Реферат по предмету "Культурология"


Предметный и духовный мир древних греков, эллинистическая культура, идеал человека древнеримской античности

Введение
Термин «античность»  происходит от латинского слова antiquus — древний. Им принято называть особый период развития древней  Греции и Рима, а также тех земель и народов, которые находились под ихкультурным влиянием. Хронологические рамки этого периода, как и любого другогокультурно-исторического  явления,  не могут быть точно определены, однако они в значительной мере совпадают современем существования самих античных государств:  с XI-IX вв. до н.э., времени становленияантичного общества в Греции и до V н.э.  — гибели  римской  империи под ударами варваров.
Общимидля античных государств были пути социального развития и особая форма собственности — античное рабовладение, а такжеоснованная на ней форма про­изводства. Общей была их цивилизация с общимисторико-культурным комплексом.  Это неотрицает, конечно, наличия в жизни античных обществ бесспорных особенностей иразличий.  Стержневыми в  античной культуре били религия имифология.  Мифология была для древнихгреков содержанием и формой их мировоззрения, их мировосприятия, она быланеотделима от жизни этого общества. Затем — античное рабовладение. Оно было не только основой экономики иобщественной жизни, оно было и основой мировоззрения людей того времени. Далееследует выделить в качестве стержневых явления в античной культуре науку ихудожественную культуру. При изучении культуры древних Греции и Риманеобходимо, прежде всего, сконцентрироваться на этих  доминантах античной культуры.
1.Предметный и духовный мир древних греков.
        Античная (или древняя) Греция былаколыбелью европейской цивилизации и культуры. Именно здесь были заложены тематериальные, духовные, эстетические ценности, которые в той или иной  мере  нашли своё развитие почти у всех европейских народов.
        Историю древней Греции принято делитьна 5  периодов,  которые являются одновременно и культурнымиэпохами:
        — эгейский или критомикенский (III — IIтыс. до н.э.),
        — гомеровский (XI — IX вв. до н.э.),
        — архаический (VIII — VI вв. до н.э.),
        — классический (V — IV вв. до н.э.),
        — эллинистический ( вторая половина IV-  середина  I вв.  до  н.э.).
Наибольшегорасцвета культура древней Греции достигла в  классический период.
         Греческая религия складывалась вэгейскую эпоху  и,  несомненно, испытала влияние крито-микенскихкультов с их женскими божествами. Как у всех древних народов,  у греков были местные  общинные культы,  боги-покровителиотдельных городов-полисов, земледельческие боги. Но уже в глубокой древности наметиласьтенденция поглощения местных богов великими богами Греции — Олимпийцами. Этатенденция получила окончательное завершение в македонскую эпоху и былаотражением культурного,  политическогои  экономического объединения греческихполисов.  Но уже в гомеровскую эпохукультурная общность греков отчётливо ими  осознавалась, что иотразилось в почитании обще греческих богов.
        Вопрос о  происхождении великих  богов  олимпийского пантеона чрезвычайнотруден.  Образы этих богов оченьсложны,  и каждый из  них пережил длительную эволюцию.  Основными богами греческого пантеонаявляются: Зевс,  Гера,  Посейдон, Афина, Артемида, Аполлон, Гермес,Дионис, Асклепий, Пан, Афродита, Арес, Гефест, Гестия. Характерной чертойдревнегреческой религии был антропоморфизм - обожествление  человека,представление о богах,  как о сильных,прекрасных людях, которые бессмертны и обладают вечной молодостью. Жили боги,по представлениям греков, на горе Олимп, расположенной на границе Фессалии иМакедонии.
        Формы культа у греков были сравнительнопросты. Наиболее обычной частью культа было жертвоприношение. Другимиэлементами культа были возложение венков на алтари,  украшение статуй богов,  их омовение, торжественные процессии, пениесвященных гимнов и молитв, иногда религиозные пляски. 
