Реферат по предмету "Культура и искусство"


Художественное оформление спектакля и техника безопасности на сцене

План
 
1. Способы и приемы работы режиссеранад художественным оформлением спектакля, театрализованного представления
2. Основные требования техникибезопасности при работе с осветительным оборудованием, проекционнымоборудованием, аппаратурой на сценической площадке
Список литературы

1. Способы и приемыработы режиссера над художественным оформлением спектакля, театрализованногопредставления
Задача режиссера вотношении художественного оформления спектакля состоит в том, чтобы направитьтворчество на поиски такой внешней среды для игры актеров, которая помогала быим раскрывать содержание каждой сцены, осуществлять заданные им действия ивыявлять через них свои переживания.
Станиславский соглашался,что «пышная постановка, богатая мизансцена, живопись, танцы, народные сценырадуют глаз и ухо», больше того, он признавал, что «они волнуют и душу», носчитал при этом, что они «не проникают так глубоко в нее, как переживанияартистов». Он утверждал: «Не режиссерская постановка, а они (переживания)вскрывают сердечные глубины артистов и зрителей для их взаимного слияния».
Разумеется, внешние формысценической выразительности могут быть самыми разнообразными, и мерасценической условности в них может быть самой различной. Это зависит отособенностей драматургического произведения и его режиссерской интерпретации.
Однако два закона,которым должно подчиняться художественное оформление спектакля, кажутсяобязательными во всех случаях.
Во-первых, режиссердолжен стремиться найти для актерской игры в данном спектакле такую внешнююсреду (вещественную, декоративную, музыкальную, звуковую), которая помогла бывыявлению смысла пьесы и возникающих на сцене человеческих переживаний.
Во-вторых, внешнееоформление в театре никогда не должно заключать в себе все, из чего состоитживущий в воображении режиссера образ. Всегда следует оставлять кое-что на долютворческого воображения зрителя. Вещественный мир, находящийся на сцене, долженбудить фантазию зрителя в нужном направлении, чтобы она могла создать целое наосновании тщательно подобранных режиссером характерных признаков.
Нужно с довериемотноситься к творческой фантазии зрителя. Вызвать в зрителе творческий процесспутем возбуждения в нем всякого рода чувственных представлений, воспоминаний иассоциаций — в этом задача театрального режиссера в отличие от режиссера кино,который всегда имеет возможность дать вполне законченную картину внешней среды.
Режиссер должен спервапрочувствовать те представления о внешней обстановке, которые могут возникнутьу зрителя под воздействием авторского текста. Потом, прилежно посещаярепетиции, понять, в какой степени игра актеров способна охарактеризоватьобстановку и место действия. И только после этого он может решить, чем же ондолжен дополнить уже возникшие у зрителя представления, чтобы в воображениизрителя родился вполне законченный целостный образ.
Так условный прием втеатральном искусстве может быть поставлен на службу реализму. Условность, окоторой идет речь, не имеет ничего общего ни со стилизацией, ни сосхематизацией, ни с конструктивизмом, ни с чем-либо вообще, что хотя бы вмалейшей степени упрощает или искажает действительность. Правда жизни — таково назначение,смысл и цель любого сценического приема в реалистическом искусстве, котороехочется видеть освобожденным от всего лишнего, строгим и сдержанным во внешнихдекоративных приемах, но зато бесконечно богатым, разнообразным и щедрым впроявлениях жизни человеческого духа. Но носителем этой жизни является актер.Поэтому вопрос о творческих взаимоотношениях между режиссером и актеромвозникает как коренной вопрос творческого метода в области режиссуры.
2. Основные требованиятехники безопасности при работе с осветительным оборудованием, проекционнымоборудованием, аппаратурой на сценической площадке
Согласно Правилам техникибезопасности для театров и концертных залов, утвержденным Министерствомкультуры СССР 23 мая 1979 г., проектирование механического оборудования сцен иэстрад, постановочного освещения и звуко-кино-технологического оборудованияновых и реконструируемых зданий театров и концертных залов должно выполнятьсясилами специализированных проектных организаций.
Общее руководство работойпо технике безопасности и производственной санитарии и ответственность засоблюдение действующего законодательства по охране труда, выполнение правил,норм, инструкций и решений вышестоящих организаций по технике безопасности ипроизводственной санитарии в театре, концертном зале возлагается на директора ина лицо, назначаемое приказом директора: на директора-распорядителя,заместителя директора, на главного инженера. Непосредственная организацияработы по технике безопасности и производственной санитарии и осуществлениеконтроля за проведением мероприятий по созданию безопасных условий труда втеатре, концертном зале возлагается на старшего инженера (инженера) по техникебезопасности. Старший инженер (инженер) подчиняется непосредственно лицу,ответственному за технику безопасности в театре, концертному залу.
