Реферат по предмету "Литература : зарубежная"


Русская литература 30-50-х годов: А.П. Платонов, А.А. Ахматова и Б.Л. Пастернак

Реферат
на тему: «Русская литература 30-50-х годов: А.П.Платонов, А.А. Ахматова и Б.Л. Пастернак»
 

РУССКАЯ (СОВЕТСКАЯ) ЛИТЕРАТУРА 30—50-х гг.
В1934 г. состоялся IСъезд писателей СССР под председательством М. Горького. Съезд вменил вобязанность всем литераторам пропагандировать социалистический идеал какединственно верный при построении счастливого бесклассового общества. Былинамечены контуры «положительного героя», утверждающего «бытие как деяние»,исповедующего «социалистический гуманизм» и атеизм. Требованиямсоциалистического реализма отвечали такие произведения, как «Танкер «Дербент»Ю. Крымова, «Цемент» Ф. Гладкова, «Далеко от Москвы» В. Ажаева, «Мужество» В.Кетлинской и др. В эти же годы продолжали творить М. Булгаков, А. Платонов, М.Зощенко, А. Ахматова, Б. Пастернак, О. Мандельштам, не разделявшиетриумфального шествия казарменного социализма, идеи партийности литературы,понимавшие трагизм происходящего. Так сложились две литературы — «придворная» игонимая.
Абсурдность эпохи 30-х гг. точно передана в стихотворении Н.Тряпкина.
Сколько было всего: и литавры, и бубны, и трубы, И со всехверхотур грохотали вовсю рупора, И с каких-то подмостков кричали какие-то губы.Только я их не слышал: повсюду кричали «ура!». Это были авралы, и штурмы, ивстречные планы, Громовое «даешь!» и такое бессменное «есть!», А потом лихачиуходили туда, в котлованы, И вовсю воровали — и тачки, и цемент, и жесть… Этугорькую соль и теперь мы никак не проварим, Этих жутких картин и теперь мы несможем забыть, И летят в никуда, и сгорают в незримом пожаре И леса, и хлеба, игустая пчелиная сыть… Замолчите кругом и литавры, и бубны, и трубы! Негремите, витии! Заткнитесь вверху, рупора! Ибо вижу над миром беззвучнокричащие губы, Я хочу их услышать. Пора. (1961)
В этом стихотворении — и умение «схватить» образ эпохи, инекрасовская интонация покаяния и суда, и образы «котлована» и «пожара»,вошедшие в нашу литературу как символы страшных десятилетий.
Позже, на XXIV съезде КПСС М. Шолохов заявит:«… Без ложной скромности можно сказать, что сделали мы очень много в смыслеперевоспитания человека, средствами искусства воздействуя на его пробуждение ирост. Общепризнанно, что наша литература — самая идейная. И можно смелосказать, что нет в мире такой страны и нет такой литературы». Особенно труднобыло «перевоспитывать» русского писателя. К началу войны уже не было в живых И.Бабеля (Лубянка), О. Мандельштама (лагерь); травили и не печатали А. Платонова,М. Зощенко, А. Ахматову (Постановление ЦК ВКП(б) 1946 г., исключение из Союзаписателей, обрекавшее их на голод); В. Шаламов отбывал срок на Колыме (50-егг.); Б. Пастернак был объявлен предателем народа, его заставили отказаться отполучения Нобелевской премии (конец 50-х); А. Солженицын выдворен из страны(70-е гг.). Такова была практика социалистической идеологии, «целина»сознания была уже поднята.
 
