Реферат по предмету "Литература и русский язык"


"Тихий дон"

План
1.    Певец родной страны.
2.    История семьи Мелеховых как отражение социальныхкатаклизмов эпохи.
3.    Трагедия Григория Мелехова.
4.    Полнокровная, горько-сладкая  жизнь.
5.    М. Шолохов — великий гуманист своего времени.
Каждый человек с любовью и волнением берет в рукилюбую шолоховскую книгу, готовясь всмотреться, вслушаться в завораживающее, какбы колдовством, слово, — кто впервые, кто заново погрузиться в огромныйудивительный мир созданных писателем образов.
Шолохов… Скольковдохновенных страниц мгновенно оживает в памяти, когда мы произносим это имя!Страниц, на которых запечатлены переломные годы в жизни нашего народа. Страниц,повествующих о судьбах человеческих – о Григории и Аксинье, об историческихпутях и перепутьях казачества, о путиловском слесарьке и балтийском морячкеСемене Давыдове, о коммунисте из хутора Гремящий Лог Макаре Нагульнове, о мукахи гордости, о людях, которые в годы Великой Отечественной войны сражались заРодину…Страниц, с которых смотрят нам в душу картины природы, веют запахидонской земли, ее трав, омытого дождем луга, пригретой солнцем пашни… Певцомродной земли можно с полным правом назвать автора “Донских рассказов”, “ТихогоДона”, “Поднятой целины”, “Судьбы человека”, романа “Они сражались за родину”.
Шолохову принадлежатвдохновенные слова, которые так часто вспоминаются, когда мы думаем о природеэтого великого и светлого таланта:
“Я хотел бы, чтобы мои книгипомогали людям, стать, лучше, стать, чище, душой, пробуждали любовь к человеку,стремление активно бороться за идеалы гуманизма и прогресса человечества. Еслимне это удалось в какой-то мере, я счастлив”.
Публикации последнего временизаставляют задуматься о геноциде казачества в послереволюционный период.
Что же произошло, почему “Дононемел от ужаса?” Чья рука действовала? Кому нужно было, чтобы саратовские,пензенские, балашовские, курские рабочие и крестьяне, одетые в красноармейскиешинели, были брошены на истребление тружеников Дона?…Ответ на этот вопроснепрост, но если следовать жизненной правде, то он таков: ревкомы, особыеотделы, чрезвычайные комиссии были наделены правом,  расстреливать, казнить,резать.
Огульную ненависть кказачеству, якобы контрреволюционному с младенчества заслуженную далеко невсеми казаками, коммунисты перенесли буквально на все население. Нет хутора,где не было бы расстрелянных. Дон застыл в зловещем молчании, не веря, что людиспособны быть похожими на зверей. Строители коммунистического рая жестоко и злонадругались над всем, что было освящено веками в казачьей семье: над трудомчеловека и религией, обычаями и верою отцов, правдой и свободой слова,братством и равенством людей.
В приказе-воззвании к своемукорпусу 22 августа 1919 года командир 2-й Конной Филипп Кузьмич Миронов,политик ясного ума, человек отзывчивого сердца сказал, что это трагедия “будеткогда-нибудь освещена беспристрастной историей”. И она действительно черезнесколько лет была воссоздана М.А.Шолоховым в “Тихом Доне” — повествовании,  осудьбах народных в переломное время.
Роман – эпопея “Тихий Дон” –это произведение о судьбах народа и Родины в напряженные переломные эпохирусской истории в период первой  Мировой войны, Октябрьской революции,гражданской войны. Жизнь и судьба донского казачества не отделялись писателемот судьбы всего русского народа в эту эпоху. Эта книга о начале гражданскойвойны и об участии в ней казачества. Донщина – вот центр притяжения всехсобытий. Станицы, хутора по берегам Дона, Хопра, Медведицы. Казачьи курени.Полынные степи с затравевшим гнездоватым следом конского копыта. Курганы вмудром молчании, берегущие старинную казачью славу. Край, по которому такопустошительно прошла междоусобица. Но прежде нужно раскрыть мир жизниказачества со всеми ее противоречиями, конфликтами. Отодвигая повествование ковремени, предшествующему империалистической войне, Шолохов руководствовался,прежде всего, стремлением показать рост революционных настроений в среде егогероев, размах народной борьбы за новую жизнь во всей ее сложности. М. Шолоховпоказал в романе, в какой ожесточенной борьбе рождалась новая жизнь,складывались новые человеческие отношения. В своем повествовании М. Шолоховпоказал, что народ является движущей силой истории. Поэтому основной геройэпопеи М. Шолохова – народ.
Жизнь, быт героев ‘’ТихогоДона’’ воспринимаются писателем как конкретное  выражениежизни и быта различных социальных слоев русского народа на кануне великихреволюционных событий. “ Тихий дон” не этнографическое описаниебыта и нравов “бывшегоказачьего сословия”, а художественноеполотно о духовной жизни русского народа, а коренных психологических переменахреволюционного времени “В мою задачу входит … — писал Шолохов, — показатьразличные социальные слои населения на Дону за время двух войн и революции…”.
Всем содержанием эпопеи М.Шолохов развенчал традиционное представление о казачестве, как об однородноймассе, как о реакционной силе, на которую опиралось самодержавие, подавляявспышки народного движения. Он показал, что казачество никогда не былооднородным – это были труженики – хлеборобы, в труде и поте добывающие себенасущный кусок хлеба. Формула казацкой жизни: “Казакработает на быка, а бык на казака”.Казаки гордились своей военной выправкой,своей службой царю и отечеству. Казаков – мальчиков с детства готовили квоенной жизни: они учились ловко ездить верхом, владеть оружием.Семья готовила будущему войну коня и “справу”: казак,который призывался в армию, должен был иметь отличного коня, полноеобмундирование. Казаки гордились своим отличием от прочих армейцев, в которыхне воспитывались такие качества.
