Реферат по предмету "Литература : зарубежная"


Литература Древнего Египта в период Древнего Царства

СОДЕРЖАНИЕ
 
ВВЕДЕНИЕ
1. КУЛЬТУРА ДРЕВНЕГО ЕГИПТА В ПЕРИОД ДРЕВНЕГО ЦАРСТВА
1.1 Предпосылки, повлиявшие на облик культуры ДревнегоЕгипта
1.2 Характеристика различных составляющих культуры ДревнегоЕгипта в период Древнего Царства
2. ЛИТЕРАТУРА В КУЛЬТУРЕ ДРЕВНЕГО МИРА
2.1 Зарождение литературы в древности. Ее значение
2.2 Краткое описание сущностилитературы Древнего мира
3. ЛИТЕРАТУРА ДРЕВНЕГО ЕГИПТА В ПЕРИОД ДРЕВНЕГО
ЦАРСТВА
3.1 Общая характеристика литературы Древнего Египта
3.2 Древнеегипетская литература в период Древнего Царства
ЗАКЛЮЧЕНИЕ
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ

ВВЕДЕНИЕ
 
Египет принадлежит темнемногим местам на Земле, где легко почувствовать дыхание вечности.Человеческий мозг не в силах представить себе таких временных масштабов: сороквеков возвышаются в пустыне величественные пирамиды, прислушиваясь к мерномушепоту песка. Эти последние пристанища могущественных царей древней цивилизации- единственное оставшееся человечеству из легендарных Семи чудес света,выдержавшее разрушительное действие природы и времени и не исчезнувшее с лицаЗемли.
Возраст египетскойцивилизации вызывает благоговение. Египет был стар уже тогда, когда наКапитолийском холме еще только учились ходить будущие основатели Рима.Уникальная культура и искусство Египта достигли расцвета, когда древние кельтыи германцы еще охотились на медведей в дремучих лесах Северной Европы. Когда жевымерла двадцать шестая династия, до начала нашей эры оставалось еще полторатысячелетия. Над Египтом прошли эпохи господства Ливии, Эфиопии, Ассирии,Персии, Греции, Рима, — и только спустя века взошла Вифлеемская звезда,возвестившая человечеству о рождении новой эры.
Историю возникновения иразвития искусства Древнего Египта можно проследить на огромном протяжениивремени — свыше четырех тысяч лет. Уже благодаря одному этому обстоятельствуизучение египетского искусства представляет большой интерес, так как мы можемвыяснить пути сложения и развития искусства в одном из первых в историичеловечества государств и установить отражение в нем тех изменении, которыепроисходили в жизни египетского общества.
Египетское искусствоинтересно и важно своими прекрасными памятниками непреходящего, большогохудожественного значения и тем, что многое было создано египетским народом вистории человечества впервые.
Огромной заслугойегипетского искусства было раскрытие внутреннего мира человека, его чувств ипереживаний. Темой многих сцен было горе родных и друзей, оплакивающих смертьблизкого человека, ужас бегущих от египетских колесниц врагов, нежная взаимнаялюбовь членов семьи. Впервые в мире египетское искусство привлекло внимание ктакому глубоко человеческому чувству, как материнство, и высоко подняло его,закрепив в образе Исиды с младенцем Гором. В этом образе, возникшем на почвенародной мифологии, издревле сосредоточивались чаяния тысяч египетских матерей,веривших, что Исида может так же избавить от болезней и смерти их детей, как полегенде она спасла от смертельной опасности своего сына. Вокруг Исидынаслоились народные сказания, в которых она изображается матерью, бесконечнолюбящей своего ребенка. Как любая египетская мать, Исида при виде лежащегозамертво сына начинает звать на помощь и «метаться, как рыба, брошенная нажаровню». Понятно, что созданный египетским искусством образ Исиды-материбыл так распространен в широких массах населения на всем протяжении историиДревнего Египта, а впоследствии сыграл несомненную роль в сложении христианскойиконографии.
Литература Египтаявляется одной из древнейших литератур мира. Многиесюжеты фольклора и литературы ряда древних и современных народов мира впервыевстречаются в египетской литературе. Это заслуженно привлекает внимание к неймировой науки. Наряду с памятниками художественнойлитературы к египетской литературе относят тексты пирамид и надписи царей ивельмож, обладающие литературным достоинством. Литература Египта оказалавлияние на литературы других народов древности, в т. ч. греческую (особенно вгреко-римский период). Некоторые египетские сюжеты через греков проникли влитературу европейских народов. Эта возможная связь одной из древнейшихлитератур мира с греческой, а через нее — православной литературой, делает темуданной работы особенно интересной.

