Реферат по предмету "Литература : зарубежная"


Мотив природных стихий в творчестве Даниила Хармса

Отделобразования администрации Центрального района
МОУэкономический лицей
Секция«Литературоведение»
Контрольнаяработа
по теме
Мотивприродных стихий в творчестве Даниила Хармса
Кротовой Анны Андреевны,
учащейся 11 Е класса
МОУ экономический лицей
Новосибирск,2008

Содержание
Введение
Глава I. История изучения мотиваприродных стихий в творчестве Д. Хармса
Глава II. Анализ функционированиямотивов в стихотворениях «Берег и я», «От знаков миг», «Лес качает вершинами»,поэме «Месть»
Заключение
Список литературы
Приложения

Введение
природнаястихия мотив хармс стихотворение
Тема природных стихийшироко раскрыта в русской литературе. Вероятно, эта тяга к пониманию четырехстихий идет из прошлого. С древнейших времен восточные славяне прославлялистихии воды, земли, воздуха, огня. В литературе эта тема развивалась, рассматриваласьс разных точек зрения в произведениях Пушкина, Тютчева, Бальмонта, Блока имногих других. Ее изучением в XX веке занимались такие критики, как Н.А.Гуриненко, И. Грачева, В.В. Мильков, В Курбатов и. т.д.
Изучением творчества Д.Хармса занимались многие литературоведы:
К.В. Дроздов, М. Мейлах,А.Н. Рымарь, современник Хармса Я.С. Друскин1, М.Н. Эпштейн.Произведения Хармса сложны для понимания, для изучения, но этим обстоятельствомлишь усиливается интерес к автору. М. Ямпольский написал один из самыхизвестных трудов о его творчестве «Беспамятство как исток (Читая Хармса)». Впоследнее десятилетие творчество Хармса вызывает особенно активный интерес уисследователей.
А вот тема природныхстихий в творчестве Даниила Хармса раскрыта немногими и далеко не полностью.Частично раскрывают эту тему
И.Ю. Павлихина, А.Б.Устинова, О. Буренина, но осталась еще необьятная почва для исследования,представляющая для нас большой интерес.
Во вступлении Н. Песковак труду М. Ямпольского есть следующие строки, объясняющие, пожалуй, вечнуюактуальность изучения творчества Хармса: «Тексты Д. Хармса ясны и в то же времязагадочны. Именно это побудило автора — известного культуролога и литературоведа-- посвятить свое исследование поэтике, философским истокам и культурномуконтексту творчества писателя. Автор просто читает Хармса, но это — творческоечтение или, иначе, «свободное движение мысли внутри текста», которое позволяетему сделать важные наблюдения и выводы, касающиеся не только творчества Хармса,но и искусства XX в. в целом.»
Как мы выяснили ранее, вразное время писатели по-разному воспринимали силу природных стихий, какчеловек может взаимодействоватьс ними. Наши далекие предки славяне благоговелиперед силами природы; в большинстве языческих верований ведущее место занималибожества, олицетворяющие четыре природные стихии. С этим связано созданиефольклорных произведений. В эпоху Возрождения человек воспринимался какпокоритель, «царь» природы. Писатели XIX века видели в стихиях грозные силы,имеющие возможность в любой момент человека уничтожить. Даниил Хармс —представитель авангарда2 в литературе, неординарный человек —имел свой взгляд на все окружающее, в том числе и на происхождение, роль ивзаимодействие с человеком природных стихий. Наша задача — раскрыть этивопросы, изучить мотив природных стихий в творчестве столь незаурядногочеловека.

Глава I. История изучениямотива природных стихий в творчестве Д. Хармса
Объектом нашегоисследования в большинстве своем являются стихотворные тексты Д. Хармса,написанные им в период с 1925 по 1938 гг. Этот период характеризовалсятворческим подъемом, развитием и формированием важнейших идей философии Хармса.Разрабатываются основные типы героев произведений: Философ-Художник,Чудак-Чудотворец, Правитель-Сверхчеловек-Недочеловек, Обыватель3,рождаются основные мотивы.
