Реферат по предмету "Литература и русский язык"


"Вас развратило Самовластье...". Опыт прочтения одного стихотворения Ф.И.Тютчева

«Вас развратило Самовластье...». Опытпрочтения одного стихотворения Ф.И.Тютчева
Воропаев В. А.    
Декабристы- историческая случайность, обросшая литературой.
В.О. Ключевский
Речьпойдет о стихотворении Ф. И. Тютчева «14-ое Декабря 1825» («Васразвратило Самовластье…»), которое при жизни поэта не печаталось. Впервыеоно было опубликовано в 1881 году в журнале «Русский Архив». Наавтографе, хранящемся в Российском государственном архиве литературы и искусства(Москва), в правом верхнем углу зачеркнута пагинация «9», сделаннаясиним карандашом рукой князя Ивана Сергеевича Гагарина. На обороте листа — автограф стихотворения «Вечер» с такой же пагинацией — «10». Пометы князя Гагарина, известного политического эмигранта,старого знакомого Тютчева, проясняют творческую историю стихотворения«14-ое Декабря 1825». Долгое время его автограф вместе с другимирукописями поэта находился у него, а затем был передан Ивану СергеевичуАксакову. Это следует из их переписки, опубликованной в тютчевском томе«Литературного наследства».
14/26ноября 1874 года князь Гагарин писал Ивану Аксакову из Парижа: «РукописямиТютчева я очень дорожу и, вероятно, никому бы их не уступил. Вам же я отказатьне могу — вы на них имеете больше прав, нежели я, их место в Москве, в вашихруках, скорее нежели в Париже у меня. Кроме того, мне очень приятно исполнитьжелание уважаемого противника, издателя „Дня“ и „Москвы“.Следовательно, все стихотворения Тютчева, писанные его рукой, хранящиеся уменя, вам принадлежат».
Вответном письме от 24 ноября /6 декабря 1874 года Аксаков от всего сердцаблагодарит князя за обещание передать ему рукопись стихотворений Тютчева:«Вижу, что интересы русской литературы вам дороги по-прежнему, что живо ввас русское чувство, что, поставленный личною судьбою вне родной земли, вы неразорвали с нею душевной связи». Здесь же Аксаков говорит и остихотворении «14-ое Декабря 1825»: «Из присланных вами двухстихотворений одно, полагаю, относится к декабристам (»Вас развратилосамовластье…"), стало быть: писано в 1826 году, когда ему было 23 года.Оно сурово в своем приговоре. Ни Пушкин, никто в то время, из страха прослытьнелиберальным, не решился бы высказать такое самостоятельное мнение — исовершенно искреннее, чуждое всяких расчетов, потому что, кроме вас, до сих порв течение почти пятидесяти лет оно никому не сообщалось".
Итак,стихотворение датируется второй половиной 1826 года. Поводом для его написанияпослужило обнародование приговора по делу декабристов. Вот оно.
Васразвратило Самовластье,
Имеч его вас поразил, - 
Ив неподкупном беспристрастье
Сейприговор Закон скрепил.
Народ,чуждаясь вероломства,
Поноситваши имена - 
Иваша память для потомства,
Кактруп в земле, схоронена.
Ожертвы мысли безрассудной,
Выуповали, может быть,
Чтостанет вашей крови скудной,
Чтобвечный полюс растопить!
Едва,дымясь, она сверкнула
Навековой громаде льдов,
Зимажелезная дохнула - 
Ине осталось и следов.
Комментаторыстихотворения единодушны в понимании его смысла. К. В. Пигарев пишет:«Казалось бы, Тютчев всецело на стороне правительства: декабристы дляпоэта — »жертвы мысли безрассудной", дерзнувшие посягнуть наисторически сложившийся строй. Однако в том, что произошло, Тютчев винит неодних декабристов, но и произвол «самовластья». А для самого строя унего не нашлось иных поэтических образов, кроме «вечного полюса»,«вековой громады льдов» и «зимы железной».
