Реферат по предмету "Литература : зарубежная"


Лирика любви в творчестве С.А. Есенина

Муниципальноеобщеобразовательное учреждение
Средняяобщеобразовательная школа
п. ЛеснойВерхнекамского района Кировской области
Экзаменационныйреферат.
Лирика любвив творчестве С. А. Есенина.
ВыполнилаСмотрина Анастасия Александровна
ученица 9класса
Научный руководитель
ГончароваЛюдмила Васильевна
Учительлитературы
2009

Введение
Я выбрала эту тему,потому что мне нравятся стихи Есенина, особенно его песни. Они мелодичные,задумчивые.Актуальность: Предстоящий юбилей Есенина
Объект исследования: Поэзия XX века
Предмет исследования: Любовная лирика
Проблема: Известно, что Сергей Есенин — знаменитый поэт. Любовная лирика Есенина посвящена определенным женщинам. Ктоявляется прототипом любовных стихотворений Есенина?
Тема: Лирика любви в творчестве С. А. Есенина
Цель: Изучить кому посвящена любовнаялирика Есенина
Задачи:
1) Изучить историюсоздания стихотворений
2) Проанализироватьстихи
Гипотеза: Если любовная лирика Есенина волнуетнас до сих пор, то, наверно, она посвящена определенным женщинам, следовательно,у неё есть прототипы героинь.

Лирика любви втворчестве С. А. Есенина
 
… Сергей Есенин нестолько человек, сколько орган,
Созданный природойисключительно для поэзии,
Для выражениянеисчерпаемой «печали полей»,
Любви ко всему живому вмире и милосердия,
Которое – более всегоиного – заслужено человеком.
                                                (МаксимГорький)
Сергея АлександровичаЕсенина представлять, кажется, не надо – это самый читаемый в России поэт.Современники отмечали необычайно стремительное вхождение его в литературу,всеобщее признание.
Назым Хикмет: «Есенин – один из величайших поэтовмира, один из честнейших поэтов мира… – Мы должны учиться у него честности,ничего не скрывая от Родины». [5, с. 353]
Павло Тычина:«Прошли годы, но и сейчас не угасла притягательнаясила есенинского слова». [5, с. 13]
Сергей Есенин 1924: «Прежде всего, я люблю выявлениеорганического. Искусство для меня не затейливость узоров, а самое необходимоеслово того языка, которым я хочу себя выразить».[9, с. 367]
Прочитаем егоавтобиографию, написанную им незадолго до смерти в октябре 1925 года («Осебе»). Есенин настолько «свой», что нам кажется, что о нем-то мы все знаем. Ивсе же этот человек за свою очень короткую жизнь оставил литературное наследие,которое содержит, как оказывается, еще много загадок. В самом звучании егофамилии есть что-то природное, лесное, весеннее – и никаких псевдонимов, стольпопулярных в его время, не понадобилось.
Сколько критиковтолковало о загадке редчайшей популярности Есенина, а, собственно, загадки-то ине было. Талант душевной распахнутости, искренности, обаяния природа соединилав одном человеке с поразительным даром слышать музыку времени, чувствоватькрасоту мира, жить, «волнуясь сердцем и стихом».
Ему на роду была написанасудьба поэта. Чуткие к песенному слову люди понимали это с первого жезнакомства с его стихами.
Василий Федоровсчитал:«О поэтах, как о реках, надо судить,когда они в своих берегах. Иная речка весной так разольется, что кажетсянеобозримо широкой, непостижимо глубокой, а спадет полая вода – и нет могучейреки. Ее уже можно перейти вброд, не замочив подвернутых брюк. Благо, если оначиста и на ее неглубоком дне водятся шустрые пескари.
Иное – Сергей Есенин. Оногромен в своих берегах. К тому же берега его поэзии в нашем понимании раздвигаются,а русло углубляется. И дело тут не только в том, что мы находим новые материалы– стихи, письма, документы, обогащающие наши представления о нем. Прибыль идетот всего наследия, от всего того, что мы знали и раньше. Кажется в стихах еговсе ясно. Как говорят, черным по белому писано. Но за этой ясностью, как и заясностью стихов Лермонтова, есть загадка. Загадочен источник чувств, ихглубина, а значит, и сами стихи».[5, с. 19]
Алексей Прасоловсказал: «Да, СергейЕсенин – живое, обнаженное русское чувство. Не хочется говорить оегопоэзии как о «явлении в литературе», как о «вкладе в золотой ее фонд» и т. д.Оставляем эти термины и понятия тем, кто породил их. А себе берем самогоЕсенина, как он есть. К одним поэтам мы приходим в определенном возрасте.Есенин приходит сам, приходит естественно и захватывающе, как и подобаетчувству. Причем, не глядя на ваш возраст». [5, с. 34]
Да! Время работает наЕсенина.
Ныне мы справедливоговорим о Сергее Есенине как гениальном поэте XX века.
Гениальный поэт всегданароден и современен. Каких бы сторон его творчества мы ни коснулись, к какимбы его стихам и поэмам не обратились.
Сколько в стихах самогосокровенного, есенинского, лично пережитого поэтом, и одновременно, сколькообщечеловеческой доброты и сердечного тепла, которого ныне так явно не хватаетна нашей планете.
