Реферат по предмету "Литература и русский язык"


«Страшный мир! Он для сердца тесен!» (По лирике А.Блока.)

АлександрБлок – одна из самых трагических фигур в истории русской культуры. В его личнойсудьбе и в его  творчестве отразилась судьба России и русской интеллигенции нарубеже веков. Трагическое мироощущение и отождествление  личной судьбы ссудьбой родины – вот, пожалуй, две главные черты его поэтического облика. Ониопределяют характер  лирического героя блоковской поэзии, в том числе героя еголюбовной лирики. Тема любви является одной из ведущих в  творчестве А. Блока,она даёт возможность поэту наиболее полно и искренне выразить душевныепереживания, отношения со  страшным для него миром, с людьми, своёмироощущение. Любовь для Блока – чувство сложное, неоднозначное, по-разному воспринимаемое им в различные периоды недолгой его жизни.
Вначале своего творчества Блок не знал и не хотел знать реального мира, он, каксимволист, отрицал его.
Поэтомуи любил поэт любовью серафима не женщину, а богиню, вносящую свет в мрачнуюжизнь. Смысл его существования –  почти рабское служение непостижимой,недосягаемой Прекрасной Даме. Он даже не видит её глаз, её лица: “Она стройнаи  высока, всегда надменна и сурова”. Хотя поэт подозревает, даже знает, что Онавовсе не Лучезарная и не богиня, Она ему  необходима именно такой:
Какты лжива и как ты бела!
Мнеже по сердцу белая ложь…
Вранней лирике Блока тема любви сливается с темой тоски, одиночества,недостижимости счастья. Ей сопутствует  ожидание и предчувствие каких-топеремен:
Вхожуя в тёмные храмы,
Свершаюбедный обряд.
Тамжду я Прекрасной Дамы
Вмерцании красных лампад.
Налирического героя давит действительность, и он ищёт в любви не просто счастья,а отрыва от мира земного и  перехода в светлый мир иной:
Итогда, поднявшись выше тлена,
Тыоткроешь Лучезарный Лик.
И,свободный от земного плена,
Япролью всю жизнь в последний крик.
Такписал юный Блок, не замечая окружающего, не зная людей, интуитивноотгораживаясь от страшного мира своей неземной  любовью.
Подъёмосвободительного движения вывел поэта из состояния созерцательности, заставилпристально вглядеться в  события окружающей жизни. Характер блоковскоготворчества начинает сильно меняться. Вместо храмов – кабаки, образ
Лучезарнойбогини распадается от столкновения с реальностью. Лирический герой прощается сосвоим прошлым:
Ужне мечтать о нежности, о славе,
Всёминовалось, молодость прошла!
Твоёлицо в его простой оправе
Своейрукой убрал я со стола.
Теперьпоэта окружают обыкновенные мужчины и женщины с их земной любовью и её земнымипроявлениями. “Я забыл  тебя”, признаётся он, обращаясь к Прекрасной Даме, ноэто не совсем так. На самом деле любовь к ней сохраняется, но  приобретает ещёболее трагический характер, так как страшный мир, неумолимая реальностьврывается в судьбе людей, их  отношения, их жизнь, рождает глубокое отчаяние.
Темне менее, героинями стихотворений Блока становятся реальные женщины, частоотнюдь не идеальные:
Изхрустального тумана,
Изневиданного сна
Чей-тообраз, чей-то странный…
(Вкабинете ресторана  за бутылкою вина.)
По-прежнему,как и в “Стихах о Прекрасной Даме”, всё связанное с образом любимой туманно. Нотеперь её окружает не  радостно льющийся свет, а метель и вьюга, цыганскиепесни и пляски, “дальних скрипок вопль туманный”. Это страшный мир  навязываетсвои законы и порядки:
Амонисто бренчало, цыганка плясала
Ивизжала заре о любви.
Любовьв стихах этого периода предстаёт грязной, навязанной обузой. Поэт видит лишьунижение в земных проявлениях  чувств. Поцелуи и объятия кажутся ему чем-тотяжким, низменным, поэтому “тесно дышать от объятий”. Отношения между  мужчинойи женщиной полны какого-то пьяного бреда и лицемерия. Но лирический герой, каки другие, обречён на эту  бессмысленную любовь. Она стала обязанностью, ведь вэтом мире нет настоящего сильного чувства:
Ячту обряд: легко заправить
Медвежьюполость на лету,
И,тонкий стан обняв, лукавать,
Имчаться в снег и темноту.
Сампоэт подчиняется правилам этой игры чувствами, сердцем человека. Он не ждёт,как прежде, неземного счастья  от Лучезарной, он холоден и расчётлив. И поэтомурад, что такая любовь мимолётна:
Да,есть печальная услада
Втом, что любовь пройдёт, как снег.
О,разве, разве клясться надо
Встаринной верности навек?
Героистихотворений Блока обречены порой на жестокость по отношению к любимой. Оттоготема любви человека в  этом мире зла и страдания звучит очень мрачно иисполнена трагизма:
Яобречён в далёком мраке спальной,
Гдеспит она и дышит горячо,
Склонясьнад ней влюблённо и печально
Вонзитьсвой перстень в белое плечо!
Поэтутяжко понимать гнусность, несуразность таких отношений. На него давит этотобраз жизни. И Блок  задумывается:
Чемночь прошедшая сияла,
Чемнастоящая зовёт,
Всётолько – продолженье бала,
Изсвета в сумрак переход.
Нои теперь, рисуя бессмысленность и неприглядность любви, превращённой встрадание, невозможной в этом  страшном мире, Блок хочет увидеть в ней светлое,радостное. Во сне или в пьяном бреду ему является нежный образ, лёгкий,  какптица, и прекрасный, как звезда:
Изглубины невиданного сна
Всплеснулась,ослепила, засияла
Передомной – чудесная жена!
Ввечернем звоне хрупкого бокала,
Втумане хмельном встретившись на миг
Сединственной, кто ласки презирала,
Яликованье первое постиг!
Яутопил в её зеницах взоры!
Яиспустил впервые страстный крик!
Дажесвою прекрасную, полувоздушную Незнакомку встречает поэт каждый раз в кабаке.Поэтому он утверждает, как  это ни жутко, что “истина в вине”. Горько это подтверждениеокриков “пьяных чудовищ”, но в том страшном мире всё лучшее  и светлое приходитименно в минуты оглушения вином.
Всё,что связано с Незнакомкой, олицетворяющей любовь и красоту, живёт особойтаинственной жизнью: “вздохнули  духи, задремали ресницы, зашептались тревожношелка”. Сама она “берег очарованный и очарованная даль”, “звезда,  мечтание”.
Иэто воспоминание о неземном, о прекрасном и возвышенном ещё более удручает. Ещёрезче вырисовывается  низменность отношений между людьми, пронзительнее звучатобвиняющие вопросы Блока: “Разве это мы звали любовью? Разве  так суждено межлюдьми?” Люди разучились любить, они не умеют выражать искренне и красиво своичувства, они слишком  далеки друг от друга, у них нет взаимного понимания. Неищут люди своего счастья, а когда оно ускользает, так и не дойдя  до человека,бессильно плачут и оглушают себя вином:
Япригвождён к трактирной стойке:
Япьян давно. Мне всё-равно.
Вонсчастие моё – на тройке
Всеребристый дым унесено…
Поройгерои стихотворения Блока хотят сильных чувств, бросаются на их поиски, но всёнапрасно. В этой жизни,  этом страшном мире все чувства продажны, всё – игра. Ичеловеку, начавшему игру против правил, остаётся только  подчиниться им илиудалиться. Человек оказывается бессилен, любовь давит его:
Любовью,грязью иль колёсами
Онараздавлена – всё больно.
Иво всём виновен окружающий страшный мир, сковавший всех. Единицы восстаютпротив него и погибают. Страшный  мир проник в самое сильное и чистое чувствочеловека – любовь. Поэтому любовная лирика Блока столь пессимистична, в ней звучит обвинение этому миру:
Страшныймир! Он для сердца тесен!
Внём – твоих поцелуев бред,
Тёмныйшорох цыганских песен,
Торопливыйполёт комет!
Блокне мог отдаться этим чувствам. Любовь к женщине в страшном мире грязна. Поэтомувсе силы своей души, всё  умение глубоко, до самозабвения, до слёз любить Блокобращает к России. Тема любви в лирике Блока, на мой взгляд,  трансформируетсяв тему родины. Любовь к России просветлённая, она полна надежд и веры всчастье. В ней, в этой любви,  находит лирический герой выход из страшногомира. Блок любит повторять, что всё его творчество о России. Не случайно поэтому так гармонично сливаются эти две темы, тема любви и тема родины, в еголирике. Россия – главная любовь поэта,  именно она “как слёзы первые любви”, еёмечтает видеть поэт счастливой. Поэтому даже в самые тяжёлые годы своей жизни, хотя страшный мир и отягощал это святое чувство, Блок сохранил любовь к России,с которой “и невозможное возможно”,  которая не пропадёт и не сгинет никогда.
Список литературы
Дляподготовки данной работы были использованы материалы с сайта www.coolsoch.ru/


