Реферат по предмету "Литература : зарубежная"


Нравственно-религиозный аспект романа Чингиза Айтматова "Плаха"

Отдел образования администрацииЦентрального района
Муниципальное общеобразовательноеучреждение
Средняя общеобразовательная школа №4
Секция: литературоведение
НАУЧНО-ИССЛЕДОВАТЕЛЬСКАЯ РАБОТА
по теме: “Нравственно-религиозныйаспект романа Чингиза Айтматова “Плаха”
Михайлова Александра Олеговича
Учащегося 11Б класса МОУ СОШ №4
Центрального района
Научный руководитель
Платонова Юлия Владимировна
аспирант кафедры русской литературыИФМИП НГПУ
Новосибирск 2008

Оглавление
 
Введение
1. Религиозныйаспект романа
2. Исследованиевнутреннего мира героев романа
Заключение
 

Введение
Двадцатый век – противоречивоевремя, время сломов, разрывов, войн. С одной стороны, это век установлениягражданского общества, основных политических и общечеловеческих свобод, век,подаривший людям надежду на лучшую жизнь, веру в свои силы и возможности,наконец, это век технического прогресса, сделавший возможным то, о чем вчералюди только мечтали. А что с другой стороны?! С другой стороны, перед намипредстает далеко не радужная картина. Человек, уверовав в свои силы, в своепревосходство над природой, стал безжалостно эксплуатировать её, разрушатьестественный порядок бытия. Он провозгласил себя Богом, творцом в мастерскойприроды, как выразился герой романа Тургенева “Отцы и дети”. Более того, вера втрадиционном своем значении утратила нравственно-созидательную силу, человек «изверился»,потерял спасительную нить в лабиринте жизни, стал искать альтернативныезаменители Бога, что в свою очередь привело к росту всевозможных злодеяний ипреступлений. Конечно же, столь значимые проблемы не могли не коснуться всехсторон человеческой жизни. Решить их пытались и ученые, и экономисты, иполитики, пытались и люди творческих профессий.
В литературе громче,раньше, убедительнее других зазвучало слово Чингиза Айтматова. Начиная спятидесятых годов двадцатого века, в его произведениях развернуто, резко, сколющей прямотой излагаются важнейшие общественные проблемы. Автор выноситжесткую оценку своему времени и обществу, в котором живет. Но он не толькоконстатирует факты, ему даже удается предсказывать будущее, ведь в настоящее время,поднятые Чингизом Айтматовым вопросы, все еще актуальны, даже более актуальны, чем пятьдесят лет назад. Каждыйдень с экранов телевизоров, из динамиков радиоприемников, мы слышимнеутешительные выводы ученых о деградации человеческой личности, о повышающемсяуровне преступности, о бескультурии молодежи. На наш взгляд, эти злободневныепроблемы оформил и подробно изложил Айтматов в своем романе “Плаха”. В этом произведении писатель показал насколькодеморализовался современный ему человек, как варварски стал относиться кприроде и окружающим его людям. Целью нашей работы является исследование религиозно-нравственногоаспекта романа “Плаха”. На примере данного текста, мы попытаемся исследоватьсистему нравственных ценностей современного Айтматову человека, что он считаетзлом, а, что добром, во что верит, а, что отрицает, что является целью егожизни, смыслом бытия. В конечном итоге, осмыслив и проанализировав это,постараемся выявить, что же представляет собой духовный мир человека эпохишестидесятых годов прошлого столетия.
Религиозный аспектромана
Для человека любой эпохисвойственно стремление к осмыслению себя, к поиску своего жизненного пути,своего места в мире. Очень важный аспект в этом стремлении составляют духовныепоиски личности. Особенно значимыми эти искания становятся в эпоху перемен,когда меняются не только технологии, но и сам человек, его ценности, духовныймир. Ярким примером такого времени может послужить середина двадцатого века –время выхода промышленной деятельности человека на глобальный, всеобъемлющийуровень. Человеку стало доступно все, созданные технологии смогли удовлетворятьвсе его желания и потребности. Человек возвысился, возмужал, окончательно ибесповоротно отделился от природы, стал считать себя всемогущим Богом. Отсюда ипошли все людские беды. Мало того, что человек стал безжалостно эксплуатироватьмать-природу – стихию, которая породила его, но более того люди стали ещеразобщеннее между собой, обострились социальные отношения, материальноеположение стало яблоком раздора всего человечества, зависть, ненависть, злобабуквально захлестнули землю. Как мы можем видеть, в двадцатом веке вчеловеческом обществе назрело множество проблем нравственного, жизнеобразующегохарактера. Мы считаем, что наиболее ярко они были представлены в романе“Плаха”. Данное произведение представляет собой удивительное переплетениечеловеческого общества с его проблемами, заботами, философией, природы с еёгармонией, животворящей энергией, космоса, наконец, который породил все живое,нашу планету, который незримо окружает все нас везде и всюду.
