Реферат по предмету "Литература : зарубежная"


Философия природы в поэзии Н. Заболоцкого 30-х годов

ГОУ ВПОЧереповецкий государственный университет
Гуманитарныйинститут
Специальность031001
«Филология(русский язык)»
Заочноеотделение
Контрольнаяработа №40
подисциплине: «Русская литература XXвека»
по теме:«Философия природы в поэзии Н.Заболоцкого 30-х годов».
выполнил: Храмцова Н.Ю.
гр. 2ЗФР-51
проверил: Остренко И.А.
2010 г.

Содержание
Введение
Натурфилософская концепция Н. Заболоцкого
Заключение
Список литературы

Введение
В русской философии илитературе 30-х годов XXвека антропоцентристское направление почти полностью вытесняет идею «биоцентризма»(идея единства человека и природы). Усиление антропоцентристских настроений внауке и культуре объясняется рядом причин: во-первых, активизациейтехнократических идей мирового прогресса, обусловленной успехами науки в конце XIX — начале XX вв.; во-вторых, разрушением нравственно-религиозныхпредставлений русского народа, в том числе интеллигенции, которое особеннобурно происходило в 1920-30-е гг., место Бога-создателя в массовом сознанииначинает занимать человек; в-третьих, нигилизмом общества по отношению кпрошлому (а в прошлом, в XIXвеке, господствовала идея единства человека и природы), получившим особыеусловия для развития после 1917 года.
Творческим ядромантропоцентристского направления являлись идеи «русских космистов»К.Циолковского, В.Вернадского, Л.Чижевского и др. Характерные для этогонаправления мысли о взаимоотношениях человека и природы высказываетК.Циолковский, автор не только многочисленных научных трудов, но ифантастических повестей.
Ученый рассматриваетЗемлю как неблагополучную среду обитания человека, а космос — как пространство,имеющее экологические преимущества перед Землей. К.Циолковский предлагаеттехнократическую по своей сути программу изменения климата и ландшафта Землидля удобства человека, призывает уничтожить все «несовершенные», «вредные»формы растительной и животной жизни (это же он считает полезным сделать и надругих планетах), ликвидировать все моря и океаны, чтобы заселитьосвободившиеся пространства увеличивающимся населением, создать с помощьюпродуманного отбора новый вид человека (в литературе этого времени формировалсяновый герой, многими своими чертами близкий предлагаемому ученым человекубудущего) — «великодушного, общественного, долголетнего, талантливого,здорового, плодовитого, красивого». Не случайно позиция К.Циолковского быланазвана позже антропоэкокосмизмом.
В художественнойлитературе подобные представления породили в 1920-30-е годы обширнейшеенаправление — произведения о преображении природы руками человека, о такназываемой «второй природе». Это нашло отражение в пролетарской поэзии и поэзиифутуристов, в «производственной» и «деревенской» прозе, в художественнойфантастике и др. Произведения названного направления утверждали в массовомсознании не только новые научные и философские идеи, но и представления опрекрасном, гармонии (они ориентированы не на «живое», а на «мертвое», на«язык» математики, техники), о роли и формах пейзажа в художественномпроизведении. При разных жанрово-стилевых ориентациях авторы тяготели к единомупринципу изображения «второй» природы: отстраненность от реальной картины,идеализирующая типизация, символизация изображения, метафоричность стиля.
Названное философскоенаправление сыграло роль связующего звена между XIX и XXвеками в понимании и художественном изображении природы и человека. Природавиделась писателям первичной по отношению к человеку, влияющей на его жизнь,формирующей нравственные и эстетические представления как отдельного человека,так и целого народа. В литературе ставилась задача изучения и защиты природы(развивается природоведческое направление, но, в силу создавшихся условий,гораздо менее значительное, чем во второй половине XIX века), воссоздания в художественном произведенииполноты ее реальной жизни, изображения ее как самостоятельного объектаизучения. К этим художникам следует отнести часть крестьянских писателей 1920-хгодов, часть писателей старшего поколения, верных традициям литературы XIX века; а также М.Пришвина,Вяч.Шишкова, М.Шолохова, К.Паустовского и др. К ним присоединялись наделенныедаром предвидения писатели, ранее увлеченные антропоцентризмом, напримерА.Платонов. В 1930-е годы он пишет о богатстве и красоте природы, онеобходимости облагораживания ею человечества, в человеке видит не базисную, анадстроечную силу. Названным писателям нужно было проявить мужество, чтобыостаться верными своей позиции, т.к. она оказалась противостоящей официальнойидеологии и политике и оценивалась как враждебная по отношению к ним.

