Реферат по предмету "Литература : зарубежная"


Функции оксюморона в лирике Анны Ахматовой

Отдел образования администрацииЦентрального района
Муниципальное общеобразовательноеучреждение
средняя общеобразовательная школа №4
Секция литературоведения
Контрольная работа по теме:
Функции оксюморона в лирике АнныАхматовой
Новосибирск 2007

Введение
Серебряный век — этопериод расцвета культуры: музыки, театра, философии, искусства и литературы. Ондлился с 90-х гг. XIX в. вплоть до конца 20-х гг. XX в. В это время появлялисьразнообразные литературные течения: символизм, акмеизм, футуризм, имажинизм идругие. Символисты главным в искусстве провозглашали символ как некий знак,олицетворяющий то или иное явление, качество: утро — молодость, любовь –божественное начало. Футуристы же беспощадно критиковали классическое исовременное реалистическое искусство, смело экспериментируя над русским словом.Сторонники же акмеизма относились к личности как к данности, которая требует неформирования и утверждения, а просто раскрытия. Религиозные поиски и желаниепреобразовать общество, в отличие от символистов и футуристов, были им чужды.Акмеисты ощущали мир прекрасным и таким же хотели изобразить его в своихпроизведениях. Такое разное мироощущение поэтов Серебряного века явилосьпричиной огромной работы над русским словом, что открыло неизвестные до этогопотенциальные возможности языка.
После XIX века, века гармонии, настал XX – век разрушений, сломов. Отношениячеловека с окружающим миром стали сложнее, что породило множество внутреннихпротиворечий.
Оксюморон – этохудожественное средство языка, которое можно назвать своего рода противоречием.Оно сочетает в себе контрастные понятия, которые вместе составляют одно целое,как и сама эпоха Серебряного века. Главной целью нашего исследования будетопределение функции, роли этого литературного приёма в разные периодытворчества Ахматовой.

1. Оксюморон втворчестве Анны Ахматовой
В основе жизни лежитдвойственность: добро и зло, день и ночь, огонь и вода, небо и земля. На светесуществует всего два начала: мужское и женское. В природе не существуетдругого, третьего рода. Наш мир дуалистичен.
О.В. Сливицкая в одной изсвоих работ по творчеству И.А. Бунина пишет, что существует схождение ирасхождение противоположных полюсов: «Эти полюса то относятся друг от другабесконечно далеко, то сближаются». Явления схождения этих полюсов в одной точкеона называет оксюморонами. «Так появляется биполярность в мельчайших клеточкаххудожественного организма».
В творчестве АнныАхматовой довольно часто встречается этот приём. XX век, ярким представителем которого и являлась А.А. Ахматова,характеризуется различными течениями и направлениями в литературе, искусстве,общественной жизни: символизмом, акмеизмом, футуризмом, имажинизмом и многимидругими. В ранней лирике Ахматовой заметны черты акмеизма. Для этогонаправления главными требованиями к языку были точность и ясность. ОсипМандельштам, который также был сторонником акмеистического ученья, в статье«Утро акмеизма» пишет:«Для акмеистов сознательный смысл слова, Логос,такая же прекрасная форма, как музыка для символистов» (с.336). Именно этиграни русского слова прекрасно раскрываются с использованием оксюморона.
Известный литературоведБ.В. Томашевский даёт следующее определение этому средству литературного языка:«Оксюморон – эпитет, противоречащий определяемому: жгучий холод, сладкая горечьи т.д. Чтобы оксюморон был осмыслен, необходимо, чтобы слова, его составляющие,были употреблены в переносном значении». В «Литературном энциклопедическомсловаре» даётся похожее определение оксюморона: «Оксиморон (оксюморон) – сжатаяи оттого парадоксально звучащая антитеза, обычно в виде антонимических существительногос прилагательным или глагола с наречием». И в том и в другом случае подоксюмороном подразумевают сочетание семантически контрастных слов, которыесвоим соединением создают новое смысловое единство. Только вместе эти словаоткрывают совершенно иной смысл. Явление оксюморона похоже на рождение ребёнка.Мужчина и женщина, два противоположных начала, соединяются друг с другом и насвет появляется что-то иное, новое, более прекрасное, необыкновенное – ребёнок.Так и оксюморон получается при сложении двух противоположных по лексическомузначению слов, раскрывая невидимые ранее грани каждого из них, рождаяпрекрасный образ. Это художественное средство углубляет смысл, открываеткакие-то новые, ранее невидимые истины. Этот процесс мы можем условно обозначитьформулой: А+В=С.