Действие романаразворачивается на фоне бескрайних Моюнкумских степей, мира доселе нетронутогорукой человека, места, где природа сохранилась в первозданном виде. Для данногопроизведения это особенно важно, ведь природа, на фоне которой будутпроисходить все последующие события романа, является не только пейзажем,украшающим общую картину, но больше того, мерилом поступков героев,нравственной категорией. Первые персонажи, с которым мы встречаемся – этоволчица Акбара и волк Ташчайнар. Да, это именно персонажи, равноправныеучастники действия, ведь как уже было отмечено раньше, у Чингиза Айтматоваприрода является одним из главных действующих лиц повествования. С образомволков в роман входит мотив бегства, погони, спасения от преследования. Данныймотив определяет ход всего последующего повествования: все персонажи романакуда-то бегут, кто от закона, кто от совести, кто бежит, потому что его гонятдругие. Но общее для всех них одно, именно чувство погони, которая вот-вотнастигнет их. На всех персонажах лежит отпечаток безысходности, напряжение, скоторым они проживают свою жизнь, не покидает читателя ни на секунду. Романчитается очень быстро, сам читатель начинает невольно бежать за персонажами,чтобы понять, что они чувствуют, какие проблемы их окружают. Важная черта,которую привносит данный мотив в повествование – это скорость, которая не даетчеловеку времени на духовное совершенствование, которая как бы изолирует его отокружающих. Это похоже на то, как водитель, разогнавший свой автомобиль допредела, не успевает замечать даже силуэты предметов по сторонам дороги.Действительно, если всмотреться, то большинство героев романа внутреннезаблудшие люди, интересующиеся только насущным, плотским. Из этого ужевыливается первая, основная проблема современности, характерная для всегодвадцатого и двадцать первого века – проблема разобщенности людей. Эта самаяразобщенность и является корнем всех остальных пороков и проблем человеческих,ведь равнодушие легко может перерасти в любой грех, вплоть до убийства. ТакБостон и Базарбай могли бы быть друзьями, а не врагами, но постепенно ихравнодушие друг к другу переросло в обоюдную ненависть: Базарбай ненавидитсоседа за материальные успехи, а Бостон просто отвечает Базарбаю его жеоружием. Столь острое понимание истоков человеческих противоречий выливается уЧингиза Айтматова в новую, своеобразную концепцию проблемы человеческихвзаимоотношений в нашем мире.
Далее в нашей работебудет рассмотрен религиозный аспект романа Айтматова. Как известно, религияявляется неотъемлемой частью человеческого общества с незапамятных времен; онакак стержень, вокруг которого развиваются важнейшие события мировой истории.Крестовые походы, священные войны мусульман с неверными, инквизиция – все этиизвестнейшие события, так или иначе, связаны с вероисповеданием, инепосредственно с верой, которая диктует волю господа его поданным. Исходя изпозиции столь сильного влияния религии на судьбу человека и человечества вцелом, Чингиз Айтматов решает определить ее роль в современном обществе.Дознание дается автору нелегко, ведь в век торжества человека и техническогопрогресса, не каждый готов признать, что есть что-то большее, чем материя исознание. Но, несмотря на трудность поставленной задачи, автор все же приходитк выводам, парадоксальным выводам, но выводам, в которые нельзя не поверить. Вчем же заключается его позиция?! Конечно, в двух словах на этот вопрос неответишь, но если постараться, то можно сформулировать несколько основныхтезисов:
1) Религия в традиционномсмысле слова утратила свое значение
следовательно
2) Люди пытаютсяпеределать Бога, подстроить под современные рамки и свои нужды.
следовательно
3) У каждого свой Бог, втом числе Им могут выступать вполне материальные вещи: оружие, наркотики,деньги
следовательно
4) Бога можно купить ипродать
возникает вопрос
5) Где она, вера?!
Последний тезис, мыставим отдельно, так как он является наиболее сложным и требует от каждогосвоего ответа. Чингиз Айтматов оглашает лишь свое мнение, которое заключается втом, что настоящая вера в Бога находится в сердце у человека. Она не зависит отцвета кожи, национальности или языка, она зависит лишь от твоих личностныхкачеств, от того, во что ты хочешь верить. Таким образом, носителем настоящейверы в романе “Плаха” является единственный герой – Авдий Каллистратов. Егопуть к Богу неоднозначен, полон внутренних противоречий, но все же данный геройобретает настоящую веру, веру которую не променяет ни на что, веру, за которуюон отдает жизнь.