К изучению мотиваприродных стихий побуждает такой стихотворный материал, как «Вода и Хню», «Двастудента бродили в лесу», «Берег и я», «А ну-ка покажи мне руку», «От знаковмиг», «Ходит путник в час полночный», «Лес качает вершинами», «Я долго думал оборлах», «Берег правый межнародный», «Жизнь человека на ветру», «Полёт внебеса», «Нева течет вдоль Академии», «Тюльпанов среди хореев» и т. д. Этостихи философского содержания, лирический герой которых — незаурядный человек,связанный с природой неразрывно.
Мы используем дневниковыезаписи Хармса, раскрывающие самые сокровенные мысли автора. Поэтому припрочтении дневников Хармса читатель погруженется в мир художественногопроизведения, где изложение идет от первого лица, прослеживается судьбаглавного героя и его отношение к людям, литературным, музыкальнымпроизведениям, жизненным явлениям, с которыми он сталкивается.
Такие стихотворения,например, как «От знаков миг», «Тюльпанов среди хореев» раскрывают идеи Хармса,связанные со стихией Земли. Мы видим сходство этих идей: Земля питает всеживое, но и не отпускает от себя. Знаковым по своей природе выступает образняни (в стихотворении «Тюльпанов среди хореев»). Ее основная функция – подпитыватькорни цветку, давать ему живительную силу. А наличие рядом с человеком нянинизводит его способности до минимума, лишая тем самым его самостоятельности.Образ няни сопоставляется с мотивом природной стихии земли.
Стихия воды появляется вомногих произведениях Хармса не только в качестве непосредственно природной силы(«Нева течет вдоль Академии», «Месть», дневниковые записи), но и в качествегероя, взаимодействующего, разговаривающего с человеком, но оказывающегося всеравно выше проблем людей («Вода и Хню», «Берег и я»).
Связь человека со стихиейвоздуха, его устремленность в небо подтверждается рядом текстов Д. Хармса, гдегерои изображаются парящими, способными летать («Жизнь человека на ветру», «От знаковмиг», «Полет в небеса»).
А.Б. Устинова4в комментарии к стихам Д. Хармса указала, что «одним из основополагающихмотивов в лирике Хармса конца 1920-х гг. становится мотив полета». В детскомстихотворении «Уж я бегал, бегал, бегал…» герою надоедает сидеть, и он взлетаетв небо без особых усилий: «Разбежался я, подпрыгнул, крикнул: Эй! Ногамидрыгнул. Давай ручками махать, давай прыгать и скакать. Меня сокол охраняет,сзади ветер подгоняет, снизу реки и леса, сверху тучи-небеса».
Самая загадочная инаивысшая по силе стихия в размышлениях Хармса — огненная. В дневниковыхзаписях Хармс создает классификацию гениальных людей на огненных и водяных.Люди, приближенные к стихии огня, наиболее талантливы. В стихотворении «Лескачает вершинами» огонь предстает перед нами единственной стихией, независимойни от какой более силы.
Мы разбираем текстыстихотворений Хармса «Берег и я», «От знаков миг», «Лес качает вершинами»,поэмы «Месть». Все выбранные мною стихотворения созданы автором в 1930 — 1933годах. Это был тяжелейший период в жизни Хармса. Настал окончательный разрыв сего первой женой Эстер Александровной Русаковой5, в 1931 году ОБЭРИУ6распалось, Хармса арестовали. По его произведением можно понять, что он топогружался в глубокий духовный кризис, то поднимался до вершин своей философии.В этот период рождаются произведения, выбранные нами для анализа. Объединяющийих мотив природных стихий показывает, что автор в тот момент своей жизнистремился как можно сильнее приблизиться к не поддающимся пониманию силам иоказаться духовно выше окружающей его действительности.
Глава II. Анализфункционирования мотивов в стихотворениях «Берег и я», «От знаков миг», «Лес качаетвершинами», поэме «Месть»
Для того чтобы провестицелостный анализ мотива в творчестве автора, нам необходимо найти этот мотив вкаждом из выбранных произведений, выделить идеи, связанные с ним и выводыобъединить в общее заключение.