“Тихий Дон” начинается с изображения жизниказачества 10е.годы. Эта была новая историческая ступень в жизни страны. Отгремели событиярусско-японской войны 1904 года и первой русской революции, заканчивался периодреакции. В Росси начинался новый революционный подъем, предшествующий событиямОктябрьской революции. Жизнь хутора Татарского идет в напряженном труде. Напервый план повествования выдвигается семья Мелеховых. Этот типичнаясередняцкая семья с патриархальными устоями. Не совсем обычна история этойсемьи. Кратко рассказано об отце Пантелея Прокофьевича который привез с войнытурчанку и женился на ней. Хутор не признал иноземку. Ее обвинили в “ведьмачестве”, итолпа растерзала турчанку. Но сын ее остался. И пошла на хуторе расти породасмуглых, чернявых казаков с коршунячьими носами, которых по уличному звали “турками”.
Мелеховы, Остаховы, Кошевые –все это труженики – хлеборобы. А Коршуновы – уже зажиточное, “справное” семейство. Мирон Григорьевич имел много лошадей, коров, сотню овец,больше земли, чем другие, имел работников.
Особенное место в жизни хуторазанимал Мохов Сергей Платонович, торговец, имевший капитал в банке и державшийбедняков хутора в постоянной зависимости.
Самостоятельность, смелость,решительность, безграничное трудолюбие и практичность, глубину и нежностьбольшого чувства, даже пренебрежение традициями, переполнявшими жизнь,раскрывает Шолохов в истории о происхождении рода Мелеховых. Казак может неподчиниться своей семье, но он не может защищать свои права, свою семью от “общества”.Убийство турчанки – это не только обдуманный и злой произвол казаков, но ипроявление дикого невежества. Уже здесь сказалась казачья спесь, ненависть ковсему не казачьему. Намеченные в этой истории черты, характеризующиеказачество, будут писателем раскрываться и углубляться, объясняя поступки массыи ее представителей.
Казачество раскрывается вэпопее многогранно – в быту в семье, в труде, во взаимоотношениях личности иобщества и, наконец, в участии в исторических событиях.
Казаки любят трудиться, любятприроду. В романе даны сцены труда в разные времена года: рыбная ловля на Дону,весенние полевые работы, покос, который воспринимается как праздник, уборкахлебов осенью и заготовка дров зимой. Особенно много трудятся женщины –казачки. Они верные помощницы мужей в самом тяжелом крестьянском труде: нянчатдетей, ведут домашнее хозяйство, шьют одежду и вяжут носки, платки. ГероиниШолохова все время в труде.
Изображая быт казачества, егожизненный уклад  Шолохов умеет через отдельные сцены осветить наиболеетипичное, наиболее характерное для казачества. Рисуя свадьбу Григория Мелеховаи Натальи,  писатель отражает в нем не только жизнь двух семей, но всегохутора. Красота, торжественность обряда сочетается здесь с дикостью иневежеством нравов. Глубоко индивидуальные судьбы каждого из мелеховской семьи,мир “внутренней жизни” каждого какличности, отношения с хутором и природой в совершенно конкретных, диктуемыхвременем обстоятельствах – в основе всего этого сложнейшие процессы долгихразмышлений писателя, включавшие в себя и “домысел” художника,опиравшийся на личные наблюдения и шедший нехоженой дорогой непременногообобщения этих наблюдений  в связи с той средой и тем временем, которыенаходились в поле его зрения.
Возникновениекапиталистических предприятий на Дону – это одна из страниц истории донскогоказачества, части русского народа. С появлением купеческих предприятий хуторахи станицах появляются рабочие, которые смело высказывают свое возмущениесуществующими порядками.
Рассказывая овзаимоотношениях купцов и рабочих, М.Шолохов выступает против тех, кто присвоилплоды труда народа. С введением в роман рабочей прослойки автор большоевнимание обращает на характеристику политических взглядов, формировавшихся вказачестве. Первая мировая война изображается М.Шолоховым как страшное народноебедствие. Высокий дряхлый старик, участник турецкой войны, предупреждаетказаков о том, что война будет особая, не похожая на турецкую: “Теперь ить вонкакая оружия пошла ”. – “Один черт! Как в турецкую народ переводили, так и вэту придется…” — резко отвечает на слова деда казак Томишин. Выражая народноеотношение к войне, старый солдат призыввает молодых казаков: “Помните одно:хочешь живым быть, из смертного боя целым выйти — надо человечью правдублюсти…чужого на войне не бери, — раз. Женщин упаси бог трогать, ишо молитвутакую надо знать”. Писатель показывает невежество и суеверие казаков, которыеверили различным талисманам, и усердно переписывали молитвы, текст которыхдается в романе. Но в этих заветах старины есть и гуманные слова об отношении кженщинам и о том, чтобы армия не занималась грабежами и насилиями.
М. Шолохов с большиммастерством передает ужасы войны и умение простых людей оценить происходящее.Правительство, стараясь воодушевить солдат на борьбу, не скупилось на ордена имедали. Война калечит людей физически и нравственно, рождает звериныеинстинкты. Писатель рисует страшные картины массовой гибели на поле боя. М.Шолохов расскажет, как спешно, без проверки данных обвинения расстреливали вбурунах Вешенской, как выжигали, громили по железному приказу председателяРеввоенсовета республики Льва Троцкого курени и целые селенья. Приговоры безсуда и следствия, без вызова свидетелей, грозные распоряжения о реквизициях,контрибуция без разбора, уплотнение станиц для переселенцев, приказы ораспылении казачества, всяких новых административных делениях – вот чтообрушилось на голову не только контрреволюционеров, но и дружелюбно настроенныхк нам казаков, переходивших от Краснова или сохранявших нейтралитет. Началосьгрубое вмешательство в бытовые традиции.