Теперь, задав основныенаправления нашей деятельности, мы, как корабль в стародавние времена,отправляемся на исследование новых, загадочных земель.
 
Исследованиевнутреннего мира героев
айтматовплаха нравственный духовный
“Я долго искал Бога у христиан,но Его не было на кресте
Я побывал в индуистскомхраме и древнем буддийском монастыре,
Но и там не нашел я дажеследов Его.
Я отправился к Каабе, ноБога не было и там.
Тогда я заглянул в своесердце.
И только там узрел Бога,
Которого не было большенигде…”
Дж. Руми.
Наш разговор о романеЧингиза Айтматова “Плаха” мы начнем с изучения религиозного аспекта данногопроизведения. Чем же мотивирован наш выбор?! Во-первых, религия, является однимиз важнейших институтов личности уже в течение многих столетий. Во мракесредневековья, в период смутного времени на Руси, во время всех войн иконфликтов, когда у людей не оставалось ничего, даже крыши над головой, вера непокидала их, помогала жить, вселяла надежду на завтрашний день, в общем, былаопорой, которая помогала человеку выстоять перед ураганом нашего огромногомира. Данное утверждение дает нам право рассматривать веру и религию, какфакторы, оказывающие наиболее сильное влияние на становление человеческойличности. А так как целью данного научного труда является сравнение микрокосмачеловека и космоса вселенной, то рассмотрение религиозной составляющей еголичности становится необходимым, чтобы понять, каким рисует Айтматов внутренниймир современного ему человека.
Новый единыймноголикий Бог
При прочтении “Плахи”невозможно не заметить, что все действо романа строится на религиозных мотивах,духовные поиски заставляют героев совершать поступки, мирят и ссорят их, вобщем, ход повествования в большинстве своем определяется, как это уже былоотмечено выше, религиозными мотивами. Вторая особенность, присущая данномуроману Айтматова – это изучение различных социальных групп, а точнеесоциального дна, и того, во что верят люди, входящие в данный социальный класс.Мы попытаемся проанализировать точку зрения автора и понять, почему он приходитименно к таким выводам.
Первой социальнойгруппой, описанной в романе, была “Хунта”. За этим названием скрывается пятеролюдей, людей деморализованных, оторванных от человеческого общества, а еслиточнее, то пятеро хронических алкоголиков. Первым из них был Обер-Кандалов,вторым Мишаш, третьим Гамлет-Галкин, четвертым Абориген-Узюкбай, пятым Кепа.Шестым в “Хунте” оказался Авдий Каллистратов, но он в данном случае предстаетлишь формальным участником группы, так как не является ни хроническималкоголиком, ни человеком близким по морально-личностным качествам к остальнымчленам коллектива. Что же дает нам основание рассматривать людей, входящих вданное сообщество, как единый субьект-носитель каких либо религиозных воззрений,ведь, как известно – верит каждый по-своему и дорога к Богу у каждого своя?Чингиз Айтматов так отвечает на этот вопрос: “Эти люди могли служить примеромтого, что пути Господни неисповедимы, когда речь идет о пусть даже самомпустяковом коллективе людей. Значит, так было угодно Господу, чтобы все ониоказались людьми поразительно однозначными”. Исходя из данного убеждения, автордает характеристику не каждому члену “Хунты”, а всей группе в целом. Итак,какие же отношения складываются у данных людей с Богом?
Правильно будет сказать,что отношений с Богом у этих людей вообще нет. Этот вывод можно сделать хотя быпотому, что предводитель “Хунты” Обер-Кандалов, который по совместительствуявляется и носителем главных качеств своего коллектива, искренне считает поповнедоразумением времени, более того, он даже порога церкви никогда не переступалдаже из интереса. Что уж говорить о его подчиненных, которые поморально-личностному развитию стоят на ступень ниже Обера, ведь он хотя бы умелразбираться в людях и организовывать коллектив, выступая в качестве лидера. Ночто же тогда заполняет пустоту внутреннего мира членов данного коллектива, чемони восполняют духовно-нравственный кризис своих душ? Анализируя текст романа, мыпришли к выводу, что смысл существования для этих людей заключается в бегствеот реальности, а в частности, в болезненной тяге к алкоголю, который, по ихмнению, помогает им расслабиться, скинуть бремя своей неудачной жизни,почувствовать себя людьми. В трезвом же виде члены данного коллектива — людигрубые, озлобленные на мир, на свою поломанную судьбу, а, следовательно,понимающие только язык силы, ведь слова для них уже давно утратили своёнравственное, созидающее влияние. По сути, алкоголь вкупе с грубой физическойсилой как раз и является Богом для “Хунты”. Сознание членов данного коллективаподчиненно болезненному желанию выпить, “взвинтить себя так, чтобы никаких ужпреград не осталось, чтобы начисто отшибить сознание”. Получается парадокс:сознание подчинено желанию отключить сознание. Но это лишь на первый взглядкажется парадоксом, а на самом же деле, если присмотреться внимательно, то вэтом желании можно без труда угадать черты разрушенной, деморализованнойличности. Так что выходит, что без сильной веры, без духовной крепости человекначинает деградировать как индивид, постепенно превращаясь в человекоподобноесущество. Подмена же истинных идеалов, извращение религиозных воззрений лишьусугубляет моральный кризис личности, так происходит и с членами “Хунты”, укоторых в душе осталось лишь низкое желание залить свое сознание алкоголем. Этилюди навсегда утратили связь с человеческим обществом, стали, как этоназывается по-научному, люмпенами.