Название стихотворения«Берег и я» дает нам возможность определить:
- в стихотворенииприсутствует необходимый нам для изучения мотив природы;
- природная стихияводы в данном стихотворении выступает в роли героя, т. к. автор ставитлирического героя и стихию в один ряд.
В тексте лирический геройроднится со стихией воды, находит все больше связывающих признаков:«… мы стобой не старики, нам не надо разных каш...». Герой «беседует» с берегомбыстрой реки, то есть с водной стихий он не ведет никакой борьбы, не испытываетни страха, ни благоговения, только уважение. В стихотворении раскрывается темапоэта и поэзии с помощью образа водной стихии. Герой живет в гармонии с ней,она дает ему определенную силу, вдохновение. Строки «Мы с тобой, должно быть,маги, Разрушаем время песней...» говорят читателю, что лирический герой — поэт,что сближает его с автором. Так что все основные мысли героя можнорассматривать как авторские идеи.
Также в стихотворенииприсутствует стихия огня, хотя и упоминается она только единажды: «От огня инежной влаги Все становится прелестней». Мы видим, что лирический герой —философ-художник(по классификации Кувшинова) — также в гармонии со стихиейогня. Он не может также обратиться на ты к стихии огня, у него не хватит на эточеловеческих сил. Значит, огонь для автора обладает большей силой, чем вода.
Авторская позициязаключается в том, что поэт неразрывно связан с природой, и творческий процесссвязан с «духовным приближением» к стихиям огня и воды.
Название стихотворения«От знаков миг» говорит о присутствии мотива вечности. Событийная сторонапроисходит будто бы в остановленном времени. Широко раскрыт мотив природныхстихий земли и воздуха.
Текст построен в формедиалога главных героев. Их разговор — спор о том, какая стихия «лучше».
Героиня — обитательницаземли морковь — привязана к земле физически (корнями) и, как выясняется,психологически. Она вроде бы и хочет летать, но когда у нее появляется такаявозможность, отступает.
Герой — всех сын, легколетающий по воздуху и любящий свободу, — отдает должное опыту земныхобитателей, но придерживается мнения, что источник такой мудрости —«многолетнее безделие», и у него не возникает желание воспользоваться этимисточником.
Силы стихий земли ивоздуха равны: обитательница земли морковь остается на своем месте, и«вертопрах-злодей» всех сын, не отступает от своих идей. Но автора неустраивает ситуация, в которой человек в гармонии исключительно с землей,забывает про другие природные силы и не стремится к ним. В стихотворении «Отзнаков миг» автор на стороне воздушной стихии. Морковь предстает аморфной итрусоватой героиней. Люди, похожие на эту героиню, не глупы, а скорее умны иопытны, но они «приземленные», не стремятся к высоким целям. Они лишь созерцаютпроисходящие вокруг события и не используют своих знаний.
С мотивом стихии воздухасвязаны темы странствий («Слышу я французов опыт земледельческих расчетов,англичан возмущение за травлю быка») и свободы («Она летит вокруг солнечногошара без малейшего трения»). С мотивом стихии земли — проблема духовной ифизической закрепощенности.
В шести строкахстихотворения «Лес качает вершинами» присутствуют мотивы всех четырех стихий.Автор изображает не пейзаж, а картину устройства мира. В нем просматриваетсясвоеобразная «иерархия» стихий. Это стихотворение — подведение итогов долгихразмышлений автора, обличение множества мыслей в несколько сформулированныхидей. Поэтому лирический герой — человек, которому дано понять значениеприродных сил в жизни, в течении времени. Он спокоен, уверен, «расставляет всепо своим местам».
Лес — порождение земли.Он движется под воздействием воздушной стихии, но сами деревья связаны, немогут покинуть своего места.
Взаимодействуют стихиивоздуха и воды («… Люди ходят с кувшинами, ловят из воздуха воду»), воздуха иогня («… Огонь любит воздушную свободу...»).Опять же со стихией воздуха сопоставляетсяпонятие «свобода». Но, все-таки, огонь будто нисходит до воздушной стихии.Огонь является наивысшей, самой непостижимой стихией («… Гнется в море вода.Но не гнется огонь никогда...»).