А.П. ПЛАТОНОВ (1899—1951)
Повесть «Сокровенныйчеловек». Длятворчества Андрея Платоновича Платонова характерны устойчивые, сквозные темы. Иодним из ключевых в его произведениях является образ странника. Вот и ФомаПухов, герой повести «Сокровенный человек», отправляется в путь на поиск смыслапролетарской революции и вечной истины. Писатель назвал своего любимого героя«сокровенным человеком», духовно одаренным, «потаенным», то есть внешне вродебы простым, даже равнодушным, каким-то Иваном-дурачком, а на деле — глубокимфилософом и правдоискателем. «Без меня народ неполный», — говорит он, даваяпонять, что кровью и плотью связан с нацией. Он привык странствовать, этотПухов, и если народ пошел в поход за золотым руном, то он тоже покидает свойдомишко. «Согласны ли вы, товарищ Пухов, за пролетариат жизнь положить?» — спросилу него комиссар. «Кровь лить согласен, только чтобы не дуриком», — ответилстрого Пухов, воспринимавший революционную идею как отдаленный гул, ведьглавное для него — быть со своими. Он знал и не считал за особый героизм, чтоего поколение работает на будущее, проведя аналогию между жизнью человека иприроды: «Листья утрамбовывались дождями в почву и прели там для удобрения,туда же укладывались для сохранности семена. Так жизнь скупо и прочнозаготовляет впрок». Автор показывает, что революция не находит места в душеисконного пролетария Пухова. Истина и счастье вновь ускользают от героевПлатонова.
Повесть «Котлован». Двойник Пухова, Вощев, главный герой повести, на призывпредседателя завкома «жить и молчать» тоже имеет что сказать: «Мне без истиныне жить». Сафронову, другому строителю котлована, захотелось возразить: «Неесть ли истина лишь классовый враг?» И уже в экспозиции повести читательпонимает, что спорить будут истина и ложь и спор будут вести «сокровенныйчеловек» Платонова и государство.
Сюжет повести нехитрый: бригада роет котлован для… утопического Дома Всеобщего Счастья. В процессе строительства этого дома(читай: счастливого будущего) в каждом взрастет «вещество братства» подвлиянием коммунистических идей и совместного труда. Котлован — основафундамента, на котором можно начинать строить дом. Но сразу возникаютразногласия между маленьким человеком и начальником, утверждающим, что работатьнужно «по готовому плану треста». Вощев же считает, что без понимания,«без думы люди действуют бессмысленно». Его уволили с завода из-за того, что он«думал о плане общей жизни», а для государства, как известно, главный враг — мысльраба.
Так и будет развиваться сюжет: событие — мысль «сокровенногочеловека», событие — спор с государственным чиновником.
Идет Вощев работу искать и заходит в домик путевогообходчика, а там ссорятся. «Их тело сейчас блуждает автоматически… сущностиони не чувствуют». «Отчего вы не чувствуете сущности… У вас ребенок живет, авы ругаетесь… Вы чтите своего ребенка, когда вы умрете, то он будет», —говорит Вощев вроде бы «проходные» слова. Но это не так! Дитя, котлован, Вощев— все связано в мире Платонова, словно идущего за Достоевским, отвергавшим идею«счастья», купленного ценой хотя бы одной «слезинки» ребенка. «Ребенок живетбез упрека, вырастая себе на мученье», — говорит Вощев, и за его словами оченьважная мысль, что именно дети, их судьба должны быть критериями того дома счастья,который придумали для него взрослые. Не случайно перед идущим по дороге Вощевымпоявляется отряд—пионеров с оркестром, игравшим «музыку молодого похода». Скакой нежностью смотрит Вощев на их слабые, мужающие тела, «задумчивые,внимательные головы» в красных беретах, ноги, «покрытые пухом юности»! Смотрелс робостью, потому что дети — это время, созревающее в свежем теле,боялся, что взрослый мир не оправдает надежд и движения «быстрых, смуглых ног».
Тема ответственности затот мир, который строят в наследство этим детям, вошла в повесть «Котлован»…В бригаду строителей Чиклин привел найденную около умиравшей от голода материдевочку Настю. Мать наказала ей никому не рассказывать о том, что родилась от«буржуйки» («а то тебя заморят»). Она уже знала, что новый мир поделил детей на«своих» (пионеры) и «чужих». Но простые строители не знали идеологическихустановок государства, приласкали Настю и начали просвещать. Настя спросила промеридианы на карте СССР, и Чиклин, «желая дать ей революционный ум», ответил,что это «загородки от буржуев». Настя все поняла: «А моя мама через загородку неперелезала, а все равно умерла». Умный интеллигент Прушевский опечалился:«Этому существу, наполненному, точно морозом, новой жизнью, надлежит мучитьсясложнее и дольше его». Когда девочка заснула, красноречивый Сафроноввосторженно заключил: «Из радио и прочего культурного материала мы слышим лишьлинию, а щупать нечего. А тут покоится вещество создания и целевая установкапартии — маленький человек, предназначенный состоять всемирным элементом! Радитого нам необходимо как можно