Стихи Есенина кровноблизки нам, нашему времени. Они затрагивают самые коренные, истинно глобальныепроблемы нашего времени. Каких бы глубинных вопросов современной народнойжизни, сегодняшней действительности мы ни коснулись, мы убеждаемся, что омногих из нас мучительно думал, размышлял Есенин, тревожно вглядываясь сосветлой надеждой и верой в будущее России.
Неодолимо движениевремени. Одно поколение сменяет другое. Русь советская, разворачиваяперестройку, готовится вступить в XXI век...
Движется, живёт по своимзаконам мир поэзии – Вселенная души человечества. Беспрерывно нарождаются ивспыхивают в этом чудесном мире новые поэтические звезды и звездочки. Однисгорают и навсегда затухают ещё при жизни их «хозяина», свет души от другихдоходит к нам на протяжении десятилетий, и лишь немногие, очень немногиесогревают народную «живую душу» в веках, разгораясь со временем всё ярче иярче. Имя одной из таких прекраснейших лучезарных звезд в бессмертномпоэтическом созвездии России – Сергей Есенин. Оно – вечно...
Душа поэта знала взлеты ипадения, тихую и смертельную тоску, тепло дружбы и горечь разочарований… «Быля весь – как запущенный сад», — вспоминал он пережитое. Его нередко посещали усталость,подавленное настроение. И тогда рождались стихи, полные неизбывной боли,сожаления о напрасно растраченной молодости, чувства одиночества...
Глубочайшим лиризмомпронизаны его стихи о любви к женщине. Любовь пылкая, безоглядная, любовь,помогающая познать всю полноту и прелесть жизни, нашла в Есенине певцастрастного и вдохновенного. Многие его стихи охвачены «голубым пожаром», вкотором не только живая горячая боль, но и очищающий душу огонь, «светлаятайна».
С самых ранних стихов влирике Есенина – тема любви. Первоначально она звучала в произведенияхфольклорно-поэтического, иногда стилизаторского характера, например «Подражаниепесне». (Приложение 6)
Здесь стилизованы всеэлементы стиха, и авторское «я» неизбежно воспринимается как традиционное «я»народной лирической песни.
О любви Есенин пишет ужев самых ранних своих стихах («Подражание песне», «Ты поила коня из горстей вповоду...», 1910). Любовь к женщине – лишь акцент проявлении чувства ко всемуземному, любимая часто представляется в образе природы: «Зацелую допьяна,изомну, как цвет», а природа – олицетворена: «Выткался на озере алый цвет зари»(1919); «Зеленая прическа,/ Девическая грудь,/ О тонкая березка,/ Чтозагляделась в пруд?». Любовью пронизана вся природа: «В цветах любви весна –царевна/ По роще косы расплела… И я, как страстная фиалка,/ Хочу любить,любить весну» («Чары», 1913-1915).
В 1916 году молодой поэтнаписал маленькую поэму «Мечта» и дал ей многозначительный подзаголовок «Стихио любви».
В поэме он изобразилидеальный образ, который притягивает его к себе не телесной статью, нечувственностью, а именно душевной красотой и какой-то неотмирной духовностью...
Тихий отрок, чувствующийкротко,
Голубей целующий в уста,-
Тонкий стан смедлительной походкой
Я любил в тебе, моямечта.
Он влюблен в этот образ,как пушкинский рыцарь в святую Деву; он для него нечто более значительное,нежели Прекрасная дама для Александра Блока.
Ты шепнула, заслонясьрукою:
«Посмотри же, как ямолода.
Это жизнь тебя пугаламною,
Я же вся как воздух ивода».
Для Есенина такой образЖизни, в которой есть место светлым чувствам – и нет места темным страстям. Икогда он пишет: «Была ты песня и мечта» или «Но она мне как песня была», — понимаешь, что самые светлые воспоминания жили в душе поэта о тех женщинах,которых он любил, но которые ласково говорили ему «Нет» («Но девушка в белойнакидке сказала мне ласково «Нет»). Именно образ такой женщины, приблизившийсяк нему и удалившейся от него, оставался для поэта «мечтой» и «песней».
Мечтой о любви согретымногие строки ранних стихов Есенина. Чист, непосредственен образ лирическогогероя этих стихов. Ничто пока не омрачает его взора, «васильками светится» егосердце. Таинственно влечет и манит его девичья красота. Он озорно грозитсясинеокой красавице сорвать фату и увести «под склоны вплоть до маковой зари».
Далеко не все этистихотворения художественно совершенны и самостоятельны. Есть среди них стихи,написанные с явным подражанием Кольцову («Темна ноченька, не спится...»,«Хороша была Танюша, краше не было в селе...»). Есть стихи, навеянныепесенными, народными мотивами («Подражание песне», «Под венком леснойромашки...»), лирически поэтизирующими деревенскую любовь. «Он, помню, — замечает один из современников поэта, — рассказывал… какая бывает любовь вдеревне, лирически ее идеализируя. Тут было дело не в личных признаниях… Этатема была только поводом вспомнить о рязанских девушках и природе. Ему хотелосьукрасть этим лиризмом самые родные ему и навсегда любимые предметы, образы,пейзажи в глазах тех, кто не может знать их так, как он».