1. КУЛЬТУРА ДРЕВНЕГО ЕГИПТА В ПЕРИОД ДРЕВНЕГО ЦАРСТВА
 
1.1 Предпосылки, повлиявшие на облик культуры Древнего Египта
 
Одна из древнейшихмировых цивилизаций зародилась в Северо-восточной Африке, в долине Нила.Принято считать, что слово «Египет» происходит от древнегреческого «Айгюптос».Оно возникло, вероятно, от Хет-ка-Птах — города, который греки впоследствииименовали Мемфисом. Сами же египтяне называли свою страну «Та Кемет»- Черная Земля — по цвету местной почвы.
По словам Геродота,Египет – «дар Нила», ибо Нил был источником неиссякаемого плодородия,основой всей хозяйственной деятельности населения. В Египте и соседних с нимобластях имелось почти все ему необходимое. Горы, замыкавшие Нильскую долину,были богаты различными породами камня: гранитом, диоритом, базальтом,алебастром, известняком, песчаником. В самом Египте металлов не было, но онидобывались в прилегающих областях: на Синайском полуострове — медь, в пустынемежду Нилом и Красным морем — золото, на побережье Красного моря — цинк исвинец. Серебро и железо доставляли главным образом из Малой Азии.
Египет занимал выгодноегеографическое положение. Средиземное море соединяло его с переднеазиатскимпобережьем, Кипром, островами Эгейского моря и материковой Грецией. Нил являлсяважнейшей судоходной артерией, связывавшей Верхний и Нижний Египет и всю странус Нубией, которую античные авторы именовали Эфиопией.
В эпоху, предшествовавшуюобразованию государства. Египет состоял из отдельных областей, в результате ихобъединения возникли два царства –
Нижний и Верхний Египет.После долгой войны победу одержало Верхнеегипетское царство, произошло слияниеобеих частей. Точная дата этого события неизвестна, но можно полагать, чтооколо 3000 г. до н. э. в долине Нила уже существовало единое государство.
С именем царя Мина (греч.Менеса) — основателя I династии, связано начало летописной египетской традиции.Согласно преданию, сохранившемуся у Геродота. Мин основал столицу объединенногоцарства на стыке Верхнего и Нижнего Египта, воздвигнув плотину, чтобы защититьгород от наводнения. Отсюда удобно было управлять и югом и севером страны. Этотгород греки и нажали впоследствии Мемфисом.
Одной из важных функцийцарской власти была организация оросительной системы в Нильской долине иподдержание ее в порядке. Уже для Египта Раннего царства была характернавысокая продуктивность сельского хозяйства. Многочисленные винные сосуды,найденные в Нижнем Египте, свидетельствуют о процветании искусства возделываниявинограда. Египет был страной высокоразвитого скотоводства. Значительногопрогресса достигло ткацкое ремесло. Началось изготовление папируса,предназначенного для письма. Его изобретение имело исключительное значение.Способствуя широкому распространению письменности, оно надолго пережилодревнеегипетскую цивилизацию, оказав, влияние на культуру более поздних эпох истав известным в греко-римском мире и в средневековой Европе.
Древний Египет — перваядревневосточная цивилизация, ставшая после веков забвения известной европейцам.Существенный фактор развития древнеегипетской цивилизации составляли природныеусловия. Грандиозный контраст между пустыней, лишенной жизни, и цветущимоазисом, которым страна обязаны Нилу, может многое объяснить в миропредставлениидревнего египтянина. Почва в долине Нила очень плодородна, и там издавна собиралидва урожая в год. Однако такой достаток локализовался лишь на территории потечению Нила, остальная же территория представляет собой бесплодную пустыню. Вдолине Нила и сейчас проживает 99,5% населения. Примерно такое же соотношениебыло и в эпоху фараонов — недаром египтяне называли свою страну «даромНила». Природные условия способствовали изоляции страны, что в своюочередь обусловило особенности картины мира древнего египтянина, в частности,характерный для него феномен этноцентризма (в древнеегипетском языке слово «люди»означает только «египтяне»).
Истоки египетскойкультуры теряются в глубокой древности. Обнаруженная в 1894-1895 гг.английскими учеными Фл. Питри и Дж. Квибеллом в Верхнем Египте (Нагада)доисторическая культура Египта была на первый взгляд настолько не схожа скультурой фараоновских времен, что ее поспешили объявить неегипетской. Так былоположено начало последующим многочисленным теориям иноземного происхожденияцивилизации Египта, объяснявшим любые изменения в египетской культуремиграциями или влияниями извне. Дальнейшее исследование первобытных культурЕгипта поставило вопрос об автохтонных, африканских корнях египетскойцивилизации. При этом большое значение придавалось связям этих культур ссахарско-суданским культурным ареалом.
Африканская попроисхождению древнеегипетская культура не сразу обрела свое лицо. Только помере приближения к династическому Египту этническое и культурное своеобразиежителей долины Нила проявляется все более заметно.
С постепенным переходом кирригационному земледелию и скотоводству и с отступлением охоты на второй планпоселения в долине Нила становятся более постоянными и долговременными,этнический состав — более стабильным. Хозяйственная и этническая стабильность — одно из важнейших условий вызревания прочной культурной традиции, которая всоответствующих условиях дала тот неожиданный «взрыв», благодарякоторому Египет переступил грань доистории. Только многовековое накоплениеэлементов египетской цивилизации — в сфере материальной (постепенный переход кизготовлению медных орудий, совершенствование системы ирригационногоземледелия, развитие скотоводства, ремесла, обмена), в сфере социальной(возникновение имущественной дифференциации и социальной иерархии, появлениегородского населения), в сфере духовной (развитие заупокойных представлений,культа обожествленного правителя, солярного культа, сложение специфическиегипетских черт искусства)-и, наконец, появление иероглифического письма,восходящего к пиктографии, позволили египетской культуре проявить свойхарактер, уже не столько африканский, сколько именно египетский, и этакристаллизация приходится на сравнительно небольшой отрезок истории — конецдодинастического («протодинастического») периода (3300-3000 гг. до н.э.) и Раннее царство – время возникновения и сложения единого египетскогогосударства.
Именно в этот период,унаследовавший многое от более ранних эпох: каменные орудия, культурнуюобособленность составляющих Египет областей с их пестрым сонмом богов, магию,почитание животных, растений, сакральных предметов и т. д.- выявляется целыйряд особенностей египетской культуры, которые сохраняются до конца эпохифараонов. И одной из наиболее ярких ее черт стало причудливое сочетание«первобытности» со сложным и зрелым мировосприятием, отличающимвысокоразвитую цивилизацию.
Тогда же возникают всевиды знаков египетского письма, складывается система счета, появляется первыйсвиток папируса и, возможно, делаются первые попытки мумификации, оформляетсястрогий канон египетского искусства, столь ему свойственный впоследствии,начинают возводиться монументальные сооружения – гробницы-мастабы – и создаютсяпервые характерно статичные статуи официальных лиц. Возводятся первые дворцы ихрамы, появляются антропоморфные боги, и Гор становится великимбогом-покровителем единого египетского царства.
За несколько столетий,отделяющих эпоху Древнего царства от времени возникновения в долине Ниладвуединого государства, египетская культура не только успела приобрести свойнеповторимый облик, но и неизмеримо возвысилась среди родственных ей культурсоседних африканских народов.
От первых незамысловатыхполунадписей-полурисунков, запечатленных на булаве царя Скорпиона или назнаменитой «Палетке Нармера» — своеобразных царских манифестах, гдесамо изображение царя, повергающего жалкого врага, красноречивее всяких слов иот первых лаконичных надписей с царскими титулами – до пространных иобстоятельных декретов царей; от первых упоминаний имени усопшего ипредназначенных для него жертвенных даров – до развернутых биографическихнадписей вельмож и сложных религиозных текстов, в которых запечатлена работамысли ряда жреческих школ («Тексты пирамид», «Мемфисскийбогословский трактат»), от первых кирпичных мастаб – к пирамиде Джосера,огромному надгробию в Медуме, Красной и Надломленной пирамидам Снофру в Дашуреи от них – к классическим пирамидам в Гизе царей IV династии Хуфу, Хафра иМенкаура; от скромных архаических святилищ богов – к храмовым комплексам Vдинастии, посвященным Солнцу, с открытыми дворами и молельнями, со стройнымикаменными обелисками – символами восходящего светила; от первых схематическихизображений на палетках, стелах и ремесленных изделиях – до многосюжетныхвысокохудожественных композиций на стенах гробниц Ти, Мерсрука и Саккара (V, VIдинастии); от несовершенных и условных первых культовых статуй умершего – дополного, неповторимого, сугубо египетского своеобразия статуй-портретовцаревича Рахотепа и его жены Нофрет, Луврского писца, вельмож Хемиуна и Каапера(«Сельский староста») и символических царских портретов (Менкаура сбогинями, Кафра, осененный Гором, огромный каменный Сфинкс) – таковы лишьнекоторые вехи эволюции египетской культуры в течение нескольких долгих веков.
Этой эволюциисопутствовали значительные внутренние изменения, выдвинувшие Египет в рядвеликих древневосточных цивилизаций. Эпоха Древнего царства воспринималасьсамими египтянами как время могущественных царей и несравненных великихмудрецов – полубога Имхотепа и Джедефхора, Кагемни и Птаххотепа, как золотойвек египетской культуры.
Свою цивилизацию египтянеизначально считали созданной богами. Согласно хронологии Манефона, основаннойна священных текстах, до земных царей Египтом правили боги, затем – полубоги. В«Мемфисском богословском трактате», творении жрецов Птаха, восходящемк эпохе Древнего царства, сказано: «Умиротворился Птах, создав все вещи ибожественные слова. Он породил богов, создал города, основал номы, поместилбогов в их святилища, учредил их храмы, сотворил их тела ради умиротворения ихсердец».
Боги для древних египтян- не только творцы городов, номов, правителей, собственного культа, порядка изакона, но и создатели ремесел и искусств, письма и счета, науки и магии.Иероглифическое, т. е. священное, письмо понималось как «слово бога»,и важнейшая роль здесь принадлежала богу мудрости Тоту – Владыке слова,создателю письменности, покровителю литературы и писцов. Его называли такжеВладыкой счета и Исчислителем лет, он был покровителем лекарей и магов. Емуприписывали силу даровать жизнь богам и людям с помощью магических заклинаний.Согласно преданию, некоторые важнейшие ритуально-магические тексты были найденыу подножия статуи этого бога в Гермополе (древнеегипетском Шмуну) еще в эпохуДревнего царства.
Патрон египетскогохудожественного творчества Птах считался творцом искусств и ремесел.
Роль храмов в духовной жизниэпохи Древнего царства несомненно была велика. Уже тогда, вероятно, в теснойсвязи с ними возникали особые скринтории – «дома жизни», гдесоставлялись религиозно-магические, литературные, медицинские и другие тексты.Здесь находились библиотеки, архивы, велись записи по годам правления царей, наоснове которых составляли летописи. Игравшие важнейшую роль в сохранении ипередаче письменной культуры «дома жизни», согласно египетскойтрадиции, были созданы богами или пользовались их особым покровительством.
Максимальное единствосакральной культуры Древнего царства, по-видимому, приходится на времяправления царей III-IV династий, период наивысшей централизации государства,внешним выражением которой явилось строительство пирамид.
 