внезапней закончить котлован, чтобы скорейпроизошел дом и детский персонал огражден был от ветра и простуды каменнойстеной!» Но что настораживает Платонова в счастливом водворении Насти вбригаду? И то, что мать не случайно научила дочку скрывать свое происхождение,и то, что девочка станет «своей», если скроет свои «корни», откажется отматери, и то, что этот мир, торжественно провозгласивший Настю смыслом егореволюционных деяний, сначала отнял у нее самое дорогое — маму, натеплом животе которой она привыкла спать. Настя полюбила своих приемныхродителей, но тосковала о маме. В финальной сцене перед смертью своей, онапопросила Чиклина, разводившего костер, чтобы ее согреть: «Неси мне мамины кости,я хочу их!» Почему умерла девочка — от недоедания, от слабости, от тоски помаме? Нет, по мысли Платонова, все значительно сложнее. Мир, в который она ужевступила, рано или поздно совершит духовное убийство своих детей.Вглядимся в черты социалистического мира — колыбели и для пионеров, и дляНасти. Артель называлась «Первая Образцовая», колхоз — имени Генеральной Линии.Новый бог — благодетель Ленин (Настя знала, что «главный — Ленин»), Радио всевремя работало, как вьюга, и провозглашало, что «каждый трудящийся долженпомочь скоплению снега на коллективных полях», радио требовало, чтобы крестьяне«обрезали хвосты и гривы у лошадей» для продажи за границу. Лозунги, лозунги,один абсурднее другого! Например: «Мобилизовать крапиву на фронтсоциалистического строительства!» (Сатира Платонова обрушилась на тех, кто былубежден, что люди должны «приобретать смысл классовой жизни из трубы».)«Энтузиазм» провозглашен как закон. (Социалист Сафронов: «У кого вштанах лежит билет партии, тому надо беспрерывно заботиться, чтобы в теле былэнтузиазм труда… Мы должны бросить каждого в рассол социализма… чтобыпроизошел энтузиазм».) Плакаты подбадривают и нацеливают («За партию, заверность ей, за ударный труд, пробивающий пролетариату двери в будущее»).Оркестры и марширующие пионеры должны создавать некоторую праздничность,заглушая вопли раскулаченного врага, плывущего на плоту в открытое море. Вкружках по ликвидации безграмотности счастливых девушек обучают новым словам:«авангард», «актив», «аллилуйщик», «антифашист», «большевик», «бугор»,«буржуй», «колхоз есть благо бедняка», «браво-браво, ленинцы», «бюрократ». В ихподборе заложена идея оболванивания человека классовой враждой как нормой инеизбежностью. А в это время в деревне умирал скот, хоронили активистов иговорили пламенные речи. На нового человека смотрело * сиротство с кучейинвентаря посреди». И Вощев скорбно думает: «Устало длилось терпенье на свете,точно все живущее находилось где-то посредине времени и своего движения».«Черное солнце», «черная густая подземная туча», «ветер, похожий на цветпогребения» — детали платоновского пейзажа — вся природа отпевала человеческиедействия.
Вот мир, в который вступила Настя, отравилась им и умерла, —абсурдный, фантасмагорический, страшный мир! Мир, породивший свои типы.
Жачев — инвалид гражданской войны, богатырь со сломленнойпсихикой. Он торопится жать урожай революции, хочет справедливостинемедленно… Обирает приспособленцев-бюрократов и по-своему мучается: «Мне безистины стыдно жить».
Сафронов — активист и энтузиаст, любитель «красоты жизни ивежливости ума» («Я этих пастухов и писцов враз в рабочий класс обращу», «Давнопора кончать зажиточных паразитов», «Мы не животные. Мы можем жить радиэнтузиазма»),
Козлов тоже энтузиаст. Все беспокоится, почему землю медленнороют. «Кляузник», взявший курс на интеллигенцию, доносчик, мечтающий умереть сэнтузиазмом, чтобы «весь класс его узнал и плакал над ним».
Пашкин —профуполномоченный, председатель профсовета, «шишка», лидер профсоюзного ипартийного движения, приспособленец, стригущий купоны при новой жизни. Жена емувсе время напоминает, что он должен иметь господствующее значение. Пашкин изпороды советских «толстяков», которые всегда будут травить ученого, поэта,романтика. Как он «переживает» низкий темп строительства котлована! И, чтобынемножко забежать вперед генеральной линии, предлагает увеличить его размеры вшесть раз, мечтая, что «линия увидит его, и он запечатлеется в ней вечнойточкой». Пашкины всегда будут жить за счет Вощева, Чиклина, Жачева, Насти.Жачев заставляет Пашкина обратить на нее внимание: «Наклонись, стервец, к еекостям, откуда ты сало съел». Вот вам социализм, равенство и братство напрактике!
Этот мир довольно быстроразвращал Настю и ей подобных. «Умирать должны одни буржуи, а бедные нет!»,«Убей их пойди» (о кулаках), «Как ночью заснете, так я вас изобью» — такиестрашные слова говорила эта милая, хрупкая, добрая девочка. Ее гибель и гореВощева, Чиклина, Жачева — человеческое возмездие казарменному, бездушному,тоталитарному режиму, покушавшемуся и на детей, чтобы растлить ихдемагогией и жестокостью установок большевизма
 
