Реферат по предмету "Литература : зарубежная"


Былины о Добрыне Никитиче

Введение
Добрыня Никитич рисуется в былинах вторым по силеи значению богатырем после Ильи Муромца. Довольно обширный набор сюжетов опроисхождении, службе и подвигах этого героя зафиксированы в ряде былин: «Добрыняи змей», «Добрыня и Маринка» и «Добрыня и Алеша» и др.
По происхождению Добрыня Никитич – княжеского рода,что, тем не менее, не помешало ему завоевать любовь и признание у простогонарода, который в своей эпической традиции наделил его многими достоинствами: вбылинах богатырь образован, тактичен, обходителен, умеет в послах ходить,мастерски играет на гуслях. Главное дело его жизни – воинские служение Руси.
В качестве среднегобогатыря Добрыня входит в богатырскую троицу вместе с Ильёй Муромцем и АлёшейПоповичем «Средняя» позиция Добрыни Никитича объясняет подчёркнутость связующейфункции у этого персонажа: благодаря его усилиям и талантам богатырская троицаостаётся восстановленной даже после того, как Илья Муромец и Алёша Поповичразделятся. В одних былинах Добрыня выступает в сообществе с Ильёй и / илиАлёшей, в других – с иными богатырями (Дунай, Василий Казимирович), в третьих –в одиночку. Из всех богатырей он ближе всего к князю Владимиру КрасноеСолнышко: иногда он оказывается его племянником, часто находится при Владимиреи выполняет непосредственно поручения князя, сватает для него невесту, ведёт,по желанию княгини, переговоры с каликами перехожими и т.п.
Ученые-фольклористыпроявляли к этому образу огромный интерес, о чем свидетельствует большое количестворабот по данной теме таких авторов, как В.Я. Пропп, Б. Рыбаков, В. Миллер,А.Ф. Гильфердинг и др.
Такимобразом, цель нашей работы – рассмотреть трактовки образа Добрыни Никитича вбылинном эпосе разными авторами-исследователями.
Объектизучения в нашей работе – процесс воплощения характера героя в былинах.
Предмет – спецификаличности богатыря.
Задачи:
– рассмотретьосновные трактовки происхождения образа Добрыни;
– выявитьособенности характера богатыря как героя-змееборца;
– проанализироватьосновные черты личности Добрыни Никитича, отразившиеся в различных былинах.
Практическаязначимость нашей работы заключается в том, что материал, изложенный в ней,может быть в дальнейшем использован при изучении курса традиционного русскогофольклора, народного поэтического творчества русского народа, а также приподготовке спецкурсов и спецсеминаров по былинному народному творчеству.