Одним из первыхстихотворений, где явственно обозначался самостоятельный подход молодого поэтак лирической теме, было «Выткался на озере алый цвет зари...»
Это стихотворение,написанное юным поэтом, которому к тому времени едва ли исполнилось шестнадцатьлет, по-настоящему есенинское. В нем отчетливо проявилось столь характерное дляпоэзии Есенина в дальнейшем «буйство глаз и половодье чувств».
Это – трепетное,эмоциональное стихотворение о любви-мечте. В художественном плане оносамостоятельно, новаторски дерзко, первично. Ныне оно, по праву, стало одним излюбимых в народе произведений.
В стихах о любви,относящихся к 1918-1919 годам, обозначились уже чисто есенинские мотивы,сливающие воедино поэзию любви с поэзией природы, передающие высокуюодухотворенность чувства и его целомудренность. Таково стихотворение «Зеленаяприческа...», построенное на сравнении девушки с тонкой, заглядевшейся в прудберезкой, ее кос – с ветвями, пронизанными лунным гребешком; далее следуетрассказ самой березки о том, как однажды, звездной ночью, к ней подошел пастух.
Один из ближайших друзейпоэта, литератор Георгий Устинов, недаром писал, что элементы эротикисовершенно отсутствовали в стихах Есенина. «“Были, впрочем, такие элементы, — добавляет он, — но совершенно целомудренного, я бы сказал детски целомудренногохарактера, вроде: „Отрок-ветер по самые плечи заголил на березке подол” или отой же березке и о пастушке: „За голые колени он обнимал ее”...» В таком духе,вероятно, должна была быть выдержана задуманная Есениным в начале 1918 года (нонеосуществленная) книга «Стихи о любви».
Давно замечено, чточистое счастье любви поэт испытывал, когда эта любовь была взаимной, но как бынесостоявшейся; когда она останавливалась на высшей духовной точке тянущихсядруг к другу душ; когда оставалась невоплощенной в её земные формы. Именнотакая любовь рождала самые светлые страницы есенинской лирики, именно жаждатакой бестелесной, не материальной, не плотской любви, вечно длящейся, не оставлялаего на протяжении всей жизни… Основная загадка есенинской любовной лирики,может быть, и кроется в том, что при всей своей разгульной жизни, при всем«хулиганстве», при всем том, что много девушек он «перещупал, много женщин вуглах прижимал», — поэт не отдал темным страстям свою юношескую мечту обидеальном женском образе, созданном в самых целомудренных глубинах души. Дойтидо черты – но не переступить её, ибо… «если тронуть страсти в человеке, то,конечно, правды не найдешь».
Спасая этот внутреннийсвет, Есенин выработал свою философию понимания человека. Человек для него — неизбежноевместилище тьмы и света, дьявольского и божественного, плотского и духовного…Время от времени отвращение к плотскому у поэта становилось почти манией, почтиболезненным чувством. Все плотское, «низшее» для него как бы гнездилось вчеловеческом сердце, а все высокое, светлое, светящееся он воплощал вчеловеческом лике, окаймленном золотистым светом, носящем приметы образа Божия.Потому-то Есенин и влюблен во всё то, что ассоциируется с золотым и золотистым:«голова ты моя золотая», «куст волос золотистый вянет», «золотая роза». Асердце? «Глупое сердце», «озлобленное сердце», «поганое сердце», «сердцесобачье моё, я на тебя, как на вора, спрятал в рукав лезвиё...» «Я всегдахотел, чтоб сердце меньше билось в чувствах, легких и простых...»
Среди малоизвестныхстихотворений Есенина есть одно, обращённое к царевнам, дочерям государяимператора Николая II (Приложение 6). В 1917 году Есенин служил санитаромв Царскосельском лазарете, где часто бывали императрица и её дочери. Поэт былпоражен добротой души, заботой царевен, которые стремились облегчить участьраненых. Он пророчески видел судьбу молодых царевен в багровом зареве заката.
С Анастасией, самоймладшей из царевен, прелестной, веселой красавицей, лукавой шалуньей, послесвоего выступления в лазарете Есенин беседовал. У него навсегда осталось впамяти восхищение от встречи: «Гуляли с Настенькой по саду, милое создание!»
О тех женщинах, с кемсводила его судьба, можно много рассказывать. Каждая из них неповторимо,по-своему, соприкоснулась с любовью, дружбой поэта.
Можно начать с АнютыСардановской, внучки священника, вместе с которой Есенин учился в епархиальномучилище. Юношеская влюбленность. О ней он напишет значительно позднее.
Да, было увлечение, ноАнна вышла замуж за другого и умерла при родах. У Есенина было позже многороманов, любимых и близких женщин, но к концу своей жизни он напишет поэму, и мыне усомнимся, что это – сердечная память об Анюте Сардановской. И само имягероини поэмы «Анна Снегина» звучит как-то особенно поэтично, ласково,многозначно.
