Реферат по предмету "Литература : зарубежная"


Сюрреализм и поэтика Г. Аполлинера

Сюрреализм ипоэтика Г. Аполлинера

Возникновениесюрреализма
Сюрреализм (фр.surréalisme — сверхреализм) — направление в искусстве, сформировавшеесяк началу 1920-х во Франции. Отличается использованием аллюзий и парадоксальныхсочетаний форм. Основное понятие сюрреализма, сюрреальность — совмещение сна иреальности. Для этого использовалось абсурдное, противоречивое сочетаниенатуралистических образов. Многие сюрреалисты были вдохновлены радикальнойлевой идеологией, однако революцию они предлагали начать со своего сознания.Искусство мыслилось ими основным инструментом освобождения. Так, во «Второмманифесте сюрреализма» было сказано следующее: «Сюрреализм не побоялся статьдогмой абсолютного бунта, тотального неподчинения, саботажа, возведенного вправило, и если он чего-либо ожидает, то только от насилия. Простейшийсюрреалистический акт состоит в том, чтобы с револьвером в руке выйти на улицуи стрелять наугад, сколько можно, в толпу»
Впервые сам термин«сюрреализм» появился в 1917 году, в манифесте Г. Аполлинера «Новый дух»,написанном к скандально нашумевшему балету «Парад»: «В «Параде», как в видесверхреализма (сюрреализма), я вижу исходную точку для целого ряда новыхдостижений этого Нового духа». К 1924 году сюрреализм окончательно оформилсяорганизационно, отделившись от предшествовавших течений, что ознаменовалось«Манифестом сюрреализма» А. Бретона. Однако еще до этого сюрреализм,первоначально возникший в Париже, начал распространяться и за его пределы, кшестидесятым годам распространившись практически повсеместно и став предковойформой для новых течений.