Второй социальнойгруппой, описанной в романе Чингиза Айтматова “Плаха”, была группа молодыхлюдей под названием “гонцы”. Чем же примечателен данный коллектив людей? Примечателенже он тем, что в нем собрались мальчишки, желающие подзаработать денег надобыче наркотиков. Для этого они объединялись в группы по несколько человек иотправлялись на поездах в далекие Моюнкумские и Чуйские степи, где находилисьместа произрастания особого вида конопли, а именно, анаши. Далее, если всепроходило удачно, они возвращались в Москву, где получали честно заработанныеденьги, а потом, разъезжались кто куда. Казалось бы, какие вообще отношениямогут быть у данных людей с Богом, ведь большинство из них, наверное, и незадумывается ни о чем кроме наживы и кайфа от употребления травки. Ясность вданный вопрос вносит диалог Авдия Каллистратова, оказавшегося в среде гонцов сцелью изучения конопляных маршрутов и людей, действующих в этой сфере, иГришана, являющегося главой группы. Итоги их разговора можно свести к следующимвыводам. Бог гонцов – это деньги, ради которых они готовы буквально на все. Этомы видим и из разговоров между гонцами и, конечно же, из диалога Гришана иАвдия Каллистратова. Так выясняется, что деньги гонцам заменяют и отца, и мать,и Бога, в общем, весь морально-нравственный мир человека. Этим и объясняется ихбезалаберное, потребительское отношение к жизни, ведь у людей, не имеющих задушой ничего, кроме пресловутого утверждения о том, что все покупается ипродается, иначе и быть не может. Далее из полемики Авдия и Гришана выясняетсяеще более парадоксальный факт: гонцы не просто добывают анашу из-за большихденег, но даже выдвигают свою концепцию о вере в Бога и путях прихода в Отчийдом. Так, в частности, Гришан говорит, что он помогает людям познать Бога вкайфе, так сказать, прийти к нему с черного хода. Данная теория, по его мнению,является единственно спасительной, ведь все остальное в нашем порочном мире неможет подарить счастье, а, следовательно, приходится хоть как-то его заменять,ведь не пропадать же совсем. Но за все, что мы делаем, следует расплата, этоГришан понимает очень хорошо. Так за оперативное приближение к Богу, кайфприходится оплачивать за не малую цену, ведь за состоянием неописуемого счастьяпосле употребления наркотиков следует “полоса безумия и окончательнаядеградация души”. Поэтому концепция Бога и веры в него в представлении Гришанаи не выдерживает критики Авдия, ведь настоящая вера способствует укреплению,совершенствованию человеческого духа, а не его разложению, оскудению,уничтожению. Вывод о нравственно-моральных ценностях в среде гонцовнапрашивается сам собой: эти мальчишки утратили свою человеческую сущностьвследствие подмены истинных идеалов ложными. Концепция о нахождении Бога в удовольствиии деньгах калечит, умерщвляет их души, гонцы становятся все циничнее,эгоистичнее и равнодушнее к окружающему их миру. Так они не только губят себя,но и других людей, оказавшихся в сфере их влияния, в зависимости от наркотиков.Постепенно гонцы превращаются в закоренелых рецидивистов, причем снеоднократными судимостями и, так или иначе, оказываются выброшенными наобочину человеческого общества, тем самым, отравляя жизнь себе и другим.
Наконец, третьим, чейвнутренний мир пытается исследовать Чингиз Айтматов, становится главный геройромана — Авдий Каллистратов. Этот персонаж заслуживает особенного внимания,ведь только его личность показана в процессе развития, именно с ним мыпутешествуем по страницам “Плахи”, именно он контактирует со всемивышеописанными героями, пытаясь понять их, сделать выводы о себе и о мире егоокружающем. История жизни бывшего семинариста Авдия Каллистратова представленав романе наиболее полно, поэтому давайте попробуем проследить основные моментыего биографии и понять, как эволюционирует его личность, душа, внутренний мир впроцессе познания нашего необъятного и подчас необъяснимого мира.