Позднее Есенин писал встихотворении «Мой путь»: ( Приложение 6)
Анне Сардановской Есенинпосвятил стихотворение «За горами, за желтыми долами...»(Приложение 6),опубликованное впервые в 1916 году, и стихотворение «Зачем зовешь...»,относящееся к 1911-1912 годам.
Была ещё милая МарияБальзамова. Ей, тоскующей по деревне и деревенским девушкам, Есенин посылалписьма, полные отчаянной любви. Не исключено, что одно из лучших раннихстихотворений – «Не бродить, не мять в кустах багряных…» (Приложение 6) — посвящено впечатлениям от встречи с Маней, названной Есениным «ТургеневскойЛизой».
Ревниво и настороженноюноша оберегал свои отношения с семейством местной молодой помещицы ЛидииКашиной, несмотря на то, что она мать двоих детей, замужняя женщина, была надесять лет старше его, Есенин, несомненно, испытывал чувства более сердечные,нежели почтительные или уважительные.
В образе Анны Снегинойвоплотились и черты помещицы Лидии Кашиной, которой поэт был увлечён, дружбой скоторой дорожил. Лидия Ивановна была молодая, интересная и образованнаяженщина, владеющая несколькими иностранными языками, с широкими духовнымиинтересами. Ей было посвящено стихотворение «Зеленая прическа» (Приложение3). Поэт часто бывал в доме Кашиной, когда приезжал летом в деревню,находил там умную собеседницу, заинтересованную его творческими успехами.Возвращаясь домой, приносил букеты жасмина и сирени.
Кульминацией этогостранного и таинственного романа была, видимо, встреча Сергея Есенина с ЛидиейКашиной летом 1917 года, после того, как хозяйка усадьбы уже отдала свойдвухэтажный дом в Константинове деревенскому миру, а сама переехала жить надругую усадьбу – в Белый Яр, на луговую сторону Оки, в нескольких верстах отКонстантинова. Однажды утром Сергей сказал домашним, что уезжает на Яр сбарыней. Он вернулся лишь поздно ночью, молча взял полушубок и ушёл ночевать вамбар. Память об этом дне, о разговорах, которые он вёл с Лидией Кашиной,видимо, отразились впоследствии в поэме «Анна Снегина» (Приложение 6).Но не только в ней.
Как светлый аккорд звучитв поэме воспоминание о молодости, об ушедшей юности.
Лидия Кашина, в отличиеот героини поэмы «Анна Снегина», никуда не эмигрировала. После того, как новаявласть реквизировала у неё и усадьбу на Белом Яру, она переехала в Москву. Естьсведения, что Есенин иногда бывал у неё.
Кашина умерла от рака в1937 году (она, так же как и Есенин, была похоронена на Ваганьковскомкладбище), не оставив о Сергее Александровиче ни единой строки воспоминаний, очем приходится только сожалеть. Почти на двенадцать лет пережила она человека,в судьбе которого так много значила и для которого «как песня была», сама, бытьможет, не подозревая этого. Но мы-то знаем, что в жизни поэта Сергея Есенинаэта незаурядная женщина сыграла особую роль, и образ «девушки в белой накидке»для нас неразрывно связан с ее именем и со старым особняком, «снегинскимдомом».
А пока Есенин заполненновыми энергиями – энергиями надежд, энергиями творчества – и новым чувством кмолодой секретарше из эсеровской газеты Зинаиде Райх.
Летом 1917 года вредакции газеты «Дело народа», где печатались стихи Есенина, он познакомился сработавшей здесь Зинаидой Райх, смешливой, радостной, живой, бойкой девушкой.Она была привлекательна, женственна, нежна, поэтична.
Облик Есенина той порыпредставлял что-то неземное, нежное, васильковое. Белокурый Лель был молод,счастлив, в плену любви и словесных кружев поэзии.
Решено было венчаться.Обвенчались на родине Алексея Ганина, под Вологдой, в церкви Кирика и Иулиты.Райх хотела иметь семью, мужа, детей. Он тоже был очарован, влюблен. В томгновение они представить себе не могли, как сложиться их совместная жизнь, носчастливое время заполнилось каждому из них.
Райх была чрезвычайноинтересной и обаятельной женщиной, обладавшей в очень большой степени темнеобъяснимым качеством, которое по-русски называется «поди сюда», а на Западеизвестно под именем Sex appeal (сексапильности). Всегда она былаокружена большим кругом поклонников, многие из которых демонстрировали ей своипылкие чувства в весьма откровенной форме. Райх любила веселую и блестящуюжизнь.        
Юрий Елагин пишет: «Его страстная любовь принялаболезненный оттенок под влиянием характера и поведения Райх. Мало-помалу егоревность развилась и приняла фантастические размеры.
Он ревновал Райх ко всем,к кому только можно было ревновать, иногда даже и к женщинам»… [4, с.48]
Так что, может быть,Есенин не так уж и был не прав, когда писал в «Письме к женщине», обращаясь,по-видимому, к своей бывшей жене:(Приложение 5)
Поначалу ничего непредвещало будущей размолвки. Снимали квартиру на Литейном. Первые ссоры былинавеяны поэзией. С переездом в Москву кончились лучшие месяцы их жизни. Потухлитри окна на Литейном, тогда Есенин не придал этому значения, но впоследствииони странным образом завораживали поэта и он, проходя мимо, рыдал, ранимыйдонельзя прошлым и настоящим.
