Реферат по предмету "Литература : зарубежная"


Литература ХVIII века: М.В. Ломоносов, Д.И. Фонвизин, А.Н. Радищев

Реферат
на тему: «Литература ХVIII века: М.В. Ломоносов, Д.И. Фонвизин, А.Н.Радищев»

ЛитератураXVIII в. была подготовленавсей предшествующей историей русской литературы, ходом развития русскогообщества и русской культуры. Она связана с лучшими традициями древнерусскойлитературы (представление о важной роли литературы в жизни общества,патриотическая направленность ее). Реформаторская деятельность Петра I, обновление иевропеизация России, широкое государственное строительство, превращение страныв сильную мировую державу при жестокости крепостнической системы — все этонашло отражение в литературе того времени. Ведущим литературным течением XVIII в. стал классицизм.
Классицизм — общеевропейское явление. Но вразных странах он имел свои особенности и определенную степень развития (взависимости от конкретных исторических обстоятельств, обычаев, традиций,проблем). Своего расцвета классицизм достиг во Франции во второй половине XVII в. В произведенияхписателей-классицистов нашли отражение идеи сильного независимого государства сабсолютной властью монарха. Поэтому основной конфликт в произведенияхклассицизма — конфликт между долгом и чувством. В центре этих произведений —человек, подчинивший личное общественному. Для него превыше всего долггражданина, служение интересам родины, государства. Таким гражданином долженбыть в первую очередь сам монарх. Классицисты считали высшим критериемистинного и прекрасного разум. Они полагали, что разум во все времена оставалсянеизменным, что типы и качества человеческого характера вечны. Поэтомухудожественные образы классицистических произведений внеисторичны и предельнообобщены: в характере героя выделялась и подчеркивалась какая-то одна ведущаячерта (глупость, хитрость, благородство). Важные проблемы своей эпохиписатели-классицисты решали на примерах из далекого прошлого (как правило,античности). Они стремились своими произведениями воспитатьчеловека-гражданина, обращаясь в первую очередь к его разуму. Это делалосьпутем убеждения, осмеяния ложных мнений, при помощи положительных иотрицательных примеров. (Типичными для этого направления являются комедии Ж.-Б.Мольера.)
Для произведений классицизма  характернострогое деление на жанры с указанием, каких героев, каким литературным языкомизображать, а также обращение к произведениям античности как к образцамгармонии и красоты.
В русской литературе классицизм появилсяпозже, чем в западноевропейской, но был вызван сходными историческими условиями— становлением сильного самодержавного государства. Он был тесно связан с идеямиевропейского Просвещения, такими как: установление твердых и справедливыхзаконов, обязательных для всех, просвещение и образование нации, стремлениепроникнуть в тайны мироздания, утверждение естественного равенства людей всехсословий (в моральном плане), признание ценности человеческой личностинезависимо от положения в обществе.
Для русского классицизма также характернастрогая система жанров, рассудочность (обращение к разуму человека), условностьхудожественных образов. Важным было признание решающей роли просвещенногомонарха в установлении справедливого и процветающего общества. Идеалом такогомонарха для русских классицистов был Петр I — конкретная личность,«работник на троне». Это было связано с тем, что становление русскогоклассицизма пришлось на период после смерти Петра I, когда возникла угрозавозврата к допетровским порядкам. Было поставлено под удар все, что составлялобудущее России: наука, просвещение, долг гражданина. Вот почему для русскогоклассицизма особенно характерны сатирическая направленность и тесная связьс современностью. Осмеивались не просто общечеловеческие пороки, анедостатки современного писателям общества. Стремление воспитать человекаистинным гражданином очень ярко проявляется в произведениях русскихписателей-классицистов.
Писатели верили в необходимостьпросвещенного монарха, но не находили его в действительности. Поэтому длярусской литературы XVIII в. традиционными были произведения, служившие общественномувоспитанию самодержцев. Писатели объясняли (в своих произведениях) царям ихобязанности по отношению к подданным, напоминали, что монарх — такой жечеловек, как и его подданные, но только исполняющий величайший долг передгосударством.
Основной конфликт XVIII в. в России — конфликтмежду помещиками и крепостными крестьянами. Ужесточение крепостного права сталоосновной причиной Крестьянской войны под руководством Е. И. Пугачева. С 60-хгг. XVIII в. крестьянская тема станет ведущей в русской литературе.Писатели-классицисты сочувственно относились к судьбе крепостных, осуждалижестокость и паразитизм помещиков. Они призывали к гуманному обращению скрепостными, подчеркивая внесословную ценность человека.
