Реферат по предмету "Литература и русский язык"


Концепты общества потребления во французской литературе 50-60-х годов 20 века на примере романов Э. Триоле Розы в кредит, Ж. Перек Вещи и С. де Бовуар Прелестные картинки

Введение…………………………………………………………………………………………….1
Глава I — Социально-исторический контекст возникновения обществапотребления во Франции60-х годов 20 века………………………………………………………………………………………9
Глава II – Концепты общества потребления в романе Э. Триоле “Розы вкредит”……………15
Глава III — Концепты общества потребления в романе С. де Бовуар“Прелестные картинки”..20
Глава IV — Концепты общества потребления в романе Ж. Перека“Вещи”…………………….29
Заключение………………………………………………………………………………………….34
Введение
В работерассматриваются 3 романа, принадлежащие перу 3-х французских писателей,относящихся к разным поколениям, имеющие разную творческую ориентацию: Э.Триоле (1896-1970), С. де Бовуар (1908-1986) и Ж.Перек (1936-1982). Но этосочетание текстов оправдано не только тем, что произведения эти появляются водно и то же время, но и относятся к одному литературному течению, котороепоявляется во Франции в конце 50-начале 60 годов 20 века и получило название«шозизм».
  Степень изученности: произведения эти завоевали популярность не только воФранции но и в других странах и поскольку речь в этих произведениях шла окризисе буржуазного общества и авторы выступали на защиту гуманистическихценностей, то они были переведены и опубликованы и в нашей стране и завоевалиширокую известность среди советских читателей.
   Внастоящее время, когда не только на Западе но и в нашей стране возниклообщество потребления, эти тексты обретают новое звучание.
   Чтокасается степени изученности, то эти произведения вызвали интерес исследователейи критики в момент их появления, рецензии и вступительные статьи. Затем интереск этим произведениям угасает. Возможно это объясняется двумя причинами:во-первых, рассматриваемые произведения созданы так называемыми писателями«второго ряда», но можно заметить, что изучение такого рода литературныхтекстов, не относящихся к разряду шедевров, позволяет более полно воссоздатькартину литературной жизни эпохи и понять логику литературного развития.Во-вторых, в момент своего появления эти произведения оценивалисьпреимущественно с позиций социологического метода, рассматривающего связи междупроцессами, происходившими в обществе и текстами художественной литературы.Известно что этот метод, который был долгое время ведущим в советскомлитературоведении, что вело неизбежно к вульгаризации или упрощению. В работах60-х годов рассматривалось в основном содержание и социальная направленностьэтих произведений. Возможно это породило мнение о них как о произведенияхмалоинтересных в художественном отношении, а потому исчерпанных дляисследователей, с чем трудно согласиться. Можно заметить что в последниедесятилетия как в западном так и в отечественном литературоведении вновьвозрождается интерес к социологическому методу, освобожденному отвульгаризации.* При этом рассматривается не только отношение реальность-текст,но учитывается также и преображение реальности в творческом сознании автора,который фиксирует в произведении собственное видение мира. Такое пониманиесоциологического метода позволяет осуществить новый подход к рассматриваемымтекстам. Более того, использование социологического метода по отношению кназванным произведениям представляется адекватным исследуемому материалу,поскольку можно сказать что целью этого произведения является отражение новыхявлений в экономической и общественной жизни, трансформации, которые происходятв обществе и сознании людей. Рассмотрение произведений, принадлежащий разнымавторам, позволяет увидеть различное восприятие одной и той же реальности исделать попытку выявить как общие черты так и различия, характерные длялитературы «шозизма»
Однако,элементы социологического метода должны быть дополнены за счет других методованализа. Новый аспект в исследовании этих романов открывается благодаряиспользованию данных теории концептов. Концепт происходит от лат. «conceptum»- познавать, постигать.**
Категорияконцепта органично вписывается в схему анализа названных текстов, где речь идето тех изменениях, которые происходят в сознании людей, под влиянием социальныхтрансформаций, и о процессе внедрения в их сознание новых понятий ипредставлений, т.е. о формировании и распространении новых концептов, дляданной работы особенно значимыми оказались следующие положения теорииконцептов: сложная природа концептов, включающая ряд элементов или ряд уровней:универсального или общенационального, группового и индивидуального (включаетнесколько элементов или несколько уровней). Концепты могут иметь вербальную илиневербальную форму, они подвержены историческому развитию. В работе рассматриваетсяизображение концептов общества потребления, на примере
**Никола М.И., КирееваИ.В. Зусман В.Г. Межкультурная коммуникация”, Н.Новгород, Деком, 2001
*Система литература и методы ееизучения /Зинченко В.Г., и др. Н.Новгород, 1998, стр. 92-95, 102-110
50х-60хгодов 20 века.
Три романа, по-разному, на разном художественном материале, сиспользованием различных художественных средств, исследуют одну и ту жепроблему, которая встала в XX векеперед человечеством: проблему соотношения человека и общества в современноммире, особенности психологии и мироотношения человека в мире потребления, вмире вещей. Исследуемые произведения написаны писателями так называемого«второго ряда» и изучены недостаточно,  несмотря на то,  что этикниги были популярны в свое время. Существует большое количество статей ирецензий,  но нет специализированных исследований. Дополнительный интереспредставляет обращение к текстам 3-х различных авторов,  чья творческая манеранесхожа,  совпадение темы их романов свидетельствует что она представляетинтерес,  отражает действительность,  современную авторам. В настоящее времяопасность стала более очевидна,  но писатели отреагировали уже давно на кризистрадиционных ценностей.
В последние десятилетия возрождается интерес к социологическомуметоду. Этот подход используется и в отечественном литературоведении,  нопринимается во внимание тот факт,  что литературное произведение не являетсяточной копией действительности,  а рисует картину реальности,  как ее видитписатель.
Использование социологического метода для изучениялитературного произведения позволяет поэтому делать выводы и о творческойманере писателя. Можно заметить что в свое время советская критика используетсоциологический метод в его прежнем понимании,  такой подход был в какой-томере оправдан. Авторы анализируемых произведений сознательно делают акцент наизображение социальной действительности и занимают критическую позицию к этойизображаемой действительности. Но подчеркивая эту критическую направленность, критика упрощала произведение,  упуская исследование формы,  принимая вовнимание только содержание. Новое понимание социологического подходаобеспечивает новизну исследования,  элементы социологического метода дополненыэлементами текстового анализа.
Оптимистическая концепция буржуазного прогресса, получившаясвое распространение в XVIII-XIX веках, исходила из уверенности, что повышение благосостояния общества и,следовательно, каждого человека в нем приведет к улучшению материального и, какследствие, культурного уровня каждого человека в отдельности и тем самымприведет к расцвету человеческой личности.
   В послевоенной Европе и Америке стало очевидным, чтоповышение благополучия подчас оборачивается порабощением человека миром вещей,к обезличиванию личности, упадку ее духовных интересов.
   Этот феномен общественного, культурного, психологическогои пр. развития общества стал объектом изображения во многих произведенияхфранцузской литературы 50-60х годов XX века и получил название «шозизм».
   Под влиянием потрясших Францию событий писатели мыслилитакими масштабными понятиями, как наука, народ, фашизм и антифашизм, кланы ипартии. Литература предельно социологизировалась, приковалась к злободневному –не только проза но и так называемая поэзия обстоятельств. «Пережитое было стользначительным само по себе, что не нуждалось в обобщении, убеждали факты, и кточной передаче их в документах и свидетельствах, в дневниках и письмахстремились писатели»*
    В литературе «шозизма» остро ставится вопрос об обесчеловечиваниичеловека в эпоху материального благополучия. Эта проблема по-разномуосмыслялась французскими писателями, но общее из их концептов было- отрицание,критика «общества потребления», неприятие «вещизма», выросшего в душах людейпод влиянием удовлетворения их экономических интересов.
   Художники выражали свои творческие концепты при помощиразличных художественных средств, однако общность цели заставляла использоватьсхожие художественные приемы, которые стали традиционными для литературы«шозизма».
*Андреев Л.Г.Современная литература Франции. 60-е годы М. Издательство МГУ, 1977
 В дипломной работе рассматриваются отношение художников кобществу потребления на материале одного из романов каждого из них: Э.Триоле«Розы в кредит», Ж. Перека «Вещи», Симоны де Бовуар «Прелестные картинки» и атакже сопоставляются концепты этих романов и творческие приемы, развернутые вних, с концептом литературы «шозизма», широко представленной в литературе 60-хгодов XX века.
    В настоящее время открывается новая возможностьисследования этих произведений в связи с новой актуализацией влитературоведении социологического метода.
   С вышеуказанным связана актуальность избранной темыисследования: изучение концептов романов литературы так называемого«второго порядка» с использованием социологического метода в егосовременной интерпретации,  а также в связи с использованием данных теорииконцептов.
Цель работы:  рассмотреть изображение основных концептов обществапотребления в романах Э.Триале «Розы в кредит», Ж.Перека «Вещи», Симона деБовуар «Прелестные картинки» и их художественных особенностей.
    Изучение данной темы тем более значимо, что она пока ещенедостаточно исследована литературоведческой наукой, и соотнесение их с ведущимлитературным движением во Франции 50-60 годов XX века- с шозизмом.