В нашей работе мы условноразделим оксюморон на явный и неявный. Например, «горькая слава» (Анна Ахматова«Сколько просьб у любимой всегда», 1913 год), «Смотри, ей веселогрустить//Такой нарядно-обнаженной» (Ахматова), — это явные оксюмороны, а«равнодушно жёлтый огонь» (Анна Ахматова «Песня последней встречи», 1911 год),«Мне муж – палач, а дом его – тюрьма» (Анна Ахматова «Тебе покорной?», 1921год) – неочевидные, неявные. В явном оксюмороне пересекаются лексическиезначения слов, лежащие на поверхности, в неявном – переносные или «подводные»значения, о существовании которых можно догадаться, исходя из общего смыслатекста.
Своимучителем Анна Ахматова считала Иннокентия Анненского (1856-1909), поэта ипреподавателя из Царскосельской гимназии. Она говорила, что важную роль в еёстановлении как поэта сыграло первое знакомство с его стихотворениями. «Затемслучилось следующее: я прочла (в Брюлловском зале Русского музея) корректуру“Кипарисового ларца” (когда приезжала в Петербург в начале 1910 г.) и что-топоняла в поэзии… Я сразу перестала видеть и слышать, я не могла оторваться, яповторяла эти стихи днём и ночью… Они открыли мне новую гармонию». Ахматоваблагодаря Анненскому научилась передавать простыми, порой будничными словами, оченьтонкие оттенки внутренних переживаний современного поэта.
Для лирики ИннокентияАнненского характерно использование оксюморона. Например, в стихотворении «Nox vitae» («Ночь жизни») присутствует явный оксюморон «И вы,на мрачной белизне», в «Зимнем поезде» наше воображение поражает строчка«Снегов немую черноту», а в стихотворении «Зимние лилии»оксюморон «Рад я сладостной отраве». Так что можно предположить,что есть некая традиция между оксюмороном Анненского и Ахматовой, что онапереняла, научилась каким-то неведомым для простых людей образом у поэта-учителяИннокентия Анненского.
В ранних стихотворенияхдовольно часто встречается оксюморон наряду со сравнениями, в то время какметафоры, характерные творчеству символистов, почти отсутствуют. Б.М. Эйхенбаумв своей работе «Анна Ахматова. Опыт анализа» писал: «… символисты выделяютименно метафору… этот принцип экстенсивности, пользующийся ассоциативнойсилой слова, отвергнут Ахматовой… Неувязка между частями строф, резкостьсинтаксических скачков, противоречивость смысловых сочетаний – всё этоуживается рядом с торжественной декламацией и создаёт особый стиль, основой длякоторого является причудливость, «оксюморонность», неожиданностьсочетаний». В её творчестве оксюморон показан в разных своих ипостасях: отпростого и сразу понятного содержания до философского подтекста. Таким образом,оксюморон «эволюционирует» в стихах поэта, перерастая в нечтобольшее, в поражающие воображения символы в «Поэме без героя», которую В.М.Жирмунский характеризовал как «сбывшуюся мечту символистов».
Рассмотрим значениеоксюморона на примерах анализа стихотворений Ахматовой и попытаемся выявить егофункции.

1.1 Оксюморон в раннейлирике
ахматоваоксюморон лирика анненский
К ранней лирике Ахматовойотносят сборники стихотворений, вышедшие в начале её творческого пути: «Вечер»(1912), «Четки» (1914), «Белая стая» (1917). Главной темой является любовь лирическойгероини во всех её проявлениях: от сумасшедшей страсти до боли и безутешнойскорби. Многие исследователи творчества Анны Ахматовой отмечают особуюискренность, камерность и интимность её ранних стихотворений.
«Сколько просьб у любимойвсегда» — это одно из стихотворений о любви лирической героини Анны Ахматовой.Эта любовь, как и сама героиня, полна противоречий. И чтобы передать ихнаиболее точно, ясно и чувственно, в конце стихотворения поэт используетоксюморон «горькая слава».
Первые две строки, и ужеявный контраст чувств. Это скрытое противоречие, скрытая борьба. «Сколькопросьб у любимой всегда!» — здесь звучит неподдельная радость, восторг. Ведьтам, где есть любовь, там счастье. Сами слова: «просьба, любимая, а значит илюбовь, всегда» — говорят о вечном счастье, доверии, о нежных, близких и оченьтрепетных чувствах. Но вторая строка «У разлюбленной просьб не бывает» — словнокрик души, потерявшей что-то близкое и родное. Нет рядом человека, которомуможно доверить всё, рассказать о самом тайном. Героине просто больше не к комуобратиться, и тех самых просьб, этого доверия у неё просто не может быть, «не бывает».
