Реферат по предмету "Культурология"


Восток и Запад

МОУ “Агалатовская СОШ”
          Запади Восток.
                                                    
                                                                            
                                                                                     Подготовил: ученик 10 ‘A’класса
                                                                                    Шабельский  АлександрАлександрович.
                                                                                     
 
                                                      
                                                           Агалатово 2005 год                                
                                                 
Оглавление:                                                  Страницы.
       Титульный лист.                                                                                            1 стр.
       Оглавление.                                                                                                     2стр.
       Введение.
1 глава. Культура Востока, не культура Запада.                                                  3 стр.
      
       Основная часть.
2 глава. Черты, помогшие Востоку быть единым
               втечении многих лет.                                                                             3-7 стр.
3 глава. Религии Востока.                                                                                      7-8 стр.
4 глава. Самураи и их кодекс чести.                                                                     8-10 стр.
       Заключение.
Вывод. Восток есть Восток!                                                                                   10стр.
       Список литературы.                                                                                       11 стр.

                        



















                              Запад и восток.
Западесть запад, Восток есть восток, не встретиться им никогда.
Лишьу Престола Божья в день страшного суда. ( Киплинг )
 
                                  Глава 1.
Этистроки, принадлежащие великому английскому писателю Редьярду Киплингу, и по сейдень привлекают внимание. Одни соглашаются с Киплингом, говоря, что Востоку иЗападу действительно не понять друг друга. Другие, наоборот, протестуют,указывая на то, что Восток европеизируется, а Запад проявляет все большийинтерес к традициям востока (философии, искусствам, медицине). Сегодня в миремы можем наблюдать жестокую конкуренцию двух стран, которые являются истиннымипредставителями Западной и Восточной цивилизаций: США и Япония. Безусловно, посвоей экономической мощи, США, по крайней мере, до конца этого века будетзанимать лидирующее положение. Но дальше грядет переустройство мировогопорядка, смещение центров экономического влияния и деловой активности. На мойвзгляд, основную роль в будущей “пьесе” будет играть Япония. Но прежде всего,давайте обратимся к некоторым историческим и философским особенностям, которыепонадобятся в дальнейшей попытке охарактеризовать эту загадочную Странувосходящего солнца.
Итак,восточная цивилизация. Это родина слонов — Индия; страна шелка и великолепногофарфора — Китай; и Япония, откуда на протяжении 300 лет никто не возвращался.Эта цивилизация существовала в течение гигантского временного промежутка: ссередины 2 тысячелетия до нашей эры — по 17 век нашей эры — 3000 лет (любопытноотметить, что за это время на Западе успели одна за другой смениться несколькоцивилизаций).
                                               Глава 2.     
Именно вустойчивости Восточной цивилизации и состоит первая особенность Востока. Западдвижется вперед как бы рывками. И каждый рывок (Античность, Средневековье ит.д.) сопровождается крушением старой системы ценностей, а также политических иэкономических структур. Развитие Востока, напротив, предстает как сплошнаялиния. Новые веяния здесь не разрушают устои цивилизации. Напротив, ониорганично вписываются в старое и растворяются в нем.
Востокочень гибок, он способен вобрать и переработать многие чуждые себе элементы.Так, по замечанию одного из крупнейших востоковедов, нашествия«варваров» (кочевых племен, живших на границах Китая и переживавшихпериод разложения первобытнообщинного строя) не только не уничтожили китайскоегосударство, но даже не прервали его существования…
Идаже в северной части страны, где образовались «варварские»королевства, эти королевства очень скоро перестали быть «варварскими»,превратившись в те же китайские. Коренное китайское население этой части страныассимилировало пришельцев и привило им свою цивилизацию.
Крометого, в отличие от Европы, на Востоке сосуществовало множество религий, и дажеислам, непримиримый в отношении западного христианства, довольно спокойноуживался с традиционными восточными верованиями. Таким образом, какие быпотрясения не происходили, основы цивилизации оставались незыблемыми. Итак,номер один – устойчивость и незыблемость.
Второйважной особенностью Востока являлось то, что общество здесь не утратило связи сприродой.
Любимымдоводом европейских колонизаторов в пользу завоеваний было утверждение, что ониоблагодетельствовали людей Востока тем, что те были неспособны, создать сами (машинами,новейшим оружием и т.д.). Обычно в этом видят лишь примитивную попыткуоправдаться. Однако, большинство европейцев были в свое время свято в этомубеждены. Так в чем же здесь дело? Разгадка в принципиальной разнице психологиипредставителей двух цивилизаций.