   Исходя из вышеобозначенной цели исследования, вытекают задачиработы:
-    изучитьсвоеобразие художественного мира каждого из этих произведений;
-    соотнестиконцепты романов и способы их художественной реализации с концептами иэстетикой литературы шозизма;
-    исследоватьконцепт общества потребления в каждом из романов и показать, каким образомотразились в них тенденции эпохи;
-    соотнестиконцепты романов с тенденциями культурной жизни Франции 60-х годов XX века, а также показать отражение вэтих концептах ведущих социально-экономических тенденций эпохи.
Метод исследования: Данное исследование выполнено при использованиисоциологического метода.
 
Социологический метод в литературоведении:
Социологический метод связан с пониманием литературы какодной из форм общественного сознания. Во «взаимной соотнесенности» с другимиподходами, а не как единственный и универсальный. Однако, элементысоциологического метода должны быть дополнены за счет других методов анализа,используя данные теории концептов.
Употребление этого термина стало модным,  что привело кмногочисленным терминологическим неточностям,  противоречиям,  теоретическимнедоразумениям.**
**Попова З.Д.,  Стернин И.А. «Понятие „концепт“в лингвистических исследованиях. Воронеж,  1999,  стр.4-5
*В.Г. Зинченко, В.Г. Зусман, З.И. Кирнозе «Система литература и методыее изучения»
 Однако, общепризнанным является тот факт, что 
человек мыслит концептами,  комбинируя их и формируя новыеконцепты в ходе мышления. Мышление это оперирование концептами как единицамиструктурного знания.
Как пишут представители Воронежской лингвистической школывозможна типология концептов,  разграничивающая концепты разных типов-понятия,  общее представление,  картинки,  сценарии,  фреймы,  прототипы, штампы и др. Тип концепта отражает специфику явления объективной илисубъективной действительности.
Концепт понимается как глобальная мыслительная единица, представляющая собой объект структурированного знания. Концепт- это идеальныесущности,  которые формируются в сознании человека:
1) из его непосредственного чувственного опыта- восприятиедействительности органами чувств;
2) из непосредственных операций человека с предметами,  изего предметной деятельности;
3) из мыслительных операций человека с другими,  ужесуществующими в сознании концептами- такие операции могут привести кобразованию новых концептов;
4) из языкового общения (концепт может быть сообщен, разъяснен человеку в языковой форме,  например, в процессе обучения,  вобразовательном процессе;
5) из самостоятельного познания человеком реальности*  
В работе рассмотрены концепты общества потребленияФранции,  касающиеся возникших в 60-е годы 20 века новых идеологическихценностей „общества потребления“: приобретение вещей.
Появление этих концептов связано с формированием в общественовых потребностей,  новых идеалов. Таким образом,  оказывается,  что концептыобщества потребления суть отражение объективно существующих в обществеценностей.
В каждом из этих романов писатели неизменно критикуют»вещизм" современного им французского общества,  опираясь в своейкритике на систему традиционных ценностей,  на сочувствии к бедным, кстраданиям и нищете,  в которых живет большая часть человечества,  и признаниевысокой роли человека в помощи своим близким в перестройке мира в целяхгуманности и сострадания к бедности и нищете и.т.д.
Та система высоких гуманистических ценностей,  которая движетписателями- авторами вышеуказанных романов,  сближает их с гуманистическойтрадицией европейской,  в частности французской литературы.
   В те же 60-е годы во Франции получает высокое развитиелитература экзистенциализма,  к которой относятся такие крупные художники какА.Жид,  Сартр,  Камю и др.
   Для литературы экзистенциализма в целом было характернопризнание высшей ценности — экзистенции,  т.е. существование,  перед котороймеркли иные ценности. Литературе экзистенциализма была свойственна высокаядуховность,  тогда как героям романов «шозизма» — в высшей степенибездуховность,  все их стремления сводились только к приобретению вещей.
Все вышесказанное определяет структуру работы    
Работа состоитиз «Введения», пяти глав и «Заключения».
Введение
Глава I — Социально-исторический контекст возникновения обществапотребления во Франции60-х годов 20 века
Глава II – Концепты общества потребления в романе Э. Триоле “Розы вкредит”
Глава III — Концепты общества потребления в романе С. де Бовуар“Прелестные картинки”
Глава IV — Концепты общества потребления в романе Ж. Перека “Вещи”
Заключение
Для исследования избраны три романа писателей 60-х годов, которые объединяет критика писателями идеалов «обществапотребления»,  «вещизма». Это- роман Э.Триоле «Розы вкредит»,  являющийся первой частью трилогии «Нейлоновый век»; роман С. де Бовуар «Прелестные картинки»; Перека «Вещи».
Все это писатели так называемого «второго ряда»французской литературы" 60-х годов,  изучение творчества которыхнеобходимо в целях полнозначного осмысления литературного процесса,  посколькуони входят в этот процесс,  их творчество так или иначе представляет творческиеи идейные искания французской литературы.
Романы этих 3-х писателей вписываются в литературную традицию«шозизма»,  которая была широко представлена в 60-х годах влитературе Франции. В связи с этим указанные романы привлекают интересисследователей литературы до современного момента,  поскольку без них картиналитературной жизни Франции остается неполной. Ранее эти романы не становилисьпредметом специального рассмотрения.
 ГЛАВА I
 Социально-историческийконтекст возникновения общества потребления во Франции 60-х годов 20 века.
1.  Особенности экономики Франции 60-хгодов 20 века.
Кризис 30-хгодов и Вторая мировая война обескровили экономику Франции. В 1945 г.инфраструктура была разрушена, производственные мощности устарели, финансоваясистема рухнула, внешняя торговля фактически свелась к нулю. В период с 1945 по1974 г. Франция, как и другие промышленные страны, переживала процессдолговременного экономического роста. За это тридцатилетие Франции удалосьвосстановить экономику, преодолеть торговую изоляцию, добиться активногоэкономического роста, вступить в период процветания.
   С 1945 по1958 г. в стране происходила реконструкция, в частности, модернизация средствпроизводства. В этом процессе государство играло важную роль, прибегнув кпланированию и расширению государственного сектора. Оно взяло под свой контролькрупные банки, добычу угля, электро и газоснабжение и часть промышленныхпредприятий, произведя их национализацию (таких как «Рено»).    Наряду с этим государство использовало американскую помощь в рамкахплана Маршалла.
   На первомэтапе государственное влияние касается приоритетных областей: транспорта,энергетики, тяжелой промышленности.
   В 1948 г.был достигнут довоенный уровень производства, благодаря растущей потребности врабочей силе в стране обеспечена полная занятость.
   «Странаначала превращаться в общество потребления, а мощный демографический ростподдерживает внутренний спрос»*
   Однакоторговля Франции оставалась в рамках прежней колониальной империи. В 1958 г.доля экспорта составляла лишь 9% ВВП, а на бывшие колонии приходится четвертьфранцузского импорта и около трети экспорта.
   С 1958 по1973 г. темпы экономического роста ежегодно увеличивались в среднем на 5,5% посравнению с 4,8% в ФРГ, 3,9% в США.
   ВВП зауказанный срок в неизменных ценах, выраженных во франках, удваивается, априрост промышленного производства составляет 5,7 в год. Инициатива в областиинвестирования переходит от государства к частному сектору, в которомнаблюдалась первая волна концентрации.
  Благоприятным для частного сектора являлась низкая стоимость энергии иминерального сырья, а девальвация национальной валюты позволяла поддерживатьконкурентноспособность на внешних рынках, несмотря на то, что уровень инфляцииво Франции выше, чем у многочисленных конкурентов. Вследствие деколонизации иблагодаря вступлению в 1951 г. в Европейское объединение угля и стали, а в 1957г. в Европейское экономическое сообщество (ЕЭС) Франция стала страной, широкооткрытой для внешней торговли.
   В сельскомхозяйстве и промышленности происходит модернизация. Государство развиваеттранспортную инфраструктуру, в частности, строит автострады и поддерживаеткрупномасштабные программы в области авиационной промышленности и ядернойэнергетики. Кроме того, сокращается дисбаланс в экономическом развитии междуПарижем и провинцией, благодаря
* Франция /Под ред. Ю.И. Робинского.- М. ЗАО «Интердиалект»,1999г.
децентрализациии осуществлению политики благоустройства территорий.
   В областипромышленности свободное передвижение товаров и капиталов стало стимулом дляразвития предприятий. В результате росли инвестиции, резко усиливаласьконцентрация капитала, рост числа филиалов за рубежом.
   Сфераобслуживания также выигрывала от общеевропейского процесса. Развитие свободнойконкуренции способствовало модернизации различных видов транспорта. Свободапередвижения способствовала развитию туризма во Франции, при этом 80% туристовявляется европейцами.
   Таким образом,в 60-е годы 20 века Франция достигла благосостояния и стала обществомпотребления.
2.   Социально-политическая структура воФранции 60-х г. 20 века.
Пятаяреспублика, созданная в соответствии с Конституцией 1958 года.
   Если вначалелевые силы выступали против конституции 1958 года, то позднее сложился широкийконсенсус. Государственные институты работали удовлетворительно потому, чтоголлизм, которым они руководствовались, являлся не только политическойидеологией, но и методом действия, основанным на ясных принципах: величиеФранции, центральная роль государства, преимущество интересов нации надидеологиями, необходимость того, чтобы глава государства стоял «над партиями».
   Именно этотпоследний принцип побудил Шарля де Голля выступить с предложением о внесении втекст Конституции 1958г. коренного изменения: президент республики долженизбираться прямым голосованием, что и было закреплено в Конституции врезультате ее пересмотра в 1962 году.