Из этих двух строк ужестановится понятно, что в стихотворении речь пойдёт о женщине, которуюразлюбили. Но каковы её чувства? Она злится, ненавидит возлюбленного или непонимает произошедшего? Ничего подобного в её душе не происходит. Её чувства другие,противоречивые, как и она сама.
Она рада, что любовьпроходит, как «…вода//Под бесцветным ледком замирает». Образ замирающей воды,которая совсем недавно лилась рекой, бурлила, волновалась, плескалась — этообраз уходящей любви. Ей тяжело: «Христос помоги!», но даже в мыслях нетвозможности вернуться. Это чувство было прекрасным, светлым и ломким, а теперьэто лёд, это слишком сладостная страсть стала льдом. А всё потому, что в этойлюбви лирическая героиня была несвободна, любовь плотно сдавила её, мешаядышать, творить, а значит и жить. Хотя женщина уже и сделала свой выбор, но еёсердце всё ещё желает этой любви, оно не спокойно. Теперь она свободна, у неёесть слава. Желание, что «…когда-нибудь имя мое//Прочитают в учебнике дети»,исполнено. Любимый подарил ей свободу, а вместе с ней и славу. «Как я рада!» — восклицает в ответ возлюбленная. Но слава её горькая, ведь жертва, на которуюгероине пришлось пойти, любовь.
Права ли была женщина?Рассудят потомки. И это история одной любви, написанная Анной Ахматовой, будеттрогать ещё не одно сердце, возможно, именно благодаря этой противоречивостичувств героини, показанной с использованием оксюморона.
В стихотворении «Не будемпить из одного стакана» Анны Ахматовой тоже присутствует оксюморон. В строках «Тыдышишь солнцем, я дышу луною,//Но живы мы любовию одною» использовано этосредство литературного языка.
Если прочитать толькоодну строчку «Ты дышишь солнцем, я дышу луною», то можно увидеть лишь яркийконтраст. Но если прочитать следующую строчку «Но живы мы любовию одною», и этопротивопоставление перерастает в оксюморон. Два противоположных начала: мужчинаи женщина, луна и солнце соединяются, и рождается прекрасное чувство, любовь. Междуними возникает тот самый костёр, «…которого не смеет//Коснуться ни забвение, нистрах».
В стихотворении «Впромежутке между грозами» также находим оксюморон: «Мрачной яркостью богатые».Эпитет к слову ясность полностью противоречит лексическому значениюопределяемого слова. Мрачный значит «тёмный, погружённый во тьму, наводящийгрусть, безрадостный, беспросветный»*, ясный — это «светлый, ничем неомраченный, спокойный»*. То есть «яркие, сияющие, ничем не затемнённые»* облакав то же время для лирической героини «исполнены печали, тяжелы и угрюмы»*. ТакАхматова говорит про облака, которые появляются лишь на мгновения, словно лучиксвета, от чего и становится ярко, но они мрачны, так как совсем скоро импридётся скрыться. Спокойствие, даримое ими, обманчиво: стоит только всемповерить, что самое страшное уже миновало, как, разрушив эту «тишь чудесную»,неожиданно грянет гроза. Об угрозе, нависающей над человеком, говорит намоксюморон.
Оксюморон изстихотворения «Сжала руки под тёмной вуалью» (1911 год) выражает одновременносостояние двух героев. «Улыбнулся спокойно и жутко» говорит про любимоголирическая героиня, описывая его действие, реакцию на случившееся. Но в то жевремя, мы узнаём это с её слов, а значит, и её душевное состояние того моментапередают эти слова.
В этом стихотворенииоксюморон состоит из слов: «спокойно» и «жутко». Слово «спокойно» описываетсостояние героя: он спокоен, нет никакого волнения, только умиротворение ипокой. Именно со спокойной улыбкой лирический герой произносит последние слова«Не стой на ветру». Женщина не понимает, почему он никак не реагирует напроизошедшее несколько минут назад между ними, в то время как она бежит икричит, задыхаясь: «Уйдёшь, я умру». Она переполнена чувством боли, страдания илюбви, готовая умолять его, чтобы он простил. Героиня понимает, какую боль онапричинила возлюбленному. А он, уходя, лишь улыбнулся, да ещё и спокойно.Недоумение охватывает её. А от этой улыбки ей становится очень страшно. Ведь«жуткий» означает вызывающий чувство ужаса.