1.2 Характеристикаразличных составляющих культуры Древнего Египта в период Древнего Царства
Египетское искусствосоставляет одну из замечательных страниц в истории мировой культуры.Художественные достоинства, чрезвычайная протяжённость его истории и еговлияние на художественное развитие других древних народов (а впоследствии и наевропейское искусство стиля «ампир») – всё это ставит искусствоДревнего Египта на совершенно особое место. В области декоративного искусстваегиптяне достигли высокого уровня, о чём свидетельствуют многочисленныепредметы, которые уцелели благодаря засушливому климату в гробницах и подтолщей песка.
Отличительная чертаегипетского изобразительного искусства – его каноничность. Оформившиесяхарактерные особенности изобразительной форм, композиционного решениястановятся обязательными для всех последующих произведений определенного жанра,будь то портретная скульптура, рельеф, роспись. При всем этом египетскоеискусство претерпевает и некоторую эволюцию, ибо художественное истинноетворчество не может не реагировать на те изменения, которые происходят вдуховной культуре общества.
В Древнем царствевырабатываются строго определенные типы статуй: стоящая с выдвинутой левойногой и опущенными руками, прижатыми к телу (статуя Микерина с богинями, статуяРанофера); сидящая, с руками, положенными на колени (статуя Рахотепа и его женыНофрет, статуя царского писца Каи). Для всех характерны следующиехудожественные приемы: фигуры построены со строгим соблюдением фронтальности исимметричности; голова поставлена прямо и взгляд устремлен вперед. Фигурынеразрывно связаны с блоком, из которого высечены, что подчеркиваетсясохранением части этого блока в виде фона. Статуи раскрашивались: тело мужскихфигур красновато-коричневого цвета, женских – желтого, волосы — черного, одежды- белого цвета. Основной характер — торжественная монументальность и строгое спокойствие.
К этим общим для всехскульптурных статуй закономерностям следует добавить небольшой, но оченьсущественный штрих — портретные черты в передаче лица. Невозможно перепутатьлицо писца Каи с его чуть плоским носом и выдающимися скулами и лицо царевичаРахотепа с напряженными морщинками у переносицы, аккуратными усиками и пухлымигубами; надменное лицо зодчего Хемиуна, чуть полноватое, с маленьким, ноэнергичным и жестким ртом и лицо верховного жреца Ранофера с правильно строгимии бесстрастными чертами.
«Жизненность»египетского портрета имеет сугубо религиозную природу и связана спредставлением египтян о смерти как о временном расставании души с телом, вкоторое она когда-нибудь возвратится—вот почему следует сохранить тело (отсюдаидея мумифицирования) и по возможности из готовить его «дубликат»,который душа узнает.
Довершаетиндивидуализацию канонических черт тщательная пластическая обработка тела:молодого, физически развитого или полного, слегка оплывшего жиром, с дряблойкожей и морщинками.
Для всего египетскогоискусства характерно замечательное единство стиля, которое объясняетсяразличными факторами: своеобразные природные условия, исключительное значениерелигии и жречества, фараона и его двора, первенствующая роль архитектуры, духконсерватизма. Впрочем, всё это не исключало разнообразие, которое былобольшим, нежели принято думать. Не следует забывать, что, хотя основная частьпроизведений искусства носила религиозный характер и была связана спогребальным культом, создавалось много произведений, отражавших повседневнуюжизнь. Наряду с мастерскими при храмах и ремесленниками, изготовлявшимипогребальную утварь, были и придворные мастерские, богатую и изысканнуюклиентуру которых составляли сам фараон и его приближённые.
С другой стороны,произведения египетского декоративного искусства помимо их эстетическойценности представляют и исторический интерес, поскольку древние египтянеостались непревзойденными мастерами в целом ряде художественных ремёсел. И,наконец, не следует забывать о чрезвычайной длительности древнеегипетскойкультуры. Так, например, расцвет некоторых видов искусства приходился на началоДревнего Царства, и, таким образом, произведения, созданные после 2300 г.,которые кажутся нам архаическими по отношению к греческой античности, египтянерассматривали как плоды зрелого или даже отживающего искусства.
Египетское искусство всилу высокого качества его произведений и оригинальности стиля, а в рядеслучаев также и в связи с большим объёмом торговли и широкой внешней политикойнекоторых фараонов оказывало заметное воздействие на искусство других стран.Ограничиваясь примерами из области декоративного искусства, укажем на восточнуюрезьбу по слоновой кости. Среди ассирийских образцов, найденных в Арслан-Ташена севере Сирии, имеются фигура Гора на лотосе, сфинкс с головой барана,корова, кормящая телёнка — всё специфически египетские мотивы. В поздний периодоснование греческих городов в дельте Нила способствовало широкому экспортуразнообразных изделий – украшений, скарабеев, фаянсовой посуды – на Кипр, вискусство которого перекочевали египетские лотос и пальметка. То же мы видим ив Карфагене, где не только изготовляли предметы в египетском стиле сизображениями главных божеств долины Нила, но даже копировали египетскиедревности. Напомним, что и сами греки воспроизводили в своих водостокахегипетские львиные головы.
Общеизвестнопреобладающее значение камня в египетском искусстве, в особенности вархитектуре. Страна представляет собой вытянутый оазис, образованный долинойНила и зажатый между двумя пустынями, из которых по крайней мере одна –Аравийская – давала разнообразный и превосходный строительный камень. Египтяне,искони придававшие огромное значение заупокойному культу, заключавшему в себеидею вечности, широко использовали этот природный материал. Наиболее интересноприменение камня в двух отраслях прикладного искусства древнего Египта: вархитектурном декоре и в таких изделиях, как палетки для растирания красок икаменные сосуды.
Общеизвестны высокиедостижения египтян в области архитектурного декора. Стены храмов частоукрашались рельефами. Отметим любопытную деталь: декор наружных стен посвящалсяпрославлению могущества фараона и изображал охотничьи и военные сцены;внутренние стены предназначались для сюжетов культового характера. Рельефыпокрывали всю поверхность стен.
Однако наибольшегоинтереса заслуживают столбы, пилоны и колонны. Некоторые из них украшенырельефами, как, например, гранитные столбы Тутмоса III перед Карнакскимсвятилищем, каждый из которых украшен тремя цветками папируса и лотоса. Переддругими воздвигнута колоссальная статуя фараона в облике Осириса, как,например, в храме Рамсеса III в Мединет-Абу.
Колонны появляются впериод каменной архитектуры эпохи Древнего царства в Саккара, где стоятутопленные в стену колонны Северного Дома, капители которых имеют форму цветкапапируса.
Резьба по камнюприменялась не только в храмах, но и в гробницах, иногда в виде архитектурныхэлементов, как, например, рельефный фриз с уреями, завершающий стену ЮжногоДвора В Саккара, иногда в виде барельефов и стел, как, например, стела фараонаДжосера или великолепная серия барельефов в мастаба IV и V династий,развёртывающая перед нами все аспекты жизни египтян периода Древнего царства.
Влияние архитектурыощущается итакже во многих других видах искусства, в частности – в живописи.Декоративная живопись применялась для украшения храмов, дворцов, жилых домов и гробниц.Наше представление о египетской живописи основано на крайне неполных данных,поскольку в подавляющей своей части она утрачена, так что от росписи храмов неуцелело почти ничего, от дворцов и жилых домов до нас дошло лишь несколькообразцов, и только живопись гробниц сохранилась в достаточно большом количестве.
Эта живопись использоваласледующие краски: чёрная (пигмент угля), белая (на основе гипса и извести),серая (из смеси белой и чёрной), синяя ( фритта кальция и силикат меди),зелёная (измельчённый малахит и фритта, аналогичная синей), коричневая (охра),красная (охра), розовая (смесь белой и красной), жёлтая (охра жёлтая иаурипигмент). Краски разводились на воде с клеем и наносились плоскими мазкамис помощью кистей, которые делались из растительных материалов и в небольшомколичестве дошли до наших дней. Использовалась техника темперы. Краскинакладывались на стены гробницы, предварительно покрытые слоем гипса или глины,или же служили для подкрашивания барельефов.
Следует отметитьпоявление живописи как книжной миниатюры – в «Книге Мёртвых». Рисункииллюстрируют текст, самый известный из них изображает суд Осириса над умершими,бог взвешивает душу усопшего на весах; впоследствии этот сюжет будет частопоявляться на порталах романских и готических соборов.
Высокого расцвета в эпохуДревнего Царства достигает ювелирное искусство. Из золота, серебра иестественного сплава золота с серебром египетские ювелиры выделывали изящныеизделия и украшения. О совершенстве ювелирного искусства этого времени яркоепредставление дают массивные серебряные браслеты, найденные в гробнице царицыХетси-Херес. Эти браслеты украшены тончайшими инкрустациями из малахита,лазурита, яшмы, изображающими изящных стрекоз.
Ярким показателемразвития культуры этого периода является появление письменности, которая,подобно шумерской, возникает из простейших рисунков и узоров первобытной эпохи.Эта сложная рисуночная система письменности была весьма наглядной, но неудобной. По мере усложнения языка и потребности обозначения множестваотвлеченных понятий знак-пиктограмма превращается в алфавитный знак. Такимобразом, уже в эпоху Древнего Царства в египетской письменности появляетсясистема алфавита, служившая для обозначения 24 основных звуков. Однакоегипетские писцы не смогли отрешиться от архаических пережитков древности исоздать систему письменности, состоявшую лишь из одних алфавитных знаков. Всилу консервативных традиций египетские писцы сохранили большое количествосложных слоговых и картинных словесных знаков, обозначая целые словаиероглифами.
Медленность развития исложность египетской письменности в значительной степени объяснялась тем, чтоона полностью находилась в руках жрецов, которые обладали «монополией»на знания. Жрецы и писцы окружали письменность ореолом религиознойтаинственности, считая ее даром бога мудрости. Дошедшее до нас огромноеколичество религиозных текстов и памятников религиозного культа всех эпохегипетской истории, вплоть до времени распространения христианства, позволяетпроследить развитие египетской религии и культуры, начиная со времениразложения родового строя.
К эпохе архаики восходиткульт фетишей, т. е. священных предметов дикарского культа, наделенныхфантастической сверхчувственной силой. Первобытный египтянин наделял отдельныепредметы и явления природы сверхъестественной силой, стремясь в то же времяиспользовать эту силу в собственных интересах. Так, к глубокой древностивосходит в Египте культ священного камня. По мнению древних египтян, душачеловека после его смерти существует, пока бог Ра видит его имя. С этим культомсвязано строительство гигантских пирамид, на вершине которых располагалисьзолотые пластины с именем фараона, и многочисленных погребений и обелисков.
В Египте существовалкульт предков и связанный с ним заупокойный культ, который способствовалидеологическому укреплению власти и авторитета родоначальника. Египтяне, как идругие древние народы, верили в то, что смерть есть не уничтожениечеловеческого существа, а лишь переход его в другой мир. Этот мир загробной жизнирисовался им в виде фантастических, искаженных форм земного мира. Полагая, чтозагробная жизнь есть лишь своеобразное продолжение земного существования,египтяне старались дать возможность умершему пользоваться в этом воображаемоммире всеми теми предметами, которыми он пользовался при жизни.
Тело умершегоискусственно сохранялось, для чего внутренности вынимались и клались в особыесосуды, а тело мумифицировалось — пропитывалось особыми солевыми растворами исмолистыми составами. Изготовленную таким образом мумию обертывали во множествопропитанных специальными смолами льняных покровов и клали в гробницу.
На стенах комнат,расположенных внутри гробницы, обычно изображали сцены жизни покойного и егосемьи, снабжая их пояснительными надписями и текстами; внутрь гробницы помешалипредметы домашнего обихода, пищу, вино и пр. Это должно было дать возможностьумершему продолжать вести привычный для него образ жизни и пользоваться своимимуществом в загробном мире.
Помимо этихрелигиозно-магических надписей, появляются гимны, молитвы и заклинания, которыесначала тоже писались на стенах, а затем на свитках папируса.
В эпоху архаики возникаетидеология обоготворения царя. Возвеличивание царской власти проявлялось в том,что египетского фараона называли «благой бог», «великий бог»,в честь него строились храмы, в которых совершали особый культ царя; царьсчитался сверхъестественным существом, сыном главного бога египтян — богасолнца Ра.
В связи с развитиемцарского культа происходит глубинный процесс видоизменения основных формегипетской религии. Древние боги природы постепенно превращаются вгосударственных богов — покровителей государства, царя и царской власти. Так,бог умирающей и воскресающей природы Озирис с течением времени превращается вцаря загробного мира, первого царя Египта и покровителя царской власти ипоэтому часто изображается в виде фараона со всеми знаками царской власти.Жреческая пропаганда и в религиозной догматике и в изобразительном искусствепостоянно стремилась резко подчеркивать ту неразрывную связь, которая соединяланебесных богов с земным богом — обоготворенным царем. Этому способствовала и художественнаялитература.
За почти четыре тысячилет было создано огромное количество самых разнообразных литературныхпроизведений, которые свидетельствуют о высоком уровне развития этой древнейкультуры, о богатстве художественного творчества египетского народа.
К глубинным пластамустного народного творчества восходят сказки, часто сохраняющие сюжеты изнародной жизни, отражающие быт и мировоззрение земледельцев. Они облечены вформу народной речи, впоследствии лишь подвергшейся художественной литературнойобработке.
Основными сказочнымигероями являются невинные и праведные страдальцы; таковы «Сказка о двухбратьях» и «Сказка о правде и кривде». Мотив первой из них — озлой жене и невинном юноше, которого она хочет обольстить, чудесныхпревращениях главного героя сказки и, наконец, о торжестве несправедливострадавшего праведника — встречается не только в египетской литературе, но и влитературе многих народов позднейшего времени, испытавших влияние египетскойкультуры.
К сказкам очень близкимифы, в частности широко известный миф об Озирисе, дошедший до нас в сочинениивеликого древнегреческого писателя, историка и философа Плутарха «Об Изидеи Озирисе». В данном мифе и в других египетских мифах космического исолнечного цикла рассказывается о сотворении мира, об истреблении людей богами,о воскрешении героев.
Развитие письменности илитературы способствовало распространению и популяризации знаний в ДревнемЕгипте. Знания накапливались и передавались в особых школах. Существовалипридворные школы, где учились дети аристократов; школы при центральныхведомствах, в которых готовились писцы-чиновники; школы при храмах. В этихшколах царила строгая дисциплина, которая поддерживалась применением телесныхнаказаний и внушалась особыми «Поучениями». Так, в одном из такихпоучений говорится: «О, писец, не будь ленивым, а то тебя строго накажут.Не склоняй свое сердце к удовольствиям, а то ты пойдешь ко дну. С книгами вруках, читай вслух и советуйся с теми, которые знают больше тебя. Счастливписец, который искушен на всех своих поприщах… Не проводи в лености ни одногодня, а то тебя будут пороть. Ведь уши мальчика у него на спине, и он услышит,когда его будут бить. Постоянно спрашивай совета и не забывай об этом. Пиши ипусть тебе это не надоедает».
В этих школах помимописьменности давали знания прикладного характера. Так, знания арифметики игеометрии использовались при определении размеров поля, кучи зерна иливместимости амбара; египтяне так же, как и вавилоняне, умели составлятьсхематические карты местности и примитивные чертежи. О высоком уровне развитияматематических знаний древних египтян свидетельствуют грандиозные здания(пирамиды Долины Смерти, храмы Луксора и Карнака и пр.), которые могли бытьвоздвигнуты лишь на основе ряда точных вычислений.
Одним из крупныхдостижений египетской математики было развитие десятичной системы счисления. Вегипетской письменности уже существовали особые знаки для обозначения чисел 1,10, 100, 1000, 10 000, 100 000 и даже миллиона, обозначавшегося фигуркойчеловека, поднявшего руки в знак удивления.
Математические знанияшироко использовались в искусстве. Египетский художник для того, чтобыизобразить на плоскости фигуру человека, чертил квадратную сетку, в которую «вписывал»тело человека, пользуясь при этом знанием математических соотношений длинычастей тела.
Древнеегипетскаяцивилизация прошла все закономерные стадии развития от возникновения к расцветуи упадку. Но все завоевания древнеегипетской культуры имели непреходящеезначение для дальнейшего поступательного развития человеческой культуры.