Втом же ключе толкует стихотворение и В. В. Кожинов: «С первого взглядаможет показаться, что Тютчев здесь „осуждает“ декабристов. На самомже деле его позиция сложна и многозначна. Уже в первой строке историческая»вина" возложена на «Самовластье», которое в завершающейстрофе предстает в предельно мрачных тонах: «вечный полюс»,«вековая громада льдов», «зима железная». Тютчев говорит озаведомой обреченности декабристов — и в этом он исторически прав: восстаниеузкого круга дворянских революционеров было обречено на поражение. Точно так жеправ он, говоря о полной оторванности декабристов от народа… Но Тютчеврешительно ошибался в одном: он полагал, что «потомство» забудетдекабристов, а в действительности они стали примером для следующих поколенийреволюционеров. В замечательных последних строках поэт запечатлелсамоотверженный, «безрассудный» героизм декабристов, отдавших свою«скудную кровь», которая «дымясь… сверкнула на вековой громадельдов».
Посути точно так же смысл стихотворения трактуется и в новом Полном собраниисочинений и писем Тютчева. В комментарии В. Н. Касаткиной отмечается «двойственностьпозиции автора по отношению к декабристам»: «Самовластье» — развращающая сила, оно «вечный полюс», «вековая громадальдов», но усилия деятелей 14 декабря бесплодны и историческибесперспективны из-за их малочисленности («скудной крови») и этическойнедозволенности («вероломства»), поэт апеллирует к объективности(«неподкупности») закона".
Нетрудно заметить, что в подобных толкованиях стихотворения«самовластье» (или произвол самовластья, что одно и то же)тождественно исторически сложившемуся строю, иными словами — самодержавию. Приэтом остается непонятным, как Тютчев, убежденный монархист, противник всякихреволюций, мог возложить хотя бы и часть вины на самодержавие, сочувствоватьдекабрьскому бунту. Политические взгляды поэта хорошо известны. Каксвидетельствовал тот же Иван Аксаков, самодержавие признавалось Тютчевым«тою национальною формой правления, вне которой Россия покуда не можетизмыслить никакой другой, не сойдя с национальной исторической формы, безокончательного, гибельного разрыва общества с народом».
А.Л. Осповат, посвятивший стихотворению «14-ое Декабря 1825»специальную статью, казалось бы, вносит важное уточнение: «Вас развратилоСамовластье…» отнюдь не равнозначно суждению: «Вас спровоцировало набунт самодержавие». По мнению исследователя, «политическийпротивник» декабристов и Тютчева — «не самодержавие как таковое, но»самовластье", то есть деспотизм".
Однакоподобное уточнение не привносит ничего нового в уяснение смысла стихотворения.«Развращающее» самовластье (произвол самодержавия) — подвигнулодекабристов на бунт. И «меч» этого самовластья поразил бунтовщиков.Остается все та же «двойственность» в отношении Тютчева кдекабристам. И. Непомнящий в недавней работе, посвященной литературнымисточникам стихотворения, приходит к заключению: «Исторический мыслитель,Тютчев, соглашаясь с декабристской критикой самодержавно-крепостническойдействительности, не может согласиться с теми беззаконными средствами измененияполитического строя, которые избрали заговорщики».
Междутем, для современников поэта смысл стихотворения не содержал в себе никакойдвойственности. По словам Ивана Аксакова, «оно сурово в своемприговоре». Память о декабристах — «как труп в земле схоронена».Мы до сих пор не знаем точного места захоронения казненных декабристов.Издатель «Русского Архива» Петр Бартенев заметил: "…в Ярославленарод кидал мерзлою грязью в декабристов, что дало повод Ф. И. Тютчеву кстихам: «Народ, чуждаясь вероломства, поносит ваши имена».
Думается,что главная мысль стихотворения заключена в его первой строке, точнее, в слове«самовластье». В современном академическом словаре русского языкаприводятся два значения этого слова: 1. «единоличная, неограниченнаявласть (правителя, государя), а также система государственного управления, основанноена такой власти; самодержавие». 2. «склонность властвовать,повелевать, подчинять все своей воле, властолюбие, властность».Приблизительно так же понималось данное слово и в эпоху Тютчева. Возьмем,например, словарь языка Пушкина. Там отмечено: «Самовластье — ничем неограниченная власть, деспотизм». В качестве примера такогословоупотребления приводятся знаменитые строки из стихотворения «КЧаадаеву» (1818):
Товарищ,верь: взойдет она,
Звездапленительного счастья,
Россиявспрянет ото сна
Ина обломках самовластья
Напишутнаши имена!