А.А. АХМАТОВА
(1889—1966)
Комментируя дату своего рождения, 23 июня 1889 г., АннаАндреевна Ахматова обнаружила, что в этот же день родился Чарли Чаплин и«Крейцерова соната» Толстого, Париж праздновал столетие падения Бастилии, а вночь на Руси справляли праздник Ивана Купалы. Она всегда ощущала себя частьюединого мира и видела некие мистические знаки в дате, когда появилась на свет.
Передо мной безродной, неумелой Открылись неожиданные двери,И выходили люди и кричали: «Она пришла, она пришла сама!»
И чем сильней они меня хвалили, Чем мной сильнее людивосхищались, Тем мне страшнее было в мире жить, И тем сильней хотелосьпробудиться...
Она назовет счастье «пыткой счастья», и не всем будетпонятно, почему отвергается счастье как норма жизни. Почему страшно стало ейжить? «И знала я, что заплачу сторицей, в тюрьме, в могиле, в сумасшедшем доме— везде, где просыпаться надлежит таким, как я...» Что за загадки? «Без имени,без плоти, без причины уже я знала список преступлений, которые должна ясовершить...» В этом не высокомерное чувство своего особого предназначения, апредчувствие серьезных испытаний и осознание того, как непросто удержаться отсоблазнов славы, любви. В ней был великий страннический дух и жажда жить средилюдей, отказавшись от своего дома.
Много нас, таких бездомных, Сила наша в том, Что для нас,слепых и темных, Светел Божий дом...
Лирическая героиня обращается к «божьему престолу» с мольбойо вдохновении, о правде, о силе для исполнения земного долга перед людьми. Онабудет общаться и с юродивыми, и с каторжниками, и самоубийцами — со всеми, ктонуждается в словах любви. Она просит Бога помочь ей преодолеть «немотучудесную» во имя «песнопений», которые напоят людей.
Героиня Ахматовой — не только отражение ее личной судьбы, нои вечная женщина, со всеми проявлениями женской доли и женского голоса. Это июная девушка в ожидании любви, и зрелая женщина, и сестра, и мать, и жена. «Всесвидетельствует не о плаксивости по поводу женских пустяков: в них заложензаряд отрицания богемности» — так отозвался о ее сборнике «Четки» Ю.Айхенвальд. «Отрицание богемности», «чистого искусства» началось у Ахматовойпочти сразу. В 1914 г. она уже окончательно пришла к самой себе:
Из памяти, как груз отныне лишний,
Исчезли тени песен и страстей,
Ей, опустевшей, приказал Всевышний
Стать страшной книгой грозовых вестей...
С началом первой мировой войны в лирике Ахматовой появляютсятрагические ноты. Она ощущает себя частью поколения, и судьба России становитсяцентром ее скорби:
Только нашей земли не разделит
На потеху себе супостат:
Богородица белый расстелит
Над скорбями великими плат. (1914)
В 20-е гг. Ахматова стоит перед выбором: уезжать или остатьсяв России. Эту эпоху поэт воспринимает как трагическое время потерь: критиканазывает ее «салонной барынькой», многие друзья уехали, расстрелян Н. С.Гумилев, ее бывший муж, страна переживает национальный раскол. Голос Ахматовойналился силой, мужеством, свое предназначенье она видит в том, чтобы до концаразделить судьбу родины:
Мне голос был. Он звал утешно,
Он говорил: «Иди сюда,
Оставь свой край, глухой и грешный,
Оставь Россию навсегда»...
… Но равнодушно испокойно
Руками я замкнула слух,
Чтоб этой речью недостойной
Не осквернился скорбный дух.
Лирическая героиня стихотворения сознает, что жить в «краюглухом и грешном» и быть чистой нельзя, но и свою греховность принимает каквозмездие всей стране, как стыд за то, что творят потомки Пушкина. События 1937г. нашли отражение в исполненной внутреннего героизма поэме «Реквием»,потрясающей полным слиянием женщины-поэта с корчащейся от мук «безвиннойРусью».
Третья «эпоха воспоминания» приходится на 1941—1945 гг.Гонимая властью, Ахматова поднялась над обидами. Ее мужественный голос звучитна всю Россию:
И та, что сегодня прощается с милым, —
Пусть боль свою в силу она переплавит.
Мы детям клянемся, клянемся могилой,
Что нас покориться никто не заставит. (1941)
Мы знаем, что ныне лежит на весах
И что совершается ныне,
Час мужества пробил на наших часах,
И мужество нас на покинет...(1942)
«Мы сохраним тебя, русская речь, великое русское слово», —заверяла Ахматова от лица России, и сама в это время работала над статьями оПушкине.
Постановление ЦК ВКП(б) 1946 г. об антисоветском пафосе еетворчества лишило Ахматову средств к существованию, и, чтобы заработать нажизнь, она стала переводить.
О Боже, за себя я все могу простить,
Но лучше б ястребом ягненка мне костить
Или змеей уснувших жалить в поле,
Чем человеком быть и видеть поневоле,
Что люди делают, и сквозь тлетворный срам
Не сметь поднять глаза к высоким небесам.
Это стихотворение, написанное в 1916 г., передает духовноесостояние Ахматовой и в 1921-м, и в 1937-м, и в 1941-м, и в 1946-м, и в 1966-м,когда подошли последние минуты ее земной жизни. Всю жизнь прожила она счувством личной вины за преступления людей перед небесной истиной!
Ее утонченность, высокая образованность, высокий православныйдух, нестяжание сокровищ земных, музыка ее чистой, одухотворенной поэзии неподлежат забвению.
Б.Л. ПАСТЕРНАК
(1890—1960)
Борис Леонидович Пастернак родился в семье живописца ипианистки, их дом был домом не только высоких интересов искусства, но ивеликого труда. В 1913 г. состоялся его поэтический дебют:
Февраль.
Достать чернил и плакать!
Писать о феврале навзрыд,
Пока грохочущая слякоть
Весною черною горит...
В этих стихах уже можно увидеть манеру будущего великогопоэта — пронзительный лиризм, импрессионизм, выпуклость, осязаемость образов,передающих и цвет, и звук явления, особую прозрачность стиха. Пастернака ни скем не спутаешь: «шелест листьев был как бред», «даль пугается», «воздух синь,как узелок с бельем у выписавшегося из больницы». Первый поэтический сборник«Близнец в тучах» Пастернак выпустил в 1914 г.
Дореволюционное творчество поставило поэта в один ряд сБрюсовым, Цветаевой, Ахматовой, Мандельштамом, Гумилевым. Революцию невоспевал. Осмысливал, чтобы потом написать роман «Доктор Живаго».