1.Историческая основа былин о Добрыне Никитиче
 
Добрыне посвящено несколько широкораспространенных былинных сюжетов, таких, как «Добрыня и Змей», «Добрыня иВасилий Казимирович», «Добрыня Никитич и Алеша Попович» («Женитьба Алеши Поповичана жене Добрыни»), «Добрыня и Маринка» и другие.
Не все эти былины возникли одновременно. Наиболееранней, по мнению многих ученых, является былина «Добрыня и Змей», позднейшей –былина «Добрыня и Маринка». Прообраз Маринки видят в жене Дмитрия СамозванцаМарине Мнишек.[1]
Исследователисходятся в том, что образ Добрыни имеет под собой вполне реальный историческийпрототип – это дядя Владимира I по матери, жил в начале XI в. Мать Владимира,ключница княгини Ольги Малуша, – сестра Добрыни (Владимир – побочный сынСвятослава).[2] Будучи старшеВладимира, Добрыня был его наставником, затем сподвижником в военных походах идругих делах государственного значения. О нем есть летописные упоминания,аналогичные былинным сюжетам. Например, былинный Добрыня – сват князяВладимира. В этой роли исторический Добрыня выступил в 980 г., когда Владимир I решил женится наполоцкой княжне Рогнеде.
Связь ДобрыниНикитича с реальной действительностью конца X – начала XI в. не означает,что все былины о нем порождены историческими событиями того времени. Ставгероем эпическим, Добрыня живет по законам устного эпоса: он усваивает чертыболее древних богатырей, входит в произведения, ранее существовавшие и позднееслагаемые. Возможно, что большинство древних песен о Добрыне давно забыто.Однако место Добрыни среди других богатырей русского эпоса свидетельствует отом, что он был главным героем эпических песен, циклизовавшихся вокругкиевского князя Владимира Святославича.
Такимобразом, становится ясно, что былина не выдумала имени Добрыни, она лишьзапечатлела его в памяти народной. В книге академика Б.А. Рыбакова«Древняя Русь», в главе, посвященной Владимирову циклу былин, мы найдемподглавку «Добрыня Никитич», в которой содержится обстоятельный анализсовпадений былинных и летописных сведений о Добрыне[3].Наука уже более ста лет назад выяснила, что былинный Добрыня и первый Добрыня,упоминаемый в русских летописях в Х веке, одно и то же лицо.
ДобрыняНикитич родился примерно в 935 году в Коростене. Сейчас это небольшой городЖитомирской области, а в Х веке он был столицей Древлянской земли. Городславился неприступными дубовыми стенами, тянувшимися, по местным преданиям, нанесколько верст.
Был Добрынянаследным принцем Древлянской земли. Отца его звали Мал Древлянский. То, чтоДобрыня – сын князя Мала, летопись обходит молчанием (на то имелись причиныдинастического и политического характера). Но древлянское происхождение Добрынибыло разгадано в 1864 году историком Д.И. Прозоровским в статье «О родствесв. Владимира по матери»[4].
Былина знаетдревлянское и княжеское происхождение Добрыни. Исследовательница Т.Н. Кондратьеваподметила, что в былинах он то боярин, то князь. Былина знает и отца Добрыни – богатыряНикиту Залешанина (что отметил еще выдающийся русский ученый А.А. Шахматов)[5].Это богатырь, которого в Киеве никто не знает в лицо, кроме Добрыни, а вместе стем человек настолько уважаемый, что его именем прикрывается сам Илья Муромец
В 945 году МалДревлянский поднял восстание против княжившего в Киеве деспотичного ИгоряРюриковича. Гражданская война в державе продолжалась целый год. Но военноесчастье переменчиво, и Мал Древлянский оказался в плену сов сей семьей. Инаследный принц древлян Добрыня попадает в рабство, в унижение становитсяконюхом.
Былинаотмечает десятилетнее рабство Добрыни в юности и медленное восхождение от болееунизительных рабских должностей к менее унизительным. Только на десятый годДобрыня получил наконец коня, т.е. свободу.
Вместе сДобрыней попала в плен и сестра его Малуша. Летописи отмечают ее должность прикнягине Ольге – ключница.
Добрыня иМалуша получили свободу примерно в 955 году. Следующая глава в биографииДобрыни, несомненно, связана с Киевом. Постепенное возвышение детей Мала, азатем их освобождение не были случайностью. Ольга имела далеко идущие планы.Дальновидный и смелый политик, она извлекла из Древлянского восстания уроки.