Зинаида Райх была самойлюбимой из близких Есенину женщин. Так по крайней мере не колеблясь, утверждаютродные поэта, и Зинаида Николаевна очень любила Есенина, как утверждаюточевидцы их отношений. И её, как и первого сына поэта, постигла ужасная участь.В 1939 году она была зверски убита в собственной квартире. Расстрелян был вБутырках и свидетель их свадебного путешествия вологодский поэт Алексей Ганин.
В стихах Есенина нетпрямого упоминания имени Зинаиды Николаевны, но он напишет ей стихотворение застихотворением, одно лучше другого. Например, «Письмо к женщине». Его сынКонстантин в своих воспоминаниях подтвердил сцену объяснения отца с матерью,характер и тональность разговора. И «Собака Качалова» (Приложение 1) — это тоже для Райх.
Стихотворение «Вечерчерные брови насопил…» (Приложение 6), хоть и включено поэтом в цикл«Любовь хулигана», который принято связывать с именем А.Миклашевской, всё-такипосвящено Зинаиде Николаевне.
И наконец стихотворение«Цветы мне говорят – прощай…» (Приложение 6), написанное за два месяцадо гибели поэта, обращено опять к ней.
Положение круто изменилосьв пресловутом «кабацком» цикле («Москва кабацкая»). Можно взять из него любоестихотворение, например «Сыпь, гармоника. Скука… скука...». В нем сразуощущается резкая смена интонаций, словаря, самого стиля обращения к женщине (неговоря уже о создаваемом женском образе), всей структуры и мелодики стиха.
Как будто перед намистроки другого поэта. Дергающий ритм, речитативный язык, вульгарная лексика,озлобленный цинизм – всё это ничем не напоминает той нежности, поэтичности,временами даже сказочности, которые звучали в его прежних стихах о любви. Здесьлюбовь попрана, низведена до плотского чувства, женщина обезображена, сам геройдеморализован, и его прерываемая буйством тоска лишь в самом конце сменяютсяноткой жалостливого раскаяния. («Дорогая, я плачу, прости… прости...»).
Едва ли, однако, всесодержащиеся в стихотворении выпады, вся потрясающая его эскапада грубости ицинизма должны приниматься в своем прямом и единственном смысле. Невольнонапрашивается мысль об известной нарочитости, демонстративности изображаемойпоэтом картины (и употребляемой им лексики), о том, что он как бы выставляет напоказ всю мерзость кабацкого омута, в которую он погрузился и который егоничуть не радует, не утешает, а наоборот – тяготит. Недаром в самом первом стихотворениицикла («Да! Теперь решено, без возврата...») это пристанище названо «логовомжутким», во втором («Снова пьют здесь, дерутся и плачут...») оно «чадитмертвячиной», а о развеселых его обитателях сказано «Бесшабашность им гнильюдана».
В этом «логове», какпоказывает поэт и в других стихотворениях, нет места человеческой радости, нети надежды на счастье. Любовь здесь не праздник сердца, она приносит человекугибель, она губит его, словно чума.
Так бы и потонуло всё этов пьяном угаре, в дикой музыке грубых страстей и жестоких оскорблений, если быне прорывы к чистой душевности, не пронзительные нотки раскаяния, которыеслышатся почти в каждом из звеньев «кабацкого» цикла.
Один из выдающихсясовременников поэта, Дмитрий Фурманов, писал: «“Москва кабацкая” веетужасом, но пафос тут неподдельный и лиризм».[10, с. 108]
О каком пафосе и лиризмездесь речь? О трагическом пафосе переживаний, связанных с ощущением кривизны ипорочности избранного пути, с погружением в омут, из которого вырваться нетак-то легко. Это трагическое чувство в сочетании с природной задушевностью, сисповедальной откровенностью, с неоценимым богатством таящихся в сердце «сновзолотых» и рождает ни с чем не сравнимый, чисто есенинский лиризм.
Есенин встречался собожавшей его Надеждой Вольпин и с Галиной Бениславской, когда в 1921 году вРоссии появилась прославленная актриса, танцовщица с мировым именем АйседораДункан, пылавшая революционным романтизмом, решившая открыть в Россиитанцевальную школу. Она встретилась с Есениным в мастерской художника Якулова.Поэт поразил её воображение. Зная по-русски несколько слов, она произнесла:«Ан-гел, ан-гел». Затем гладила его волосы, заглядывала в васильковые глаза, аон целовал ей руки. Два художника, оба с эмоциональными, импульсивными душами,не могли не прийти друг к другу.
Она была, бесспорно,талантливой женщиной. Кроме того, возраст брал свое. В 1921 году Айседоре былоуже 43 года.
Оба в это время былистрашно по-человечески одиноки. Есенин окончательно расстался с Зинаидой Райх.Оба они – и Дункан, и Есенин – отличались редкой широтой, душевной щедростью имотовством. И оба они были по существу бездомными людьми.
Их встреча была, чтоназывается, предрешена. С первого мгновения они ощутили не просто взаимнуюдушевную близость. Нет, это была встреча особей одной человеческой породы.