Эстетика сюрреализма
Эстетика сюрреализмаоснована на абсурде и иррациональности, на отрицании рациональной эстетики, посколькуисточником творчества сюрреалисты провозглашали подсознание. Сюрреалистыпризывали к освобождению человеческого «Я», человеческого духа от логики,разума, морали, государственности, традиционной эстетики, понимаемых ими как«уродливые» порождения буржуазной цивилизации, закрепостившей с их помощьютворческого человека. Подлинные истины бытия, по мнению сюрреалистов, скрыты всфере бессознательного, и искусство призвано вывести их оттуда, выразить их впроизведениях. Художник должен опираться на любой опыт бессознательноговыражения духа – сновидения, галлюцинации, бред, бессвязные воспоминаниямладенческого возраста, мистические видения; «с помощью линий, плоскостей,формы, цвета он должен стремиться проникнуть по ту сторону человеческого,достичь Бесконечного и вечного». «Прекрасно все, нарушающее законы привычнойлогики, и прежде всего – чудо» — писал Бретон.
Эффект эстетическоговоздействия произведений сюрреализма строится чаще всего на сознательнойабсолютизации принципа художественных оппозиций. Памятуя, что образ возникает«из сближения удаленных друг от друга реальностей» (поэт П. Реверди),сюрреалисты строят свои произведения на предельном обострении приемовалогичности, парадокса, неожиданности, на соединении принципиальнонесоединимого. За счет этого и возникает особая, ирреальная (илисверхреальная), почти мистическая художественная атмосфера, присущая толькопроизведениям сюрреализма. Они погружают зрителя (или читателя) в самобытныемиры, внешне вроде бы совершенно чуждые чувственно воспринимаемому миру и егозаконам, но внутренне чем-то очень близкие человеку, одновременно пугающие имагнетически притягивающие его. Это какие-то параллельные миры подсознания исверхсознания, в которых бывало или бывает человеческое «Я», когдаразум (или, скорее, рассудок) ослабляет по той или иной причине свой контрольнад ним; когда дух человека устремляется в творческом порыве на поиски своейдуховной родины.
В своем творчествесюрреалисты стремились добиться эффекта, подобного тому, что описываламериканский антрополог Лорен Эйели. «Встреча с другим миром, — говоритон, — это не только выдумка. Это может случиться с людьми реально. Сживотными так же. Порою границы скользят или пересекаются: достаточно быть наместе в нужный момент. Я видел, как это случилось с вороной. Эта ворона — моясоседка. Я никогда не причинял ей ни малейшего зла, но она заботится о том,чтобы держаться на вершинах деревьев, летать высоко и избегать людей. Ее мирначинается как раз там, где останавливается мое слабое зрение. Однако как-тоутром все было погружено в исключительно густой туман, и я брел к вокзалуощупью. Неожиданно на высоте моих глаз появились дна огромных черных крыла,впереди которых торчал гигантский клюв, — и все произошло молниеносно:ворона издала крик ужаса, такой, подобного которому я никогда больше не желалбы услышать. Этот крик мучил меня всю вторую половину дня. Мне пришлосьсмотреть в зеркало и спрашивать себя: что же во мне такого возмутительного.
В конце концов я понял.Граница между нашими двумя мирами соскользнула из-за тумана. Ворона, думавшая,что летит на обычной для себя высоте, вдруг увидела потрясающее зрелище,которое для нее противоречило всем законам природы. Она увидела человека,идущего по воздуху, в самом центре вороньего мира. Она встретилась сдемонстрацией самой абсолютной странности, какую только может вообразить ворона— увидела летающего человека…» Именно к такому ошеломлению, шоку и стремилисьсюрреалисты, добиваясь эффекта тем же самым способом, что и в описанном случае– стиранием границ, смешением двух миров.
Самым дальним своимисторическим предшественником сюрреалисты считают Босха. Более близкиехудожественные истоки сюрреализма восходят к романтизму вообще и к немецкомуромантизму в особенности, где всегда жила тяга к необыкновенному ииррациональному.
Некоторые постулатыэстетики романтизма перекликаются с сюрреализмом. Так, например, Новалисполагал, что только поэт с помощью интуиции может разгадать смысл жизни.Чувство поэзии имеет для Новалиса много общего с чувством мистического,неизведанного, сокровенного. Поэт, согласно Новалису, творит в беспамятстве. Онпредставляет собой в собственном смысле субъект – объект, единство души и мира.По этому поводу французский критик Морис Надо в книге «История сюрреализма»пишет: «С романтизмом французским, английским и главным образом немецкимначалось вторжение в литературу и искусство вкуса не только к старинному,причудливому, неожиданному, но и к противопоставлению уродливого прекрасному, кснам, мечтаниям, меланхолии, ностальгии по потерянному раю, и в тоже время возникаложелание выразить невыразимое». Истоки сюрреализма его основатели находили вистории искусства: в романтизме и в произведениях, культивировавших страшное,абсурдное, неожиданное.
Общность исходныхэстетических постулатов романтизма и сюрреализма все же относительна, во многомвнешняя и не захватывает их художественных концепций. В отличие отромантической, художественная мысль сюрреалистов алогична, в ней царятпроизвольно – капризные ассоциации и причудливые сравнения. Здесь вполнеуместно вспомнить слова Повеля и Бержье о «фантастическом реализме»:«Фантастическое — это наглядная демонстрация естественных законов,непосредственный контакт с действительностью, не профильтрованный черезпокрывало интеллектуального оцепенения, привычек, предрассудков, конформизма.»  Основойтворческого метода был, по определению Бретона, «чистый психический автоматизм,имеющий целью выразить устно или письменно, или любым другим способом реальноефункционирование мысли. Диктовка мысли вне всякого контроля со стороны разума,вне каких бы то ни было эстетических или нравственных соображений… Сюрреализм основываетсяна вере в высшую реальность; на всевластии мечты, на неутилитарной игре мысли.Он стремится разрушить другие психические механизмы и занять их место для решенияважнейших проблем…»
Оккультизм, мистика,экзотические культы, фрейдизм – все это сюрреалисты использовали в своемтворчестве, зачастую в самых неожиданных сочетаниях. Особое место занимало«сближение двух реальностей, более или менее удаленных», в соответствии срекомендацией очень почитавшегося сюрреалистами поэта Пьера Реверди, близкогокубистам и Аполлинеру. Сюрреалистический образ — результат сближенияреальностей, максимально удаленных, что создает впечатление абсолютнойпроизвольности, господства чистой случайности при его возникновении.