Гул затих.
Я вышел на подмостки,
Прислонясь к дверному косяку,
Я ловлю в далеком отголоске,
Что случится на моем веку.
(Из стихов Юрия Живаго)
Образ «сумрака ночи тысячью биноклей на оси» — это образтревоги, какого-то капкана, в который может попасть поэт. Он ждал арестанепонятно за что, как многие в те годы. Но продолжал работу, которая наполняладушу радостью.
Выход каждого поэтического сборника знаменует определенныйэтап в творческом пути Пастернака. В 1922 г. увидела свет вторая книга стихов«Сестра моя — жизнь», в 1923-м — «Темы и вариации», в 1934-м — «Второерождение», наконец, в 1943 г. — «На ранних поездах». Затем в творчестве поэтанаступил вынужденный перерыв. В эти годы Пастернак занимался в основномпереводами.
«Когда разгуляется»(1956—1959) — последняя книга зрелого мастера. В ней каждое стихотворение —программное для поэта, и все они связаны между собой в единый цикл. «Во всеммне хочется дойти до самой сути» — его нравственное и поэтическое кредо. «Дойтидо самой сути в работе, в поисках пути, в сердечной смуте». Вот оноглавное триединство для поэта: работа = творчество, главная магистраль жизни —путь, любовь. Свой взгляд на поэтический труд художник выразил по-своему:
 