В концепятидесятых годов (примерно в 958 или 959 году) Ольга перед лицом славянскихбогов вложила руку своего сына, государя Святослава, в руку дочери Мала,казнившего его отца, – в руку владетельной княжны Малуши Древлянской! Добрыня,разумеется, присутствовал на церемонии заключения в Киеве этого важного для егорода и благодетельного для всей страны династического брака. И Мал тоже. Обаони получили теперь ранг киевских бояр. На целое десятилетие жизнь Добрыни,ставшего шурином государя Святослава, была связана с киевским двором. А в 970году в ней наступил новый поворот: Святослав послал Добрыню в Новгород, вручивему регентство при малолетнем племяннике Владимире.
Следующийпериод жизни Добрыни Никитича ведет за рубеж – шурин и сын Святослава соспутниками получили убежище в Швеции, где им пришлось провести три долгих года.Добрыня в 980 году вернулся наконец на Русь.
Таким образом, можно отметить, что былинныйДобрыня, при сравнении с летописным Добрыней, дядей Владимира, кажется неимеющим с ним ничего общего. В то время, как летописному Добрыне принадлежитедва ли не руководящее значение до вступления Владимира на престол Киевский идолгое время спустя после этого, Добрыня былинный занимает при дворе Владимиравторостепенную роль. Мало того, былинный Добрыня жалуется матушке на своюсудьбу: он жалеет о том, что мать не родила его горючим камешком, что она небросила этот камешек на дно синего моря, где он лежал бы спокойно и был быизбавлен от необходимости ездить по чистому полю.
Это несходство может быть объяснено тем, что подименем Добрыни в былинах воспевается не один Добрыня, дядя Владимира, но и ряддругих Добрынь, которые были смешаны с первым. Так, в Тверской летописи рядом сАлександром Поповичем (Алешей Поповичем былин) упоминается его товарищ Добрыня(Тимоня) Златопояс; а в Никоновской летописи упоминаются Александр Попович, егослуга Тороп и Добрыня Разанич Златый Пояс[6].
Некоторыебылины о Добрыне, действительно, выводят его из Рязани; отец его – торговыйгость Никитушка Романович.
Во всякомслучае, в былинах о Добрыне есть некоторые черты, которые могут иметь связь систорическим дядей Владимира: добывание невесты для Владимира представляетнесомненный отголосок истории с Рогнедой.
Исследователь Ю.И. Смирновотмечает, что летописи связывают, по крайней мере, семь Добрынь[7]:
– всведениях по Х век упоминается несколько раз Добрыня, дядя Владимира I Святославовича;
– по ХI век – Добрыня Рагуилович,воевода Новгородский;
– по ХII век – новгородскийпосадник Добрыня, киевский боярин Добрынка и суздальский боярин Добрыня Долгий;
– по ХII – век Добрыня Галичанин иДобрыня Ядрейкович, епископ новгородский.
Выбордостаточно велик – почти четыре столетия, и теоретически нельзя исключитьникого из этих «прототипов» или сводить всех Добрынь к первому из них. О каждомиз этих исторических Добрынь сохранились летописные известия, а о некоторых –литературные произведения. Ю.И. Смирнов говорит о временах домонгольскойРуси, но и позже, в ХV – ХVII веках это имя оставалось в числе самыхраспространенных древнерусских имен. Надо учитывать, что оно относилось к числу«некалендарных» имен, его не могли дать при крещении. А это значит, что длявсех перечисленных выше Добрынь, оно было или вторым – языческим именем,полученным за определенные качества: доброту, красоту, величие. Все этовкладывалось в древнерусское имя Добрыня.
В дотатарскомпериоде существовали предания и песни, в которых значительную роль игралродственник и воевода князя Владимира Добрыня. Наиболее древний мотив,прикреплённый к имени Добрыни Никитича в былинах, – его роль как змееборца исвата. В обоих сюжетах ещё могут быть отмечены кое-какие историческиеотголоски.
Первый сюжетбыл обработан в былину, по-видимому, на севере, в Новгородской области, о чёмсвидетельствует новгородское предание о змияке.[8]
