Реферат по предмету "Культура и искусство"


Цветовой символизм в истории и культуре человека

ВВЕДЕНИЕ
С древнейших временотмечается теснейшая связь цвета с психикой, способность его воздействовать наэмоции и физиологические функции человека. Об этом говорят и бесчисленныеархеологические, а также этнографические раскопки, и данные о ритуальной ивоенной раскраске первобытных племен, и мифология, фольклор всего мира.
Цвет воздействует налюдей по-разному в зависимости от условий, в которых данный цвет воспринимается.Эмоциональное воздействие цвета имеет две главные причины: а) непосредственнофизиологическую (возбуждающее или успокаивающее воздействие) б) ассоциации,которые с ним связываются. Но нельзя говорить о ясно выраженном общемэмоциональном характере каждого цвета, поскольку обе причины обуславливаютсяиндивидуальными особенностями каждого человека. Вопрос эмоциональноговоздействия цвета является очень сложным.
В природе человеказаложено стремление к гармонии, к красивым и гармоничным сочетаниям. Эстетикацвета органична всему творческому процессу и вытекает из осмысления людьмиокружающей действительности (в частности, природы, которая являетсянеиссякаемым источником цветовых сочетаний).
Цвета и цветовыесочетания по-разному воздействуют на человека. Цвет вызывает у человека разныечувства: возбуждение, покой, равнодушие ощущение холода или тепла. Возможно,что именно из-за эмоционального воздействия человек наделил цвет определеннымсимволическим значением.
С давних времен у тогоили иного начала складываться определенная гамма цветов, наделенная своимзначением. Распространение того или иного цвета зависело от отгружающей среды,темперамента народа, обычаев и традиций, эстетических норм и религиозныхвоззрений.
Проблемой цветазанимались такие выдающиеся мировые ученые как В. Тэрнер, Х.Э. Керлот, В.Л.Рабинович, Р.М. Фрумкина.
Предметом данногоисследования является цвет как символ культуры разных народов.
Объектом является цветовойсимволизм в немецкой культуре.
Цвет и его гармония сокружающим миром играет важную роль в культуре всех народов, и для того чтобыпонять язык того или иного народа необходимо изучить влияние цвета на ихкультуру и как он символизируется в языке. Этим и определена актуальностьвыбранной темы.
Целью данной работыявляется определение тех значений, которые люди на разных этапах развитиякультуры закладывали в тот или иной цвет. Эта информация даёт представление отом, как менялись представления, и что оставалось константным.
Для достиженияпоставленной цели необходимо решение следующих задач:
— определить символикуцвета у первобытных народов, в странах востока, исламской культуры, вхристианской западной Европе, в общественной жизни западной Европы;
— совершить историческийэкскурс цветового символизма в немецкой культуре.
Структурно работа состоитиз введения, двух глав, заключения и списка использованной литературы. В первойглаве, которая называется «Цветовой символизм в истории и культуре человека»,говорится о цвете и магии у первобытных народов, символике цвета в странахвостока, цветовой символике ислама, символике цвета в христианской западнойЕвропе и о символике цвета в общественной жизни западной Европы. Во второйглаве, которая называется «Символика цвета в немецкой культуре», говорится оцветогармонических рядах новой эпохи, цветогармонической системе Гете, а такжео цветовом символизме в философских учениях.
ГЛАВА 1. ЦВЕТОВОЙ СИМВОЛИЗМ В ИСТОРИИ И КУЛЬТУРЕ ЧЕЛОВЕКА
Проблема изучения цветовойсимволики является важной частью изучения связи цвета с психикой. Содержаниесимвола, его происхождение напрямую связаны с событиями жизни людей.
Количество цветовыхсимволов достаточно ограничено так называемыми «основными цветами»: белым,черным, красным, синим, зеленым, желтыми. Данный список может варьироваться взависимости от конкретной местности и культуры этой местности. До сих пор дажене определены критерии отнесения того или иного цвета к «основным». Даннаяпроблема подробно рассматривается в книге Р.М. Фрумкиной «Цвет, смысл,сходство». [Р.М. Фрумкина 1984]
Б.А. Базыма выделяет трипринципа выделения цветовой символики: цвет сам по себе, цветовое сочетание(содержит два и более цвета, которые составляют символическое целое) исоединение цвета и формы. Соединение цвета и формы, представляющие особый типцветового символа представляет собой символику цветовых форм от абстрактныхгеометрических фигур для конкретных физических предметов.
Существует также особыйтип цветового символа, являющегося языковым, речевым – так называемые «цветовыеметафоры». Такие метафоры используется в бытовой и литературной речи (например,«синий чулок»).
Символика цвета имеетдлинную историю, начавшуюся в те времена, когда в обиход человека вошлиприродные краски. С тех пор цветовой символизм прошел большой путь.
Цветовой символизмвозникает и существует в тесной взаимосвязи с магией и религией. Цветрассматривался как атрибут магических и сакральных сил. Даже деление на«черную» и «белую» свидетельствует о важнейшей роли цвета в магическихритуалах. Как показывают археологические и этнографические исследования,мистические представления человека и цветовая символика тесно взаимосвязаны. [Б.А. Базыма 2001: 65-67]
 