Натурфилософскаяконцепция Н. Заболоцкого
 
Одним из поэтов, которые посвящалисвои произведения проблеме «человек и природа», был Николай АлексеевичЗаболоцкий. В своих произведениях 30-х годов он изложил свое видение этойпроблемы. Рассвет творчества поэта пришел на рубеже тридцатых годов, которыеломали жизнь миллионам людей. Его поэзия не криклива — это разговор по душам,вдумчивый взгляд художника на жизнь, природу, на человека. Заболоцкий старалсянайти в ней выход своим мыслям о смысле жизни, о предназначении человека в этоммире. Поэт старался найти и обосновать свое место среди людей. Его литературноенаследие невелико. Оно включает в себя томик стихотворений и поэм, несколькотомов поэтических переводов, немногочисленные заметки о поэтах и писателях,произведения для детей. Преданность своему делу была характерной чертойписателя, и, несмотря на трудную жизнь, он сумел вписать новое, весомое слово врусскую поэзию.
На взгляды поэта, как онсам признавался, огромное влияние оказали Энгельс в своей «Диалектике природы»и Циолковский, с философскими произведениями которого он познакомился в самомначале 30-х годов. Прежде всего его поразила близость многих идей Циолковскогок его собственным заветным мыслям. Заболоцкий полностью принимает уЦиолковского его «мысли о будущем Земли, человечества, животных и растений».Так же в своем творчестве поэт опирался на идею Хлебникова: «Я вижуконские свободы я равноправие коров», доводя эту поэтическую метафору донастоящего (утопического) учения в поэмах «Торжество земледелия», «Безумныйволк», «Лодейников» и другие.
В основе натурфилософскойконцепции Заболоцкого — представление о мироздании как единой системе,объединяющей живые и неживые формы материи, которые находятся в вечномвзаимодействии и взаимопревращении. Развитие этого сложного организма природыпроисходит от первобытного хаоса к гармонической упорядоченности всех ееэлементов. И основную роль здесь играет присущее природе сознание, которое, повыражению К. А. Тимирязева, «глухо тлеет в низших существах и только яркойискрой вспыхивает в разуме человека». Поэтому именно человек призван взятьна себя заботу о преобразовании природы, но в своей деятельности он долженвидеть в природе не только ученицу, но и учительницу, ибо эта несовершенная истрадающая «вековечная давильня» заключает в себе прекрасный мир будущегои те мудрые законы, которыми следует руководствоваться человеку. В 1929—30 поэтнапишет натурфилософскую поэму «Торжество земледелия», затем поэму «Безумныйволк». Это был его поэтический проект установления единства мироздания,объединения живых и неживых форм материи, умножения чистоты и гармоничностиотношений человека с природой.
«Торжество земледелия» –идейный итог ранней натурфилософской лирики Заболоцкого. «Человек бесклассовогообщества, который хищническую эксплуатацию заменил всеобщим творческим трудом иплановостью, не может в будущем не распространить этого принципа на своиотношения с порабощенной природой. Настанет время, когда человек – эксплуататорприроды превратится в человека – организатора природы», – так пытался поэтобъяснить замысел своего произведения в ответ на уничтожающую критику егопоэмы. В поэме «Торжество земледелия» утверждается, что миссия разуманачинается с социального совершенствования человеческого общества и затемсоциальная справедливость распространяется на отношения человека к животным ивсей природе.
Время действия поэмы – коллективизация.Социальное переустройство рассматривалось Заболоцким как начало радикальногопреображения мира. «Пролог» к поэме открывается зрелищем расхристанной, беспризорнойприроды («Тут природа вся валялась В страшно — диком беспорядке»). Такой обликмира, конечно, не реалистическое его отражение, а тот идейный образ, которыйсоответствует представлению о глубинном законе энтропии и смерти, царящем внем. Так явленная наличная, природная данность – своеобразный философскийаргумент поэта, приводящий к дальнейшим выводам о необходимости нового в нейпорядка. Природа как будто сама стремится к нему, а человек, ее разум, авангардэволюции, выражает это стремление и осуществляет его.
Такому взгляду на природуЗаболоцкий остался, по существу, верен на протяжении всего своего творчества, измениласьлишь художественная форма выражения. В ранний период она – резче, эксцентричнее,в поздний – спокойнее, классически уравновешеннее, но мысль та же. В «Торжествеземледелия» мир не просто перестраивается, а радикально преображается,начинается настоящая онтологическая революция, призванная установить «новоенебо» и «новую землю».
Мы же новый мир устроим
С новым солнцем и травой.
Это, конечно, высшая цель,предел дерзаний, и к ней ведет не один этап. Это утверждается в поэме «Безумныйволк» (1931), непосредственно примыкающей к «Торжеству земледелия». Природа,явленная в восходящих формах жизни вплоть до ее вершины — человеческогосознания, — основной предмет, занимающий ум и воображение Заболоцкого. Этоприродное восхождение выстраивалось для него в иерархию возрастающей ценности.Небытие, куда возвращается индивидуальная жизнь после смерти, где уничтожаетсяорганизация и форма — область распада и хаоса, — вообще лежит вне ценностногоопределения. Только жизнь имеет настоящий смысл.
Нет в мире ничегопрекрасней бытия,
Безмолвный мрак могил —томление пустое.
(«Завещание»)