Европейцыв своем развитии пошли самым простым путем. Свое несовершенство и слабостьперед силами природы они начали возмещать созданием громоздких машин. Они резковыделили себя из природы, перестали чувствовать себя ее частью. Более того, природав их понимании стала чем-то вроде врага. Ее надо было одолеть, победить,поставить себе на службу. Убедив себя, что человек есть венец творения, и все вэтом мире создано исключительно для него, европейцы принялись перекраиватьприроду на свой лад и расхищать ее богатства, не считаясь ни с загрязнениемокружающей среды, ни с другими потерями (“мы не можем ждать от природымилостей, после того, что мы с ней сотворили” ).
Вотличие от европейцев человек Востока никогда не терял связи со средой обитания.Свои помыслы он направил не на создание механизмов, возмещающих собственноенесовершенство, а на то, чтобы усовершенствовать свои душу и тело. Мирвоспринимался им, как единое целое, и человек в этом целом не господин, а лишьодна из составных частей. А раз так, то цель человека — не вражда, а стремлениебыть с природой в гармонии, познав основные ее законы, постараться непротиворечить им. Так, философы Востока считали, что народы и государствадолжны развиваться естественным (природным) образом, беря пример с растений иживотных, в жизни которых нет ничего лишнего, случайного.
Стилиразличных боевых искусств Востока сложились в результате наблюдений задвижениями диких зверей (тигра, медведя, обезьяны и т.д.) Досконально изучивокружающую среду, человек Востока знал, как она воздействует на его организм.Например, эффективность ударов (в боевых искусствах) в различные точки теларассчитывалась в зависимости от времени дня.
ЛюдиВостока были убеждены в том, что лишь тогда человек может совершенствовать мир,когда путем совершенствования обретет гармонию и цельность в себе самом. Ибоему полностью чужды зло и стремление разрушать. Культура Древнего Китаядостигла высокого уровня. Уже в очень давние времена ученые Китая сделалимногие важные открытия в области астрономии, математики, медицины и другихнаук. Во 2 тысячелетии до нашей эры в Китае существовала уже иероглифическаяписьменность. Несколько позднее были изобретены компас, а затем сейсмограф. Всередине первого тысячелетия до нашей эры был составлен первый в мире звездныйкаталог, насчитывавший 800 светил. Характерная особенность японцев – выйти водвор своего дома и, посмотрев на свой сад камней (когда один из всей композициине виден) или понюхав ветку сакуры, замереть на несколько часов. Следовательно,особенность номер два – связь с природой.
Третьейособенностью Востока является приверженность традиции. Традиция встречалась и вЕвропе, однако в цивилизациях Востока была возведена в далеком прошлом, вмифическом «золотом» веке. И все новое получало оправдание толькотогда, когда можно было подыскать, что-нибудь подобное в древности.
Всездесь непрестанно повторяется, несколько видоизменяясь, но сохраняя обязательночерты сходства. Человеку европейского Средневековья в голову не могло прийтиписать в стиле Гомера. А на Востоке на протяжении 3000 лет можно встретить встихах одни и те же размеры, мелодии и т.д.
Любоенеоправданное нарушение традиций (даже самых незначительных) воспринималось каксущий кошмар. Так, великий китайский философ Конфуций повествует об одномсановнике, устраивавшем «в храме танцы, в которых танцоры выстраивались ввосемь рядов». Поскольку в древности такие праздники мог давать толькоимператор, Конфуций с возмущением заявляет: «Если это можно вынести, то,что же тогда нельзя выносить?! ». Он же создал целую теорию (до сих поримеющую на Востоке огромное влияние) о том, что общество должно жить по раз инавсегда установленному ритуалу поведения. Без ритуала, по его мнению,обесценивается все. «Почтительность без ритуала приводит к суете.Осмотрительность без ритуала превращается в боязнь. Смелость без ритуалавыглядит грубостью». Ритуал властвует не только в человеческом обществе,но и в природе. Ему подчинены смена времен года, расцвет и увядание. Своютеорию Конфуций также воспринимал не чем-то новым, а лишь возрождением ученийпрежних веков. «Излагаю, но не создаю. С любовью и верой отношусь кдревности». Отметим номер три – приверженность традициям.
Отношениек религии является одним из важнейших показателей в характеристике цивилизации.На Востоке оно весьма отличается от Западного. Да и сами религии здесьразнообразны и непохожи на христианство. Вот, к примеру, конфуцианство. Егоназывают религией, но это скорее набор правил и норм, определяющих жизньчеловека в обществе. Главным в конфуцианстве были вопросы этики, морали иуправления государством. Основным принципом конфуцианской этики являетсяпонятие жэнь («гуманность») как высший закон взаимоотношений людей вобществе и семье. Жэнь достигается путем нравственного самоусовершенствованияна основе соблюдения ли («этикета») — норм поведения, базирующихся напочтительности и уважении к старшим по возрасту и положению, почитанииродителей, преданности государю, вежливости и т.д. Согласно конфуцианству,постичь жэнь могут лишь избранные, так называемые цзюнь цзы («благородныемужи»), т.е. представители высших слоев общества; простолюдины же — сяэжэнь (дословно — «мелкие людишки») не в состоянии постичь жэнь. Этопротивопоставление «благородных» простолюдинам и утверждениепревосходства первых над вторыми, часто встречающиеся у Конфуция и егопоследователей яркое выражение социальной направленности, классового характераконфуцианства.
                                      Глава 3.
