Реферат по предмету "Литература и русский язык"


"Вечные ценности" в творчестве М.Д..Булгакова

«Вечные ценности» в творчествеМ.Д… Булгакова
В«Дьяволиаде» дана модель организационной структуры общества,доведенного до абсурда в результате абсолютной бюрократизации чиновничьегоаппарата. Авторское отношение к «руководящим работникам»непосредственно выражено в подзаголовке произведения: «повесть о том, какблизнецы погубили делопроизводителя». Подзаголовок в сатирическомпроизведении играет вгжную роль как способ выражения авторской позиции. Вданном случае он вносит определенную ясность в раскрытие идейного замыслаписателя. Близнецы Кальсонеры олицетворяют собой слепую, могущественную в своемавтоматическом безумии силу бюро кратической системы. Кальсонер являет собойкрайне распространенный в 20-е годы (и в последующие тоже) тип руководителя,которому совершенно не важно, где служить, лишь бы иметь кресло. Его профессия— руководить. Везде он развивает бурную деятельность, но она, к сожалению незатрагивает сути дела. В силу своей полной неосведомленности о том, чемзанимается организация, которую он возглавляет, герой становится функционером(может сменить мебель, уволить всех сотрудников, но не более).
Издержкибюрократизма доведены до предела. Этому способствует характер повествования,организованного точкой зрения персонажа. Автор не случайно отказывается отпрямого комментария событий. Ему было важно показать абсурдность мира,построенного на формальных отношениях. В воспаленном сознании героя отражаетсядействительность, комически жуткая в своем алогизме. Бюрократическая машинауничтожает человека, герой повести в финале погибает.
В«Роковых яйцах» невежество руководящих чиновников едва не приводит кгибели всю страну. Художник убедительно показал, к какому концу придетобщество, если великие достижения культуры попадут в руки воинствующегоневежества, да еше к тому же снабженного «официальной бумагой». Вэтом контексте реплика главного героя повести профессора Персикова «рок сбумагой» приобретает широкий, обобщающий смысл.
Вопросо судьбе русской культуры — один из важнейших в творчестве писателя. В самомприближенном виде он находит реализацию уже в одном из ранних рассказовБулгакова "№ 13. Эльпит-Рабкоммуна". Однако ущерб, нанесенныйобществу темной Аннушкой Пыляевой, не сопоставим по масштабу с той катастрофой,которая может быть вызвана кипучей деятельностью самоуверенного невежды.Одновременно с критикой организующего начала в повести ставится вопрос о ролитворчества. Идея творчества реализована в образе профессора зоологии Персикова.Гениальный ученый сделал ценнейшее открытие, которым воспользовалсяневежественный организатор, обладавший властью отнять изобретение и внедритьего без экспериментальной апробации. Профессор Персиков безропотно подчинилсявласти, не выказав желания бороться. Автор осуждает его пассивность,перекладывая часть вины и на него за случившуюся катастрофу. В образе Персиковатакже реализована сквозная в творчестве писателя идея об ответственноститалантливой личности перед обществом. Персиков
—гениальный ученый, но он совершенно равнодушен к окружающему миру. Отказавшисьот участия в общественной жизни, он тем самым передоверил судьбу народаневежественным предпринимателям, приведшим мир в состояние, лишенное разумногоначала. И в этом — предостережение сатирика.
Появлениетаких произведений в середине 20-х годов, когда большинство русских писателейпытались перестроить собственное сознание, свидетельствовало о внутреннейнезависимости автора, которая могла быть рождена и ощущением своей творческойсилы, и чувством долга перед своим народом, который в силу историческихобстоятельств темен, невежествен, нуждается в просвещении. Булгаков огромноезначение прида вал таланту, он прекрасно понимал, как много может сделатьталантливая личность на ниве просвещения, противодействуя развитию социальногорационализма. Именно поэтому талантливый человек должен быть активным не тольков самовыражении, но и нести ответственность «за дела свои передмиром». Профессор Персиков погибает в финале повести, будучи растерзанным яростнойтолпой, обрушившей на него свой гнев за страшную катастрофу, и гибель героя нелишена закономерности в контексте авторской концепции личности.
Вповести «Собачье сердце» мы видим иной тип героя, более близкийавторскому идеалу, и благополучный финал. Образ профессора медицины ФилиппаФилипповича Преображенского вызывает симпатии читателя, несмотря на рядкомических черт, без которых не может обойтись, согласно законам жанра, геройсатирического произведения. В его уста автор вложил немало собственныхрассуждений о природе, человеческом феномене, общественном развитии.Талантливый ученый, Преображенский тем не менее не замкнут на себе, он живореагирует на окружающий мир, он не только умный наблюдатель, но и активныйучастник событий. Талант дает ему возможность быть независимым, независимостьвлечет смелость. Профессор не боится называть веши своими именами. Егоаргументация остроумна и безукоризненна, приводимые факты, как правило, имеютобобщающий смысл. Достаточно вспомнить его тираду о калошах и коврах илирассуждения о разрухе. Эти комически-деформированные сентенции заключают в себеглубокий смысл.