Вотличие от европейского русский классицизм более тесно связан с народнымитрадициями и устным народным творчеством. Он часто использует материал русскойистории (а не античности, как европейский).
Идеал писателей-классицистов — гражданин ипатриот, стремящийся трудиться на благо отечества. Он должен стать активнойтворческой личностью, бороться с общественными пороками, со всеми проявлениями«злонравия и тирании». Такому человеку необходимо отказаться от стремления кличному счастью, подчинить свои чувства долгу.
На протяжении второй половины XVIII в. наряду с классицизмомформировались и другие литературные течения. Они отражали процесс изменения мировоззренияи самосознания общества и отдельного человека в нем. В период, когда классицизмбыл ведущим литературным течением, личность проявляла себя преимущественно вгосударственной службе. К концу века сформировался взгляд на ценностьсобственно личности. «Человек велик своими чувствами» (Ж.-Ж. Руссо).
С 60-х гг. XVIII в. в русской литературескладывается новое литературное направление, получившее название сентиментализм.(Первоначально это направление утвердилось в Англии, Франции, Германии и,конечно, оказало влияние на формирование русского сентиментализма.) Как иклассицисты, писатели-сентименталисты опирались на идеи Просвещения о том, чтоценность человека зависит не от принадлежности его к высшим классам, а от еголичных достоинств. Но, условно говоря, если для классицистов на первом местебыло государство и общественные интересы, то для сентименталистов — конкретныйчеловек с его индивидуальными чувствами и переживаниями. Классицисты всеподчиняли разуму, сентименталисты — чувствам, всевозможным оттенкам настроений.Язык их произведений становится напевным, подчеркнуто эмоциональным. Героибольшинства творений сентименталистов — представители средних и низших классов.Соответственно расширяется и круг читателей. Начинается процесс демократизации литературы.
Образцы произведений сентиментализма наЗападе: «Кларисса» С. Ричардсона, «Страдания юного Вертера» И. В. Гете, «НоваяЭлоиза» Ж.-Ж. Руссо. Главой русского сентиментализма принято считать Н. М.Карамзина. Он «первый на Руси начал писать повести, в которых действовали люди,изображалась жизнь сердца и страстей посреди обыкновенного быта» (В. Г.Белинский). В повести «Бедная Лиза» Карамзин впервые открыл мир чувствчеловека, глубину и силу любви простой крестьянки. Имущественному богатству иблагородному происхождению противопоставлялось богатство чувств. Раскрывая мирчувств, литература сентиментализма воспитывала в человеке достоинство иуважение к своим силам, способностям, переживаниям независимо от положения вобществе.
 
М. В. ЛОМОНОСОВ
(1711 — 1765)
«С Ломоносова начинается нашалитература… он был ее отцом, ее Петром Великим». Так определил место изначение творчества Михаила Васильевича Ломоносова для русской литературы В. Г.Белинский.
«Архангельский мужик», первый из деятелейрусской культуры завоевавший мировую известность, один из выдающихсяпросветителей и самый просвещенный человек своего времени, один из крупнейшихученых XVIII в., замечательный поэт, Ломоносов стал реформатором русскогостихосложения. Он разделил язык на «три рода речений». К первому отнесслова церковнославянские и общеупотребительные; ко второму —малоупотребительные, но известные грамотным людям; к третьему — слова живойразговорной речи. Так сложились «три штиля» русской поэзии — «высокий»,«посредственный» и «низкий». Ломоносов упорядочил употребление слов разныхстилей в зависимости от темы и жанра произведения.
Так, «Ода на день восшествия на престолимператрицы Елисаветы Петровны, 1747 года» написана «высоким штилем» ипрославляет дочь Петра I. Отдав должное добродетелям императрицы, ее «кроткомугласу», «доброму и прекрасному лику», стремлению «расширять науки», поэтзаводит речь об ее отце, которого называет «человеком, каков не слыхан был отвека». Петр I— идеал просвещенного монарха, который все силы отдает своему народу игосударству. В оде Ломоносова дается образ России с ее необъятными просторами,огромными богатствами. Так возникает тема родины и служения ей — ведущаяв творчестве Ломоносова. С этой темой тесно связана тема науки, познанияприроды. Она завершается гимном науке, призывом к юношам дерзать во славуРоссийской земли. Та-ким образом, в «Оде 1747 года» нашли выражениепросветительские идеалы поэта.
