точным наукам —отставной сержант Цыфиркин, который «малую толику арихметикемаракует», грамматике — семинарист Кутейкин, уволенный от «всякогоучения». «Познания» Митрофанушки в грамматике, его желание неучиться, а жениться — смешны. Но его отношение к Еремеевие, готовность «залюдей приниматься», предательство матери вызывает уже иные чувства.Митрофанушка становится невежественным и жестоким деспотом.
Замечательныфамилии действующих лиц. «Говорящие» фамилии сразу закладываютотношение читателя и зрителя к их обладателям. Психологически он уже становитсяучастником действия. У него отобрали возможность самому оценить героев и ихдействия. С самого начала, с фамилий действующих лиц, читателю было указано,где отрицательные персонажи и где положительные. И роль читателя сводится ктому, чтобы увидеть и запомнить тот идеал, к которому надо стремиться.
Интересенязык комедии. Отрицательным персонажам и их слугам присущ простонародныйразговорный язык. Лексика Скотининых состоит в основном из слов, используемыхна скотном дворе. Это хорошо показывает речь Скотинина — дядюшки Митрофана. Онався переполнена словами: свинья, поросята, хлевок. Представление о жизниначинается и кончается также скотным двором. Свою жизнь он сравнивает сжизнедеятельностью своих свинок. Например: «Я и своих поросят завести хочу»,«коли у меня… для каждой свинки хлевок особливый, то жене найдусветелку». И гордится этим: «Ну, будь я свиной сын, если...»
Словарныйзапас его сестры госпожи Простаковой немного более разнообразен в силу того,что муж ее «дурак бессчетный» и ей приходится всем заниматься самой.Но корни скотининские проявляются и в ее речи. Любимое ругательство —«скот». Чтобы показать, что Простакова недалеко ушла по развитию отсвоего брата, Фонвизин иногда отказывает ей в элементарной логике. Например,такие фразы: «С тех пор, как все, что у крестьян ни было, мы отобрали,ничего уже содрать не можем», «Так разве необходимо подобно бытьпортным, чтобы уметь сшить кафтан хорошенько?» И, делая выводы изсказанного, Простакова заканчивает фразу: «Экое скотское рассуждение».
Относительноее мужа можно сказать только то, что он немногословен и не открывает рта безуказаний на то своей жены. Но это и характеризует его как «дуракабессчетного», безвольного мужа, попавшего под каблук своей жены.Митрофанушка тоже немногословен, правда, в отличие от отца, он имеет свободуслова. Скотининские корни проявляются у него в изобретательности ругательств:«старая хрычовка», «гарнизонная крыса».
Слугии учителя имеют в своей речи характерные признаки сословий и частей общества, ккоторым они принадлежат. Речь Еремеевны — это постоянные оправдания и желанияугодить. Учителя: Цыфиркин — отставной сержант, Кутейкин — дьячок от Покрова. Исвоей речью они показывают принадлежность: один — к военным, другой — кцерковным служителям.
Авторвводит в действие целый ряд положительных персонажей — Стародум, Правдин,Софья, Милон. Эти герои открыто выражают взгляды «честного» человекана дворянскую мораль, семейные отношения и даже гражданское устройство. Этотдраматургический прием поистине вызвал переворот в русской просветительскойлитературе: от критики отрицательных сторон действительности к поискам путейизменения существующего строя.
Речьположительных героев яркостью не отличается. Это речь книжная, речьобразованных людей того времени, которая практически не выражает эмоций. Смыслсказанного понимаешь из непосредственного значения слов. У остальных же героевсмысл можно уловить в самой динамике речи.
РечьМилона отличить от речи Правдина практически невозможно. О Софье тоже оченьтрудно что-либо сказать по ее речи. Образованная, благонравная барышня, как быее назвал Стародум, чутко воспринимающая советы и наставления любимого дяди.Речь Стародума полностью определяется тем, что в уста этого героя автор вложилсвою нравственную программу: правила, принципы, нравственные законы, по которым«любочестивый человек» должен жить. Монологи Стародума построенытаким образом: Стародум сначала рассказывает историю из своей жизни, а потомвыводит мораль. Таков, например, разговор Стародума с Правдиным. А разговорСтародума с Софьей — это свод правил, и "… всякое слово врезано будет всердце".
Напрашиваетсявывод, что речь отрицательного героя яркая и индивидуальная, характеризует егосамого, а речь положительного героя используется автором для выражения своихмыслей.
Фонвизин — талантливый психолог,мыслитель, художник. Он отразил в своей пьесе актуальные проблемы своеговремени. Его комедия имеет общечеловеческое значение, она живет в веках, несходит со сцен современных театров.
Список литературы
Дляподготовки данной работы были использованы материалы с сайта kostyor.ru/student/


Не сдавайте скачаную работу преподавателю!
Данный реферат Вы можете использовать для подготовки курсовых проектов.

Поделись с друзьями, за репост + 100 мильонов к студенческой карме :

Пишем реферат самостоятельно:
! Как писать рефераты
Практические рекомендации по написанию студенческих рефератов.
! План реферата Краткий список разделов, отражающий структура и порядок работы над будующим рефератом.
! Введение реферата Вводная часть работы, в которой отражается цель и обозначается список задач.
! Заключение реферата В заключении подводятся итоги, описывается была ли достигнута поставленная цель, каковы результаты.
! Оформление рефератов Методические рекомендации по грамотному оформлению работы по ГОСТ.

Читайте также:
Виды рефератов Какими бывают рефераты по своему назначению и структуре.

Сейчас смотрят :

Реферат Беспроводные сети
Реферат Развитие взаимоотношений между Россией и Германией
Реферат «Черносотенные» погромы октября 1905 года в России: культурный конфликт в российском обществе начала ХХ века
Реферат Роль и место Австрии в мировой экономике
Реферат Управленческий учет 2 Классификация затрат
Реферат Признаки внешности человека
Реферат Экспозиционно-выставочная деятельность музея Морского Флота Роль выставки
Реферат Столыпинская модернизация
Реферат Изготовление швейного изделия(Летние брюки)
Реферат Анализ и тенденции развития мирового рынка услуг (на примере ВЦ "КраснодарЭКСПО")
Реферат Российско-казахстанские отношения
Реферат Чрезвычайные ситуации природного происхождения
Реферат Россия в глобализирующемся мире
Реферат Разработка мероприятий по повышению конкурентоспособности ООО "Рекламное агентство"
Реферат Особенности портретных характеристик в романе Ч. Диккенса "Жизнь Дэвида Копперфильда, рассказанная им самим"