Согласно Правиламустройства электроустановок (ПУЭ), утвержденных Министерством топлива иэнергетики Российской Федерации приказом от 6 октября 2002г, сценическаяплощадка (сцена) — специально оборудованная часть здания, предназначенная дляпоказа спектаклей различных жанров. В состав сцены входят: основная игроваячасть (планшет сцены), сообщающаяся со зрительным залом портальным проемом,авансцена, аръерсцена и боковые карманы, объединенные проемами в стенах сосновной игровой частью сцены, а также трюм и надколосниковое пространство.
Постановочное освещение — освещение, предназначенное для светового оформления театральных постановок,концертов, эстрадных и цирковых представлений.
Технические аппаратные — помещения,в которых размещаются осветительные и проекционные приборы, устройствауправления постановочным освещением, аппаратура связи, электроакустические икинотехнологические устройства, электроустановки питания и управленияэлектроприводами механизмов сцены (эстрады, манежа).
Таблица 1. Категорииэлектроприемников зрелищных предприятий по надежности электроснабженияНаименование электроприемника Категория по надежности электроснабжения при суммарной вместимости зрительных залов, чел. менее 800 800 и более 1. Электродвигатели пожарных насосов, автоматическая пожарная сигнализация и пожаротушение, системы противодымной защиты, оповещения о пожаре, противопожарного занавеса, освещения безопасности и эвакуационного I I 2. Электроприемники постановочного освещения III II 3. Электроприемники сценических механизмов III II 4. Электроприемники технических аппаратных и систем звукофикации III II 5. Остальные электроприемники, не указанные в пп. 1-4, а также комплексы электроприемников зданий с залами вместимостью 300 мест и менее III III
Согласно общимтребованиям ПУЭ Питание электроприемников должно осуществляться от сети 380/220В с системой заземления ТN-S или ТN-С-S. При реконструкции зрелищныхпредприятий, имеющих напряжение сети 220/127 или 3х220 В, следуетпредусматривать перевод сети на напряжение 380/220 В с системой заземления ТN-Sили ТN-С-S.
Выбор нестандартногонапряжения для электроприемников постановочного освещения и электроустановокмеханизмов сцены, питаемых от отдельных трансформаторов, выпрямителей илипреобразователей, должен осуществляться при проектировании.
Питание электроустановокзрелищных предприятий может осуществляться как от собственной (абонентской) ТП(встроенной, пристроенной или отдельно стоящей), так и от ТП общего пользования.К линиям 0,4 кВ, питающим зрелищное предприятие от ТП общего пользования, недопускается присоединение электроустановок других потребителей. Допускаетсяосуществлять питание электроустановок других потребителей от собственной(абонентской) ТП зрелищного предприятия.
К линиям,питающим электроакустические и кинотехнические устройства, подключение другихэлектроприемников не допускается.
Допустимые отклонения напряжения у осветительных приборов должнысоответствовать требованиям ГОСТ 13109-87 «Электрическая энергия. Требования ккачеству электрической энергии в электрических сетях общего назначения».
Осветительныеприборы постановочного освещения должны иметь предохранительные сетки,исключающие выпадение светофильтров, линз, ламп, других внутренних частейсветовых приборов и осколков стекла или кварца в случае разрыва лампы.
Постановочноеосвещение, освещение пюпитров оркестра должны иметь плавное регулированиеяркости источников света. Для клубных учреждений при количестве мест взрительном зале до 500 допускается иметь нерегулируемое освещение.
В зрительныхзалах вместимостью более 500 мест рекомендуется предусматривать плавноерегулирование яркости источников света.
В помещенияхдля зрителей должно быть предусмотрено дежурное освещение, обеспечивающее пониженнуюосвещенность не менее 15% нормируемой в этих помещениях. Допускаетсяиспользовать в качестве части дежурного освещения аварийное или эвакуационноеосвещение.
В зрительныхзалах со стационарными киноустановками в случае аварийного прекращения кинопроекциидолжно предусматриваться автоматическое включение светильников, обеспечивающихне менее 15% нормируемой освещенности для режима освещения зала в перерывахмежду киносеансами.
Управлениерабочим и дежурным освещением должно быть предусмотрено: для сцены, эстрады — из аппаратной управления постановочным освещением, с пульта на сцене (эстраде).
Освещениебезопасности должно выполняться в помещениях сцены (эстрады), касс,администратора, гардероба, постов охраны, пожарного поста, техническихаппаратных, здравпунктов, ТП, КТП, ГРЩ, телефонной станции и в помещениях дляживотных в цирках.
Эвакуационноеосвещение должно быть предусмотрено во всех помещениях, где возможно пребываниеболее 50 чел., а также на всех лестницах, проходах и других путях эвакуации.