Поэма «Месть» интересна впервую очередь подбором героев: Писатели, Апостолы, Фауст, Маргарита, Бог. Ночем неожиданнее Хармс подбирал героев, тем интереснее следить за их переживаниями,репликами. Но удивляет единственная в поэме реплика Бога: «Куф, куф, куф.Престол гелинеф. Херуф небо и земля, Сераф славы твоея.» В «Записках иконтрзаписках» Хармса есть следующие строки, объясняющие читателюупотребление такого языка в связи не только с героями, но во многихпроизведениях и с природными стихиями: «Для меня речь шла о некотором крушенииреальности. Слова становились звуковыми оболочками, лишенными смысла;персонажи, разумеется, были также лишены их психологии, и мир являлся мне в необычномсвете, может быть, даже в истинном свете, вне интерпретаций и произвольнойпричинности».
Автор рассматривает темытворчества и судьбы. У Хармса герой — Фауст — реальный. Он жаждет «отомстить»писателям, которые создали его таким, «заранее прописали его судьбу». Такойсюжет наводит читателя на размышление над следующими вопросами: Не прописана ликакими-либо писателями и наша судьба? И оправдано ли такое творчество, котороеменяет судьбы людей? На первый вопрос каждый сам находит для себя ответ. А на второйдает свой ответ автор: творчество всегда меняет судьбы, так как настоящемупоэту иногда доступны природные силы, в такие моменты и создаются произведения.
В данной поэмеинтересующий нас мотив первый раз появляется в реплике писателей, которыесвязывают себя со стихиями воздуха, воды, огня («… мы воздух глотаем, над намигроза...»).
Вторично тема реализуетсяв реплике апостолов, которая удивляет своей прямотой: «Огонь, воздух, вода,земля». Если сопоставить ее с предыдущей репликой этих героев («Это ров, этомров, это кров наших пастбищ и коров...»), то получается, что апостолырасставляют все в мире по своим местам, «придавая структуру» и природнымстихиям. Произносят стихии в порядке иерархии, будто спускаясь по лестнице.Апостолы возвращают гордых писателей на землю, советуя им не стремиться кдругим стихиям. Природные силы в устах апостолов — проявление божественности.
В устах Маргаритыархангелы воскресают из воды. Мотив очищения, воскресения с помощью воднойстихии встречается и в других произведениях Хармса, в том числе и в дневниках(«… Когда человек вышел из воды и чист...»). Далее в ее же уста Хармсвкладывает термин «бестелесны». Эта «бестелесность» является проявлениембожественности, относится к «светлым началам», в том числе и к природным силам.
Как высшая сила, несущаявдохновение — огонь. Упоминается она в обращению Фауста к писателям: «… В нихсмыслы ходят, как огонь».
Особенно интересна длянашего исследования классификация творческих деятелей на «водяных» и«огненных». Хармс разделил их исходя из того, какое ощущение возникало у него отпрочитанного (увиденного, услышанного) произведения. С этим связана идеяприхода вдохновения по Хармсу. Вот отрывок из письма Хармса Друскину: «В часахчто-то стукнуло, и ко мне пришли вестники. Я не сразу понял, что ко мне пришливестники. Сначала я подумал, что испортились часы Минутная стрелкастояла на девяти, а часовая около четырех, следовательно, было без четвертичетыре. Тут я понял, что ко мне пришли вестники, но я не могуотличить их от воды. Я боялся пить эту воду, потому что по ошибке мог выпитьвестника. Но я не мог найти воды. Я ходил по комнате и искал ее. Я стал шарить под шкапом и под кроватью, думая хотя бы там найти водуили вестника.» Вестники в данном случае — символ вдохновения. Судя поклассификации и тексту письма появление вдохновения связано с минутнымпониманием сути существования природных стихий, которое философ-художник неможет вызвать сам, он должен лишь ловить моменты, когда «приходят вестники».