Булгаковосуждает все тот же мессианизм, увлеченность абстрактной идеей, которая мешаетпрактической жизни. В повести эта мысль находит остроумную форму выражения:вместо того чтобы заниматься полезным делом, революционеры… поют. Геройсправедливо критикует бездеятельность: "… если я, вместо того чтобыоперировать каждый вечер, начну у себя в квартире петь хором, у меня настанетразруха… Если я, входя в уборную, начну, извините за выражение, мочиться мимоунитаза и то же самое будут делать Зина и Дарья Петровна, в уборной начнетсяразруха. Следовательно, разруха не в клозете, а в головах".
Видянесовершенство человека, профессор Преображенский мечтает улучшить его породу.Однако Булгаков, верный своей мысли о недопустимости насилия над природой,строит сюжет повести таким образом, что профессор в конце концов осознаетутопичность своей идеи. Эксперимент по созданию человека искусственным путем, поставленныйгениальным ученым, обещает иметь тяжелые последствия для общества. Профессорпервым видит эту опасность и находит в себе силы исправить ошибку. «Вот,доктор, — обращается он к своему коллеге, — что получается, когда исследовательвместо того, чтобы идти параллельно и ощупью с природой, форсирует вопрос иприподымает завесу...» Сюжет повести поучительный: экспериментатор успелвовремя одуматься, активно вмешался в события.
Ситуация,описанная в повести, имеет глубокий подтекст, показывающий социальный смыслэксперимента. Окружающая послереволюционная действительность оказалась крайнеплодотворной средой для быстрого развития негативных свойств характера новогочеловека. Здесь писатель в известной мере пародирует популярную в двадцатыегоды концепцию «нового героя». Рожденный в результате экспериментачеловек новой породы быстро приспосабливается к среде, вливается в коллектив и,вместо того чтобы работать, устраивается «служить», начав систребления «врагов». Булгаков пытается исследовать источникбюрократической «заразы», акцентируя внимание на фигуре коммунистаШвондера, обладающего известными «официальными полномочиями». Под егоидейным руководством неразвитое сознание Шарикова обнаруживает склонность кмгновенному усвоению формальных законов. Мысль автора достаточно прозрачна —союз шариковых и швондеров грозит разложением общества, ибо народ в результатеих совместной деятельности может обратиться в общество функционеров, отлученныхот демократической традиции. С образом Швондера связаны и авторскиепророчества, предрекающие расплату за идеологические ошибки, опять-такивложенные в уста главного героя повести: «Ну так вот, Швондер и есть самыйглавный дурак. Он не понимает, что Шариков для него более грозная опасность,чем для меня. Ну сейчас он всячески старается натравить его на меня, несоображая, что если кто-нибудь, в свою очередь, натравит Шарикова на самогоШвондера, то от него останутся только рожки да ножки».
ПредостереженияБулгакова были рождены озабоченностью писателя всевозрастающей абсолютизациейвнешнего действа, формализмом, которые грозили разрушением гуманизма,уничтожением личности. Писатель последовательно проводил мысль о том, чтоименно сильное личностное или творческое начало может оказать сопротивлениезаконам тоталитарного государства. Согласно булгаковской концепции личности,категория таланта включает в себя нравственный аспект. Художник не можетзамкнуться на себе, его творческий дар обязывает к самоотдаче, его призваниесостоит в том, чтобы содействовать прогрессу человечества через нравственноевоспитание личности. В этом Михаил Булгаков, как и Андрей Платонов, ЕвгенийЗамятин, Борис Пильняк, является преемником великой гуманистической традиции,которой всегда была сильна русская литература.
Список литературы
Дляподготовки данной работы были использованы материалы с сайта www.coolsoch.ru/


Не сдавайте скачаную работу преподавателю!
Данный реферат Вы можете использовать для подготовки курсовых проектов.

Поделись с друзьями, за репост + 100 мильонов к студенческой карме :

Пишем реферат самостоятельно:
! Как писать рефераты
Практические рекомендации по написанию студенческих рефератов.
! План реферата Краткий список разделов, отражающий структура и порядок работы над будующим рефератом.
! Введение реферата Вводная часть работы, в которой отражается цель и обозначается список задач.
! Заключение реферата В заключении подводятся итоги, описывается была ли достигнута поставленная цель, каковы результаты.
! Оформление рефератов Методические рекомендации по грамотному оформлению работы по ГОСТ.

Читайте также:
Виды рефератов Какими бывают рефераты по своему назначению и структуре.