Вданном случае слово «самовластье» близко по значению к понятию«самодержавие». Зато в оде «Вольность» (1817) Пушкинговорит не о самодержавии, а как раз о самовластии (деспотизме), олицетворениемкоторого является Наполеон.
СамовластительныйЗлодей!
Тебя,твой трон я ненавижу,
Твоюпогибель, смерть детей
Сжестокой радостию вижу.
КФранцузской революции Пушкин, как известно, относился отрицательно (см. элегию«Андрей Шенье»), как, впрочем, и к бунту вообще («Не приведи Богвидеть русский бунт, бессмысленный и беспощадный»). По мысли поэта, властьдолжна опираться на Закон.
Владыки!Вам венец и трон
ДаетЗакон — а не природа;
Стоитевыше вы народа,
Новечный выше вас Закон.
Царь,монарх первый должен склониться перед вечным Законом, иметь смирение передПромыслом Божиим. Если же он становится самовластным тираном, то нарушаетзаконность самодержавия своего, благословленного при коронации Богом. Это несетбеду тем, над которыми он поставлен, и ему самому. Он делается жертвойвосстания, заговора.
Иднесь учитесь, о цари:
Нинаказанья, ни награды,
Никров темниц, ни алтари
Неверные для вас ограды.
Склонитесьпервые главой
Подсень надежную Закона,
Истанут вечной стражей трона
Народоввольность и покой.
Пушкиндаже в ранней «вольнолюбивой» лирике (отдав дань своему времени) былочень умеренных взглядов. В оде «Вольность» нет ничегореволюционного, крамольного. Подобные мысли высказывал сам Император АлександрI. Вопрос, однако, заключается в том, как понимать Закон. Эпоха Просвещениявыдвинула идею закона, не связанного с Божьим предначертанием. Таков«Общественный договор» Жан-Жака Руссо. По мысли французскогофилософа-просветителя, люди заключают договор между собой и ему подчиняются. Ивсе будто бы должно быть хорошо. Такое материалистическое понимание законанеприемлемо для русского человека, имеющего православное устроение души. Законтолько тогда тверд и незыблем, когда установлен свыше, не людьми. Тогда неопасно такому закону и монарху подчиниться. Ибо в этом законе он подчиняетсяБожьей воле. С другой стороны, Французская революция показала, насколько уязвимбывает тот общественный договор, который создан людьми, упоенными самовластием,стремящимися подчинить других своей воле.
Такоепонимание «самовластья» находит подтверждение в пушкинскомстихотворении «Анчар» (1828). Анчар — древо яда, источник смерти,проклятие природы.
Природажаждущих степей
Егов день гнева породила,
Изелень мертвую ветвей
Икорни ядом напоила.
Носамого древа нельзя обвинять в том, что оно несет зло. Это попущено Творцомприроды. Никому, кроме человека, анчар не грозит бедой:
Кнему и птица не летит,
Итигр нейдет…
Человек- вот существо, хотя и сотворенное Богом, но наделенное самовластием, то естьсвободой воли. И. И. Срезневский в словаре древнерусского языка указывает:«Самовластие — свободная воля». В православной аскетике под«самовластием» понимается свойственная человеку как разумномусуществу способность сознательного выбора между добром и злом. Если он еще имеетвласть и над другими людьми, то не всегда с честью выдерживает это испытание.
…Человекачеловек
Послалк анчару властным взглядом,
Итот послушно в путь потек
Ик утру возвратился с ядом.
Ацарь тем ядом напитал
Своипослушливые стрелы
Ис ними гибель разослал
Ксоседям в чуждые пределы.