   В 1965 годугенерал де Голль был переизбран путем всеобщего голосования. Такой механизмпринципиально отличается от режима Третьей и Четвертой республики, когдаглавенствующая роль отводилась избранному парламенту, которому и принадлежалоправо назначать президента. В то же время конституционная практика под влияниемсильной личности генерала де Голля также также усиливала доминирующую рольисполнительной власти.
  
3.   Общественная жизнь.
Начиная с 50-хг. экономический рост и связанный с ним технический и социальный прогрессвызвали во Франции глубокие перемены. Общество вступило в эпоху потребления идосуга. Несмотря на трудности, которые страна переживала после кризиса, уровеньжизни французов стал одним из самых высоких в мире.
   В то жевремя экономическое и социальное развитие привело к некоторой стандартизацииобраза жизни и потребительских привычек, в частности, горожан и сельскихжителей. Но, несмотря ни на что, региональные особенности вовсе не исчезли и взначительной степени способствовали формированию во Франции неповторимойгеографической и культурной мозаики, отражавшей европейское многообразие.
   Между 1955 и1995 г. средняя покупательская способность французов возросла в 4 раза. В этотпериод резко возросло их благосостояние. В этот же период население получиловозможность воспользоваться социальной защитой.
   Лицам, неимеющим средств к существованию, выплачивалась сумма из так называемогосоциального минимума: пособия по нетрудоспособности, пособия для безработных ипрестарелых. В целом в долгосрочном плане социальное неравенство уменьшилось,как и разница в доходах и размерах имущества.
   В целомзаработная плата составляла половину доходов, социальные выплаты- треть.Остальное приходилось от деятельности не по найму, а также на доходы откапитала и от собственности.
   Уровеньжизни французов определялся в зависимости не только от денежных доходов, но иот имеющегося у них имущества, больше половины средней оценочной стоимостикоторого составляли недвижимость и земельные владения. Остальное приходилось наценные бумаги, среди которых все большее место занимали страховые полисы, акциии облигации, котирующиеся на бирже.
   Французытратили в среднем 22% своего дохода на оплату жилья и связанных с ним расходов.В 1960 г. общее повышение уровня жизни вызвало неуклонный рост потребления всреднем на 3% в год. Значительно сократились расходы на питание и одежду, атакже бытовые приборы и мебель. Существенно возросли расходы на приобретениежилья и его содержание, медицину, транспорт и связь.
   В 60-е годынаблюдается рост расходов французов на приобретение бытовых приборов, намедицину, на организацию досуга – на путешествия.
   Этипоказатели отразили глубокие изменения в образе жизни французов и большуюориентацию общества на потребление и досуг. Происходит процесс стандартизациивкусов потребителей, отразившийся в увеличении выпуска готовой к употреблениюпродукции, будь то замороженные продукты питания или рестораны бытовогообслуживания, организованные путешествия, отдых.
   В то жевремя менялись давно укоренившиеся привычки: потребление вина и хлеба резкоснизилось и неуклонно падало потребление табака. Однако, как бы в противовестенденциям стандартизации, стало высоко цениться потребление высококачественныхпродуктов и деликатесов: шампанского, дорогих вин, предметов роскоши.Пристрастие к изысканной кухне стало не привилегией отдельных состоятельныхлюдей, а стало доступно среднему классу. В связи с ростом уровня жизни,урбанизацией страны, исходом населения из сельской местности в города произошлиизменения в семье: разрушение традиционных семейных групп выразилось в том, чтопожилые люди намного чаще чем раньше, стали жить отдельно от молодых. Рослочисло разводов. Шло постепенное нарушение семейной иерархии, где авторитетзависел от возраста и старшинства. Такие перемены сопровождались сокращениемчисла браков и ростом числа разводов.
Однако семьяпо-прежнему оставалась главным прибежищем, где можно укрыться от сложностейвремени. Молодые начинали самостоятельную жизнь в 60-е годы в 20-21 год.Оставался значительным тот поток материальных средств, которые адресовалиродители в помощь взрослым детям.
4.   Культура
Лишь в середине 20-го века была четко сформулирована, нарядус поощрением творческого труда и сохранением культурного достояния, третьязадача: распространение культуры. Пионером в этом отношении был министрпросвещения и изобразительных искусств в правительстве Народного фронта. Егоначинания после освобождения от нацистской оккупации были развиты. Средства,выделяемые министерству культуры, из года в год увеличивались. Полномочияорганов власти территориальных коллективов и их финансовые возможности в этойобласти были расширены благодаря принятию законов о децентрализации. Великабыла роль ассоциаций и предприятий в развитии культуры. В ассоциациях работалооколо 20 000 человек. Ежегодно французы тратили около 150 млрд. франков наприобретение техники, книг, журналов билетов на спектакли. В 1962 году особоевнимание стало уделяться центрам городов. Согласно этому закону, в программуобустройства городской среды вносились проведение реставрационных работ. Былапоставлена задача сохранения промышленных и сельских ландшафтов. Во Францииактивно развивалась литература. Несмотря на то, что основным жанром был роман,представленный в основном именами сюрреалистов (Камю, Сартр, Ануй и др), однакоразвивалась и реалистическая литература и поэзия. Активно развивалосьтеатральное искусство, кинематография, музыка, живопись. Власти проводилиактивную политику приобщения к культуре путем образования и обучения с раннегодетства. Каналы государственного телевидения отводили часть своих программпроблемам культуры и искусства.
 ГЛАВА II. Концепты общества потребления в романе Э. Триоле“Розы в кредит”
На рубеже 50-60г. Э. Триоле написала реалистическую трилогию «Нейлоновый век», состоящую изроманов «Розы в кредит» (1959), «Луна-парк» (1959) и «Душа» (1963). «Это было,пожалуй, первое большое произведение французской литературы, попытавшеесявоссоздать суть и облик новой стадии в жизни общества, той социальной ситуации,когда капитализм относительно стабилизировался. Триоле одна из первых поднялазначительную тему, которая в 60-е годы выдвигается в центр внимания французскойлитературы – тему «потребительского общества»*
Центральный концепт –страсть к вещам. Кредит- новое отношение к деньгам, то что нельзя купить сразу,можно купить в кредит. Один из концептов вынесен в заглавие, что подчеркиваетего значимость, новая реалия, которой раньше не было,
столкновение ее страдиционной системой ценностей и идеалов. Концепт розы традиционен, это воплощениекрасоты, но в романе этот концепт меняет свое значение. Это связано спротивопоставлением систем ценностей: Мартина, которая с восторгом принимаетобщество потребления и те возможности, которые оно открывает, эти концептыобладают для нее притягательностью. Предел мечты для нее- искусственные розы,купленные в кредит. Ее муж Даниель занимается выращиванием роз, и для него этоимеет совершенно иное, индивидуальное наполнение, этот концепт связан для негос творчеством и работой. Это столкновеное проходит через весь роман. Показановнедрение новых концептов в сознание людей. Исследуется групповой концепт(семья Мартины). Подчеркивается высокая степень стандартизации.
Триолеподчинила картину «нейлонового века» своей концепции человека, выдвинув в каждомиз романов на первый план тему призвания, тему счастья.
   Два первых романа трилогии резко контрастируют междусобой. Героиня романа «Розы в кредит» Мартина «удивительно красива», не лишеназадатков, она легко осваивает любое дело, за которое берется, автор отмечаетмечтательность героини, ее любящее сердце, привязанность к приемной матери,давнюю глубокую ее любовь к Даниелю, ее возлюбленному и мужу.
   Но она формируется и реализуется в условиях «Нейлоновоговека», Парижа 50-х годов.
   Кругозор Мартины ограничен картинками модных журналов,красотой парижских парикмахерских, салонов красоты и винить Мартину за этодовольно трудно: автор в первых главах романа подробно описывает нищету иубогость обстановки ее родного дома, ее родного деревенского жилья, грязь,грубость, омерзительность дома ее родной матери. И потому, попав в чистуюблагоустроенную парикмахерскую и в теплую человеческую обстановку салона –парикмахерской мадам Донзер, она быстро привязалась к ней и стала ненавидетьсвой бывший дом и грубость своей родной семьи, стесняться своей матери.
   Вот как автор описывает нищету домашней обстановкиМартины: «Никогда в жизни мадам Донзер не видывала ничего похожего на лачугуМари, мусорный ящик и тот мог показаться цветущим садом по сравнению с этойкомнатой. Мартина, несчастный ребенок, стала теперь еще дороже мадам Донзер. Ауж двор или, вернее, загон…»**
После переезда в Париж, Мартина была очарована великолепием ивнешним изяществом парижанок, посещавших салон красоты, в котором она работала,богатством витрин, удобством и разнообразием красок внешней, бытовой стороныжизни Парижа и, не оглядываясь, с головой окунулась в стихию приобретениявещей.
   Даниэль, любящий Лоранс, восхищающийся ее красотой,говоривший что «совершенство вредит ее красоте» Даниэль, выращивающийпрекрасные розы и полностью поглощенный своим призванием, мечтой выраститьсамую прекрасную розу на свете не разделяет увлечения Мартины приобретениявещей.
Но героиню трудно винить за эту овладевшую ей страсть кприобретению. Выросшая в грязи и нищете, покоренная великолепием Парижа,героиня поддается вещизму потому, что она- жертва общества, навязывающего ейсвои
«потребительские» идеалы.
