Реферат по предмету "Литература : зарубежная"


Образ и судьба русской деревни в повести Бунина "Деревня"

Содержание
 
Введение
1. Вечные вопросы осудьбах России
2. Есть ли в«Деревне» ответы на вечные вопросы?
3. Исследованиепсихологии славянина на примере героев «Деревни»
Заключение
Библиография

Введение
Иван Алексеевич Бунин — замечательный русский писатель, человек большой и сложной судьбы. По силеизображения, отточенности языка, простоте и стройности архитектуры произведенийБунин стоит в ряду выдающихся русских писателей. Его творчество, если не братьво внимание ранние подражательные стихи (а он, кстати, был талантливым поэтом),отмечено печатью оригинальности и полной самостоятельности, хотя опиралось,разумеется, на богатые традиции русской литературы. Наибольшую известностьБунину принесли его реалистические повести и рассказы, такие как «Деревня», «Весёлыйдвор», «Ночной разговор», «Суходол» и другие, которые сам он относил к числупроизведений, резко рисовавших русскую душу, ее своеобразные сплетения, еесветлые и темные, но почти всегда трагические основы. Повесть «Деревня»,напечатанная в 1910 году, вызвала большие споры и явилась началом огромнойпопулярности Бунина. Это произведение, как и творчество писателя в целом,утверждало реалистические традиции русской классической литературы. В повестизахватывает богатство наблюдений и красок, сила и красота языка, гармоничностьрисунка, искренность тона и правдивость. А.М. Горький высоко ценилреалистическое творчество Бунина, о повести «Деревня» писал: «Я знаю, что когдапройдет ошеломленность и растерянность… тогда серьезные люди скажут: «Помимопервой художественной ценности своей «Деревня» Бунина была толчком, которыйзаставил разбитое и расшатанное русское общество серьезно задуматься уже не омужике, не о народе, а над строгим вопросом — быть или не быть России». СамомуБунину он писал в декабре 1910 года: «… Так глубоко, так исторически деревнюникто не брал… Я не вижу, с чем можно сравнить вашу вещь, тронут ею — оченьсильно. Дорог мне этот скромно скрытый, заглушенный стон о родной земле, дорогаблагородная скорбь, мучительный страх за нее — и все это – ново».