В этом оксюморонесоединяются состояния двух людей, две души. И в результате получается образ, откоторого и читателям тоже становится чуть-чуть жутко.
Читая стихотворениеАхматовой «Песня последней встречи», невольно представляешь себе женщину, вдуше которой разворачивается настоящая трагедия. Там в окне спальни – свечи,которые горят «равнодушно жёлтым огнём». Образ медленно горящей свечи,описанный в стихотворении с помощью оксюморона «равнодушный огонь», вызываетдаже в душе читающих противоречивые чувства. Как огонь может быть равнодушнымили неравнодушным? В обычной жизни, посмотрев на горящую свечу, вряд ли укого-нибудь возникнет ассоциация, что она горит безразлично. Но в стихотворенииАхматовой огонь равнодушен. Что же тогда для лирической героини значит эторавнодушие?
Героиня как во сне. Беспомощнохолодеющая грудь, перчатка с левой руки, ступени, шепот осенний — «Я обманут…злой судьбой», «И я тоже. Умру с тобой…» Внутри неё происходит что-то страшное,борются чувства и действительность. Женщина эмоционально на пределе, ведь этопоследняя встреча, конец. Ещё жива любовь, а теперь живёт и боль. Когда такоепроисходит, даже безразличие огня свеч приносит боль. Героиня одна в своёмгоре. Даже огонь не принимает участия, не сочувствует ей, ни говоря уже олюдях. Весь окружающий мир равнодушен, она одна в нём наедине со своимичувствами.
В известном стихотворении«Я научилась просто мудро жить» так же можно найти использование поэтомоксюморона. «Слагаю я весёлые стихи//О жизни тленной, тленной и прекрасной».Чтобы понять значение оксюморона «тленная жизнь» обратим внимание налексическое значение этих слов. Тленный означает «невечный, подверженныйтлению»*. Тлеть же в свою очередь имеет значение «гнить, разлагаться, сгорать»*.Жизнь же, само понятие это чего-то прекрасного, настоящего, живого. То, чтосгорело, прогнило, жить не может. Но лирическая героиня свою жизнь называеттленной и одновременно с этим прекрасной. Да, возможно её жизнь прекрасна, таккак она занимается любимым делом – пишет стихи. Но какие стихи и о чём? Весёлыестихи о тленной жизни. Здесь виден явный контраст, несоответствие: о медленносгорающей, потухающей жизни можно писать грустные, печальные, в конце концов,скорбные, но не весёлые стихи. Поэт пишет, что какая бы жизнь не была, этопроявление вечного – души, бытия, мира. Пока на свете есть хоть одна живая душа– есть надежда на продолжение, а значит, жизнь прекрасна. И стихи будутвесёлыми, дабы помочь не сгореть этому чуду до конца, о чём и говорит намоксюморон.
Правда, нельзя однозначносказать, что Ахматовой здесь был использован этот троп, так как возможна ещёдругая трактовка данных строк. У слова «тлеть» есть переносное значение:«существовать в скрытом виде, где-нибудь в глубине, почти не обнаруживаясь»*.Поэтому можно сказать, что лирическая героиня, говоря о тленной жизни, имела ввиду свою тайную, скрытую от посторонних глаз, жизнь, то есть душу. Духовнаяжизнь – вот что важнее и прекраснее всего в человеке, и именно о ней стоитслагать стихи. Понятно, что при таком взгляде на смысл данных строк никакогопротиворечия в значениях нет. Следовательно, и оксюморона тоже.