**Э.Триоле «Нейлоновый век»
Он ослепляет Мартину своими возможностями хотя бы в кредит приобрестиподдельные розы обывательского уюта.
Хорошосделанные вещи навязываются человеку «потребительским обществом», не только каквоплощение красоты, реализация самой затаенной мечты человека. Так горизонтысуществования человеческой души оказываются закрытыми мебельными гарнитурами.
«Мартина сама превратилась в предмет стандартного гарнитура. У нее в квартире не сыщешь не одной книги. Нет даже газет. Только радио ителевизор. Желания у нее стали пластмассовые, а счастье нейлоновым»*
Мартина в романе тщательно выписана, ее плотская красота, еебыт, в котором она вся отражается, ее мечты, воздействие на ее сознаниепарижской рекламы.
         В романе Э. Триоле, в одном из первых произведенийфранцузской литературы. Отразилось воздействие на психику человека новыхявлений французского потребительског общества: рекламы, средств массовойинформации.
   На всем пространстве романа автор постоянно описывает какв душе Мартины истинное стремление к красоте, к счастью неизменно подменяетсяжеланием приобрести вещи. При этом автор не включает в повествование внутренниемысли Мартины, связанные с ее стремлением к красоте, к счастью, даже к чудупроводится на сюжетном уровне структуры романа.
   Не случайно Мартина полюбила очень крепко Даниеля: сдетства и на всю жизнь. А Даниель увлечен разведением роз, ему глубоко, по егонатуре, чуждо стремление к поверхностной красоте. Он любит глубоко красоту ивыращивает истинную, уникальную природную красоту мира- розы. И потому, приописании встреч Мартины и Даниеля, их разговоров вдвоем, их любви авторвоспроизводит диалоги героев и сюжетные ситуации, включая описаниеочаровательных пейзажей.
Тем самым он передает тот психологический механизм, которыйнеизменно срабатывает в мыслях Мартины: глядя на пейзажи она наслаждаетсяистинной природной красотой, с Даниелем- искренне любит его, но едва только ейпредставляется возможность высказать какое-то свое мнение -–как это непременностановится мнение о вещах.
Андреев Л.Г. «Современнаялитература Франции, 60-е годы»
Таким способом автор мотивирует ту подмену понятий, котораяпроизошла в душе Мартины: слишком необразованная, чтобы знать что-то о духовнойжизни, заботится об удовлетворении каких-то своих духовных возможностей, даже,в силу своей необразованности, не предполагающая, что у нее имеются духовныепотенции, она свойственное ей стремление к красоте, к чуду неизменно переноситна вещи. Она подошла к Даниелю и, ни слова не говоря, стала смотреть с ним какугасает необычайная окраска небес. Когда все подернулось голубоватой дымкойМартина вздохнула- «Ты знаешь, как Доминика называет нашу кухню? Приемная. Дочего же это смешно! Ты угадал, она просто-напросто дура, при всей своейтаинственности!»*
Закат еще не угас, сегодня небо было экстравагантнее чемобычно- багрово-
красное, в просветах между темных облаков с желтыми краями,оно сохраняло яркие краски, фосфорецировало.
-    Фосфорецирует,-сказала Мартина. –Как маленькая богоматерь, которую мама
-    Донзер привезла…Это не было чудом. Просто краски фосфорецировали…
-    А ты предпочла бычудо? – Даниель замолчал. Потом продолжал:- Мне кажется что Доминика посмеяласьнад тобой, она достаточно умна, чтобы намекнуть на твою необразованность. Яникогда не слышал, чтобы она называла кухню «приемной». Боюсь что дурочкойоказалась ты.
Сделана столь развернутая выписка изтекста, поскольку представляется что здесь раскрыт психологический механизм«страсти к приобретению вещей», которая так сильно овладела душой Мартины. Весьдиалог перемежается описаниями великолепного заката. Герои обмениваются репликамипо поводу его красоты и- одновременно- по поводу приобретательской страстиМартины, рисующей ее «необразованность», как определил Даниель.
   И далее, на всем пространстверомана, Мартина в самые неподходящие моменты высказывается о вещах: «Среди ночи,глядя с кровати на очистившиеся от облаков небо, где одна звезда горела ярчедругой, Мартина завела с Даниелем разговор о спальне: она хочет приобрестиспальню для их квартиры, которую мама Донзер, Жорж и Сесиль подарили им, купивее в кредит.
*Э. Триоле«Нейлоновый век»
Сонный Даниель плохо слушал, ноМартина продолжала говорить, вертеться с боку на бок, задавать ему вопросы, икончилось тем, что он совсем прослушал… Какая спальня? Зачем покупать спальню?У них ведь нет денег! Легко сказать – в кредит! Кредит облегчит покупку?*
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
*Триоле Э. «Нейлоновый век»
ГЛАВА Ш. Концепты общества потребления в романе С.де Бовуар “Прелестные картинки”
  Роман Симоны де Бовуар «Прелестные картинки» написан об этом «обществе потребления», экономических,социально-политических и культурных особенностях которого в 60-е годы 20 векаречь шла выше, в предшествующей главе. Об этом обществе и месте человека в нем.
Главный концепт этого романа- реклама, также один изконцептов общества потребления, даже название романа: «Прелестные картинки»связано с этим, героиня сама создает «Прелестные картинки». Цель рекламы-навязывание новых концептов людям- новых представлений о красоте, что такжеслужит стандартизации. Сначала автор нам показывает уик-энд, затем- этомупротивопоставляется сознание главной героини, от имени которой и ведетсяповествование, она не утратила гуманистических ценностей, она критическиотносится к себе и окружающим.
   Центральной героиней романа является Лоранс, обеспеченнаямолодая женщина (ей в романе 28-29 лет, хотя возраст точно не указан, его можноопределить по тексту) среднего круга – она занимается рекламным бизнесом.Муж-строитель. Благополучная обеспеченная семья, в которой двое детей. Бракзаключен по любви. Очевидно благополучие, которое проявляется во всем, вмежличностных отношениях между мужем и женой, хорошие дети, материальнаяобеспеченность, хорошие родители, главные герои романа вращаются в светскомкругу, путешествуют, знают и любят культуру, ценят друг друга.
   И в то же время – с первых строчек романа очевиднокакое-то неблагополучие, ощущение внутреннего духовного дискомфорта, котороеточит душу главной героини.
   Роман написан в форме 3-го лица («er-geschichte», по терминологии Б.Эйхенбаума, Томашевского, М.М. Бахтина)однако точка зрения автора-повествователя («автора художественного»- Б.О.Корман) сближена с точкой зрения героини Лоранс и потому автор передает всевнутренние, потаенные мысли и ощущения Лоранс. И потому читатель видит все то,что видит героиня знает о прошлом то, что знает о нем героиня и всегда в курсевсех невысказываемых мнений, мыслей и оценок героини (совокупность точек зренияавтора- повествователя, изложенная в монографии Б.О. Кормана, лирика Н.А.Некрасова: пространственная, временная, аксиологическая точки зрения)
   А мнения Лоранс чаще всего саркастические или, какминимум, иронические. Роман открывается описанием светского раута, на которомприсутствует Лоранс. Она оценивает: «Все было безукоризненно: солнце и ветерок,жаровня-барбекью, сочные бифштексы, салаты, фрукты, вина. Жильбер рассказывал опутевых и охотничьих приключениях в Кении, а Лоранс предложила им тест спаромщиком, и они загорелись: они обожают удивляться самим себе и смеяться другнад другом»*      Очевидно, что автор передает мысли и характер восприятиясвоей героини. Эта выписка из текста приведена, поскольку она заинтересоваланас в следующих аспектах, которые представляются нам определяющими дляхарактера художественного мира романа:
1)  Эти мысленныезамечания Лоранс находятся в самом начале романа, а, как известно, начало иконец произведения М.М. Бахтин определяет как «кодирующие», т.е. определяющиехарактер художественного мира произведения в целом;
2)  Очевиднаироническая интонация, направленная на себя и окружающих: только человек,склонный видеть во всем смешное или, напротив, негатив, подмечает поведенческиедетали, которые выставляют людей и самого себя в смешном, нелепом свете: «Ониобожают удивляться самим себе и смеяться над другом». Так непринужденные светскиеотношения, сдобренные оттенком веселости и подчеркнутого доброжелательства другк другу оборачиваются в глазах героини нелепой стороной, в них подмечаетсяделанность, искусственность: «Они обожают…» И писатель приводит это замечаниеЛоранс, чтобы познакомить читателя с характером оценок в своем художественноммире;
3)  Фраза начинаетсяс иронических слов «Все было безукоризненно». Такую ироническую оценку можнодать, увидев тщательность заботы хозяина о совершенстве своего приема, т.е.такая оценка может относиться к тому, как сервирован стол, к подбору гостей, кхарактеру светской беседы- т.е. усилиям хозяина в совершенстве светского раута.Но здесь описание начинается с обозначения явления природы: «солнце, ветерок»,- т.е. того, что неподвластно человеку, что представляет собой субстанциональноиные силы – силы Бога и что воплощает собой столь немало содержательное понятие(и – в первую очередь – для каждого произведения художественной литературы) какполнота жизни, ее первозданная прелесть. Потому что в отличие от форм жизнилюдей формы бытия мира, природы остаются вечно неизменными – как создал Бог(или
появился мир), так явления природы и не изменялись.