Эта подчеркнутаябессмысленность, даже, если можно так выразиться, «антисмысл», являетсянаследием дадаизма. Так, совет дадаистов: «Возьмите газету. Возьмите ножницы.Подберите в газете статью такой длины, какой будет ваше стихотворение.Вырезайте статью. Затем старательно отрезайте составляющие эту статью слова иссыпайте их в мешок. Тихонько помешайте. Потом извлекайте каждое слово в любомпорядке и тщательно приставляйте одно к другому» вполне применим и к поэзиисюрреалистов. Эффект эстетического воздействия произведений сюрреализма строитсяна сознательной абсолютизации принципа художественных оппозиций. Чем дальше отреальности текст, чем он причудливее и бессмысленнее – тем лучше с точки зрениясюрреалистов.
Другой важной чертойсюрреализма является эпатаж. Унаследовав эту черту в первую очередь от дадаизма,сюрреалисты усилии ее до предела. Скандал и шок становятся не толькохудожественным методом, но и образом жизни. Так, например, в 1924 годусюрреалисты памфлетом «Труп» откликнулись на смерть Анатоля Франса. Осыпаяпокойного всевозможными оскорблениями, торопясь «дать пощечину мертвецу»,Бретон, Арагон, Элюар, Супо возвестили о «празднике похорон» традиционализма иреализма. И «Манифест» написан в тоне обвинительного заключения по делу таких«преступников», как логика, реализм, роман. В качестве примера устаревшегостиля «простой информации» Бретон привел не что иное, как отрывок из романаДостоевского «Преступление и наказание», а в качестве образцасюрреалистического стихотворения «насколько возможно произвольное соединениевырезанных из газет заголовков и их частей». И здесь наблюдается то же самоенаследие дадаистов, хотя и основательно расширенное. Дадаизм, весь смыслдеятельности которого представлялся в отрицании, в «протесте против всего», вразрушении и уничтожении, близко подходит к представлению о терроризме как осюрреалистическом акте, высказанном Бретоном.
Наиболеераспространенным методом сюрреализма было «автоматическое письмо» — неконтролируемая сознательно запись возникающих образов, часто производившаяся визмененном состоянии сознания. Мозг, как известно, не знает стыда, и «сумрачныйгений» выплескивался на бумагу потоком причудливых и бессмысленных образов, вкоторых, все же зачастую была какая-то система, пусть и невероятно искаженная. Вэтом потоке нагромождаются горы разных объектов, иногда обыденных,каждодневных, иногда — редких, экзотических, друг от друга удаленных, поройконкретных, порой абстрактных. Так, например, это происходит у Т. Тцара:
…Я шагал по небу головусклонив
меж дымных кустарниковводорослей тропинки
молочные
морские отмелитермометров и планет
где растут фуражкимаяки и павильоны
с граммофоном
цепь гор в золото наживоте
солнце часы и витринамира
ножницы игл режут теньдо ночи
человек укорачиваетсясо временем бесконечно...
сюрреализмабсурд поэтика аполлинер
Несмотря на полнуюбессмысленность, текст этот создает впечатление некого иного измерения,Зазеркалья, живущего по своим законам, лежащим за пределами человеческоговосприятия.
Поскольку препятствием,стоящим между высшей реальностью и “чистым” сознанием, сюрреалисты полагали знания,приобретенные представления, правила и установки, носителями чистого видения иобъектом подражания, с их точки зрения, могут быть дети, “дикари” идушевнобольные. Подобный подход открывал еще один путь к подсознанию – «грезы»,то есть сны и галлюцинации.
Чаще всегопрактиковалась запись снов, о чем писал и сам Бретон: «В 1919 году мое вниманиепривлекли фразы..., которые в полном одиночестве, при приближении сна,становились доступными для сознания...». В «небывалых комбинациях бывалыхвпечатлений» сюрреалистов привлекала именно «небывалость», отсутствие привычныхлогических связей. По той же причине ими проявлялся повышенный интерес кразличным психическим нарушениям. Одно из многих свидетельств особого интересасюрреалистов к патологии — произведение Бретона и Элюара «Непорочное зачатие»(«L'immaculee conception», 1930). Это полутеоретическое произведение,откровенно экспериментальная проза, «лаборатория» сюрреалистических опытов.Намеренность и обдуманность здесь не скрыты: авторы, напротив, предупреждаютчитателя, что, будучи людьми нормальными, сознательно, не посягая на«равновесие разума», предлагают варианты болезненного состояния. Предложенывсего-навсего «симуляции», а «симуляции» похожи на изображение,воспроизведение, они, следовательно, не являются всемогущим принципом письма,особой литературной техникой. Таким образом, в задаче «Непорочного зачатия»таится отступление от сюрреалистического догмата, таится уступка«традиционному» пониманию задач искусства.
Далее следуют «попыткисимуляции» дебильности, маниакальности, общего паралича и т. д. Сюрреалистичныздесь темы, то значение, которое придается болезненному состоянию, патологии,извращениям, состоянию, при котором бессилен разум. Сюрреалистична пронизывающая«потоки сознания» одержимость, как правило, эротически окрашенная. От подобныхэкспериментов сюрреалисты – вполне логично – переходили и к употреблениюнаркотиков. Некоторым из них подобные «эксперименты» в итоге стоили жизни, как,например, Роже Жильбер-Леконту.
Нельзя не заметить, чтоидеи сюрреализма во многом созвучны идеям их современников-оккультистов, вчастности – идеям Алистера Кроули (который, в свою очередь, с одобрениемвысказывался о сюрреализме).Сам Бретон зачастую искал вдохновения в алхимии исатанизме, его современник Рене Домаль самостоятельно изучил санскрит и вновьоткрыл индийскую эстетику; более того, он был убежден, что в Гурджиеве,загадочном кавказском «Учителе», он нашел давнюю, изначальную традицию, давно забытуюна Западе. Вполне близки сюрреализму и многие высказывания уже упоминавшихсяавторов «Утра магов», один из которых – Повель – даже числил Бретона средисвоих друзей. И это не должно удивлять. Выводя творчество за пределырационального мышления, сюрреалисты стремились к эстетике хаоса. Но на практикеэто оборачивалось эстетическим хаосом. «Сверхреальность» неизбежно оказываласьВарпом[1], и этонеудивительно, ведь в своем творчестве сюрреалисты отказывались от разума, асон разума, как известно, порождает чудовищ. И зачастую эстетические приемысюрреализма и становились такими чудовищами.