Заключение
В творчестве ДаниилаХармса четыре природные стихии расположены в определенной иерархии, в порядкевозрастания: земля, вода, воздух, огонь. Человек в произведениях Д. Хармсамыслит себя как часть природного мироздания, неотрывная часть природы. Более всегочеловек привязан к земле, но должен стремиться к более высоким стихиям. Еслиего стремление не безрезультатно, то этот человек будет «награжден»вдохновением. Четыре стихии — проявления божественной силы, устройства мира.
Со стихией земли связанафизическая и психологическая связанность;
Со стихией воды —очищение, воскрешение, начало, путь;
Со стихией воздуха—свобода, странствия, спокойствие, безразличие;
Со стихией огня — сила,талант, гений, непостижимость.
Невозможно выделитьзаконы и логику художественного мира Хармса. Тем, что творчество его неподдается систематизации, автор и привлекает внимание. Авангардисты, и в томчисле Хармс, стремились к тому, чтобы очистить вещь, сделать ее предельнопростой, обнаружить в ней «бестелесное начало». Этот принцип отражается и вмотиве природных сил в творчестве Хармса. Автор может стихию сделать героемпроизведения, создать ей язык, непонятный для человека, но, вероятно, простой.
Хармс поистине былчеловеком незаурядным. По прошествии почти семидесяти лет после его смертиисследователи не могут расшифровать и половины того, что он написал. Хармссоздавал другую реальность, которая иногда кажется гораздо реальнее, чемнастоящая.

Список литературы
1. Д. Хармс.Сочинения в 2-х тт.", АО «Виктори», М. 1994.
2. М. Ямпольский.Беспамятство как исток (Читая Хармса). — М.: Новое литературное
обозрение, 1998.
3. Кувшинов Ф.В.Социум художественного мира Д.И. Хармса, М., 2002.
4. Устинова А.Б.Летание без крыл жестокая забава. Стихи // Искусство Ленинграда. – 1990. — №2.
5. Мейлах М. ВокругХармса // Книжное обозрение. — 2005. — №39
6. Дроздов К.В.Даниил Хармс: мифология абсурда, М. — 2004.
7. Мильков В.В.Античное учение о четырех стихиях в древнерусской письменности // Древняя Русь.- М., 1997.
8. Друскин Я.С. Разговорывестников // “…Сборище друзей, оставленных судьбою”. Л. Липавский, А.Введенский, Я. Друскин, Д. Хармс, Н. Олейников. М., 2000. Т. 1.

Приложения
Берег и я
Здравствуй берег быстройреки!
мы с тобой не старики,
нам не надо разных каш,
хлеб и мясо завтрак наш.
Наша кровля, дым и снег,
не стареет каждый миг;
наша речка лента нег,
наша печка груда книг.
Мы с тобой, должно быть,маги,
разрушаем время песней,
от огня и нежной влаги
все становитсяпрелестней.
Берег, берег быстройреки!
мы с тобой не старики.
Нам не сорок, как другим.
Нашим возрастом благим
мы собьЈм папаху с плеч.
Вот и всЈ. Я кончил речь.
От знаков миг
Морковь (вылетая изземли):
Я задыхаюсь в этих кучах,
дай на воздухе побегаю.
Сорок лет жила я в бучах,
не дружна была я с негою.
Корни в землю уходили намного вЈрст.
Ой, помогите же мне изямы вылезти на траву,
дайте мне возможностьпосчитать блага народов.
Что-то силен турковропот,
немцев с ангеламипрерыкания.
Слышу я французов опыт
земледельческих расчЈтов,
англичан возмущение затравлю быка.
В лодке смерти возмущение
заставило путника отсмеха держаться за бока.
Тут русских дела чище,
к ним я кинусь учитьазбуки.
Не сложна времЈнкорзинка,
быстрые формулы заменятнам иные способы передвижения.
Всех сын:
Корень, вырази видениетвоих праотцов,
им тучные гряды навеялипророчество.
Многолетнее безделиеразвило в них способность угадывать завтра.
Ты, пасынок подземныхжрецов,
помнишь наверно мостыдревних песней.
Не говорится ли в них онашествии геометрических знаков?
Мне это всех вопросовинтересней.
Морковь:
Как же, как же,
совершенно неслучайно
значки вырабатываютсяправительствами.