Далее на всем пространстве романа читателя автор знакомиттолько с одной точкой зрения- Лоранс. Остальные герои делятся своими мыслями ипредставлениями, но только в диалоге. Лоранс же принадлежит главная роль вромане в том смысле, что система временной, пространственной, оксиологическойточки зрения автора художественного соотнесена с соответствующими точкамизрения Лоранс (Б.О. Корман).
   И в художественном мире романа все усиливается волнаиронических негативных оценок лиц и событий, умения увидеть в них смешнуюсторону и соотнести с кукольностью, подменить механистический кукольныйхарактер поведения, внешности, суждений, манер героев и себя самого.
   Таокй характер оценок героини автор мотивирует двойноймотивировкой. Во-первых, Лоранс свойственно видеть себя и событие как бы состороны, с отдаленной точки зрения, подмечать неискренность, механистичностьповедения людей и себя самой, видеть мир как бы в двойном измерении: вот этопроисходит здесь и я вижу это, но в это самое время точно то же происходит вдругом мире, на иной планете: «В другом саду, совсем ином и в точности такомже, кто-то говорит то же самое»*
Такая особенность видения мира может проистекать от тайноймечтательности, глубокой поэтичности, о чем читатель смутно догадывается,поскольку с мечтательностью и другими качествами героини автор читателя незнакомит. Перед читателем обычная заурядная дамочка из среднего круга, оченьнедовольная жизнью. Однако в сюжете романа неоднократно подчеркивается то, чтоиз Лоранс мать и окружающая жизнь делали «прелестную картинку»
*С. де Бовуар «Прелестные картинки»
— т.е. хотели, чтобы девочка выглядела, вела себя какподобает, чтобы в целом у ней была благополучная жизнь – и героиня ощущает себяподавленной влиянием извне на детскую ее сущность. Возможно, что она могла быстать более духовно зрелой, не будь этого давления, тяготения к благополучию.
   Во-вторых, ни героиня, ни автор художественный не видят ине отмечают прелести и красоты мира, хотя приметы этой красоты раскиданы пороману щедро.
Автор подробно перечисляет все вещи, окружющие героев:туалеты от Шанель, пеньюар Лоранс, туалеты Люсьена и Жан-Шарля, сад, в которомпроисходит раут (не описывая пейзаж сада), интерьеры, Грецию, куда совершаютпутешествия герои. Однако все эти вещи вызывают у героини пресыщение, а авторописывает мир вещей как нечто, подавляющее людей, поскольку все, кроме Лоранс,второстепенные герои романа стремятся к деньгам, к карьере, и подчас приносят вжертву этому стремлению свою и чужую жизнь. Такова мать Лоранс Доминика, окоторой автор говорит: «Она проникла на радио в сорок пятом и всего добиласьсобственными силами- работала, как лошадь, топтала тех, кто ей мешал*
   В художественном мире рассказывается о том, как, в первуюочередь, Доминика затоптала лучшие стремления в душе героини, одергивая ее вдетстве в своем стремлении к совершенству. Таким образом, оказалось, что всевещи, дорогие и красивые, окружающие Лоранс, вызывают у нее раздражение и самаее приятная внешность ей неприятна, потому что она постоянно ощущает себя«прелестной картинкой».
   Так назван роман и в этом словосочетании содержитсязначение, определяющее концепт романа. В сюжете романа разворачиваются события,в которых все герои выступают как «прелестные картинки» – очевиднанеискренность, механистичность героев, их затаенное стремление к собственнойпрагматичной выгоде, их схематизм и узость, а подчас пошлая отвратительность(как у Жильбера) их поведение и мышление. И себя героиня ощущает «прелестнойкартинкой».
   При этом автор постоянно приводит детали, говорящие очеловеческих страданиях и бедах: тысячах еврейских детей,
*С. де Бовуар «Прелестные картинки»
 убитых фашистами во время войны, которая была так недавно,плакат «Две трети детей голодают»; Лоранс вспоминает о своем ужасе, который онаиспытала два года назад, когда узнала о страшно замученной фашистами еврейке.
   В романе изображена Катрин, дочь Лоранс, которая набраласьгде-то этих недетских впечатлений об ужасах голода и войны. Оказалось что обэтом ей рассказывает новая подружка Брижитт, живущая без матери, сотцом-хирургом и братом, еврейка. Все хотят сберечь Катрин от тяжелых длядевочки впечатлений,
помешать ее дружбе с Брижитт. Только Лоранс противится этому,потому что давление на ребенка ей кажется опасным, она не хочет подавитьнеокрепшую психику ребенка, как подавили когда-то ее саму, сделав из нее«прелестную картинку».
   Все герои романа «Прелестные картинки» живутблагополучной, внешне наполненной событиями жизнью, но очевидна ограниченность,механистичность их существования. Жильбер- один из богатейших людей Парижа, како нем говорят все. Однако весь интерес жизни этого 56-летнего мужчины сведен кженщинам. В сюжете романа он действует только в любовных историях: разрыв сДоминикой, вскользь говорится о его романе, закончившемся давно, с Люсьеной,женится на молодой девушке. Доминика, которая борется за Жильбера и страдает отразрыва с ним не потому, что любит – о любви к Жильберу в романе нет ни слова –а потому, что ей нужны его деньги. Жан-Шарль, который на всем пространстверомана рассуждает и мечтает о будущем, и в то же время принимает жесткиерешения относительно Катрин, жестко оценивает Лоранс. И о любви Лоранс иЖана-Шарля в романе нет ни слова. Лоранс, у которой роман с Люсьеном,вспоминает о давнем жаре их любви, но сейчас она к нему равнодушна. Люсьен,который, видимо, играет какую-то роль.
Такими предстают герои в художественном мире романа.
   Очевидно, что их интересы, их духовные стремленияподавлены материальным благополучием. Они самодовольны, они ни к чему нистремятся и ничего не хотят- ведь их основные жизненные потребностиудовлетворены.
   И в то же время автор показывает невыдуманные, страшныестрадания человечества: голод, зверства фашизма, голодные дети. И передмаленькой Катрин встает вопрос: «Зачем мы живем?» Она задает этот вопросматери, и та теряется, не зная что ответить, ведь она сама мучится, ощущаяпустоту и никчемность и искусственность своей жизни, ежесекундно ощущая себяпрелестной картинкой.
   Таким образом, в романе Симоны де Бовуар мы видим людей,чьи стремления и духовные порывы подавлены «обществом благополучия» некоторыеиз них- Лоранс ощущают свое несовершенство, свою кукольность и мучительнострадают от этого. Так автор показывает кризис гуманистических ценностей вофранцузском обществе 60-х годов.
 Таким образом,  как мы видим,  в романе «Прелестныекартинки» максимально актуализирован уровень структуры,  связанный соксиологической позицией «автора художественного» (Б.О. Корман).
В художественном мире романаоксиологическая позиция повествователя не выявлена,  однако она,  очевидно, совпадает с оксиологической позицией Лоранс. Если автор приводит внутренний мирЛоранс,  то с целью дискредитировать мир «вещизма»,  окружающийгероиню.
Структура романа в целом подтверждаеттакого рода вывод.
1. Как показали исследования М.М.Бахтина («Проблемы поэтики Достоевского») Б.О. Кормана («ЛирикаН.А. Некрасова») в тех случаях,  если автор художественный не высказываетсобственную систему оценок событий и героев,  обрисованных в художественномтексте,  такого рода оценка переносится на более высокие уровни структурыхудожественного текста: на уровень сюжетно-композиционный. Как показал анализпоэтики романов Ф.М. Достоевского,  предложенный М.М. Бахтиным («Проблемыпоэтики Достоевского»),  отсутствие в тексте прямых оценок повествователяи «уравнивания в правах» систем точек зрения автора художественногосо сферами представляющими систему идеологических воззрений каждого герояромана,  компенсируется в художественном мире романа тем,  что писатель стольсущественно перестраивает сюжетно-композиционную структуру своих произведений, что это реализуется на самом жанре произведения: Достоевский создает«полифонический роман» (М.М. Бахтин),  в котором правильность системыидеологических воззрений героев проверяется в рамках сюжетно-событийногодействия.
   Роман С. де Бовуар,  вне всякогосомнения никоим образом по своей жанровой структуре не может быть сопоставим с«полифоническим» романом Ф.М. Достоевского,  мы исследуем концепциюМ.М. Бахтина с тем, чтобы определить источник проведенного нами анализа: всвоем исследовании художественного мира романа «Прелестные картинки»С. де Бовуар работа опирается на исследования,  предложенные М.М. Бахтиным.
Итак,  в художественном мире романана уровне повествования точка зрения автора художественного не выявлена. Приэтом сюжетно-композиционная структура романа построена так, что актуализируетсистему точек зрения Лоранс: героиня неизменно оказывается права в своемотрицании мира потребления,  идеологии «вещизма», как подтверждаетсюжетно-событийная линия,  развернутая в произведении.
Лоранс резко негативно во внутреннихмонологах дает оценку системе ценностей окружающих ее парижан: их стремление кприобретению вещей,  к внешней красоте жизни,  карьере,  к светской жизни ит.д.
И действительно,  в структуре романав сюжетных эпизодах,  в которых появляется подруга ее дочери Брижитт,  такогорода потребительская оценка актуализируется. Брижитт — несчастный ребенок изеврейской интеллигентной семьи,  которая растет без матери,  которая постояннонапоминает дочери- Лоранс,  Катрин о несчастьях и бедах мира,  «униженныхи оскорбленных»,  представляя тем самым гуманистические ценности,  которыене так давно,  во времена войны с ее страшными бедствиями,  во временасопротивления были столь значимыми.