1.1 Цвет и магия упервобытных народов
В наскальной живописипервобытных времен наиболее часто встречающимися являются три цвета – белый,черный и красный. Из этого можно сделать вывод, что именно эти цвета игралиособую роль в жизни древних племен. Исследователи чаще всего указывают на то,что эти цвета легче всего добыть.
Английский этнограф В. Тэрнер,собравший огромный материал «цветовой классификации» у первобытных племен,особое внимание уделял южноафриканскому племени Ндэмбу. Наблюдения за ихритуалами и обрядами позволили исследователю подробно описать символическиезначения «основных» цветов. [В.У.Тэрнер 1983: 125-147]
 Наблюдения за обрядами иритуалами Ндембу, а также беседы с членами племени, позволили В. Тэрнеруподробно описать символические значения трех «основных» цветов в жизнипервобытного человека. Ндембу связывают эти цвета с тремя реками (сущностями)одного Бога, который ими представлен. Конкретные символические значения каждогоцвета (реки) следующие.
БЕЛЫЙ:
Благо, источник сил издоровья, чистота, безбедность, сила, отсутствие неудач, слез, смерти,главенство или власть, встреча с духами предков, жизнь, здоровье, зачатие илирождение ребенка, охотничья доблесть, щедрость, поминание духов предков,дружелюбие, поедание пищи, размножение, явность для глаза (ясность, открытость,доступность), возмужание или созревание, омовение, отсутствие насмешек.
В целом, белый цветозначает для Ндембу благо, добро, счастье, развитие. Это обобщенное значениебелого универсально для всех первобытных народов, как древности, так исовременности. Белый для них — символ бытия, мира, жизни.
Белая краскаиспользовалась в тех магических ритуалах первобытных людей, в которых ониобращались к силам добра и жизни или защищались от воздействия злых духов ибожеств. Белый цвет привлекал добрых богов, и отпугивал злых. Наиболее важнымииз этих ритуалов были ритуалы, посвященные рождению, инициации, браку и смерти.Белый цвет использовался и как защитное средство от сглаза и порчи. Злые силыне могли нанести вред человеку, животному или жилищу, если они были помеченыбелой краской, либо имели амулеты белого цвета. Важную роль играл белый и вритуале жертвоприношения. Добрым богам и духам стремились приносить в жертвуживотных белого цвета, либо окрашенных в белое.
Для первобытных людейбелый — не только наглядно-чувственный символ, но и понятие, выражающееосновные морально-этические принципы поведения. Каковы истоки символики белогоу первобытных людей? В. Тэрнер полагает, что корни символики белого (впрочем,как и других основных цветов) следует искать в психобиологическом опытечеловека. Несомненна связь белого цвета с двумя важнейшими жидкостями (тканями)человеческого организма — семенной и молочной, которые считались древнимилюдьми священными. Вспомним, что Ндембу трактуют белый в качестве одной из рекверховного божества. Семенная и молочная жидкости лежат в основе жизничеловека, являясь теми началами, от которых первобытный человек вел отсчетсвоего существования и поэтому их цвет получил значения блага, жизни, здоровьяи т.п. Кроме этого, белый — свет, день, когда человек наиболее активен идеятелен, когда он воспринимает окружающее ясно и отчетливо. Оптически, белый — эталон чистоты, противоположность хаоса и грязи и поэтому служит образцомчистоты мыслей и поведения. Таковы основные психобиологические источники символикибелого цвета, позволяющие понять его магическое значение в жизни первобытногочеловека. [В.У. Тэрнер 1983: 150-168]
Вторым важнейшим цветом вжизни первобытных людей был черный цвет. Если белый означал свет, то черный –мрак, если белый – жизнь, то черный – смерть, белый – чистота и порядок, черный– грязь и хаос. Тем самым, черный — антипод белого. Оптически, контраст белогои черного наиболее сильный; также контрастны и символические значения этих двухцветов. Белый и черный относятся к дуальным символам и, как отмечает Х.Э.Керлот (1994), подобно всем дуальным формулам имеют непосредственную связь свеликим мифом о Близнецах. Члены дуальной пары (люди, животные, растения ит.д.) имеют противоположную окраску, что отражает противопоставление двух миров.[Х.Э. Керлот 1994: 65-70]
Для примера, приведемнаиболее важные символические значения черного цвета для Ндембу:
1.Зло, дурные вещи;
2.Отсутствие удачи,чистоты;
3.Страдание;
4.Болезни;
5.Ведовство и колдовство;
6.Смерть (в том числе иритуальную);
7.Половое влечение;
8.Ночь, тьма.
Черный – антитезис белого,противоположная сторона жизни. Все самое негативное в жизни первобытных людейвыражал черный. Злые силы, враждебные человеку, в представлениях древних имеличерный цвет. В отличие от «белой» «черная магия» апеллирует к силам зла, иприводит человека к гибели и проклятию.
Наиболее важные значениячерного – небытие, смерть, хаос, разрушение. Черный цвет используется вмагических ритуалах, тема которых связана со смертью, окончанием или прерываниемчего-либо, вмешательством в жизнь человека враждебных ему сил и т.п. Отсюдастановится понятна роль черного в ритуале инициации. Раскрашивание чернымцветом тел посвящаемых, означало их ритуальную смерть — окончание предыдущегоэтапа существования.
Черный такжеиспользовался для защиты от сглаза и порчи, но смысл этой символической защитыв сравнении с белым другой. Если над белым зло, по мысли первобытного человекав принципе, не властно, то использование черного означало, что его носитель необладает ничем, что могло бы быть достойным зависти. Исходя из этого, на лицановорожденных наносили черные точки, чернили животных, дома (черныйкраеугольный камень) и т.д. [В.У. Тэрнер 1983: 234]
Черный считался цветомзлого колдовства и ведовства. К «черным магам» относились со страхом ивраждебностью. На жилища людей, подозреваемых в злом колдовстве, наносиличерную краску. Выражение — «у него черная печень» означает человека со злыминамерениями. Несмотря на то, что все негативное в жизни первобытного человекасимволизировалось черным, этот цвет обладал не только отрицательнымизначениями, но и положительными, то есть, в отличие от белого, являлсяамбивалентным символом. Например, у племен засушливых районов Африки черныйпочитается как цвет дождевых туч, а люди с особо черными волосами считаютсякрасивыми. Интересна связь черного с половым влечением. У Ндембу черныйсчитается цветом, возбуждающим половую страсть, поэтому женщины этого племениспециально чернят свои половые органы. В случае удачного полового акта в первуюбрачную ночь у порога молодоженов рассыпают черный пепел. [Б.А. Базыма 2005:23]
Истоки символики черноготакже необходимо искать в психобиологическом опыте первобытных людей. Черный — это отсутствие света, ночь, когда активность человека снижена, и он не можетхорошо ориентироваться в окружающем, становится беззащитным перед стихиями ихищниками. Черный – отсутствие сознания, сон, подобный смерти, цвет пепелища ираспада. Черная река — река смерти и забвения. Е.П. Блаватская отмечала, что упервобытных людей черный символизирует внутреннюю или подземную сферу мира,Скрытый Источник, из которого исходит первоначальная (черная, оккультная илибессознательная) мудрость.
Заключает триаду«основных» цветов для первобытных людей красный цвет. В отличие от белого ичерного он относится к хроматическим цветам и из всех трех является наиболееамбивалентным символом. По данным В. Тэрнера, для Ндембу красный выражает т.н.«красные вещи», которые сделаны из крови или красной глины. Символические значениякрасного определяются «видом» крови:
1.Кровь животных;
2.Кровь последа(роженицы);
3.Кровь всех женщин(менструальная кровь);
4.Кровь процедуры обрезаниякрайней плоти;
5.Кровь убийства;
6.Кровь колдовства иведовства (связанная с некрофагией). [В.У. Тэрнер 1983: 254]