Шолохов, по собственномупризнанию, сознательно смягчил описание зверств, но его позиция очевидна: нетникакого оправдания тем кровавым акциям, которые совершались от имени рабочегокласса и крестьянства. Это было и навсегда останется тягчайшим преступлениемперед народом.
Мировая война усилиласоциальные разногласия между офицерами и солдатами, углубила пропасть междуними и способствовала пробуждению революционного сознания у наиболее передовойи прогрессивной части рабочих и крестьян, одетых в солдатские шинели.
В романе один из честныхсотрудников ревтрибунала при Донском ревкоме напоминает Бунчуку, призванномуработать в чрезвычайной комиссии. “Мы по необходимости физически уничтожаемконтрреволюционеров, но делать из этого цирк нельзя”. Так думает сам Шолохов,протестовавший против любого бессмысленного насилия.
Но случилось так, чтопредставители Советской власти, армии и ЧК устроили действительно “цирк” сразработанной программой “расказачивания”, “борьбы с Доном”.
О садистских выходках“устроителя” коммунизма комиссара Малкина казак-старовер так рассказываетШтокману и Кошевому: “Собирает с хуторов стариков, ведет их в хворост, вынимаеттам у них души, телешит их допрежь и хоронить их не велит родным”.
“По третьей категории его”,“я… вас расказачу, сукиных сынов, так, что вы век будете помнить!” — распоряжается чужими жизнями, как Бог, карающий деятель.
Из всего этого труженики Донасделали вывод: “Потеснили вы казаков, надурили, а то бы вашей власти и износуне было”.
Не на месте оказался иполитработник Осип Штокман. Он ростовчанин, слесарь, может и столярничать,работал на заводе “Аксай” (Ростов-на-Дону), на других предприятиях, вЮго-восточных железнодорожных мастерских. Он, следовательно, кадровыйпролетарий-металлист. Ростов в эту пору давно уже стал одним из крупнейшихцентров революционного движения на юге России, большевицкое влияние там всегдабыло значительным. Штокман вступил в РСДРП в 1907 году, в том же году быларестован “за беспорядки”, сидел в тюрьме, отбыл ссылку. Разумеется, на допросеу следователя он отрицал какую бы то ни было связь с партийной организацией вовремя проживания в Татарском, но связь эта, видимо, все же сохранялась: Штокманвел переписку со своими товарищами. То, что следствие ничего не извлекло длясебя нужного из перехваченного письма, говорит только об одном: переписку велиопытные конспираторы.
В качестве легальногоприкрытия Штокман представлялся (и, видимо имел соответствующие документы) какторговый агент фирмы “Зингер”. Нельзя не признать, что “прикрытие” было выбранокак нельзя удачнее: фирма производила швейные машинки и имела разветвленнуюсеть торговых агентов по всей России. Владельцы ее были богатые капиталисты,выходцы из Германии, они имели многочисленных “друзей” в правящих кругатогдашней России, — вот почему удостоверение упомянутой фирмы давалореволюционеру Штокману вполне респектабельную репутацию.
В Татарском, где совсем нетпришлых и чужих, где население необычайно однородно в культурном и этническомотношениях, приезд Штокмана привлек повышенное внимание. О нем долго судачилихуторские кумушки, а мальчишки “дни напролет неотступно торчали под плетнями, сбеззастенчивым любопытством разглядывая чужого человека”. Он относился к этомусо сдержанным спокойствием, как к естественному и понятному явлению.
Пропагандистскую работу вТатарском Штокман начал с понятной осторожностью, не сразу, но крайнецеленаправленно. Начал он со стихов Некрасова и Никитина (видимо, социальногосодержания), а уже в середине зимы перешли к чтению вслух “Краткой истории донскогоказачества”- анонимного сочинения революционного содержания, где речь шла оделах Разина, Булавина и Пугачева, бранилось самодержавие и казачья полицейскаяслужба недавних лет. Так, собираясь в скучные зимние вечера, вокруг Штокманапостепенно “после долгого отсева и отбора образовалось ядро человек в десятьказаков”. Отбор им был сделан строго классовый: рабочие с мельницы Котляров,Давыдко, Валет, батрак Михаил Кошевой, ремесленник Филька-чеботарь, небогатыйказак Христоня. Пропагандистская деятельность Штокмана описана в романе снеобычайной образностью: “Точил, как червь древесину, нехитрые понятия инавыки, внушал к существующему строю отвращение и ненависть. Вначале натыкалсяна холодную сталь недоверия, но не отходил, а прогрызал…”
Штокман прожил в Татарскомвесь 1913 год и половину следующего. Развязка произошла перед луговым покосом,то есть, видимо, в мае-июне 1914 года. Полицейский пристав со следователемнагрянули в Татарский и арестовали Штокмана. В доме, где он квартировал, былучинен обыск. Нашли “запрещенную ” литературу, в частности какую-то книгуПлеханова. Были задержаны и допрошены Иван Алексеевич, Валет и Михаил Кошевой,и бывший работник у купца Мохова Давыдка. “Штокмана допрашивали последним”. Онвсе отрицал, не дал никаких показаний, но у следователя уже собран был о немдостаточный материал, известно стало и о принадлежности его к РСДРП. На другойдень Штокмана под конвоем увезли куда-то.
…Вновь появился Штокман вТатарском без малого через пять лет. Он приезжает именно в тот день, когда былиарестованы и отправлены в Вешенскую семеро хуторских казаков, за то, чтонадевали погоны и вели “пропаганды, чтобы свергнуть Советскую власть”.