Основные принципыпоэтики Г.Аполлинера
Гийом Аполлинер (настоящееимя — Вильгельм Альберт Владимир Александр Аполлинарий Вонж-Костровицкий; 26августа 1880, Рим — 9 ноября 1918, Париж) — французский поэт, один из наиболеевлиятельных деятелей европейского авангарда начала XX века.
Гийом Аполлинер умелнаходить разнобразные художественные решения, используя эстетику кубистов ипровозглашая новый способ воспроизведения действительности — сюрреализм,создавая эпические хроники и задушевные лирические стихи, изучая традиции и ища«новых путей в Неизвестное». Разнообразие подходов позволило поэту максимально«приблизиться к жизни и сознанию человека», показав богатство и сложность ихпроявлений.
Будучи в значительнойстепени предшественником сюрреализма (и автором самого термина «сюрреализм»),Аполлинер, нем не менее, не может быть отнесен к сюрреалистам. Слишком обширнымбыл его художественный арсенал в сравнении с последователями Бретона.
Прежде всего, Аполлинерне стремился к полному разрыву с существующей художественной традицией, чтобыло необходимым в сюрреализме. Напротив, он активно обращался к ней. Онутверждал также новаторские принципы: возвращение к природе, однако некопирование ее, поэтику удивления, освобождения духа искусства от всяческихограничений и канонов, сочетание объективного и субъективного, эпоса и лирики,мифа и современности.
Так, ранние стихиАполлинера вполне традиционны по форме и зачастую близки к символизму. Соединивдостижения фольклора, французской поэзии ХIХ века, немецких романтиков иновейшие формы, Аполлинер заставляет звучать стихотворение по-новому — свежо инепринужденно. Вышедший в 1911 году «Бестиарий» также не представляет собойкоренного разрыва с традициями и, что любопытно, имеет некоторое сходство сранними стихами У. Йейтса.
В дальнейшем творчествоАполлинера меняется, отходя от традиционных форм. Наглядной демонстрацией этогоизменения служит вышедший в 1913 году сборник «Алкоголи».
Тогда как частьпроизведений в нем еще сохраняет традиционную форму, другие представляют собойнечто иное. Полностью лишенные знаков препинания, эти стихотворенияпредставляют собой поток сознания, сочетание причудливых образов, сочетающихсяне вполне понятным образом. Словом, такие стихотворения, как «Зона»,предвосхищают творчество сюрреалистов. Однако отнести их к сюрреализму все женельзя. Прежде всего потому, что никакой «сверхреальности» в них еще нет.Аполлинер просто необычным образом сочетает между собой вполне реальныевпечатления от окружающего мира. Он ориентирует стих на ассоциативный образ,вводит в ткань текста некнижное слово, поэтичность поддерживается как с помощьюрифмы, так и через изменение внутренней содержательности. Поэт называл своюреформу стиха, его формальный и содержательный уровни, как не покажетсяпарадоксальным, «натурализмом высшего порядка».
В дальнейшем этатенденция усиливается. Желая точнее передать ход событий — их одновременность,внезапность, динамизм и т.д., — он нередко отказывается от пунктуации,использует отрывочные строки, именительный предложения. Современные реалиисочетаются с историческими, мифологическими понятиями, поэзия частоприближается к прозе. Все это было не просто экспериментаторство, а преждевсего стремлением Аполлинера воссоздать сложный «поток жизни», в котором всесвязи разрываются и одновременно все фрагменты — «осколки реальности» —соединены невидимой цепью, познать которую призвана поэзия. Остаются столь жепричудливыми образы, но Аполлинер по-прежнему не делает их самоцелью. В отличиеот сюрреалистов, для него это лишь средство. Позднее Аполлинер прибегает кприему графического стиха, введя при этом для его обозначения новый термин –каллиграмма.
Французский поэтназывал свое искусство «новым реализмом», «надреализм», «сюрреализмом». Термин«сюрреализм» впервые прозвучал в 1917 г. из уст Г. Аполлинера и определилпоявление нового, модернистского течения. Для поэта сюрреализм был прежде всегосредством познания «не снов, не грез, а реальности» (в отличие от символизма),однако познания, более глубокого чем простое воспроизводение жизни (в отличиеот реалистов). В сюрреализме он призвал поэтов быть Икаром, проводникамиобщества, идти впереди него. По его мнению, поэт должен бороться со старымипоэтическими штампами, творить неожиданное, экспериментировать. Поэзия —своеобразное «удивление» от восприятия жизни и человека, поиски новых,необычных форм отражения бытия. «Когда человек захотел воссоздать ходьбу, онизобрел колесо, которое совсем не похоже на ногу, то есть он поступилпо-сюрреалистически, сам того не понимая», — писал Г. Аполлинер.
Но, как уже говорилось,сюрреализмом в более позднем понимании это не было, базируясь на принципах,хотя и близких, но отличных. Он не стремился к разрыву с художественнойтрадицией и отрицанию ее, как это делали сюрреалисты. Сочетая самые, казалосьбы, несочетаемые образы, Аполлинер стремился не просто захватить вниманиечитателя, но передать свои ощущения от какого-то явления с максимальнойточностью. И, наконец (в чем он и сюрреалисты в значительной мере сходятся),Аполлинер стремится к «удивлению» читателя, имея при этом цель, воздействоватьна его воображение и сделать, в большей или меньшей степени, соавторомпроизведения.

