Реферат по предмету "Литература : зарубежная"


Образ музыки в литературных произведениях

Содержание
 
Введение
1.  Образ музыки в прозе
· А.Гофман «КавалерГлюк»
· А.С.Пушкин «Моцарти Сальери»
· Л.Н.Толстой «Послебала», «Крейцерова соната»
2.  Образ музыки в лирике
· «Сияла ночь.Луной был полон сад…» А.А.Фет
· «Импровизация»Б.Л.Пастернак
Заключение
Список литературы
Приложение
 

Введение
 
Музыка дорога нампотому, что является наиболее глубоким выражением души, гармоническим отзвукомее радостей и скорбей.
Ромен Роллан
Чтотакое музыка? Это искусство, искусство организованных, упорядоченных звуков,вызываемых инструментами или человеческим голосом. Они имеют определеннуювысоту, ритм, лад, гармонию, тембр. Эти звукосочетания передают состояние душичеловека. Ни одно искусство не обладает столь мощным зарядом эмоций, как музыка.Музыка, не говоря ни слова, одним сочетанием звуков способна вызвать услушателей любые переживания. «Музыка овладевает нашими чувствами прежде,чем постигает ее разум», — утверждал Ромен Роллан.
Всепо-разному относятся к музыке, но все видят ее важную роль в жизни и судьбечеловека и человечества. Так, например, К.Бальмонт писал об этом так: «Всяжизнь мира окружена музыкой. Когда земля при своем создании была уже готова кжизни, жизни все – таки еще не было. Тогда вдруг ветер промчался над полем инад лесом. И в волнах возник плеск, а в лесных вершинах гул, Через это в миревозникла музыка, и мир стал живой». И это правда. Нет на свете ничегоживее музыки.
Однакомузыка, этот непосредственный язык души, хоть и может выразить многое, но еевозможности ограничены, как не беспредельны горизонты любого вида искусства,взятого по отдельности. При всей своей эмоциональности музыка лишенаконкретности, досказанности, и чтобы «увидеть» что-то в ее звучаниях,надо прибегнуть к помощи фантазии. И поэтому музыка, чтобы обрести большуюнаглядность и действенность, часто вступает в союз с другими искусствами.
"…Однавозможность остается у нас всегда – возможность уловить связи между явлениями;сетка этих связей может оказаться редкой или густой – в зависимости от нашеговнутреннего состояния, от нашего желания по собственному произволу распластать,упростить мир. То же и в творчестве: здесь не достает самого представления обобъекте, оно ускользает от нас. Однако и здесь можно удовольствоваться тем же –сопоставлять разные грани, отыскивать новые, насколько хватит нашего усердия,вызывать к жизни порой прекрасные в своей многосмысленности образы, украшающиевершины, где эти грани сходятся."
Так рассуждает о ролимузыки в литературе теоретик символизма Стефан Малларме («Музыка влитературе»). Он видит в музыке новую, совершенно неожиданную грань,благодаря которой литературное произведение начинает звучать по-новому, даваяболее яркое, выпуклое изображение жизни.
Язык слов и язык музыки….На первый взгляд они очень далеки друг от друга. Но, как и всякий язык, онипомогают нам общаться между собой. Слова прежде всего воздействуют на ум, апотом уже на чувства. Но не все можно передать словами. Бывают в жизни такиемоменты, когда обычный человеческий язык не в силах раскрыть чувства, которыевладеют нами. И тогда мы обращаемся к музыке. Однако язык музыки не обладаетконкретностью, а слово проигрывает в соревновании со своим другом – соперникомв передаче эмоций. Именно поэтому между словом и музыкой издавна существуетстремление слиться в едином произведении. Музыка окрыляет слово, делает егоболее взволнованным, а слово придает музыке большую определенность.
Целью нашей работы истало исследование роли образа музыки в литературном произведении. Зачем икогда авторы вводят в свои произведения упоминание о музыкальных произведениях,зачем в рассказах, повестях и романах «звучит» музыка, почемулирические произведения некоторых поэтов напоминают нам музыкальныепроизведения? Ответы на эти вопросы мы и попробуем найти. Хочется надеяться,что это расширит наш кругозор и нам удастся по-новому взглянуть на мир, полныйкрасоты, гармонии и поэзии.
1.Образ музыки в прозеГофман«Кавалер Глюк»Разве можно даже перечислить те пути, какими приходишь ксочинению музыки?Это широкая проезжая дорога, и все, кому не лень,суетятся на ней и торжественно вопят: «Мы посвященные!Мы у цели!»А между тем в царство грез проникают через врата из слоновойкости;мало кому дано узреть эти врата, еще меньше – вступить вних!