1. Вечные вопросы о судьбах России
С незапамятных времёнлюдям было свойственно размышлять над вопросами, ответами на которые не моглистать какие – то общеизвестные фразы и догмы. Не случайно подобного рода вопросыстали называть философскими или вечными. Разумеется, что культурное наследие немогло пройти мимо столь значимой части общественной и духовной жизни народа,поэтому творцы в меру своих возможностей активно предлагали возможные ответы,зашифрованные в их произведениях. Литература, разумеется, не осталась в сторонеот этого нелёгкого, но вместе с тем интереснейшего занятия. Начиная с древнейлитературы, вплоть до наших дней тянется спор о судьбе человека и народа, осмысле существования, о вере, Боге.… Кажется, нет конца этим размышлениям.
В начале XX века Россия стояла на распутье. Годот года ситуация накалялась. Вечные вопросы своей актуальностью привлекаливнимание ведущих умов просвещения. Иван Алексеевич Бунин сам задавался ими, иего творчество – прямое тому доказательство. Жизнь человеческого обществаподвержена изменениям, потрясениям и катаклизмам. Это мир, по Бунину,дисгармоничен и неустойчив. В 1910 году вышло большое обобщающее полотно –повесть Бунина «Деревня», в которой к философским, этическим, эстетическимпроблемам присоединяются и вопросы злободневно-социальные, которые раскрываютсяна материале российской действительности XX века.Это произведение –вершина дореволюционного творчества Бунина. Этой повестью, произведшей настоящуюбурю в литературном мире, писатель нажил себе врагов, которые не уставалиповторять, что он — холодный и злобный писатель, оклеветавший крестьянскуюРоссию и не желающий увидеть в ней ничего светлого, положительного. Между тем«Деревня» создавалась Буниным с такой страстью и муками, с какими он вряд личто-нибудь писал. Он с детства хорошо знал деревенскую жизнь, у него былидрузья, сначала среди ребятишек, а потом из деревенской молодёжи, с которыми онкоротал много времени, бывая запросто в их избах, знал до тонкости крестьянскийязык. «В деревне прошла моя жизнь, следовательно, я имею возможность видетьэкспресса», говорил Бунин со знанием, считая его первостепенным долгом каждогомыслящего человека, тем более писателя.
Несмотря на то, чтоместом действия повести выбрана Дурновка и уездный город, сфера охвата жизни в нейгораздо шире и масштабнее. «Деревня» наполнена слухами, спорами, разговорами впоездах, на базарах, на сходках, на постоялых дворах. В ней много действующихлиц, которые создают впечатление бурлящей многоголосой толпы. Герои повестипытаются разобраться в окружающем, найти какую-то точку опоры, которая поможетим удержаться в этом могучем потоке, выжить не только физически, но и духовно.
В центре повествованияТихон и Кузьма, два родных брата, придерживающиеся разных жизненных позиций.Тихон твердо уверился в том, что самым прочным и надежным на свете являютсяденьги, которые дают и достаток, и благополучие, и уверенность в завтрашнемдне. Наделённый твердым характером, сильной волей, мужицкой смекалкой итрудолюбием, этот потомок крепостного становится хозяином дурновского имения.Ради достижения цели Тихон всю свою жизнь подчинил погоне за богатством. Наэтом пути ему приходится идти на сделки с совестью, быть жестким по отношению ксвоим односельчанам. Женитьба из-за выгоды не приносит Тихону семейного счастья,ибо он лишён даже радости отцовства. У него нет наследников, которым он смог быпередать накопленное за всю жизнь богатство. Личная драма героя усугубляетсяобщественным разладом, когда рушатся казавшиеся незыблемыми основы. ТихонКрасов до глубины души поражен, что в плодородном черноземном крае может бытьголод, разорение и нищета. «Хозяина бы сюда, хозяина!» — думает он. Его братКузьма винит в этом правительственных «пустоболтов», которые «затоптали, забилинарод».
Кузьме Красовусвойственно другое понимание жизни. Этот герой представлен читателюправдоискателем, народным поэтом, который пытается понять и осмыслить трагедиюсвоего народа, его беду и вину. Осуждая злодеяния правящих кругов, Кузьмамучительно воспринимает нищету, отсталость, темноту крестьянства, его неумениеразумно организовать свою жизнь. Тихон и Кузьма Красовы – незаурядные и сильныенатуры, упорно ищущие смысл и цель жизни. А вот находят ли они его – это другойвопрос… Раздумья самого автора о беспросветной жизни в деревне преследуют насна протяжении всей повести. Например, они явно ощущаются в диалоге ТихонаКрасова с братом Кузьмой. Тихон говорит: «Посиди — ка в деревне, похлебай-касерых щей, поноси худых лаптей!» «Лаптей! — где-то отзывается Кузьма – Вторую тысячулет, брат, таскает их, будь они трижды прокляты! А кто виноват?» Передчитателем встаёт действительно серьёзный по размаху вопрос, ответом на которыйне может стать утверждение, основанное на собственном житейском опыте, но наобобщающем опыте поколений предшественников.
«Беспощадная правда»бунинской повести была основана на глубоком знании ее автором «мужицкогоцарства». В ней Бунин показывает жизнь крестьянства накануне первой русскойреволюции, события которой полностью разрушают привычный ход жизни в деревне. Мывидим какие-то мужицкие сходки, горящие помещичьи усадьбы, разгул бедноты…Герои повести пытаются разобраться в окружающем, найти для себя точку опоры. Нонеспокойные события начала века обостряют не только социальные проблемыдеревни, но и разрушают нормальные человеческие отношения, заводят героев«Деревни» в тупик.
2. Есть ли в «Деревне»ответы на вечные вопросы?
Предпримем попытку найтиответы на интересующие нас вечные вопросы о судьбах России в исследуемомпроизведении И.А.Бунина «Деревня». Логике подчиняясь, обратимся к тексту инайдём в нём рассуждения о России главных, а порой и второстепенных персонажей.Одним из ярчайших диалогов является разговор между Кузьмой и Балашкиным.
«И опять схватил цигаркуи стал глухо реветь:
— Боже милостливый!Пушкина убили, Лермонтова убили, Писарева утопили, Рылеева удавили…Достоевского к расстрелу таскали, Гоголя с ума свели… А Шевченко? А Полежаев!Скажешь, — правительство виновато? Да ведь по холопу и барин, по Сеньке ишапка. Ох, да есть ли еще такая сторона в мире, такой народ, будь он триждыпроклят?
Тревожно теребя пуговицы длиннопологосюртука, то застегиваясь, то расстегиваясь, хмурясь и ухмыляясь, смущенныйКузьма сказал в ответ:
— Такой народ! Величайшийнарод, а не «такой», позвольте вам заметить.
— Не смей призыраздавать! — опять крикнул Балашкин.
— Нет-с, посмею! Ведьписатели-то эти — дети этого самого народа!