В тот же день к полночиКотляров узнает, что арестованных казаков после краткого допроса в Вешенскойрасстреляли. “Не попадая ногами в валенки, Иван Алексеевич оделся, побежал кШтокману”. Котляров возмущен: “Отойдет народ от нас…на что надо бы сничтожатьлюдей? Что теперь будет?” “Он ждал, что Штокман будет так же, как и он,возмущен случившимся, напуган последствиями”. Но тот спокойно “оделся, закурил,попросил еще раз рассказать причины вызвавшие арест семи, потом холодноватозаговорил…”. Он преподал Ивану Алексеевичу суровый урок пониманиязакономерностей классовой борьбы. Он не избегал жестких слов: “Размагнитился!Душок у тебя…Я за тебя возьмусь! Этакая дубина! Рабочий парень, а слюниинтеллигентские…”. Он решителен в выводах, целеустремленно горяч: “Уличен вдействиях против нас? Готово! Разговор короткий, — к стенке! И тут нечегослюнявиться жалостью: хороший, мол, человек был ”. “Вообще же переживать тутнечего. На фронтах гибнут лучшие сыны рабочего класса. Гибнут тысячами! О них –наша печаль, а не  о тех, кто убивает их или ждет случая, чтобы ударить вспину. Или они нас, или мы их! Третьего не дано. Так-то, свет Алексеевич!”Штокман немедленно и очень энергично начинает помогать хуторскому ревкому вестидела. Он видит, что брожение среди казаков усиливается. Народ доведен доотчаяния. И когда он берется за шашку, то теряет меру сдержанности иосмотрительности. Льется кровь с обеих сторон. Штокман целиком отдается делуновой власти, он живет только борьбой за нее, отдает все силы, все помыслы. Длянего не существует “личной жизни” вне революционного дела. Видимо, начавшеесявосстание не застало Штокмана  врасплох.  Он, как и Иван Алексеевич, покинулТатарский, ушел из района, охваченного мятежом, и прибился к своим — к 5-муЗаомурскому полку Красной Армии. Затем он перебрался в станицу Усть-Хоперскую,где собралось большое число коммунистов и советских работников, бежавших извосставших станиц. Потом вместе со своими товарищами он влился в состав 1-огоМосковского полка. Полк участвует в боях с повстанцами: где в это времянепосредственно находился Штокман в положении рядового бойца. Разумеется, егопартийный опыт и революционный стаж создают ему немалый авторитет средикрасноармейцев и политработников. Около середины апреля 1919 года вУсть-Хоперскую прибыл Сердобский полк, сформированный из саратовских крестьян:личный состав его в сильнейшей степени был подвержен мелкобуржуазным кулацкимвлияниям, командование состояло из скрытых белогвардейцев, готовивших измену,комиссар оказался слаб. Штокман видел грозящую опасность мятежа, пыталсяповлиять на нерешительного комиссара, но тщетно. Затем Штокман открыто выступилпротив антисоветски настроенных сердобцев, произошло острое столкновение, едване кончившееся перестрелкой. В тот же вечер он посылает Кошевого в политотдел14-й советской дивизии с донесением о тревожном положении в Сердобском полку. Срассветом 27 апреля начался открытый мятеж, предатели-командиры накануне успелидоговориться с казаками-повстанцами. Полк собрался на митинг, в самом началеего комиссар, не успев сказать двух слов, был растерзан разъяренной толпоймятежных красноармейцев. Штокман понимал отчаянность положения. Он не колебалсяни секунды. С криком – “Слово! Слово рядовому бойцу!”  — прорвался к столу,служившему трибуной. Он попытался переломить настроение мятежного полкастрастным призывом сохранить верность революции. “Вас предали казачьимгенералам ваши изменники-командиры! Они бывшие офицеры – обманули довериеСоветской власти…”.
Опытнейший политик Штокман,пытается расколоть непрочное единство мятежной толпы, отделить рядовых отсознательных противников, выиграть время. Но уже поздно. В него целятся извинтовки, он видит это, но не отступает: “ — Не смей! Убить всегда успеешь!Слово – бойцу-коммунисту! ”. Следует выстрел: “Штокман, ломая руками грудь,упал на колени, поник обнаженной седоватой головой.… И тот час же, нагнувшись,снова вскочил на ноги”. Опять гул толпы покрыл его голос: “Но коммунизм будетжить!…Товарищи!…Опомнитесь!…”
Это были его последние слова.Второй выстрел оборвал жизнь коммуниста Штокмана, он упал под  ногисгрудившихся вокруг него мятежников и не поднялся. В романе “Тихий Дон”  казакидалеко не сразу разобрались в исторических событиях, совершив немалонепоправимых ошибок.
М. А. Шолохов в романеприводит два обращения Троцкого к войскам – “Восстание в тылу” и “Приказ”. Этидокументы свидетельствуют, что причинами восстания, по его утверждению, стали“контрреволюционные плутни, кулацкие интересы и темнота массы казачества”. Нислова в них о массовых расстрелах, лишь о несправедливостях: “Возможно, чтоказаки терпели какие-либо несправедливости от отдельных проходивших воинскихчастей или от представителей Советской власти”. Потом следует предписание:“Важнейшей задачей по этому является сейчас очищение Дона от мятежа имятежников”. Это мстительное безрассудство раздражало казаков. Вот реакцияГригория Мелехова: “Григорий докончил читать, мрачно усмехнулся. Статьянаполнила его озлоблением и досадой”. а Мишке Кошевому запомнились слова:“…гнезда бесчестных изменников должны быть разорены”. И не прислушивался онбольше к невнятному голосу жалости, рубил пленных, “красного кочета” пуская подкрыши куреней, убил столетнего деда Гришаку, поджег дом Коршуновых.
Одним из центральных эпизодовромана “Тихий Дон ”, изображающих гражданскую войну в Донском крае, быларасправа с экспедицией Подтёлкова и Верхне-Донское восстание.
Фёдор Подтёлков дан впроизведении уже сформировавшимся большевиком, стойким и убеждённым. Он один изорганизаторов Советской власти на Дону. Вместе Кривошлыковым он организуетвоенную экспедицию для борьбы с контрреволюцией. Но слишком не равны были силы.Казачья верхушка, возглавляемая белым офицерством, жестоко расправилась сэкспедицией. М.Шолохов в сцене казни подтёлковцев показал мужество и бесстрашиесолдат революции. Подтёлкова и Кривошлыкова приговорили к казни черезповешение, остальных членов экспедиции – к расстрелу. Они просят, чтобы ихказнили последними. Они помогают мужественно встретить казнь своим товарищам.Подтёлков произносит страстную речь, обращенную к собравшимся, в которойвыражает веру в победу истинно народной Советской власти на Дону.
