Реферат по предмету "Литература и русский язык"


"Прекрасные человеческие качества с особой силой проявляются именно в момент наибольшей опасности..."

"..."
Огромныйинтерес представляет творчество известного белорусского писателя Василя Быкова.Большое количество повестей, рассказов было посвящено Великой Отечественнойвойне, героизму и мужеству наших людей. Расцвет творчества писателя пришелся нашестидесятые-семидесятые годы. Именно в то время увидели свет такие крупныепроизведения автора, как «Сотников», «Дожить до рассвета»,«Волчья стая» и другие.
СобытияВеликой Отечественной войны с течением времени не теряют своего значения. Неслучайно писатели и поэты, публицисты и драматурги вновь и вновь возвращаются кэтой теме. В разные периоды истории нашего Отечества она раскрываласьпо-разному.
Длялитературных произведений первых военных лет было характерно стремлениеписателей к эпическому охвату и осмыслению действительности.
Вхудожественной литературе послевоенных десятилетий на первый план выступаюттемы пережитого во время войны и переосмысления событий тех лет. Именно к этомупериоду относится и творчество В. Быкова.
Несмотряна то что большинство его повестей посвящены теме войны, они значительноотличаются от произведений других авторов, писавших об этом времени. Писателя впервую очередь интересуют не столько эпизоды войны, сколько психология героев,а также мотивы, определяющие их поступки.
Нравственнаяпроблема в творчестве В. Быкова служит как бы «вторым оборотом»ключа, открывающего дверь в произведение. «Первый же его оборот»позволяет нам войти в мир героев и оказаться свидетелями тех событий, которыепроисходят с ними в эти трагические военные дни.
Другойотличительной чертой произведений В. Быкова является то, что герои писателя,попадая в необычные ситуации, раскрываются с совершенно неожиданной стороны.Вот как сказал один из героев В. Быкова: «Вот что значат условия.Наверное, в одних условиях раскрывается одна часть характера, а в других — другая. Поэтому у каждого времени свои герои». Наиболее ярко этопроявляется в непростых условиях войны. В своей повести «Сотников»писатель показывает, как очень сильный физически и на первый взгляд идейныйпарень на самом деле, попадая в сложную обстановку, оказывается трусом инегодяем, а внешне слабый и мягкий по характеру Сотников — духовно сильным ичестным человеком.
Нов наибольшей степени проблема нравственного выбора отражена в повести В. Быкова«Обелиск», в которой автор рассказывает о непростой, трагическойсудьбе обыкновенного сельского учителя Алеся Ивановича Мороза. В сердцах своиходносельчан он навсегда остается истинным героем, хотя официально таковым и небыл признан. И уже по прошествии многих лет после войны один из молодыхчиновников утверждает, что поступок учителя нельзя назвать подвигом.
Впервыеоб Алесе Ивановиче мы узнаем из рассказа Ткачука, присутствующего на похоронахучителя, Павла Миклашевича, который всю свою жизнь посвятил тому, чтобыпоступок Мороза все же был оценен как подвиг, а его имя внесено в списокгероев, в память которых в селе был поставлен обелиск.
АлесьИванович дарил свою любовь и заботу ученикам, которые за долгие годы общениястали ему родными. Одних он провожал поздним вечером домой, других защищал отгнева родителей, брал на себя вину детей, совершивших неблаговидные поступки,считая, что это его недосмотр как педагога. Но главное, Мороз не пыталсясделать из своих учеников «отличников учебы и послушных зубрил», преждевсего, он старался помочь стать им настоящими людьми. И все дальнейшие событияподтвердили правильность этого выбора.
Вповести есть прекрасные строки о сельских учителях, и нельзя не отметить, скакой достоверностью рассказывает автор об их огромной роли в духовном развитиинарода. «Мороз был одним из них, кто сделал для людей много, подчас насвой страх и риск, невзирая на трудности и неудачи».