Стихотворение «Смятение»,написанное в феврале 1913 года, заканчивается такими строками: «Отошёл ты, истало снова//На душе и пусто и ясно». Мы видим очень точное определениесостояния главной героини: «и пусто и ясно». Можно ли назвать это оксюмороном?С одной стороны да, с другой — нет. Если да, то этот оксюморон является неявным.Напротив, стоит хорошенько присмотреться и только тогда есть возможностьувидеть его глубокий смысл. Значения слов «пусто» и «ясно», которые соединены воксюмороне, не лежат на поверхности. В данном случае слово «пустой» означаетбессодержательный, а слово «ясный» — «ничем не омраченный, светлый, спокойный»*.Соединяясь, эти слова приобретают какой-то третий смысл, который в отдельностикаждое из них иметь не может. Появляется новое состояние души лирическойгероини: радость, душевное спокойствие и пустота. Странно, но именно такиечувства испытывает женщина. Из стихотворения мы понимаем, что человек, которогоона до сих пор ещё любит, ушел. Они расстались, и теперь героиня одна, и отэтого на душе её пусто. Но возникает невольно вопрос, откуда взялась радость?Почему на сердце ещё и ясно? Всё дело в ней самой. Да, она любит его, но эталюбовь отняла у неё возможность творить. Героиня понимает, что любовь сковалаеё: «И я не могу взлететь,//А с детства была крылатой». Поэтому когда онаосвобождается от чувства, у неё снова появляется возможность взлететь. Теперь веё душе покой, хотя и одновременно с этим пустота. Вот то состояние, котороепоэт передаёт через оксюморон.
С другой стороны, этислова могут и не являться сложным оксюмороном, а, например катахрезой.Катахреза — это «термин традиционной стилистики, обозначающий употребление словв переносном смысле, противоречащем их прямому, буквальному значению, причемпротиворечие это выступает или благодаря необычному соединению слов впереносном значении или благодаря одновременному употреблению слова в прямом ипереносном значении»¹. Её очень тяжело отличить от оксюморона или жесложной метафоры. Но кем бы ни являлись слова «и пусто и ясно», они останутсятайной, которую будет разгадывать ещё не одно поколение людей.
Анна Ахматова заканчиваетименно оксюмороном это стихотворение и тем самым подтверждает его название.Ведь оксюморон – это противоречие, парадоксальная антитеза, и его вполневозможно назвать тем самым душевным смятением, которое и испытывает лирическаягероиня.
Стихотворение «Тебепокорной?» 1921 года поражает нас своим двойным оксюмороном. Строка «Мне муж –палач, а дом его – тюрьма», контрастная и противоречивая по своей сути, состоитиз двух неявных оксюморонов. Лирическая героиня называет своего мужа некем-нибудь, а палачом. Палач – это «человек, который приводит в исполнениесмертный приговор, производит пытки»*. Иными словами его можно назвать какнесущий смерть. Но ведь муж – это близкий и родной человек, несущий радость ижизнь. Неужели для лирической героини её любимый и жестокий мучитель — это однолицо? Да, но, называя мужа угнетателем и палачом, она всё-таки приходит к нему,возвращается в его «неволю».
Произнося«мне муж – палач», героиня хочет сказать, что для неё любой человек будетугнетателем её свободы. «Дом его – тюрьма». Для поэта с таким даром любой бытбудет жизнью в неволе. И эту мысль мы можем увидеть ещё в первой строке «Тебепокорной? Ты сошёл с ума!». И продолжением «Покорна я одной Господней воле» — этим сказано всё. Лишь Богу героиня может подчиниться, только он может сделатьеё покорной себе. Этот сложный, неявный на первый взгляд оксюморон подчёркиваетэту главную мысль стихотворения Анны Ахматовой.
На основе анализаприведенных выше стихотворений видно, что в стихотворениях в это времяизображается несчастная любовь, страдания, горе женщины – её внутренний мир.Противоречивость чувств, которые возникают в душе героини, показывает намоксюморон.
 
1.2 Оксюморон впоздней лирике
К поздней лирике Ахматовойотносят циклы стихотворений, например «Cinque» (1945-1946), «Шиповник цветет»(1946-1956), «Полночные стихи» (1963-1965), а также поэмы «Китежанка», «Поэмабез героя», «Пролог или сон во сне» и другие. В этих стихах уже не виднопривычных для молодой Ахматовой описаний чувств героев. Нельзя сказать, что впоздней лирике отсутствует тема любви. Она есть, но уже осмысленна нафилософском уровне. Но стихотворения не просто о любви лирической героини игероя и их чувствах, а о нечто большем: через внутренние переживания автора мыпонимаем о трагедии всего народа. Глобальность охватываемых тем появляется впоздней лирике.
В поэме «Реквием»(1936-1940гг.) вновь мы также можем найти оксюморон. Поэму относят ко второмубольшому периоду творческого пути поэта, и оксюморон предстаёт перед нами ужесовсем другим. Ахматова изменилась, а с ней и сам троп. Он словно повзрослел,стал сложнее, глубже и ярче.Сама Ахматова признавалась: «… в1936-м я снова начинаю писать, но почерк у меня изменился, но голос уже звучитпо-другому. (…) Возврата к первой манере не может быть».