2. ЛИТЕРАТУРА В КУЛЬТУРЕ ДРЕВНЕГО МИРА
 
2.1 Зарождение литературы в древности. Ее значение
 
Литература начинается сработы писцов. Само слово «литература» происходит от лат. littera —буква, почерк. В классической латыни, например, у Цицерона (106–43 гг. до н.э.) litteratura означает «написанное, рукопись, сочинение» (позже, уСенеки: «преподавание начальной грамоты», у Тацита: «азбука,алфавит», у Тертуллиана: «образованность, ученость»). [4; C. 506–507]
Еще недавно считалось,что человек существует на земле 1 миллион лет, ныне ученые утверждают, чточеловеку не менее 2 миллионов лет, а некоторые называют 5 миллионов лет.Искусство появилось 40 тысяч лет назад. А литература насчитывает, очевидно, неболее 5–6 тысяч лет. Она моложе музыки и живописи, театра (игрового действа) иархитектуры. С литературой человечество живет лишь тысячную долю времени своегопребывания на земле.
Когда возниклалитература? Только тогда, когда на территории Древнего Востока, в конце 4–2тыс. до н. э. простершегося от Египта и государств Междуречья на западе черезпротоиндийскую цивилизацию в центре и до Китая на востоке, сложились первыецивилизации. И появилась письменность, достаточно развившаяся для того, чтобыможно было зафиксировать первые связанные, при этом достаточно понятные тексты.
Литература самого раннегопериода и есть все, что зафиксировано на письме, будь то мифы или надписи напечатях. Мифы, то есть сказания о богах и героях своего народа, предмет веры ипочитания, словесная основа религиозного ритуала, особенно важны: они сталиосновой художественной литературы. Проходиливека, тысячелетия — и менялось то главное, что требовало фиксации в письменнойформе. Началась и дифференциация литературы, все более выделялась литературахудожественная. Как отмечал академик Ю. Б. Виппер, формулируя в первом томе «Историивсемирной литературы» концепцию этого грандиозного издания, "… самопредставление о том, что именно является «литературой» как таковой ивходит в ее состав, — величина переменная, претерпевающая существенныеизменения в ходе веков" [3; C. 7].Тем самым Ю. Б. Виппером было реализовано положение историкотеоретическогоподхода об изменчивости содержания категориального аппарата литературоведения взависимости от места и времени — эпохи и региона мира.
В итоге приходим к весьмаширокому определению: литература — совокупность зафиксированных на письме иимеющих общественную значимость текстов; в более узком смысле — толькохудожественная литература, вид искусства. Применительно к разным этапамразвития культуры содержание понятия «литература» должнотрансформироваться, в него могут включаться зафиксированный на письме фольклор,религиозные, философские, эстетические, документальные, научные и другиетексты.
Литература, являясьчастью художественной деятельности, обладает наиболее существенными признакамиискусства, сложившимися при его рождении и сохраняющимися во всех видахискусства, это:
-  тезаурусность — обращение только кматериалу, важному для человека (что определяет темы, проблемы, идеи,конфликты, образную систему); включение нового художественного материала толькосквозь призму уже сложившейся, освоенной прежде системы художественныхориентиров, ожиданий; это свойство воплощается в диалектике опоры иимпровизации в фольклоре, традиции и новаторства, ожидаемого и неожиданного, интертекстуальностив искусстве;
-  символичность, или открытость образа— передача в искусстве только части информации, которая дополняется в сознаниивоспринимающего (этим объясняется закономерность множественности интерпретацийи невозможность абсолютно адекватного понимания произведения искусства, что особеннозаметно при его восприятии человеком другой эпохи, национальности, культурногослоя);
-  суггестивность — способностьискусства передавать информацию, минуя критику сознания, и одновременноневозможность восприятия искусства вне измененного состояния сознания; один изосновных способов ее достижения — ритм (повтор, мотив);
-  условность — признанное обществомзамещение действительности системой художественных средств (иносказание,передача объема на плоскости, традиционность и др.); всякое художественноемышление жанрово: жанр — наиболее общее средство реализации принципа условностив искусстве;
-  завершенность — существованиеискусства в виде отдельных, отграниченных в пространстве и времени от остальногомира произведений; это и свойство восприятия искусства, поэтому даженезавершенные произведения и отдельные фрагменты, чтобы стать фактом искусства,должны отвечать данному признаку искусства (закону композиции);
-  иммортальность (лат. immortalis — бессмертный, вечный) — стремлениек длительному сохранению произведения искусства (основа импровизации вфольклоре, прочные материалы, краски, книгопечатание, ноты, традиция вмимолетных видах искусства, подобных искусству чаепития или икебане, и др.).
 