Все «красные вещи»разделяются на две категории, в зависимости от того, приносят они добро илизло. Но, независимо от своей валентности, все «красные вещи» обладают силой,т.к. кровь — сила, без нее человек умирает. Сила — главное значение красного иэтим объясняется его роль в качестве магического средства. Например, в ритуале,посвященном рождению ребенка, новорожденному наносились красные точки наголову, половые органы и другие части тела для того, чтобы он рос здоровым исильным. По мнению этого же автора рисунок красной руки перед входом впервобытную пещеру служил для отпугивания злых демонов. Раскрашивание краснойкраской лиц воинов, магически, должно было придать им силу и храбрость иодновременно устрашить врагов. Как символ силы, красный использовался и вкачестве средства от сглазов и наговоров. Уже первобытные люди считали красныйлечебным цветом, способным заживлять раны и возвращать здоровье. С этой целью кпораженным участкам тела прикладывались красные тряпки или глина. Также онинаносили кровь на предметы, которые хотели оживить.
Важную роль красный цветиграл в обрядах очищения. Члены племени, участвовавшие в процедуре обрезания,должны были на протяжении определенного времени носить на руках и шее предметыкрасного цвета. В сочетании с белым цветом красный составляет т.н.«жизнеутверждающую пару», символизирующую добрые силы, могущество, почет,власть и богатство. В паре с белым нивелируются отрицательные значения красногои, наоборот, сочетание красного и черного усиливает негативные стороны красногоцвета, придает ему зловещий характер, и с точки зрения древней магии,символизирует злые силы. [Б.А. Базыма 2005: 32]
Символические значениякрасного объясняются его связью в сознании древних с кровью. Красный – третья рекаверховного Бога, цвет одной из самых важных жидкостей человеческого организма.Причем, связь красного с кровью для первобытного сознания более существенна,чем с огнем. Главенство белого, черного и красного в цветовой символикенаблюдается, практически, у всех ныне живущих племен Африки спервобытнообщинной организацией. Это Догоны, Маны, Бакту, Семанги, Сакаи и другие.Сходная картина отмечается и на Мадагаскаре. У первобытных племен этого островачерный выражает низменное, неприятное, злое; белый – радость, свет, надежду,чистоту; красный – силу, могущество, богатство, успех. Пещерные росписиавстралийских аборигенов также, в основном, выполнены этими тремя красками.Белый у них символизирует воду, а красный – кровь. Практически, сходныезначения «основных» цветов наблюдаются и в Северной Америке у индейцев племениЧироки: белый – мир, счастье; красный – успех, торжество; черный – смерть. Впалитре первобытных людей присутствуют и другие цвета. В частности, синий ижелтый. Но эти цвета не являются «самостоятельными». Желтый «тяготеет» (всимволическом плане) к белому, а синий — к черному. Принципиальное сходствоцветовой символики у первобытных народов различных частей света позволяет намвслед за В. Тэрнером трактовать цветовую триаду как архетип человека. Дляпервобытного человека три «основных» цвета – не просто различия в зрительномвосприятии различных частей спектра, а сокращенное или концентрированноеобозначение больших областей его психобиологического опыта, затрагивающее какразум, так и все органы чувств, и связанное с первичными групповымиотношениями. Поскольку этот опыт имеет своим источником саму природу человека,он является всеобщим для всех людей как представителей человеческого рода.Поэтому символический смысл цветовой триады является принципиально схожим всамых различных культурах. [Л.Н.Миронова 1993: 176]1.2 Символика цвета в странах Востока
В Древнем Китае цветовая символика была связана с древней теорией мирозданияопределявшей пять стихий (дерево, огонь, землю, металл и воду). Эти стихиинеразрывно связывались с явлениями природы и жизнью китайского народа. Цветовыесимволы были сориентированы по странам света с центром мироздания посередине(желтый цвет). Цвета обозначали: желтый – Землю, Центр Мироздания, Государство,Времена года, планету Сатурн, музыкальную ноту Чжи, плодоносящее и сладкое; зеленый– Дерево, Восток, Весну, Юпитер, Дракона, Подданных, ноту Цзюэ, гибкое икислое; красный – Огонь, Юг, Лето, Марс, Феникса, Правосудие, ноту Шан,горящее, поднимающееся вверх, горькое; белый – Металл, Запад, Осень, планету Венеру,Тигра, Правителя, ноту Гун, изменяемое, острое; черный – Воду, Север, Зиму,Планету Меркурий, Черепаху, Смуту, ноту Юй, текущее вниз, мокрое и соленое.
Символикацвета в Китае проявляется в народных обычаях, обрядах, архитектуре и живописи.Красный цвет Юга был символом радости на праздниках, свадьбах иразличных.торжественных ритуалах. В таких случаях на музыкальные инструментынатягивались красные струны, а поздравления писали на красной бумаге. Северныепекинские ворота и сейчас окрашивают в черный восточные – в сине-зеленый, южные– в красный, западные – в белый цвета.
В Тибете белым цветом символизировали Небо и Мужское начало, а черным– Землю и Женское начало. Тибетские божества («властелинов земли») размещали накруге, ориентировали по странам света и обозначали животными. В центре кругапомещали желтую (золотую) обезьяну, на севере – белую черепаху, на юге – голубогодракона, на западе – красную птицу, на востоке – белого тигра. Прижертвоприношениях «властелинам земли» на круге ориентировали фигурки быков:зеленый бык – на север, желтый – на юг, белый – на восток, красный – на запад.Всех богов символизировали различными цветами: главную богиню, мать всех«властелинов земли» и хранительницу дверей земли обозначали желтым цветом,богиню болезней и лекарств – голубым, домашнего бога – красным цветом. БогинюВесны изображали черной на желтом муле, богиню Лета – красной на синем яке,богиню осени – желтой на зеленом слоне, а богиню Зимы – синей на красном верблюде.В обрядах применяли те же цвета, но без животных.
Японская культура испытала влияние древней китайской философии ипереняла китайский язык цветовых символов. В японской символике основныефилософские символы всего существующего «ян» и «инь» имеют те же, что и в Китае,цветовые обозначения: белое (светлое) и черное (темное). В искусстве Япониисимволы «ян» и «инь» обозначают два лица: «саби» – сдержанный колоритвнутренней красоты и «цуя» – цветастую яркость внешней красоты. Символическоезначение цвета не отделяется от выразительного, поэтому слияние и неразрывностьсимволов есть характерная черта японской культуры. [Л.Н. Миронова 1984: 234]
Особеннобольшое значение имеет цветовая символика в японском театре й, в частности, вактерском гриме «кумадори» театра «Кабуки». Здесь красный цвет представляетсмелость, справедливость и сверхчеловеческую силу, синий – злость, хладнокровиеи безнравственность, сине-фиолетовый – страх, черный и коричневый –божественность и потусторонность.
Символикацвета в Индии делится на брахманистскую и народную. Брахманистская выраженарелигиозно-философской формулой А-О-У-М, где:
А – коричневое,лимонно-желтое, бело-розовое, черное, Земля, Творение (будь!), вокальнаямузыка, пение;
О – голубое,кристально-белое, зеленое, фиолетовое, Вода, Сохранение (держись!), игра наструнных инструментах;
У – красное,оранжевое, шафранно-желтое, пепельно-серое, Огонь, Разрушение (пройди!), танец;
М –пурпурное, блеск золота, серебряный луч, алмазные переливы, все светящиесякраски – всецвет, Синтез, Всемуд-рость, симфония всемогущества.
Эта системасимволов была понятна только посвященным брахманам и распространения в народене получила. Народными цветовыми символами были три цвета, обозначающие основныежизненные начала: красный – Свет и Тепло (огонь, Солнце, Луна, молнии идр.), белый – Вода, черный – Пища. Пищу, обозначаемую изначальносущностным черным, делили на три субстанции и выражали дополнительно тремяцветами: красное ассоциировалось с субстанцией, дающей Тепло, белое– с субстанцией, дающей духовную пищу, а черное – с субстанцией отходов,вредных для организма.
БожестваИндии мистически символизировали особыми «божественными» цветами.Верховный бог – «Тот, кто един» и сам творит все цвета символизируется либо ослепляющимсветом, либо полной тьмой. Второстепенные боги разноцветны:
бог Пуруша –Прародитель земного и небесного сияет как золото, у негозолотые борода и волосы, а глаза розовые; богиня, «Олицетворяющая Землю» – красная,белая, черная; бог Громовержец Рудра – красно-коричневый ссиней шеей; богиня любви и «Волшебный конь бессмертия» — белые;богиня смерти Кали – черная в красной одежде с окровавленным ртом; богмертвых Яма – темно-синий в красном плаще.
 