«Ты сын и ужас мой»говорит лирическая героиня в пятом стихотворении поэмы. Эта строка не может неброситься в глаза. Слова, соединенные в этой фразе союзом «и», никаким образомне могут сочетаться в жизни. Сын – это частичка души, родная кровь. Близкий илюбимый человек, каким бы он не был, ужасом для своей матери быть не может. Какправило, любая мать любит своего ребёнка, но героиня поэмы, говоря о родномсыне, испытывает ужас. Не сам ребёнок вызывает в ней такое чувство сильногостраха, оцепенения, крайнего негодования и расстройства, а жизненная ситуация.Весь ужас в том, что мать, безумно любя своего сына, вынуждена подчинитьсяобстоятельствам. Она ничего не может сделать, чтобы облегчить жизнь родногоребёнка. Героиня признаётся: «Семнадцать месяцев кричу,//Зову тебядомой,//Кидалась в ноги палачу». Женщина не видит выхода, внутри её разрываетдикая боль. Знать, что родному сыну очень плохо, он далеко, а смерть его совсемблизко – вот ужас матери. Ведь одно из значений слова «ужас» — этобезвыходность, трагичность. Такое кричащее состояние души нам помогает увидетьоксюморон. Ахматова, используя этот художественный приём, увеличиваетвозможность языка. Глубокие чувства, состояния, которые, казалось бы, неописать словами, Анна Ахматова показывает на столько детально, чётко, ясно,используя это средство, что создаётся полная картина происходящего в душечеловека.
В строках «И упалокаменное слово//На мою ещё живую грудь» — явный контраст, и его мы не можемназвать оксюмороном. Не каждое противопоставление, даже столь яркое, можносчитать оксюмороном. При использовании этого тропа создается нечто совершенноновое, каждое слово играет в нем определённую, очень важную роль. Онораскрывает неизвестные ранее смыслы и значения других, рядом стоящих с нимслов, а в данном случае в результате противопоставления получается очень яркий,контрастный и необычный образ.
«Надо, чтоб душаокаменела, //Надо снова научиться жить». Эти две строки являются оченьинтересным примером оксюморона. Здесь нельзя выделить каких-то два слова, лишьполностью предложение можно считать оксюмороном. Лирической героине «Надо, чтобдуша окаменела» и именно этот процесс окаменения самого главного в человеке,души, она называет «…научиться жить». Но ведь если душа каменеет, то человекстановится бездушным, нечутким, чёрствым, так как его душа исчезает, умирает.Как можно одновременно и окаменеть и продолжать жить? Но это возможно. В этомсочетании присутствуют совершенно полярные по своему лексическому значениюпонятия жизни и смерти. Рождается третье состояние человека, когда надо жить,но чтобы выжить, стоит перестать чувствовать. В то время, когда были написаныэти строки (1939 год), люди переживали то, что духовно живой человек вынести посвоему определению не может. Как можно оставаться человеком в такое жестокое,страшное время? Что чувствует мать, практически потерявшая сына? Что будет сженщиной, осознающей, что рядом с ней больше никогда не будет любимого и самогоблизкого человека? Видеть весь этот ужас, а главное чувствовать и понимать!Невыносимо… Невозможно представить, что происходит в живой человеческой душе,переживающей всё это. Именно невозможность оставаться больше живой заставляетгероиню закрываться от мира, гибнуть духовно, и это состояние лирическойгероини раскрывает оксюморон.
В оксюмороне «Светлыйдень и опустелый дом» Ахматова вновь употребляет слово пусто (опустелый). Как ив стихотворении «Смятение» («и пусто и ясно») слово «опустелый» означаетбессодержательный, ничем не заполненный. «Светлый» имеет очень схожее значениесо словом «ясный» — «ничем не омраченный, приятный, радостный»*. Казалось бы,что раз смысловая нагрузка одинаковая, то и в результате получается то жесамое. Это было бы именно так, если бы не слова «день» и «дом», которые вносятсовершенно новые краски, в использованный ранее образ. «Светлый день» — это непросто радость, а ещё и свет, лучик надежды на что-то, несомненно, хорошее.День несёт с собой ту самую радость и, главное, жизнь. То есть Ахматова,добавив всего лишь одно слово, в несколько раз усиливает значение сказанного, асловосочетание «опустелый дом» само по себе контрастно. Дом ассоциируется с гармонией,семьёй, детьми, счастьем, жизнью, а пустота – с отсутствием движения, жизни, азначит, вполне возможно, что и со смертью. И когда столь противоположныепонятия соединяются, получается печальный образ «опустелого дома». Героине тожехочется, чтобы в окошко любимого дома светил яркий лучик солнца, а дети бегалиповсюду, пытаясь поймать его. Разбросанные игрушки, и забытая любимым книга,лежащая на полу, не могут омрачить женского счастья, даже, наоборот, усилят этоощущение гармонии. Если же ничего этого нет, то только горе и боль могут жить всердце героини. И когда на это несчастье накладывается образ «светлого дня»,становится ещё больней, отчего и появляется грусть, когда читаешь эту поэму.