Верхне-Донской мятежосмысляется М. Шолоховым как одно из центральных событий гражданской войны наДону. Много страниц “Тихого дона” посвящено восстанию на Верхнем Дону, поэтомутретья книга романа не нашла поддержки и понимания: критики и государственныечиновники считали, что во всем виноваты сами казаки, и старались не обращатьвнимания на историческую основу романа, потому что Шолохов разоблачал тех, кто,имея власть, запросто вершил народные судьбы.
Установление Советской властив донских станицах и хуторах вызывало противоречивое отношение к ней разныхслоев казачества. Вполне закономерно, что злостные враги новой жизни, такиекак, Коршуновы и им подобные, призывали казаков к восстанию, воздействуя натемные, отсталые взгляды. Но восстание несло народу страдание и разор. Людивидели бессмысленность борьбы с советской властью. Чувство обреченностиспособствовало моральному разложению среди восставших: процветало пьянство,разврат, мародерство. участники восстания, понимая пагубность своего дела,злобствуют, уничтожают коммунистов. Писатель не жалеет красок и в описаниипроцесса разложения в лагере повстанцев: с приближением весны увеличиваетсяколичество дезертиров. Казаки-труженники разбредаются по своим хуторам истаницам, чтобы обработать землю, провести посев: они соскучились по земле,работе, семьям, женам. Победа большевиков становиться очевидной. Соединениеповстанцев с Добровольческой армией не оправдало надежд белогвардейцев.Писатель показал, что революция пробудила в народе чувство человеческогодостоинства. Казаки уже не могут мириться с барским пренебрежением офицеров кказакам: “…господам генералам надо бы вот о чем подумать: народ другой стал среволюции, как, скажи, заново народился! А они все старым аршином меряют”. Широкопредставлен в эпопее лагерь белых. В нем действуют как конкретные историческиеперсонажи, так и образы глубокого художественного обобщения, созданныетворческой фантазией автора. Мы встречаемся с генералами царской армииКорниловым, Калединым, Красновым, Сидориным, Фицхалауровым. Писатель показываеттщетность их попыток вернуть старые монархические порядки. Всем содержаниемэпопеи писатель развенчивает попытки ревностных сторонников старого повернутьвспять историю.
После разгрома Донской армиии повстанцев основная часть казачества приняла советскую власть, но гражданскаявойна на Дону еще не закончилась. Казачья верхушка не смирилась с победойнарода, с ликвидацией сословных привилегий. Начали организовываться белыебанды, расправлявшиеся с представителями советской власти в хуторах и станицах.Всем содержанием эпопеи художник вскрывает ложность идеи “самостийного” Дона.Донской край – это часть России, а казаки часть русского народа.
Трагична судьба ГригорияМелехова. Если сравнить начало и конец романа, то это позволяет определить, чтобыло и что осталось у героя в жизни. Было: Пантелей Прокофьевич, Ильинична,Дуняшка, Петро, Дарья, их ребенок, Наталья, Мишатка, Полюшка, Аксинья.Осталось: Дуняшка, Мишатка, Михаил Кошевой. Возникают вопросы: “Почему такслучилось? Что лежит между тем, что было и что осталось? Так теперь жить? Ктовиноват?”
Нарушает гармонию жизнивнешняя, по отношению к семье обстановка. “Удивительно, как изменилась жизнь всемье Мелеховых!… Была крепко спаянная семья, а с весны все переменилось.Неожиданно и быстро были нарушены родственные связи… Война была всему этомупричиной”. Никто из Мелеховых не бросает семью, не отрекается от нее. Онадействительно распадается под влиянием внешних событий. Причинами разрушениясемьи Мелеховых было отчуждение, вызванного гранью, разделяющей живых имертвых, мир и войну, отчуждение между людьми, занимающими различное социальноеположение. Шолохов утверждает, что разрушение семьи, разрыв кровных связейприводит к трагическим последствиям, к невосполнимым духовным утратам ипотерям. Нарушается согласие человека с самим собой, гармония бытия. ОбразГригория заключает глубокую силу обобщения. Он не изолированный характер вэпопее. Он находится в самом тесном единстве и связях как со своей семьей, со своимиродителями, так и казаками хутора Татарского и всего Дона, среди которых онвырос и вместе с которыми жил и боролся. Григорий Мелехов неотделим от своеговремени. Он не просто общается с людьми и участвует в событиях, но всегдаразмышляет, оценивает, судит себя и других. Эти особенности помогают прийти квыводу, что Григорий Мелехов изображен в эпопее как сын своего народа и своеговремени.
Семья Мелеховых открываетэпопею и заканчивает ее. Это типичная семья казаков-тружеников. В любви ктруду, в уважении к отцу и матери был воспитан Григорий. Он трудится вместе совсеми, беспрекословно выполняя приказы отца. Мы видим Григория на рыбной ловле,на покосе, за обыденными домашними делами.
Григорий в началеповествования – восемнадцатилетний юноша. Его душа открыта прекраснымчеловеческим чувствам. Он страдает от того, что на покосе порезал косой дикогоутенка, радуется вместе со всеми светлому миру. У Григория не было ровных игладких дорог в жизни. Его первая любовь – к Аксинье Астаховой, замужней женщине.Эту любовь, трудную и грешную, герои Шолохова пронесут через всю жизнь. Онавыдержит все испытания и останется навсегда чистым и светлым чувством.
