Реферат по предмету "Литература : зарубежная"


Детские произведения К.И. Чуковского и В.В. Маяковского

КОНТРОЛЬНАЯ РАБОТА
по детской литературе
Детские произведения К.И.Чуковского и В.В. Маяковского
Орел 2007

1. КнигаК.И. Чуковского «От двух до пяти», ее содержание и научная ценность
«От двух допяти» К.И. Чуковского – это книга, которую будут читать и перечитывать, доколесуществует на свете род человеческий. Доколе будут сменяться и чередоватьсяпоколения, доколе не разучатся глядеть друг на друга со вниманием и интересом.
«От двух допяти» — это зеркало, в которое вглядываются кто пристально, а кто мимоходом, новсе-таки вглядываются – сначала матери и отцы тех, кому от двух до пяти, азатем и подросшие герои книги, у которых появляются свои дети. Взгляды в этозеркало чередуются – сначала мы, а потом они. Сначала, вглядываясь, мы учимсяпонимать другой – детский – мир, а потом глядим, чтобы вспомнить и вспоминать онем.
«От двух допяти» — кусочки смальты из начинающейся жизненной мозаики, складывающиеся затемв такие узоры, о которых пытаются задумываться те, кому от двадцати допятидесяти. Именно в этом главная притягательность книги К.И. Чуковского. Вэтом причина ее не умирания.
Инымисловами, эта книга о нашем возвращение к самим себе. Но не только: «От двух допяти» — веселый и талантливый учебник детоведения. И, пожалуй, единственный.
Он можетнаучить не всему, но главному – это несомненно. Научить внимательному, бережномуотношению к картинам, наплывающим из зазеркального мира детства. К его правилами причудам. Непривычным и не схожим с нашими, взрослыми, правилами и причудами.К заинтересованности жителей этого мира во всех и всем. К неподобию их и нас. Ктому неподобию, которое мы так быстро теряем и потом никогда не находим. И,наверное, жалеем об этом. К той игре, в которой и вещи, и люди, и словаравноценны и в равной мере заменимы. В которой все может стать всем. И всеживет, а если и умирает, то возвращается. В которой каждая минута – вечность,но разная изменяющаяся.
Но это такжеи слово о словах – слово о творчестве в том мире, которому не перестаемудивляться, когда читаем «От двух до пяти». В творчестве словесном и в тожевремя миропостигающем. Стремящемся через игру понять себя, мир и других людей.И ту увлекательную игрушку, которая зовется языком. Он интересен и загадочен,скрытен и не предсказуем. Щедр на сюрпризы и подарки не теряется и ненадоедает. Всегда в тебе и вокруг тебя.
Рассказы К.И.Чуковского о детском словотворчестве увлекательны не только из-за этого. Егослово о словах одна из первых попыток разобраться в тайнах творчества, понять,когда и почему мы бываем талантливы и когда и почему перестаем такими быть.Понять: кто виноват в этом? Если не кто, то что? Найти отгадку вечноготворчества и поделиться ею со всеми. Научить взрослых осторожному отношению кдетскому бескорыстному удивлению перед словом и ненавязчиво убедить их вценности словесных игр от двух до пяти. И не только потому, что небрежение иневнимание губительны сами по себе: они еще и знаки, указывающие наневсамделишность словесного мира, в котором живут дети, и тех правил которыеони вывели из него, на неравноправность и второсортность — по сравнению совзрослыми – их, детских, интересов и занятий.
Когда детипривыкают к такому отношению взрослых – тогда и кончается любое творчество.
Детскийсловотворческий и смыслотворческий мир не могут не интересовать его как поэта ипереводчика. Он искал в нем, — может быть, и не осознанно – ответы на вопросы,мучающие нас до сих пор: в чем секрет поэзии? В чем ее сила? Как отличить стихиот поэзии? В чем различие между поэтом и стиходелом? Можно ли свой опытпередать другим?
К.И.Чуковский предугадал то, что лишь недавно доказано экспериментально: звукиоцениваются нами как мягкие и холодные, острые и горячие, звуки соотнесены сцветовой гаммой (синий, темно-лиловый, густо-красный, белый, желто-зеленый), азвук, цвет и смысл составляют триединство, лежащее в основе поэтической (аможет быть, и прозаической) речи.
Книга КорнеяИвановича Чуковского – это книга о душе ребенка. О той деликатной материи,сутью и формой которой были озабочены еще древнеиндийские педагоги. Это – слово– и первое!- против авторитарной педагогики — педагогики уравнивания, выравниванияи муштровки – и за педагогику – доверительную: за равные права (мы с тобой изодной стаи!) взрослого и ребенка, за равноценность их сознания,равноответственность взрослого и ребенка друг перед другом, за уникальностькаждого из них.
К.И. Чуковскийпоказал, что в дошкольном детстве ребенок обладает повышенной чувствительностьюк языку, к смысловой, звуковой стороне речи. Эта чувствительность проявляется влегкости, с которой ребенок запоминает слова, их звучание и значение, осваиваетнормы и правила грамматики, в тонкости анализа смысла и формы слова, а также вособом, лингвистическом (познавательном) отношение к языку, интересе к словам,звукам, рифмам.
Малышначинает также играть со ловом, как он это делает с предметами и игрушками.
Языковая игра– игра мыслями, словами, звуками, рифмами – гениальное открытие К.И.Чуковского. Яркие внешние проявления языковой игры, экспериментирования в сфереязыка: феномены рифмотворчества, создания песенок-шумелок (экикики), переборыграмматических форм и словотворений (сплим, сплям, сплюм; зажигата, зажгина,зажгена), перевертыши (обратная координация вещей) – собраны в этой книге.
К.И.Чуковский открыл и описал специфически детский способ ориентировки в языковойматерии и духе языка. И он удивительно точно подмечал, что ребенок, который вдошкольном возрасте не создавал ползуков, кружинок, тормозил, улиционеров,никогда не станет подлинным хозяином своего языка. Он никогда не уставалотстаивать право ребенка и на эксперимент в языке, и на радость, и на смех.
К.И.Чуковский присоединил свой голос к тем ученым, которые видели в детскихвопросах о словах, в этимологиях проявление сознательного отношения к языку иречи. Дальнейшие исследования подтвердили, что элементарное осознание языковойдействительности – обязательная предпосылка успешного, полноценного овладенияязыком и речью. Только осознает ребенок язык в специфически детских формах.Чуковский отстаивал за ребенком право на творчество, он не переставалудивляться созидательным возможностям детей, сравнивая их достижения и самспособ словесного творчества с работой художников слова. Ребенок действует врамках языка, не изобретая, а лишь заново открывая его для себя.
К.И.Чуковский очень точно подметил возраст (от двух до пяти), когда творчестворебенка особенно искрометно. Хотя и более старшие дети не чужды играм в сфереязыка и речи, однако они никогда больше не бывают такими смелыми,непосредственными, а может быть, и уникальными.