— А почему же не Ерошка, почемуне Лукашка? Я, брат, ежели литературу-то захочу тряхнуть, всем богам по сапогамнайду! Почему Каратаев, а не Разуваев, с Колупаевым, не мироед-паук, не поп — лиходимец, не дьяк продажный, не Салтычиха какая-нибудь, не Карамазов сОбломовым, не Хлестаков с Ноздревым али, чтобы не далеко ходить, не твойнегодяй-братец?
— Платон Каратаев....
— Вши съели твоегоКаратаева! Не вижу тут идеала!
— А русские мученики, подвижники,угодники, Христа ради юродивые, раскольники?
— Что-о? А Колизеи, хрестовыепоходы, войны леригиозные, секты несметные? Лютер, наконец того? Нет, шалишь!Мне — то, сразу клык не сломишь!»
Приёмом вкладывать в уставторостепенных персонажей глубокие, важные для идейного содержания произведениямысли – не новаторство Бунина. Но он, безусловно, умело и талантливо используетэту находку, вложив в голову Балашкина мысли, наверняка присущие и самомуавтору. Убедительно, мощно звучат доводы Балашкина. Но не менее жизненна ипозиция Кузьмы Красова в своих рассуждениях о России и народе: «И Кузьмавспомнил отца, детство… «Русь, Русь! Куда мчишься ты?» — пришло ему в головувосклицание Гоголя. – «Русь, Русь!..» Ах, пустоболты, пропасти на вас нету! Вотэто будет почище – «депутат хотел реку отравить»… Да, но с кого ивзыскивать-то? Несчастный народ, прежде всего — несчастный!.. И на маленькиезеленые глаза Кузьмы навернулись слезы — внезапно, как это стало частослучаться с ним последнее время». Или ещё одна цитата Кузьмы: «Странник — народ,а скопец и учитель — не народ? Рабство отменили всего сорок пять лет назад, — что ж и взыскивать с этого народа? Да, но кто виноват в этом? Сам же народ!»Для Кузьмы с его ищущей душой вообще свойственны раздумья о чём – то высоком ивечном. В течение повести мы видим героя в общении с разными людьми,представителями различных поколений и взглядов. Со временем и его взглядытрансформируются в зависимости от приобретённого опыта. Если в предыдущихцитатах Кузьма на распутье, не видит дальнейшего пути развития своей страны, ненаходит ответов о судьбах народа, то после смерти Акима взгляд Кузьмыстановится более определённым. Приведу диалог Тихона Ильича с Кузьмой: «Кузьмавскочил с места.
— Господь, господь! — воскликнул он фальцетом, — Какой там господь у нас! Какой господь может быть уДениски, у Акимки, у Меньшова, у Серого, у тебя, у меня?
— Постой, — строгоспросил Тихон Ильич. — У какого такого Акимки?
— Я вон околевал лежал, — продолжал Кузьма, не слушая, — много я о нем думал-то? Одно думал: ничего о немне знаю и думать не умею! — крикнул
Кузьма. — Не научен!
И, оглядываясь бегающими страдальческимиглазами, застегиваясь и расстегиваясь, прошел по комнате и остановился перед самымлицом Тихона Ильича.
— Запомни, брат, — сказалон, и скулы его покраснели. — Запомни: наша с тобой песня спета. И никакиесвечи нас с тобой не спасут. Слышишь? Мы — дурновцы!
И, не находя слов отволнения, смолк. Но Тихон Ильич уже опять думал что-то свое и внезапносогласился.
— Верно. Ни к черту негодный народ! Ты подумай только...»
Из всех приведённых вышевысказываний мы не можем вывести ответы на поставленные в начале работы вопросыо судьбах России и русского народа. Случайность ли это? Закономерность ли? Даётли Бунин ответы и знает ли он их сам? Быть может, в повести «Деревня» ИванАлексеевич попытался разобраться в своей голове, привести в порядок мысли и глубжеокунуться в рассуждения о деревне, России, русском народе. Вряд ли Бунин сумелоднозначно ответить на все интересующие его вопросы. «Деревня» оставляет намполе для размышлений, опровергая меж тем утверждение «Народ всегда прав».
3. Исследованиепсихологии славянина на примере героев «Деревни»
Исследование психологичностиславян — далеко не простая тема, которой посвящено немало трудов, томов иизданий. Обратясь к Бунину, к его «Деревне», можно сделать некоторые выводы,опираясь на характеры и поступки главных героев повести – братьев Тихона иКузьмы Красовых, ведь именно они представлены читателю в развитии, в динамике… Обаэти героя ищут выход, ищут смысл жизни, наблюдают за происходящим, но признаютжизнь и народ русский пропащими. Вполне обоснованно, ведь то, что происходит наглазах Кузьмы, поистине не укладывается в представление о широкой русской душе,о высоком предназначении русского народа, о котором так громогласно заявлялиславянофилы.
Вот, например, лежит присмерти старик. Еще он жив, а уже в сенцах стоит гроб сосновый, уже невесткаразваливает тесто для пирогов. И вдруг старик выздоровел. Куда было деватьгроб? Чем оправдать траты? Лукьяна лет пять проклинали потом за них, сжилипопреками со свету, изморили голодом, стравили вшами и грязью. Или ещеизвольте: в ночь под рождество, в лютую метель, мужики из Колодзей удавили вКурасовском лесу караульщика, с тем, чтобы разделить для каких-то колдовскихцелей веревку, снятую с мертвого.
Но что особенно поражалоглавного героя повести Кузьму, так это то, что деревня сама не верила тому, чтоделала. Вот удавили человека из-за веревки, — но верили ли они в эту веревку?Ой, слабо! Это нелепое и страшное дело совершено было с беспощаднойжестокостью, но без веры, без твердости… «Да у них и ни во что нет веры. — Все выродилось...» — прибавляет он грустно. Рисуя картину деревни именно этимикрасками, Бунин ясно даёт понять, что не видит в России ту силу, которая можетобъединить славянские народы под единой верой православия, не разделяет мненияславянолюбов. Его жизненный путь – сам тому доказательство. Ведь из эмиграции(Франция) он ещё отчётливее увидел происходящее на Родине, изложив свои мысли вманифесте о задачах Русского Зарубежья «Миссия Русской эмиграции». Это всё даётнам полное право назвать Бунина противником славянофильского отношения ккрестьянам.
Безотрадна картина жизнидеревни, которую рисует Бунин, безотрадна психика мужика, даже в моментынаивысшего подъема общественной борьбы, безотрадны и перспективы будущего средиэтих мертвых полей, перекрытых свинцовыми тучами. Идиотизм деревенской жизнитесно связан с самим укладом деревенской жизни, с деревенским трудом, с теснымкругозором, с изолированностью и замкнутостью интересов и быта деревни.
Сам Бунин так говорилкорреспонденту одной из одесских газет: «По поводу моей последней повести«Деревня» было очень много толков и кривотолков. Большинство критиковсовершенно не поняли моей точки зрения. Меня обвиняли в том, что я будтоозлоблен на русский народ, упрекали меня за мое дворянское отношение к народу ит.д. И все это за то, что я смотрю на положение русского народа довольнобезрадостно. Но что же делать, если современная русская деревня не дает поводак оптимизму, а, наоборот, ввергает в безнадежный пессимизм...»