Гофман был очень талантливым человеком, обладавшимразносторонними дарованиями. Он был автором первой романтической оперы «Ундина»и множества музыкальных произведений; руководителем оркестров; художником,расписывавшим церкви и рисовавшим едкие карикатуры. Но зарабатывал он себе нажизнь, служа в судебном ведомстве чиновником. Гофман, в гражданском своемсуществовании был, в зависимости от поворота судьбы, попеременно судейскимчиновником и капельмейстером, истинное свое призвание видел в музыке, славуприобрел себе писательством.
Музыка пронизывает всю его прозу, не только как тема, но какстиль. На самом деле душа Гофмана, душа его искусства шире и музыки илитературы: она – театр. В театре этом есть, как положено, и музыка, и драма, икомедия, и трагедия. Он до самозабвения, до безумия любил свою Музыку, любилПоэзию, любил Фантазию, любил Игру — и он то и дело изменял им с Жизнью, с еемноголикостью, с ее и горькой и радостной прозой.
Художественный язык гофмановского времени – романтизм. Вбогатейшей его грамматике главное правило и исходный закон – несклоняемостьдуха, независимость его от хода вещей. Из этого закона выводится и требованиеабсолютной свободы земного носителя этого духа – человека творческого,вдохновенного, для обозначения которого в романтическом языке охотноиспользуется латинское заимствование – «гений». А в гофмановскомязыке – еще и греческое «энтузиаст» — «боговдохновенный».Воплощение такой «боговдохновенности» у Гофмана – прежде всегомузыканты. Это, как правило, персонажи, отмеченные несомненной симпатиейавтора; они составляют круг преимущественно «положительных героев».
Гофман писал, что все человечество делится на «музыкантов»и «просто хороших людей». Он преклонялся перед искусством и высмеивалобывателей. «Просто хорошие люди», если к ним приглядеться, могутоказаться страшными. Ярко это проявляется во всех произведениях Гофмана. Мырассмотрим его первое произведение – новеллу «Кавалер Глюк».
В этой новелле показано потребительское отношение обывателейк искусству. Музыка одного из прекраснейших немецких композиторов становитсясредством развлечения людей, не способных понять ни ее глубины, ни заключеннойв ней боли. Их мир это мир, где «дымится морковный кофе, щеголи закуриваютсигары, где беседуют о войне и мире, о том, какие в последний раз были на мадамБетман башмачки…» и где пытаются извлекать музыку «из расстроеннойарфы, двух ненастроенных скрипок, чахоточной флейты и астматического фагота»,терзая… слушателей.
Умерший композитор является вновь на землю, чтобы защититьсвое детище, приоткрыть людям красоту подлинного творчества. Обывателиравнодушны ко всему, что не связано с их эгоистическими интересами, а истинноеискусство не должно унижаться до мелочей борьбы с пошлостью, поэтому всютяжесть трагического разлада между мечтой и реальностью принимает на себямузыкант.
Он видит свою трагедию в том, что «открыл священноенепосвященным» и за это «был обречен скитаться среди непосвященных,как дух, отторгнутый от тела…» Но «музыкант» в произведенияхГофмана не столько композитор, художник, поэт, сколько просто одаренныйталантом человек, способный проникнуть в мир фантазии и воображения, как,например, герой сказки Гофмана «Золотой горшок».
Музыка (творчество вообще) становится " пропуском"в мир грез, а принадлежность к этому миру — высшая оценка героя в представленииГофмана.А.С. Пушкин «Моцарт и Сальери»Когда бы все такчувствовали силу гармонии! Но нет…
Эта " маленькая трагедия"Пушкина представляет собой размышление автора о сущности творчества, огениальности, о назначении искусства. Пушкин меняет первоначальный вариантназвания «Зависть» на «Моцарт и Сальери», т.к. егоинтересует не нравственность завистника, а философия художника – творца. Музыказдесь – предмет спора героев, каждый из которых имеет свое представление обискусстве и его роли (смотри Приложение 1).
«У Сальери своялогика; на его стороне своего рода справедливость, парадоксальная в отношении кистине, но для него самого оправдываемая жгучими страданиями его страсти кискусству, не вознагражденной славою. Его страсть – род помешательства приздравом состоянии рассудка. Сальери так умен, так любит музыку и так понимаетее, что сейчас понял, что Моцарт – гений и что он, Сальери, ничто перед ним.Приобретенная им слава была счастием его жизни; он ничего больше не требовал усудьбы, — и вдруг видит он „безумца, гуляку праздного“, на челекоторого горит помазание свыше.