Отправной точкой нашегоисследования мы предлагаем считать детство Авдия, ведь, как известно, еще всамом раннем, чуть ли не младенческом возрасте, у индивида закладываются всеосновные черты его личности, характера, которые так или иначе проявляются всознательной жизни, во многом определив судьбу человека. Каким же было детствоу главного героя? Оно было следующим: рос Авдий Каллистратов в семье дьякона,рос без матери, так как та умерла, когда он был еще очень мал. Отец старалсявоспитать сына в христианско-церковном духе, так как и сам был человеком,служащим в церкви. Юный сын его оказался достаточно любознательным и с большиминтересом принялся изучать святое писание. Тем самым Авдий несказанно обрадовалотца и по достижению нужного возраста был с их общего согласия определен вдуховную семинарию. Вот, пожалуй, все значимые события, произошедшие в детствебудущего семинариста, и наша задача теперь сводится к выявлению основных чертличности Авдия, сформировавшихся, когда он был еще ребенком. Первой и основнойчертой, есть его доброта и отзывчивость по отношению к окружающим, ведькачество это, безусловно, очень редкое даже для того времени, когда романиздавался лишь в первый раз. И действительно, если посмотреть в какой доброй,благостной, мирной атмосфере воспитывался Авдий Каллистратов, то становитсяпонятно, откуда в его душе столько сочувствия, желания помочь окружающим, ведьсила детских впечатлений вкупе с грамотным воспитанием родителей есть великаясила, формирующая личность ребенка чуть ли не от “а” до “я”. Второй не менеезначимой чертой, заложенной у главного героя еще с самых ранних лет, являетсяего духовность, внутренняя гармония, ведь именно это качество как живительныйручей, спасший путника от смерти в пустыне, каждый раз наполняет Авдия желаниемжить, существовать, внутренне возрождает его. Данное качество является корнемличности главного героя, от которого уже в свою очередь произрастают всеостальные его добродетели, а, как известно, растение с сильными, здоровымикорнями и над землей выше и красивее других себе подобных.
Теперь обратимся к юностиАвдия Каллистратова и посмотрим, что происходит в его внутреннем мире в этотпериод его жизни. Сначала все идет как нельзя лучше: Авдий числится одним изсамых способных учеников семинарии, его любят отцы-учителя, ему пророчатбольшое будущее. Но жизнь непредсказуема, и вот в одночасье из прилежногоученика главный герой превращается в еретика-новомысленника, его исключают изсеминарии, да еще вдобавок квартиру, где их семья жила многие годы, забирают всвязи со смертью дьякона Каллистратова незадолго до вышеописанных событий. Вчем же причина столь трагических перемен в Авдии, почему судьба так сильноударяет его? Во-первых, определенную роль мог сыграть юношеский максимализм,ведь в пору своего отрочества свойственны претензии к сложившимся в обществеканонам бытия, желания изменить сложившийся ход вещей. Такая же история отчастипроизошла и с Авдием, который, будучи юношей, горячим и чувствительным,попытался внести изменения в данное раз и навсегда слово Божье. Но делал это онне из корысти, а из желания помочь изверившимся людям вновь обрести Господа всердце и душе их. Отчасти, Авдий мог и сам быть подвержен кризису веры, ведьвидя страдания окружающих, испытывая постоянное давление со стороны государствана верующих людей, да еще и очень глубоко переживая смерть отца, он могусомниться в справедливости веры, ведь ничего не стоит подумать: “Почему мне заправедную жизнь и истовую веру в господа-Бога, посылаются одни страдания, адругим, менее достойным, счастье и благодать?!” Может, причиной было и это,ведь все может быть, но для нас куда важнее итоги исканий Авдия, перемены,произошедшие в его внутреннем мире вследствие инакомыслия. Итогом же этихисканий может быть не что иное, как обретение героем истинной веры в Бога,коренное изменение его судьбы, жизни, сознания собственного предназначения. Какмы увидим далее, этот вывод далеко не голословен, более того, он подтверждаетсядальнейшим ходом повествования.