Не сдавайте скачаную работу преподавателю!
Данный реферат Вы можете использовать для подготовки курсовых проектов.

Поделись с друзьями, за репост + 100 мильонов к студенческой карме :

Пишем реферат самостоятельно:
! Как писать рефераты
Практические рекомендации по написанию студенческих рефератов.
! План реферата Краткий список разделов, отражающий структура и порядок работы над будующим рефератом.
! Введение реферата Вводная часть работы, в которой отражается цель и обозначается список задач.
! Заключение реферата В заключении подводятся итоги, описывается была ли достигнута поставленная цель, каковы результаты.
! Оформление рефератов Методические рекомендации по грамотному оформлению работы по ГОСТ.

Читайте также:
Виды рефератов Какими бывают рефераты по своему назначению и структуре.

Сейчас смотрят :

Реферат Становище лісів України Вплив людини на ліси 2
Реферат Віршування, або версифікація
Реферат Цифровые образовательные ресурсы, как составляющая часть электронного образовательного пространства учителя
Реферат Автономной Республики Крым на 2011 год, утвержденной Верховным Советом Автономной Республики Крым от 28 декабря 2010 года №169-6/10. программа
Реферат Kubla Khan Essay Research Paper A wise
Реферат Диагностика системы электрооборудования и регулировка углов установки управляемых колёс автомобиля ГАЗ-3110 Волга
Реферат Genevieve Taggard
Реферат Прибуток підприємства. Суть, форми, та шляхи збільшення
Реферат Головні цілі інвестиційного менеджменту. Оцінка надійності банка–емітента за допомогою системи "САМЕL"
Реферат Система смазки двигателя 2 Полнопоточный фильтр
Реферат Загальні начала призначення покарання Призначення покарання за сукупністю злочинів
Реферат Наследственные заболевания нервной системы с поражением нервно- мышечного аппарата
Реферат Конкуренция, ее виды, место и роль в современном хозяйственном
Реферат Гражданско правовая охрана имущественных прав и интересов несоверш
Реферат Изучение свободных колебаний и измерение ускорения свободного падения