Моцарт по своемупростодушию не подозревает собственного величия или не видит в нем ничегоособенного. Для Моцарта слово „гений“ нипочем; скажи ему, что он –гений, он преважно согласится с этим, начинайте доказывать, что он вовсе негений, он согласится и с этим, и в обоих случаях равно искренно. В лице МоцартаПушкин представил тип непосредственной гениальности, которая проявляет себя безусилия, без расчета на успех, нисколько не подозревая своего величия».
Соглашаясь с мнениемВ.Г.Белинского, мы хотели бы добавить: «В лице Моцарта автор представилтип непосредственной гениальности равной самому Пушкину». Ведь и пониманиеискусства и роли человека искусства, представленное Моцартом, созвучнопушкинскому. Попробуем это доказать, опираясь на трактовку пушкинскогопредставления о поэзии и поэте, данную в статье А.Блока «О назначениипоэта».
«Что такое поэт? Онназывается поэтом не потому, что он пишет стихами, но он пишет стихами, то естьприводит в гармонию слова и звуки, потому он – сын гармонии, поэт. Что такоегармония? Гармония есть согласие мировых сил, порядок мировой жизни. Поэт – сынгармонии; и ему дана какая – то роль в мировой культуре. Три дела возложены нанего: во – первых – освободить звуки из родной безначальной стихии, в которойони пребывают; во – вторых, привести эти звуки в гармонию, дать им форму; в –третьих, внести эту гармонию во внешний мир. Нельзя сопротивляться могуществугармонии, внесенной в мир поэтом; борьба с нею превышает и личные и соединенныечеловеческие силы. „Когда бы все так чувствовали силу гармонии!“ — томился одинокий Сальери. Но ее чувствуют все, только смертные – иначе, чем бог– Моцарт…
Первое дело, котороготребует от поэта его служение, — бросить „заботы суетного света“ длятого, чтобы поднять внешние покровы, чтобы открыть глубину. Это требованиевыводит поэта из ряда „ничтожных мира“. Мастерство требуетвдохновения. „Вдохновение, — сказал Пушкин, — есть расположение души кживейшему принятию впечатлений и соображению понятий, следственно и объяснениюоных“.
Данную Блоком трактовку образа художника впредставлении Пушкина можно отнести не только к Моцарту, но и к любому творцу(поэту, музыканту, художнику).
Истинное величие настоящего произведения искусства, помнению Пушкина, проверяется не количеством концертов в шикарных концертныхзалах, а популярностью его среди „черни“. Здесь, представителемнарода является слепой скрипач, который играет Моцарта перед трактиром. Он слепи не может увидеть, кто перед ним. Но эта мелодия ему нравится, она легкозапоминается и увлекает его воображение. Моцарт же слышит недостатки в егоигре, но не обращает внимания на них, и даже, наоборот, смеется. Это и естьпризнак истинной гениальности. Гениальная музыка должна жить в народе.
Итак, образ композитора, представление Моцарта обискусстве играют в данном произведении не только сюжетообразующую,композиционную роль, но и отражают идею этой „маленькой трагедии“,что мы и попытались доказать.
Но нам представляетсяинтересным не только идейная роль образа музыканта в данном произведении, но ироль образа музыки (реквиема Моцарта).
Реквием – предсмертное предчувствие,заупокойная месса на латинском языке. Реквием был написан Моцартом по заказуграфа Вальзегга, который хотел выдать это произведение за свое. Работа надреквиемом была прервана смертью Моцарта. Заканчивал его ученик МоцартаЗюсьмаер. Таинственные обстоятельства заказа сочинения сильно поразиливоображение уже больного в то время композитора. Незнакомый ему человек, одетыйв черное, явился к нему, не захотел назвать своего имени. Моцарту казалось, чтомузыку он пишет на свою кончину. Пушкин точно фиксирует не только историюсоздания произведения, со всеми мистическими обстоятельствами ее, но иподдерживает и развивает легенду о том, что именно Сальери убил (отравил)Моцарта.
Реквием Моцарта далековыходит за рамки строгого церковного произведения. В величественной итрогательной музыке композитор передал глубокое чувство любви к людям.
