Реферат по предмету "Литература : зарубежная"


Философские мотивы в лирике А. С. Пушкина

Философские мотивы влирике А.С.Пушкина
В историю РоссииАлександр Сергеевич Пушкин вошёл как явление необычайное. Это не тольковеличайший поэт, но и основоположник русского литературного языка,родоначальник новой русской литературы.
Лирика Пушкинаорганически сочетает в себе высокую человечность; гуманность; богатство,глубину и ясность мысли; гармонию формы и, если воспользоваться словами самогопоэта, образует в своей слитности союз «волшебных звуков, чувств и дум».Богатство художественного содержания пушкинской лирики неохватно, непостижимо,неисчерпаемо.
В философской лирикеПушкин ставит вечные проблемы бытия: смысл человеческой жизни, смерть ивечность, добро и зло, правда и справедливость. Свобода, любовь, дружба,искусство, природа – высшие философские ценности для поэта.
Стихотворение «К морю»написано в 1824 году в переломный для творчества Пушкина период перехода отромантизма к реализму. В сознании поэта слились воедино мятежная стихия моря исвобода. Он прощается не только со «свободной стихией», но и с романтическиммироощущением.
Начинается стихотворениеэлегически-величаво, торжественно:
Прощай, свободная стихия!
В последний раз передомной
Ты катишь волны голубые
И блещешь гордою красой.
Море для Пушкина – всегдасимвол абсолютной свободы, мощи стихийных сил природы, не зависящей от воличеловека. Человек бессилен перед этой величественной, мощной и своевольнойстихией:
Смиренный парус рыбарей,
Твоею прихотью хранимый,
Скользит отважно средьзыбей;
Но ты взыграл,неодолимый,
И стая тонет кораблей.
Созерцание моря, егобескрайних просторов приводит Пушкина к раздумью о своей судьбе, о тех надеждахи мечтах, которые владели поэтом в период южной ссылки. Это были мечты о побегев неведомые страны, романтический порыв к другим небесам, к иным, свободнымстихиям. Но эти замыслы потерпели крушение, романтическому путешествию несуждено было состояться: поэт остался «у берегов», очарованный «могучейстрастью» (имеется в виду чувство, вызванное Е.К.Воронцовой). Чары любви лишаютгероя возможности ответить на «зов» моря:
Ты ждал, ты звал… я былокован;
Вотще рвалась душа моя:
Могучей страстьюочарован,
У берегов остался я…
Поэтическое изображениеморя сочетается с философскими размышлениями поэта о своей личной судьбе, осудьбах «властителей дум» – Наполеона и Байрона. Звучит мотив одиночества поэтав мире, из которого ушли гениальные современники Пушкина.
В последних строфах поэт вновь, теперь уже навсегда, прощается с морем, впоследний раз обозревает его необозримые бескрайние просторы, в последний разлюбуется его «торжественной красой»:
Прощай же, море! Незабуду
Твоей торжественной красы
И долго, долго слышатьбуду
Твой гул в вечерние часы.
В лирике Пушкина темалюбви неразрывно сочетается с философскими раздумьями поэта о своей жизни, орадости бытия, о приливе творческих сил в чудные мгновения встречи с чарующейкрасотой.
Даже среди шедевровлюбовной лирики Пушкина, где говорит «язык сердца», стихотворение «К***»(«Я помню чудное мгновенье…», 1825г.) – одно из самых проникновенных,трепетных, гармонических. Здесь чувства без остатка растворены в словах, аслова как бы сами ложатся на музыку. С тех пор как Михаил Иванович Глинка в1840 году написал свой знаменитый романс, эти пленительные стихи навсегдасоединились с музыкой.