1.3 Цветоваясимволика Ислама
 
Цветовая символика ислама сыгралав истории определенную идеологическуюроль. В борьбе с доисламской культурой ислам искоренил иконическую символику иантропоморфные изображения богов и в своей культуре активно применил чистые(неизобразительные) цвета, создал свою цветовую символику. В догматах исламасвет уже не соотносился с образами творца. Это было не абсолютное сияниебиблейского бога, а оптический феномен Природы, созданный им. Поэтому исламскийсвет имеет определенные значения: Солнце, Месяц, Звезда, Утро, Заря, Ночь исобственно Свет. В исламе от библейской трактовки отличается и символ Тьмы.Тьма не противопоставляется Свету, а находится с ним в причинной связи. Тьма –это одеяние Ночи, Тень – это творение Солнца, Тень – это космическая глубина,нечто непознаваемое, но реальное.
Первымосновным цветом в исламской символике считается белый как символсвятости и достоинства, а в ритуальной церемонии он является не трагическим, аблагостным символом траура. Белый цвет приобрел собирательное значение всегохорошего и наилучших качеств.Второй основной цвет – желтый как символблестящего Света, Солнца, Золота, Нетления, Радости.
Третийосновной цвет – красный, причастный к Свету. В отличие от библейскойсимволики, где красный символизировал жестокость и греховность, в исламе – этоположительный символ – Солнце, Огонь и Кровь как признак жизни, красоты исильных эмоций.Голубой – самый популярный цвет, ассоциируется с чистымнебом и водой, является символом Спокойствия и Благополучия, служит талисманомот вероломства и разных напастей.
Синий – символ спокойствия Ночи и Смерти,применяется в траурных церемониях.
Черный – отражает отрицательную сторонужизни в случаях, когда он соотносится с нечистой совестью и плохимипобуждениями. В положительных случаях черный цвет выражает глубину ума исердца. Черным обозначают высшую тайну мироздания. В этот цвет окрашено исвященное знамя династии абба-сидов. Главный священный символ исламского храма– черный камень.
Зеленый – главный цвет мусульманского Рая. Вэтом цвете соединяются и земное, и небесное начала. Зеленый цвет в исламе имеетисключительно положительное значение. Священное знамя Магомета и всегомусульманского мира – зеленое, что находит отражение в современной флаговой игеральдической символике.
Серый – это цвет злости и подлости, нищетыи несчастья.
Коричневый – цвет отвращения, разложения,распада и гибели.
Цветовыесимволы в исламе имеют не только понятийное и метафорическое значение, но иявляются средством цветового обозначения в алхимии, науке и жизни. В астрономииСолнце обозначают желтым, Марс – красным, Венеру – белым, Сатурн – черным,Меркурий – бирюзовым, Луну – зеленым цветами, Юпитер – цветом сандала. Днямнедели соответствуют цвета: понедельнику – зеленый, вторнику – красный, среде –бирюзовый, четвергу – цвет сандала, пятнице – белый,, субботе – черный,воскресенью – желтый.
Для выражениябольшей экспрессии цветовые отношения в исламе строились и на гармонии цветовыхпятен подобно музыкальным аккордам. Соотношения цветов в них определялиосновную цветовую тональность, которая могла быть «минорной» и «мажорной», т.е. по-разному напряженной и активной. [Л.Н. Миронова 1984: 234]
1.4 Символика цвета в христианской Западной Европе
цветсимволика ислам гете
В отличие отвосточных цветовых символических систем западно-европейская символика полностьюсосредоточивалась на идее бога и божественного происхождения всего прекрасногов мире. Священное писание утверждает, что свет и цвет прекрасны потому, что ихсотворил бог и навсегда установил смысловое значение священных слов и священныхцветов.
Главнымицветами в христианстве признавались белый, желтый (золотой), пурпурный икрасный. Зеленый цвет считался земным, а черный (наиболее удаленный от бога) — символом негативных явлений.Белый цвет символизировал Божественность, Святость,Веру, Чистоту, Благо. Все, что обозначалось белым, приобщалось к божественномучину.Желтый цвет в начале христианства имел положительный смысл как символСолнца и золота («златовидности Царя небесного»). Потом, начиная с XII-XIIIвв., желтый цвет получил негативный смысл и стал в готике символом лжи,предательства и бесстыдства; христопродавца Иуды.
Пурпурныйцвет – Величественный, Царственно красный. Свое значение он приобрел в ДревнемРиме, когда византийские императоры провозгласили себя божьими помазанниками,стоящими к богу ближе всех верующих. Пурпур был провозглашен символом высшейвласти, пурпурную тогу позволялось носить только римскому цезарю. Сенаторамразрешалось делать на одежде пурпурную кайму. Простому человеку запрещалосьносить пурпур под страхом смерти. Поэтому для простого народа и ортодоксальнойчасти духовенства пурпурный цвет приобрел узурпаторский оттенок и считалсякроме всего символом кровавой жестокости.
Красный –цвет священной крови Христа, пролитой во имя спасения людей. Второе значениекрасного цвета связано с образом священного огня, который воспылает в деньСтрашного суда.
Синий цвет вхристианстве символизировал божественность неба и божественность истины. Однаков католической Германии вначале существовал закон, по которому за применение «бесовской»синей краски рубили головы, а примерно через двести лет синий цвет в той жеГермании стал королевской краской.
Зеленый цветкак символ воскресения и весеннего обновления был заимствован христианами изегипетского культа Осириса с некоторым «приземлением» и стал менее духовен.
Черный цветсимволизировал отрицательные признаки ада, греха и мрака но в то же время – этосимвол монашества, смирения и отказа от мирской греховности. [Б.А. Базыма 2005: 26]
1.5 Символикацвета в общественной жизни Западной Европы
 