Конфуцианствоуделяло большое внимание вопросам так называемого гуманного управления,опираясь на идею обожествления власти правителя, существовавшую до конфуцианства,но им развитую и обоснованную. Государь объявлялся «сыном неба»(тяньцзы), правившим по повелению неба и выполнявшим его волю. Властьправителя признавалась конфуцианством священной, дарованной свыше, небом.Считая, что «управлять — значит исправлять», конфуцианство придавалобольшое значение учению чжэн мин (об «исправлении имен»), котороепризывало ставить всех в обществе на свои места, строго и точно определятьобязанности каждого, что было выражено словами Конфуция: «Государь долженбыть государем, подданный — подданным, отец — отцом, сын — сыном».Конфуцианство призывало государей управлять народом не на основе законов инаказаний, а при помощи добродетели, примером высоконравственного поведения, наоснове обычного права, не обременять народ тяжелыми налогами и повинностями.Боги не очень-то волновали Конфуция. Они, конечно, установили эти самые правилав незапамятные времена. Но этим, в общем-то, и ограничились их контакты с миромлюдей. «Богов я почитаю, но держусь от них подальше» — вот жизненныйпринцип Конфуция. Основные взгляды Конфуция (Кун-цзы, родился приблизительно в551 г. — умер в 479 г. до нашей эры) изложены в книге «Беседы исуждения» («Лунь юй»), которая представляет собой записьизречений и бесед Конфуция с его ближайшими учениками и последователями.
Ещеодной религией, возникшей на Востоке и ставшей впоследствии мировой, являетсябуддизм. Его основатель Будда одновременно является и неким космическимразумом, с которым стремятся слиться его последователи путем освобождения от суетныхжеланий и страстей, привязывающих людей к земле, заставляющих рождаться вновь ивновь в разных обликах. Таким образом, достигнув нирваны (просветления),человек переходил в новое качество — неземное.
РелигииВостока — это, прежде всего пути самосовершенствования, а через них исовершенствования окружающего мира (отметим это – нет предела самосовершенствования).
Существеннейшуючасть мировоззрения людей Востока составляла вера в бесконечную цепь смертей ивозрождений каждого человека в разных обликах, причем будущий человеческийоблик надо было заслужить праведной жизнью. В противном случае можно быловозродиться кем угодно. Подобная теория породила представление о вечномдвижении всего живого в замкнутом цикле (все когда-то уже было и когда-нибудьповторится вновь). Отсюда происходит и знаменитый фатализм Востока — вера вневозможность и ненужность изменения предназначенной судьбы (вспомним, хотя бы,героев — камикадзе). Вот как рассуждает Конфуций, заехавший в разбойничьиземли: «Если небу угодно погубить мудрость, заключенную во мне так ибудет. А если нет, то что могут сделать мне эти разбойники? ».
                                      Глава 4.
Полностьюотсутствует на Востоке столь ценимое западной цивилизацией понятие свободы. Также, как и демократический образ правления. Восточный человек не свободен, аобязан. Причем обязанностью этой не тяготится, а признает ее вполнеестественной. Обязан соблюдать традиции, ритуалы, системы подчинения (родители- дети, муж — жена, вышестоящий — нижестоящий). Долгом этим связаны все, отгосударя до самого последнего из его подданных. Человек обязан жить строгоопределенным образом, в противном случае лучше ему умереть. В этом планепоказателен пример японских самураев — военного сословия. При любом нарушениисамураем «кодекса чести» он обязан был покончить жизнь самоубийством,сделав себе харакири. Чтобы в дальнейшем были понятны некоторые из рассуждений,хотелось бы вкратце рассказать о самураях. Ведь эти люди на протяжении всех 13веков становления, развития и упадка этого воинского сословия должны былислужить воплощением канонических конфуцианских добродетелей, наделенным,однако, силой и свирепостью нио, «стражей ворот» в буддийскойхрамовой скульптуре. Идеальный самурай должен был стать и порой действительностановился сверхчеловеком в ницшеанском понимании этого слова. Душой его былмеч, профессией война, постоянным занятием — воинские искусства, а нередкотакже изящная словесность и живопись. Философия входила в его плоть и кровь подсводами храмов и святилищ в долгие часы медитации и упражнений с оружием.Физическое совершенство, моральная чистота, возвышенность помыслов — таким былнастоящий самурай. «Меж цветов красуется сакура, меж людей — самураи», — гласила пословица. Самурайство зародилось в VIII в. на востокеи северо-востоке Японии. Но лишь в X-XII вв. окончательно оформилисьвладетельные самурайские роды. К тому времени сложились и устои неписаногоморального кодекса самурая, позже превратившегося в грозный свод заповедей«Путь Самурая» — Буси-до.
Четкои довольно вразумительно требования Буси-до сформулированы философом ДайдодзиЮдзана:
·   Истиннаяхрабрость заключается в том, чтобы жить, когда правомерно жить и умереть, когдаправомерно умереть.
·   К смертиследует идти с ясным сознанием того, что надлежит делать самураю и что унижаетего достоинство.
·   Следует взвешивать каждоеслово и неизменно задавать себе вопрос, правда ли то, что собираешься сказать.
·   Необходимо быть умеренным веде и избегать распущенности.
·   В делах повседневных помнитьо смерти и хранить это слово в сердце.
·   Уважать правило «стволаи ветвей». Забыть его — значит никогда не постигнуть добродетели. Родители- ствол древа, дети — его ветви.
·   Самурай должен быть не толькопримерным сыном, но и верноподданным.
·   Следует быть усердным иприлежным, иметь чувство ответственности.
·   Не подобает гнаться зароскошью, следует избегать бесполезных трат
·   Не подобает гнаться за дутойславой. Следует во всем соблюдать простоту и умеренность, не быть тщеславным.