И потянулись они друг кдругу не столько как мужчина и женщина, сколько как два человека сходногодушевного склада. Каждый из них ценил в другом нечто высшее, чем собственномужское или женское...
Представлять их другдругу было не надо. С первой же секунды они не могли отвести глаз друг с друга.
Есенин читал ей стихи, иони пытались «разговаривать»… Разговаривали больше жестами и взглядами, обауверенные в том, что прекрасно друг друга поняли.
Айседора Дункан полюбилаЕсенина. В ней поэт видел талантливую, умную актрису. «В её улыбке была заря, вдвижениях тела – аромат зеленого луга», — писал Андрей Белый. Чувства ихбушевали, это была большая страсть как с его, так и с её стороны.
Нельзя не сказать ещё ободном обстоятельстве, которое толкнуло этих двух людей в объятия друг друга.
Её судьба как матери былаужасна. Ещё до встречи с Есениным её дети – мальчик и девочка – погибли вавтомобильной катастрофе. Айседора мучительно переживала их гибель, хотелапокончить с собой, стала злоупотреблять алкоголем. Вполне возможно, в любви44-летней великой танцовщицы было и материнское чувство к молодому, 26-летнемупоэту, так как она находила в нём сходство с её погибшим белокурым сыном.Весной 1922 года, зарегистрировав брак, Дункан и Есенин выехали за рубеж.
За границей написанонемного стихов, например: «Сыпь, гармоника. Скука…Скука», «Пой же, пой. Напроклятой гитаре…» (Приложение 6) и др. Но в этих стихах – боль за техрусских, кто вынужден был жить на эмигрантском берегу.
Если Айседора Дункан,помимо всего прочего увидела в Есенине сходство со своим погибшим малолетнимсыном, то для Есенина не меньшее значение имело ощущение не столько женской,сколько материнской ласки, которой ему так не хватало в детстве. И едва лислучайно то, что все женщины, оставившие глубокий след в жизни поэта, былистарше его по возрасту.
Можно ли всерьез говоритьо всех этих Женях, Ритах, Надях, Ликах, да даже и о Галине Бениславской?..После юношеского романа с Анной Сардановской Есенин подсознательно тянулся кженщинам, способным дать ему именно материнскую заботу и нежность. ЛидияКашина, Анна Изряднова, Зинаида Райх, Августа Миклашевская – все они былистарше его. Разница в возрасте Дункан и Есенина измерялась 18-ю годами.
Злую шутку играла жизнь сэтими двумя людьми.
Объясняться с АйседоройЕсенин не мог. Поговорить по душам… О чем? Каким
образом? От её ласквременами становилось тошно. А расстаться с Айседорой он всё же не мог.
«Любит меня… Чуднаякакая-то… Добрая… Славная… Да всё у неё как-то… не по-русски...»
Трагично оборвалась жизньАйседоры. Менее чем через два года после смерти Есенина Айседору Дунканзадушила ее собственная шаль, запутавшаяся в колесе прогулочного автомобиля.
Есенин за всю свою жизньлюбил только двух женщин – Айседору Дункан и Зинаиду Райх.
Нам уже известно, чтовозвращение из-за границы, разочарование буржуазной действительностью и разрывс богемой сыграли огромную роль в духовной жизни Есенина. Явственно отразилосьэто в стихах о любви, свидетельством чему является цикл «Любовь хулигана»,сложившийся у Есенина к концу 1923 года.
Поэт осуждает то, чтобыло не любовью, а дурной страстью, похмельным бредом, безоглядной,бессмысленной лихостью. Он призывает на помощь любовь возвышенную, чистую,которая рождает «слова самых нежных и кротких песен», которая воспитываетчеловека в преданности и постоянстве.
Такая любовь приносит нетолько уравновешенность и покой, она по-новому открывает мир, она помогаеттрезвым взглядом оценить дела и беды родной земли.
Цикл «Любовь хулигана»(1923, возвращение Есенина из-за границы) отмечается отречением от «кабацкого»прошлого, очищением, спасением через любовь. К лирическому герою приходитобновление. Трагический пафос, надрыв сменяется задушевностью, лиризмом, откровенностью.
Мечта о «чистой» любви –один из сквозных мотивов лирики Есенина. Сложная гамма эмоций сопровождаетстрадание, вызванное то жаждой любви, то сознанием её неосуществимости.
Ранняя золотая осень 1923года подарила Есенину встречу с женщиной, которой поэт посвятил шедеврылюбовной лирики, прекрасные лирические стихотворения: «Заметался пожарголубой...» (Приложение 4), «Дорогая, сядем рядом...»(Приложение 6),«Мне грустно на тебя смотреть...», включенные в цикл «Любовь хулигана».Сохранился поэтический сборник Есенина с подписью «Милой Августе Леонидовне совсеми чувствами, которые выражены в этой книге».
Августа ЛеонидовнаМиклашевская, актриса Камерного театра, прекрасная, нежная, красивая женщина.
Познакомила актрису сЕсениным жена Мариенгофа – Нюша Никритина. «Был август. Ранняя золотая осень.Ездили за город и там подолгу гуляли. Под ногами шуршали золотые жёлтыелистья».