        Следующая доминанта греческой культуры- мифология.  Греческая мифология -  это не только и не столько мир религиозныхпредставлений, это мир греков вообще, это сложное и обширное целое, куда входятнаряду с  собственно мифами также иисторические легенды и предания, сказочные сюжеты,  литературныеновеллы,  свободные вариации намифологические темы.  Но  так как эти разнообразные элементы с трудомотделимы друг от друга, следует рассматривать эту широко понимаемую мифологию вцелом.
        В числе мифов обнаруживается глубокоархаический  пласт  тотемистических мифов о Гиацинте, Нарциссе,Дафне, Аэдоне и др. Весьма характерными являются земледельческие мифы  о Деметре  и  Персефоне, о Триптолеме и  Якхе,  о Дионисе — они олицетворяли посев и прорастание зерна и обрядовуюпрактику землевладельцев. Важное значение принадлежало мифологическимолицетворениям элементов земной природы.
        Но если идея бога — творца была чуждамифологии греков, то образы культурных героев занимали в ней видное место.  В качестве культурных героев выступают боги, титаны и полубоги-герои, происходившие, по мнению греков,  от браков богов с людьми. Особенно известен ипочитался Геракл,  совершивший 12подвигов.  Это образ благородного героя,борющегося со злом и побеждающего его. Титан  Прометей  принёс людям благодатный огонь, дал им разум, знания, чем навлёк на себя гневЗевса и подвергся страшной тысячелетней казни, от которой много лет  спустяосвободил его  Геракл.  Богине Афине  приписывалось введениекультуры оливкового дерева;  Деметре — хлебных злаков; Дионису — виноградарства и виноделия; Гермесу — изобретение мери весов, чисел и письма; Апполону — обучение людей поэзии и музыке и другимискусствам.
        К образам  культурных героев близки и иногда от нихнеотличимы полулегендарные — полуисторические фигуры законодателей и  устроителей городов, великих певцов,  поэтов и художников.  Таковым является образ Гомера — легендарногоавтора «Иллиады» и «Одиссеи».  По  гомеровскому вопросу существует огромная литература,которую можно разделить на три основные группы:
        — теория индивидуального творчества(авторство Гомера);
        — теории народного эпоса;
        — синтетические  теории (один человек лишь собрал, обработал народный эпос).
        Итак, греческая  мифология при  всей сложности и разнообразиивходящих в неё элементов имеет одну особенность и доныне  производящую столь сильное  впечатление на слушателя и читателя — высокаяхудожественность и гуманизм образов.
        Одним из  самых замечательных явлений древнегреческойкультуры является театр.  Он возник наоснове народных песен и плясок во  времяпраздников в честь бога Диониса. Из обрядовых песен, которые пели, облачаясь вкозлиные шкуры,  родилась трагедия (трагос-  козёл, ода  — песня); из озорных ивесёлых песен родилась комедия.
        Театральные представления считалисьшколой воспитания, и государство уделяло им большое внимание. Представления шлинесколько раз в год по большим праздникам и продолжались несколько дней подряд.Ставились 3  трагедии и 2 комедии.  Смотрели с утра до вечера,  а чтобы все жители смогли посетитьтеатр,  выдавались из казны  специальные театральные деньги.
        В период расцвета греческой культуры(VI — V вв.  до  н.э.)  в Афинах жили и  творили  самые выдающиеся греческие трагические поэты,классики не только греческой, но и мировой литературы: Эсхил, которого поправу  называют  отцом трагедии  за  его бессмертные произведения («Прикованный Прометей»,  «Персы»);  Софокл, создавший трагедии «Царь Эдип», «Электра», и др.;Еврипд — автор «Медеи», «Ипполита», «Ифигении вАвлиде».  Классиком в греческойкомедии является Аристофан, написавший комедии: «Мир», «Женщиныв народном собрании», «Всадники» и др.
