Реферат по предмету "Литература : зарубежная"


Сентиментализм как литературное направление

Торезский УВК — лицей «Спектр»
Работа Малой Академии Наук
Сентиментализм как литературное направление
Выполнила:
Ученица 9-Б класса
Килименко Ирина
Руководитель:
Ельникова Ирина Анатольевна
г. Торез 2010

Содержание
Сентиментализм как литературное направление
Сентиментализм в английской литературе
Сентиментализм во французской литературе
Сентиментализм в русской литературе
Сентиментализм как литературное направление
СЕНТИМЕНТАЛИЗМ. Под сентиментализмом понимают то направлениелитературы, развившееся в конце XVIII-м века и окрасившее собою начало XIX-го, котороеотличалось культом человеческого сердца, чувства, простоты, естественности, особеннымвниманием к внутреннему миру, живой любовью к природе. В противоположность классицизму,который поклонялся разуму, и только разуму, и который вследствие этого в своей эстетикевсе строил на строго-логических началах, на тщательно обдуманной системе (теорияпоэзии Буало), сентиментализм предоставляет художнику свободу чувства, воображенияи выражения и не требует от него безукоризненной правильности в архитектонике литературныхсозданий. Сентиментализм — протест против сухой рассудочности, которая характеризовалаэпоху Просвещения; он ценит в человеке не то, что ему дала культура, а то, что онпринес с собою в глубинах своей натуры. И если классицизм (или, как его у нас, вРоссии, чаще называют — ложно-классицизм) интересовался исключительно представителямивысших социальных кругов, царственными вождями, сферой двора и всяческой аристократии,то сентиментализм гораздо демократичнее и, признавая принципиальную равноценностьвсех людей, опускается в долины будничного быта, — в ту среду мещан, буржуазии,среднего класса, которая в то время как раз выдвинулась и в чисто-экономическомотношении, стала — особенно в Англии — играть выдающуюся роль на исторической сцене.Для сентименталиста интересен всякий, поскольку во всяком теплится, светит и греетинтимная жизнь; и не надо особенных событий, бурной и яркой действенности, для того,чтобы сподобиться попасть в литературу: нет, она оказывается гостеприимной и поотношению к самым обыкновенным обывателям, к самой неэффектной биографии, она живописуетмедлительное прохождение заурядных дней, мирные заводи семейственности, тихий ручеекповседневных забот. Сентиментальная литература никуда не торопится; ее излюбленноюформой служит «длинный, нравоучительный и чинный» роман (в стиле знаменитыхпроизведений Ричардсона: «Памела», «Кларисса Гарлоу»,«Сэр Чарльз Грандисон»); герои и героини ведут дневники, пишут друг другубесконечные письма, предаются сердечным излияниям. Именно в связи с этим сентименталистыстяжали себе заслугу в области психологического анализа: они перенесли центр тяжестииз внешнего во внутреннее; собственно говоря, как раз в этом и заключается главныйсмысл самого термина «сентиментальный»: все направление получило своеимя от сочинения Даниэля Стерна «Сентиментальное путешествие», т. — е.такое описание путешествия, которое сосредоточивается на впечатлениях путешественника,не столько на том, что он встречает, сколько на том, что он переживает. Сентиментализмтихие лучи свои направляет не на объекты реальности, а на воспринимающий их субъект.Во главу угла ставит он чувствующего человека и не только не стыдится чувствительности,но, наоборот, возвеличивает ее, как высшую ценность и достоинство духа. Конечно,это имело свою оборотную сторону, поскольку лелеемая чувствительность переходиладолжные границы, делалась приторной и слащавой, отрывалась от мужественной волии разума; но в самую суть, в самый принцип сентиментализма не входит обязательното, чтобы чувство так преувеличивалось и принимало незаконно-самодовлеющий характер.Правда, на практике многие из исповедников этой школы страдали подобным расширениемсердца. Как бы то ни было, сентиментализм умел быть трогательным, задевал нежныеструны души, вызывал слезы, и в среду читателей и, по преимуществу читательниц,вносил несомненную мягкость, умиление, доброту. Бесспорно, что сентиментализм, это- филантропизм, это — школа человеколюбия; бесспорно, что, например, в русской литературек «Бедным людям» Достоевского линия преемственности идет от «БеднойЛизы» Карамзина, который является у нас наиболее примечательным представителемсентиментализма (в особенности, как автор повестей и «Писем русского путешественника»).