В отличие отрелигиозно-мистической цветовой символики христианства западноевропейскаяобщественная цветовая символика утверждалась выдающимися деятелями культуры,философами и учеными. Еще в древности Аристотель белым цветом обозначалВоду и Воздух, желтым – Солнце и Огонь, черным –Землю. Более образно использовал цвета Леонардо да Винчи: белый –Свет, желтый – Земля, зеленый – Вода, синий– Воздух, красный – Огонь, черный – мрак. Гегельсоздал символику в эмоционально-цветовом соответствии: светлое и желтое– это созидательное, жизненное, бодрое; темное и синее– тихое, кроткое, осмысленное; красное – мужское, царственное игосподствующее; зеленое – спокойное и нейтральное.
Ньютон создалсимволические эмоционально-световые ассоциации между музыкальными нотами ицветами спектра: до – красный, ре – оранжевый, ми –желтый, фа – зеленый, соль – голубой,ля – синий, си – фиолетовый.
Цветоваясимволика особенно прочно вошла в цветовую геральдику многих стран и даже имеласилу закона. Петр I ввел ее в России специальным Уложением. Символика цветовойгеральдики без религиозных символов строго соблюдается в гербах и флагахсовременных государств:белый цвет – Серебро, Чистота, Правдивость,Европа, Христианство; желтый – Золото, Богатство, Смелость, Азия,Буддизм; красный – Сила, Демократия, Революционность, Америка; зеленый– Плодородие, Расцвет, Юность, Австралия, Ислам; голубой –Невинность, Миролюбие; синий – Мудрость, Владение морем; фиолетовый– Печаль, Бедствие; черный – Траур, Смерть, Африка.
Современнаяцветовая символика включается в поэтические метафоры цвета и содержит признакипсихического эмоционального значения. В настоящее время создана расширеннаясистема цветовых символов:желтый цвет – Солнце, Свет, Радость,Ревность, Зависть, светлый, легкий, свежий, веселящий, юный, сияющий;
оранжевый – Зной, Энергия, Радость, Теплота,Спелость, излучающий, выступающий вперед, сухой, теплый, взволнованный;
красный – Огонь, Любовь, Страсть, Борьба,Динамизм, Гнев, Сила, Революция, близкий, жгучий, возбуждающий, громкий;
пурпурный – Великолепие, Достоинство, Власть,Держава, Зрелость, Богатство, компактный, исполненный внутренней силы,раскаленный, насильственный, торжественный, важный;
фиолетовый – Затмение, Старость, Вера, Совесть,Смирение, тупой, окутывающий, душный, угрюмый, тяжелый, сумрачный;
синий – Бесконечность, Космос, Тоска,Холодность, Верность, серьезный, укрепляющий, свежий, прохладный, удаляющийся;
изумрудный – Кристалл, Холод, Лед,Окоченелость, Вода, сдержанный, ледяной, утомленный, удаленный;
зеленый – Природа, Покой, Молодость,Безопасность, надежда, скромный, спокойный, влажный, мягкий, посредственный;
белый – Чистота, Невинность, Свет, легкий,свежий, прохладный, ослепительный, чудесный, блестящий;
черный – Тьма, Мрак, Траур, Смерть, темный,тяжелый, теплый, впитывающий, засасывающий;
серый – Достоинство, Звание, разный,дифференцирующий, нейтральный, знатный, важничающий;
коричневый – тяжелый, грубый;
светло-синий – отчужденный, равнодушный;
светло-коричневый(охра) – тупой,землистый;
лиловый – сентиментальный, раздражительный:
розовый – нежный, легкий;
темно-зеленый – успокаивающий;
бежевый – легкий;
темно-синий – тяжелый.
Всенациональные цветовые символики имеют широкий обобщающий смысл, которымоперировали философы, теологи, ученые и художники. Системы цветовой символикиимеют сходные признаки, разделяющие их на несколько групп.
Первая группаимеет наиболее распространенные (и наиболее древние) цветовые символы.Вследствие ассоциативности с натурой они наиболее живучи: белый –Свет, Серебро; синий – Небо, Воздух; черный – Мрак,Земля; красный – Огонь, Кровь; желтый – Солнце,Золото; зеленый – Природа, Растения.
Втораягруппа. Цветовые символы имеют отдаленное сходство с характерными особенностямиобъекта или понятия и в конкретной обстановке приобретают познавательноезначение. Как цветовая метафора, они приобретают выразительное (экспрессивное)значение в живописи, цветной фотографии и в искусстве различного художественногооформления: белый цвет – Светоносность, Духовность, Чистота,Невинность, Ясность; черный – Поглощение, Материальность,Беспросветность, Тяжесть; желтый – Сияние, Легкость, Динамизм;Близость, Радость; синий – Небесность, Глубина, Бесконечность,Холод, Бесстрастность; красный – Активность, Насильственность,Возбужденность, Страстность; зеленый – Спокойствие, Безопасность,Статичность, Благотворность. Третья группа – самые разнообразные и самыеусловные символы, цвет которых не имеет сходства с обозначаемым объектом илипонятием. Они составляют кодовые цветовые символы абстрактного обозначения: желтый– Буддизм, Богатство, Зависть, Ревность; синий – Религиозность, Мудрость,гласная Ы, нота Соль; красный – Демократия, Зло, Царь, религияБон, Вторник; зеленый — Ислам, Посредственность, Луна,Разрешение, Ангел и др.
В первой главе мырассмотрели цветовой символизм в истории и культуре человека различных эпох,религий и народов мира. Таким образом, можно сделать вывод, что в культуреразных народов эмоциональное и прикладное восприятие цвета очень различно, исвязано с длительной исторической традицией внутри относительно изолированногоразвития этноса, религии. Отсюда различие восприятия, например, белого и черного цвета(траурили радость – в зависимости от культуры, религии).
Поскольку в конкретномязыке и, шире, в конкретной культуре концентрируется исторический опыт ихносителей, ментальные представления носителей различных языков могут несовпадать.
ГЛАВА 2. Символикацвета в немецкой культуре и языке 2.1 Цветогармонические ряды новой эпохи
Достиженияфизической оптики 17 века в лице И. Ньютона («Лекции по оптике») привели ктому, что в эпоху Просвещения в Европе цветовой символ, практически, лишилсясвоего теологического содержания. Богословский этап цветовой символикиокончательно завершился, а если, и упоминалось о связи цвета и света сосверхчувственным миром, то, в основном, в метафорическом плане. Сам И. Ньютон втрадициях пифагорейской школы связывал семь спектральных цветов с семью нотамиоктавы. На основе этой идеи Луи Бертраном Кастелем был создан «цветовой орган».[И.Л. Ванечкина, Б.М. Галеев 2004: 161-169]
Цветовойсимволизм Просвещения характеризуется эклектичностью, замещением традиционногосодержания цветовых символов новыми ассоциациями и связями. Благодаря этому,цветовая символика из стройной и общедоступной, становится болееиндивидуализированной, испытывает на себе влияние различных культурныхтрадиций. Если в среде простого народа содержание цветового символа еще долгоевремя остается «простым» и традиционным, сохраняя свои древние корни, то всреде интеллектуальной элиты Просвещения активно формируются новые вариантыцветового символизма. В изобилии создаются абстрактные цветовые системы — «цветовые круги, треугольники» и т.д. В соответствие цвету ставятся какфизические явления и процессы, так и физиологические ощущения, нравственныекатегории и т.д.
Одним измалоизвестных авторов такой цветовой системы является немецкий ученый И. Цан(17 в.). Цан исходил из известной уже идеи (теория соответствий), что цветнаходится в определенной (жесткой) связи, практически, со всеми явлениями икатегориями и, поэтому, через цвет можно выразить весь мир.
В таблице 1приводятся подобные связи цвета. [Б.А. Базыма 2001: 45]
Таблица 1Белый Желтый Красный Синий Черный Чистый свет Очень легкая тень Окрашенный свет Тень Темнота Свет Умеренная тень Густая тень Темнота Радость Омраченная радость Чувствительность, смешанная с горечью Строгость Горечь Огонь Эфир Воздух Вода Земля Детство Юность Молодость Возмужалость Старость Ум. Разум Внимание Безумие Праздничность Неизвестность Бог Ангел Человек Зверь Растение Высокий звук первой струны Вторая струна лиры Средняя нота Предпоследняя нота Самый низкий звук последней струны
Благодаряхудожникам и ученым, расширяется список цветовых ассоциаций. Так французскийученый Роже де Пиль («Диалоги о цвете») разделяет цвета на «тяжелые» и«легкие», «удаляющиеся» и «приближающиеся», «земные» и «воздушные»,«впечатляющие» и «малозаметные». Используя свою «семантическую систему», Рожеде Пиль дает цветам принципиально новые описания, во многом, напоминающие языкописания семантического дифференциала Ч. Осгуда (1957). Так коричневый цветопределялся Роже де Пилем как «тяжелый, земной, выступающий» (ср. с факторами«А» и «Р» семантического дифференциала Осгуда).
В 18 векевозникает еще одна наука, в сферу интересов которой входит проблема цвета, — физиологическая оптика. Ж. Бюффоном было введено понятие «субъективных цветов»,т.е. таких, которым не соответствует какой-то внешний объект. Под субъективнымицветами понимались различные цветовые иллюзии, например, цветовые ощущения,возникающие при надавливании на глазное яблоко. Этот век можно принять за точкуотсчета для третьей составляющей учений о цвете — психологии цвета,возникновение которой связано с именем великого поэта Германии Й.В. Гете(«Учение о цвете»). Работа Гете не потеряла актуальности и в настоящее время. [И.В.Гете 1996: 281]2.2 Цветогармоническая система Гете
Его «Учение оцветах» – сочинение о норме цветовой гармонии. У Гете каждый цвет — это сгустокэмоциональной сущности, имеющий свой темперамент и по-разному проявляющийся встолкновении с другими цветами. Эмоциональные реакции на эти взаимоотношенияявляются эстетической основой цветовой гармонии. По Гете основных цветовустанавливалось шесть с образованием двух цветовых треугольников (рис. 1). Двацвета — желтый и синий располагались по горизонтали — первая «характернаяпара». Она являлась основанием первого цветового треугольника, на вершинекоторого Гете утверждал пурпурный цвет. Над желто-синей он располагал вторую «характернуюпару» — оранжево-фиолетовую и вниз от этого основания строил второй цветовойтреугольник, вершина которого отводилась «плебейскому» зеленому цвету. Такимпостроением Гете впервые установили иерархию гармонических взаимосвязей в своемшестицветном круге. [И.В. Гете 1996:286]