Их творчестворазворачивается на фоне недостаточной усвоенности существующих в области языказаконов. Оно направлено, прежде всего, на познание, освоение, моделированиесуществующих связей и отношений в окружающем ребенка мире звуков, цветов, вещейи людей. Причем, как показали исследования именно недостаточная осведомленностьмалыша, побуждает его к поиску вариантов, к созиданию нового.
К.И.Чуковский бережно и, можно сказать, восторженно относился к детским логическимошибкам. Детские речения не могут не вызвать улыбки. Смешное и серьезное рядом.Психологи считают, что именно такие нечеткие, неясные, противоречивые знания,которые описаны К.И. Чуковским, побуждают ребенка к поиску, размышлению, даютразвивающий эффект. Они создают как бы зону ближайшего развития, точнее –саморазвития.
Возраст отдвух до пяти характеризуется большой открытостью, доверчивостью ребенка. Встаршем дошкольном возрасте происходят значительные изменения в личностномразвитии. Ребенок теряет свою непосредственность. В школьные годы осваиваютсяиные средства ориентировки в языке. Этап овладения сменяется этапом владенияязыка.
Автор «Отдвух до пяти» дает советы родителям, как им относится к детскомусловотворчеству, к речевым ошибкам.
Дошкольнаялингводидактика (методика обучения языку и развития речи) представляет собойсейчас серьезную область научного знания. И эти знания в большой мереосновываются на идеях К.И. Чуковского о творческой природе языка и речи, обольших потенциальных возможностях детей, их обостренном внимании к смыслу извучанию слова, к грамматической форме. Основываясь на идеях К.И. Чуковского,педагоги-исследователи, методисты, воспитатели разработали замечательные игрыпо ознакомлению детей со звучащим словом, воспитывающие у них особое,лингвистическое отношение к языку и речи, языковое чутье.
2. Идейнаясущность и воспитательное значение произведений В.В. Маяковского для детей
Когда В.В. Маяковский(1893-1930) организовал свою литературную выставку «Двадцать лет работы»,значительное место в ней наряду с произведениями для взрослых, заняли книги,адресованные детям. Тем самым поэт подчеркнул равноправное положение той частипоэтической работы, которая была осуществлена, как он выражался, «для детков».Первый, задуманный в 1918 г., но не состоявшийся сборник, так и был бы назван –«Для детков». Подготовленные для него материалы убеждают в том, что и для детейМаяковский стремился создавать новое революционное искусство, что ему чуждабыла мысль о камерных «детских» темах.
В статье«Сделал дядя Маяковский» М. Петровский справедливо заметил, что «главное времяв его стихах – будущее взрослое». Отсюда постоянное соотнесение сегодняшнегопоступка, сегодняшней черты характера с тем, что пригодится ребенку какчеловеку будущего. Эта особенность делает актуальными произведения Маяковскогодля детей и сегодня, когда нет нэпманов, буржуев и Буржуйчиковых. Историипринадлежат эти персонажи в социально-политическом плане, а сегодняшнему дню –в нравственно-эстетическом. Этот аспект поэзии Маяковского для детей становитсявсе действеннее.
Первымпроизведением Маяковского для детей была «Сказка о Пете, толстом ребенке, и оСиме, который тонкий», написанная в 1925 г. Этой литературной сказкойМаяковский раскрывает перед маленьким читателем сложный для него мир классовыхотношений. С одной стороны – новые, гуманистические идеалы, утверждение которыхсвязано с победой пролетариата. С другой – эгоизм, бесчеловечность, характерныедля доживающего последние дни нэпманского мира. Так детская литературная сказкапод пером Маяковского приобретает политические черты. Эпическая часть состоитиз шести глав – это тоже необычно для сказки, но построены они по принципупротивопоставления героя – Симы – антагонисту – Пете. Этот принцип контрастадвух персонажей выдерживается последовательно: в сказке вокруг каждого из нихсвой мир. В образах Симы и его отца, прежде всего, подчеркивается любовь ктруду. В то время как образ Пети сатиричен. В нем и его отце подчеркиваютсячерты жадности, обжорства, неряшливости.
Так,последовательно опираясь на свой опыт агитационно-поэтической работы длявзрослых и творчески используя фольклорные традиции, Маяковский в детскойпоэзии утверждает новую социалистическую нравственность, корнями уходящую внародную почву.
Чтобы достичьподлинной художественности стихотворная подпись должна выполнять как минимумдве функции: во-первых, быть лаконичной; во-вторых, быть, как выражался К.И.Чуковский, графичной, т.е. давать материал для творческого воображенияхудожника. Ведь в этом жанре единство текста и рисунка обладает придельнойостротой.
В.Маяковскому удалось не только освоить этот жанр детской книжки, но и обновитьего, усовершенствовать не только в области содержания, но и формы.
ЧастоМаяковский доводит зарисовку до афоризма: «Обезьян смешнее нет. Что сидеть, какстатуя? Человеческий портрет, даром что хвостатая»,- рассчитанного не только надетское восприятие, афоризма, так сказать двухадресного. Детские стихиМаяковского и для взрослых — подлинная поэзия.
Справедливыпоэтому слова С.Я. Маршака, сказанные в статье «Маяковский – детям»: «В любойдетской книжке – будь то сказка, песенка или цепь смешных и задорных подписейпод картинками,- Маяковский так же смел, так же честен, прям и серьезен, как ив своей поэме «Хорошо!» или «Во весь голос». Он никогда не забывает, что егочитатели – маленькие, всего по колено взрослому…Он беседует с ними о важныхматериях шутливо, ласково, уважительно…»
Встихотворении «Кем быть?» (1928) творческое отношение человека к своему долгу,гуманистическая направленность туда, активное приближение будущего составляютединое звено проблем. В любом мастерстве поэт находил то, что может показатьсяпривлекательным и заманчивым деятельному человеку на шестом – седьмом годужизни.
Даннымпроизведением Маяковский стремится воспитать у детей дошкольного возрастаактивное отношение к труду, к жизни. Он отлично понимал, что в своих играх детиучатся жить, чувствовать, думать и действовать. Эту возможность поиграть вразличные профессии, когда одно дело непрерывно сменяется другим, получаетребенок, читая стихотворение. В каждой профессии поэт находит черты,привлекательные для ребенка и в тоже время раскрывающие ее специфику.
В творческомнаследии Маяковского для детей воплощены нравственно-эстетические идеалы жизнисоветских людей. Он первый выступил с острополитическими произведениями длядетей. В его стихах живет и действует хозяин страны, рожденный революцией.Поэтическая форма стихотворений многими чертами связана с творческиосмысленными традициями фольклора. Все эти черты обеспечили долгую жизньстихотворениям Маяковского, написанным для детей. Развитие детской поэзии немыслимобез освоения наследия Маяковскиого.