Считается, чтостихотворение «К***…» посвящено Анне Петровне Керн. Впервые Пушкин познакомилсяс Керн в Петербурге, в начале 1819 года. Уже тогда поэт был очарован еёкрасотой и обаянием. После этой встречи прошло шесть лет, и Пушкин вновь увиделКерн летом 1825 года, когда она гостила у своей тётки П.А.Осиповой вТригорском, где часто бывал Пушкин. Неожиданный приезд Анны Петровны всколыхнулв поэте почти угаснувшее и забытое чувство. В обстановке однообразной итягостной, хотя и насыщенной творческой работой, Михайловской ссылки появлениеКерн вызвало «пробуждение» в душе поэта. Он вновь ощутил полноту жизни, радостьтворческого вдохновения, волнение любви.
Стихотворение начинаетсяс воспоминания о дорогом и прекрасном образе, на всю жизнь вошедшем в сознаниепоэта. У Пушкина это облик земной женщины, явившейся перед поэтом во всёмблеске и очаровании своей красоты. Глубоко сокровенное, затаённое воспоминаниесогрето трепетным и горячим чувством:
Я помню чудное мгновенье,
Передо мной явилась ты,
Как мимолётное виденье,
Как гений чистой красоты.
Последующие строфыстихотворения автобиографичны, но эмоциональная тональность не снижается.Пушкин вспоминает годы петербургской жизни, прошедшие «В томленьях грустибезнадежной, / В тревогах шумной суеты»; воссоздаёт иной настрой чувств в периодюжной ссылки, («Бурь порыв мятежный рассеял прежние мечты»); говорит о «мракезаточенья» Михайловской ссылки, о тягостных днях, проведённых «в глуши»:
Без божества, безвдохновенья,
Без слёз, без жизни, безлюбви.
В душе поэта вновьвозрождается чувство, вновь прилив жизненных сил, вновь приход творческоговдохновения:
Душе настало пробужденье:
И вот опять явилась ты,
Как мимолётное виденье,
Как гений чистой красоты.
И сердце бьётся вупоенье,
И для него воскресливновь
И божество, ивдохновенье,
И жизнь, и слёзы, илюбовь.
Упоение всепоглощающейлюбовью, упоение красотой любимой женщины приносит ни с чем не сравнимоесчастье, блаженство. Без любви нет жизни, нет «божества», нет «вдохновенья».
Отношение к поэтическомудару как дару свыше и к поэту как к пророку раскрывается в стихотворении А.С.Пушкина «Пророк».
Согласно древнимверованиям, кудесники и пророки возвещали людям волю богов – им было доступнопроникновение в грядущее. Вместе с тем в стихотворениях Пушкина и поэтовпушкинского круга пророк обычно выступает не только как прорицатель, провидец,но и как неподкупный судья, глашатай истины, смелый обличитель общественногозла.
В своём стихотворенииПушкин использует библейскую символику, библейские мотивы, но придаёт им ярковыраженное политическое содержание. Стихотворение было написано в тяжёлую дляПушкина пору духовного кризиса, вызванного известием о казни декабристов, отрагической участи его друзей и товарищей.
Явление «шестикрылогосерафима» помогает поэту обрести дар прозрения, способствует чудесномупревращению поэта в пророка:
Духовной жаждою томим,
В пустыне жалкой явлачился,
И шестикрылый серафим
На перепутье мне явился.
Всё, чего касаетсясерафим, связано с чувствами человека. Поэт наделяется способностью видеть ислышать то, что ранее ему было недоступно, постичь сокровенные тайны бытия,обрести дар мудрого всеведенья. В минуту творческого вдохновения поэт обретаетнечеловеческую зоркость, обострённость видения и слуха. Он отрешается от своегообычного состояния и может постичь внутренним взором недосягаемые «горние»высоты и подводные глубины; слышать, как бесшумно плывут диковинные морскиечудовища; внимать тихому, едва заметному росту, «прозябанью» лозы:
Перстами лёгкими как сон
Моих зениц коснулся он.
Отверзлись вещие зеницы,
Как у испуганной орлицы.
Моих ушей коснулся он, –
И их наполнил шум и звон:
И внял я неба содроганье,
И горний ангелов полёт,
И гад морских подводныйход,
И дольней лозыпрозябанье.