/>
Рис. 1 — Цветовые треугольники Гете
/>
Рис. 2 — Цветовой круг Гете           Рис. 3 — Цветовыетриады Рунге
В«Шестицветном круге Гете» имеется три типа парных взаимосвязей: гармоническая,характерная и нехарактерная (рис. 2). Гармонические пары цветов — пурпурно-зеленая, фиолетово-желтая и оранжево-синяя. По Гете ихэмоционально-выразительное значение заключается в том, что противоположные цвета«нашли» друг друга и образовали целое, дающее человеческому духу ощущениеумиротворяющей полноты. Характерные пары цветов — желто-синяя, желто-пурпурная,сине-пурпурная, оранжево-фиолетовая, оранжево-зеленая и фиолетово-зеленая. ПоГете желто-пурпурная, сине-пурпурная и оранжево-фиолетовая пары имеют характервялый, несколько ограниченный со склонностью к великолепию, а желто-синяя парабедна, банальна и обыденна.
В цветовомсообществе живописной картины каждой «характерной паре» должно быть найденоместо соответственно ее темпераменту.Нехарактерные пары цветов — желто-зеленая,желто-оранжевая, оранжево-красная, красно-фиолетовая, фиолетово-синяя,сине-зеленая. По Гете желто-зеленая пара вульгарно-пошлая, а сине-зеленая — грубая, противная и просто «дурацкая».
«Определив»цвета по-своему, Гете классифицировал типы колоритов, из которых выделил триосновных: могучий, нежный и блестящий. В этих колоритах преобладают: в«могучем» — активные «мажорные» красные тона; в «нежном» — пассивные «минорные»зелено-синие, а в «блестящем» согласуются «мажорные» и «минорные» сочетанияцветов круга. В живописи общую приглушенность насыщенности Гете объяснялслабостью и неуверенностью колорита (впоследствии приглушенную насыщенностьОствальд признал главным достоинством колорита). Гете считал фальшивымколоритом полное подавление всех цветов одним цветовым тоном, что всегда разоблачалопсевдоколористов всех времен и народов.
Пестроеразноцветное изображение, не имеющее ни познавательного, ни выразительногозначения (негармоничность и неколоритность), было названо Гете безнравственным.Такое суждение о манере исполнения до сих пор распространено в искусстве.«Учение о цветах» Гете характерно степенью нормирования цвета. В толкованиисущности колорита было выражено глубокое понимание общественного эстетическогозначения цветовой гармонии.
Идеюшестицветного цветоряда интерпретировали и развивали Рунге, Шопенгауэр, Адаме,Делакруа, Хельцель, Ван Гог, Кандинский, Клее, Иттен и другие. [Т.В. Козлова1989: 15]