Следующей по хронологии вбиографии Авдия Каллистратова является его поездка с гонцами в Моюнкумскиестепи. Почему же наш герой оказывается в преступной среде, какие намеренияруководят им и что за жизненный урок он выносит из данного предприятия?!Конечно же, едет он не из корысти, а из морально-нравственных соображений, аименно, на основе полученного опыта он хочет создать серию очерков на темунаркомании в молодежной среде, проблему, безусловно, важную и требующуюобщественного резонанса. Более того, с помощью своих статей Авдий, какначинающий репортер, надеется найти новый путь к сердцам и умам читателей, чтовпоследствии, как он думает, откроет ему возможность публиковать свои идеи омодернизации веры и о Боге-современнике, начать разговор на самую сокровеннуюдля него тему. Что же выходит из плана Авдия на самом деле? Сначала все идет,как задумано: наш герой «вливается» в среду гонцов-добытчиков конопли, изучаетих мир, понятия, законы, по которым они живут. И все бы ничего, если бы ненарастающее в его душе отчаяние, негодование в связи с нравственной деградациейгонцов, таких же, как он мальчишек. Это обстоятельство, можно сказать, являетсясудьбоносным для Авдия Каллистратова, ведь вопреки всем принципам инстинктасамосохранения, он пытается переубедить гонцов, наставить их на путь истинный.Разговор с Гришаном, драка в товарняке, — вот ключевые моменты в судьбеглавного героя, ведь именно тогда он преодолевает внутренний конфликт в своейличности, вновь обретает потерянную гармонию, осознает суть своегопредназначения. Только в призме этих событий Авдий понимает призрачность,нецелесообразность идей о Боге-современнике и о реформации веры; помогатьлюдям, нравственно воскрешать их – вот новый смысл жизни Авдия Каллистратова,причем делать это, он согласен любой ценой, даже ценой собственной жизни, чтоявляется знаком возвращения героя от ереси к истинной вере. Как говорил ЧингизАйтматов: “Кто много страдал, тот много познал,”- наверное, в этой фразе изаключена вся истина пребывания человека на этом свете, ведь Авдий через перенесенныеим страдания обретает нового себя, более того, он встречает на той далекойузловой станции Жалпак-Саз любовь всей своей жизни – Ингу Федоровну, а не естьли это высшая награда за все его страдания?! В общем, после путешествия вМоюнкумские степи главный герой становится совсем другим человеком, человеком укоторого в душе течет светлая и чистая река, берущая начало свое из ручьевверы, сознания, любви. Другими словами, Авдий Каллистратов приходит к высшейточке понимания бытия, когда между духом, телом и умом его наступает гармония,и он четко знает, какова его цель в этой жизни.
Последним событием вбиографии главного героя становится его второе путешествие в Моюнкумские степи.Привело туда его ни что иное, как желание вновь встретится с Ингой Федоровной последолгой разлуки, тем более что они должны были решить вопрос о создании семьи,ведь оба успели очень сильно полюбить друг друга и хотели начать новуюсчастливую жизнь. И все бы было хорошо, если бы опять не вмешалась судьба:возлюбленная Авдия уехала в Джамбул, чтобы решить вопрос относительно опеки надее сыном от первого брака, а Авдий, прибывший как раз в момент отсутствия Инги,вынужден был покорно ждать ее приезда, ведь на ситуацию он повлиять никак немог. Мелочи, обстоятельства, случаи и случайности, которым мы, по сути, не придаемзначения, но которые, как ни странно, определяют нашу судьбу, незримовмешиваясь в запланированные нами действия, сыграли роль и на этот раз. Случилосьже так, что именно в тот момент, когда Авдий ходил по станции Жалпак-Саз всуматохе мыслей о его будущем с Ингой Федоровной (а поездка ее в Джамбулдействительно носила судьбоносный характер для их отношений), он попался наглаза Обер-Кандалову, собиравшему группу для облавы в Моюнкумах. Главный герой,не задумываясь, откликнулся на предложение Обера, ведь мысли о возлюбленнойтяготили его, подобно Гордееву узлу, туго затянутому вокруг шеи, узлу, которыйон не в силах был развязать – максимум только позабыть о нем на время. Природачеловека такова, что, чем дольше он ждет приговора, тем сильнее драматизируетсобытия, явственнее представляет себе самую трагическую развязку сложившихсяобстоятельств. Видимо, такое стечение обстоятельств было уготовано для главногогероя самой судьбой, и поэтому ему не оставалось ничего, кроме как согласитсяна неожиданно подвернувшуюся «шабашку», ведь таким способом он мог отвлечься иот тяжелых мыслей об их с Ингой будущем и, что немаловажно, подзаработатьденег. Поездка на облаву в Моюнкумы обернулась для Авдия Каллистратова роковойслучайностью: он не смог выдержать насилия над природой, которое творили встепи его напарники, и вместо того, чтобы помогать закидывать сайгачьи туши вгрузовик, главный герой попытался наставить членов “Хунты” на путь истинный. Носнова не повезло Авдию: члены данного коллектива оказались людьми настолькодеморализованными, что трудно даже было определить, что, кроме умения говорить,отличало их от животных?! Жестокость, невежество, грубость, беспричиннаяагрессия, жажда кровопролития – вот те качества, которые определяли поведениечленов “Хунты”. Авдий лишь дал им повод показать свою звериную натуру; расправанад ним была страшна, наверное, страшнее, чем пытки в ГЕСТАПО. Но не сдалсяАвдий Каллистратов перед