Вера в человеческий разум, стремлениепознать «тайны множества миров», дойти до сути явлений через «малый вещи знак»— это темы стихотворений «Вечернее размышление», «Случились вместе дваастронома в пиру...» и др. Для того чтобы принести стране пользу, нужно нетолько трудолюбие, но и просвещение, утверждает Ломоносов. Он пишет о «красотеи важности» учения, которое делает человека творцом, духовно активнойличностью. «Сами свой разум употребляйте», — призывает он в стихотворении«Послушайте, прошу...».
Д. И. ФОНВИЗИН
(1745—1792)
Славу Денису Ивановичу Фонвизину принеслапоставленная в 1782 г. комедия «Недоросль», над которой он работал в течениемногих лет.
Фонвизин родился и вырос в Москве, затемпереехал в Петербург, где служил в Иностранной коллегии, был дипломатом,работал со статс-секретарем И. П. Елагиным, с воспитателем будущего императораПавла IН. И. Паниным. Он горячо любил Россию, служил ее интересам, ее народу. Основусовременного ему общества — крепостничество, неограниченную власть одних людейнад другими — считал огромным злом, которое калечит души тех и других. Оченьобразованный человек, переводчик, автор стихов и басен, талантливый сатирик идраматург, в своих произведениях Фонвизин высмеивал жестокость, грубость,невежество помещиков, их лицемерие и низменные интересы.
Свою первую комедию «Бригадир» Фонвизиннаписал, когда ему было 25 лет. Молодой драматург высмеивал не только косность,бескультурье провинциального дворянства, но и его бездумное подражание всемуфранцузскому.
Комедия «Недоросль» справедливосчитается вершиной творчества Фонвизина и всей отечественной драматургии XVIII в. Сохраняя связь смировоззрением классицизма, комедия стала глубоко новаторским произведением.
Чем же комедия «Недоросль» соответствуетположениям русского классицизма? Прежде всего автор сохраняет все признаки«низкого» жанра.
В пьесе высмеиваются пороки (грубость,жестокость, глупость, необразованность, алчность), которые, по мнению автора,требуют немедленного исправления. Проблема воспитания — центральная в идеяхПросвещения, является основной и в комедии Фонвизина, что подчеркивается ееназванием. (Недоросль — молодой дворянин, подросток, получавший домашнеевоспитание.) Конкретности изображаемой действительности соответствует и языкпроизведения (одно из правил классицизма). Например, речь Простаковой: грубая вобращении к слугам («мошенник», «скот», «воровская харя» — портной Тришка;«бестия», «каналья» — нянька Ермеевна), заботливая и ласковая в разговоре ссыном Митрофанушкой («век живи, век учись, друг мой сердешный», «душенька»).«Правильный», книжный язык составляет основу речи положительных персонажей: нанем говорят Стародум, Правдин, Милон и Софья. Таким образом, речь героев как быделит персонажей на отрицательных и положительных (одно из правил классицизма).
Соблюдается в комедии и правило трехединств. Действие пьесы происходит в усадьбе госпожи Простаковой (единствоместа). Единство времени вроде бы тоже присутствует. Единство действияпредполагает подчинение действия пьесы авторской задаче, в данном случае —решение проблемы истинного воспитания. В комедии непросвещенные (Простакова,Скотинин, Простаков, Митрофанушка) противопоставлены образованным (Стародум,Софья, Правдин, Милон) персонажам.
Наэтом следование традициям классицизма завершается. В чем же проявилосьноваторство комедии? Для Фонвизина, в отличие от классицистов, было важно непросто поставить проблему воспитания, но и показать, как обстоятельства (условия)влияют на формирование характера личности. Это существенно отличаеткомедию от произведений классицизма. В «Недоросле» были заложены основы реалистическогоотражения действительности в русской художественной литературе. Авторвоспроизводит атмосферу помещичьего произвола, разоблачает жадность ижестокость Простаковых, безнаказанность и невежество Скотин иных. В своейкомедии о воспитании он поднимает проблему крепостного права, его растлевающеговлияния и на народ, и на дворян.