Я б разбивал стихи, как сад.
Всей дрожью жилок
Цвели бы липы в них подряд.
Гуськом, в затылок.
В стихи б я внес дыханье роз,
Дыханье мяты,
Луга, осоку, сенокос,
Грозы раскаты...
Для Пастернака стихи — это прежде всего красота, воссоздающаябожественную природу и человека в ней. Он не приемлет желания некоторых поэтовбыть «крупными» по охвату гражданской проблематики и «делания» себя известным,«полководцем человечьей силы» («Быть знаменитым некрасиво»).
Цель творчества — самоотдача,
А не шумиха, не успех.
Позорно, ничего не знача,
Быть притчей на устах у всех.
Экзальтация ранней лирики уступила место простоте,отточенности слова и мудрости. А впрочем, нет-нет, да и взрывала «лирическаядерзость» поэта привычные образы, например, женской красоты: «ты сейчас всяогонь, вся горенье» — обычно. А вот свежо, волшебно: «Дай запру я твою красотув темном тереме стихотворенья». Дойти до сути женской натуры — и воспеть ее.Дойти до сути природы. Книга «Когда разгуляется» как бы вмещает в себя дваплана: один связан непосредственно с состоянием природы, второй — с духовнымсостоянием человека. Вчера человека преследовали тучи злобы, зависти, но вот«разгулялось», чернота ушла, и открылся мир не просто красивой природы, а мирвечности, истории («в мерцающих венцах бессонниц святые, схимники, цари...»).Простор земли поэт сравнивает с внутренним пространством собора, а соборвмещает в себя «простор земли». Его музыкант («Музыка») играет не просто пьесу,но «собственную мысль, хорал, гуденье мессы, шелест леса», и в его импровизациивсе разнородные понятия сливаются в целое жизни, хорал духа и природы.Жизнь — хорал, в котором каждая травинка, каждая клавиша, каждый человек ведетсвою партию. Какая же «партия» у самого Пастернака?
Мыслитель в стихах, он, как и его любимый герой Юрий Живаго(роман «Доктор Живаго»), — духовный доктор, развенчивающий бесчеловечноесоциальное творчество XX в.и напоминающий о другом пути:
Я в гроб сойду и в третий день восстану, И, как сплавляют пореке плоты, Ко мне на суд, как баржи каравана, Столетья поплывут из темноты...
Иисус Христос в Евангелии от Луки (2,17) объясняет цельсвоего прихода: «Не здоровые имеют нужду во враче, но больные. Я пришелпризвать не праведников, но грешников к покаянию». Не это ли делает своеймученической судьбой Юрий Живаго, жизнь которого явно спроецирована набиблейский сюжет: странствия — поучения — крестное страдание — жертва —распятие — смерть — воскресение?
Пастернак работал над романом в течение десяти лет (1945—1955)и в 1956 г. отдал его в редакции журналов «Новый мир» и «Знамя», которыеотказали ему в публикации. Издание романа в итальянском издательстве сделалоПастернака знаменитым на весь мир. В 1958 г. ему была присуждена Нобелевскаяпремия, после чего на него началась травля со стороны властей. «За выдающиесядостижения в современной лирической поэзии и на традиционном поприще великойрусской прозы» — так обосновывалась премия, которую К. Федин назвал «платой запредательство», требуя от Пастернака немедленного отказа от нее. В Литинститутебыла спешно организована демонстрация с плакатами, требующими высылкиПастернака за границу. (А ведь роман-то никто из демонстрантов не читал!!!)Средства массовой информации не стеснялись в выражениях: «роман антинароден», внем — «дух ненависти и презрения к простому человеку», «Иуда — вон из СССР»,«дармоед» и т. д. Пастернак от премии все-таки отказался, за границу не поехал,объяснив: «… Я мечтал поехать на Запад как на праздник, но на праздникеповседневно существовать бы не смог… Пусть будут родные березы, привычныенеприятности и даже — привычные гонения. И — надежда».
Фамилия «Живаго» исконнорусская, и взялась она из молитвы, прославляющей Духа Живага, носителемкоторого на земле является человек. Пастернаку, как и его герою, претятнатужный героизм, риторика, суета, ибо они не заключают сокровища подлинноживого духа истинно творческой личности, ищущей в иных сферах бытия —религиозных, философских, нравственных, поэтических.