2.2 Краткое описаниесущности литературы Древнего мира
 
В тёмных коридорахегипетской пирамиды ученый при свете факела, упорно разбирая вырезанные накаменной стене иероглифы, окрашенные зеленой краской (у древних египтян — цветжизни и возрождения), читает текст, составленный в пору господства фараонов V иVI династий (приблизительно 2700—2400 гг. до н. э.), один из знаменитых «Текстовпирамид»...
Почти пять тысяч летотделяют нас от составителя текста. Но каким близким кажется нам обращенное клюдям и страстно выраженное стремление человека снискать себе и другимбессмертие силою заклинания, магической мощью Слова:
И летит он, летящийдалеко,
Он улетает от вас, олюди!
На земле его нет, он нанебе.
Он пронзил небеса, словноцапля,
Он лобзал небеса, словносокол,
Он вскочил к небесамсаранчою.
(Перевод Д. Редера). [5; C. 338]
На протяжении последнегостолетия,— а иногда даже лишь последних десятилетий,— прочитаны и сталидостоянием современной культуры основные древнейшие литературы мира: древнегоЕгипта, древнего Двуречья (Шумера и Вавилонии), хеттско-хурритская иугарито-финикийская (ханаанейская),— ведущие свое начало с III—II тыс. до н. э.
Во всех литературахДревнего Востока можно явственно различить два этапа развития; более ранний —архаический и более поздний — завершающий. Всем литературам Древнего Востокасвойственна также «многослойность»; наряду с «пластами»,отражающими свою современность, в них существуют «пласты» — свидетелиболее ранних времен, содержащие некие, говоря условно, духовные «окаменелости».
Однако обратимся к самомуначалу, к тому, что было живою основой литературного творчества.
Признание устного,народного творчества источником письменной литературы подтверждается не толькомногочисленными свидетельствами самих текстов, но и собственными, похожими увсех древних литератур, высказываниями ее творцов. Проявляется это прежде всегов их почтительном, даже, культовом отношении к изреченному Слову, котороеставилось всегда выше слова письменного и — при господствовавшей в древностирелигиозной идеологии — признавалось обычно боговдохновенным. Этоподтверждается также общераспространенным признанием писателями тех далеких времен,что источником их письменного творения являются слова «древних мудрецов»,«древних повествований», «память народа», то именно, как ичто рассказывалось «в старину».
Уже в самых архаическихтекстах, воспроизводящих не повседневную, обыденную речь, а речьфункциональную,— трудовой или иной обрядовой песни, повествования, обращения «старшего»лица, — бросается в глаза, что принцип членимости речи на естественныесмысловые отрезки по синтаксическим нормам дополняется или заменяетсянарочитым, искусственным членением. Это и воссоздает уже не обыденную речь, а «красноречие».Более или менее дробное членение на смысловые отрезки или словосочетания несовпадает полностью с синтаксическим членением обычной речи и придает ейбольшую выразительность. Это — тип речи, который приближается к нынешнемупониманию «художественной прозы». Еще более дробное, искусственноечленение на краткие, экспрессивные словосочетания воссоздает тип речи, которыйприближается к нынешнему пониманию «стихотворения».
Гениальная догадкадревних о решающем значении подражания природе в зарождении искусства,первоначально наиболее глубоко и ярко высказанная Аристотелем, нашла подтверждениев наблюдениях и исследованиях современной науки.
В начатках словесногоискусства тоже сказалось значение подражания природе. Но на более высокихступенях искусства слова, красноречия, природное подражательное начало всеболее осложняется и обогащается началом человеческим. Из обыкновенной речивыделяются ранние художественные образы.
Нагляднее всего это виднона примерах образов, основанных на сравнении; «девушка словно серна»,«луноподобное лицо», или из древнеегипетского текста: человекдействует, «словно сокол», и т. п. Или в шумерской любовной песненевеста, обращаясь к жениху, употребляет метафору-сравнение: «Лев, дорогоймоему сердцу».
В небольшом отрывке изаккадской поэмы «О все видавшем» (Вавилония) доставляют эстетическоенаслаждение именно эти образы, противоположенность «человеческого» и «не-человеческого,необычно-человеческого» в их поэтическом единстве — в художественныхобразах. Привлекает мерность речи, в которой обычные человеческие наблюденияизлагаются необычно, ритмизировано, стихами. Далее, в каждом образе элементне-человеческого — явления природы («черная туча», «ветер»,«буря», «потоп» и т. д.) очеловечивается («туча встала»,«ветер ходит», «буря с потопом войну прекратили»).Человеческое действие, человеческое переживание «применяется» кприроде (не-человеческому), возникает художественный образ, становящийся длянас близким, а тем самым и прекрасным. Таково описание потопа в поэме:
Едва занялось сияниеутра,
С основанья небес всталачерная туча.
...........................................
Ходит ветер шесть дней,семь ночей,
Потопом буря покрываетземлю.
При наступлении дняседьмого
Буря с потопом войнупрекратили,
Те, что сражались подобновойску.
Успокоилось море, утихураган — потоп прекратился.
Я открыл отдушину — светупал на лицо мне.
Я взглянул на море — тишьнастала,
И все человечество сталоглиной!
Плоской, как крыша,сделалась равнина.
Я пал на колени, сел иплачу,
По лицу моему побежалислезы.
(Перевод И. Дьяконова) [11;C. 126-127]
Если бы в подобном текстеприсутствовало только обыденно-человеческое, привычное, или, напротив, тольконечеловеческое, необычное, то изображение воспринималось бы либо как простоеизложение фактов, события, либо как нечто «несусветное», не близкое,не живо переживаемое. Когда же сталкиваются друг с другом два полюса —обычно-человеческое, интимное, и необычайное, то и получается эффектобразности, красноречия, возникает поэзия.
Высшая ступень устноготворчества, обычно связанная с созданием больших произведении древневосточного «ораторскогоискусства», властно требовала записи, чтобы обеспечить сохранностьдревнего слова, и письменность, уже изобретенная, была применена для записихудожественного слова.
Так обстоит схарактеристикой первого, древнейшего «слоя» в каждой древневосточнойлитературе, ее субстрата, позволяющего нам осмыслить самый онтогенезхудожественного слова, то есть его первоначало.
Судя по археологическимданным, культурам Ближнего Востока, чьи литературы нам сейчас известны,предшествовали культуры иноплеменные. Их первыми известными нам наследникамибыли шумеры в Двуречье и древние египтяне в Северной Африке в бассейне Нила. Ив Индии арийской культуре, выразившей себя в древнеиндийской литературе,предшествовала высокая цивилизация иноплеменного характера (возможно,дравидийская) в бассейне Инда — так называемая (по местам находок) «Мохенджо-Дарои Харрапа», современница Шумера, имевшая и свою, еще не прочитанную,письменность. И в Китае китайской (ханьской) культуре предшествовалаиноплеменная, оставившая в числе прочих памятников «гадательные надписи»на панцирях.
"...«Старый»Древний мир, — писал Н. И. Конрад, — своими разными сторонами и в каждой зоне —по-своему как бы врос в «новый» и многое в нем предопределил. Однакодля литературы самым важным из всего, что дал старый Древний мир новому, былописьмо… Важность письма для литературы не требует объяснений. Достаточно ужеодного того, что европейское слово «литература» идет от слова «литера»— «письменный знак»: в древнем же китайском языке понятие «литература»просто отождествлялось с понятием ее письменного выражения, что и проявилось вобозначении и того и другого одним и тем же словом «вэнь». Так чтопоявление в старом Древнем мире письма создало почву, на которой зародилась иразвилась литература как особое явление общественной жизни и культуры… Ужеодно это может оправдать отношение к старому Древнему миру как к прологунового: прологу в смысле создания «начал», от которых потом развиласьогромная творческая работа человеческого духа, воплощаемая в литературе…Старый Древний мир дал первый материал для литературы нового; иначе говоря, «завязка»произошла еще тогда, последующая же история этого материала, вылившаяся вконечном счете в создание известных нам великих литературных памятников, —творческая разработка этой первоначальной завязки. И эта разработка, во всяком случае,ее «тональность», также была во многом предопределена тем же старыммиром. Он уходил с авансцены истории в ореоле грандиозности, величия, силы иблеска, и этот ореол отразился на необъятной широте сюжетной основылитературных памятников, на яркости образов действующих персонажей, на могучейсиле эмоций, движущих их действиями, на осмыслении героического характерачеловеческой личности. Недаром в этих памятниках действуют герои и боги, как вгреческих и индийских поэмах; «совершенные» правители — «устроителямира», как в китайской «Книге истории» («Щуцзин») и «Книгепесен» («Шицзин»)" [14; C. 147-148].
Решающим, принципиальноновым качеством литературы является то, что она творится профессионально-подготовленнымик этому людьми, которых мы вправе назвать не иначе как писателями в точномсмысле этого слова.
На этой ступени еще несложилось нынешнее понимание авторства — хотя уже распространилосьпсевдоавторство, приписывание произведений легендарному либо историческомувыдающемуся представителю «более древней древности»,— но уже реально,фактически появились авторы-сочинители, то есть именно писатели, «компиляторынародных преданий», как называл Н. Г. Чернышевский и таких величайших писателей,как Шекспир, Боккаччо.
В художественнойдревневосточной литературе отдельный человек в полной мере становитсяпредметом, целью и изобразительным средством (основой образа) литературы, и «присутствует»он в произведении в трех видах: и как автор (писатель), и как восприемник(читатель), и как объект (персонаж литературы). Поэтому мы имеем все основанияприменить емкую горьковскую формулу — «литература — это художественноечеловековедение» — уже к архаическому уровню литературы.
Древневосточным литературамна завершающем этапе свойственно гораздо большее, чем прежде, жанровоеразнообразие, в них больше проявляются и региональные различия, и местноесвоеобразие. Одни имеют внутри завершающего этапа свой «классический»период, время особого подъема и расцвета, у других развитие в разные отрезкивремени протекало более равномерно: одни литературы дошли до нас в формеканонизированных сводов, другие не «дожили» до канонизации, третьидошли и вовсе лишь фрагментарно. В одних — «писательство» достиглопризнанного индивидуального авторства, у других — нет. Одни либо пережилиполосу упадка, либо прямо вросли своим завершением в начало новой литературнойэпохи, знаменующей конец древности и начало средневековья, другие — нет.
Противоречивоемногообразие художественной формы не только всей совокупности древневосточныхлитератур, но и каждой в отдельности, невероятная гамма изобразительных средстви приемов действуют ошеломляюще: то, знакомясь с иными произведениямитысячелетней давности, поражаешься, до чего это близко нам по своемунравственному, эмоциональному и даже эстетическому настрою, а то — как чуждо,далеко и невоспринимаемо! Вот почему можно ограничиться лишь самыми общимиопределениями «стиля» древневосточной литературы. Первым определениеми является характеристика ошеломляющего разнообразия, следствия того, что вэтой древней литературе, как в зародыше, «завязи», содержатся теэлементы, которые на основе литературного синтеза принимают в последующемразвитии более определенно выраженные, обновленные и новые формы.
Более четкие очертания вдревневосточных литературах на завершающей ступени приняли жанровые различиякак в поэзии, так и в прозе. Подобно тому как в древних представленияхпереплелось практическое сознание с фантастическим отлетом мысли от действительности,так и на вершине художественного творчества Древнего Востока сочеталосьэмпирическое, натуралистическое изображение с абстрактной символикой,героическое с будничным, монументальность с миниатюрностью.
Вся литература ДревнегоВостока пронизана религиозной идеологией. Но сколь противоречиво в литературеидеологическое выражение — от языческого антропо- и зооморфирования божества крабскому богопочитанию или, напротив, героическому богоборчеству ичеловеколюбию, то ли в образах беззаветной любви к богу, а то и полногоигнорирования его.
Как известно, мироваялитература сложилась лишь в новое время, на рубеже XVIII и XIX веков. Но этомогло произойти лишь потому, что с самого возникновения письменных литератур наземле (вначале — древневосточных) они развивались в постоянной оплодотворяющейсвязи друг с другом, питались одними и теми же общественно-историческимикорнями.
Мир просторен, многолик,и вместо с тем он един — такой вывод вытекает из изучения проблемы начала, идаже самого «начала начал», литературного творчества.
Ознакомление слитературами Древнего Востока не только дает возможность пережить радостьвстречи с «началом начал», но и — убедиться еще раз в том, что мир —един и неделим, что человечество, осознавшее всю ответственность и все благовозложенных на него историей задач, — едино и вечно. Это и обеспечиваетбессмертие нестареющему в веках гуманистическому художественному слову ДревнегоВостока.