Причем эта восходящая лестницаприродных существ свидетельствует о порыве к совершенствованию, пронизывающемсаму природу.
Волк в философской поэмеЗаболоцкого концентрированно-символически воплощает это стремление.Отталкиваясь от своих лесных собратьев, для которых круг существования заданодним повелительным «Я жрать хочу, кусать желаю!» — Волк специальным станкомвыворачивает себе шею, совершив, как когда-то человек, основополагающий актсамосозидания, рывок от горизонтали земли, животной похоти в вертикаль, к небу,познанию и труду. Он демонстрирует весь пройденный человечеством рядкультурного развития: постигает законы природы, занимается наукой илитературой. Но его высокое безумие в том, что он дерзает на, казалось бы,невозможное: проникнуть в сам творящий стан природы, повторить когда-тоосуществленные ею эволюционные метаморфозы, например, превратить растение вживотное. Его манит идеал совершенной красоты и гармонии, символическиозначенный «волшебной звездой Чигирь». Открыть путь к ней может победа надпутами природных законов, земным притяжением. Но одним даже самым напряженно-экстатическимусилием воли взлететь к свободе и бессмертию нельзя. «Великий Летатель КнизуГоловой» погибает, но его подвиг ведет за собой других. И вот много лет спустяотмечается годовщина его смерти. Волки встали на путь цивилизации, идут по немутвердо и осмотрительно, опираясь на очевидные научные истины, трезвую практику.Волки-инженеры, доктора, музыканты все участвуют в строительстве новой жизни,составляя «мостик на другой берег земного счастья». Но они отвергают какнелепость крайние мечты Безумного Волка.
Подумай сам, возможно лирастенье
В животное мечтоюобратить,
Возможно ль полететьземли произведенью
И тем себе бессмертиекупить?