Не сдавайте скачаную работу преподавателю!
Данный реферат Вы можете использовать для подготовки курсовых проектов.

Поделись с друзьями, за репост + 100 мильонов к студенческой карме :

Пишем реферат самостоятельно:
! Как писать рефераты
Практические рекомендации по написанию студенческих рефератов.
! План реферата Краткий список разделов, отражающий структура и порядок работы над будующим рефератом.
! Введение реферата Вводная часть работы, в которой отражается цель и обозначается список задач.
! Заключение реферата В заключении подводятся итоги, описывается была ли достигнута поставленная цель, каковы результаты.
! Оформление рефератов Методические рекомендации по грамотному оформлению работы по ГОСТ.

Читайте также:
Виды рефератов Какими бывают рефераты по своему назначению и структуре.

Сейчас смотрят :

Реферат ІХ. Науково-методичний супровід проектів професійного розвитку педагогічних працівників у міжкурсовий період
Реферат Кабельні лінії в траншеях
Реферат Дільник частоти з коефіцієнтом ділення К = 210 на JK-тригерах
Реферат Роман Салтыкова-Щедрина Господа Головлевы
Реферат Открытие и освоение Дальнего Востока
Реферат Шкідливість куріння
Реферат Афоризмы Бубнова (К изучению пьесы «На дне»)
Реферат Кредитовый перевод платежные поручения постоянно действующие платежные поручения платежные требования-поручения
Реферат Oliver Cromwell Essay Research Paper LondonToday in
Реферат The Effects Of Divorce On Kids Essay
Реферат Проблемы создания правового и социального государства в России
Реферат Золотая Орда государственный строй и формы господства над Русью
Реферат Как законно оптимизировать единый социальный налог?
Реферат Виды и методы контроля знаний учащихся при изучении предмета Хранение плодов и овощей
Реферат Порушення недоторканності приватного життя Порушення права на отримання освіти