Стихотворение «Тринадцатьстрочек» было написано Анны Ахматовой в 1963 году. Среди этих тринадцатистрочек, есть одна, которую можно назвать, интересующим нас, оксюмороном: «Ивкруг тебя запела тишина». С.И.Ожегов в Толковом словаре даёт такое определениеслову «тишина»: «отсутствие шума, безмолвие»*, а глагол «запеть» означает«начать петь, издавать звуки»*. Ясно, что тишина петь не может, хотя бы толькопотому, что глагол петь обычно относится к одушевленному предмету, а тишина –неодушевлённый. Образ поющей тишины представляется с трудом. Но из содержаниястихотворения становится понятно, что всё пело внутри самой героини, таксчастлива она была. Долгожданные слова, которые каждая женщина желает услышатьиз уст своего любимого, были сказаны: «И наконец ты слово произнёс». Радостьпереполняла душу лирической героини, и даже тишина, до этого безмолвная,запела, «и мир на миг один преобразился».
В стихотворении «Другаяпесенка» строчку «Горькой мне была услада» можно считать оксюмороном. Услада –«то, что услаждает, доставляет наслаждение»*. Как и в стихотворении «Сколькопросьб у любимой всегда» 1913 года вторую часть оксюморона составляет словогорький: «горестный, тяжёлый»*. Понятно, что радость и горе явные антонимы, нов этом стихотворении одно из них является определением другого. «Горькой мнебыла услада//Счастье вместо долга» — признаётся лирическая героиня. Она говорито своём счастье в прошедшем времени: прошло временя, многое изменилось, женщинасмотрит на всё осмысленно, объективно, не поддаваясь эмоциям. Это когда-то онамогла любить, отдаваясь этому чувству до конца и порой забывая про свой долг,священный долг поэта. Теперь же лирическая героиня осознаёт, что такая любовьне была тем безоблачным счастьем, что она заблуждалась. В оксюмороне Ахматовойпоявляется глубокий смысл, определенный философский подтекст. Усиливает этовпечатление тот факт, что героиня говорит о любви и долге уже в конце своегожизненного пути, подводя итоги. «Мы же, милый, только души//У предела света» — истина, которую лирическая героиня поняла и приняла, но только было поздно.
К поздней лирикеАхматовой так же относят стихотворение «Читатель», написанное в 1959 году. Онорассказывает нам о том, как важен для поэта читатель, любой, «пусть самыйпоследний, случайный». Главное, чтобы он понимал, сопереживал, чтобы незримыйразговор был искренен и вечен. Поэт через стихи делится своими сокровеннымимыслями с окружающим его миром. Пиит должен быть «настежь распахнут», ведьтолько честному поэту читатель может открыть свою душу. И тогда эта «тайна»,«закопанный клад» начнёт диалог с поэтом, то соглашаясь, то споря. Столь важныйдля Ахматовой, как поэта, разговор характеризует явный оксюморон «исповедьльётся немая». Это художественное средство, сочетающее в себе парадоксальныепонятия, показывает не только важность, но и искренность, откровенностьпризнания «неведомого друга» поэту.
В этом стихотворении естьещё один пример оксюморона: «холодное пламя». Он также является явным, так каклексические значения слов оксюморона полностью противоположные: «пламя –горящий и светящийся раскаленный огонь»*, то есть горячий, дающий тепло, а«холодный — лишённый, не дающий тепла»*.
В незавершённой «Поэмебез героя» также можно встретить примеры такого художественного средства какоксюморон. Первый — «Так парадно обнажена». Когда мы произносим слово «парад»,то сразу перед глазами возникает торжественное, величественное шествие людей. Обнажённыйже обозначает «нагой»*. Видно явное противоречие в лексических значениях слов,которые сочетаются в оксюмороне. Он выделяет её из всех своей парадной обнажённостью.Это художественное средство, использованное Ахматовой при описании Madame de Lamballe или тени, делает образ более загадочным,мистическим, привнося тайну, которая интригует, завораживает и влечёт читателяза собой.