Воспевал он земные чертыв облике любимой.
Ты такая ж простая, каквсе,
Как сто тысяч других вРоссии.
Знаешь ты одинокий рассвет,
Знаешь холод осени синий.
Есенина восхищает ипоражает в ней необычное...
Твой иконный и строгийлик
По часовням висел врязанях,
вызывая у поэта приливнежных чувств:
Чтил я грубость и крик вповесе,
А теперь вдруг растутслова
Самых кротких и нежных песен.
Августа Леонидовнавспоминала: «… помню, как он сидел на ковре у моих ног, держал мои руки иговорил: «Красивая, красивая… Я буду писать вам стихи...»
Поэт утверждает истинноечувство любви, радости, тепла, помогающее ему обрести душевное равновесие.
По свидетельству друзей«… какой-то умиротворённый, непривычно спокойный Есенин и Миклашевская подтонкой синеватой вуалью – зрелище блоковское.
Счастливые друзья,видевшие Есенина в пору его последней любви. Она бросает
как бы отсвет на всюпоследующую лирику Есенина».
Он оставил нампоразительную по искренности «историю болезни в исповедальных стихах, рожденных«чудным мгновением».
В 1923 году состояласьпомолвка Августы Миклашевской с Есениным, но к вечному союзу она не привела.Судьба распорядилась иначе.
В одну из редких встречна улице он сказал ей: «Прожил с вами уже всю нашу жизнь».
Августа Леонидовнанадолго пережила поэта, уйдя из жизни в 1977 году и оставив нам бесценноевоспоминание о Сергее Есенине. «Щедрый он был. Душой своей щедрый был. Мне вотбессмертие подарил… Самое лучшее качество Есенина – искренность. У него встихах душа живая бьется, плачет, радуется, смеется, озорничает… Как в жизни,так и в своих стихах выплеснулась...»
Самое яркое свидетельствоглубоких, светлых чувств и мыслей поэта вписано в изумительный цикл лирическихстихотворений «Персидские мотивы» (Приложение 6), написанных на Кавказе(1924 – 1925 гг.).
В «Персидских мотивах»любовь – не «чувственная дрожь», не «вспыльчивая связь», а теплота и нежностьесенинского сердца, высказанные в ласковых словах, обращённых к восточнойкрасавице.
«Персидские мотивы» –попытка обрести согласие с самим собой и с миром. Романтический сюжет о любвисеверянина и южанки Есенин воспринял через поэзию Пушкина и Лермонтова. Стихинаписаны на Кавказе, но на темы, сюжеты, тональность, сам образ любви повлиялаперсидская лирика. Любимая в персидской лирике превосходит своей красотой самуприроду, она исключительна.
Есенин создал образголубой и весёлой страны, которой перестала быть Россия. Ранее Россия ассоциироваласьв лирике Есенина с «голубой страной», страной – идеалом, мечтой («Голубеетнебесный песок», «В голубой купается пыли»). После революции голубой цвет почтиисчез из его лирики: «Закат обрызгал серые поля», «Принакрытые сереньким ситцем/ Этих северных бедных небес». Теперь выдуманная Персия («Голубая родинаФирдуси») соответствовала идеалу: «Хорошо бродить среди покоя/ Голубой иласковой страны». «Персидские мотивы» — противовес «Москве кабацкой».
Символом персидскойкрасоты и любви является образ розы: «Тихо розы бегут по полям...»; «Губы крозам так и тянет, тянет»; «Лепестками роза расплескалась»; «Красной розойпоцелуи веют, / Лепестками тая на губах».
Однако Персия вхудожественном воображении поэта – лишь временный покой. Одна из тем цикланостальгия по России. В любовные мотивы непременно привносится образ родины,любовь к России обостряется: «Мы в России девушек весенних / На цепи не держим,как собак»; «Как бы ни был красив Шираз, / Он не лучше рязанских раздолий»; «Тамна севере девушка тоже / На тебя она очень похожа»; «Сердцу снится странадругая».
В стихотворении «Шаганэты моя, Шаганэ...» (Приложение 2) поэт обращается к персиянке, придаваяпоэтическому образу определённые жизненные черты. В декабре 1924 года в БатумеЕсенин познакомился с армянской учительницей Шагандухт Тальян. Отношения ихбыли чистыми, душевными, целомудренными. Поэт рассказывал ей о России, родномселе, матери, сестрах, своей жизни, читал стихи. Она с волнением слушала,понимала и принимала их. Прямота, убежденность, с которой она отстаивала своивзгляды, трогали его. Шаганэ много рассказывала поэту о себе. Одиннадцати летона лишилась матери, девятнадцати – отца. Была замужем за любимым человеком, номуж умер. Шаганэ осталась с ребенком на руках. Её непростая жизнь взволновалаЕсенина. Шаганэ была ему по душе, с ней было легко, спокойно, интересно.
Душевная чистота,нравственная рассудительность предостерегали эту женщину от более близкихотношений с поэтом.
Есенин создал циклстихотворений о Шаганэ.
Нас обычно влечёт кчеловеку, похожему на того, воспоминания о котором дороги сердцу.