И, наконец, наступаетмомент наивысшего духовного подъёма: через ряд мучительных превращенийпроисходит обретение мудрости, обретение истины. Взамен «грешного» языка в устапоэта вложено «жало мудрыя змеи», вместо сердца в его груди – «угль, пылающийогнём» Поэт которому стало подвластно всё, слышит голос, повелевающий ему:
«Восстань, пророк, ивиждь, и внемли,
Исполнись волею моей,
И, обходя моря и земли,
Глаголом жги сердцалюдей».
Это суровое,торжественное воззванье, побуждает поэта стать глашатаем правды, проповедникомистины.
Композиционно многие стихотворенияпоэта основаны на пересечении света и тьмы, жизни и смерти, отчаяния иоптимизма.
В стихотворении «Элегия»(«Безумных лет угасшее веселье…»,1830г.) трагическая тональностьпервой части: «Мой путь уныл. Сулит мне труд и горе / Грядущего волнуемое море»сменяется мажорным аккордом»:
Но не хочу, о други,умирать;
Я жить хочу, чтоб мыслитьи страдать;
Тревожное звучание элегии– отражение того, что в жизни человека есть страдания, заботы, «закатпечальный», но всё же главным становится то, что составляет высший смыслсуществования, – чувство прекрасного, радость творчества, способность «мыслитьи страдать», вера в чудные мгновения любви. Лирический герой принимает жизнь,несмотря на все её испытания.
Тема бесконечности бытияи преемственности поколений, нерасторжимой связи прошлого, настоящего ибудущего звучит в стихотворении «Вновь я посетил…» (1835), котороеПушкин написал во время своего последнего приезда в Михайловское. Созерцаниеродных мест, русской природы рождает в нём воспоминания и настраивает нафилософские размышления. Знакомый пейзаж напоминает о днях молодости и в то жевремя указывает на неумолимое движение жизни. Поэт едет по знакомой дороге изМихайловского в Тригорское и «На границе владений дедовских» снова видит трисосны, которые приветствовали его прежде шорохом своих вершин:
Всё тот же их, знакомыйуху шорох –
Но около корней ихустарелых
(Где некогда всё былопусто, голо)
Теперь младая рощаразрослась…
Настроение  поэтасменяется чувством веры в грядущее. Вид трёх сосен, стоящих теперь в окружении«молодой семьи», навеял Пушкину мысли о вечности бытия. Это не только радостьвечного обновления жизни, но и уверенность в том, что человеку дано возрождениев следующих поколениях, что рано или поздно на его место придёт новоепоколение, которое поэт приветствует:
Здравствуй, племя
Младое, незнакомое! не я
Увижу твой могучийпоздний возраст,
Когда перерастёшь моихзнакомцев
И старую главу ихзаслонишь
От глаз прохожего. Нопусть мой внук
Услышит ваш приветныйшум…
И обо мне вспомянет.
Стихотворение «Вновь япосетил…» – о вечной смене поколений, о неумолимом движении жизни, в которомнадо занять своё место, исполнить своё предназначение и уйти без обиды, ощущаясебя важным, незаменимым звеном той бесконечной цепи, которая тянется изПрошлого в Будущее.


Не сдавайте скачаную работу преподавателю!
Данный реферат Вы можете использовать для подготовки курсовых проектов.

Поделись с друзьями, за репост + 100 мильонов к студенческой карме :

Пишем реферат самостоятельно:
! Как писать рефераты
Практические рекомендации по написанию студенческих рефератов.
! План реферата Краткий список разделов, отражающий структура и порядок работы над будующим рефератом.
! Введение реферата Вводная часть работы, в которой отражается цель и обозначается список задач.
! Заключение реферата В заключении подводятся итоги, описывается была ли достигнута поставленная цель, каковы результаты.
! Оформление рефератов Методические рекомендации по грамотному оформлению работы по ГОСТ.

Читайте также:
Виды рефератов Какими бывают рефераты по своему назначению и структуре.