Реферат по предмету "Литература : зарубежная"


Влияние частушки на формирование поэзии С.А. Есенина

Кузьминская средняя о/о школа

 
 
 
Реферат
 
Влияние частушки
на формирование поэзии С.А. Есенина
 
 

Ученицы 11 класса
Лакеевой Людмилы
 
Научный руководитель
учитель литературы
Бурчихина С.Н.

2002 год

Откуда берет свои силыпоэзия Есенина?.. Где находятся родники, питающие его душу? Почему его стихипоражают нас волшебством напевности и сказочности? Кто может дать на этивопросы ответ? Многие задумывались над ними, но не многим удалось раскрытьтайну истоков есенинской поэзии. Один из исследователей есенинского творчества,приехав однажды в Константиново, сказал не без изумления:
«Удивительная вещь. Чембольше я вглядываюсь в есенинские места, тем больше чудом кажется мне еговзлет. Обыкновенное захолустное село, неброская среднерусская природа. Откудаже у этого крестьянского паренька такая необычайная яркость красок,исключительная свежесть образов, пронзительная певучесть слова?»
Но в том и состоитвеличие поэта, чтобы в простом, неброском на первый взгляд, предмете увидетьнеобычайную красоту. Вспомните его березки. Они не просто деревья,«девушки-деревья»:
Зеленокосая, в юбчонкебелой
Стоит береза над прудом.
Это только у Есенинабереза могла превратиться в девушку, как в сказке.
Именно здесь, вКонстантинове лежат истоки есенинского мастерства, удивляющего мир. А берут онисвое начало от былинных сказаний, легенд, песен, сказок, частушек.
Устная народная поэзия инепосредственные впечатления об окружающем мире (вначале о природе, потом одеревенском быте) становятся основными источниками раннего творчестваС.Есенина, помогая ему обрести свое поэтическое «я». И в первых же стихах мынаходим отзвуки самых популярных фольклорных жанров — песен и частушек, широкобытовавших в русской, рязанской деревне. «Поющее слово», услышанное с детства,побуждало сочинять свои припевки и «прибаски», вроде тех, что пелись в народе.В 1923г. Есенин написал в автобиографии: «Стихи начал писать, подражаячастушкам»1.
Что же такое частушка? Ипочему именно она наряду с другими видами фольклора повлияло на формированиетворчество поэта?
Глеб Успенский в апреле1889г. в своем очерке «Новые русские стишки», опубликованном в «Русскихведомостях», впервые ввел в обиход термин «частушки».
До этого эта форманародного творчества называлась повсюду по-разному. В Константинове частушки исейчас называют «прибасками», Есенину же нравилось называть их «побасками».
Частушка, имея за плечами чуть ли нестолетний, но, тем не менее, младенческий возраст, к началу двадцатого столетьябурно пошла в рост, обретая права гражданства. Таким образом, ранее известная,но не обращавшая на себя особенного внимания форма народного поэтическоготворчества начала быстро развиваться. У частушки свои достоинства по сравнениюс песней: она мобильнее, быстрее откликается на жизнь, ближе связана с еетекущими нуждами, быстро запоминается; если бьет, то бьет не в бровь, а в глаз.Только что пришедшая в голову мысль, сиюминутное настроение — получиливозможность мгновенного отклика в короткой песенке.
Никто и никогда не считал, сколькочастушек пелось в Константинове. Да и вряд ли это было возможно сделать — ихбыло тысячи. По свидетельству Чернявского, Есенин говорил, что набрал дочетырех тысяч частушек. Сто семь рязанских частушек в записи Есенина увиделисвет в 1918году на страницах московской газеты «Голос трудового крестьянства». Иеще одно свидетельство: «К стихам расположили песни, которые я слышал кругомсебя, а отец мой даже слагал их». В письме к Д.В. Филосову из Константинова1915года: «Тут у меня очень много записано сказок и песен, но до Питера с нимипирогов не спекешь /…/. Может быть «Современник» возьмет». Одну из первых книгон хотел назвать «Рязанские побаски, канавушки и страдания»2. В нейдолжны были быть девичьи и полюбовные частушки:
Из колодца вода льется,
Вода волноватая.
Муж напьется, подерется,
А я виноватая.
Есенин слышал и озорные, и грустныепобаски, и побаски, исполняемые парнями на растянутый лад под ливёнку:
Я свою симпатию узнаю поплатию.
Как белая платия, так моясимпатия.
А вот прибаски, певшиесяна плясовой лад, под тальянку девками и бабами:
Мельник, мельник
звал меня в ельник.
Меня мамка веником:
не ходи по ельникам.
По вечерам допозднаслышались на константиновской улице девичьи страдания:
Ах, колечко мое сине,
На колечке твое имя.
От страданья от лихого
Нет лекарства никакого.
От страданья есть лекарка–
На дворе дубова палка.
Наряду с частушками пели такназываемые «канавушки». Они появились так же, как и частушки, на злободневныетемы. А связаны были с рытьем канав для осушения болотистых земель. По ходуработы тут же сочинялись и исполнялись «канавушки»:
Ой, канава, ты канава,
Какой черт тебя копал?
Я намедни шел к обедне,
Головой туда попал.
Жанр частушки позволяетее быть очень разнообразной: от площадной и даже похабной до душевной,лирической. Вот как с любимым парнем разговаривает девушка:
Дорогой, куда пошел?
Дорогая, по воду.
Дорогой, не простудись
По такому поводу.
Частушка могла быть«страдальной» и одновременно усмешливой. Такое соединение чувств особеннонравилось Есенину:
В монастырь хотелспасаться-
Жалко с милою расстаться.
Владимир Чернявскийвспоминал, что «частушки были его гордостью не меньше, чем стихи». На одной извстреч «Сергей убежденно защищал их, жалея только, что нет тальянки, безкоторой они не так хорошо звучат. Пел он по-простецки, с деревенскимоднообразием, как поет у околицы любой парень, но иногда, дойдя до яркогообраза, внезапно подчеркивал и выделял его с любовью, как поэт».
По воспоминаниямН.Вержбицкого, Есенин часто напевал:
Моя досада не рассада,
Не рассадишь по грядам!
Моя кручина — не лучина,
Не сожжешь по вечерам.
Частушка дала Есенину«язык» поэзии, научила форме, точности, образности. Ведь в ней частоприсутствовал художественный образ, яркий, запоминающийся:
На горе стоит береза,
А я думала Сережа.
Я березу обняла:
Сережа, милый, — назвала.
Не с этой ли частушкойперекликается есенинский «Клен ты, мой опавший»?
Сам себе казался я такимже кленом,
Только не опавшим, а вовсю зеленым.
И, утратив скромность,одуревши в доску,
Как жену чужую, обнималберезку.
И совсем не удивительно,что именно частушки имели для Есенина большое значение в плане формированияпоэтического мастерства.
Частушка словно былапризвана иллюстрировать собой законы стихосложения и рифмы. Вот образец рифм вчастушках и отображение их в стихах поэта
1.     Парная илисмежная рифма:
Частушка — ПровожалаКоленьку
За нову часовеньку.
Провожала за ручей,
Я не знала, Коля чей.
Есенин – Лейся, песня,пуще, лейся, песня звяньше.
Все равно не будет, то,что было раньше.
За былую силу, гордость иосанку
Только и осталась песня под тальянку.
(«Сыпь, тальянка…» 1925год )
2.     Часто встречаетсярифмовка трех из четырех строк:
Частушка — Я не самгармошку красил,
Не сам лаком наводил.
Я не сам милашку сватал,
Отец с матерью ходил.
Есенин – За рекой горятогни
Погорают мох и пни.
Ой, купало, ой, купало,
Погорают мох и пни.
( «За рекой горят огни»1916год).
3.     Перекрестнаярифма с рифмовкой четных строк:
Частушка – Ах, щечкигорят
Алые полыщут.
Не меня ли молодую
В хороводе ищут.
4.     Есенин –
Заиграй, сыграй,тальяночка,
Малиновы меха.
Выходи встречать коколице
Красотка жениха.
5.    А также встречается перекрестная,классическая форма рифмы:
Частушка – Не тобойдорога мята,
Не по ней тебе ходить,
Не тобою я занята,
Не тебе меня любить.
Есенин – Дымом половодье
Зализало ил,
Желтые поводья
Месяц уронил.
(«Дымом половодье»1910год).
Но давайте посмотрим, вкакие периоды творчества Есенина частушка наиболее сильно влияла на его поэзию.Если сопоставить особенности ритмики и рифмовки частушки и есенинских стихов,то можно увидеть, что наибольшую склонность к частушечному ритму имеют стихираннего периода с 1910 по 1917 г. и стихи последнего года жизни – 1925. И еслив отношении раннего творчества (1910-1916 гг.) картина более ясна (происходитпорой бессознательное подражание), то со стихами 1917 и 1925 гг. попробуемразобраться. К произведениям 1917 года, где слышится частушечный ритм относятсямаленькие поэмы Есенина: «Товарищ», «Отчарь», «Октоих», «Пришествие»,«Преображение» и стихи: «Тучи с ожереба», «О, Матерь божья…» и др. Все ониобъединены одной тематикой – обновление Руси, пришествие нового Христа. Нопричем же здесь частушка? Давайте обратимся снова к автобиографии поэта. В 1925году Есенин пишет: «Белый дал мне много в смысле формы, а Блок и Клюев научилименя лиричности». Оказывается, у Андрея Белого Есенин перенял лиричность стиха,подобную частушке:
И ты, огневая стихия,
Безумствуй, сжигая меня,
Россия, Россия, Россия –
Миссия грядущего дня!
(А. Белый «Родине»1917г.)
Блок и Клюев учили его нетолько лиричности (хотя этому в первую очередь), но и емкости стиха,образности. И если взять блоковскую революционную поэму «Двенадцать», то мыувидим помимо общего объединяющего образа Христа еще и такой прием, какнепосредственное введение в произведение городской частушки (третья часть поэмысостоит из трех частушек). Вся же поэма написана частушечным ритмом, сосвоеобразной частушечной рифмовкой, что в свою очередь, характерно дляесенинских ранних поэм.
Блок: И идут без именисвятого
Все двенадцать – вдаль,
Ко всему готовы,
Ничего не жаль.
(«Двенадцать» 1918 г.)
Есенин: Идут рука срукою,
А ночь черна, черна!..
И пыжится бедою
Седая тишина.
(«Товарищ» 1917 г.)
Хотя, если посмотреть надаты написания произведений, то выяснится, что Есенин создал своего «Товарища»за год до блоковской поэмы. А это значит, что уже не Есенин учился у Блока, аБлок был «учеником» Есенина.
Но после 1917 года Есенинне создает стихов с подобными ритмами. И лишь только в 1925 году у него вновьзвучат частушечные мотивы. С чем связан такой длительный перерыв?
У меня есть на этот счетпредположения, в связи с которыми Есенин перестает использовать частушечныйритм.
Во-первых, этоличностно-бытовые причины (женитьба в 1917 г. на З. Н. Райх). Есенина«затягивает» круговорот домашнего быта, неустроенность в материальном плане,появляется новая забота – дети. У Есенина наступает серьезный период жизни,связанный с обязательствами перед семьей. Может, поэтому у него исчезаетчастушечный ритм в стихах, поскольку частушка – это, прежде всего, молодецкаяудаль, размах, особая веселость, юмор. А Есенину в то время было далеко не до«веселья»!
Но даже разведясь с Райхв 1918 г., Есенин не возвращается к частушечному ритму в своих произведениях. Ачто же теперь? А теперь, как говорил сам Есенин в своей автобиографии в 1924г., «В 1918 году я с ней расстался (с З. Райх), а после этого началась мояскитальческая жизнь, как и всех россиян за период 1918-1921 гг. За эти годы ябыл в Туркестане, на Кавказе, в Персии, в Бесарабии, в оренбургских степях, намурманском побережье, в Архангельске и Соловках.
В 1921 году я женился наА. Дункан и уехал в Америку, предварительно исколесив всю Европу, кромеИспании».
Какой вывод можно сделатьиз этого? Есенин находился в водовороте событий, находился вдалеке от Родины,от тех родных мест, где поэт получал подпитку для своего вдохновения. Он былдалеко от своих родных березок, шелест листьев которых заставлял биться егосердце по-другому, навевал «веселую тоску», под впечатлением которой Есенин иписал свои полные раздолья и молодецкого размаха стихи. Он не слышал и журчаньевод реки Оки, которая как бы прокладывала дорогу от души поэта к листку бумаги,на который он и выплескивал частичку своей души, выраженной в стихотворении.
Этим и объясняетсясерьезность и даже трагизм стихов, которые Есенин писал в этот период. К нимотносятся такие циклы, как «Персидские мотивы», «Москва кабацкая», «Любовьхулигана». Стихи из этих циклов отличаются от других стихов Есенина, которыебыли написаны раньше своей светлой грустью, разочарованием в прожитой жизни.
Нов 1925 г. Есенин сновав своих стихах возвращается к частушечному ритму. Он наблюдается в такихстихах: «Сыпь, тальянка…», «Эх вы, сани! А кони, кони!», «Слышишь, мчатсясани…». В них снова звучит русская родная удаль, размах:
…Эх, бывало, заломишьшапку,
Да заложишь в оглобликоня.
Да приляжешь на сенаохапку, -
Вспоминай лишь, как звалименя!..
А в чем же причина этоговозвращения? В 1925 году Есенин писал в своей автобиографии: «В смыслеформального развития, теперь меня тянет все больше к Пушкину». А что такоепоэзия Пушкина? Это простота и глубина слова, которую и выражает Есенин в своихстихах с частушечными ритмами. Например, у Пушкина:
…Буря мглою небо кроет
Вихри снежные крутя…
А у Есенина:
…Буря воет, буря злится
Из-за туч луна, какптица…