Заключение
иван буниндеревня повесть
В повести «Деревня»(Бунин называл её также и романом) автор нарушил традицию «розового»народолюбия, показал новый тип народной, крестьянской, «земляной» личности.Бунинская деревня по своей духовной и жизненной силе не только плодоносила, нои обречена на самораспад – экономический и религиозный. Автор показал правдивыекартины упадка, обнищания и одновременно обострения социальных конфликтов вдореволюционной деревне.
Символичны описанияприроды: зима, вьюга соседствуют с мрачным эпизодом нежеланной и непонятной длямногих свадьбой. Хаос, отсутствие гармонии – всё это проявляется не только вмежличностных отношениях в деревне, но и в самой природе, которая как бы вторитвсему происходящему.
И, конечно же, нельзярассматривать повесть «Деревня» как описание какого – то определённого места вРоссии, где могли произойти описанные события. В авторском тексте естьудивительные по точности слова, которые и передают читателю смысл и масштабпроизведения: «…Россия? Да она вся — деревня…» Вот так мощно, правдиво и чёткоБунин дал свою оценку России и времени, в котором он жил. Произведение не имеетострого, туго закрученного сюжета, но зато, по выражению Твардовского, обладаетбольшой «густотой и плотностью жизненного материала» времен первой русскойреволюции, а образы крестьян наделены чертами такой индивидуальности, чтозабываешь, что это не реальные люди, а плод авторской фантазии. Повесть«Деревня» — одно из значительнейших произведений начала XX века, а И.А. Бунин – один изярчайших представителей писательской плеяды конца XIX– XXначала века.