3. ЛИТЕРАТУРА ДРЕВНЕГО ЕГИПТА В ПЕРИОД ДРЕВНЕГОЦАРСТВА
3.1 Общая характеристика литературы Древнего Египта
 
Древнейшие памятники,написанные на египетском языке, датируются третьим тысячелетием до н. э.,последние составлены в первые века н. э. Произведения литературы Египта дошлидо нас в виде многочисленных иероглифических, иератических и демотическихтекстов, весьма разнообразных по содержанию и жанрам.
Литература Египтаявляется одной из древнейших литератур мира. Как и для других древневосточныхлитератур, для неё характерна анонимность текстов. Основные жанры египетскойлитературы: сказки, повествования, гимны и молитвы, эпистолярные тексты,дидактические произведения, басни, эпос, любовная лирика и др. Многие сюжетыфольклора и литературы ряда древних и современных народов мира впервыевстречаются в египетской литературе. Это заслуженно привлекает внимание к неймировой науки.
Египетские сказкинасыщены яркой и образной фантазией, горячей симпатией к человеку, убеждением вокончательной победе добра и справедливости над силами зла. Некоторые из нихносят явный отпечаток фольклора, например сказка о двух братьях, другиепредставляют собой результат творчества талантливых и опытных авторов, именакоторых нам неизвестны (сказка о потерпевшем кораблекрушение и др.).
Под «повествованиями»подразумеваются тексты, не содержащие элементов сверхъестественного, близкие креальному историческому фону (Повесть Синухета, Повесть Петеисе). Изложены эти «повествования»в 1-м лице как воспоминания рассказчика. Их язык и стиль образный, яркий.
Среди «повествований»выделяется папирус середины XI в.до н. э., содержащий отчёт о путешествии египтянина Ун-Амуна в Библ – одно излучших произведений египетской литературы. В нём имеются интересные сведения остранах, расположенных по восточному побережью Средиземного моря. Выдержанное вреалистических тонах, это «повествование» является, несомненно,литературной обработкой подлинного отчёта. Египтяне высоко ценили подобноехудожественное произведение, о чём свидетельствуют дошедшие до нас отдельныесочинения в нескольких экземплярах.
«Повествования»исторического характера имели отношение к правящей династии и писались позаказу двора в интересах поднятия престижа центральной фараоновской власти. Вдидактических произведениях, т. н. поучениях, как правило, упоминается автор –реальный или вымышленный (в последнем случае какой-либо известный мудрецпрошедших времён). «Поучения» нередко содержат грубо утилитарныенаставления, всевозможные мудрые советы, относящиеся к разным сторонам жизни.
Наряду с памятникамихудожественной литературы к египетской литературе относят тексты пирамид инадписи царей и вельмож, обладающие литературным достоинством. ЛитератураЕгипта оказала влияние на литературы других народов древности, в т. ч. нагреческую (особенно в греко-римский период). Некоторые египетские сюжеты черезгреков проникли в литературу европейских народов.
Сохранившийся массивлитературных произведений включает короткие прозаические повествования, сказкии мифы, басни, письма, назидательную литературу (пословицы и поучения),любовные песни и другие виды нерелигиозной поэзии, а также гимны. Насколькоизвестно, у египтян не было развлекательной драмы, но театрализованныеинсценировки мифов, персонажи которых пели и обменивались речами, составлялинеотъемлемую часть культа некоторых божеств. Обнаружено несколько подобныхритуальных драм. Кроме того, имеется большое количество нелитературныхписьменных материалов, как, например, математические, медицинские, магические,правовые тексты, а также деловые документы. Исторические документы (официальныедекреты, автобиографические надписи, царские анналы) мы вправе относить клитературным произведениям только в тех случаях, когда они обладаютопределенной литературной формой.
Посколькудревнеегипетская письменность не предусматривает передачу гласных, опоэтической метрике известно очень мало. Исходя из коптских источников(коптский – самый поздний вариант древнеегипетского языка и письменности, вкотором уже появились знаки для обозначения гласных), исследователипредполагают, что древнеегипетская поэзия основывалась на ритме, но не нарегулярном размере. Поэзия отличалась от прозы главным образом лексикой ирегулярным использованием других стилистических приемов. Излюбленнымпоэтическим приемом был параллелизм – такое построение текста, при котороммысль, выраженная в одной строке, повторяется в следующей строке или строках,либо противопоставляется мысли, выраженной в другой, соседней строке, либоболее полно раскрывается в последующих строках. К другим приемам можно отнестиповторы, повторы с незначительными изменениями, рефрены и аллитерацию. Иногдастихотворные строки объединяются в строфы. Многие из них используются и вегипетской прозе. И в прозе, и в поэзии широко применяется игра слов. Врелигиозных текстах она, возможно, имела магическое значение. Во множествевстречаются также сравнения и метафоры – особенно в текстах, претендующих навозвышенность стиля. В сказках, напротив, подобные приемы редки.
Для древних египтян былонебезразлично, как «смотрится» стихотворение (или другой текст) напапирусе или на стене. В некоторых текстах строки, начинающиеся с одного и тогоже слова, располагаются таким образом, чтобы их параллелизм был доступен изрительному восприятию. По-египетски писали или справа налево (нормальное,наиболее распространенное направление), или слева направо, или сверху вниз. Этооблегчало создание изящных графических композиций. Например, одна вертикальнаястрока могла «ограничивать» текст, состоявший из несколькихгоризонтальных строк, либо одна горизонтальная строка – текст из несколькихвертикальных. С другой стороны, имеются литературные тексты, графически никакне организованные.
 