В былине«Добрыня и змей», по мнению некоторых исследователей, получил поэтическоепреломление летописный рассказ о крещении Добрыней новгородцев[9].Основываясь на сходстве некоторых имен, Вс. Миллер считает, что купаньеДобрыни в Пучай-реке и означает крещение, которое произошло по преданию в рекеПочайне. (Хотя с этой рекой связано крещение не новгородцев, а киевлян.)Воевода Путята, сопровождавший Добрыню (как сообщает летописец), получил вбылине отклик в имени племянницы князя Владимира Забавы Путятичны.Советскиеисследователи не соглашаются с трактовкой Миллера[10].Однако все же возможно, что тема крещения не новгородцев, а вообще всегорусского народа отразилась своеобразно в этом вымышленном сюжете.
Змееборство –древнейший мотив в мировом фольклоре, оно встречается в других былинах, всказках, преданиях, легендах. Образ Змея как олицетворение враждебных русскомународу и государству сил истолковывается учеными по-разному: иноземные враги,язычество как система верований прошлого, противопоставляемая христианству.Последнее толкование подкрепляется тем, что былинный Добрыня побивает Змеяшапкой земли Греческой, откуда на Русь пришла новая вера, а историческийДобрыня был активным участником христианизации Руси. В удвоенном сюжете былины(Добрыня дважды сражается со Змеем) нашел отражение процесс превращения Змеякак властителя природных стихий во врага «государственного», а Добрыни (илигероя с другим именем) – из персонажа сказочно-мифологического эпоса вбогатыря, защищающего интересы Русской земли, действующего по поручению князяВладимира. А это уже прикрепление эпического сюжета к историческому месту ивремени. Популярность имени исторического Добрыни способствовала закреплениюэтого имени за эпическим героем.
Основнаябылина о добывании Добрыней Никитичем жены (Рогнеды) для Владимира возможнотакже сложилась на севере и затем вошла в киевский цикл. Былина о ДобрыниНикитиче в отъезде – не что иное, как восточная сказка, прикрепившаяся к имениДобрыни; неблаговидная роль Алеши Поповича указывает на позднее время (нераньше XVI века) внесения этой сказки в былинный эпос, когда он вошёл врепертуар скоморохов.
Былина оМарине – переделанный в былину сказочный сюжет о жене-чародейке. Если имяМарины одновременно переделке сказки в былину (что довольно вероятно, поотсутствию вариантов имени и некоторым деталям, например, обращению Марины всороку), то былина, может быть, сложена в XVII веке.
Наконец, имяДобрыни Никитича внесено и в песню безымянную, не относящуюся к былинам. Это – песньо добром молодце и реке Смородине[11] Мотивомвведения имени Добрыни Никитича (вместо доброго молодца) послужило то, чтоДобрыня в былинах также подвергается опасности утонуть в реке Пучае.
2. Добрынякак герой-змееборец
добрынябогатырь змееборец былина
Былинная«биография» Добрыни Никитича разработана в русском народном эпосе не менеетщательно, чем Ильи Муромца. Есть былины о рождении и детстве Добрыни, егоженитьбе на богатырше-полянице, его знакомстве с Ильей Муромцем, конфликте сАлешей Поповичем. Известно имя Добрыниной матери – Амельфа Тимофеевна, отца –Никита Романович; жены – Настасья Микулична; тетушки крестовой – АвдотьяИвановна.
А жил воРязани тут богатый гость,
А гостя-тозвали Никитою.
Живучи-то,Никита состарился,
Состарился,переставился.
После векуего долгого
Осталосьжитье-бытье богатество,
Осталась егоматера жена
АмелфаТимофеевна,
Осталось чадомилое,
Как молодыДобрынюшка Никитич млад.
А и будетДобрыня семи годов,
Присадила егоматушка грамоте учиться,
А грамотаНиките в наук пошла;
Присадила егоматушка пером писать
А будетДобрынюшка во двенадцать лет,
ИзволилДобрыня погулять, молодец,
Со своеюдружиною хороброю
Во те жарыпетровские.[12]
В былинеиногда кратко, иногда довольно подробно рассказывается о детстве героя, о егоросте, возмужании, воспитании в доме матери. Поётся о том, как необычно раноначинает сказываться в герое его богатырскя природа. Еще отроком он входитиногда в полную силу:
А ростеттут-ле Добрынюшка Микитиц блад,
А ростеттут-ле Добрыня лет до двенадцети,
Ён сталхватать приправу богатырскую…
Стал Добрынярастеть, матереть,
Не по годам,не по месяцам – по неделюшкам.[13]
С этимбогатырем в песенно-эпический фольклор вошел тип общественного деятеля, которыйцеликом связал свои подвиги, дела и помыслы с укреплением могущества Киевскойдержавы – залога самостоятельности и единства Русской земли и русского народа.Добрыня верой и правдой служит Киеву и стольному киевскому князю.