Вот что об этом писаладочь поэта Татьяна Есенина: «Скажу об одном стихотворении. В нем естьстрофа, где речь идет, я убеждена в этом, о Зинаиде Николаевне. Этого нельзябыло понять, пока не были опубликованы снимки. На снимке в анфас ШаганэНерсесовна удивительно похожа на Зинаиду Николаевну». [11, с.4]
Есенин и Шаганэрасстались в феврале 1925 года, сохранив в сердцах добрые воспоминания. Черездва месяца поэт вернулся в Москву.
«Персидские мотивы» — одно из лучших созданий Есенина, а «Шаганэ...» — одно из лучших стихотворенийцикла. Музыкальная композиция придает ему особое очарование и делает еще болеевыразительной сложную игру чувств и мыслей.
«Шаганэ...» — единственныйвенок строф у Есенина и едва ли не единственный такой в русской поэзии.
Стихотворения конца 1925года (вскоре Есенин погибнет) проникнуты грустью, разочарованием, ностальгиейпо утраченному счастью.
Поэзия Есенина, как и егокороткая жизнь, поражает нас своей обнаженной искренностью, обостренной тоскойчувств, поведавшей нам о том, что омрачало, волновало, радовало его душу.
Кто из нас не находил вего стихах близкое сердцу чувство или верное слово для выражения собственныхпереживаний!
Поэзия, как и душа поэта,нежна, светла, полна неисчерпаемой любви ко всему живому в мире, чтобы каждойстрочкой серебряных нитей стихов звенеть «в человечьем саду».
Он и в этом высоком небе,растворившем в себе синеву есенинских глаз, и в нежном шелесте увядших трав, золотистых,как его волосы, и в скороговорке ручья, озорной и звонкой, как голос его...

Заключение
Есенин, обладая высокимпоэтическим талантом и приятной наружностью, любил и был любим. Женщины,которых встретил на своем пути поэт, вдохновляли его на создание новыхпоэтических шедевров.
Тема любви является однойиз центральных тем в творчестве С. А. Есенина. У многих стихотворений,посвященных теме любви, есть свои прототипы. Именно они вдохновляли поэта насоздание поэтических шедевров. Стихи поэта мелодичны, поэтому многие из нихстали песнями. И эта вторая жизнь лирики поэта стала частью нашей жизни.Интерес к поэзии Есенина, к его любовной лирике не угасает. Читая стихи олюбви, мы становимся духовно богаче, учимся бережнее относиться к этому святомучувству.
В ходе исследования былидостигнуты цели и решены задачи. Гипотеза, которая была приведена выше,подтвердилась.
Работа над этой темойбудет продолжена. Намечаются новые задачи и проблемы.

Библиографическийсписок
1. БашковВ. П. Путешествие на родину Сергея Есенина [текст] / В. П. Башков, — М.;Просвещение, 1991 – 159с.
2. ЕгороваН. В. Поурочные разработки по русской литературе [текст] / Н. В. Егорова, — М.;Вако, 2005 – 365с.
3. КошечкинС. Сергей Есенин Стихотворения и поэмы [текст] / С. Кошечкин, — М.; Молодаягвардия, 1989 – 192с.
4. КуняевС. Роман-газета Сергей Есенин [текст] / С. Куняев, — М.; Народный журнал, 1996– 144с.
5. ЛесневскийС. С. В мире Есенина Сборник статей [текст] / С. С. Лесневский, — М.; Советскийписатель, 1986 – 656с.
6. МарченкоА. М. Есенин С. А. Стихотворения Поэмы [текст] / А. М. Марченко, — М.; Дрофа:Вече, 2002 – 336с.
7. ПрокушевЮ. Л. Колыбель поэзии [текст] / Ю. Л. Прокушев, — М.; Просвещение, 1982 – 175с.
8. ПрокушевЮ. Л. Сергей Есенин Собрание сочинений в двух томах Том 1 [текст] / Ю. Л.Прокушев, — М.; Советская Россия: Современник, 1990 – 480с.
9. ПрокушевЮ. Л. Сергей Есенин Собрание сочинений в трёх томах Том 3 [текст] / Ю. Л.Прокушев, — М.; Правда, 1983 – 416с.
10.  Эвентов И. С. СергейЕсенин Биография писателя [текст] / И. С. Эвентов, — М.; Просвещение, 1987 –159с.
11.  Клубный вестник СергейЕсенин [текст] / — М.; 2002


Не сдавайте скачаную работу преподавателю!
Данный реферат Вы можете использовать для подготовки курсовых проектов.

Поделись с друзьями, за репост + 100 мильонов к студенческой карме :

Пишем реферат самостоятельно:
! Как писать рефераты
Практические рекомендации по написанию студенческих рефератов.
! План реферата Краткий список разделов, отражающий структура и порядок работы над будующим рефератом.
! Введение реферата Вводная часть работы, в которой отражается цель и обозначается список задач.
! Заключение реферата В заключении подводятся итоги, описывается была ли достигнута поставленная цель, каковы результаты.
! Оформление рефератов Методические рекомендации по грамотному оформлению работы по ГОСТ.

Читайте также:
Виды рефератов Какими бывают рефераты по своему назначению и структуре.