последним, самым трудным испытанием в своей жизни, ибосвято верил, что умирает за правду, за веру, за любовь к этой земле и ко всемумиру в целом, умирает за и во имя других, во имя добра и справедливости наземле. Смерть свою главный герой встречает, будучи распятым на дереве саксаула,подобно тому как когда-то был распят на кресте Иисус Христос. И такой финал неслучаен, он подводит итоги жизненных и морально-духовных исканий героя, пустьдаже и на кресте, ведь не случайна фраза: “Может быть, не случайно, что лучшимсынам человеческим посылаются самые горькие страдания”. Авдий Каллистратовпроходит очень сложный цикл внутреннего развития, так в начале этого пути онпредстает самонадеянным подростком, вынашивающим планы по обновлению веры иБога, если не всего мироздания, но затем, в процессе познания жизни с еесуровой реальностью и законами выживания, герой переосмысливает свои взгляды наокружающий мир и порядок бытия, обретает истинную веру в Бога, душевнуюгармонию и цель в жизни. Если обратиться к вопросу: “Что же все-таки являетсяБогом для Авдия?!”- то однозначного ответа мы найдем, потому что Бог у него всердце, а не в бутылке с водкой или сигаретке, набитой травкой. В этом изаключается главная мысль, которую хотел донести до нас Чингиз Айтматов состраниц своего романа “Плаха”: Бога нельзя подчинить единым стандартам, еслиесть Бог у человека, то у каждого разный, разный даже в силу того, что образего мы представляем по-разному; отношения с Богом тоже у всех разные, ктодоверяет, полагается на него во всех своих делах, кто просто изливает перед нимсвою душу, кто-то даже ссорится с ним. Но главное, что объединяет всех верующих– это надежда, которую дарит нам вера в Бога, ведь у каждого в душе после обращенияк Всевышнему появляется надежда, что мольбы его будут услышаны, что Господьоблегчит его страдания. Таким образом, Чингиз Айтматов показывает своюконцепцию понимания веры и Бога: у каждого Бог разный, каждый приходит к немупо своей особой дороге, каждый ждет от Него чего-то только ему важного,отношения с Богом тоже у всех разные, но надежда – одинаковая, ведь еслиГосподь справедлив и милосерден, то никого он не обделит своей любовью.
История АвдияКаллистратова заканчивается трагически: он умирает, распятый на деревесаксаула, но в этом, по нашему мнению, заключается его судьба: он обрел своегоБога и свою веру и не предал своих воззрений, как тогда и Иисус Христос наГолгофе не поступился своими. Он умирает, не прося о продлении дней своих, непроклиная убийц своих, единственное, о чем не перестает он взывать – спасениедуш человеческих, искоренение зла в деяниях и умах людей. Авдий остается веренсебе даже перед лицом смерти, в этом и заключается его высокий нравственныйподвиг, уподобляющий его Христу, ведь, как и Божий Сын, он пожертвовал собойради других, пронес крест своей жизни гордо и смиренно, принял смерть во имяжизни и искупления грехов человеческих.
Последним, когорассматривает Чингиз Айтматов в системе религиозных и морально-нравственныхценностей в своем романе “Плаха”, является Бостон Уркунчиев. Этот человекявляется добросовестным работником, передовиком-чабаном, он, единственный извсего совхоза старается жить достойно, а не существовать, как это делают другиепастухи. Когда он о чем-то говорит, то не виляет вокруг да около, а, напротив,прямо, ясно и по делу излагает свои мысли. Вот какой человек Бостон Уркунчиев:работящий, честный, прямой, добропорядочный. Как ни странно, но на первыйвзгляд кажется, что Бостон человек неверующий. Но детальный анализ всей историичабана показывает, что все-таки отношения у него с Богом складывались, хотя тобыли и очень непростые. Они, если можно так сказать, находятся у Бостона наподсознательном уровне, ведь если вдуматься, то когда ему разводить прении оморально-нравственном долге человека, о необходимости веры в Бога, как о важнейшеминституте совершенствования личности. Но и глупо будет полагать, чтоподсознательно, значит бездумно, просто религия, вера находится у Бостона вкрови, он соблюдает ее обычаи во всех делах своих. Если задаться вопросом, чтоже является Богом для данного героя, то после изучения его образа жизни,отношения к ней, можно предположить, что Бог для Бостона – это его работа,которую он делает каждый божий день. И действительно, он ежедневно встает вшесть утра, чтобы весь день провозиться с овцами и лечь за полночь, но это немешает ему свято верить в то, что он делает, а если верить, то во что-то,значит, есть у Бостона Бог. Лишь в конце романа он поступился своимипринципами, но на то были веские причины, о которых мы поговорим в заключениинашей работы. В остальном же, как мы уже успели убедиться, Бостон — человек,любящий свое дело и свято верящий в его пользу. Ну и что, что его Бог – работа,ведь это все же лучше, чем любая другая пагуба; работа так же, как осознаниеАвдием своего предназначения, привносит гармонию в жизнь Бостона Урукчиева,наполняет ее смыслом, от этого и труд у него одухотворенный, то есть такой, вкоторый хочется вкладывать душу, который приносит не только усталость, но иудовольствие. В общем, у каждого Бог свой, и у Бостона он такой; главное,чтобы, как уже было отмечено выше, вера приносила в жизнь гармонию и смысл,созидала, а не разрушала, а уж, как и во что верить, это дело каждого, ведь увсех нас своя дорога к Всевышнему.