Традиционно Реквием состоит из 12 частей, наиболееважными из которых в свете понимания роли образа музыки в „Моцарте иСальери“ Пушкина, являются, на наш взгляд, „вечный покой“, „деньгнева“, „день слез“. Можно говорить о гневе Сальери на этого „безумцаи гуляку праздного“, Моцарта, гневе на судьбу, дарующую славу игениальность тому, кто не трудится. Причиной этого гнева является простаячеловеческая зависть. „Днем слез“ можно назвать страдания Моцарта поповоду встречи с „черным человеком“, внутренний конфликт, порожденныйэтой встречей. „Вечный покой“ — это смерть, обретение высшей гармонии,сон.
Именно эти три темы,переплетаясь, рождают мелодию и реквиема, и пушкинской „маленькой трагедии“.Таким образом, настроение Реквиема становится лейтмотивом трагедии, отражениемвнутреннего конфликта ее героя.Л.Н.Толстой „После бала“, „Крейцерова соната“
Они играли Крейцерову сонатуБетховена. У!…
Страшная вещь эта соната… И вообщестрашная вещь эта музыка…
Говорят, музыка действует возвышающимдушу образом – вздор, неправда!
Л.Н.Толстой убежден, что „лирическаяпоэзия и музыка имеют отчасти одну цель – произвести настроение, и настроения,производимые лирической поэзией и музыкой, могут совпадать более или менее“.Именно поэтому образы музыки в его произведениях становятся одним из способовсоздания настроения, передачи чувств и переживаний героев.
Так, например, в новелле»После бала" образ музыки становится композиционным лейтмотивом:в первой части произведения, на балу, представлен один музыкальный образ, во второйчасти, после бала, – другой.
«Бал был чудесный»,кадрили, вальсы, польки, мазурки… Именно звуки мазурки помогают автору передатьсостояние героя, его восторг от встречи с Варенькой: «В душе у меня всевремя пело,…слышался мотив мазурки».
Но ощущение счастьяразрушает «другая, жесткая, нехорошая музыка»: "…барабащик ифлейтщик… не переставая повторяли все ту же неприятную, визгливую мелодию",которая сопровождала страшную картину наказания солдата. Страшная музыкапоглощает звуки мазурки, на смену радости и восторгу приходит ощущение стыда заэтого полковника, отца Вареньки, и ужаса от безобразного зрелища, случайнымсвидетелем которому был герой.
Так, образ музыкипомогает автору не только сделать свое произведение гармонично выстроенным, нои делает возможным наглядное изображение всей палитры чувств, испытываемыхгероем.
«Крейцеровасоната» ещеодно произведение Л.Н.Толстого, в котором образ музыки играет немаловажнуюроль. Музыка является лейтмотивом, стержнем сюжета самого произведения.Музыкальная тема на протяжении отрезка времени жизни персонажа начинает звучатьдля него по – разному, тем самым открывая читателю те изменения, которыепроизошли с героем, и то влияние, которое оказывает на него жизнь. Чтобыподтвердить справедливость этого положения попытаемся сопоставить структурусонаты, как музыкального произведения, с сюжетом произведения Толстого.
Соната – произведение для одного или двухинструментов, состоящее как правило из 3-х частей: 1 сонатное allegro; 2 медленная лирическая (andante);
3 финал в форме рондо.Сонатное allegro в свою очередь, основано напротивоположном развитии двух тем. Основные разделы его: вступление,экспозиция, разработка, реприза, кода.
И в произведении Толстогомы можем увидеть 2 темы – это, так называемая, мужская тема, тема Позднышева, авторая – женская, тема его жены. На протяжении всего произведения темы этиразвиваются, сравниваются и противопоставляются. Вступление – свадьба.Экспозиция – первый год жизни, где читатель знакомится с настоящим характеромгероев. Дальше – разработка – вся их повседневная жизнь. У них рождаются дети — это уже реприза. Появляется что – то общее, что сближает этих разных людей. Наэтом первая часть заканчивается. Во второй части появляется учитель музыки иПозднышев успокаивается. Как он сам говорит: «Через два дня … уехал вуезд, в самом хорошем, спокойном настроении простившись с женой». Но вуезде чувство ревности возвращается к герою (это уже 3 часть), и он немедленноедет домой, где и совершает ужасное преступление. Можно сказать, что перваятема победила вторую, и торжествует.