        Древнегреческое изобразительноеискусство прочно вошло в художественное развитие последующих времён. Егоэлементы живут в настоящее время. Ведущими архитектурными сооружениямиклассической  Греции  были храмы, театры, общественные здания.Основным архитектурным сооружением является храм. Самые знаменитые образцыгреческой архитектуры — сохранившиеся до нашего времени в афинском акрополе храмы Парфенон и Эрехтейон. Вдревнегреческой архитектуре последовательно сменились три архитектурныхстиля:  дорический, ионический икоринфский. Отличительной особенностью названных стилей является форма колонн — непременного атрибута древнегреческих сооружений.
        Греческая скульптура первоначальноуступала скульптуре древнего Востока. Но с V в. до н.э. достигла небывалого расцвета.Передаётся не только фигура и лицо, но и движение и даже чувства изображаемыхлюдей. Особой известностью и славой пользовались скульпторы:  Мирон, Поликлет, Фидий, Пракситель, Скопас,Лисипп.
        Живопись была  широко распространена  в древней Греции ввиде фресок и мозаик,  которыми украшаютхрамы и здания,  но они  почти не сохранились до нашего времени. К образцам сохранившейся живописиотносятся знаменитые греческие чернофигурные и краснофигурные вазы.
2.Эллинистическая культура
        Эллинизм (эллинистическая эпоха III — II вв.  до н.э.) принято рассматриватьпрежде всего как культурное явление, как распространение греческой культуры в завоёванныхМакедонией странах. Культура эллинистического мира была сложна и многообразна.Она была синтезом и разными сочетаниями греческой  культуры и  культуры стран Ближнего иСреднего Востока. Для эллинистической культуры характерно её греческоеоформление и  глубокие местныетрадиции.  В этот период получил широкоераспространение в эллиническом мире обще греческий язык  - койне,  ставший средствоммежнационального общения.  Греки — воины,  чиновники, ремесленники,торговцы, рассеянные на обширных территориях эллинистического мира,преодолевали полисную ограниченность своих взглядов.  В их среде получило широкое распространениеновое мировоззрение  -  космополитизм (от греческого слова«космополитес» — «гражданин мира»).
        Знания, накопленные в Греции и надревнем Востоке, в сочетании с успехами и практическим освоением обширныхпространств способствовали быстрому развитию наук. В эпоху эллинизмауглублялась дифференциация и происходила систематизация наук. Благодаряисследованиям Стратона (III в. до н.э.) появилась наука физика.  Выдающийся вклад в развитие математическихнаук внесли Евклид и Архимед; в развитие астрономии — Аристарх; в созданиегеографии — Эрастофен.  Сочетаниегреческой медицинской теории  и практикис древневосточным опытом дало расцвет медицинских знаний в александрийскойшколе.  Её основатель Герофил создалописательную анатомию человека.  Из всехэллинистических обществ наиболее известна история Египта благодарясохранившимся  на  египетской почве папирусам. В Александрии была собрана огромная для того временибиблиотека (до 700 тыс.  папирусных свитков).При дворе царей Египта Птоломеев был организован  Мусейон  — научное учреждение с общежитием  для учёных, которых Птоломеи приглашали сюдасо всего эллинистического мира. Здесь им были созданы условия для занятийнаукой,  философией, литературой.
        Признанным главой александрийскихпоэтов был Каллимах, большой популярностью пользовался Феокрит. Александрийскиеучёные прославились также достижениями в  области математики,  естественных и технических наук. НоАлександрия была не единственным центром науки и искусства. В Афинахпродолжались традиции  греческойфилософии.  В период эллинизма возникли иразвивались две новые философские системы — стоиков и  эпикурейцев. Традиции  Аристофана продолжил  автор множества комедийМенандр. Крупнейшим греческим государством  и  центром эллинистической культуры были Сиракузы на острове Сицилия.
        Имело свои  выдающиеся достижения  изобразительное  искусство эпохи эллинизма.  Были созданы значительные памятникиархитектуры, сочетавшие греческие и восточные традиции, для которых характерностремление к  грандиозности  и великолепию.  Характерна натуралистичность в портретах,подчёркивающая индивидуальность изображаемого лица, передача душевных ифизических страданий. Новым в структуре было неизвестное для греческой классикиизображение пейзажа как фона,  накотором  развёртывался сюжет.  Согласно литературным данным, эллинистическаяживопись достигла больших успехов,  но откартин, написанных главным образом восковыми красками, и от фресок почти ничегоне сохранилось. Общее культурное наследство периода эллинизма составляетсущественную  часть той основы, накоторой в течение тысячелетий успешно развивается мировая культура.