С первых страницповествования М. Шолохов подчеркивает чувство раздвоенности в Григории.Страстно полюбив Аксинью, он ничего не делает, чтобы отстоять эту любовь,отвергает предложение Аксиньи уехать вдвоем в Шахты. Он не представляет себе,что можно уйти от хозяйства, от земли, из хутора. Поэтому Григорий уступаетнастоянию отца и женится на Наталье. Она трогательно чиста и прекрасна. Даже еесоперница Аксинья говорит о ней: “Наталья – девка красивая…Дюже красивая”.
Жизнь Григория с Натальейплохо сложилась сразу же. Несмотря на то, что Наталья пришлась Мелеховым “кодвору”, Григорий не был счастлив. С тоской признается он в этом Наталье: “-Чужая ты какая-то…Ты — как этот месяц: не холодишь и не греешь. Не люблю ятебя, Наташка…”. Не в силах побороть страсть к Аксинье, Григорий вместе с нейуходит в поместье Листницких в Ягодное.
Призванный на действительнуюслужбу в армию, Григорий отчетливо видит, как несправедливо устроена жизнь: содной стороны нарядные, обеспеченные офицеры, с другой – бесправные,вынужденные безропотно переносить издевательства командиров солдаты. Мироваявойна рождает в душе Григория противоречивые чувства. На фронте он держитсяхрабро и мужественно, но все существо его протестует против бессмысленногоубийства. Григорий спасает жизнь офицера и получает Георгиевский крест. Наградарадует его. Но встреча с Гаранжой разбивает устоявшиеся понятия. На многоеоткрыл Григорию глаза большевик Гаранжа, которому он говорит на прощание: “-Ну, хохол, спасибо, что глаза мне открыл. Теперь я зрячий и … злой!”. М.Шолохов подчеркивает, что Григорий Мелехов не был последователен в своихвзглядах. Под влиянием Гаранжи он становится “зрячим”, а Чубатый и Изваринбудили в нем казацкие сословные взгляды, мечту о свободном Доне без царя ибольшевиков. Трудно Григорию, малограмотному казаку было разобраться и найти впроисходящих событиях правду. Он с горечью признавался: “Блукаю я, как метель встепи”.
В своих шатаниях от однихполитических взглядов к другим Мелехов старается найти ту правду, которая ближек народу. Поэтому при встрече с ним подъесаул Изварин чувствует, что Григорийпринял “красную веру”, и замечает: “Боюсь, что встретимся мы, Григорий,врагами”.
После победы революцииГригорий с красными. Но возвратившись на хутор он ощущает душевный разлад.Опять стал вопрос: “К кому же прислониться?”. “ Поиграли и мы в большевиков, нафронте, а теперь пора за ум браться”, — говорит ему брат Петр –“Мы ничегочужого не хотим, и наше не берите” — вот как должны сказать казаки всем, ктонахрапом лезет к нам…Ты должен уразуметь, что казак он, как был казаком иостанется”. Одним из самых острых и драматических этапов в жизни ГригорияМелехова было его участие в Верхне-Донском восстании. Стихийное участиеГригория в восстании, обусловленное целым рядом причин. Основной причиной былорасхождение Григория с представителями советской власти на хуторе Татарском –Иваном Алексеевичем Котляровым и Михаилом Кошевым. Боясь ареста, Григорийвынужден был скрываться в хуторе Рыбинском. Неоправданную жестокость некоторыхпредставителей Советской власти осуждает не только Григорий Мелехов.Бессмысленные, бессудные расстрелы осуждаются и самим народом. В самом началевосстания Григория одолевают противоречивые мысли. Во время восстания уГригория проявляются качества талантливого полководца. Он становится командиромповстанцев. Он понимает, что восстанием тайно руководят полковники и офицеры.Он снова тянется к красным, но не находит путей примирения с ними. УчастиеГригория в восстании становится механическим. Он понимает, что “надо либо кбелым, либо к красным прислониться. В середке нельзя, — задавят”. В тяжелыхиспытаниях, в ежеминутном столкновении со смертью он вспоминает свой дом,скучает по семье, детям, Наталье и опять, как в годы юности тревожит сердцелюбовь к Аксинье. В горячем бою, порубив матросов, Григорий как никогдапочувствовал бессмысленность убийства своих же братьев: “- Кого жерубил!…Братцы, нет мне прощения! Зарубите, ради бога…Смерти…предайте!…”Писатель показывает сложные личные отношения Григория с Аксиньей, с Натальей.Сколько лиризма в описании чувств, которые возбуждают  в Григории дети, егодети: “Как пахнут волосы у этих детишек! Солнцем, травою, теплой подушкой и ещечем-то бесконечно родным. И сами они – это плоть от плоти его – как крохотныестепные птицы. Какими неумелыми казались большие черные руки отца обнимавшиеих…”
“Нет, нет, Григорийположительно стал не тот! Он никогда ведь не был особенно чувствительным иплакал редко даже в детстве. А тут — эти слезы, глухие и частые удары сердца, итакое ощущение, будто  в горле беззвучно бьется колокольчик…” Чувство нежностии тепла возбуждает в Григории и Наталья: “Она была рядом с ним, его жена и матьМишатки и Полюшки. Для него она принарядилась и вымыла лицо. Могучая волнанежности залила сердце Григория. Он хотел сказать ей что-то теплое, ласковое,но не нашел слов и, молча, притянув ее к себе,  поцеловал белый покатый лоб искорбные глаза”. У Шолохова всегда много символики. Эти ласки и нежность кНаталье были последними. Григорий покидает хутор с тяжелым сердцем, несмотря наласковое, теплое утро. Грустно его провожала Наталья, захлебывались от рыданий дети.Полна страшной символики черная косынка, которую Наталья набросила на плечи. Страурной косынкой – предвестницей гибели – и осталась она в памяти Георгия.Возвратившись из хутора Григорий сразу попадает в водоворот событий. Идуткровопролитные бои, гибнут люди. Народ устал от войны, от кровавой бойни.