Музыка полностью отражаетчувства героя, передает состояние его внутреннего мира. Герой оченьнепостоянен: он то ревнует свою жену, то снова успокаивается и верит ей,сомнения не дают ему покоя, и он убивает свою жену. Поведение Позднышева можносравнивать с характером этой музыки, которая является своеобразным двойникомгероя и одновременно «провокатором». Музыка для главного героя –раздражитель, вырывающий его из обстоятельств обычной жизни, застывшей жизненнойпозиции.
Герой «Крейцеровойсонаты» винит во всех происшедших с ним ситуациях музыку – и не напрасно:мелодия скрипки не просто звучит все время в его голове, сопровождая неисчезающие из его сознания драматические сцены (тогда бы музыка, с его точкизрения была просто соучастницей преступления); а именно мелодия, музыка, еебесконечность, призыв к счастью, который слышится в ней, толкает женуПозднышева, как ему кажется, к измене, а его самого – своей нечеловеческойсилой, как считал Толстой в 90-е годы, — к преступлению. Именно преступлениемдолжен был, с точки зрения Толстого, кончится этот, на первый взгляд, не новыйсюжет – ведь человек не может внутренне смириться с тем, что есть нечто, чтосильнее его самого, что может управлять им. И поэтому Позднышев пытаетсяосвободиться от этого давления, на самом деле следуя его велению.
2. Музыкав лирике
Слова, уложенные в форму стиха,
уже перестают быть просто словами:
они омузыкалились.
П.И. ЧайковскийМузыка передает тонкие, почти неуловимые движения чувств.Она рождает в нашем воображении неожиданные связи, ассоциации. Большие поэты иписатели могут выразить словами почти любой психологический нюанс, любоечувство и заразить им читателя. Они способны раскрыть музыку великолепнымобразным словом. В книгах классиков мы найдем немало таких озарений. «Сияла ночь. Луной был полон сад…» А.А. ФетДанное стихотворение напоминает типичный сюжет бытовогороманса: ночью девушка пела за роялем о любви, ее с восхищением и нежностьюслушал молодой человек, влюбленный в нее. Форма стихотворения тоже напоминаетроманс. Сначала предложения очень короткие, они напоминают аккорды, с которыхначинается романс. Постепенно тема все более развивается, и предложениястановятся все длиннее, выразительнее. В конце стихотворения кульминация чувствлирического героя совпадает с восклицанием, обрывающим длинное предложение.
Еще одним подтверждением сходства стихотворения Фета сромансом может служить «куплетная форма» (деление на катрены) илейтмотив, одна и та же тема, завершающая 2 и 4 четверостишия: «Тебялюбить, обнять и плакать над тобой».
Многие поэты используют всвоих произведениях образы музыки, имена композиторов, как отражение века, вкотором он жил и творил. Так, например, Б.Л.Пастернак в своем стихотворении «ОпятьШопен не ищет выгод» упоминает Шопена и его музыку, как символ 19 века,века изящества, гармонии и красоты. Музыка Шопена, возвышенная, прозрачная иживая, ассоциируется у поэта с романтическим прошлым веком.«Импровизация» Б.Л.Пастернак
В данном стихотворенииавтор пытается словами описать музыку, прибегая к ассоциациям, рожденныммузыкой, возникающим у лирического героя при игре на фортепьяно. Так авторуудается показать своего героя ярче, глубже, разносторонней.
Ярко и интересносоздается образ инструмента – «клавишей стая». Причем по описанию этастая похожа на лебедей, черных и белых. Аллитерация с повторением звуков «к»,«р», «ч», «г» создает ощущение этого самого крикаптиц, который передает тревожное, взволнованное состояние автора.
Сама структура стихотворенияпохожа на форму музыкального произведения. Первое четверостишие напоминаетплавную, спокойную мелодию — размышление и состоит оно из двух фраз,предложений, одинаковых по структуре. Второе и третье четверостишия похожи другна друга, но очень отличаются от первого. Здесь появляются короткие, отрывистыефразы, как аккорды, иные и по интонации и по настроению (они имитируют «крикливыерулады» черных и белых птиц).
Автор использует здесь имногосоюзие для «скрепления» различных ассоциативных образов,возникающих в воображении лирического героя. Дальше (в последнем четверостишии)все снова успокаивается, снова длинные протяжные фразы, ассонанс на «а»,«о», «у», как и в начале стихотворения. И лишь отдельныеслова с введением аллитерации, словно эхо, возвращают нас к предыдущеймузыкальной теме. Данное стихотворение – образец возможности использованиязнаний о музыке при создании литературного произведения.