Световыеуказатели должны быть размещены над дверями по путям эвакуации из зрительногозала, со сцены (эстрады, манежа) и из других помещений в направлении выхода изздания и иметь окраску в соответствии с НПБ 160-97 «Цвета сигнальные. Знакипожарной безопасности. Виды, размеры, общие технические требования».
Световыеуказатели должны присоединяться к источнику питания освещения безопасности илиэвакуационного освещения или автоматически на него переключаться приисчезновении напряжения на питающих их основных источниках. Световые указателидолжны быть включены в течение всего времени пребывания зрителей в здании.
Управлениеосвещением безопасности и эвакуационным освещением должно предусматриваться изпомещения пожарного поста, из щитовой аварийного освещения или с ГРЩ (ВРУ).
Для освещениябезопасности и эвакуационного освещения, включаемого или переключаемого напитание от аккумуляторной установки, должны применяться лампы накаливания.
Люминесцентныелампы могут применяться при питании светильников от аккумуляторной установкичерез преобразователи постоянного тока в переменный.
Освещениепюпитров оркестрантов в оркестровой яме должно производиться светильниками,присоединенными к штепсельным розеткам.
В зрелищных предприятияхдолжна предусматриваться возможность присоединения иллюминационных и рекламныхустановок.
Питание электродвигателейпожарных насосов, систем противодымной защиты, пожарной сигнализации ипожаротушения, оповещения о пожаре следует предусматривать по самостоятельнымлиниям от подстанций, ГРЩ или ВРУ.
Электроприводы механизмовсцены должны автоматически отключаться по достижении механизмами крайнихположений. Электроприводы механизмов сценических подъемов, противопожарногозанавеса, подъемно-спускных площадок и подъемно-транспортных устройств (крометельферных) должны иметь аварийное автоматическое отключение переспуска ипереподъема непосредственно в силовой цепи, после срабатывания которого долженбыть исключен пуск электроприводов аппаратами ручного или автоматическогоуправления. При количестве сценических подъемов более десяти следуетпредусматривать на пульте механизмов сцены, а при его отсутствии — на пультепомощника режиссера, аппарат управления, обеспечивающий одновременноеотключение всех сценических подъемов.
Для аварийной остановкивсех механизмов, обслуживающих сцену (эстраду, манеж), должны предусматриватьсяотключающие аппараты, располагаемые не менее чем в двух местах, откуда хорошопросматривается работа этих механизмов.
Двери в огражденияхвращающейся части сцены (эстрады), подъемно-спускных площадок сцены и оркестра,софитов, технологических подъемников должны быть снабжены блокировочнымиустройствами, отключающими электродвигатели при открывании дверей иисключающими пуск механизмов после закрывания дверей без дополнительныхдействий (поворот ключа, нажатие кнопки и т.п.).
Механизмы, имеющие кромеэлектрического привода механический ручной привод, должны быть снабженыблокировкой, отключающей электропривод при переходе на ручное управление.
Контакты приборов иаппаратов, предназначенные для обеспечения безопасности, должны работать наразмыкание соответствующей цепи при исчезновении питания катушки данногоприбора или аппарата.
Противопожарный занавесдолжен быть снабжен блокировками, автоматически отключающими электродвигательпри ослаблении тяговых тросов и гравитационном спуске занавеса. Движениепротивопожарного занавеса должно сопровождаться световой и звуковойсигнализацией на планшете сцены и в помещении пожарного поста.
Управление дымовымилюками должно предусматривать возможность как одновременного открытия всехлюков, так и раздельного открытия и закрытия каждого люка. Допускаетсяпредусматривать закрытие дымовых люков вручную.
Управление лебедкойдымовых люков должно предусматриваться с планшета сцены, из помещения пожарногопоста-диспетчерской и помещения лебедки.
Подвижныеметаллические конструкции сцены (эстрады, манежа), предназначенные дляустановки осветительных и силовых электроприемников (софитные фермы, портальныекулисы и т.п.), должны быть подключены к защитному заземлению посредствомотдельного гибкого медного провода или жилы кабеля, которые не должныодновременно служить проводниками рабочего тока.
Подключениевращающейся части сцены и аппаратуры, размещаемой на ней, допускаетсяосуществлять через кольцевой контакт с двойным токосъемом.
Металлическиекорпуса и конструкции кинотехнологических устройств, а также распределительныхсистем и сетей электроакустики, телевидения, связи и сигнализации должныприсоединяться к защитному заземлению.
Электротехническиеи звуковоспроизводящие кинотехнологические установки, а также оборудованиесвязи и телевидения, требующие пониженного уровня шумов, должны подключаться,как правило, к самостоятельному заземляющему устройству, заземлители которогодолжны находиться на расстоянии не менее 20 м от других заземлителей, азаземляющие проводники должны быть изолированы от проводников защитногозаземления электроустановок.
Сопротивлениесамостоятельного заземляющего устройства должно соответствовать требованиямпредприятия — изготовителя аппаратуры или ведомственным нормам, но не должнопревышать 4 Ом.