Списокиспользуемой литературы
1.   Аникин В.П. Детскаялитература: учебное пособие для пед. уч-щ/ В.П. Аникин, В.В. Агеносов, под ред.Е.Е. Зубаревой.- М.: Просвещение, 1989.- 399с.
2.   Чуковский К.И. От двух допяти: книга для родителей/ К.И. Чуковский.- М.: Педагогика,1990.- 384с.
3.   Петровский М.С. КорнейЧуковский: общеобразовательная книга/ М.С. Петровский.- М.: Просвещение, 1966.-167с.
4.   Васильева М. Программавоспитания и обучения в детском саду/ под ред. М. Васильевой.- М., 2005
5.   Эбин Ф.Е. Маяковскийдетям/ Ф.Е. Эбин.- М., 1966


Не сдавайте скачаную работу преподавателю!
Данный реферат Вы можете использовать для подготовки курсовых проектов.

Поделись с друзьями, за репост + 100 мильонов к студенческой карме :

Пишем реферат самостоятельно:
! Как писать рефераты
Практические рекомендации по написанию студенческих рефератов.
! План реферата Краткий список разделов, отражающий структура и порядок работы над будующим рефератом.
! Введение реферата Вводная часть работы, в которой отражается цель и обозначается список задач.
! Заключение реферата В заключении подводятся итоги, описывается была ли достигнута поставленная цель, каковы результаты.
! Оформление рефератов Методические рекомендации по грамотному оформлению работы по ГОСТ.

Читайте также:
Виды рефератов Какими бывают рефераты по своему назначению и структуре.