Особойархаичностью выделяется один из самых распространённых былинных сюжетов«Добрыня Никитич и змей), в котором он выступает как змееборец. Этотзмееборческий сюжет имеет многие аналоги (вплоть до св. Георгия и св. ФедораТирона)[14]. Архаичнаяподоснова былины очевидна в тесной связи Добрыни с водной стихией, с речнымиструями, нырянием, норами, пещерами и другими образами низа. Почай илиПучайная, Пучай-река, на которой происходит убийство змея, контаминирует в себеи историческую реку Почайну в Киеве, при устье которой происходило крещениекиевлян, и образ пучины, дна как обозначения нижнего мира; в этом смыслехарактерен параллелизм Дуная и Добрыни Никитича и их участие в одном и том жесюжете: «речной» Дунай и связанный с рекой, водой (Почай, Смородина, Непра,Несей-река, Израй-река и т.п.) Добрыня Никитич оказываются как бы соприроднымидруг другу персонажами. Не случайно также и то, что имя «Добрыня» своимсуффиксом отсылает к персонажам типа Горыня, Дубыня и Усыня, с одной стороны, иПерынь, с другой, а корнем *dobr-/ *debr- – к обозначению дна, низа, пучины виндоевропейских языках[15].
В былине «Добрыня и Змей» герой еще молод. В вариантеКирши Данилова, например, ему 12 лет, Л.Г. Тупицына – 15. Интересно, чтогерой находится в возрасте полового созревания. «Молодой», «молоденький»,«млад» – постоянные эпитеты при его имени в подавляющем большинстве текстов,независимо от места их записи», – отмечает В.Г. Смолицкий.[16]Выезжая в поле, к Пучай-реке, он не имеет никаких определенных намерений илиэти намерения случайны. Неизменно и настойчиво лишь само его желание выезда. Кпоездке его как будто бы побуждает неведомая ему самому сила. В былинном сюжетеподобные немотивированные силы действуют обычно как внеположные герою силысудьбы, предуказанности, предопределенности. О том, что предстоит герою, знаютлишь его мать да иногда сам Змей, с которым ему предстоит биться.
Больше того, Добрыня как будто бы не слышит словматери, эапрещающей ему купание в Пучай-реке и предсказывающей появление Змея.
Молодой Добрыня сын Никитинич!
А не дам я ти прощенья благословленьица
Ехать ти Добрыни ко Пучай-реки.
Кто к Пучай-реки на сем свети да езживал,
А счастлив-то отгуль да не приезживал.
Добрыня ответил:
Ай же ты родитель моя матушка!
А даешь мне-ка прощение – поеду я,
Не даешь мне-ка прощения – поеду я.[17]
Запрет и предсказание в былине связаны ивзаимообусловлены. Запрет первичен, предсказание – вторично. Не вздумай Добрыняискупаться в Пучай-реке, Змей бы не появился. Об этом, в сущности, ипредупреждает Добрыню мать. Для сюжета важно именно купание в реке и неодолимаятяга Добрыни к этому купанию также и то, что это не просто купание в реке, акупание в реке огненной.
Когда Добрыня приехал к реке, его «одолили тыжары да непомерный», он разделся и: стал купаться. Вдруг небо потемнело – «налетелалюта змея».
Ай громгремит, да шум велик идет:
Налетела намолодого Добрынюшку
А и змеинищода то Горынищо,
А и о трехзмеинищо о головах,
О двенадцатиона о хоботах.
Говорила-тозмеиило таковы слова:
– А топерьДобрынюшка в моих руках!
Похочу – Добрынюшкув полон возьму,
Похочу-то я –Добрынюшку-то и огнем сожгу,
Похочу-то я –Добрынюшку-то и в себя пожру.[18]
Молодой слуга Добрыни, испугавшись, угнал егоконя, увез всю одежду и снаряжение – оставил только шляпу земли греческой. Этойшляпой Добрыня и отбился от змеи, отшиб у нее три хобота. Змея взмолилась,предложила заключить мир и пообещала:
А не буду я летать да по святой Руси,
А не буду я пленить больше богатырей,
А не буду я давить да молодыих жон
А не буду сиротать да малых детушек…[19]
Добрыня «на ты лясы… приукинулся», отпустил змею.Однако впоследствии он увидел, как змея летит по воздуху и несет дочку царскую:«Царскую-то дочку княженецкую, Молоду Марфиду Всеславьевну»1. Вварианте, записанном Гильфом – племянницу князя Владимира Забаву Путятичну.
По велению князя Владимира Добрыня отправился «воТуги-горы, ко лютой змеи» – выручать царевну. Мать дала ему с собой шелковыйплаток – утирать лицо во время боя и шелковую плеть – хлестать змею.
На этот раз бой Добрыни со змеей был долгим: онпродолжался один, затем другой день до вечера.

