Реферат по предмету "Литература и русский язык"


"Серебряный век" русской литературы (В. Брюсов, Н. Гумилев, В. Маяковский)

"Серебряныйвек"русскойлитературы
В. Брюсов, Н. Гумилев, В. Маяковский
КончалсяXIX век, «золотой век» русской литературы, началось XX столетие. Этопереломное время вошло в историю под красивым именем «серебряноговека». Он породил великий взлет русской культуры и стал началом еетрагического падения. Начало «серебряного века» относят обычно к 90-мгодам XIX столетия, когда появились стихи В. Брюсова, И. Анненского, К.Бальмонта и других замечательных поэтов. Расцветом «серебряного века»считают 1915 год — время его наивысшего подъема и конца.Общественно-политическая обстановка этого времени характеризовалась глубокимкризисом существующей власти, бурной, неспокойной атмосферой в стране,требующей решительных перемен. Может быть, поэтому и пересеклись пути искусстваи политики. Так же, как общество напряженно искало пути к новому социальномустрою, писатели и поэты стремились к освоению новых художественных форм,выдвигали смелые экспериментаторские идеи. Реалистическое изображениедействительности перестало удовлетворять художников, и в полемике с классикойXIX века утверждались новые литературные течения: символизм, акмеизм, футуризм.Они предлагали разные способы постижения бытия, но каждое из них отличалосьнеобычайной музыкой стиха, оригинальным выражением чувств и переживанийлирического героя, устремленностью в будущее.
Однимиз первых литературных течений стал символизм, объединивший таких разныхпоэтов, как К. Бальмонт, В. Брюсов, А. Белый и др. Теоретики символизмасчитали, что художник должен создавать новое искусство с помощьюобразов-символов, которые помогут более утонченно и обобщенно выразитьнастроения, чувства и мысли поэта. Причем истина, прозрение могут появиться ухудожника не в результате раздумий, а в момент творческого экстаза, как быниспосланного ему свыше. Поэты-символисты уносились мечтой ввысь, задаваясьглобальными вопросами о том, как спасти человечество, как вернуть веру в Бога,добиться гармонии, слившись с Душой Мира, Вечной женственностью, Красотой иЛюбовью.
Признаннымметром символизма становится В. Брюсов, воплотивший в своих стихах не толькоформальные новаторские достижения этого течения, но и его идеи. Своеобразнымтворческим манифестом Брюсова стало небольшое стихотворение «Юномупоэту», которое воспринималось современниками как программа символизма.
Юношабледный со взором горящим,
Нынедаю я тебе три завета:
Первыйприми: не живи настоящим,
Толькогрядущее — область поэта.
Помнивторой: никому не сочувствуй,
Самже себя полюби беспредельно.
Третийхрани: поклоняйся искусству,
Толькоему, безраздумно, бесцельно.
Конечно,провозглашенная поэтом творческая декларация не исчерпывается содержанием этогостихотворения. Поэзия Брюсова многогранна, многолика и многозвучна, как жизнь,которую она отображает. Он обладал редким даром удивительно точно передатькаждое настроение, каждое движение души. Пожалуй, главный признак его поэзиизаключается в точно найденном сочетании формы и содержания.
Ия хочу, чтоб все мои мечты,
Дошедшиедо слова и до света,
Нашлисебе желанные черты.
Труднаяцель, высказанная Брюсовым в «Сонете к форме», мне думается, быладостигнута. И это подтверждает его удивительная поэзия. В стихотворении«Творчество» Брюсов сумел передать ощущение первого, ещеполубессознательного этапа творчества, когда будущее произведение еще неясновырисовывается «сквозь магический кристалл».
Теньнесозданных созданий
Колыхаетсяво сне,
Словнолопасти латаний
Наэмалевой стене.
Фиолетовыеруки
Наэмалевой стене
Полусонночертят звуки
Взвонко-звучной тишине.
Символистырассматривали жизнь как жизнь Поэта. Сосредоточенность на самом себе характернадля творчества замечательного поэта-символиста К. Бальмонта. Он сам былсмыслом, темой, образом и целью своих стихов. И. Эренбург очень точно заметилэту особенность его поэзии: «Бальмонт ничего в мире не заметил, кромесобственной души». Действительно, внешний мир существовал для него лишьзатем, чтобы он мог выразить свое поэтическое «я».
Яненавижу человечество,
Яот него бегу, спеша.
Моеединое отечество -
Мояпустынная душа.
Поэтне уставал следить за неожиданными поворотами своей души, за своимипеременчивыми впечатлениями. Бальмонт старался запечатлеть в образе, в словахбегущие мгновения, летящее время, возведя мимолетность в философский принцип.
Яне знаю мудрости, годной для других,
Толькомимолетности я слагаю в стих.
Вкаждой мимолетности вижу я миры,
Полныеизменчивой радужной игры.
Смыслэтих строк, наверное, в том, что человек должен жить каждым мгновением, вкотором выявляется вся полнота его бытия. И задача художника — вырвать этот мигу вечности и запечатлеть его в слове. Поэты-символисты сумели в стихах выразитьсвою эпоху с ее неустойчивостью, зыбкостью, переходностью.
Также, как отрицание реализма породило символизм, новое литературное течение —акмеизм — возникло в ходе полемики с символизмом. Он отвергал тягу символизма кневедомому, сосредоточенность на мире собственной души. Акмеизм, по мыслиГумилева, не должен был стремиться к непознаваемому, а обращаться к тому, чтоможно понять, то есть к реальной действительности, пытаясь как можно полнееохватить многообразие мира. При таком взгляде художник-акмеист в отличие отсимволистов становится причастным мировому ритму, хотя и дает оценкиизображаемым явлениям. Вообще, когда стараешься вникнуть в суть программыакмеизма, сталкиваешься с явными противоречиями и непоследовательностью.По-моему, прав Брюсов, который посоветовал Гумилеву, Городецкому и Ахматовой«отказаться от бесплодного притязания образовывать какую-то школуакмеизма», а вместо этого писать хорошие стихи. Действительно, сейчас, вконце XX столетия, имя акмеизма сохранилось только потому, что с ним связанотворчество таких выдающихся поэтов, как Н. Гумилев, А. Ахматова, О.Мандельштам.
Ранниестихи Гумилева поражают романтической мужественностью, энергией ритма,эмоциональной напряженностью. В его знаменитых «Капитанах» весь мирпредстает как арена борьбы, постоянного риска, высшего напряжений сил на гранижизни и смерти.
Пустьбезумствует море и хлещет,
Гребниволн поднялись в небеса -
Ниодин пред грозой не трепещет,
Ниодин не свернет паруса.
Вэтих строчках слышится смелый вызов стихиям и судьбе, им противопоставляетсяготовность к риску, отвага и бесстрашие. Экзотические пейзажи и обычаи Африки,джунгли, пустыни, дикие звери, таинственное озеро Чад — весь этот удивительныймир воплотился в сборнике «Романтические цветы». Нет, это не книжнаяромантика. Создается впечатление, что в стихах незримо присутствует и участвуетсам поэт. Так глубоко его проникновение в мир легенд и преданий Абиссинии,Рима, Египта и других экзотических для европейца стран. Но при всейвиртуозности изображения действительности социальные мотивы крайне редковстречаются у Гумилева и других поэтов-акмеистов. Для акмеизма была характернакрайняя аполитичность, полное равнодушие к злободневным проблемамсовременности.
Наверное,поэтому акмеизму пришлось уступить дорогу новому литературному течению —футуризму, который отличался революционным бунтом, оппозиционной настроенностьюпротив буржуазного общества, его морали, эстетических вкусов, всей системыобщественных отношений. Недаром первый сборник футуристов, считающих себяпоэтами будущего, носил явно вызывающее название «Пощечина общественному вкусу».С футуризмом было связано раннее творчество Маяковского. В его юношеских стихахчувствуется желание начинающего поэта поразить читателя новизной, необычностьюсвоего видения мира. И Маяковскому это действительно удалось. Например, встихотворении «Ночь» он использует неожиданное сравнение, уподобляяосвещенные окна руке игрока с веером карт. Поэтому в представлении читателявозникает образ города-игрока, одержимого соблазнами, надеждами, жаждойнаслаждений. Но рассвет, гасящий фонари, «цари в короне газа»,рассеивает ночной мираж.
Багровыйи белый отброшен и скомкан,
взеленый бросали горстями дукаты,
Ачерным ладоням сбежавшихся окон
раздалигорящие желтые карты.
Да,эти строки ничуть не похожи на стихи поэтов-классиков. В них явственнопроступает творческая декларация футуристов, отрицающих искусство прошлого.Такие поэты, как В. Маяковский, В. Хлебников, В. Каменский, угадывали в союзепоэзии и борьбы особое духовное состояние своего времени и старались найтиновые ритмы и образы для поэтического воплощения бурлящей революционной жизни.
По-разному сложились судьбы замечательныхпоэтов «серебряного века». Кто-то не смог вынести жизни нанеприветливой родине, кто-то, как Гумилев, был расстрелян без вины, кто-то, какАхматова, до последних своих дней остался на родной земле, пережив с ней всебеды и горести, кто-то поставил «точку пули в своем конце», какМаяковский. Но все они создали в начале XX века настоящее чудо —«серебряный век» русской поэзии.
Список литературы
Дляподготовки данной работы были использованы материалы с сайта kostyor.ru/student/