Обезлюдели станицы и хутора. Много молодых и старых казаков дезертирует сфронта. Соединение повстанцев с Донской армией еще раз показало, какая пропастьлежит между казаками и офицерством. Григорий мало участвовал в боях – егоподкосила смерть Натальи и Пантелея Прокофьевича, тяготили думы об осиротевших,несчастных детишках. Тревожили Григория опасения, что те способы борьбы,которые он наблюдал, не предвещают ничего доброго, война может стать бесконечной.Усталой душе хотелось мира и тишины. Не оказалось у него выбора. Инстинктивноон искал путь к правде. Но где она, правда, если белые и красные убивают? Казньподтёлковцев произвела на Григория не меньшее впечатление, чем расправа спленными черниговцами за три месяца до этого. С поразительной точностью М.Шолохов показывает, как в первые минуты неожиданной встречи с ПодтелковымГригорий испытывает даже нечто похожее на злорадство. Он нервно бросает в лицообреченному Подтелкову жестокие слова: “- Под Глубокой бой помнишь? Помнишь,как офицеров стреляли…По твоему приказу стреляли! А? Теперича тебеотрыгивается! Ну, не тужи! Не одному тебе чужие шкуры рубить! Отходился ты,председатель Донского Совнаркома! Ты, поганка, казаков жидам продал! Понятно?Ишо сказать?” Но потом… Он тоже в упор видел жуткое избиение безоружных. Своихже – казаков, простых хлеборобов, фронтовиков, однополчан, своих! Там, вГлубокой Подтелков велел рубить тоже безоружных и смерть их тоже ужасна, ноони…чужие, они из тех, кто веками презирал и унижал таких, как он, Григорий.Как и тех, что стоят сейчас у края страшной ямы в ожидании залпа…
Григорий нравственнонадломлен. Жизнь героя романа под впечатлением душевной травмы, полученной вдень избиения подтелковцев. Григорий переходит на сторону красных. Он сражаетсяв коннице Буденного. Но он почувствовал, что красные ему, как бывшему беломуофицеру, не доверяли, а поэтому демобилизовали. Возвращение в хутор не приноситГригорию счастья. Он на подозрении, Михаил Кошевой видит в нем врага. Григорийстановится на учет в Вешенской. Теперь он боится расплаты за прошлыезаблуждения и сам себе признается: “Жидковат оказался на расплату, сробел”. Онстарается держаться в стороне от политики, мечтает о спокойной жизни с семьей иАксиньей. Но Григорию снова угрожает арест, и он скрывается из станицы. Еслираньше боязнь ареста привела Григория к участию в Верхне-Донском восстании, тотеперь в банду Фомина. Участие Григория в банде – вынужденный и гибельный шаг.Он об этом прямо говорит Фомину: “У меня выбор, как в сказке про богатырей:налево поедешь – коня потеряешь, направо поедешь — убитым быть…И так – тридороги и ни одной нету путевой…”. “Вступаю в твою банду”.
М. Шолохов сурово обличает бесславные преступные дела банды, много внимания уделяет показу разложенияглаварей банды Фомина и самой банды, которая в конце концов превратилась вшайку грабителей. Григорий уходит из банды и тайком пробирается к Аксинье,предлагает ей уехать из хутора и вместе с ним начать где ни будь вдалеке отродных мест новую жизнь. Но не суждено было и на этот раз осуществиться планамГригория шальная пуля отняла у него самое дорогое и преданное ему существо –Аксинью.
“…Григорий, мертвея от ужаса,понял, что все кончено, что самое страшное, что только могло случиться в егожизни, — уже случилось…Хоронил он свою Аксинью при ярком утреннем свете…Онпрощался с ней, твердо веря в то, что расстаются они не надолго… ”
теперь ему незачем былоторопиться… Все было кончено. В этой сцене прощания Григория с Аксиньей М.Шолохов сумел показать душу своего героя, способного пронести чувство любвичерез все испытания жизни. И после гибели Аксиньи он живет воспоминанием опрошлом. Жила в нем мечта о счастье, поэтому и отказывается от войны, выбросиворужие в прорубь: “Вся жизнь Григория была в прошлом…Он стоял у ворот родногодома, держал на руках сына. Это было все, что осталось у него в жизни, что покаеще роднило с землей и со всем этим огромным сияющим под холодным солнцемммиром”. Важно заметить, что “шатанья” Григория Мелехова писатель связывает сособенностями развертывания гражданской  войны на Дону, с ее ходом ирассматривается его метание меж двух лагерей как типическое социальное явление,а художественное выражение этого явления – как следование исторической правде.
“В каждом дворе, обнесенномплетнями, под крышей каждого куреня коловертью кружилась своя обособленная отостальных, полнокровная, горько-сладкая жизнь”. В другом месте  Шолохов такопределяет эту картину. “Выметаясь из русла разбивается жизнь на множестворукавов”.
“Трудно предопределить, покакому из них устремит свой вероломный и лукавый ход: там, где нынче мельчаетжизнь, как речка на перекате, мельчает настолько, что видно ее ** поганенькуюроссыпь – завтра идет она полноводная, богатая”. В каждой семье, под каждойкрышей свои большие и малые радости и горести, везде что-то происходит.
Шолохов считал, что конфликтс казачеством создан искусственно. “Стравили людей” — сокрушается Мелехов. Этопоказано в эпизоде драки на мельнице. Здесь Шолохов показывает, как в конкретнойжизненной ситуации закипает “пенная злоба” и льется кровь. Ничтожность поводадля столкновения, приведшего к увечьям и даже гибели одного из участниковпобоища. “За что?” — спрашивает случайный свидетель драки. “За очередь” — былответ. Ничтожность повода однако не означает, что за ними не стоят весомыепричины. “Не одно столетие назад заботливая рука посеяла на казачьей землесемена сословной розни, растила и  холила их, и семена гнали богатые всходы: вдраках лилась на землю кровь казаков и пришельцев — русских, украинцев”. Ивоскресает в сознании казаков древнее значение слова “братья”, котороеобъединяло людей во времена смут и раздоров. Появляется оно на карнизе часовнинад могилой бессудно убитого красноармейца Валета:
В годину смуты и разврата
Не осудите, братья брата.