Список литературы
1. Захава Б.Е.Мастерство актера и режиссера. – М., 2001.
2. Правила техникибезопасности для театров и концертных залов (утв. Министерством культуры СССР23 мая 1979 г.)
3. Правилаустройства электроустановок (ПУЭ) (утв. Министерством топлива и энергетикиРоссийской Федерации приказом от 6 октября 2002г.)
4. Рындин В.Ф. Каксоздается художественное оформление спектакля. — М., 1962.
5. СтаниславскийК.С. Моя жизнь в искусстве. — М., 1983.


Не сдавайте скачаную работу преподавателю!
Данный реферат Вы можете использовать для подготовки курсовых проектов.

Поделись с друзьями, за репост + 100 мильонов к студенческой карме :

Пишем реферат самостоятельно:
! Как писать рефераты
Практические рекомендации по написанию студенческих рефератов.
! План реферата Краткий список разделов, отражающий структура и порядок работы над будующим рефератом.
! Введение реферата Вводная часть работы, в которой отражается цель и обозначается список задач.
! Заключение реферата В заключении подводятся итоги, описывается была ли достигнута поставленная цель, каковы результаты.
! Оформление рефератов Методические рекомендации по грамотному оформлению работы по ГОСТ.

Читайте также:
Виды рефератов Какими бывают рефераты по своему назначению и структуре.