А й проклятая змея да побивать стала.
А й напомнил он наказанье родительско,
Вынимал-то плетку из карманника.
Бьет змею да своей плеточкой. –
Укротил змею аки скотинину,
А и аки скотинину да крестиянскую.
Отрубил змеи да он eси хоботы,
Розрубил змею да на мелки части,
Роспинал змею да по чисту полю…[20]
Затем Добрыня в пещерах «прибил… всех змиенышов,освободил княжескую дочку и привез ее Владимиру» – вариант, записанный Гильф.
Отметим, что былинный Добрыня в отличие от сказочнойтрактовки основного сюжета боролся не за свою невесту, а за русскую, полонянку.Он убил врага, наводившего ужас на всю Русь.
Борьба созмеем, похищающим людей, – традиционная тема мировой мифологии. Былина оДобрыне полна разного рода мифологических подробностей (волшебная река,чудесное оружие и др.). В то же время миф этот переносится в обстановкубылинного Киева: змей выступает как враг государства, и Добрыня, побеждая его,совершает общенародный подвиг.
 
3.Трактовка характера богатыря в различных былинах
 
О том, чтоДобрыня пришел из мифа, приобретя облик исторического (в условно-былинномсмысле) героя, выразительно свидетельствует сюжет «Добрыня и Маринка». Добрынягуляет по Киеву и забредает на улицу, где живет некая Маринка Игнатьевна,известная колдунья. У нее в это время в гостях Змей Горынище. Добрыня поражаетего стрелой (по другим вариантам, так пугает, что Змей бежит без оглядки).Чтобы наказать богатыря, Маринка привораживает его: вырезает следы его ног ипроизносит над ними заговор:
Как я режуэти следики Добрынюшкины,
Так бы резалоДобрыни ретиво сердие
По мне ли, поМаринке по Игнатьевной.[21]
От этогозаговора Добрыня становится совершенно беспомощным, он идет к Маринкесвататься, а та оборачивает его гнедым туром.
Поди-ка ты,Добрынюшка,
ко морю коТурецкому,
Где ходяттам, гуляют девять туров,
– Подика ты.Добрынюшка,
десятымтуром.[22]
Все он» – ее«женихи». На этот раз, однако, Маринке не повезло. Мать Добрыни (или повариантам – его сестра) оказалась колдуньей посильнее ее. Явившись к Маринке,она пригрозила обернуть ее собакой, или сорокой, или свиньей. НапуганнаяМаринка летит к Добрыне и возвращает ему человеческий облик. Перед этим оназаручается обещанием Добрыни взять ее замуж. Богатырь, однако, не исполняетданного слова и жестоко расправляется с колдуньей.
В данной былине герой показан в бытовых условияхжизни, в любовных отношениях с женщиной-колдуньей, которая, по определениюБелинского, представляла «…тип женщины, живущей вне общественных условий,свободно предающейся своим страстям и склонностям… ее терем – приют для всехвеселых людей обоего пола… Она еретица и безбожница»[23].
Былина «Добрыня и Маринка» полная великолепныхбытовых картин из жизни феодального города и нравов людей эпохи средневековья.Приводится упомянутый нами выше полный заговор-присушка, которым колдуньяпривораживает богатыря. Марина живет в переулке, носящем ее имя и пользующемсядурной славой. Над окошком ее терема два голубя «целуются, милуются, желтыминосами обнимаются», как бы приглашая к красавице в гости.Сказочно-фантастический образ прелестницы-чародейки в народном представлениислился с ненавистным образом Марины Мнишек, которую русский народ также считалколдуньей и еретицей.
Сюжет оволшебнице, которая, прикинувшись невестой, обращает героя в животное, известенмировой мифологии. В древнегреческой поэме «Одиссея» он составляет содержание Хпесни. В поэме он включен в историю о судьбе героев Троянской войны и волшебницеЦирцее. В нашей былине он привязан к эпосу о киевских богатырях. Добрыня – эторусский Одиссей. Сходство судеб двух героев особенно наглядно проявляется присравнении «Одиссеи» с былиной «Добрыня в отъезде». Подобно Одиссею, Добрыня,отправляясь надолго в дальнюю землю, уславливается с женой, что она будет ждатьего двенадцать лет, а по прошествии срока может выходить замуж. При этом онпредупреждает, чтобы она не выходила за Алешу Поповича. Добрыня уезжает, идолгие годы о нем ничего не слышно. Алеша сватается к Настасье, но онавыдерживает срок. Алеша прибегает к хитрости – сообщает ей о гибели мужа. Вроли свата выступает сам князь, и, когда проходит двенадцать лет,
Настасьявынуждена согласиться на брак. Добрыня узнает о свадьбе от коня и с необыкновеннойбыстротой возвращается в Киев. Подобно Одиссею, он попадает на свадьбу своейжены и вынужден вести борьбу за восстановление своих прав супруга. Как иОдиссей, он является неузнанным на свадебный пир. Он принимает облик скомороха,и его отправляют на печку. Затем он спускается к свадебному столу, поет ииграет, и Настасья начинает догадываться, кто же на самом деле этот скоморох.
А узнаваниепроисходит, когда пришелец предлагает ей выпить чашу вина, со словами:
А если пьешьдо дна –
узнаешьдобра, А не пьешь до дна –
не видатьдобра.[24]
Настасьявыпивает и на дне чаши видит перстень, которым они обручались.
Говорила онатут да таковы слова:
– Целый век яне надеялась,
Что ведьмой-то муж
на сем светеявится,
Да на моютеперь
на свадебкуобъявится,
Да распеклотеперь
праведноесолнышко
На мою напобедную* головушку.
Да не тот моймуж,
что со мнойсидит,
А тот моймуж,
что супротив стоит,
Супротивстоит
да на меняглядит.[25]