На эти сомнения Волка-студентаотвечает Председатель, выразитель авторской идеи. Во-первых, указывает он, ихпрекрасный островок научно-технической победы стоит на природной основе,которая осталась не преображенной. Мир по-прежнему лежит во зле пожирания исмерти. Во-вторых, достигнутая ими новая ступень развития, их наука и искусствотоже совершенно нелепы на глаз и суждение старого животного мира, какого-нибудьМедведя, «конского громилы, коровьего Ассурбанипала». Развитию исовершенствованию пределы не поставлены, и самые «безумные» мечтатели, если имидвижут благородные и высокие стремления,— «великие гладиаторы мысли» будущихвремен.
Века идут, года уходят,
Но всё живущее — не сон:
Оно живет и превосходит
Вчерашней истины закон.
Лежи смирно в своеймогиле,
Великий Летатель КнизуГоловой.
Мы, волки, несем твоевечное дело
Туда, на звезды, вперед!
«Туда, на звезды,вперед!» — звал реально существовавший мечтатель, Циолковский. Хотя, как иговорилось выше, идеи Циолковского были близки Заболоцкому, но при этом впредставлениях Циолковского была одна сторона, которая вызвала внутреннеенеприятие и сопротивление Заболоцкого. Речь идет о смерти и бессмертии.
Для Циолковского смертифактически не существует. Он представлял Вселенную единым материальным телом,буквально кишащим жизнью, причем в самых разнообразных и усложняющихся формах;по ней бесконечно путешествуют атомы, покинувшие распавшиеся смертные тела,атомы, которые для Циолковского и есть неразрушимые «первобытные граждане»,«примитивные Я». Настоящая блаженная жизнь для них начинается в мозгусовершеннейших, бессмертных существ космоса, притом, что огромнейшие промежутки«небытия», нахождения в низшем материальном виде, как будто и вовсе несуществуют. Гарантией достижения бессмертного блаженства для мозговых атомовстановится уничтожение в масштабах Земли и космоса несовершенных форм жизни, подверженныхстраданию, в которые эти атомы могли бы попасть. Такой атомный трансформизм,нечувствительность к проблеме личности Заболоцкий не принимал.
Вот тут и завязался тотдраматический конфликт между чувством и знанием, который прошел через зрелуюфилософскую лирику Заболоцкого, конфликт между «консервативным чувством»неприятия смерти и передовым, как ему казалось на примере Циолковского,знанием, утверждавшим неизбежность разброда «единого и неделимого» целогочеловеческой личности в бесконечные вещественные комбинации мира. Это былтрудный и трагический, личный конфликт. Он точно передан в воспоминанияхНиколая Чуковского: как тщетно пытался Заболоцкий примириться с участью статьматериалом бесчисленных природных метаморфоз.
В поэзии Заболоцкого средкой силой была выражена нестерпимая боль умирания. Эта боль настольковелика, что ею наделяется сама природа.
Река дрожит и, чуясмертный час,
Уже открыть не можеттомных глаз,
И все ее беспомощное тело
Вдруг страшно вытянулосьи оцепенело
И, еле двигая свинцовоюволной,
Теперь лежит и бьетсяголовой.
(«Начало зимы»)

Мучительные сцены смертив природе (вот еще из «Засухи», 1936: «В смертельном обмороке бедная река Чутьшевелит засохшими устами»), в которых особенно полно разворачиваетсясвойственное поэту олицетворение природных явлений, конечно, истинное своезначение раскрывают для человека, выявляют его чувство, интенсивность егопереживания.
«Нестерпимая тоскаразъединения», вносимая смертью в жизнь, рождает в Заболоцком порывы горькогодушевного протеста.
Вчера, о смертиразмышляя,
Ожесточилась вдруг душамоя.
Печальный день! Природавековая
Из тьмы лесов смотрела наменя.
Моменты особеннообнаженного контакта с миром дают поэту ощущение, переходящее во внутреннееубеждение, что мертвые, великие и малые, все ушедшие поколения — здесь, ониприсутствуют в мире.
И все существованья, всенароды
Нетленное хранили бытие,
И сам я был не детищемприроды,
Но мысль ее! Но зыбкий умее!
Здесь выражен другойвзгляд, чем традиционно пантеистическая философия вечного кругооборота веществи существ в природе, бесконечного трансформизма мира, в которой сам Заболоцкийпытался успокоиться в «Метаморфозах» («Мысль некогда была простым цветком;// Поэма шествовала медленным быком» — создания природы превращаются всоздания духа, и наоборот, человек, умирая, сохраняет свой ум и душу в новыхпорождениях природы: «Я не умру, мой друг, // Дыханием цветов // Себя я вэтом мире обнаружу»; «А то, что было мною, то, быть может, // Опятьрастет и мир растений множит»). Пытался, но так и не сумел. Отправиться в«необозримый мир туманных превращений» противилась его душа. Это противоречилои самому духу его убеждения в необходимости сознательного управления природнойэволюцией. Ведь тем самым стушевывалась главная задача — вырвать жало смерти уприроды. И, как будто стряхнув сладостный усыпляющий гипноз пантеистическогопримирения, он гневно восклицает:
Опять ты, природа, меняобманула,
Опять провела меня занос, как сводня! /.../
В который ты раз мнетвердишь, потаскуха,
Что здесь на порогевсеобщего тленья
Не место бессмертнымиллюзиям духа,
Что жизнь продолжаетсятолько мгновенье!
Вот так я тебе и поверил!
Человек, венец мира, егопреобразователь, не может принять тот факт, что его «жизнь продолжается толькомгновенье».
Недаром исследовательтворчества Заболоцкого А. Македонов утверждает: «В дальнейшем Заболоцкийприходит к своеобразной концепции материалистического понимания личногобессмертия, зародыши которой имелись уже в мыслях о некой материальности самих«мыслей» в «Торжестве Земледелия».
В этой концепцииЗаболоцкий принимает представления Циолковского о бессмертии как прогрессивнойрекомбинации человека — государства атомов. Но возобновляющееся государствоатомов для Заболоцкого есть и реальная возможность сохранения данного«государства» как единого неделимого, как этой личности; умирающей ивозрождающейся и совершенствующейся».
Этот пробивающийся уЗаболоцкого пафос личного бессмертия питается основным его убеждением, которомуон никогда не изменял:
Недаром, совершенствуясьот века,
Разумная природа в свойчеред
Сама себя руками человека
Из векового прахасоздает.
(«Мир однолик, нодвойственна природа…»1948)