Вчерновике мысль Пушкина выражена еще отчетливее: «Послал к анчарусамовластно». Источник зла — самовластная воля человека. Словарь языкаПушкина отмечает: «Самовластно — по личному усмотрению, произволу, самовольно».Самовластно у Пушкина может поступать не только царь, но и разбойник. Словарьдает пример такого словоупотребления из «Капитанской дочки»:«Шайки разбойников злодействовали повсюду; начальники отдельных отрядовсамовластно наказывали и миловали…»
Вэтом — пушкинском — контексте следует, как нам кажется, понимать и смыслстихотворения «14-ое Декабря 1825». Прояснить его помогает статьяТютчева «Россия и революция», написанная по-французски и впервыенапечатанная в Париже в 1849 году. Здесь, в частности говорится:«Человеческое я, желающее зависеть лишь от самого себя, не признающее и непринимающее другого закона, кроме собственного волеизъявления, одним словом,человеческое я, заменяющее собой Бога, конечно же, не является чем-то новымсреди людей; новым становится самовластие человечес-кого я, возведенное вполитическое и общественное право и стремящееся с его помощью овладетьобществом. Это новшество и получило в 1789 году имя Французскойреволюции».
Таже мысль звучит и в стихотворении Тютчева «Наполеон»:
СынРеволюции, ты с матерью ужасной
Отважнов бой вступил — и изнемог в борьбе…
Неодолел ее твой гений самовластный!..
Бойневозможный, труд напрасный!..
Тывсю ее носил в самом себе...
Такимобразом, Тютчев пытается определить духовные причины революции. Ее идеязаключается в «самовластии человечес-кого я, возведенного в политическое иобщественное право». Именно в этом смысле и употребляется слово«самовластье» в стихотворении «14-ое Декабря 1825». ИванАксаков, близко знавший Тютчева и написавший его биографию, отмечал, что«в его писаниях с самых ранних лет выражалась замечательнаясамостоятельность и единство мысли». Развращенные «самовластиемчеловеческого я» («Вас развратило Самовластье…»), декабристы носиликару сами в себе («И меч его вас поразил…»). По Тютчеву, причинабунта и гибели декабристов по отношению к ним не внешняя — самовластье(самодержавие), а внутренняя — стремление утвердить власть собственного«я».
«Самовластье»у Тютчева во многом понимается как «любоначалие» — желаниевластвовать. Здесь снова уместно вспомнить Пушкина:
Владыкодней моих! дух праздности унылой,
Любоначалия,змеи сокрытой сей,
Ипразднословия не дай душе моей
(«Отцыпустынники и жены непорочны…», 1836).
Всловаре языка Пушкина приводится лишь одно значение слова«любоначалие» — «властолюбие, стремление властвовать наддругими». Но страсть любоначалия многообразна. Это не только властолюбие,но также превозношение и гордость. Оно (любоначалие) прямо противоречитевангельской заповеди: «Кто хочет между вами быть большим, да будет вамслугою; и кто хочет между вами быть первым, да будет вам рабом» (Мф. 20,26 — 27). Нарушение Адамом и Евой запрета, наложенного Богом, не было простымнепослушанием. «И вы будете, как боги», — сказал им змий во искушение(Быт. 3, 5). Вот где лежит исток самовластия восставших декабристов.
Чтокасается второй строфы стихотворения, то ее образы — «вечный полюс»,«вековая громада льдов», «зима железная» — связаны ссимволикой русской государственности. Напротив, таяние снега, льдасимволизировали в ту эпоху революцию. По Тютчеву, декабристы покусились накоренные законы русской жизни, на которых покоилась Российская Империя, ипотому их безрассудный бунт был обречен: «И не осталось и следов».
Список литературы
Дляподготовки данной работы были использованы материалы с сайта www.portal-slovo.ru/


Не сдавайте скачаную работу преподавателю!
Данный реферат Вы можете использовать для подготовки курсовых проектов.

Поделись с друзьями, за репост + 100 мильонов к студенческой карме :

Пишем реферат самостоятельно:
! Как писать рефераты
Практические рекомендации по написанию студенческих рефератов.
! План реферата Краткий список разделов, отражающий структура и порядок работы над будующим рефератом.
! Введение реферата Вводная часть работы, в которой отражается цель и обозначается список задач.
! Заключение реферата В заключении подводятся итоги, описывается была ли достигнута поставленная цель, каковы результаты.
! Оформление рефератов Методические рекомендации по грамотному оформлению работы по ГОСТ.

Читайте также:
Виды рефератов Какими бывают рефераты по своему назначению и структуре.