Библиография
 
1. Бунин И.А.Антоновские яблоки (повести и рассказы) – Советская Россия, М.: 1990
2. Казак В. Лексиконрусской литературы XX века = Lexikon der russischen Literatur ab 1917. — М.: РИК «Культура», 1996.
3. Мраморнов О. Окниге Ю. Мальцева «Бунин» Новый мир, №9, 1995
4. Ничипоров И. И.А.Бунин. Очерк творчества Rustrana.Ru, 19.07.2007
5. Смирнова Л. И.А.Бунин «Русская литература конца XIX — начала ХХ века», М.: Просвещение, 1993
6. Саакянц А. ОБунине и его прозе. Предисловие к сборнику рассказов М.: Правда, 1983


Не сдавайте скачаную работу преподавателю!
Данный реферат Вы можете использовать для подготовки курсовых проектов.

Поделись с друзьями, за репост + 100 мильонов к студенческой карме :

Пишем реферат самостоятельно:
! Как писать рефераты
Практические рекомендации по написанию студенческих рефератов.
! План реферата Краткий список разделов, отражающий структура и порядок работы над будующим рефератом.
! Введение реферата Вводная часть работы, в которой отражается цель и обозначается список задач.
! Заключение реферата В заключении подводятся итоги, описывается была ли достигнута поставленная цель, каковы результаты.
! Оформление рефератов Методические рекомендации по грамотному оформлению работы по ГОСТ.

Читайте также:
Виды рефератов Какими бывают рефераты по своему назначению и структуре.