Заключение
Музыка должна сыграть по отношению кпоэтическому произведению ту же роль, какую по отношению к точному рисункуиграет яркость красок.
Кристоф Глюк
Музыка, «звучащая» на страницах литературныхпроизведений, появляется в них совсем не случайно. Попытаемся отметить наиболееяркие функции использования образа музыки в литературном произведении.
1. Музыкальный образ как лейтмотив, сюжетный стерженьлитературного произведения («После бала», «Крейцерова соната»Л. Н. Толстого).
2. Музыкальный образкак отражение психологической характеристики персонажей (музыка – двойникгероя), («Крейцерова соната» Л.Н.Толстого).
3. Образ музыканта иего представление о музыке как отражение авторской идеи («Моцарт и Сальери»А.С. Пушкина, «Кавалер Глюк» Гофмана).
4. Отношение кмузыке как основа системы персонажей в творчестве писателя (Гофман «КавалерГлюк»)
5. Структурамузыкального произведения как основа для создания произведения литературного(романс в стихотворении А.Фета, реквием в «Моцарте и Сальери»Пушкина, музыкальная импровизация в стихотворении Б.Л.Пастернака).
Взаимосвязь литературногопроизведения и музыки может выражаться и через использование средств созданияобраза из одного вида искусства внутри другого, так, например, в литературеактивно используются звукопись, система разнообразных повторов, образы –лейтмотивы и т. д., пришедшие из музыки.
Итак, образ музыки влитературном произведении помогает сделать образы более «выпуклыми», «живыми»,«яркими», к одномерному изображению мира и человека в текстедобавляется еще одно «стерео» изображение. Все это позволяет говоритьо благотворном влиянии музыкальных образов на литературное произведение,которое активно используют авторы для создания художественного мира своихпроизведений.
 

