Реферат по предмету "Литература и русский язык"


"Страшный мир" в лирике А.А.Блока

«Страшный мир» в лирикеА.А.Блока
АлександрБлок был романтическим поэтом не только по системе отображения жизни, но и подуху ее восприятия. Он творил в порыве вдохновения, и эта способность осталасьу него на всю жизнь. Через душу А.Блока прошли все потрясения его времени.Лирический герой его произведений заблуждался, радовался, отрицал,приветствовал. Это был путь поэта к людям, путь к воплощению в своем творчествечеловеческих радостей и страданий.
Создавв юношескую пору восхитительные по своей идейной целостности «Стихи оПрекрасной Даме», где все овеяно атмосферой мистической тайны исовершающегося чуда, Блок покорит читателей глубиной, искренностью чувства, окоторой поведал его лирический герой. Мир Прекрасной Дамы будет для поэта тойвысочайшей нормой, к которой, по его мнению, должен стремиться человек. Но всвоем стремлении ощутить полноту жизни лирический герой А.Блока спустится свысот одинокого счастья, красоты. Он окажется в мире реальном, земном, которыйназовет «страшным миром». Лирический герой будет жить в этом мире,подчинив свою судьбу законам его жизни.
Рабочимкабинетом А.Блока станет город — петербургские площади и улицы. Именно тамродятся мотивы его стихотворения «Фабрика», которое прозвучитнеожиданно остро даже для самого поэта. Перед нами мир социальнойнесправедливости, мир социального зла. Оттуда, из «жолтых окон»,«недвижный кто-то, черный кто-то людей считает в тишине», идущих нафабрику. Это хозяева жизни и «измученные спины» угнетенного народа.Так поэт четко разделяет людей на тех, кто работает, и тех, кто присваиваетсебе их труд.
Впервыев своем творчестве Блок так резко, недвусмысленно заявил тему народногострадания. Но перед нами не только угнетенные люди. Эти люди еще и унижены:«И в жолтых окнах засмеются, что этих нищих провели». И от этогострадания лирического героя усугубляются. Тема униженного обездоленногочеловека получает свое дальнейшее развитие в стихотворении «На железной дороге».Железная дорога здесь — это образ-символ. Перед нами железная дорога жизни,лишенная доброты, человечности, духовности. По этой дороге едут люди, мелькаютв окнах вагона их лица — «сонные, с ровным взглядом», безразличные ковсему. А «под насыпью, во рву некошенном», образ униженной женщины,раздавленной колесами этой жизни, образ униженной духовности. Вот эволюция,которую претерпевает женский образ в лирике Блока — от возвышенной ПрекраснойДамы до существа, уничтоженного «страшным миром».
Картиныэтого бездуховного мира проходят перед читателем в стихотворении«Незнакомка»: «пьяные окрики», «испытанныеостряки» в котелках, пыль переулков, «сонные лакеи»,«пьяницы с глазами кроликов» — вот, где приходится жить лирическомугерою. Все это туманит сознание человека и правит его судьбой. И лирическийгерой одинок. Но вот появляется Незнакомка: Дыша духами и туманами, Она садитсяу окна. Вглядываясь в нее, лирический герой хочет понять, кто перед ним, онпытается разгадать его тайну. Для него это означает познать тайну жизни.Незнакомка здесь — некий идеал красоты, радости, а поэтому преклонение передней означает преклонение перед красотой жизни. И лирический герой видит«берег очарованный и очарованную даль», то, чего жаждет его душа. Ностихотворение заканчивается трагично: поэт понимает всю иллюзорность своеймечты познать истину («Я знаю: истина в вине»).
Этатрагедия получает свое дальнейшее развитие в стихотворении «Я пригвожден ктрактирной стойке». Его «душа глухая… пьяным пьяна… пьянымпьяна...». Лирический герой живет с чувством гибели, смертельнойусталости: Я пьян давно. Мне все равно. Вон счастие мое — на тройке Всребристый дым унесено… «Страшный мир» не только вокруг, он и вдуше лирического героя.
Нопоэт найдет в себе силы, чтобы прийти к пониманию своего пути в жизни. Об этомего поэма «Соловьиный сад». Как жить? Куда идти? «Наказанье лиждет или награда?» Вот вопросы, которые пытается решить для себялирический герой поэмы. Образ соловьиного сада — это тот мир красоты, добра, счастья,который сохранил в своей душе А.Блок. Но лирический герой покидает этот мирбезоблачного счастья. Так тема дома переходит в тему бегства из дома. Всоловьиный сад проникают звуки окружающего мира: Заглушить рокотание моряСоловьиная песнь не вольна! Лирический герой бежит из этого мира, потому чтодуша не может не слышать, а совесть не даст возможность обрести счастье вдвоем.И поэт вновь возвращается в жизнь, полную труда, лишений, обездоленности: Явступаю на берег пустынный, Где остался мой дом и осел. Но лирический герой ужене находит своего дома, навсегда утеряно то, чем он жил прежде. Счастья неттам, в соловьином саду, но его нет и здесь. И поэт испытывает мучительнуютрагедию раздвоения: раздвоены разум и душа, ум и сердце. А вместе с этимприходит и осознание невозможности счастья в этом мире.
Ноза этим скрыта глубокая авторская мысль: выбор сделан правильно, так как геройпринес себя в жертву долгу. А по мнению Блока, жертва во имя жизни — этосвященная жертва. И поэт не жалеет того, что он сделал. Наверное, поэтому ифинал жизни самого Александра Блока будет трагичным, так как он, как и еголирический герой, принесет себя в священную жертву во имя новой жизни и новойРоссии.
Список литературы
Дляподготовки данной работы были использованы материалы с сайта ilib.ru/


Не сдавайте скачаную работу преподавателю!
Данный реферат Вы можете использовать для подготовки курсовых проектов.

Поделись с друзьями, за репост + 100 мильонов к студенческой карме :

Пишем реферат самостоятельно:
! Как писать рефераты
Практические рекомендации по написанию студенческих рефератов.
! План реферата Краткий список разделов, отражающий структура и порядок работы над будующим рефератом.
! Введение реферата Вводная часть работы, в которой отражается цель и обозначается список задач.
! Заключение реферата В заключении подводятся итоги, описывается была ли достигнута поставленная цель, каковы результаты.
! Оформление рефератов Методические рекомендации по грамотному оформлению работы по ГОСТ.

Читайте также:
Виды рефератов Какими бывают рефераты по своему назначению и структуре.