пятиконечную звезду никтоне станет вешать вверх ногами,
и плотник сам не ведаетбольших дел своего труда.
Однако я спешу туда,
где свет вгоняет гвозди влоб.
Всех сын:
Я за тобой помчусь,
ленивая дочь гряд.
Смотри над облаками
летим с тобой подряд.
Сына пожалей.
Подари меня улыбкой,
из веревочки налей
слезу пущенную глыбкой.
Тут нет сомнения ослучаях земного верчения.
Она летит вокругсолнечного шара
без малейшего трения. Вкольцах пожара
гибнут мирные домики.
Я вижу зонтик стоит наверхушке Меркурия
это житель, человек иныхусловий,
он дышит лентами и всюжизнь размышляет о вилке.
Морковь:
Не завидую, не завидую.
Уж лучше в землемонахиней сидеть.
Всех сын:
Ага,
вот проблескземножительницы ума.
Сидела б в грядке тыкума.
Морковь:
Скорей беги ко мне наподмогу
Илья, веник Чуговой!
Пустим вверх его ко богу,
поднимает пусть он вой.
Хорошо говорить оправилах,
пробыв на поверхностиземли с рождения.
Тебе голубоксравнивать-то не с чем.
Всех сын:
Смотри морковь, наш спорзатянется.
Ты сама ведь знаешьтолько одну сторону дела.
Ты когда-нибудь в глазагоры глядела?
Морковь:
Глядения Лебеди слишкомничтожны,
и слуха корзины совсем нецари.
О чувствах я не говорю! очувствах я не говорю!
Ни осязание, ни вкус,
ни обоняние, ни слух,
ни зрение, ни орхидея
не спасут тебявертопраха-злодея.
Осязание:
Моя лошадка плюговата,
я то кумир, то вата.
Обоняние:
Мой тетерев сопляк,
я ландыш, дереву земляк.
Добегу до глотки рьяно,
начинаю излучать там
волны синие буяна.
Возбуждение бежит помачтам
в центр мозговой.
Голос дружит с Иеговой.
Слух и зрение:
Мы дочери лета
болонки балета
карты шоколадногопистолета.
Всех сын:
ПройдЈт над миром пчеласладости,
переживЈт всех нас духрадости.
Не вы ли, чудная морковь,
спешите в нашу кровь
увеселить биенье жил?
Я двадцать пять летпалкой жил,
не зная слов владычества.
Христос однажды спасязычество
от нападения воздушныхраков.
А я спасусь от пятичувств
и от нашествиягеометрических знаков.
Морковь:
Удаляюсь в край нетах,
ваше здравие в летах,
повторяю каждый миг.
Не сводите с неба книг.
все.
8-10 мая 1931
О. Л. С.
Лес качает вершинами,
люди ходят с кувшинами,
ловят из воздуха воду.
ГнЈтся в море вода.
Но не гнется огоньникогда.
Огонь любит воздушнуюсвободу.
Хотим предложитьразделить все произведения искусства на два лагеря:
1) Огненный и 2) Водяной.
Поясняем примерами: 1 ) Еслипройти по Эрмитажу, то от галереи, где висят Кранах и Гольбейн и где выставленозолоченое серебро и деревянная церковная резьба, остается ощущение водяное.
2) От зала испанского — огненное, хотя там есть образцы чисто водяного явления (монахи с лентами изорта).
3) Пушкин — водяной.
4) Гоголь в «Вечерахна хуторе» — огненный. Потом Гоголь делается все более и более водяным.
5) Гамсун — явлениеводяное
6) Моцарт — водяной
7) Бах и огненный, иводяной
Табличка
Чисто водяные
Пушкин
Моцарт
Гамсун
Гольбейн
Кранах
Рафаэль
Леонардо да Винчи
Огненно-водяные
Гоголь
Бах

Ч. огненные
Шиллер
Ван-Дейк
Рембрандт
Веласкез
Даниил Хармс
Месть
I
Писатели: Мы рукисложили, закрыли глаза, мы воздух глотаем, над нами гроза, и птица орёл, иживотное лев, и волны морёл. Мы стоим, обомлев.