Список литературы
 
1. Тарасов Л. Музыкав семье муз. Ленинград «Детская литература», 1985
2. Гофман Э.Т.А. «КавалерГлюк». М., Художественная литература, 1991
3. Пастернак Б.Л.Лирика. Москва, 1995
4. Поэзияфранцузского символизма. Издательство Московского университета, 1993
5. Пушкин А.С.«Моцарт и Сальери». Сочинение в 3 томах, том 2, М., Художественная литература, 1986
6. Свирина Н.Культурный контекст на уроках литературы. Санкт – Петербург «Глагол»,1999
7. Толстой Л.Н.«Крейцерова соната». Ленинград, 1967
8. Толстой Л.Н. Литератураи искусство. Москва, 1978
9. Толстой Л.Н.«После бала». «Детская литература». Москва, 1976
10. Фет А.А. Лирика. Москва,1985

Приложение Музыка в представлении Моцарта Музыка в представлении Сальери
«Нет, так; безделицу. Намедни ночью бессоница моя меня томила, и в голову пришли мне две – три мысли. Сегодня я из набросал…».
«Мой Rekviem меня тревожит». «Я сделался ремесленник; перстам придал послушную, сухую беглость и верность уху. Звуки умертвив, музыку я разъял как труп»… «Науки, чуждые музыке, были постылы мне; упрямо и надменно от них отрекся я и предался одной музыке». «Нас мало избранных, счастливцев праздных, пренебрегающих презренной пользой, единого прекрасного жрецов»
" Я стал творить, но в тишине, но в тайне, не смея помышлять о славе".
«Нередко просидев в безмолвной келье, два, три дня, позабыв и сон и пищу…» "…гений и злодейство – две вещи несовместные". «Что пользы, если Моцарт будет жив и новой высоты еще достигнет?» «Смешнее отроду ты ничего не слыхивал…Чудо! Не вытерпел, привел я скрипача, чтоб угостить тебя его искусством». «Нет! Мне не смешно, когда маляр негодный мне пачкает Мадонну Рафаэля». «О небо! Где же правота, когда священный дар, когда бессмертный гений – не в награду любви горящей, самоотверженья, трудов, усердия, молений послан – а озаряет голову безумца, гуляки праздного?»


Не сдавайте скачаную работу преподавателю!
Данный реферат Вы можете использовать для подготовки курсовых проектов.

Поделись с друзьями, за репост + 100 мильонов к студенческой карме :

Пишем реферат самостоятельно:
! Как писать рефераты
Практические рекомендации по написанию студенческих рефератов.
! План реферата Краткий список разделов, отражающий структура и порядок работы над будующим рефератом.
! Введение реферата Вводная часть работы, в которой отражается цель и обозначается список задач.
! Заключение реферата В заключении подводятся итоги, описывается была ли достигнута поставленная цель, каковы результаты.
! Оформление рефератов Методические рекомендации по грамотному оформлению работы по ГОСТ.

Читайте также:
Виды рефератов Какими бывают рефераты по своему назначению и структуре.

Сейчас смотрят :