Естественно, что писатели-сентименталисты, чутко прислушиваясь, так сказать, к биениючеловеческого сердца, должны были, среди других чувств, составляющих содержаниеего внутренней жизни, особенно воспринять гамму скорбных настроений — печаль, грусть,разочарование, тоску. Вот отчего колорит многих сентиментальных произведений — меланхолия.Сладостными струями ее питались чувствительные души. Типичным образцом в этом смыслеможет служить переведенная Жуковским с английского языка элегия Грея «Сельскоекладбище»; и надо сказать, что на кладбище, в унылую обстановку смерти, крестови памятников, писатель-сентименталист вообще любил водить своего читателя — воследанглийскому поэту Юнгу, автору «Ночей». Понятно и то, что исконный источникстрадания, несчастная любовь, тоже давал сентиментализму любезную возможность обильночерпать из своих вод-слез. Знаменитый роман Гете «Страдания молодого Вертера»исполнен этой влаги сердца. Типичной чертой сентиментализма служит и морализм. Именноо сентиментальных романах говорит Пушкин: «и при конце последней части всегданаказан был порок, добру достойный был венок». В расплывчатой мечтательностисвоей писатели данного направления склонны были непременно усматривать в мире некийнравственный порядок. Они поучали, они насаждали «чувства добрые». Вообще,идиллизация и идеализация вещей, хотя бы и прикрываемых траурной дымкой печали,- существенная примета сентиментализма. И эти идиллизацию и идеализацию он большевсего распространяет на природу. Здесь сказалось влияние Жан Жака Руссо с его отрицаниемкультуры и превознесением природы. Если Буало требовал, чтобы главным местом действияв литературных произведениях служили город и двор, то сентименталисты нередко переселялисвоих героев, а с ними — и своих читателей, в деревню, на первобытное лоно природы,в рамки патриархальной безискусственности. В сентиментальных романах природа принимаетнепосредственное участие в сердечных драмах, в перипетиях любви; на описания природырасточается много восторженных красок, и со слезами на глазах целуют землю, любуютсялунным светом, умиляются птичками и цветами. В общем, надо в сентиментализме тщательноотличать его искажения от его здорового ядра, которое заключается в преклоненииперед естественностью и простотой и в признании высших прав человеческого сердца.Для ознакомления с сентиментализмом важна книга Александра Н. Веселовского«В.А. Жуковский. Поэзия чувства и сердечного воображения».Сентиментализм в английской литературе
Томас Грей.
Родиной сентиментализма была Англия. В конце 20-х годов XVIIIв. Джеймс Томсон своими поэмами «Зима» (1726), «Лето» (1727)и т.п., впоследствии соединёнными в одно целое и изданными (1730) под названием«Времена года», содействовал развитию в английской читающей публике любвик природе, рисуя простые, непритязательные сельские ландшафты, следя шаг за шагомза различными моментами жизни и работ земледельца и, видимо, стремясь поставитьмирную, идиллическую деревенскую обстановку выше суетной и испорченной городской.
В 40-х годах того же столетия Томас Грей, автор элегии«Сельское кладбище» (одно из известнейших произведений кладбищенской поэзии),оды «К весне» и др., подобно Томсону, старался заинтересовать читателейдеревенскою жизнью и природою, пробудить в них сочувствие к простым, незаметнымлюдям с их нуждами, горестями и верованиями, придавая вместе с тем своему творчествузадумчиво-меланхолический характер.
Другой характер носят знаменитые романы Ричардсона — «Памела»(1740), «Кларисса Гарло» (1748), «Сэр Чарльз Грандисон» (1754)- также являющиеся ярким и типичным продуктом английского сентиментализма. Ричардсонбыл совершенно нечувствителен к красотам природы и не любил её описывать, — но онвыдвинул на первое место психологический анализ и заставил английскую, а затем ивсю европейскую публику живо интересоваться судьбою героев и особенно героинь егороманов.