3. Идеалчеловека древнеримской античности.
Древнеримскаякультура прошла сложный путь развития от культуры римской общиныгорода-государства, впитав культурные традиции древней Греции, испытав влияниеэтрусской, эллинистической культур и культур народов древнего Востока.  Римская культура стала питательной почвойкультуры  романо-германских народов Европы.  Она дала миру классические образцы военногоискусства, государственного устройства, права, градостроительства и многоедругое.
Используяиноземные достижения, римляне во многих областях превзошли своих учителей,подняв общий уровень собственного развития до небывалых высот. В свою очередь,римская культура в пору своего расцвета оказала огромное влияние на соседниенароды и на последующее развитие Европы.
        Историю древнего Рима принято делить натри основных периода:
        — царский (VIII — начало VI вв. дон.э.),
        — республиканский (510/509 — 30/27 гг.до н.э.),
        — период империи (30/27 гг. до н.э. — 476 г. н.э.).
Изобразительноеискусство Римской  империи впитало  в  себядостижения всех  завоёванных  земель и народов.  Дворцы и общественные здания украшалисьнастенными росписями и  картинами,  главным сюжетом которых были эпизоды греческой и римской мифологии,  а также изображение воды и зелени.  В период империи особое внимание получилапортретная скульптура,  характерной особенностьюкоторой являлся исключительный реализм в передаче черт изображаемого  лица. Многие  произведения скульптурыпредставляли  прекрасно выполненные копииклассических греческих и эллинистических произведений искусства.  Особенно распространённым видом искусствабыла мозаика и обработка драгоценных металлов и бронзы.
Достижениемримской скульптуры является портрет. Начало этому жанру в Европе положилиэтрусски, у которых изображение головы покойного прикрывало урну с прахом; вэтой традиции — не только стремление сохранить память об облике человека, но иотношение к великой личности как социально значимому идеалу. Индивидуализациячерт исключала возможность эстетического любования, поэтому в жанрескульптурного портрета на первый план вышла идея красоты духовной. Посколькудуховные, нравственные идеалы в обществе подвергались постоянному пересмотруэволюционировал и портрет. Скульптурным образам республиканской эпохисвойственны лаконичные формы, резкость линий. Императорский Рим Августавернулся к художественным идеалам Греции, привнеся в них постепенно своюрассудочность, парадность и помпезность. В дальнейшем эти две тенденциисоединились и родился новый жанр — смелые обобщенные портреты, которыепередавали индивидуальные черты и в то же время создавали целостный образличности. Портрет сделал доступным внутренний мир человека. Скульпторыотказались от фронтальных композиций и постепенно — от излишней детализации: влице вьделялось самое характерное, скупые линии и крупные формы делали портретмонументальным и экспрессивным одновременно. Изменялся портрет и попередаваемому настроению: от силы и жестокости в эпоху борьбы с варварами — дорелигиозной покорности судьбе к V в. н.э.
            Начало римской литературе положилигреки своими переводами на латынь «Одиссеи» и других произведений классики(Ливий Андроник, Луцилий). Первым действительно вьдающимся литератором(комедиографом) стал Тит Макций Плавт. Он заражал зрителей буйной веселостью,используя прием упрощения характеров до гротеска, создавая классические сюжетыкомедии положений. Более психологичны характеры и сюжеты в комедиях ПублияТеренция Афра. Его «серьезная» комедия представляет собой переработку греческой(например, Менандра). Но если в «родных» комедиях зрителю все было известно ссамого начала и его забавляло неведение персонажей, то Теренций ставил зрителяв такое же положение, что и героев пьесы, появился элемент непредсказуемости.Однако современники ценили Теренция более как стилиста — за чистоту языка.