        
                                      Вывод.
Такимобразом, человек тут был не волен ни жить, ни умереть иначе, чем поустановленному обычаю. И мы можем с уверенностью констатировать, что в японцахживет дух воинов и фатализм. А следовательно, они не любят проигрывать.



















Списоклитературы.

1-БольшаяСоветская Энциклопедия. (том 13)

2-ВсеобщаяИстория искусств. (том 1)

3-“Основы цивилизации”,Боголюбова.


Не сдавайте скачаную работу преподавателю!
Данный реферат Вы можете использовать для подготовки курсовых проектов.

Поделись с друзьями, за репост + 100 мильонов к студенческой карме :

Пишем реферат самостоятельно:
! Как писать рефераты
Практические рекомендации по написанию студенческих рефератов.
! План реферата Краткий список разделов, отражающий структура и порядок работы над будующим рефератом.
! Введение реферата Вводная часть работы, в которой отражается цель и обозначается список задач.
! Заключение реферата В заключении подводятся итоги, описывается была ли достигнута поставленная цель, каковы результаты.
! Оформление рефератов Методические рекомендации по грамотному оформлению работы по ГОСТ.

Читайте также:
Виды рефератов Какими бывают рефераты по своему назначению и структуре.

Сейчас смотрят :

Реферат Ломоносов М В жизнь и творчество великого русского гения
Реферат Образ Лопахина в пьесе А. П. Чехова Вишнёвый сад
Реферат Jim Morrison Essay Research Paper You could
Реферат Безработица как проявление макроэкономической нестабильности
Реферат Решение задач с помощью ортогонального проектирования
Реферат Разработка систем управления базой данных MySQL
Реферат Интеграционный маркетинг
Реферат Jjjj Essay Research Paper Computers and crime
Реферат Аналіз трудових показників на ЦЗФ "Комсомольська"
Реферат Анализ затрат на себестоимость на примере ЗАО Кубаньгазстрой
Реферат Сословно-представительная монархия в России середина XVI - середина XVII вв
Реферат 1 Сотрудник обязан приступить к работе с " " 19 г
Реферат 7. переход доли или части доли в уставном капитале стр
Реферат Тема любви в лирике Блока
Реферат Перспективы развития налоговых льгот для предприятий малого бизнеса в кризисный период