Лоренс Стерн, автор «Тристрама Шенди» (1759-1766) и«Сентиментального путешествия» (1768); по имени этого произведения и самоенаправление было названо «сентиментальным») соединял чувствительностьРичардсона с любовью к природе и своеобразным юмором. «Сентиментальное путешествие»сам Стерн называл «мирным странствием сердца в поисках за природою и за всемидушевными влечениями, способными внушить нам больше любви к ближним и ко всему миру,чем мы обыкновенно чувствуем».Сентиментализм во французской литературе
Жак-Анри Бернарден де Сен-Пьер.
Перейдя на континент, английский сентиментализм нашёл во Францииуже несколько подготовленную почву. Совершенно независимо от английских представителейэтого направления аббат Прево («Манон Леско», «Клевеланд») иМариво («Жизнь Марианны») приучили французскую публику восторгаться всемтрогательным, чувствительным, несколько меланхолическим.
Под тем же влиянием создалась и «Юлия»или «НоваяЭлоиза» Руссо (1761), который всегда с уважением и сочувствием отзывался оРичардсоне. Юлия многим напоминает Клариссу Гарло, Клара — её подругу, miss Howe.Морализирующий характер обоих произведений также сближает их между собою; но в романеРуссо играет видную роль природа, с замечательным искусством описываются берегаЖеневского озера — Вевэ, Кларан, роща Юлии. Пример Руссо не остался без подражания;его последователь, Бернарден де Сен-Пье, в своём знаменитом произведении «Польи Виржини» (1787) переносит место действия в Южную Африку, точно предвещаялучшие сочинения Шатобриана, делает своими героями прелестную чету влюбленных, живущихвдали от городской культуры, в тесном общении с природою, искренних, чувствительныхи чистых душою.Сентиментализм в русской литературе
Николай Михайлович Карамзин.
СЕНТИМЕНТАЛИЗМ В РОССИИ. — В русской литературе буржуазная сущностьевропейского С. потеряла свой социальный смысл. Русское дворянство восприняло новыйстиль европейской литературы как удобную форму для художественного выражения своихновых запросов. Начавшийся распад феодальных отношений толкал известную часть дворянствав сторону личных интересов, интимных переживаний. Назначение искусства теоретикинового направления видели в том, что оно «должно заниматься одним изящным,изображать красоту, гармонию и распространять в области чувствительного приятныевпечатления» (1793, «Что нужно автору?» Карамзина). «Поэзия- цветник чувствительных сердец» — говорил Карамзин. Поэт — «искусныйлжец», «находит в самых обыкновенных вещах пиитическую сторону»,«описывает те предметы, которые к нему близки и собственною силою влекут ксебе его воображение», но это расширение круга явлений, подлежащих ведениюпоэта, сравнительно с поэтикой классицизма ограничено требованием: «молодомупитомцу Муз лучше изображать в стихах первые впечатления любви, дружбы, нежных красотприроды, нежели разрушение мира, всеобщий пожар Натуры и пр. в сем роде» (изпредисловия ко 2-й книжке «Аонид», 1796). В жанре элегии разрабатывалисьтемы любви, дружбы, сельской натуры с нарочитым вкусом к «чувствительным»сюжетам. Меланхолия — «нежнейший перелив от скорби и тоски к утехам наслажденья»- считается настроением «милее всех искусственных забав и ветренных утех».Мысли о кладбище, размышления на кладбище ночью при луне с воспоминаниями об Юнге,Оссиане, Грее типичны для меланхолика, любующегося слезой своей и прославляющеготворца вселенной. Идиллические воспоминания о прошедшем, розовые мечты о будущем,о власти провидения входят в душевный багаж поэта-сентименталиста, признавшего,что разум, к-рый революционная буржуазия во Франции провозгласила могучей силойобновления мира, недостаточен и что воспитывать надо «сердце» — «виновник дел великих, дел благородных». Лирика Карамзина (см.), Жуковского(см.), И. Дмитриева (см.), Капниста, Нелединского-Мелецкого (см.), Кайсарова, Карабанова,П. Львова, А. Турчаниновой, сотрудников «Московского журнала», «ВестникаЕвропы», «Ипокрены, или утех любословия», «Чтения для вкуса,разума и чувствований» и т.