   Введение образа Брижитт вструктуру романа призвано актуализировать мотив страданий,  бедствийчеловечества,  голодных детей,  разбросанных по всему миру (Брижитт своимивысказываниями напоминает героям романа о плакате,  на котором изображенголодный ребенок с глазами,  полными слез,  на котором значится: «Половинанаселения Земли голодает»),  о бедствиях евреев,  о гибели представителейэтой нации в крематориях фашистов и застенках гестапо и др.
Актуализация на уровнесюжетно-композиционной структуры романа,  темы бедствий и страданийчеловечества,  голодных детях,  евреях,  напоминающих о страшных временахфашизма дискредитирует «вещизм» героев романа,  их сосредоточенностьна поверхностной,  материальной стороне бытия.
И далее во всех сюжетных эпизодахромана,  структурированных таким образом,  чтобы подтвердить правильность ивысокую гуманистичность позиций Лоранс,  отвергающих мир Парижского вещизма.Точка зрения героини,  раскрытая на уровне повествования ее внутренихмонологов,  проявляет себя как единственная верная оценка систем ценностей«общества потребления».
2. На уровне художественного временисюжетное действие романа охватывает временной промежуток в полтора месяца:действие начинается на рауте у Доминики, матери Лоранс и завершается в концеавгуста, после возвращения Лоранс и Жан-шарля в Париж из путешествия по Греции.На уровне художественного времени отсутствуют какие-либо большие временныепромежутки, разделяющие между собой сюжетные ситуации романа, перенесеня героевмыслью, на уровне ассоциаций в прошедшем- повествование о событиях течет спокойно,эпически медленно, без временных сбоев.
   Такое медленное эпическое течениехудожественного времени романа актуализирует специфику художественногопространства. Каждая сюжетная ситуация романа строго ограничена подчеркнутосуженными пространственными рамками. На протяжении всей событийной линиипроизведения сюжетные ситуации разворачиваются в бытовом пространстве,ограниченном стенами комнаты: это салон, гостиная, спальня, в которой протекаетобщение Лоранс с ее мужем Жаном-Шарлем, с любовником, где она общается сКатрин.
В Парижских сценах романа действиеникогда не выходит на широкий простор, на улицу, на природу, оно всегдаограничено рамками бытового пространства в котором таится душа Лоранс.
   Единственный раз в романе стольузко ограниченное художественное пространство сменяется широким, большимпростором – в сценах путешествий героев в Грецию.
   В данном случае путешествие вГрецию выбрано не случайно. В сознании каждого культурного европейца понятиеГреции тесно связано с античностью, с культом красоты и свободы, овевающим всюантичную культуру, с античной философией и.т.д. В структуре греческих эпизодовавтор максимально актуализирует семиотическую значимость античности,возникающую в сознании читателя, когда он встречает имена Афин, Акрополя, Дельфв тексте.
   В Греции протекает та жеограниченная узкими рамками духовного мира, лишенного каких-либо возвышенныхинтересов, жизнь героев.
   Однако само введение в текстромана подобных географических названий, о введении романтики античной истории,маркирует мир путешествия героев как несомненно прекрасный и тем самымпротивопоставляет его ограниченному узкому бытовому пространству, в которомпротекает их жизнь и узким духовным горизонтам, которые характерны для каждогоиз них, не исключая и Лоранс.
3. Таким образом в структуре романапрослеживается динамика центрального конфликта произведения: противопоставлениемира «вещизма», ограниченных духовных интересов, убогости душевного мира всемуширокому пространству гуманистических общечеловеческих духовных ценостей,которые в романе представлены на фоне греческих городов и памятников,корреспондирующих с системой общегуманистических воззрений, провозглашающихсочувствие, что актуализирует тема введения, упоминания о бедствияхчеловеческих, связанная в структуре романа с образом Брижитт, а такжеобщеэмоциональное принятие системы гуманистических ценностей в ихпротивопоставлении психологии и образу жизни «вещизма»; свойственное Лоранс.
   Итак, как показывает проведенныйанализ романа «Прелестные картинки» С. де Бовуар, это произведение по своемуконцепту выливается в литературное движение «шозизма»; характерное дляфранцузской литературы 60-х годов 20 века, эпохи торжества идеологическихценностей «общества потребления».ГЛАВА IV. Концепты общества потребления в романе Ж. Перека“Вещи”
   Жорж Перек (1936-1982) стал известен благодаря публикацииромана «Вещи» (1965) «Потребительская цивилизация» увековечена в романе,поскольку его истинными героями оказываются вещи, единственное содержаниедуховного мира персонажей.
В отличие от Триоле все вербально обозначено, главный концептвынесен в заглавие романа. Страсть к вещам и их приобретению показана черезбесконечные описательные ряды. В отличие от других романов, персонажи прекрасновписываются в общество потребления- видоизменение концепта счастья и красоты всоответствии с новыми реалиями общества потребления.
 Даже до имен героев нелегко добраться, все индивидуальноестерто, унифицировано, овеществлено, открытие мира отождествляется с открытиемпредметов потребления- «шерстяных изделий, шелковых блузок» и пр. и пр. Такописывают роман Ж.Перека «Вещи» авторы учебника «Зарубежная литература 20 века»
В связи с тем, что роман Ж. Перека относится к шозизму,характерному для 60-х годов французской литературы 20 века, рассмотрим концептромана и его художественные особенности. В романе Ж.Перека обращает на себявнимание необычность сюжета. В романе в целом повествуется о двух молодыхлюдях, только что вступивших в брак. Однако история их любви, ихвзаимоотношений до брака и в первые годы совместной жизни, как правило,счастливых и обычно привлекающих внимание писателей, не изображены в этомпроизведении. Отсутствует вообще какое-либо изображение человеческихвзаимоотношений между молодыми людьми, также как отсутствует описание ихвзаимоотношений с друзьями, о которых в романе говорится, что их много,взаимоотношений с коллегами по работе, с клиентами- одним словом, авторустраняет изображение хотя бы каких-то аспектов обычной человеческой жизни:любви, дружбы, привязанности, нет ни малейшего намека на какие-либочеловеческие отношения.
   Все многообразие чувственной, духовной, повседневной жизниподменено вещами. Это мотивировано в сюжете романа особенностями социального,экономического, семейного положения героев, и, как результат- особенностями ихпсихологии. Брак заключен по любви, личностные отношения бесконфликтны.Показана их социальная и материальная неустроенность: они поженились беднымистудентами, находящимися на пороге крайней нищеты (автор подробно описываетотсутствие у них приличной одежды, квартиры, еды, развлечений и др. необходимыхдля каждого человека предметов жизненного обихода), у них нет надежд послезавершения учебы устроиться на высокооплачиваемую работу. Потому они бросаютучебу и устраиваются на работу. На первые, только появившиеся у них деньги, ониначинают приобретать вещи.
   Естественно, что приобретение вещей после длительногополунищего, полуголодного существования приносит героям непередаваемуюнепосредственную радость. Радость, которой они наслаждаются, которой делятся сдрузьями, которую живут.
   И описание этой радости вызывает в душе читателясопереживание, сочувствие, сострадание, поскольку каждому очевидно, чтоотсутствие денег-беда, покупки необходимого- благо. Это- на уровне здравогосмысла, на самой поверхности сознания каждого, и потому описание духовноговещизма героев вызывает сочувствие.
   При этом художественный мир романа, так же как сознаниесамих героев, заполнено описанием вещей: вожделенных, таких желанных, такихжизненно необходимых для героев, потому что они лишены возможности ихприобретения: денег мало, надежды на будущее смутны. А вещи- жизненные благакругом. В витринах магазинов они видят ценные безделушки, дорогие, такие нужныеим предметы обихода, в ресторанах- людно, дорогие машины на улицах, приглашенияв заграничные путешествия – на рекламных щитах.
   Итак, экспозиция романа такова: вокруг героев множествожизненных благ, которыми они не могут воспользоваться в силу своего ущербногосоциально-экономического положения, но желание их иметь у героев крайне сильно.
   Этот намеченный в экспозиции конфликт с развитием сюжетане усиливается и не ослабевает, он неизменен. Это сила, которая постоянно давитна души юных героев, на их психику. Действительно, говоря объективно, положениегероев драматично в силу этого, обозначенного выше, конфликта.
   Сюжет романа состоит из описания множества попытокулучшения своего материального положения, их безрезультативности. Желание приэтом не ослабевает.
   Единственное, что изменяется в их судьбе- время. Времятечет, как ему положено, из прошлого в будущее, обычное биографическое время.Герои стареют, у них исчезает обычная, присущая юным, радость жизни, они всеболее устают от того прессинга, который неизменно давит на их сознание.
   И до конца романа положение и судьба героев не меняются.Роман заканчивается тем, с чего он начался: описанием страстного желания героевприобрести вещи.
  Сюжет движется так, как протекает жизнь героев: по кругу,если представить его графически, это кольцевое движение, в конце которогоотсутствует результат, т.е. результат равен нулю. Структуру сюжета можноописать схематически так: нищета-тщетные попытки выйти из нее- вновь та женищета. Даже из такого краткого обозначения структуры сюжета очевидно, что вромане, по сути, отсутствуют события. По определению Ю.М. Лотмана, «событием всюжете произведения является такое действие, которое изменяет характер егохудожественного мира*
   В романе «Вещи» не происходит ни одной ситуации, котораяизменила бы положение героев и, следовательно, их психологию, их установки, ихотношение к миру. Они постоянно остаются в прежнем положении, и по-прежнемудавит на их сознание страстная жажда приобретать то, что им необходимо дляжизни, а это всего лишь вещи. Но без вещей человеческая жизнь невозможна. Вещии создаются для того, чтобы облегчить человеку существование. В этом нет ничегонеобычного. А вот герои романа «Вещи» лишены этой необходимости.