В этой былинеесть только одно чудо: невероятно быстрое возвращение домой. А в остальном – этосемейная история, и Добрыня предстает здесь как заботливый муж, добрый сын. Онглубоко переживает семейную драму, прощает жене ее ошибку и строго наказываетАлешу, причем не за то, что посватался к его жене, а за то, что обманнымизвестием о смерти Добрыни причинил боль матери.
А жалешенькоона да по мне плакала,
Слезила-тоона свои да очи ясные,
А скорбила-тосвое да лиио белое.
Как во этойвины, братеи,
тебя непрощу.[26]
Как видно повсему составу былин о Добрыне, этот богатырь часто оказывается в ситуациях сучастием женщин, в том числе представительниц враждебного мира.
Ещё одинизвестный былинный сюжет рисует Добрыню Никитича сватом, добывающим для князяВладимира невесту. Ритуализованно в добывание невесты родственником (старшим)жениха принадлежит к числу архаичных элементов былины; вместе с тем оно связанос историческим эпизодом, засвидетельствованным летописью, когда князь Владимирпосылает Добрыню к Рогволоду в Полоцк просить его дочь стать невестойВладимира. Здесь немаловажную роль также играют личные качества героя – ДобрыняНикитич отличается от других богатырей воспитанностью – «вежеством», ученостью,он обучен разным искусствам – играет на гуслях и сочиняет песни, и потомуобычно именно он посылается с трудными дипломатическими поручениями в чужиестраны.

Заключение
 
«Второй» изнаиболее любимых народом былинных богатырей Добрыня следует сразу за ИльёйМуромцем, он – его правая рука. Он незаменим там, где нужно проявить не толькосилу, но и обходительность, такт: Добрыню посылают, когда требуется уладитькакое-нибудь деликатное дело, примирить ссорящихся, передать важное послание.«На речах разумный», грамотный, в то же время храбрый и мужественный воин,искусный стрелок, Добрыня воплотил те черты культуры, которые были новыми дляДревней Руси. Но и связи его с культурой языческой еще достаточно ощутимы.
Добрыня в былинах – прежде всего воин, защитник роднойземли. На его воинских подвигах и сосредоточено главное вниманиесказителей.Своих успехов Добрыня добивается не только благодаря своей силе, но и благодарясвоей многосторонней одаренности. Так, он обыгрывает в шахматы короля БотиянаБотияновича (былина о Добрыне и Василии Казимировиче), он лучше всех стреляетиз лука (там же), он и необыкновенный мастер играть на гуслях (знаменитые наигрышиДобрыни в былинах Добрыне и Алёше Поповиче). Известен Добрыня и как человекзначительного «вежества» – умения обходиться с людьми – качество, котороевсегда подчеркивается сказителями и за которое особенно ценил Добрыню Илья Муромец.
В отличие от Ильи Муромца Добрыне присущи многиечеловеческие слабости: он не прочь и поволочиться за женщинами (былина оДобрыне и Маринке), иногда он тяготится своим ратным трудом, сожалеет обоставленной дома семье. Но службу Добрыня выполняет честно, самоотверженно.Интересы родины и народа для Добрыни, как и для всех богатырей дороже личногоблагополучия.