Материалы
ЖаклинШенье-Жандрон. Сюрреализм. (Энциклопедия культур Deja Vu,www.ec-dejavu.net/s-2/Surrealism.html)
БычковВ.В. Эстетика.
Зарубежнаялитература ХХ века
Подредакцией Л.Г.Андреева
Авангард(Новая Философская Энциклопедия. Т. 1)
Сюрреализм(Энциклопедия искусства, www.artprojekt.ru/XX/031/031.html)
«Сюрреализм»(опубликованный реферат, www.neuch.ru/referat/31588.html)
ХозиевМ. Сюрреализм (http://artarv.iriston.com/STATI_Hoziev_Surreal.htm)
Мириманов В. Сюрреализм (ОткрытаяЭнциклопедия Words-Info.com, www.words-info.com/ru/sjurrealizm.html)
Сюрреализм(Библиотека по культурологи, www.countries.ru/library/twenty/surrealism.htm)
ГийомАполлинер: сюрреалист своего времени (GorodInfo, gorodinfo.org.ua/blog/racshiryem_krugozor/2178.html)


Не сдавайте скачаную работу преподавателю!
Данный реферат Вы можете использовать для подготовки курсовых проектов.

Поделись с друзьями, за репост + 100 мильонов к студенческой карме :

Пишем реферат самостоятельно:
! Как писать рефераты
Практические рекомендации по написанию студенческих рефератов.
! План реферата Краткий список разделов, отражающий структура и порядок работы над будующим рефератом.
! Введение реферата Вводная часть работы, в которой отражается цель и обозначается список задач.
! Заключение реферата В заключении подводятся итоги, описывается была ли достигнута поставленная цель, каковы результаты.
! Оформление рефератов Методические рекомендации по грамотному оформлению работы по ГОСТ.

Читайте также:
Виды рефератов Какими бывают рефераты по своему назначению и структуре.