В отличие от произведений классицизма, гдедействие развивалось в соответствии с решением одной проблемы, «Недоросль» —произведение многотемное. Его основные проблемы тесно связаны друг сдругом: проблема воспитания — с проблемами крепостного права и государственнойвласти. Для разоблачения пороков автор использует такие приемы, как говорящиефамилии, саморазоблачение отрицательных персонажей, тонкую иронию со стороны положительныхгероев. В уста положительных героев Фонвизин вкладывает критику «развращенноговека», бездельников-вельмож и невежественных помещиков. Тема служенияотечеству, торжества справедливости также проведена через положительные образы.
Нарицательный смысл фамилии Стародума(любимого героя Фонвизина) подчеркивает его приверженность идеалам старых,петровских времен. Монологи Стародума направлены (в соответствии с традициейклассицизма) на воспитание власть имущих, в том числе императрицы. Таким образом,охват действительности в комедии необычайно широк по сравнению со строгоклассицистическими произведениями.
Новаторской является и система образов комедии.Действующие лица, правда, традиционно делятся на положительных и отрицательных.Но Фонвизин выходит за рамки классицизма, вводя в пьесу героев из низшегосословия. Это крепостные, холопы (Еремеевна, Тришка, учителя Кутейкин иЦыфиркин).
Новым была и попытка Фонвизина дать хотябы краткую предысторию персонажей, раскрыть разные грани характеровнекоторых из них. Так, злобная, жестокая крепостница Простакова в финалестановится несчастной матерью, отвергнутой собственным сыном. Она даже вызываетнаше сочувствие.
Новаторство Фонвизина проявилось и всоздании речи персонажей. Она ярко индивидуализирована и служитсредством их характеристики. Таким образом, формально следуя правиламклассицизма, комедия Фонвизина оказывается глубоко новаторским произведением.Это была первая социально-политическая комедия на русской сцене, а Фонвизин —первый драматург, представивший не предписанный законами классицизма персонаж,а живой человеческий образ.
А. Н. РАДИЩЕВ
(1749—1802)
Александр Николаевич Радищев родился всемье саратовского помещика, получил блестящее образование сначала в Пажескомкорпусе, в Петербурге, затем — в Лейпцигском университете. Еще в юности Радищевопределил главной целью своей жизни служение на благо Отечества. Будучичиновником Коммерц-коллегии, а затем заместителем управляющего Петербургскойтаможни, он проявил себя, по отзывам современников, талантливым юристом, смелыми неподкупным человеком. В то же время Радищев занимался и литературнымтворчеством. Он написал «Житие Федора Ушакова», «Беседу о том, что есть сынОтечества», оду «Вольность». В своих произведениях писатель выступал против самодержавия(«самодержавство есть наипротивнейшее человеческому естеству состояние»),пытался ответить на вопрос, каким должен быть истинный гражданин, какиеобстоятельства способствуют, а какие мешают воспитанию подлинного патриота.Логическим и художественным завершением литературного творчества Радищева стало«Путешествие из Петербурга в Москву» — книга о современной писателю России, оположении ее народа, о его будущем.
Последовательно и с яркой художественнойвыразительностью Радищев проводит в этом произведении мысль о том, чтоосвобождение российского народа от самодержавия и крепостничества неминуемо ипроизойдет оно революционным путем. Такое утверждение о необходимости полногоизменения общественного устройства впервые звучало в русской литературе. ЕкатеринаII написала на полях книги:«Бунтовщик, хуже Пугачева».
«Путешествиеиз Петербурга в Москву» было запрещено со времени выхода (1790) до 1905 г. А. Н. Радищев был сослан в Сибирь. Ему было разрешено вернуться в Петербург только черездесять лет, с воцарением Александра I (1801). Бывший опальный писатель и талантливыйюрист был даже допущен к работе в Комиссии по составлению законов, где онпытался реализовать свои демократические взгляды. Осознав невозможностьосуществления своих идеалов на практике, А. Н. Радищев покончил жизньсамоубийством, приняв яд.
«Путешествие из Петербурга в Москву».
В эпиграфе к «Путешествию...» — «Чудище обло,озорно, огромно, стозевно и лаяй» — Радищев определяет главного врага, главнуюбеду России и русского народа — самодержавие и связанное с ним крепостничество.Большинство глав этого произведения посвящено разоблачению сущности этого«чудища», его жестокости и бесчеловечности, развращающих души людей, разоряющихстрану. Писатель рисует картины беззакония и неимоверной эксплуатации, которойподвергаются крестьяне. «Истинное лицо» единовластия (самодержавия) Радищеввыявляет в сатирическом «сне» (глава «Спасская По-лесть»), показываяпротивозаконность и антинародность любой монархии.