Литература
 
1.  Азбелев С.Н. Историзмбылин и специфика фольклора. Л., 1982
2.  Аникин В.П. Русскийбогатырский эпос. М., 1964.
3.  Астафьева Л.А. Сюжети стиль русских былин. М., 1993
4.  Белинский В.Г. Полн.собр. соч. В 13-ти т. Т. 5. М., Изд-во АН СССР, 1954.
5.  Былины / Сост., вступ.ст., подгот. тектов и коммент. Ф.М. Селиванова. – М., 1988.
6.  Гильфердинг А.Ф. Олонецкаягуберния и ее народные рапсоды // Русская фольклористика: Хрестоматия длявузов / Сост. С.И Минц., Э.В. Померанцева. – М.: Высшая школа, 1965.
7.  Древние российскиестихотворения, собранные Киршею Даниловым. М., 1977
8.  Зуева Т.В., Кирдан Б.П. Русскийфольклор: Учебник для вузов. – М.: Флинта, Наука, 1998
9.  Круглов Ю.Г. Былины.М., 1985.
10. Мифологическийсловарь / гл. ред. Е.М. Мелетинский. – М.: Советская энциклопедия, 1990.
11. Померанцева Э.В.О русском фольклоре. М.: Наука, 1977
12. Пропп В.Я. Русскийгероический эпос. М., 1999
13. Путилов Б.Н. Заставабогатырская. Л.: Дет. лит-ра, 1990.
14. РыбаковБ. Древняя Русь. Сказания, былины, летописи. М.: Изд. АНСССР, 1963.
15. Смолицкий В.Г. Былинао Добрыне и Змее // Русский фольклор, XII. – Л., 1971.
16. Фроянов И.Я.,Юдин Ю.И. Русский былинный эпос. Курск, 1995.
17. Юдин Ю.И. Героическиебылины (поэтическое искусство). М.: Наука, 1975.


Не сдавайте скачаную работу преподавателю!
Данный реферат Вы можете использовать для подготовки курсовых проектов.

Поделись с друзьями, за репост + 100 мильонов к студенческой карме :

Пишем реферат самостоятельно:
! Как писать рефераты
Практические рекомендации по написанию студенческих рефератов.
! План реферата Краткий список разделов, отражающий структура и порядок работы над будующим рефератом.
! Введение реферата Вводная часть работы, в которой отражается цель и обозначается список задач.
! Заключение реферата В заключении подводятся итоги, описывается была ли достигнута поставленная цель, каковы результаты.
! Оформление рефератов Методические рекомендации по грамотному оформлению работы по ГОСТ.

Читайте также:
Виды рефератов Какими бывают рефераты по своему назначению и структуре.

Сейчас смотрят :

Реферат А сільське господарство, лісове господарство та рибне господарство
Реферат Социальные структуры и сословные организации Древних Афин
Реферат Статистические методы изучения конъюнктуры рынка
Реферат А одиночество
Реферат Самооправдание или самообман Раскольникова
Реферат А молчание печатью подходящего момента
Реферат А желают ли они возвращаться
Реферат Финансово-экономические основы функционирования государственных вузов. Диссертация
Реферат 1 Природа возникновения конфликта
Реферат Введение в культурологию
Реферат Политические альтернативы развития России после Смутного времени
Реферат Мотивы, идейное содержание и детальный анализ Жестокого романса
Реферат Статистика результатов экономической деятельности
Реферат Стимулирования сбыта в социально-культурном сервисе и туризме
Реферат А жизнь так коротка