Второй примериспользования этого средства выразительности языка в поэме – это развернутый,запутанный, сложный, на первый взгляд, непонятный оксюморон «Общий баловень инасмешник,//Перед ним самый смрадный грешник — //Воплощённая благодать…». Вэтих строках грешник назван благодатью, словом, которое по своему лексическомузначению полностью противоречит первому. «Баловень и насмешник», и даже «самыйсмрадный грешник», то есть человек, нарушающий Божьи предписания, правила, онвсегда будет «воплощенной благодатью». Благодать — это «сила, ниспосланнаячеловеку свыше [первоначально — для исполнения воли Бога]»*. Но в то же времяиз предыдущих строк становится понятно, что грешник противопоставляется ещё иВладыке мрака. Получается, что перед Сатаной, «Дьяволом, злым духом,противостоящим Богу»*, любой грешник – благодать. Этим подчёркивается, что хужеВладыки Мрака никого и ничего быть не может.
В позднем творчестве АнныАхматовой меняется функция оксюморона, его назначение и тот контекст, в которомупотребляется средство языка, темы, проблемы и идеи, освящённые с его помощью,становятся другими. Оксюморон уже несколько по-другому ведёт себя в текстах, онпо сравнению с ранней лирикой освещает глобальные проблемы бытия, истории,творчества. С помощью оксюморона мы лучше, шире, глубже понимаем эти важные ифилософские вопросы, вместе с автором ища на них ответы.

Заключение
Проследив развитиеоксюморона в творчестве Анны Ахматовой, можно сделать вывод: в разные этапытворчества поэта оксюморон играл различные роли, выполнял различные функции. Онстал сложнее, глубже. Если в ранней лирике Ахматова использовала его длявыражения чувств лирической героини, а порой и героя, то в более позднихпроизведениях главной задачей этого литературного приёма стало изображениевзглядов, мировоззрений поэта. Многие исследователи творчества Ахматовойотмечают камерность её ранних стихов: оксюморон показывает внутренний мирлирической героини, глубоко и широко раскрывая всю противоречивость её чувств.Но со временем этот художественный приём открывает нечто большее, у негопоявляется философский подтекст. Благодаря оксюморону, перед нами возникаетпрошлый XIX век и нынешний XX, гармония и разрушение, слом;трагедия поколений и счастье одного человека; жизнь и смерть; Бог и Дьявол.Глубокий смысл виден в поздних произведениях А.Ахматовой, дуалистичностьокружающего мира подчёркивает оксюморон.
Порой очень сложнопонять, оксюморон перед нами или нет, но красота создаваемых Ахматовой образов,глубина её мыслей поражает всегда.

Список литературы
1. Бунин И.А. PRO ET CONTRA. СПБ., 2001.
2. Добин Е.Ф. Поэзия Анны Ахматовой. Л.,1968.
3. Жирмунский В.М. Творчество АнныАхматовой. Л., 1973.
4.Литературный энциклопедический словарь (под общ. ред. В.М. Кожевникова, П.А.Николаева). М., 1987.
5. Мандельштам О.Э. Избранное. М.,2001.
6. Ожегов С.И., Шведова Н.Ю. Толковыйсловарь русского языка, М., 2000.
7. Томашевский Б.В. Краткий курспоэтики. М., 2006.
8. Эйхенбаум Б.М. Анна Ахматова Опытанализа, 1923.


Не сдавайте скачаную работу преподавателю!
Данный реферат Вы можете использовать для подготовки курсовых проектов.

Поделись с друзьями, за репост + 100 мильонов к студенческой карме :

Пишем реферат самостоятельно:
! Как писать рефераты
Практические рекомендации по написанию студенческих рефератов.
! План реферата Краткий список разделов, отражающий структура и порядок работы над будующим рефератом.
! Введение реферата Вводная часть работы, в которой отражается цель и обозначается список задач.
! Заключение реферата В заключении подводятся итоги, описывается была ли достигнута поставленная цель, каковы результаты.
! Оформление рефератов Методические рекомендации по грамотному оформлению работы по ГОСТ.

Читайте также:
Виды рефератов Какими бывают рефераты по своему назначению и структуре.