Скорбный лик  божьей матери напоминает людям, чтоони живут для согласия, радости и счастья, а поэтому “смуту и разврат” порапрекратить, остановиться, одуматься, обрести согласие, вспомнить опредназначении жизни, которое утверждает природа.
Трагедия народа не только вбеспощадном и бессмысленном столкновении классов в гражданской войне. Страшнееслепая вера в идеалы, потеря совести и чести.
Большевик Мишка Кошевойспокойно спит, убив старика, и совесть его не терзает “из-за такого барахла,как этот дед”. Он женится на сестре убитого им Петра Мелехова и безмятежноулыбается, когда, брезгливо поджав губы, стороной обходит его Ильинишна, матьжены убитого им человека. Так вера в свою классовую правоту убила в нем всечистое и светлое, сделала душегубом.
Гражданская война разрушиласемьи, так как распались родственные связи. Под сильными ударами историческогоциклона зашатались стены мелеховского куреня. Последствия крушения семьи, какутверждает своим романом Шолохов, трагичны, нарушается гармония бытия.
Может показаться странным,что Шолохов не ищет правых и виноватых, а только констатирует факты. По мнениюавтора, их нет, и не может быть, так как нет оправдания убийству. Всепереходящее, вечна лишь жизнь и право на насильственное прерывание не даетсячеловеку и ничем не оправдывается.
Дом был опустошен. Горелихутора, станицы. Люди умирали во время отступления к Новороссийску от голода итифа.
Каковы же общественныевзгляды самого писателя? Он против насилия, тем более совершаемого в такойформе, которая разрушает все нравственные нормы.
…Фронт мировой войны.Чудовищная агония истребления всего живого. Люди по первобытному рубят,растаптывают, калечат друг друга. Шолохову – вспомним известный эпизод – жалкои австрийца, сраженного Мелеховым, жалко и действующего по долгу присяги,невольного убийцу, которого терзают муки раскаяния.
Шолохов никому не прощаетжестокости. А она была всюду. Ни казаку Федору Подтелкову, устроившему самосуднад пленными офицерами. не прощает он садисту Митьке Коршунову расправы надпленными красноармейцами и старушкой, матерью Михаила Кошевого. Но многимпоступкам и самого Кошевого нет оправдания. Много всякого было во времярасказачивания. Но Шолохов не скрывает и того, каким способом уничтожалиськоммунисты Лихачев, после – Котляров и другие, которых вели на растерзаниечерез озлобленные хутора. Шолохов осуждает гонения, которые обрушились наГригория, но он не менее возмущен и той его местью за себя, за брата, отца ихуторян, когда ловкими неожиданными ударами с левой руки рубит он матросовоколо пулемета. Насилие порождает насилие, злоба растет, количество жертвувеличивается.
В наше время расчистки путиот всяких завалов прошлого, прояснения исторической правды невольнозадерживаешься на тех страницах “Тихого Дона”, где Шолохов отстаивает мысль оширокой гуманизации общества. Уже то, что он повернул внимание общественности клюдям, оказавшимся “на грани в борьбе двух начал”, переходившим в силуобстоятельств из одного лагеря в другой, говорит о масштабности его взгляда,стремлении разобраться в сложных судьбах.
Своим “Тихим Доном” писательобращается и к нашему времени, учит искать нравственные и эстетические ценностине на путях классовой нетерпимости и войны, а на путях мира и гуманизма,братства и милосердия. Много актуального содержит эта книга нашего времени.Надо только прислушаться к голосу Шолохова, понять его идеи и жить по совести.
ЛИТЕРАТУРА
1.         С. Н. Семанов “Тихий Дон” — литература и история – “Современник”, 1977 г
2.         В. Гура.  Как создавался “ТихийДон” — “Советский  писатель”, 1980 г
3.         А. А. Журавлева, А. Н. Ковалева.Михаил Шолохов – “Просвещение”, 1975 г
4.         М. Шолохов. Поднятая целина –“Советская Россия”, 1977 г


Не сдавайте скачаную работу преподавателю!
Данный реферат Вы можете использовать для подготовки курсовых проектов.

Поделись с друзьями, за репост + 100 мильонов к студенческой карме :

Пишем реферат самостоятельно:
! Как писать рефераты
Практические рекомендации по написанию студенческих рефератов.
! План реферата Краткий список разделов, отражающий структура и порядок работы над будующим рефератом.
! Введение реферата Вводная часть работы, в которой отражается цель и обозначается список задач.
! Заключение реферата В заключении подводятся итоги, описывается была ли достигнута поставленная цель, каковы результаты.
! Оформление рефератов Методические рекомендации по грамотному оформлению работы по ГОСТ.

Читайте также:
Виды рефератов Какими бывают рефераты по своему назначению и структуре.

Сейчас смотрят :

Реферат Большая осада Гибралтара
Реферат Пуль, Эмиль
Реферат Зарплата в системе методов стимулирования труда(зарубежный опыт)
Реферат Луддиты
Реферат Пионеры, или У истоков Саскуиханны
Реферат Природа, сущность и значение финансов
Реферат Соединительные ткани 2
Реферат Доминиканская Республика
Реферат Метод рейтинговой оценки финансового состояния предприятия - эмитента.
Реферат Экологическое обоснование разработки севооборотов в хозяйстве
Реферат Великая Отечественная война 1941-1945 гг.
Реферат Однофазный трёхуровневый преобразователь с улучшенным гармоническим спектром входного тока
Реферат Государство кочевников
Реферат Разработка демонстрационных программ для применения в процессе преподавания физики
Реферат Сущность основные черты и значение гражданской процессуальной формы осуществления правосудия