Размышляя над тем, как избавить страну от«чудища» — самодержавия и крепостничества, писатель приходит к выводу, что ниотдельные «гуманные» помещики, ни «бесплодное сочувствие» к порабощеннымкрестьянам не могут изменить ситуацию. Положение российского народа так тяжело,что «свободы ожидать должно от самой тяжести порабощения». Радищев пишет оправе человека на борьбу за свою свободу, о неизбежности народной революции.Главным героем «Путешествия...» является русский народ, крестьяне (крепостные впервую очередь). И они — не вызывающие жалость «жертвы», а люди высокихморальных качеств, талантливые, с чувством собственного достоинства. И хотяРадищев не идеализирует народ и говорит о растлевающем влиянии крепостногоправа и на помещиков, и на крестьян, которые зачастую превращаются в рабов и поположению, и по духу, в целом образы крестьян в «Путешествии...» контрастныобразам помещиков. Нравственную чистоту и физическое здоровье людей из народаРадищев противопоставляет моральной и физической деградации дворян, и этотхудожественный прием тоже служит задаче разоблачения «чудища».
Говоря о русском национальном характере,писатель подчеркивает не «покорность», которая так ценилась официальнымивластями, а «порывистость, отвагу, невоплощенные таланты и возможности русскогонарода. Радищев уверен, что, когда изменятся обстоятельства жизни народа, изего рядов выйдет много талантливых людей, которые окажут большое влияние на«историю российскую». Поэтому логическим завершением «Путешествия...» является«Слово о Ломоносове», где выражается уверенность автора в великом будущемРоссии и ее народа. «Путешествие из Петербурга в Москву» изложено в формезаписок путешественника, куда искусно введены произведения других жанров:сатирический «сон» (глава «Спасская Полесть»), ода «Вольность»,публицистические статьи (например, «… О происхождении цензуры», глава«Торжок»). Такая форма художественного произведения была новаторской длярусской литературы XVIII в. и давала Радищеву возможность глубоко и многоплановорассказать об общественной и духовной жизни нации.
Радищев наметил пути развития литературногоязыка. Писатель использовал все лексические пласты русского языка отславянизмов до просторечия в зависимости от предмета повествования. В«Путешествии...» присутствуют:
высокая лексика,славянизмы, которые служат и для достижения патетичности звучания («звериалчные, пиявицы ненасытные!»), и как сатирический прием несоответствия:«Блаженны… имеющие внешность, к благоговению всех влекущую»;
сентиментальные фразы, например, «легкаяпелена печали», «душу он имел очень чувствительную и сердце человеколюбивое»;
просторечия, пословицы,поговорки, такие как «повороти оглобли», «рот разинул до ушей», «всяк пляшет,да не как скоморох».
Радищев в своем повествованиируководствуется не только рассудком, но и чувством. Он эмоционален, открытосочувствует и негодует: «Страшись, помещик жестокосердный!» Писатель стремилсясоздать новый гражданский стиль литературы, объединивший общественное звучаниеи проявление личности конкретного автора. Но органичность стиля не была имдостигнута, была лишь намечена тенденция. «Путешествие из Петербурга в Москву»излишне архаично, перегружено словами «высокого» стиля. Задача гармоническогосочетания пафоса, иронии и лирического начала нашла блестящее решение и воплощениев поэме Н. В. Гоголя « Мертвые души ».


Не сдавайте скачаную работу преподавателю!
Данный реферат Вы можете использовать для подготовки курсовых проектов.

Поделись с друзьями, за репост + 100 мильонов к студенческой карме :

Пишем реферат самостоятельно:
! Как писать рефераты
Практические рекомендации по написанию студенческих рефератов.
! План реферата Краткий список разделов, отражающий структура и порядок работы над будующим рефератом.
! Введение реферата Вводная часть работы, в которой отражается цель и обозначается список задач.
! Заключение реферата В заключении подводятся итоги, описывается была ли достигнута поставленная цель, каковы результаты.
! Оформление рефератов Методические рекомендации по грамотному оформлению работы по ГОСТ.

Читайте также:
Виды рефератов Какими бывают рефераты по своему назначению и структуре.