Заключение
Вот и подошла к концуисследовательская часть нашего научного труда. Теперь пришло время сделатьвыводы относительно тех целей и задач, которые мы ставили веред собой вначалеработы. Итак, что же представляет собой внутренний мир человека эпохишестидесятых годов, какие морально-нравственные ценности составляют основу еголичности, во что он верит, а что отрицает. Однозначного ответа на данный вопроснам найти не удалось, и на это есть свои причины: шестидесятые годы двадцатоговека – время чрезвычайное противоречивое, особенно для нашей страны, какговорит Авдий Каллистратов “То был век сомнений, вызывающих, в свою очередь,новые сомнения и так до бесконечности!” Более того, люди стали настолькоразобщенными в своих взглядах, что даже понятие традиционной морали сталокатегорией расплывчатой, условной, ведь в век сомнений каждый был воленподразумевать под этим определением вещи лично для него выгодные. Но все жевремя не обманешь, оно все расставит на свои места, так получается и с героямиромана Чингиза Айтматова “Плаха”. Нравственно-религиозные воззрения членов“Хунты” и гонцов не проходят испытание временем, ведь вера в деньги, травку иалкоголь превращает их в моральных уродов, деградировавших настолько, что имуже нет места в человеческом обществе. А исключение из человеческого общества –ни есть ли это полнейшее фиаско человеческой личности?! Наверное, есть. Этимпримером Чингиз Айтматов иллюстрирует губительность стремления к подмене Бога,веры, морали, нравственности фальшивыми идеалами. Это самообман, который неприведет куда угодно, только не к истинной гармонии между сознанием, душой ителом человека.

Список литературы
1) В. Левченко Чингиз Айтматов. — М., 1983. 2) Ч. АйтматовСтатьи, выступления, диалоги, интервью. — М., 1988. 3) Г.Гачев Чингиз Айтматови мировая литература. — Фрунзе, 1982. 4) В. Коркин Человеку о человеке. — Фрунзе, 1974.


Не сдавайте скачаную работу преподавателю!
Данный реферат Вы можете использовать для подготовки курсовых проектов.

Поделись с друзьями, за репост + 100 мильонов к студенческой карме :

Пишем реферат самостоятельно:
! Как писать рефераты
Практические рекомендации по написанию студенческих рефератов.
! План реферата Краткий список разделов, отражающий структура и порядок работы над будующим рефератом.
! Введение реферата Вводная часть работы, в которой отражается цель и обозначается список задач.
! Заключение реферата В заключении подводятся итоги, описывается была ли достигнута поставленная цель, каковы результаты.
! Оформление рефератов Методические рекомендации по грамотному оформлению работы по ГОСТ.

Читайте также:
Виды рефератов Какими бывают рефераты по своему назначению и структуре.

Сейчас смотрят :

Реферат Международно-правовое регулирование деятельности оффшорных финансовых центров
Реферат Русская Аляска
Реферат Участие информационно-консультативной службы во внедрении инноваций в сельском хозяйстве
Реферат Україна кам яний вік біотехнології 2
Реферат Технология и организация обслуживания в гостинице
Реферат Жан-Поль Сартр. Природа человека в интерпретации экзистенциальной философии
Реферат Влияние политической обстановки в стране на формирование молодежной субкультуры
Реферат Пилотажное исследование самопрезентации личности в дошкольном возрасте
Реферат Формирование команды управления для средних и крупных фирм
Реферат Объединение членов рода Романовых
Реферат О творчестве Валентина Григорьевича Распутина
Реферат «Конструирование и реализация культурологической модели школы в условиях города-курорта». Содержанием данной темы является использование инновационных педагогических идей, авторских программ, появления новых предметов, интеграция, инкультурация образ
Реферат Обратная пользовательская запись в языке Си
Реферат Історія та історизм у повісті І. Филипчака та І
Реферат Running Wild Essay Research Paper Running WildGabe