Реферат по предмету "Литература и русский язык"


Авторская позиция и форма ее выявления Ф.М. Достоевского "Преступление и наказание"

Авторская позиция и форма ее выявленияФ.М. Достоевского «Преступление и наказание»
РоманФ.М. Достоевского был опубликован в 1866 году. Фабула произведения — убийство,совершенное бывшим студентом Родионом Раскольниковым, и расследование этогопреступления. Описывая жизнь того времени, Достоевский поднимает различныепроблемы. Одна из них — человек и общество.
Многиегерои Достоевского одержимы идеей поиска смысла жизни и пытаются вырваться изкруга противоречий жизни. Одержим желанием изменить жизнь и Раскольников.Исследуя трагизм судьбы униженных, Достоевский старается “найти в человекечеловека”,— так отмечает он в записных книжках. Это стремление авторавыражается в его отношении к героям, к событиям, которые он изображает вромане. И эта позиция — взгляд прежде всего реалиста. Сам Достоевский говорил:“Я лишь реалист в высшем смысле, то есть изображаю все глубины душичеловеческой”. Этот истинный реализм проявляется в глубоком психологизмеповествования. Боль писателя за униженных, раздавленных жизнью людей сливаетсяс их болью и обидой. Однако он не растворяется в своих героях, они существуютсамостоятельно, независимо. Автор лишь стремится проникнуть в суть человеческогохарактера, обнажить те страсти, которые терзают его героев. Достоевскийвыступает как тщательный исследователь всех “движений души человеческой”, ноделает это в разных ситуациях по-разному, никогда не выражая своей прямойоценки. Он подробно описывает бедный квартал Петербурга, где ютитсяРаскольников, его прогулки по Сенной, и становится ясно, что автору близка идорога эта часть Петербурга.
Подробноописывая все оттенки меняющегося состояния Раскольникова, Достоевский все-такиоставляет читателю возможность самому делать выводы. Очень часто в егоописаниях содержатся намеки, догадки. С самой первой встречи Раскольниковпредстает как человек, одержимый идеей, терзаемый внутренней борьбой.Неопределенность душевного состояния героя создает ощущение напряженности.Тревожные предчувствия усиливают монологи Раскольникова. Размышляя над письмом,полученным из дома, он словно вступает в разговор с сестрой и матерью, такявственно звучат их интонации.
Сценаза сценой включают все новых лиц в действие. И если в начале романа авторподводит нас к теории Раскольникова наметками, развертывая в форме статьи,написанной Родионом, то по мере развития сюжета идея эта обсуждается,оценивается другими героями, подвергается сильнейшему испытанию. Раскольников,чувствуя, что погибает, мучительно ищет выхода. В нем зреет бунт, но бунтиндивидуалистический, связанный с теорией, по которой сильные личности имеютправо нарушать человеческие законы, даже преступая через кровь, имеют правовластвовать над слабыми, которых считают “тварями дрожащими”.
ОбразРаскольникова не лишен обаяния. Он честен и добр, склонен к состраданию.Беспокоится о матери, любит сестру, готов помочь несчастной обреченной девочке,которая поразила его своим видом, тревожится о судьбе Мармеладовых. Убедив себя,что смерть старухи спасет тысячи жизней, он не может сладить со своейрастревоженной совестью. Душевная уязвимость обостряет страдания Раскольникова,он постепенно начинает задумываться над тем, насколько вредна его теория. Можетли сильная личность переступить закон, если обрекает себя и близких нанравственные страдания? Сначала ему казалось, что если существует правосильного, если мир, разделенный на угнетателей и угнетенных, стонет отнесправедливости, то он вправе преступить законы общества. Но не смог. И несмог, потому что преступление отчуждало его от людей, потому что не старухуубил, а принцип убил, “себя убил”. Раскольников не выдержал испытания, которомусебя подверг, и в этом его спасение. Потрясенный великодушием и душевной силойСони Мармеладовой, Раскольников оказывается способным приблизиться кнравственному воскрешению.
Достоевскийставит вопрос, имеет ли право такая личность пойти на крайность — убить другогочеловека, и решает его отрицательно — не может, потому что за этим обязательноследует наказание — нравственное, внутреннее страдание.
Носителемнравственного идеала Достоевского является Соня Мармеладова. Он считает, чточеловек, который служит другим людям, стоит очень высоко в нравственномотношении. Его героиня волею судьбы оказалась в крайней степени падения. Но длянас Соня — чистая, возвышенная, потому что все делает, движимая одним чувством— желанием спасти близких, даже такой ценой.
Помысли Достоевского, общественное зло может быть побеждено, если люди не будутпричинять друг другу страдания, строить счастье на несчастье других. Человек,испытывающий страдания, не будет причинять зла другим. Автор ставит проблемудобра и внутренней гармонии, к которой человек может прийти через страдания.
Достоевскийставит еще одну проблему — проблему способности человека к нравственномувозрождению. Раскольников, пройдя через страдания, под влиянием Сони подходит кпорогу нравственного перерождения. Именно поэтому следователь, предлагая явку сповинной, спросил, верит ли он в легенду о Лазаре, которого воскресил Христос.
ПозицияДостоевского по отношению к героям глубоко гуманна. Он сострадает своим героям,заступается за их право быть людьми, за право, которого лишает общество, гдевластвуют деньги. Но Достоевский не видит путей изменения общественных условий,он ищет выход в нравственном совершенствовании своих героев, путь к счастьювидит через страдания. Но самое главное, что свой великий гуманизм, высокуюпроповедь добра и сострадания к людям, боль за человека он сумел выразить всвоих книгах, и в этом проявилась его нравственная позиция писателя, классикарусской и мировой литературы.
Список литературы
Дляподготовки данной работы были использованы материалы с сайта ilib.ru/


Не сдавайте скачаную работу преподавателю!
Данный реферат Вы можете использовать для подготовки курсовых проектов.

Поделись с друзьями, за репост + 100 мильонов к студенческой карме :

Пишем реферат самостоятельно:
! Как писать рефераты
Практические рекомендации по написанию студенческих рефератов.
! План реферата Краткий список разделов, отражающий структура и порядок работы над будующим рефератом.
! Введение реферата Вводная часть работы, в которой отражается цель и обозначается список задач.
! Заключение реферата В заключении подводятся итоги, описывается была ли достигнута поставленная цель, каковы результаты.
! Оформление рефератов Методические рекомендации по грамотному оформлению работы по ГОСТ.

Читайте также:
Виды рефератов Какими бывают рефераты по своему назначению и структуре.