Не сдавайте скачаную работу преподавателю!
Данный реферат Вы можете использовать для подготовки курсовых проектов.

Поделись с друзьями, за репост + 100 мильонов к студенческой карме :

Пишем реферат самостоятельно:
! Как писать рефераты
Практические рекомендации по написанию студенческих рефератов.
! План реферата Краткий список разделов, отражающий структура и порядок работы над будующим рефератом.
! Введение реферата Вводная часть работы, в которой отражается цель и обозначается список задач.
! Заключение реферата В заключении подводятся итоги, описывается была ли достигнута поставленная цель, каковы результаты.
! Оформление рефератов Методические рекомендации по грамотному оформлению работы по ГОСТ.

Читайте также:
Виды рефератов Какими бывают рефераты по своему назначению и структуре.

Сейчас смотрят :

Реферат Звезды - объекты Вселенной
Реферат Computer Crime Essay Research Paper The technological
Реферат Художественно-документальная проза Д Гранина Повесть Зубр
Реферат Пятиэтажный односекционный 15-квартирный жилой дом
Реферат Hазработка системы регулирования, контроля и регистрации потребления энергоносителей печью скоростного
Реферат Кинематический анализ и расчет станка 1П 365
Реферат Основные средства, используемые в деятельности по оказанию оздоровительных услуг
Реферат Теоретические основы алгоритмизации процесса обучения младших школьников
Реферат Речевые приемы доказательства в монологической речи 2
Реферат Маркетинговое управление и государственная региональная политика России
Реферат Реконструкция кондитерского цеха в ЗАО "Челны-хлеб"
Реферат Удосконалення процесів пам'яті на уроках англійської мови
Реферат Общеразвивающие упражнения, их понятие, общая характеристика
Реферат Повышение эффективности использования машинно-тракторного парка в Могилевском ДРСУ. Устройство экскаватора
Реферат Современная интернет-философия