Такимбыл Алесь Иванович в мирное время. Когда же началась война, он не покинулродные места, не уехал скоропалительно в Минск вместе с райкомовцами, а добилсяразрешения у немецких властей продолжать работу в школе. Мороз считал, что«не для того он очеловечивал этих ребят, чтобы их потомрасчеловечили». В отличие от тех, кто претерпел превращение из помощника прокурорав полицая, а из хозяйственного колхозника в яростного ненавистника Советскойвласти, Алесь Иванович остался самим собой, остался учителем, помогалпартизанам.
Нопоистине суровые испытания выпадают на долю ребят, беззаветно преданных своемунаставнику. Пытаясь спасти от ареста Мороза, ребята оказываются в плену унемцев. Но даже под пытками фашистов, которым подвергаются ребята, никто из нихне говорит об Алесе Ивановиче.
Добровольнаясдача Мороза немцам может быть расценена разными читателями по-разному. Я жеполагаю, что этот поступок Алеся Ивановича был сообразован не с отвлеченнымиправилами поведения, а с требованиями его личной совести, с его пониманиемсвоего человеческого и учительского дома: он не мог предать своих учеников, немог бросить их одних в предсмертный час. И до последнего момента Морозоставался благородным человеком, не считая себя героем. Он старался подбодрить,успокоить ребят. К счастью, перед казнью одному из мальчиков удалось бежать, онбыл тяжело ранен, но смог выжить, а через много лет продолжил дело своегоучителя.
АлесьИванович Мороз встретил смерть вместе со своими детьми, как Янош Корчак,польский учитель, который пошел в газовую камеру вместе с учениками. Авторнигде не упоминает этого имени, но аналогия возникает сама собой.
В.Быков обращается к вечным, «нетленным» темам. Идея доброты исамопожертвования всегда тревожила умы и сердца самых выдающихся русскихписателей. Мы находим ее в раздумьях Болконского и Безухова, Раскольникова икнязя Мышкина о жизни и смерти, о человеческом долге и гуманизме, в спорахИешуа и Пилата об истинных человеческих ценностях.
Каки многие другие произведения писателя, повесть «Обелиск» производитбольшое впечатление, заставляет о многом задуматься. Я полагаю, что благородныйчеловек, даже если он физически слаб (ведь Мороз был почти калекой), в одиночкуспособен совершить героический поступок, пойти на самопожертвование радиспасения еще более слабых и беззащитных.
Такимобразом, рассказывая в своей повести о жизни и героическом поступке своего героя,В. Быков пытался ответить на главный вопрос: как среди ужасов войны людямудается сберечь в себе истинно человеческое: доброту, любовь, сострадание,готовность принять смерть за своих близких. И в этом плане главная мысль«Обелиска» выходит далеко за рамки описания событий войны исоприкасается с лучшими традициями отечественной литературы — поискомнравственных истин, к которым постоянно обращались в своих произведениях такиеписатели, как Л. Толстой, Ф. Достоевский, М. Булгаков и многие другие.
Обелиски…Обелиски… Много их на моей родной земле.
Дляменя они — символ величия духа павших и нравственной чистоты живущих.
Проходятдесятилетия, но идеи самопожертвования во имя Родины живут. Они живы в техстариках, которые молодыми прошли войну, в «детях войны», которыевырастили новое поколение с идеалами преданности Отечеству.
Список литературы
Дляподготовки данной работы были использованы материалы с сайта www.coolsoch.ru/


Не сдавайте скачаную работу преподавателю!
Данный реферат Вы можете использовать для подготовки курсовых проектов.

Поделись с друзьями, за репост + 100 мильонов к студенческой карме :

Пишем реферат самостоятельно:
! Как писать рефераты
Практические рекомендации по написанию студенческих рефератов.
! План реферата Краткий список разделов, отражающий структура и порядок работы над будующим рефератом.
! Введение реферата Вводная часть работы, в которой отражается цель и обозначается список задач.
! Заключение реферата В заключении подводятся итоги, описывается была ли достигнута поставленная цель, каковы результаты.
! Оформление рефератов Методические рекомендации по грамотному оформлению работы по ГОСТ.

Читайте также:
Виды рефератов Какими бывают рефераты по своему назначению и структуре.