п. насыщена указанной тематикой. Культ природы,натуры вызвал особый жанр путешествий. «Письма русского путешественника»Карамзина с припоминанием «чувствительного, доброго, любезного Стерна»сделались образцом, к-рому следовали многочисленные «чувствительные путешественники»- Невзоров («Путешествие в Казань, Вятку и Оренбург в 1800», М., 1803),Шаликов («Путешествие в Малороссию», М., 1803), В. Измайлов («Путешествиев полуденную Россию», 1800-1802), М. Гладкова («Пятнадцатидневное путешествиепятнадцатилетнего, писанное в угождение родителям и посвящаемое пятнадцатилетнемудругу», П., 1810) и т.д. Цель путешествий — «исповедь о себе»,«беседа с самим собою и с друзьями о происшествиях мира, о судьбе земных народов,о собственных чувствах». Наряду с описаниями чувствительных эмоций, то и деловозникающих у путешественников, с повторением тематики, сентиментальной лирики(меланхолия, мечта, кладбище и пр.) жанр путешествий вводил в читательский оборотсведения о разнообразных частях света, о памятниках культуры, о выдающихся людях(Карамзин в «Письмах» о Гердере, Виланде, Канте и др.). Из-за чувствительныхтирад о натуре и мечтах «под током речек» редко выступала безотраднаякартина подлинной жизни, зато трезвая политика великодержавного помещика нагляднопроявлялась в сочинениях В. Измайлова, защищавшего колонизаторскую деятельностьв Крыму, или П. Сумарокова в «Досугах крымского судьи, или втором путешествиив Тавриду» (1803), предлагавшего выселить татар из Крыма. «История несчастийрода человеческого», входила в программу сентиментальной беллетристики, гдедве струи — «ужасное» и «чувствительное» — сливались в одинпоток трогательных эмоций, вызванных несчастной судьбой кого-либо из героев, героиньили «страшными» эпизодами. Роман Гнедича «Дон Коррадо де Геррера,или дух мщения и варварства гишпанцев» (1803) и повесть Карамзина «БеднаяЛиза» (1792) наиболее типичны в этом жанре. Повести под заглавием «БеднаяЛилла» (1803), «Бедная Маша» (1803), «Несчастная Маргарита»(1803), «Обольщенная Генриетта», «История бедной Марьи»,«Несчастные любовники» и пр. вызывали «нежные чувства» сочувствияк «бедным», но пейзанский колорит в изображении крестьянской или мещанскойжизни, мелодраматические эффекты заслоняли правду жизни и тем самым вскрывали«мир существенности» крайне ограниченно действительностью. Слабые росткиправдоподобия заметны и в так называемом историческом романе сентиментальной школы.Попытки на основании документов, семейной хроники, предания нарисовать прошлое облекалисьв форму привычной идиллии или фантастики: «Наталья боярская дочь» (1792),«Марфа Посадница или покорение Новгорода» (1803) Карамзина, «Рюрик»А.М. — ского (1805), «Ксения Княжна Галицкая» (1808), следуя иногда довольноточно мелким фактам исторического характера, давали ложную идеализацию давно прошедшего.Та же линия сглаживания противоречий социальной жизни, идиллического отношения кдействительности в сентиментальной драматургии, насыщенной «коцебятиной»:Ильин, автор драмы «Лиза, или торжество благодарности» (1801), «Великодушиеили рекрутский набор» (1803); Федоров, автор пьесы «Лиза, или следствиегордости и обольщения» (1804); Иванов, автор пьесы «Награжденная добродетель,или женщина, каких мало» (1805), и пр. Все элементы сентиментального стиляподчинены были одному художественному принципу: «Слог, фигура, метафора, образы,выражения — все сие трогает и пленяет тогда, когда одушевляется чувством»(Карамзин, Что нужно автору?, 