Апостолы: Воистину, Бе--Начало богов, но мне и тебе не уйти от оков. Скажите, писатели: эФ или Ка?
Писатели: Небеснаямудрость от нас далека.
Апостолы: Ласки век,маски рек, баски бег, человек.
Это ров, это мров, этокров наших пастбищ и коров.
Это лынь, это млынь, этоклынь, это полынь.
Писатели: Посмотрите,посмотрите --поле свежее лежит. Посмотрите, посмотрите --дева по полю бежит.Посмотрите, посмотрите --дева, ангел и змея!
Апостолы: Огонь, воздух,вода, земля.
Фауст: А вот и я.
Писатели: Мы, не медля,отступаем, отступаем. Наши дамы отступают. И мы сами отступаем, но не ведаем,куда мы.
Фауст: Какая пошлость!Вот в поле дева. Пойду к ней. Она влево. Дева, стой! Она вправо. Ну какая онаглупая право!
Писатели: А вы девупомните погоди-ка погоди-ка кого надо прогоните уходи-ка уходи-ка.
Фауст: Мне свыше властьдана: я сил небесных витязь. А вы, писатели, урхекад сейче! растворитесь!
Писатели: Мы боимся, мытрясёмся, мы трясёмся, мы несёмся, мы несёмся и трясёмся, но вдруг ошибёмся?
Фауст: Я, поглядев навас, нахмурил брови, и вы почуяли моё кипенье крови. Смотрите, сукины писатели,не пришлось бы вам плясать ли к раскалённой плите!
Писатели: Мыте-те-те-те-те-те те-теперь всё поняли. Почему вы так свирепы, не от нашей вонили?
Фауст: Что-с? Да как высмеете меня за нюхателя считать?! Идите вон! Умрите! А я останусь тут мечтатьодин о Маргарите.
Писатели: Мы уходим, мыухидем, мы ухудим, мы ухедим, мы укыдим, мы укадем, но тебе, бородатый колдун,здорово нагадим.
Фауст: Я в речку кидаюсь,но речка — шнурок, за сердце хватаюсь, а в сердце творог. Я в лампу смотрюся,но в лампе гордон, я ветра боюся, но ветер — картон. Но ты, Маргарита, ни-ни ине-не, как сон, Маргарита, приходишь ко мне. Усы молодые колечками вьются икосы златые потоками льются. Глаза открывают небесные тени и взглядом карают ижгут и летени. Стою, к Маргарите склоняя мисон, но ты, Маргарита,--и призрак, исон.
Маргарита: В легкомвоздуха теченье столик беленький летит. ангел, пробуя печенье, в нашу комнатуглядит. Милый Фридрих, Фридрих милый, спрячь меня в высокий шкап, чтобы чортжелезной вилой не пронзил меня куда б. Встань, послушный, встань, любезный,двери камнем заложи, чтобы чорт водой железной не поймал мои ножи. Для тебя,покинув горы, я пришла в одном платке, но часы круглы и скоры, быстры дни напотолке. Мы умрем. Потухнут перья, вспыхнут звёзды там и тут, и серьёзныедеревья над могилой возрастут.
II
Фауст: Что слышу я? Какбудто бы фитиль трещит, как будто мышь скребет, как будто таракан глотаетгвоздь, как будто мой сосед, жилец, судьбою одинокий, рукой полночной шаритспичку, и ногтем, сволочь, задевает стаканы, полные воды, потом вздыхает, изевает, и гладит кончик бороды. Иль это, облаками окруженная, сова, сномсладким пораженная, трясти крылами начала? Иль это в комнате пчела, иль этоконь за дверью ржет: коня в затылок овод жжет? Иль это я, в кафтане чистом,дышу от старости со свистом?
Маргарита: Над высокимидомами, между звезд и между трав, ходят ангелы над нами, морды сонные задрав.Выше, стройны и велики, воскресая из воды, лишь архангелы, владыки, садят божиисады. Там у божьего причала, (их понять не в силах мы) бродят светлые Начала,бестелесны и немы.