Заключение
Таким образом в 30-е годыН. Заболоцкий разработал ту концепцию мировоззрения, которая зародилась у негов юные годы. Его поэзия стала следующим «моментом» развития и философскогоуглубления темы природы. Он по существу первым в поэзии прямо и осознанновзглянул на природу не только как на единственно окружающий нас мир,прекрасно-гармоничный, дневной, или хаотический, ночной, как часто у Тютчева,мир, являющийся нашему созерцанию и проникновению, а как на совершенноопределенный способ и принцип существования, основанный на взаимном пожирании,вытеснении и борьбе.
Николай АлексеевичЗаболоцкий — один из лучших советских поэтов. Оригинальное, глубоко философскоеистолкование им взаимоотношений природы и человека, который открывает в ней всёновые тайны, находит новые соответствия своему углубляющемуся внутреннему миру,роднит Заболоцкого с такими замечательными русскими лириками, как Баратынский иТютчев.
С каждым годом растетчисло почитателей, которые по достоинству оценили яркий талант, упорный труд инепрекращающиеся творческие поиски этого истинного и вдохновенного поэта.

Списоклитературы
1. Заболоцкий Н. Избранные произведения, тт. 1–2. М., 1972
2. Заболоцкий Н. Жизнеописание // Огонь, мерцающий всосуде… М" 1995.
3. Македонов А. Николай Заболоцкий. Жизнь. Творчество.Метаморфозы. Л., 1968.
4. Михаил Эпштейн. Поэзия Заболоцкого.
5. Ростовцева И.И. Николай Заболоцкий. Опыт художественногопознания. М., 1984
6. Турков А. Николай Заболоцкий. Жизнь и творчество. М., 1981


Не сдавайте скачаную работу преподавателю!
Данный реферат Вы можете использовать для подготовки курсовых проектов.

Поделись с друзьями, за репост + 100 мильонов к студенческой карме :

Пишем реферат самостоятельно:
! Как писать рефераты
Практические рекомендации по написанию студенческих рефератов.
! План реферата Краткий список разделов, отражающий структура и порядок работы над будующим рефератом.
! Введение реферата Вводная часть работы, в которой отражается цель и обозначается список задач.
! Заключение реферата В заключении подводятся итоги, описывается была ли достигнута поставленная цель, каковы результаты.
! Оформление рефератов Методические рекомендации по грамотному оформлению работы по ГОСТ.

Читайте также:
Виды рефератов Какими бывают рефераты по своему назначению и структуре.

Сейчас смотрят :

Реферат Экологические катастрофы и их последствия
Реферат Шпоры по бухучету 2
Реферат Шпаргалка по Бухгалтерскому учету 6
Реферат Экономика, управление и инвестиции
Реферат Элементы финансовой отчетности в соответствии с МСФО международным
Реферат Курсовая работа по систематике растений "Урбанизированная экосистема"
Реферат Міжнаціональні конфлікти
Реферат Стекло и стеклянные изделия
Реферат «Перевод авторских неологизмов»
Реферат Общие положения обеспечения пожарной безопасности энергообъектов
Реферат Экспертиза учетной политики экономического субъекта
Реферат The Great Gatsby Symbolism In Colors Essay
Реферат * За исключением аффинированных драгоценных металлов в виде слитков, пластин, порошка и гранул, а также необработанных форм
Реферат Анализ затрат и себестоимость продукции
Реферат Эффективность использования основных средств на ООО Фазис