Также в 1925 г. Есенинсоздает уже давно задуманный цикл зимних стихов. Жена Есенина, С. А. Толстая,вспоминала: «Осенью 1925 г., вскоре после возвращения в Москву из Баку, Есениннесколько раз говорил о том, что он хочет написать цикл стихов о русской зиме».В течение трех месяцев, почти до самой своей смерти, Есенин не оставлял этойтемы и написал 12 стихотворений, в которых отразилась красота русской зимнейприроды. А почему именно зимней?
Да потому что толькозимой ярко видно русское раздолье и удаль. Произнося слова «раздолье»,«размах», «свобода» — мы представляем вихрь белых снежинок, который, не знаяпокоя, кружит, то поднимаясь, то опускаясь, и не видно конца этому «беломутанцу»:
…Слышишь – мчатся сани,
Слышишь – сани мчатся,
Хорошо с любимой
В поле затеряться.
Ветерок веселый
Робок и застенчив,
По равнине голой
Катится бубенчик.
(«Слышишь – мчатсясани…»1925 г.)
Но не только разухабистоевеселье слышится в этих «зимних» стихах. Как и в любых частушках-страданиях, вних звучит «страдательный» мотив:
Не криви улыбку,
Руки теребя, —
Я люблю другую,
Только не тебя.
Ты сама ведь знаешь,
Знаешь хорошо –
Не тебя я вижу,
Не к тебе пришел…
Я сознательно записалаэти стихи не построчно, как дается в сборнике стихов, а частушечным рядом,чтобы ярче выразить их сходство с частушками. Есенин и сам писал частушки.Очень известны были частушки о поэтах, которые он иногда читал своим коллегампо перу. Эти частушки показывают, насколько Есенин овладел мастерством сложениячастушек. В них звучит и мягкий юмор, и острое слово:
Сделали свистулечку
Из ореха грецкого.
Веселее нет и звонче
Песен Городецкого.
Шел с Орехова туман,
Теперь идет из Зуева.
Я люблю стихи в лаптях
Николая Клюева.
А из тех частушек,которые собрал Есенин, некоторые живут и до сих пор. Они шаловливые, меткие,острые:
Мой миленочек арбуз,
А я его дыня.
Он вчера меня побил,
А я его ныне.
И по сей день у нас населе слагают и поют частушки. Вот некоторые из собранных местной жительницейФилатовой Л. А.:
Выхожу и начинаю
Потихонечку дробить.
Настроение такое:
У кого-нибудь отбить.
На суку сидит ворона,
Кормит вороненочка.
У какой-нибудь растрепы
Отобью миленочка.
Константиновски ребята
Из себя чего-то гнут.
Из реки воды напьются,
Словно пьяные идут.
Константиновски ребята,
Как лягушки квакают.
Целоваться не умеют,
Только обмуслякают.
Таким образом, завершая свою работу,я могу сказать, что первым шагом в приобщении Есенина к истокам народноготворчества и в поэтическом самоопределении было обращение к русской лирическойпесне и частушке, и создание на их основе собственных произведений. ПоэзияЕсенина начинается там, где фактически кончается фольклор. «В каждой строчкепесня» — признается поэт. Едва ли можно сказать более точно. В каждой строчкесказывается художественный опыт народа, а в целом песенная лирика Есенина вполнесамостоятельно обходится без прямых и косвенных заимствований. Зрелый Есенинстоит «в ряду крупнейших поэтов ХХ столетия, отразивших всю сложность ипротиворечивость духовного мира современного ему человека, неизбежно в той илииной мере связано с деревней, народом и его культурой, и поэтому не миноваласильных фольклорных влияний».
Литература
1.  Собр. сочинений.Автобиография С. Есенина. Том 5. 1979г. стр.222.
2.  Фольклорные традиции в поэзии Есенина1924-1925 гг. стр.109
3.С.А.Есенин. Собрание сочинений в 7томах. М.1990г.
4. Архипова Л.А. «У меня в душезвенит тальянка…» Челябинск 2002г.


Не сдавайте скачаную работу преподавателю!
Данный реферат Вы можете использовать для подготовки курсовых проектов.

Поделись с друзьями, за репост + 100 мильонов к студенческой карме :

Пишем реферат самостоятельно:
! Как писать рефераты
Практические рекомендации по написанию студенческих рефератов.
! План реферата Краткий список разделов, отражающий структура и порядок работы над будующим рефератом.
! Введение реферата Вводная часть работы, в которой отражается цель и обозначается список задач.
! Заключение реферата В заключении подводятся итоги, описывается была ли достигнута поставленная цель, каковы результаты.
! Оформление рефератов Методические рекомендации по грамотному оформлению работы по ГОСТ.

Читайте также:
Виды рефератов Какими бывают рефераты по своему назначению и структуре.