Апостолы: Выше спутГосподни Власти. Выше спут Господни Силы. Выше спут одни Господства, мы лицосокроем, князь, ибо формы лижут Власти, ибо гог движенья Силы, ибо мудростиГосподства в дыры неба ускользают. Радуйтесь, православные языка люди. Хепидадим дуб Власти, Хепи камень подарим Силе, Хепи Господству поднесем время иласковое дерево родным тю.
III
Бог: Куф, куф, куф.Престол гелинеф. Херуф небо и земля, Сераф славы твоея.
Фауст: Я стою вдали,вблизи. Лоб в огне, живот в грязи. Летом — жир, зимою — хлод, в полдень — чирки. Кур. Кир. Кар. Льётся время, спит Арон, стонут братья с трёх сторон.Летом — жир, зимою — хлод, в полдень -чирки. Кур. Кир. Кар. Вон любовь бежитгруба. Ходит бровь, дрожит губа. Летом — жир, зимою — хлод, в полдень — чирки. Кур. Кир. Кар. Я пропал среди наук. Я комар, а ты паук. Летом — жир,зимою — хлод, в полдень -чирки. Кур. Кир. Кар. Дайте ж нам голов кору, ногисуньте нам в нору. Летом — жир, зимою — хлод, в полдень — чирки. Кур. Кир.Кар. Маргаритов слышен бег, стройных гор и гибких рек. Летом — жир, зимою — хлод, в полдень — чирки. Кур. Кир. Кар.
IV
Апостолы: Мы подъемлембронь веков. Ландыш битвы. Рать быков.
Писатели: Небо тёмноестоит. Птицы ласточки летят. Колокольчики звенят.
Фауст: Вспомним, старцы,Маргариту, пруд волос моих, ручей. Ах, увижу ль Маргариту. Кто поймёт меня?
Апостолы: Свечей Много вэтом предложеньи. Сабель много, но зато нет ни страха, ни движенья. Дайтарелку.
Фауст: Готово. Олегтрубит. Собаки хвосты по ветру несут. Львы шевелятся во мраке. Где кувшин — вина сосуд?
Писатели: В этоммаленьком сосуде есть и проза, и стихи, но никто нас не осудит: мы и скромны, итихи.
Фауст: Я прочитал стихи.Прелестно.
Писатели: Благодарим. Намочень лестно.
Фауст: Стихи прекрасны ипевучи.
Писатели: Ах, бросьте.Это слов бессмысленные кучи.
Фауст: Ну правда, есть вних и вода, но смыслов бродят сонные стада. Любовь торжественно воспета. Вот,например, стихи:
«В любви, друзья,куда ни глянь,
всюду дрынь и всюдудрянь».
Слова сложились, какдрова. В них смыслы ходят, как огонь. Посмотрим дальше. Вот строфа:
«К дому домприбежал,
громко говоря:
Чей-то труп в крови лежал
возле фонаря,
а в груди его кинжал
вспыхнул, как слюда.
Я подумал: это труп,-
и, бросая дым из труб,
я пришёл сюда».
Это смыслов конь.
Писатели: Мы писали,сочиняли, рифмовали, кормовали, пермадули, гармадели, фои фари погигири,магафори и трясли.
Фауст: Руа рео кио лаукони фиу пеу боу. Мыс. Мыс. Мыс.--Вам это лучше известно.


Не сдавайте скачаную работу преподавателю!
Данный реферат Вы можете использовать для подготовки курсовых проектов.

Поделись с друзьями, за репост + 100 мильонов к студенческой карме :

Пишем реферат самостоятельно:
! Как писать рефераты
Практические рекомендации по написанию студенческих рефератов.
! План реферата Краткий список разделов, отражающий структура и порядок работы над будующим рефератом.
! Введение реферата Вводная часть работы, в которой отражается цель и обозначается список задач.
! Заключение реферата В заключении подводятся итоги, описывается была ли достигнута поставленная цель, каковы результаты.
! Оформление рефератов Методические рекомендации по грамотному оформлению работы по ГОСТ.

Читайте также:
Виды рефератов Какими бывают рефераты по своему назначению и структуре.