2.3Символика цвета в немецком языке
Как уже было сказаноцвета национальны. Цветовая символика у разных народов может не совпадать, таккак каждый народ по-своему соотносит определенный цвет с той или инойситуацией. На протяжении столетий символика цвета у немцев сохранялась почтибез изменений.
Weiß— белый
Ассоциируется у немцев сневинностью, чистотой, нежностью; традиционный цвет свадьбы. Свадебные экипажи –белого цвета; раньше и свадебные букеты были белого цвета, в настоящее времяэто не обязательно. Катафалк у католиков – белого цвета.
WeißerSonntag– «белое» воскресенье; первоевоскресенье после Пасхи, когда происходит конфирмация. Белый цвет девичьихплатьев, свечей, цветов олицетворяет невинность и чистоту Христа и тех, ктопринимает причастие.
(k)eine (blüten)weiße Weste haben– разг. иметь (не)запятнанную репутацию.Здесь белый цвет вызывает представление о честности и порядочности человека,например, политика.
Rot – красный
Символизирует страсть,торжество, огонь, революцию, свободу, любовь, преданность.
rote Rosen– красные розы, цветок любви.
Красный цветассоциируется с жизнью:
heute rot, morgen tot– говорится, если кто-либонеожиданно умирает.
sich etwas rot imKalender anstreichen— постаратьсязапомнитьважный для кого-либо день (буквально «подчеркнуть в календарекрасным»).
Blau – голубой
Синий цвет олицетворяеттоску, верность, доверие, бесконечность.
die blaue Blume— (литературное) голубой цветок, символ идеала и мечты унемецких романтиков.
ins Blaue(hinein)–наобум, на авось.
dasBlaue vom Himmel (herunter)versprechen– разг.обещать все что угодно.
j-m blauen Dunstvormachen– разг. втирать очки кому-либо, пускатьпыль в глаза, морочить. Здесь синий цвет символизирует неопределенность.
das Blaue vom Himmel(herunter) lügen– рассказыватьнебылицы; заливать. Здесь синий цвет олицетворяет обман, ложь, притворство.
Grün – зелёный
Холодный цвет; символизируетмир, спокойствие; плодородие, возрождение природы; символ жизни, процветания.
die grüneHochzeit– день свадьбы (буквально «зелёнаясвадьба»).
bei Mutter Grünschlafen– шутливое, переночевать под открытымнебом (буквально «спать у матушки-природы»).
Gelb – желтый
Символизирует измену,разлуку, ревность, раздражительность; немцы связывают желтый цвет с ненавистью,завистью, фальшью.
der gelbe Neid– черная зависть (у немцев – жёлтая).
sich gelb undgrün ärgern – быть вне себя, беситься.
eingelbesWunder!– Невероятно! Не может быть!
Schwarz– черный цвет
Черный цвет символизируетторжественность
zueinerFeierimschwarzenAnzugerscheinen – приходить на торжественное мероприятие в чёрном костюме.
А также печаль, скорбь,траур:
eineTrauerkartemitschwarzemRand– открытка с соболезнованиями с чёрной полосой.
inschwarzgekleidet– одетый в черное, в трауре.
Черный цвет используетсядля характеристики крайне неудачного, несчастливого дня:
ein schwarzer Freitag – черная пятница.
Черный цвет ассоциируетсяс чем-то тайным, используемым против других людей:
die schwarze Liste– черный список, список лиц, чем-либо неугодных власти,администрации и т.п., тайно составляемый с тем, чтобы в удобный моментрасправиться с ними.
Черный цвет вызываетпредставление о чем-либо нелегальном, незаконном: schwarz über dieGrenze gehen– нелегально переходить границу.
Таким образом, рассмотревсимволику цвета в немецкой культуре и языке можно сделать вывод, что цветовойсимволизм в Германии новой эпохи характеризуется эклектичностью, замещениемтрадиционного содержания цветовых символов новыми ассоциациями и связями.Благодаря этому, цветовая символика из стройной и общедоступной, становитсяболее индивидуализированной, испытывает на себе влияние различных культурныхтрадиций. Великий немецкий писатель Иоганн Вольфганг фон Гете установил шестьосновных цветов с образованием двух цветовых треугольников. Его иерархиейгармонических взаимосвязей в шестицветном круге до сих пор пользуются во всеммире. А также в этой главе произведен анализ использования цветовых символов внемецком языке.