   Автор романа резко осуждает вещизм своих героев, которыйвыражается в их концепте: «они обожали вино и, собравшись вместе, часто и многопили» (…с.26)
«они были влюблены в свободу. Им думалось, что в мире им всепо зубам, они жили, подчиняясь ритму своих желаний, их жажда была неутолима,воодушевление не знало границ»**
*Лотман Ю.М.Структура художественного текста
«Эта игра их сильно занимала, и они отдавали ей многодрагоценного времени, которое могли бы с пользой употребить на что-то другое.
Но такими уж они были, и кружок, который они образовали,невзирая на возникавшее иногда взаимное недовольство, поглощал их почтицеликом. Вне этого кружка для них не было настоящей жизни» *
Таких оценочных замечаний автора, резко критикующих образжизни своих героев
или иронически сниженно характеризующих их жизненное восприятиев романе множество. Как видно из приведенных цитат, роман написан в форме 3-голица
 («er-geschichte», по терминологии М.М. Бахтина)
При этом пространственная и временная точки зрения авторахудожественного совпадают с аналогичными точками зрения его героев, ооценочная- резко противоположна оценочной точке зрения героев.
Тем самым автор подчеркивает низкий, малозначимый характертого, что является предметом его изображения.
   Концепты героев низки, малозначительны, приземленны, ноавтор считает своим художественным долгом, тем не менее, их описывать. И приэтом из объекта художественного изображения выпадает все, что обычноприсутствует в художественном тексте и в душах, в жизни людей вообще: всечеловеческие отношения, какие-либо события, романтика любого рода, эстетическиеи духовные ценности и многое, многое другое.
   Человеческие отношения подменены обозначением их знакового(семиотического- по терминологии Ю.М. Лотмана) характера: например, такописываются взаимоотношения с клиентами: приводится два-три постояннозадаваемых вопроса для внесения ответов на них в анкету, обозначение тоговпечатления, которое производит на клиентов хорошая одежда и внешний видгероев, многозначительность выработанных ими жестов и мимики – и все. т.е.любое описание человеческих отношений подменено маркировкой (обозначениемзнаков- см. Ю.М. Лотман, Структура художественного текста). В сюжетеотсутствуют события, отсутствует описание духовной, творческой,
*Ж. Перек Вещи
профессиональной жизни героев, их увлечений, чтения книг,посещения театров, даже пейзаж и описание любования красотой мира отсутствует вромане.
   При этом художественный мир романа до предела насыщенописанием вещей, что мотивировано совпадением пространственно-временных точекзрения автора художественного с точками зрения героев: автор как бы объясняетчитателю, что он вводит в роман такую схему описания вещей, т.к. интересомтолько к вещам заполнена вся духовная жизнь героев.
   Свое сниженно-ироническое, подчеркнуто оценочноенегативное отношение к своим героям автор художественный мотивирует оченьпросто: герои низки, потому что над ними тяготеет только желание иметь вещи,они «такие»-«уж такими они были», все в мире им по зубам», «они влюблены всвободу», «облегчало дело то, что они жили компанией», «безостановочноболтали», и.т.д и.т.п.
   Введение сниженных оценочных слов в характеристики героевкак бы уничтожает их, призвано снижать их восприятие читателем.
   При этом такого рода снижающе -оценочное отношение кгероям романа автор художественный нигде и никак не мотивирует. Видимо, он несчитает это необходимым. Видимо, разница его концепта и концептов героев толькоутверждает автора художественного в его раз и навсегда избранной позиции:человек должен относиться к вещам с пренебрежением, должен иметь духовныеинтересы и посвящать им жизнь, а не думать о том, чему посвящают жизнь егогерои.
   Именно такого рода противопоставление концепта «вещизма»концепту истинно духовного отношения к миру и вынудило писателя работать надизбранной им темой. Это очевидно из анализа концепта романа Эльзы Триале «Розыв кредит» Ж.Перека «Вещи», Симоны де Бовуар «Прелестные картинки»Заключение
По мнению многих критиков и исследователей французскойлитературы 50-60 годов 20 века, в этот период одним из эстетических движенийбыла литература «шозизма».
«Шозизм» (вещизм) – это повышенное внимание к изображениювещей. К этому движению принадлежали такие художники, как А.Роб-Грийе, Бютор,Ж.Перек и многие другие – разноплановые писатели, которых объединял интерес ктеме.
   В целом это литературное движение включало в себятворчество писателей «второго порядка», изучение которого очень значимо дляистории национальной литературы. История литературы никогда не складывается изтворчества крупных художников, гениев. Она обязательно включает в себямножество произведений писателей так называемого «второго порядка» вхудожественных исканиях которых отрабатываются концепты, творческие приемы,способы и методы осмысления человека и его места в мире, приемов построенияхарактеров и.т.д. На ошибках и неудачах литературы «второго порядка» вырастаюткрупные художественные произведения.
В связи с этим рассмотрим подробнее эстетику литературы«вещизма». По мнению писателей, относившихся к данному движению мир есть, какписал А.Роб-Грийе в статьях о «новом романе» («За новый роман», 1963), ссылаясьна Хайдеггера, «мир есть… вокруг нас присутствие вещей». Для одних это- крайняястепень «дезангажированности», освобождения искусства от значений целей», кромеодной цели-«создавать новую форму».
   Для других это опасный симптом дегуманизации, утратыдуховных ценностей в обществе потребления, сложившееся в период экономическогороста Франции. К этой группе как раз и относятся произведения, на материалекоторых написана данная дипломная работа.
Однако произведения Симоны де Бовуар,Ж.Перека, Э.Триоле написаны в русле структурализма
   Как замечают авторы учебника«История зарубежной литературы 20 века», вещизм Перека отличен от «шозизма»Роб-Грийе, его вещи- принадлежность мира социально определенного (подзаголовокромана- «история шестидесятых годов») и …. осуждаемого писателем.
   В романах Симоны де Бовуар,Ж.Перека, Э.Триоле мы имеем дело с героями, социальные характеристики которыхнепременно учитываются авторами.  Так, в романе Ж.Перека с самого началасообщается читателю, что речь идет о двух бедных студентах, вступивших в раннийбрак и решивших ради заработков бросить учебу и поступить агентами в фирмы попродаже галантереи. В романе Симоны де Бовуар изначально указывается, что героисостоятельны, вращаются в свете, женаты, имеют двух девочек, оба работают: муж-строитель, жена- художник в рекламном бизнесе.
      Однако если в романе Симоны деБовуар оценочная точка зрения автора художественного также совпадает саналогичной точкой зрения его героини, что делает роман, так сказать, более«стереоскопичным», то в романе Ж.Перека эти точки зрения противопоставлены другдругу. Для всех характерно критическое отношение, но выражено оно по-разному.Одним словом, в тексте романа «Вещи» автор художественный подчеркнуто осуждает,снижает, сатирически оценивает душевный мир своих героев, направленныйисключительно на приобретение вещей.
   В романе Симоны де Бовуарструктура оценки концептов героев много сложнее. Негативная оценка героев, ихмироотношения, построенного, в конечном счете, на стремление к богатству, ккарьере, т.е. к приобретению вещей, принадлежит героине. Ее автор не оцениваетнегативно. Он подробно излагает ее внутренние мысли, ее систему оценок,внутренний конфликт героини с миром, приводящий ее, в конечном итоге, кдушевному кризису и нервному заболеванию. Развитие внутреннего конфликтагероини с миром и составляет сюжет романа «Прелестные картинки». Конфликт,глубоко спрятанный в душе, никак не проявляющийся внешне. Внешне героиняследует наполняющим ее многообразным ролям: роли жены и хозяйки дома, ролиматери, роли специалиста по рекламе, роли дочери, светской роли. Только от ролилюбовницы она отказывается. Но этот отказ не виден миру- любовная связь тайная.
   Однако развертывание глубокозапрятанного в глубине души внутреннего психологического конфликта сокружающими, с людьми, которых устраивает существование в качестве «прелестныхкартинок» в мире потребления составляет сюжет романа и приводит ее к нервномусрыву.
   Так на сюжетном уровне выражаетсяпротест автора романа, Симоны де Бовуар, против «общества потребления», противжизни без духовных интересов, против дегуманизации французов, живущих вокружении материальных благ в то время, когда люди голодают, когда продолжаютсявойны, когда происходит дискриминация евреев.
   В романе Ж.Перека, в отличие отроманов Симоны де Бовуар, Эльзы Триале, несмотря на то, что сюжет есть, онподчеркнуто «десюжетизирован». В нем отсутствуют основные компоненты: нетзавязки, развязки, кульминации. Ни одна событийная ситуация в его развитие нестановится событием. Событийное развитие романа связано с многочисленнымипопытками героев улучшить свое материальное положение, но эти попытки неприводят ни к какому результату. Если развертывание сюжета представитьграфически, то оно будет представлять собой кольцо-движение по кругу с нулевымрезультатом.