1793). Работа над языком должна была содействовать«обрабатыванию сердца». Изящная речь, чуждая просторечья, провинциализмов,церковно-славянизмов, построенная по образцу французских писателей — «образцовтонкости и приятности в слоге» (Карамзин), легла в основу реформы литературногоязыка в школе Карамзина. Отбор слов, грамматические формы, синтаксические структурыломали церковнокнижную стихию литературного языка, превращая его в орудие борьбыдворянской интеллигенции против архаических форм. Благодаря этому, а также благодарянекоторому расширению тематики С. в России имел известное прогрессивное значение.Политические события, с начала XIX в. вызывавшие под воздействием европейской жизнисложную реакцию в общественной действительности России, содействовали ускорениюконца сентиментального направления. Русский С. стал разлагаться, попадая отдельнымистилевыми тенденциями во вновь слагавшиеся литературные направления или совсем прекращаясвое существование. «Было время, когда всякой хотел славы сентиментального;наступило другое — и всякой старается кстати и некстати сказать и написать — умноили глупо, нужды нет! эпиграмму против сентиментального», констатировала положениедел на лит-ном фронте «Аглая» в 1808. Элементы некоторой чувствительностив дальнейшем развитии русской литературы вошли в столь далекие по существу от С.течения, что их наличие в творчестве авторов «Станционного смотрителя»или «Шинели» или «Бедных людей» нужно рассматривать как явлениясовершенно иного исторического и эстетического значения.
сентиментализм литературное направление
Литература
1. Сиповский В.В., Н.М. Карамзин, автор «Писем русского путешественника»,СПБ, 1899; Его же, Очерки из истории русского романа, т. I, вып.2, СПБ, 1910;
2. Веселовский А.Н., В.А. Жуковский, СПБ, 1904 (изд.2, П., 1918), гл.I. Эпохачувствительности;
3. Резанов В.И., Из разысканий о сочинениях В.А. Жуковского, вып. I, гл. IX,СПБ, 1906; вып. II, гл. XXIII, П., 1916;
4. Игнатов И.Н., Театр и зрители, ч.1, М., 1916, стр.79-103;
5. Роболи Т.А., Литература путешествий, в сб. «Русская проза», Подредакцией Б. Эйхенбаума и Ю. Тынянова, Л., 1926;
6. Скипина К.А., О чувствительной повести, в сб. «Русская проза»,Л., 1926; Саккулин П.Н., Русская литература, ч.2, период второй, гл. IX, М., 1929.
7. Ю. Подольский. Литературная энциклопедия: Словарь литературных терминов:В 2-х т. / Под редакцией Н. Бродского, А. Лаврецкого, Э. Лунина, В. Львова-Рогачевского,М. Розанова, В. Чешихина-Ветринского. — М.; Л.: Изд-во Л.Д. Френкель, 1925
8. «История немецкой литературы» В. Шерера (русский перевод под ред.А.Н. Пыпина, т. II).
9. А. Галахов, «История русской словесности, древней и новой» (т.I, отд. II, и т. II, СПб., 1880).
10. M. Сухомлинов, «А.Н. Радищев» (СПб., 1883).
11. «История русской литературы» А.Н. Пыпина, (т. IV, СПб., 1899).
12. Алексей Веселовский, «Западное влияние в новой русской литературе»(М., 1896).


Не сдавайте скачаную работу преподавателю!
Данный реферат Вы можете использовать для подготовки курсовых проектов.

Поделись с друзьями, за репост + 100 мильонов к студенческой карме :

Пишем реферат самостоятельно:
! Как писать рефераты
Практические рекомендации по написанию студенческих рефератов.
! План реферата Краткий список разделов, отражающий структура и порядок работы над будующим рефератом.
! Введение реферата Вводная часть работы, в которой отражается цель и обозначается список задач.
! Заключение реферата В заключении подводятся итоги, описывается была ли достигнута поставленная цель, каковы результаты.
! Оформление рефератов Методические рекомендации по грамотному оформлению работы по ГОСТ.

Читайте также:
Виды рефератов Какими бывают рефераты по своему назначению и структуре.