ЗАКЛЮЧЕНИЕ
 
Очевидна глубокая инеслучайная связь цветовой символики с различными пластами человеческогосознания и общественно-культурной жизни людей. Основные этапы развитияцветового символизма: космологический, религиозный и социально-психологический.
Несмотря на то, что, на протяжении человеческой истории содержание цветовых символов претерпело немалые изменения – менялась их трактовка и отношение к ним – ядро цветовой символики оставалось неизменным. Речь идет о той части содержания цветового символа, которая остается даже в том гипотетическом случае, когда цвет лишается всех своих внешних, предметных ассоциаций. Последние зависят от культурных традиций и опыта. Но и без них цвет не лишается своего «первоначального» смысла и не превращается в фикцию. Цвет – не «чистая доска», на которую человек может записать, все что ему вздумается. Цвет вызывает определенные и специфические изменения в психическом мире человека, интерпретация которых порождает то, что мы называем цветовыми ассоциациями и символами, впечатлениями от цвета. Например, красный цвет вызывает возбуждение, именно он, а не мы сами. Возбужденность – его объективное свойство.
Можно сказать, что цветовая символика – лишь только верхняя часть айсберга всех тех взаимосвязей и отношений между цветом и человеческой психикой. Основанием его являются объективные законы цветового воздействия на человека.

СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННОЙЛИТЕРАТУРЫ
1. Базыма Борис Алексеевич, кандидат психологических наук. — Цвети психика. Монография. Харьков, 2001.
2. Гете И.В. Кучению о цвете (хроматика). В: Психология цвета. Сб. Пер. с англ. — М.:“Рефл-бук”, К.: “Ваклер” 1996.
3. Гете И.В. Трактато цвете. //Избранные сочинения по естествознанию. М., 1957.
4. Кандинский В. Одуховном в искусстве. Психология цвета. Сб. Пер. с англ. — М.: “Рефл-бук”, К.:“Ваклер” 1996.
5. Керлот Х.Э. Словарьсимволов. М., 1994.
6. Козлова Т.В. Цветв костюме. – М., 1989. – 40 с.
7. Лосев А.Ф.Философия. Мифология. Культура. М., 1991.
8. Миронова Л.Н.Семантика цвета в эволюции психики человека // Проблема цвета в психологии. –М., 1993. – 207 с. С.172 – 187.
9. Миронова Л.Н.Цвет в изобразительном искусстве. – Мн., 2002. – 151 с.
10. Миронова Л.Н.Цветоведение. Минск, 1984.
11. Николаев С.М.Камни – мифы, легенды, суеверия. Новосибирск, “Наука” Сибирская издательскаяфирма РАН, 1995.
12. Обухов Я.Л.:Красный цвет, Журнал практического психолога, 1996, № 5.
13. Обухов Я.Л.Образ-рисунок-символ, Журнал практического психолога, 1996, № 4.
14. Обухов Я.Л. Синийцвет, Журнал практического психолога, 1996, № 6.
15. Самарина Л.В.Традиционная этическая культура и цвет (Основные направления и проблемызарубежных исследований) //Этнографическое обозрение. М., 1992. N 2.
16. Сб. науч. Трудов / Ред. сост. З.Е. Журавлева. — М. — Ижевск: Институт копьютерных исследований, 2004.
17. Сычев Л.П., СычевВ.Л. Китайский костюм. М., 1975.
18. Тэрнер В.У.Проблема цветовой классификации в примитивных культурах (на материале ритуалаНдембу). //Семиотика и искусствометрия. М., 1972.
19. Тэрнер В.У.Символ и ритуал. М., 1983.
20. Фойгт В., ЗуккерУ. И.В. Гете – естествоиспытатель. Пер. с нем. Киев, 1983.
21. Фрейденберг О.М.Миф и литература древности. М., 1978.
22. Фрумкина Р.М.Цвет, смысл, сходство. М., 1984.
23. Фрэзер Д. Золотаяветвь. М., 1928.
24. Щуцкий Ю.К.Китайская классическая «Книга перемен». М., 1960.
25. Chevalier J. / Ghreerbrant, A.: Dictionnairedes symboles, Paris 1974.


Не сдавайте скачаную работу преподавателю!
Данный реферат Вы можете использовать для подготовки курсовых проектов.

Поделись с друзьями, за репост + 100 мильонов к студенческой карме :

Пишем реферат самостоятельно:
! Как писать рефераты
Практические рекомендации по написанию студенческих рефератов.
! План реферата Краткий список разделов, отражающий структура и порядок работы над будующим рефератом.
! Введение реферата Вводная часть работы, в которой отражается цель и обозначается список задач.
! Заключение реферата В заключении подводятся итоги, описывается была ли достигнута поставленная цель, каковы результаты.
! Оформление рефератов Методические рекомендации по грамотному оформлению работы по ГОСТ.

Читайте также:
Виды рефератов Какими бывают рефераты по своему назначению и структуре.