   Ослабленность сюжета в структуреромана, а также отсутствие изображения какого-либо рода, человеческого общениягероев, духовных интересов, и.т.д.- т.е. отсутствие всего многообразия,составляющих душевный мир любого человека выявляет и подчеркивает, обнажает«вещизм» героев, заполненность их душ жаждой вещей, заполненность в своюочередь объективного мира вещами. Это является объектом резко отрицательнойоценки автора.
   Оба произведения: и Симоны деБовуар, и Ж.Перека- вливаются в литературу «шозизма»: однако основныеэстетические требования литературы «вещизма» в них не соблюдены. Если в романеЖ.Перека многие художественные особенности совпадают с эстетикой «вещизма»:преобладание мира вещей, десюжетизация романа, многочисленные повторы,монотонность, освобожденность художественного мира романа от любых реалий,кроме вещей, то в романе Симоны де Бовуар такие традиционные для эстетики «вещизма»приемы отсутствуют.
   «Вещизм» окружающих, ихдегуманизация действуют угнетающе на психику героини, провоцируют внутренний,глубоко скрытый психологический конфликт героини с окружающими.
Однако и в этом романе основойавторского отношения является отрицание, неприятие мира потребления, вещизмаокружающих.
      Герои Ж.Перека неиндивидуализированы в соответствии с эстетикой литературы «шозизма».Стандартизация, но не в равной степени. Герои Симоны де Бовуариндивидуализированы, у них есть своя неповторимая судьба прошлое, будущее,сфера интересов и т.д. Героиня способна противостоять, критически восприниматьдействительность, вероятно это связано с традицией экзистенциализма, Также каки экзистенциализм, литература «шозизма» протестует против духовногозакрепощения человека в обществе потребления, требуют вернуть индивидуумувнутреннюю свободу и человеческое достоинство.
   Однако, при всех различияххудожественных средств, используемых авторами этих романов и, следовательно,эстетических систем, стоящих за ними, оба эти романа относятся к литературномудвижению «вещизма», свойственному французской литературе 50-60-х годов 20 века.Оба эти романа, каждый по-своему, резко критикуют ценности обществапотребления, каким стало французское общество в этот период, резко критикуютего антигуманизм, «вещизм», одним словом, в своих романах писатели выражаютсвое неприятие концепта французского общества.
Список используемой литературы:
1.  E. Triolet “Roses acrédit”
2.  S. de Bauvoir “Les beauximages”
3.  G. Perec “Les choses”
4.  Э. Триоле «Розы в кредит»
5.  С. де Бовуар «Прелестные картинки»
6.  Ж. Перек «Вещи»
7.   Творческая индивидуальностьписателя и литературный процесс. межвуз. соб. научн. тр. Вологда: ВГПИ, 1987
8.  Теория литературы.Основные приемы в литературном освещении. Образ, метод, характер / ред. кол.Г.Н. Абрамович и др. М. Высшая школа, 1962
9.   Зарубежная литература 20 века:Учебник А.Г. Андреев и др. М. Высшая школа, 1996
10.       Андреев Л.Г.Современная литература Франции. 60-е годы М. Издательство МГУ, 1977
11.       Бахтин М.М. Формы времени
12.       Бахтин М.М. Проблемы поэтикиДостоевского М. Наука, 1983
13.       Бахтин М.М. Эстетика словесноготворчества М. Наука, 1986
14.       Бахтин М.М. Вопросы литературы иэстетики М. Наука, 1979
15.       Воровский В.В.Эстетика. Литература. Искусство. М. 1975
16.       Волошинов В.И.Философия и социология гуманитарных наук, Спб, 1995 (сост. Д.А. Юнов)
17.       Виноградов И.И.Проблема содержания и формы литературного произведения М. МГУ, 1958
18.       Гачев Г.Д.Содержательность художественных форм. Эпос. Лирика. Театр. М. Просвещение, 1968
19.       Гей Н.К. Искусствослова. О художественности литературы М. Наука, 1967
20.       Гиршман М.М.Литературное произведение. Теория и практика анализа М. Наука, 1991
21.       Гуляев Н.Г. и др.Теория литературы в связи с пр. эстетики (Учебник для фил.  факультетов). М:Высшая школа, 1970
22.       Дмитриев В.А. Реализми художественная условность М. “Сов. писатель”, 1977
23.       Днепров В.Д  Идеивремени и формы времени.- М. Наука, 1980
24.       Есин А.Б. Принципы иприемы анализа литературного произведения М. Издательство МГУ, 1998
25.       Зинченко В.Г., и др. Система литература и методы ееизучения / Н.Новгород, 1998
26.      Зусман В.Г. Диалог иконцепт в литературе Н.Новгород, Деком, 2001г.
27.       Кожинов В.В. Слово какформа образа // Слово и образ / Сост. В.В. Кожевникова М. Изд-во МГУ, 1967
28.       Кожинов В.В. Сюжет,фабула, композиция М. Изд-во МГУ, 1964
29.       Корман Б.О. ЛирикаНекрасова 2-е издание – Ижевск, 1978
30.       Корман Б.О.Литературные термины по произведениям автора- Ижевск, 1982
31.       Лотман Ю.М. Анализпоэтического текста М. Наука, 1972
32.       Лотман Ю.М. Структурахудожественного текста М. Наука, 1970
33.       Мартьянова С.А. Образчеловека в литературе, Владимир, 1997
34.       Мейлах Б.С. Вопросылитературы и эстетики, сборник статей, Сов. писатель, 1958
35.       Медведев Г.Н.Формальный метод в литературоведении. Критическое введение в социологическуюпоэтику М. Наука, 1998
36.       Нечкина М.В. Функцияхудожественного образа в историческом процессе М. Наука, 1982
37.       Никола М.И., КирееваИ.В. Зусман В.Г. Межкультурная коммуникация”, Н.Новгород, Деком, 2001
38.       Плеханов Г.В.Литература и эстетика М. Гослитиздат, 1958
39.       Попова З.Д. СтернинИ.А. Понятие “концепт” в лингвистических исследованиях Воронеж, 1999 
40.       Роднянская И.В.Художественное время и художественное пространство // Литературныйэнциклопедический словарь М. Энциклопедия; 1987
41.       Франция /Под ред. Ю.И. Робинского.- М. ЗАО«Интердиалект», 1999г.
42.       Тамарченко Н.Д. Литературоведческие термины (материалык словарю) сост Г.В. Краснов, Коломна 1997
43.       Томашевский Б.В.Теория литературы. Поэтика. М. Наука, 1996
44.        Чичерин А.В. Идеи истиль- 2-е издание- М. Наука, 1968
45.       Храпченко М.Б.Горизонты художественного образа, М. Наука, 1982
 Эпштейн М.Н. Образхудожественный // Литературный энциклопедический словарь М, Энциклопедия, 1987Резюме
Творчество писателей «второго ряда»интересует исследователей литературного процесса в рамках определеннойнациональной литературы в связи с тем, что позволяет раскрыть тенденцииразвития литературы, характер взаимовлияния творчества писателей и.т.д.
   Избранные для анализа романы Э. Триоле«Розы в кредит», С. де Бовуар «Прелестные картинки», Ж. Перека «Вещи» относятсяк так называемой литературе «второго ряда» и в связи с этим нуждаются визучении.
   В предлагаемой работевышеназванные произведения рассмотрены с точки зрения отражения в них концептов«общества потребления», утвердившегося во Франции с ростом материальногоблагосостояния, преодолением экономических последствий мировой войны,стабилизацией политических отношением, развитием культуры.
   В работе использован социологическийметод в совокупности с теорией концептов и элементами текстового анализа.
   В результате исследования каждогоиз 3-х романов можно сделать вывод что эти писатели используют разныехудожественные средства для изображения новых психологических процессов,происходящих в обществе в связи с изменением системы ценностей французов вкоторой на первый план выдвигается материальное благополучие, связанное сприобретением вещей, но каждый из них (писателей) неизменно критикует «шозизм».В этом смысле эти романы списываются в литературное движение «шозизма»,получившее широкое развитие во французской литературе в этот историческийпериод.
   Большинство современныхисследователей рассматривающих специфику художественного мира литературногопроизведения приходят к выводу, что характер оценки явлений действительностиавтора художественного выражается, в первую очередь, высказывании им своейаксиологической точки зрения (Б.О. Корман). В том случае, если авторхудожественный воздерживается от высказываний своих оценок в художественномтексте, эти оценки выражаются в структурировании им сюжетно-композиционногоуровня, в конечном итоге, — в особенностях жанра (М.М. Бахтин). В целяхвыявления оценочной позиции автора художественного в тексте вышеуказанныхроманов рассмотренный конфликт, субъектная сфера автора-повествователя,сюжетно-композиционная структура, хронотоп.


Не сдавайте скачаную работу преподавателю!
Данный реферат Вы можете использовать для подготовки курсовых проектов.

Поделись с друзьями, за репост + 100 мильонов к студенческой карме :

Пишем реферат самостоятельно:
! Как писать рефераты
Практические рекомендации по написанию студенческих рефератов.
! План реферата Краткий список разделов, отражающий структура и порядок работы над будующим рефератом.
! Введение реферата Вводная часть работы, в которой отражается цель и обозначается список задач.
! Заключение реферата В заключении подводятся итоги, описывается была ли достигнута поставленная цель, каковы результаты.
! Оформление рефератов Методические рекомендации по грамотному оформлению работы по ГОСТ.

Читайте также:
Виды рефератов Какими бывают рефераты по своему назначению и структуре.