3.2 Древнеегипетскаялитература в период Древнего Царства
Египетская литература,возникшая как часть египетской культуры и вместе с нею исчезнувшая, прожилаболее долгую жизнь, чем прожило независимое египетское государство; начиная с332 г. до п. э. государство это становится частью политического мира эллинизма.Однако же самобытная египетская культура продолжает жить и развиваться и вновых политических условиях даже и в первые века господства римлян.
«Династийная»хронологизация египетской литературы является вынужденной, поскольку онаобусловлена в основном состоянием источников и невозможностью проследить шаг зашагом развитие самого литературной) процесса. Практически принята следующаяпериодизация египетской литературы:
I. Литература Древнегоцарства, III тыс до н. а.
II. Литература Среднегоцарства, XXI—XVII вв. до н. 9.
III. Литература Новогоцарства, XVI—IX вв. до н. э.
IV. Литературадемотическая, VIII в. до н. э.— III в. н. э.
Эта периодизация восновном соответствует большим этапам развития языка; Древнее царство —староегипетский язык: Среднее царство — среднеегипетский, так называемыйклассический" язык; Новое царство — новоегипетский язык и, наконец,литература на демотическом языке (записывается так называемым демотическимписьмом). В Египте на всем протяжении его древнейшей истории было два видаписьма: иероглифическое и иератическое. Последнее — скоропись; оно относится киероглифам приблизительно так же, как наши написанные от руки тексты к печатнымтекстам. В VIII в. до н. э. появилось сложное и трудное демотическое письмо,которое, несмотря на свою специфику, является дальнейшим развитиемиератического письма. Все эти виды египетского письма возникли и развились вЕгипте самостоятельно.
От эпохи Древнего царствасохранились так называемые «Тексты пирамид», начертанные на стенахвнутренних коридоров и камер в пирамидах некоторых фараонов V и VI династий(ок. 2700—2400 гг. до н. э.). «Тексты пирамид» — едва ли недревнейшая в мировой истории коллекция религиозных текстов. В этом огромномсобрании магических формул и изречений с большой силой запечатлено стремление смертногообрести бессмертие богов. В текстах используются такие приемы красноречия, какаллитерация, параллелизм, повтор. Наиболее яркими образцами религиозной поэзииявляются гимны богам, которые входили в различные сборники. Так, еще в «Текстахпирамид» содержатся гимны Ра, Озирису.
Хети стал автором «ГимнаНилу», напоминающего гимны другим богам, так как Нил считался божеством иего почитали под именем Хапи. Но не Хапи, не бог воспевается и прославляется внем, а именно река, «приносящая пищу… творящее прекрасное»:
Слава тебе, Хапи!
Ты пришел в эту землю,
Явился, чтобы оживитьЕгипет...
Он орошает поля,созданные Ра,
Чтобы дать жизнь каждойкозе… [15; C. 82]
В эпоху Древнего царства «Текстыпирамид» были уже архаизмом (при фараонах V и VI династии они были лишьзаписаны). О литературе эпохи Древнего царства мы располагаем весьмаотрывочными данными. Однако не приходится сомневаться, что тогда существовалабогатая и разнообразная литература, в основном полностью для нас погибшая. Известнытексты совершенно иного типа, чем «Тексты пирамид», хотя они тожеотносятся к религиозному ритуалу. Это автобиографические надписи вельмож: нанадгробной плите необходимо было увековечить имя умершего. Упоминание именисопровождалось перечисленном титулов и должностей покойного, а также спискомжертвенных даров, которые ему предназначались. К этой чисто ритуальной частитекста мало-помалу для прославления умершего стали прибавлять описанияразличных эпизодов из его жизни, свидетельствующих о его заслугах перед фараоном,благосклонности последнего к умершему и т. д., словом, все, что могловозвеличить и приукрасить его личность. Ритуальная надгробная надписьразвертывалась в автобиографию. Историческая и художественная ценностьпроизведений этого жанра не подлежит сомнению.
Большойавтобиографичностью обладает песня вельможи Уны (найдена в гробнице в Абидосе),жившего в период царствования VI династии. Эта надпись интересна и но своейнеобычной форме, она составлена от имени умершего, и по построению: оно состоитиз двустиший с жестким ритмом и содержит параллелизм.
Это войско вернулосьблагополучно,
разворотив странубедуинов.
Это войско вернулосьблагополучно,
разорив страну бедуинов.
Это войско вернулосьблагополучно,
снеся ее крепости.
Это войско вернулосьблагополучно,
зажегши огонь во всех ее…
Это войско вернулосьблагополучно,
перебив в ней отряды вчисле многих десятков тысяч.
Это войско вернулосьблагополучно,
захватив в ней пленнымипремногие отряды. [16; C.159]

В другой, плохосохранившейся надписи, надписи Уашпты, вазира и главного строителя одного изфараонов V династии, содержится драматический рассказ о том, как царь всопровождении своих детей и свиты осматривал строительные работы, которыевозглавлял Уашпта. Царь выразил удовлетворение и вдруг заметил, что Уашпта емуне отвечает. Оказалось, что вазир в обмороке. Царь распорядился перенести егово дворец и немедленно вызвать придворных лекарей. Последние явились со своимипапирусами-изречениями, но все их искусство оказалось напрасным; верный слугацаря скончался. [8; C.870]
Весьма примечательнанадпись жреца Шеши. Мы читаем: «Я творил истину ради ее владыки, яудовлетворял его тем, что он желает: я говорил истину, я поступал правильно, яговорил хорошее и повторял хорошее. Я рассужал сестру и двух братьев, дабыпримирить их. Я спасал несчастного от более сильного… Я давал хлеб голодному,одеяние нагому. Я перевозил на своей лодке не имеющего ее. Я хоронил неимеющего сына своего… Я сделал лодку не имеющему своей лодки. Я уважал отцамоего, я был нежен к матери. Я воспитал детей их». [6; C. 9] Подобные высказывания не так ужредки в текстах той отдаленной эпохи. Еще чаще они встречаются в последующиевремена. Это свидетельствует о наличии сильной гуманистической струи,пронизывающей всю египетскую литературу в целом и, в частности, общественнуюмысль времен Древнего царства.
Развита была идидактическая литература. В знаменитом «Поучении Птахотепа», дошедшемдо нас в редакции Среднего царства, но составленного еще в эпоху Древнегоцарства, Птахотеп говорит сыну: «Если ты начальник, отдающий распоряжениемногим людям, стремись ко всякому добру, чтобы в распоряжениях твоих не былозла. Велика справедливость, устойчиво все отличное». [17; C. 100] Опытный старый вазир этимисловами предостерегает своего сына от жестокости и нарушения законов.
Уже в эпоху Древнегоцарства египтяне ценили красноречие, ораторское искусство. Тот же Птахотеппоучает: «Если ты приближенный царя, заседающий в совете господина владыкисвоего, будь осмотрительным и молчи — это полезнее чем… [?]. Говори лишьпосле того, как ты осознал, что ты понимаешь суть дела. Это умелец — говорящийв совете. Труднее умная речь, чем любая работа...» [17; C. 102]
От времен Древнегоцарства не сохранилось произведений повествовательных жанров, если не считатьупомянутые надписи вельмож времен Древнего царства. Однако знаменитые сказкипапируса Весткар, повествующие о фараонах Древнего царства (правда, дошедшие донас в поздней редакции времени Второго переходного периода), с несомненностьюсвидетельствуют, что уже во времена Древнего царства такая литературасуществовала: вместе с тем надо учитывать, что древнее ядро этих сказок моглои, вероятно, подверглось значительной переработке в более поздние времена.
Как известно, древниеегиптяне писали на папирусе. Лишь для счетов, заметок, иногда писем или выписокони пользовались глиняными черепками или гладкими обломками известняка.Современные египтянам народы стран Ближнего Востока применяли для письмаглиняные таблички, которым не страшны ни время, ни огонь, ни климатическиеусловия. Папирус же – материал крайне непрочный, хрупкий. Но именно из Египтадо нас дошли древнейшие произведения художественной литературы самых разныхжанров. Десятки тысяч шумерских, вавилонских, ассирийских, хеттских иугаритских глиняных табличек хранятся в различных музеях мира. Однако, кромеэпоса, нескольких басен, гимнов и плачей литературных произведений среди них необнаружено. Случайно ли это? Едва ли. По сравнению с обширными архивамиклинописных глиняных табличек папирусов уцелело ничтожно мало. Вот почему можнотолько полагать, что в долине Нила впервые в истории человечества оформилисьнекоторые основные жанры художественного литературного творчества, в том числесказка, повесть и любовная лирика.
Сколь богата иразнообразна была литература древнего Египта, можно судить даже по жалкимсохранившимся ее остаткам. Всего лишь несколько десятков произведений, да и тодалеко не всегда целиком, сохранилось до наших дней, считая и записанныеантичными авторами. От некоторых дошли лишь отдельные строчки, не позволяющиевосстановить ни сюжет, ни общий смысл. Иногда известны лишь названия.Разумеется, в подавляющем большинстве случаев мы не знаем и их. Но даже пристоль неблагоприятных обстоятельствах можно с уверенностью говорить о необыкновенномбогатстве древнеегипетской литературы. Она представлена повестью и сказкой,гимнами и лирикой — любовной и философской, басней и сатирой, политическимпамфлетом и поучением, эпосом и песней. Да и каждый жанр отличаетсяразнообразием форм, как, например, сказки, среди которых мы находим иволшебные, и бытовые, и исторические.
Изысканность стиляпроявляется уже в древнейших дошедших до нас произведениях, которые, несмотряна то что они, очевидно, возникли еще в середине III тысячелетия до н. э., позволяютзаключить о предшествующем им длительном пути развития литературноготворчества. Вполне понятно, что число их весьма ограниченно. И все-таки тоочень немногое, что уцелело, позволяет сделать некоторые определенные выводы.Из семи сохранившихся полностью или почти полностью поучений, пяти дошедших вболее или менее обширных отрывках и шести-семи известных лишь по названиямчетыре бесспорно написаны в эпоху Древнего царства. [9; C. 61]
Старейшее из нихприписывается мудрецу, гениальному зодчему, строителю первого каменногомонументального сооружения — ступенчатой пирамиды основателя III династиифараона Джосера, прославившемуся в веках как искусный целитель и в конце концовставшему богом врачевания, верховному сановнику этого царя — Имхотепу. Таким образом,первое из известных нам поучений датируется примерно 2800 г. до н. э. О нем,как и о поучении другого мудреца, царевича Джедефгора, сына фараона Хуфу,жившего примерно два столетия спустя, упоминается в так называемом «Прославленииписцов». Оно дошло в списке примерно XIV в… до н. э., но, возможно,возникло несколько раньше.
Я слышал слова Имхотепа иДжедефгора,
Слова, которые всеповторяют.
А что с их гробницами?
Стены обрушились,
Не сохранилось дажеместо, где они стояли.
(Перевод А. Ахматовой)[10; C. 42]
Египетская литература —древнейшее свидетельство художественного творчества человека. В завещанных нампроизведениях современников строителей пирамид и их потомков впервыевстречаются многие литературные приемы, в том числе и довольно сложные, которыеприменяются и поныне во всех литературах мира. Наконец, многие сюжеты,разрабатываемые повсеместно в фольклоре, получили изначальное оформление вдревнеегипетских сказках. Так, сказка о Рампсините и хитром воре имеетпараллели в сказках немецких, английских, датских, русских, кипрских,тибетских, индийских, китайских, осетинских, арабских, чешских, бретонских,сицилийских и т. д. Сказка, условно озаглавленная «Правда и Кривда»,близка русской сказке с аналогичным названием. Как мы видели, «Сказка опотерпевшем кораблекрушение» перекликается с одной из сказок оСиндбаде-мореходе, а басня «Лев и мышь» почти аналогична басне Эзопа.
Десятки столетий отделяютнас от мира древних египтян, но достижения их культуры, в частности литературы,унаследованы почти всем человечеством. Вот почему мы с полным основанием имеемправо повторить вслед за безымянным автором «Прославления писцов...»:
Они ушли,
Имена их исчезли вместе сними,
Но писания заставляют
Вспомнить их.
(Перевод А. Ахматовой)[10; C. 42]
 