        Римская культура  -  этоязыческая культура.  Но эпоха позднейРимской империи ознаменована широким распространением  в её  пределах нового вероучения — христианства, которое одержало окончательную победу в Риме при императоре Константине(324 — 330).  Четвёртое  столетие нашей эры  было временем  расцвета христианскогокрасноречия.  Обилие церковных споров иполемика с язычниками породили обширную христианскую литературу, созданную по всем правилам античной риторики. Особенную остротуидеологическая борьба между христианами и язычниками  приняла в V в. н.э. — в последние десятилетиясуществования великой Римской державы.
        В кризисе, охватившем римский мир в IIIв. н.э., можно обнаружить начало переворота, благодаря которому зародилсясредневековый Запад. Варварские нашествия V в. можно рассматривать как событие, ускорившее преобразование, придавшееему катастрофический разбег и глубоко изменившее весь вид этого мира. Но вместес гибелью Римского государства античная культура не исчезла,  хотя и прекратилось её развитие как единогоорганического целого. Потенциал античной культуры, её сокровища, несмотря недлительное забвение,  были оценены ивостребованы  потомками.Заключение
        Античная культура — уникальноеявление,  давшее общекультурные ценностибуквально  во  всех областях духовной и материальнойдеятельности. Всего три поколения культурных деятелей,  жизнь которых практически укладывается вклассический период истории Древней Греции, заложили основы европейскойцивилизации и создали образы для подражания на тысячелетия вперёд.  Отличительные черты древнегреческой культуры:духовное многообразие,  подвижность исвобода — позволили грекам достичь небывалых высот  прежде народы подражать грекам, строитькультуру по созданным ими образцам.
        Культура Древнего Рима — во многом  продолжательница  античных традиций Греции — отличаетсярелигиозной сдержанностью, внутренней суровостью и внешнейцелесообразностью.  Практицизм римляннашёл достойное выражение в градостроительстве, политике,  юриспруденции, военномискусстве. Культура Древнего Рима во многом определила культуру последующихэпох в Западной Европе.


Не сдавайте скачаную работу преподавателю!
Данный реферат Вы можете использовать для подготовки курсовых проектов.

Поделись с друзьями, за репост + 100 мильонов к студенческой карме :

Пишем реферат самостоятельно:
! Как писать рефераты
Практические рекомендации по написанию студенческих рефератов.
! План реферата Краткий список разделов, отражающий структура и порядок работы над будующим рефератом.
! Введение реферата Вводная часть работы, в которой отражается цель и обозначается список задач.
! Заключение реферата В заключении подводятся итоги, описывается была ли достигнута поставленная цель, каковы результаты.
! Оформление рефератов Методические рекомендации по грамотному оформлению работы по ГОСТ.

Читайте также:
Виды рефератов Какими бывают рефераты по своему назначению и структуре.

Сейчас смотрят :

Реферат Некоторые вопросы изучения тюркизмов в русском языке
Реферат Управление финансами организации в предкризисный и кризисный период
Реферат Программное обеспечение 2
Реферат Анализ внешней и внутренней среды на примере РОНО
Реферат Китайская мифология
Реферат Как учитывать движение денег, если компания рассчитывается через электронный кошелек
Реферат Структурные уровни организации материи Структура и е роль в организ
Реферат Плата за земли сельскохозяйственного назначения, земли городов и иных населенных пунктов
Реферат Клінічно патогенетичні особливості перебігу подагриу хворих з ураженням гепатобіліарної системи та
Реферат Крестьянская реформа 1861г. ее достоинства и недостатки
Реферат Препарат Хілак форте при корекції дисбіотичного стану кишечника у дітей хворих на гострий брон
Реферат Технологія проблемного навчання
Реферат Разработка АИС по учёту разыскиваемых лиц
Реферат Child Development Essay Research Paper Child Development
Реферат 1. Уповсякденному житті людина найчастіше вступає у: а цивільно-правові відносини; б кримінально-правові відносини; в земельно-правові відносини