ЗАКЛЮЧЕНИЕ
 
Египетское общество вдревние времена жило напряженной, богатой и многосторонней духовной жизнью.Египетская культура в целом является одним из истоков культуры всемирной.Египетская литература, представляющая собой одно из самых ярких и художественноценных проявлений этой культуры, самобытна и глубоко человечна. Она неразрывносвязана с жизнью общества и его идеологией. А так как в эпоху ее развития видеологии преобладающую роль играла религия, не удивительно, что египетскаялитература испытала на себе существенное влияние религии, и нередко в еепроизведениях мы обнаруживаем религиозное мироощущение в различных егопроявлениях. Однако отсюда вовсе не следует, что египетская литература восновном литература религиозная пли богословская. Наоборот, она представленасамыми разнообразными жанрами. Наряду с переработанным и записанным в видесказок фольклором — сказки папируса Весткар, «Два брата», «Обреченныйцаревич» — есть повести о реальных событиях: «Рассказ Ун-Амуна»,надписи царей и вельмож исторического содержания; наряду с религиозными текстам– (гимны Амону, Атону, Хапи и др.) — произведения скептического содержания,например, «Спор разочарованного со своей душой»; наряду смифологическими сказками (сказка о Хоре и Сете) — басни и любовная лирика.(Известны ли были египтянам стихотворения в нашем понимании этого термина —ничего определенного сказать нельзя, так как огласовка египетских текстоввплоть до наших дней является проблематичной.) Египтянам не чужды были итеатральные представления, причем не только мистерии, но и в какой-то мере светскаядрама.
Гуманистическая идея,выражавшая интерес общества к человеку, и неразрывно связанное с этим интересомчеловеколюбивое отношение к нему пронизывают литературу древнего Египта.Отдельные ученые рассматривают Египет как единственную родину многих жанров илитературных сюжетов, проникших впоследствии в другие древние литературы. Это —преувеличение, но никак нельзя отвергать серьезное влияние египетскойлитературы на другие литературы древности. Отметим прежде всего, что египетскаялитература оказала влияние на Библию. Хотя определение объема этого влияниявызывает противоречивые мнения, однако факты такого воздействия несомненны.Рассказ Библии об исходе евреев из Египта содержит следующий эпизод: Моисей «разделил»воды Красного моря, и по суше, то есть дну моря, провел весь еврейский народ содного берега на другой. В папирусе Весткар египетский жрец также «разделяет»воды пруда. Библейская книга «Притчи Соломоновы» по своей структуре истилю напоминает египетские поучения. В «Поучении Аменемопе» мычитаем: «Дай уши твои, внимай словам, сказанным мной, обрати сердце свое кпониманию их». [7; C. 65]В «Притчах Соломоновых»: «Приклони ухо свое, внимай словам моими обрати сердце свое к пониманию их». [7; C. 65] Такое совпадение, конечно, не случайность, египетскийтекст является в данном случае первоисточником. Бросается в глаза близостьбиблейских псалмов 104, 110 и некоторых других к египетским текстам, и т. д.Исследование ряда библейских сюжетов, например, «Пребывание Иосифа вЕгипте» («Книга Бытия») и др. показывало, что они навеяныегипетским бытом и литературой. Египетские мотивы через Библию, а затем и черезкоптскую литературу проникли в Европу. Восхваление римского полководцаСтилихона латинским поэтом IV в. н.э. Клавдианом содержит совершенно явныеследы религиозных и мифологических представлений древних египтян. Надо отметитьи выявленную исследователями связь между египетской и античной любовнойлирикой. Так называемый параклауситрон, то есть любовная песнь у закрытыхдверей любимой (Плавт, Катулл, Пропорций), традиционно рассматривался какисконно античный жанр. Оказалось, однако, что задолго до античных авторовегиптяне знали этот литературный прием. Приведенные факты достаточноубедительны, хотя далеко не представляют собой систематического илиисчерпывающего обзора литературных связей между Египтом и античным миром.
В целом древнеегипетскаялитература была в большей мере дающей, а не берущей, влияющей, а не подвергающейсявлиянию. Конечно, исключать всякое влияние на египетскую литературу было быневерно. В демотической литературе существует цикл сказании о фараонеПетубасте. В этих сказаниях имеются неегипетские литературные моменты, и можнодопустить здесь влияние «Илиады» Тот факт, что знакомство с «Илиадой»наложило какой-то отпечаток на цикл о Петубасте, свидетельствует вместе с тем,что впечатление от Илиады" было воспринято по-египетски, как всегда бываетпри взаимовлиянии двух больших литератур. Египетская культура и литература, воспринимавшиеиноземные элементы, адаптировали их к себе, не теряя при этом своегосамобытного облика.

СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ
 
1. Белов А.Петровский В. Страна Большого Хапи. — Л., 1973.
2. Виноградов И.В.Раннее и Древнее царства Египта./История Древнего мира. Ранняя Древность.-М.: Знание, 1983 — с.140-160.
3. Виппер Ю. Б.Вступительные замечания. История всемирной литературы: В 9 т. М., 1983. Т. 1
4. Дворецкий И. Х.Латинскорусский словарь / 2е изд., перераб. и доп. М., 1976.
5. Кацнельсон И.С.Художественная литература // Культура Древнего Египта. М., 1976. С. 315–365.
6. Коростовцев М.А.Гуманизм в литературе древнего Египта // Идеи гуманизма в литературах Востока.М., 1967. С. 3–15.
7. Коростовцев М.А.Древнеегипетская литература: вступительная статья (С. 23–32), переводы (С.33–73), примечания (С. 653–659) // Поэзия и проза Древнего Востока (Библиотекавсемирной литературы, серия I, том I). М., 1973.
8. Коростовцев М.А.Египетская литература (древняя) // Краткая литературная энциклопедия. Т. 2. М.,1964. С. 868–871.
9. Коростовцев М.А.Литература древнего Египта // История всемирной литературы. Т. I. М., 1983, С.54–82.
10. Лирика древнегоЕгипта (Пер. А. Ахматовой и В. Потаповой). М., 1965.
11. Лирическая поэзиядревнего Востока (Сост. И.М. Дьяконов). М., 1984.
12. Луков Вл. А.Литература: теоретические основания исследования // Знание. Понимание. Умение.2005. № 2. С. 136-140.
13. Матье М.Э. Чточитали египтяне 4000 лет тому назад. Л., 1934, 1936.
14. Н. И. Конрад, «Историявсемирной литературы», т. I, М., 1967.
15. Поэзия и прозадревнего Востока. Библиотека всемирной литературы. Т. 1. М., 1973. С. 23–112(Древнеегипетская литература).
16. Рубинштейн Р.И.Древнеегипетская литература // Сказки и повести Древнего Египта.Л., 1979; М.,2005. С. 145–174.
17. Тураев Б.А.Египетская литература. Т. I. Исторический очерк древнеегипетской литературы.М., 1920. СПб, 2000.


Не сдавайте скачаную работу преподавателю!
Данный реферат Вы можете использовать для подготовки курсовых проектов.

Поделись с друзьями, за репост + 100 мильонов к студенческой карме :

Пишем реферат самостоятельно:
! Как писать рефераты
Практические рекомендации по написанию студенческих рефератов.
! План реферата Краткий список разделов, отражающий структура и порядок работы над будующим рефератом.
! Введение реферата Вводная часть работы, в которой отражается цель и обозначается список задач.
! Заключение реферата В заключении подводятся итоги, описывается была ли достигнута поставленная цель, каковы результаты.
! Оформление рефератов Методические рекомендации по грамотному оформлению работы по ГОСТ.

Читайте также:
Виды рефератов Какими бывают рефераты по своему назначению и структуре.